Бланк пожарной декларации. Декларация пожарной безопасности

Декларация по пожарной безопасности представляет собой один из документальных способов оценки соответствия. Данный акт содержит в себе совокупность мер, направленных на обеспечение полной пожарной безопасности на конкретном объекте.

Имеется ли на объекте пожарная сигнализация, нормально ли она функционирует? Предусмотрена ли в помещении необходимая система эвакуации? Владеет ли персонал компании основами безопасного обращения с огнем? На эти и многие другие вопросы призвана ответить декларация по пожарной безопасности, составляемая ответственным за противопожарную безопасность лицом или собственником объекта.

Другими словами, декларация пожарной безопасности – документ, который заполняется по разработанным государственными органами правилам и несет в себе информацию о соответствии конкретного помещения нормам противопожарной безопасности.

Законодательная база

К числу главных законодательных актов, регулирующих процедуру разработки, оформления и утверждения можно отнести:

  1. Федеральный закон под номером 123.
  2. Технический регламент по пожарной безопасности на объектах недвижимого имущества.

Предназначение и функции

Основное предназначение представленного вида декларации – обеспечение на конкретном объекте безопасных условий труда и деятельности.

Главными функциями данного документа являются:

  1. Проведение инструктажа персонала по вопросам противопожарной безопасности.
  2. Создание эвакуационных выходов из помещения и других компонентов системы пожарной безопасности на объекте.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Кто обязан иметь данный документ?

Согласно действующему в настоящее время законодательству, декларацию, направленную на соблюдение правил и норм пожарной безопасности обязаны иметь все юридические лица Российской Федерации.

Отдельное внимание следует уделить производственным предприятиям, а также организациям с повышенной опасностью возгорания и взрыва. На подобных объектах должен быть специалист – инженер по технике безопасности. В сферу его компетенции входит установление перечня возможных рисков, разработка системы страхования имущества третьих лиц и т.д.

Форма и описание разделов

Декларация по пожарной безопасности включает в себя из следующие разделы :

Процесс утверждения

Для получения заключения необходимо обратиться в территориальный орган МЧС по месту с разработанной декларацией.

Процесс утверждения документа занимает не более пяти рабочих дней . По истечении данного срока на объект выезжает команда экспертов для проведения оценки существующих рисков.

Если в ходе данного мероприятия будут выявлены нарушения или недочеты, то декларация будет отправлена на доработку.

При обращении в государственный орган вместе с декларацией по пожарной безопасности необходимо также иметь бланк расчета рисков и предполагаемого ущерба посторонним для организации лицам.

Сроки и периодичность декларирования

Декларация по обеспечению пожарной безопасности формируется и утверждается единожды для непосредственного подтверждения полного соответствия объекта установленным нормам.

Однако при проведении капитального ремонта сооружения оформление данного документа необходимо провести повторно.

Более подробно о представлении пожарной безопасности рассказано в следующем видео:

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Зачем нужна и что это такое

– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Декларация пожарной безопасности – важный документ, гарантирующий, что объект капитального строительства или его часть соответствуют нормам ПБ. Рассмотрим правила ее составления и предоставления в Госпожнадзор.

Из этой статьи вы узнаете:

Зачем нужна декларация пожарной безопасности, и что это такое

Определение

Всё необходимое – в подготовленном экспертами

ДПБ, как форма отчетности, была введена в 2008 году, однако за минувшее десятилетие еще не стала привычной формой, ведь на практике она требуется не всегда.

Кому и в каких случаях нужно разрабатывать декларацию

Объектом декларирования является объект капитального строительства или его отдельная часть (сооружение, помещение и т.д.). Однако не на каждое здание необходимо подавать ДПБ.

Исключения составляют:

  • Временные постройки и сооружения типа гаражей, навесов и киосков.
  • Детские сады, больницы, учреждения для престарелых граждан и инвалидов.
  • Малоэтажные (до 3 этажей) дома, а также нежилые здания той же высоты и общей площадью до 1500 кв.м, за исключением .

Впрочем, и в этих ситуациях может потребоваться ДПБ, если будут рассчитываться пожарные риски или здание страхуется от пожара.

Декларация предоставляется в территориальный орган Государственного пожарного надзора и проверяется им.

Обязанность организовать процедуру оформления декларации пожарной безопасности лежит на собственнике объекта.

Что ДПБ должна содержать

Форма заполнения ДПБ дана в Приложении к (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

О том, как правильно рассчитываются все пожарные риски,

Заполнять данный раздел следует не каждой организации: в этом нет необходимости, если здание стало эксплуатироваться до начала действия Федерального закона от 22 июля 2008 г. или в том случае, если исполнены требования технических регламентов и других нормативных документов по пожарной безопасности.

Обратите внимание: если ДПБ не содержит расчет пожарного риска, составить декларацию можно силами предприятия. Обычно руководитель поручает это сделать специалисту по пожарной безопасности или ответственному сотруднику. Заполнение ДПБ в таком объеме не требует услуг аккредитованной организации, достаточно четко соблюдать форму.

Раздел 2 , в котором собственник здания оценивает возможный ущерб от пожара имуществу, принадлежащему третьим лицам.

Сумма проставляется в рублях. Если в здании нет арендаторов и выполнены все требования по расстояниям между рядом стоящими сооружениями, её можно оценить как «ноль». Если здание застраховано, то необходимо привести полные реквизиты подтверждающих документов.

Раздел 3 , предназначенный для перечня нормативной документации и федеральных законов, требования которых обеспечены на данном объекте.

Куда и как нужно представить ДПБ

ДПБ заполняется по форме и направляется в территориальный орган Госпожнадзора . Если выбран бумажный носитель – отправляется по почте, если электронный – через соответствущие сайты МЧС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг , на которых предусмотрен вариант пошагового заполнения декларации.

После этого в течение трех дней данный документ проверяется, вносится в перечень, ему присваивается соответствующий регистрационный номер, о чем сообщается декларанту.

Отказ в регистрации ДПД может последовать в случаях, если указанные сведения не подтвердились, у объекта сменился собственник или изменилась техническая часть объекта.

Ответственность за отсутствие декларации

ДПБ необходимо предоставлять всем организациям, владеющим зданиями либо вводящим в эксплуатацию объекты капитального строительства (кроме указанных выше исключений). Если это не будет сделано вовремя или выполнено с нарушениями, то повлечет, как минимум, административную ответственность согласно .

Внимание, штраф!

Штрафы за отсутствие либо ложную информацию в ДПБ:

    Для ИП – от 1000 до 1500 р.

    Для должностных лиц – от 6000 до 15 000 р.

    Для организаций сумма штрафа еще выше – от 150 000 до 200 000 р.

Однако это еще не все. Если на объекте случится возгорание и пострадают люди, за неправильную или несданную ДПД наступает уголовная ответственность ().

За тяжелые повреждения здоровья лицо, нарушившее пожарную безопасность, будет наказано штрафом до 80 000 руб. либо на сумму полугодового дохода, или будет лишено свободы на срок до 3 лет, причем этому сопутствует дальнейшие ограничения по работе на определенных должностях.

В случае гибели при пожаре третьих лиц ответственный сотрудник будет отправлен в «места не столь отдаленные» на срок до 5 лет с тем же запретом на некоторые должности или деятельность.

До 1 мая с.г. в соответствие с Федеральным законом от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственникам зданий и сооружений необходимо предоставить в государственный пожарный надзор декларацию пожарной безопасности.
Предлагаем вашему вниманию пример оформления декларации пожарной безопасности.
Будем рады, если представленный документ поможет решить непростую задачу во взаимоотношениях с пожарным надзором.


Зарегистрирована:

Отдел государственного пожарного надзора
____________ района г. ________________
УГПН ГУ МЧС России по _______________

"__"______________ 2010 г.

Регистрационный № _______________________

ДЕКЛАРАЦИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящая декларация составлена в отношении ООО «_______________________»,
расположенного по ул. ____________, д. ____ в г. ________________ _________________.

Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица ______________________.
Идентификационный номер налогоплательщика ______________________.

Место нахождения объекта защиты:

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты:
Почтовый адрес:_______________________________.
Электронный адрес: ___________________

№ п/п Наименование раздела
1 2
I Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты:
не требуется
II Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
Здание построено в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по пожарной безопасности, в этой связи при соблюдении указанных норм и противопожарного режима, ущерб третьим лицам не может быть причинен
III

Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты
На объекте обеспечено выполнение всех требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых предусмотрено для противопожарной защиты зданий данного класса функциональной пожарной опасности, в том числе:


1. Федеральный закон от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
3. СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
4. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
5. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
6. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
7. СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».
8. СН 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
9. СН 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения».
10. СП 9.13130.2009 «Огнетушители».
11. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».
12. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;
13. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
14. ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования»;
15. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»;
16. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
17. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;
18. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
19. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
20. СНиП 31 - 05- 2003 «Общественные здания административного назначения»;
21. СНиП II-35-76* «Кровли»;
22. СНиП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»;
23. НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;
24. НПБ 110-03* «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
25. НПБ 104-03* «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;
26. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;
27. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (7 издание);
28. СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»;
29. СНиП 35-01-2001* «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
30. СНиП 23-02-2003* «Тепловая защита зданий»;
31. МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара»;
32. СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных установок».

В соответствие с вышеназванными нормативными документами на объекте предусмотрено выполнение следующих требований технических регламентов и нормативных документов в области пожарной безопасности, а именно:

Объект защиты имеет систему обеспечения пожарной безопасности.

Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
Пожарная безопасность объекта защиты обеспечена:
- в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами;
- требования нормативными документами по пожарной безопасности выполняются в полном объеме.

Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара:
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение последствий их воздействия обеспечивается следующими способами:
- применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
- устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
- устройство систем автоматического обнаружения пожара (автоматических установок пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
- применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и материалов с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий (сооружений) и классу их конструктивной пожарной опасности;
- применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.

Пути эвакуации людей при пожаре
Здание имеет объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение путей эвакуации, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.
К эвакуационным выходам в здании относятся выходы, ведущие из помещений первого этажа наружу, через коридор наружу и через лестничную клетку наружу.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей:
- установлено необходимое количество эвакуационных выходов;
- обеспечено беспрепятственное движение людей по путям эвакуации и через эвакуационные выходы;
- организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Эвакуационные выходы расположены рассредоточено. Высота эвакуационных выходов в свету составляет не менее 1,9 м, ширина не менее -1,2 м. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль выполнена не менее ширины марша лестницы. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода выполняется такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Двери эвакуационных выходов и двери на путях эвакуации открываются по направлению выхода из здания, из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не имеют запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Лестничные клетки имеют двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности.
В здании на путях эвакуации не допускается применение материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, Вl, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2. Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, ДЗ, Т2 для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации выполнены из негорючих материалов.
Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов не менее 1 м.
В полу на путях эвакуации перепады высот не менее 45 см.

Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам
Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей составляет 1,35 м;
Уклон лестниц на путях эвакуации не более 1:1; ширина проступи - 25 см, а высота ступени - 22 см.
Лестничные клетки имеют выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно.
Лестничные марши и площадки имеют ограждения с поручнями.
Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) предусмотрена горизонтальная входная площадка с глубиной 1, 5 м и шириной полотна наружной двери.
Ширина лестничного марша в здании не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
Каждый этаж здания имеет не менее 2 эвакуационных выходов. Ширина эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м, при числе эвакуирующихся более 15 чел. Поручни и ограждения в здании отвечают следующим требованиям:
- высота ограждений лестниц, используемых детьми, составляет 1,2 м;
- в ограждении лестниц вертикальные элементы имеют просвет не более 0,1 м - ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки выполнена 1,05 м.
Ширина эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширина маршей лестниц установлена в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины, выхода не более ___ чел.

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Система обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивает автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре, с целью организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений
В здании применяются основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности и строительные материалы с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий и сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности.

Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций
Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций обеспечивается за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.

Ограничение распространения пожара
Ограничение распространения пожара за пределы очага обеспечивается устройством противопожарных преград и применение огнепреграждающих устройств.

Первичные средства пожаротушения в здании
Здание обеспечено первичными средствами пожаротушения, в соответствии с нормами пожарной безопасности.
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения в здании определены в зависимости от вида горючего материала, объемно - планиоовочных решений здания, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала. При этом система противопожарной защиты здания (в том числе система обнаружения пожара, пути эвакуации людей и система противодымной защиты) обеспечивает возможность безопасной эвакуации обслуживающего персонала, участвующего в тушении пожара первичными средствами пожаротушения в безопасную зону в случае отказа первичных средств пожаротушения.

Проходы, проезды и подъезды к зданию
Ширина проездов для пожарной техники составляет не менее б метров.
Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания не менее 5 метров.
Тупиковые проезды заканчиваются разворотными площадками для пожарной техники размерами 17х 17 метров.

Размещение подразделений пожарной охраны
Объекты расположены в радиусе выезда подразделений пожарной охраны и не превышает 10 минут прибытия пожарных подразделений.

Системы пожарной сигнализации
Автоматические установки пожарной сигнализации смонтированы в здании в соответствии с проектно-сметной документацией, которые обеспечивают автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения и управления эвакуацией людей.
Автоматические установки пожарной сигнализации обеспечивают информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения и управления эвакуацией, управления системами противопожарной защиты.
Системы пожарной сигнализации обеспечивают подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала. Ручные пожарные извещатели установлены на путях эвакуации в местах доступных для их включения при возникновении пожара.

Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в здании
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в здании осуществляется:
- подачей световых и речевых сигналов во все помещения;
- трансляцией специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
- размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации, включение эвакуационного (аварийного) освещения;
Технические средства, используемые для оповещения людей и управления эвакуацией из здания при пожаре, разработаны с учетом возраста эвакуируемых людей.
Речевые устройства оповещения о пожаре не имеют разъемных устройств. Система оповещения и управления эвакуацией людей оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Огнестойкость и пожарная опасность здания
Степень огнестойкости здания установлена согласно предела огнестойкости строительных конструкций, функциональной пожарной опасности здания, класса пожарной опасности строительных конструкций.

Ограничение распространения пожара в здании
Помещения разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности. Требования к ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград установлены с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Противопожарные двери, люки выполнены с применением негорючих материалов группы НГ, обеспечивающих нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций.

Первичные средства пожаротушения. Требования к огнетушителям
Переносные огнетушители обеспечивают тушение пожара одним человеком на площади, указанной в технической документации предприятия – изготовителя.
Длина струи огнетушащего вещества из переносных огнетушителей обеспечивает безопасность человека при тушении пожара.

Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в здании
Строительные материалы, применяемые в здании, зависят от функционального назначения и пожарной опасности здания. Техническая документация на строительные материалы содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Область применения декоративно - отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в здании соответствуют техническому регламенту о пожарной безопасности.

Конструкции и оборудование систем вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты
Конструкции каналов вентиляционных систем выполнены из негорючих материалов с требуемой плотностью относительно газопроницаемости. Узлы креплений каналов вентиляционных систем (подвески) и их пересечений с ограждающими строительными конструкциями имеют пределы огнестойкости не ниже требуемых для таких каналов.
Противопожарные двери оснащены узлами уплотнения в местах их примыкания друг к другу, обеспечивающими при требуемых пределах огнестойкости минимально необходимые значения сопротивления дымогазопроницанию.

Требования строительных норм и правил пожарной безопасности ранее принятые и не противоречащих Федеральному закону от 22.07 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Для эксплуатации здания выполнены следующих мероприятий режимного характера:
На объекте разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для учреждения, для дежурного персонала, при проведении газасварочных работ.
Все работники допускаются к работе только после прохождения вводного противопожарного инструктажа, инструктажа на рабочем месте.
Приказом руководителя объекта назначен ответственный за обеспечение пожарной безопасности, который отвечает за своевременное выполнение требований пожарной безопасности в учреждении, предписаний, постановлений и иных законных требований государственного пожарного надзора.
Во всех помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Правила применения на территории учреждения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются инструкциями о мерах пожарной безопасности.
Приказом руководителя установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
В здании разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре.
В дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Световая, звуковая и визуальная информирующая сигнализация установлена у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Световые сигналы в виде светящихся знаков включаются одновременно со звуковыми сигналами. Частота мерцания световых сигналов не выше 5 Гц. Визуальная информация располагается на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения. Обслуживающий персонал прошел специальное обучение по программе пожарно-технического минимума.
Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, свободны для проезда пожарной техники, содержатся в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега и льда.
Курение на территории и в помещениях учреждения, не разрешается.
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Противопожарные системы и установки (средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства) здания содержатся в исправном рабочем состоянии.
Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов немедленно устраняются.
Обработанные (пропитанные), в соответствии с требованиями нормативных документов, деревянные конструкции в случае потери огнезащитных свойств, обрабатываются повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) проверяется не реже двух раз в год.
Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) здания содержатся в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям.
Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, закрыты на замок. На дверях указанных помещений установлена информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов остеклены и постоянно закрыты.
Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей здания очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, выполнены открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.
При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей используются помещения, обеспеченные не менее, чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2 этажа в зданиях с горючими перекрытиями.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по освещенности, количеству, размерам эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
Двери на путях эвакуации открываются свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов обеспечивает людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещено:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестницы, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах),
- при менять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
У обслуживающего персонала имеются электрические фонари. Количество фонарей определено руководителем объекта исходя из особенностей здания, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.
Эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
При эксплуатации действующих электроустановок на объекте запрещено:
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать не калиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания"
- размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Сети противопожарного водопровода находятся в исправном состоянии и обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности осуществляется два раза в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты находятся в исправном состоянии, а в зимнее время утеплены и очищаются от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещена. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года.
У гидрантов, а также по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели. На них нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав присоединен к крану и стволу. Не реже одного раза в год производится перекатка рукавов на новую скатку.
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией осуществляются в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание производится специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
Порядок использования систем оповещения определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

Настоящую декларацию разработал:
_______________________________
(Должность, фамилия, инициалы)
«____» ________________ 2010 г.

Теги: Декларация пожарной безопасности, законы и технические регламенты по пожарной безопасности, пути эвакуации, огнестойкость строительных конструкций, первичные средства пожаротушения

Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Составление декларации в кратчайшие сроки. Сдача в ОНД МЧС.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОСТАВЛЯЕТСЯ:

в соответствии с ФЗ №123 статьей 6 ("Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности ") Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона.

Декларация утверждается уполномоченным органом - МЧС России. В обязанности собственника здания, сооружения, строения или производственного объекта входит заполнение декларации в рамках реализации мер пожарной безопасности. Декларация в уведомительном порядке подается в уполномоченный орган. Важно помнить, что декларацию представляют до ввода в эксплуатацию объекта защиты.

Не всем предпринимателям необходима Декларация пожарной безопасности. Только те здания, сооружения и производственные объекты, для которых законодательством предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, должны иметь соответствующую декларацию. О форме Декларации и порядке ее подачи можно узнать из утвержденного приказа МЧС РФ «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

Заполняется Декларация в двух экземплярах, после чего ее с подписями направляют в территориальный отдел МЧС России. На проверку сведений, указанных в декларации у сотрудников МЧС России уходит 5 рабочих дней. Если нормативно-правовой акт заполнен правильно, то осуществляют его регистрацию. С момента присвоения декларации регистрационного номера в течение трех рабочих дней один экземпляр Декларации направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй хранится в органе МЧС России.



 

Возможно, будет полезно почитать: