Что такое гражданская позиция. Польза активной гражданской позиции

Размышление

Моя гражданская позиция

Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Чтобы определить свою гражданскую позицию, я обратился именно к этим компонентам.

Первый компонент - социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Моя самореализация осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений.

Мне нравится быть в центре всех начинаний,

участвовать в конкурсах, школьных делах.

Планировать путь достижения целей,

Себя только с хорошей стороны показать!

Второй компонент - гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет мне получить знания, не только в рамках школьной программы. Имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать.

В районе нашем среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришел.

Есть одна, но впрочем, всего не учесть,

Первая школа – моя гордость и честь!

Третий компонент - гражданские качества. Это, прежде всего, чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. Я с уверенностью и гордостью могу сказать, что я человек инициативный, творческий, ответственный, самостоятельный.

Я – главный помощник учителя в классе,

В Совете обучающихся я – командир.

Веду за собой единомышленников дружно,

Мы учимся строить по кирпичику жизнь!

Кроме того, активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.

Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я один из них. В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция.

Добровольный труд позволяет реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Я – лидер волонтёрской команды «Юный волонтер»

Пропаганду здорового образа жизни веду.

Пожилым помогаю и добром лишь живу.

Быть волонтером - это круто!

Ведь если силы есть - нельзя им пропадать.

А лучше тратить их во благо - людям помогать.

Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех!

Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей.

Ведь так приятно людям помогать, и не за деньги, без награды – просто так!

Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.

Завершить я хотел бы словами «Я хочу, чтобы успехи моего поколения легли в основу развития нашего любимого города».

Этот пост должен был появиться минимум два года назад.

Сегодня я буду говорить о себе, а вернее - о своей гражданской позиции и о гражданской позиции общества в Белгородской области. Давайте сразу отделим работу и мою общественную деятельность. Последние пять лет я живу и работаю в Москве, я люблю свою работу и работа любит меня. Я ценю свою работу - работа ценит меня. Взаимодействие с органами власти - это моя основная деятельность в компании. В связи с этим я очень часто знакомлюсь, общаюсь с представителями федеральных госорганов. В процессе общения со многими становимся товарищами или друзьями. Это всё, что я могу сказать о своей работе.

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Моя гражданская позиция - это неравнодушие к безобразию, творимому чиновниками своей страны, к коррупции и произволу. Это местами несогласие с политикой властей и способность высказывать своё мнение, идущее вразрез с "генеральной линией". Это противостояние действиям властей, которые нарушают мои права и права других людей.

У меня есть главный принцип - это объективность! Всё должно быть в рамках закона и всё должно быть прозрачно. Моя гражданская позиция проста - мы люди до тех пор, пока чувствуем чужие проблемы. Для меня интересы врачей, учителей, жителей деревни или города всегда стояли во главе моей общественной деятельности. Власть должна действовать исключительно в интересах своего народа, и вижу, что не всегда власть поступает так, как ей следовало бы.

В недавнишнем интервью Станислава Апетьяна (эксперт Фонда развития гражданского общества) он сказал следующее: "Есть хорошие примеры активных граждан: Сергей Лежнев - самый известный блогер Черноземья. Он суперактивный (инспектирует больницы, пишет запросы в прокуратуру, по которым реально сажают коррупционеров). По многим вещам достаточно критично относится к власти. Но человек занят реальным делом, в отличии от тех, кто занимается дискуссиями, например по поводу убийства Немцова" . Я не люблю радикальные позиции как в духе "Вся власть - плохая", так и "Вся власть - хорошая". В каждой ситуации я предпочитаю разбираться.

Я люблю цитировать Президента нашей страны В.В. Путина и сейчас приведу две его цитаты:

1. "Грань между оппозиционерами и "пятой колонной" внутренняя, её трудно увидеть внешне. В чём она заключается? Оппозиционер, даже очень жестокий, в конечном итоге до конца борется за интересы своей родины, а "пятая колонна" - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, и их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей. Лермонтов был оппозиционером? Конечно, он был оппозиционером власти, но он был патриотом" .

2. "Власть должна слушать всех, но исполнять волю большинства. Отталкивать кого-либо, клеить какой-то ярлык врагов царя и Отечества не нужно ни в коем случае. Ничего хорошего из этого не получится. Мы должны стремиться к объединению общества. Ни от кого нельзя отмахиваться. У нас нет врагов среди граждан своей страны. Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять" .

С этими высказываниями Президента я полностью солидарен. Но на местах, в регионах слова Президента страны трактуются иначе. В Белгородской области чётко сложился принцип "Если ты критикуешь власть - ты агент госдепа, ты пятая колонна и вообще ты раскачиваешь лодку" . Я Вам приведу примеры, как в Белгородской области относятся к людям, которые имеют активную гражданскую позицию. Расскажу на собственных примерах:

Пример 1 : Я по фактам сомнительных тендеров при оснащении перинатального центра на имя губернатора Белгородской области Савченко Е.С. Через пару дней меня уже начали "мочить" через СМИ и поливать говном в коридорах аппарата губернатора: "Как так, какой-то там Лежнев позволил письмо написать по фактам коррупции аж на самого губернатора" . Некоторые приближенные к губернатору вообще заявили "Лежнев негодяй" . А почему я негодяй? Разве это я ворую на поставках медицинского оборудования? Разве это я оснащал новый перинатальный центр Старого Оскола, разве на меня заносили папку губернатору о проделках, за которые можно получить реальный срок? А некоторые идиоты вообще попытались меня обвинить в том, что якобы мне дали деньги и я написал открытое письмо на имя губернатора, правда после того, как я заявил " ", идиоты исчезли. Я заявлял и ещё раз заявляю, что никаких денег я не получал и не получаю за свои статьи и веду свою общественную деятельность только в интересах общества.

Для жуликов и воров - пусть буду я негодяем, но для общества - я человек, с чёткой гражданской позицией! Бюджет страны, бюджет Белгородской области - это не деньги для обогащения конкретных лиц, это наш общий бюджет и каждый из нас имеет полное право высказать свою точку зрения о целенаправленности или экономии при использовании этих денежных средств.

Пример 2 : После высказывания моего личного мнения о Белгорода и о города меня снова начали "мочить" через СМИ (принадлежащие администрации города Белгорода). Хотя губернатор Белгородской области Савченко Е.С. согласился с безобразием и потребовал навести порядок до 9 мая. Но снова Лежнев негодяй! А нашлись очередные идиоты, которые стали меня обвинять в продажности моих статей, а некоторые вообще сказали: "Лежнев написал статьи о рекламе по заказу администрации региона" .

Пример 3 : После того, как я посетил городскую детскую больницу города Белгорода и написал , меня очередной раз начали мочить через СМИ. Мол, какого хрена Лежнев лазит по больницам и возмущается, что в такой дыре лечить детей нельзя? Снова Лежнев негодяй. Хотя мэр города приехал после публикации в больницу и пообещал выделить финансирование на ремонт.

Пример 4 : Недавно на своей странице в Фейсбук опубликовал историю по фактам коррупции при закупке продуктов питания в школьные и дошкольные учреждения. Рекомендую прочитать, там вообще всё интерсено. Для некоторых я в очередной раз оказался негодяем.

Пример 5 : Когда я потребовал наказать нелюдей , которые поставляли поддельные лекарства в онкодиспансер Белгородской области, я снова оказался негодяем и один высокопоставленный чиновник заявил "Снова Лежнев писульку написал, требует каких-то там посадок" .

Пример 6 : Когда я раскритиковал региональную власть, что она "доступная среда" для инвалидов, то я был трижды негодяем, целый час обсуждали меня на совещании (какой я негодяй), а не суть проблемы и способы её решения.

Пример 7 : Когда я написал пару абзацев по поводу недооснащения перинатального центра аппаратами УЗИ, я очередной раз оказался негодяем. Главный врач Белгородской областной больницы месяц обо мне вспоминала, какой я негодяй. Я получил более 1000 отзывов через социальные сети от девушек, которые полностью со мной были солидарны, которые тоже столкнулись с этим безобразием. Да, все мы негодяи...

Пример 8 : А вспомните битву, да да, именно битву, которую . Когда министр Минстроя Михаил Мень отреагировал на мой пост и срочно отправил в регион своего заместителя Андрея Чибиса. В итоге мы все отбились от наглой аферы! Ох, в этой ситуации я опять был негодяем. Но я получил тысячи положительных отзывов в свой адрес от жителей города и особенно было приятно услышать благодарность от заместителя министра А. Чибиса. Вот тут я реально ощутил гражданскую активность жителей города, журналистов и общественников - мы объединились и победили!

Я могу долго приводить примеры реакции власти на мою гражданскую активность. Вопрос даже не во мне, это происходит с каждым, кто выступает против тех или иных властных решений. Но я ещё раз повторю, мнение жуликов меня не интересует, меня интересует мнение общества - тысячи людей меня поддерживают! Это для меня значимо! Я это ценю!

Последнее время я наблюдаю рост гражданской активности и в блогосфере региона (в социальных сетях). Правда, зачастую люди скрывают свои лица и данные, я их понимаю. Я неоднократно обращаюсь через социальные сети к жителям региона и вижу как активно они поддерживают мои требования к органам власти. Если они приводят к появлению полезных результатов, будь то реальное решение проблемы или просто привлечение к ней внимания, они, безусловно, формируют гражданскую позицию и у тех, кто не участвует.

Как я выше говорил, гражданская активность может проявляться во всех сферах. Например, гражданская активность может проявляться в уборке территории от мусора, участии в городском субботнике - это тоже гражданская активность. Есть такие сферы, где Вашу гражданскую активность могут "закатать" лет на 5 общего режима, где за Вашу гражданскую позицию Вас могут выгнать с работы, отчислить с института и десятки других способов. Я думаю объяснять не надо, каким способом это делается - административный каток беспощадный. Поэтому многие предпочитают просто молчать, это их выбор, это их право. Они не готовы к тому, что завтра все цепные СМИ (подконтрольные власти) начнут их "мочить", они не готовы, что завтра целый отдел управления "Э" будет им заниматься, они не готовы, что завтра к их родственникам придут домой с обыском.

Я ещё раз повторю, это их право, и я их за это не осуждаю. Но тут я могу сказать с уверенностью, я всегда готов заступаться за таких людей ! Я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Пусть я буду негодяем для кучки жуликов и воров, у меня с ними ничего общего быть не может! У нас разные дороги. А нам и нашим детям здесь жить и многое зависит от нас. Это не мы жуликов и воров бояться должны, а они нас!

Есть другая категория гражданской активности общества - это люди, которые публично не могут заявить о фактах коррупции или беспредела, но и молчать они не хотят. Я получаю сотни писем от таких людей, которые описывают мне коррупционные схемы в различных сферах. Это настоящие патриоты своей страны! Со многими я встречаюсь, они идут на контакт, потому что они МНЕ ДОВЕРЯЮТ! Они не доверяют нашей правоохранительной системе, ведь зачастую сами сотрудники правоохранительной системы становятся "заложниками" ситуации. В правоохранительной системе большинство порядочных и честных сотрудников, но если руководитель жулик - то система обречена.

Так что смело можно сказать: гражданская активность общества в Белгородской области есть, и она растет изо дня в день. Конечно, она пока еще не так сильно развита, как хотелось бы, но существует. В различных сферах общественных отношений наблюдается рост мобилизации отдельных граждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем. В Белгородской области развивается механизм межсекторного взаимодействия, но очень слабо. Власть Белгородской области не поддерживает гражданскую позицию общества. И ждать поддержки от власти - не нужно.

Плохо, что белгородцы не требуют распоряжаться бюджетными деньгами эффективно - жителям это почему-то не интересно, а ведь кроме горожан никто и не сможет независимо оценить результаты работ! Мало кто понимает, что бюджет города - это их деньги. Жители города полное право имеют давать советы, куда лучше потратить деньги, более того, требовать! Нужно сделать ремонт в белгородской детской больнице, так давайте требовать! Я надеюсь, что в ближайшие годы белгородцы перестанут думать "деньги тратятся на ненужные вещи? ну и ладно, это же мэрия, что с неё взять" . Я надеюсь, в Белгородской области наконец-то начнут работать общественные организации, которые были созданы лишь для одной цели - служить мостиком между обществом и властью.

За последние годы общество, безусловно "проснулось" и стало активно участвовать и влиять на действия органов власти. Важно, что интернет становится площадкой для выражения гражданской позиции, способен привести к реальным изменениям в оффлайне, направленным на защиту справедливости и свободы. Белгородцы, проявляющие гражданскую активность в интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения. Они чаще выражают готовность организовать общественные мероприятия и принимать в них участие, а также жертвовать деньги на такие мероприятия. Это безусловно радует. Согласно официальной статистике фонда "Общественное мнение" 90% российских гражданских активистов так или иначе присуствуют в сети и действуют через неё.

Мы имеем дело с искренним желанием остоять свои и чужие права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно. Теперь быть гражданским активистом, интересоваться происходящим в обществе - значит быть в тренде. В Белгородской области этот тренд растёт, набирает обороты, это безусловно радует. Что касается будущего гражданского общества на территории региона, пути его развития тесно связаны с дальнейшими действиями власти . Сейчас настаёт время, когда люди начинают задумываться, как государство работает и для кого. События показали, что требования выдвигают не столько политические активисты, сколько гражданские, заинтересованные лишь в надлежащем исполнении властью взятых на себя обязательств.

ВЫВОД

В заключении своего поста я хочу обратиться к жителям Белгородской области: давайте быть активнее . Нужно настойчивее проявлять свою гражданскую активность - и нужно это в первую очередь нам самим, нашим детям, которым жить здесь. Нельзя закрывать глаза на факты коррупции, на неисполнение чиновниками своих прямых обязательств. Если вы сталкиваетесь с махинациями, с тем, что слова властей расходятся с делом - не молчите. Озвучивайте эти факты, боритесь за справедливость. Еще раз повторю свои слова: я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Нужна моя помощь в информационном плане - связывайтесь со мной, я всегда открыт для конструктивного диалога.

Также обращусь к представителям власти . В.В. Путин сказал: Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять. Поэтому, я считаю, местным чиновникам не следует идти в разрез с Президентом. Не стоит "душить" гражданскую активность населения, пытаться закрыть людям рот, навешивать на них клеймо "врагов". Те из вас, кто действительно заинтересован в том, чтобы жители Белгородской области жили хорошо, чтобы проблемы их решались, чтобы голос каждого человека был услышан - должны идти навстречу растущей гражданской активности населения. Не мы должны пытаться достучаться до ваших кабинетов, а вы сами должны пойти навстречу народу, выстраивать диалог, взаимодействовать с активистами и поддерживать все проявления гражданской активности . Начинайте работать в этом направлении.

СОШ №2 г. Новочебоксарск

Активная гражданская позиция – «бренд» современной молодежи

или залог будущего России?

Динамичное развитие государства зависит прежде всего

от граждан страны, от людей – их инициативы

В. В. Путин

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе , инициативу, исполнительность, осознание личной значимости и т. д. Это значит, что молодежь может проявить активность и в вопросах благоустройства, и здорового образа жизни, и в политических вопросах.

Современная молодежь… Какая она? Говорить о молодежи как об однородной части общества достаточно сложно. Различные возрастные категории, которые объединяются понятием «молодежь», предполагают, порой, абсолютно разные жизненные установки и, соответственно, поведение людей.

«Они не такие, как мы: выглядят и ведут себя по-другому, живут, мечтают, говорят и даже думают иначе…». Примерно так «взрослые» всегда говорили о молодежи, забывая, что когда-то сами были объектом подобных высказываний. И сегодня многие любят упоминать о «смертных грехах» нового поколения: авторитетов не признают, учиться на ошибках родителей не хотят, думают исключительно о себе, и вообще, ничто их не заботит. Но вряд ли общество в целом придерживается мнения, что вся современная молодежь – это любители пива, наркотиков и безделья. Есть и другие, которых можно назвать активной и значимой частью общества, которые стремятся к проявлению и отстаиванию своей гражданской позиции. «Продвинутая», талантливая, более самостоятельная, независимая. Можно ли сказать, что современная молодежь осознанно и активно участвует в жизни общества, имеет активную гражданскую позицию?

Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Г ражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил. Первый этап – осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору. Третий этап – готовность к проявлению «Я». Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах, разработка и реализация которых стали очень популярными и актуальными в современном образовательном пространстве России. Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности , но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Активная гражданская позиция. В настоящее время ее наличие стало неким «брендом» для молодежи, предоставляющим возможность вступить в деловой мир, по-взрослому предполагающий самореализацию и подразумевающий получение всех составляющих успеха. На самом деле формирование самосознания происходит со школьной скамьи, при этом активную позицию может занимать и волонтер, стремящийся творить добрые дела, и яркий представитель молодежных субкультур, зацикленный на культе собственной личности. В чем же заключается гражданственность? Как ее понимают представители молодежи, находящиеся на пике юношеского максимализма, и те, кто «кует» свое светлое будущее, уже познав прелести самостоятельной жизни? В ходе социологического исследования , проведенного Советом старшеклассников школьной детской общественной организации «Цунами», нацеленного на выявление уровня сформированности гражданской позиции, выяснилась следующая тенденция. Молодые люди в возрасте 18-30 лет, с разным уровнем знаний из области обществознания, права, мировой политики единогласно заявили, что имеют гражданскую позицию, но сформулировать свои соображения по поводу, что это такое смогли далеко не все. В поисках истины некоторые респонденты пришли к выводу, что каждый человек является гражданином своей страны, а значит, имеет гражданскую позицию. Четверть опрошенных респондентов не связывают наличие гражданской позиции у человека с его обязанностями как гражданина перед своей страной. Для них наличие гражданской ответственности выражается в ответственности за свою судьбу и активное преобразовательное отношение к ней. «Надо искать причину своих неудач в себе, а не жаловаться и обвинять кого-то», «я должен получить хорошее образование, стать профессионалом в своей деле, – от этого зависит мое будущее», «прежде всего человек должен отвечать за свои поступки» – так объясняют понимание гражданской позиции участники опроса. Столько же респондентов связывают наличие гражданской позиции с активным участием в выборах федерального и местного масштаба. Значительное число ответов объединяло понимание гражданской позиции как комплекса оценочных суждений к политическим, экономическим, социальным и духовным структурам общества, наличие собственной точки зрения по поводу событий, происходящих в стране. Единичные ответы предполагали любовь к Родине, участие в национальном доходе , соблюдение законов, а также борьбу за свои права и выражение протеста против негативных процессов, происходящих в обществе. Вот так интуитивно, основываясь на бытовых суждениях, молодежь трактует понимание собственной гражданской позиции. Практически все участники опроса с запальчивостью рассуждали о великом будущем России, одновременно сетуя на действительность – сложности при трудоустройстве и прочие аспекты своей жизни. В силу слабой информированности представления молодежи о государственном устройстве крайне однобоки. На лицо информационный голод молодого поколения. И все же... Сегодня происходит становление молодых лидеров в общественно-политической жизни, через деятельность молодежных парламентов молодежь примеряет на себя новые социальные роли. И хочу заметить, делает это довольно успешно. Молодежные парламентские структуры, общественные прополитические объединения дают возможность проявить все то, что молодежь долгое время вынашивала в себе и называла активной гражданской позицией. Именно возможность вхождения в политические процессы дала многочисленные бонусы, главные из которых - самосознание молодых людей, понимание своего места в иерархической системе государства и отказ от принципа «доживем до понедельника». Только здесь и сейчас, никогда не откладывая на потом – так формулируют свою позицию те, кто хочет принести пользу своей родине, кто не только готов менять окружающую действительность, но и ежедневно доказывает свое стремление на деле. Я считаю, что молодежь активно включается в политику. Причем часто – со школьной скамьи. Подтверждением этого является молодежное парламентское движение в России и созданный при Государственном Совете Чувашской Республике Молодежный парламент.

Одним из показателей гражданской активности молодежи является ее участие в выборах. Формирование гражданской позиции молодых избирателей должно закладываться в школе. Дети в доступной форме должны знакомиться со своими правами и обязанностями, законами, иными нормативными актами , направленными на защиту их прав и законных интересов. Уроки обществознания в 8-11 классах с использованием доступных форм, развивающих, деловых игр , семинаров, дискуссиях и «круглых столов » наиболее эффективно способствуют воспитанию у учащихся активности, чувства ответственности и гражданской сознательности. Одним из важных шагов в этом направлении являются внеурочные мероприятия, как турниры знатоков избирательного права, конкурс сочинений «Свой взгляд на выборы», игра «Выборы в книжном королевстве», конкурс детских рисунков «Как я с родителями ходил на выборы», конкурс семейного творчества «На выборы всей семьей!», конкурс «Flash-art». Ребятам предлагается из газетных и журнальных вырезок создать портрет «Мое представление о выборах».

Конечно, порой молодому человеку сложно одному выйти с какой-либо проблемой, волнующей его. Для этого и создаются молодежные и детские общественные объединения и организации. Сегодня в России действует более четырёхсот тысяч таких объединений. В Новочебоксарске с 1998 года действует детская общественная организация «Надежда», в которую входят детские организации школ. В нашей школе с 2005 года существует детская общественная организация «Цунами». Учащиеся, являющиеся членами данной организации являются волонтерами и инициаторами всех школьных мероприятий, конкурсов, акций, разрабатывают и реализуют в школьном пространстве социальные проекты.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней».

Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего человека к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Разнообразная деятельность помогает молодёжи освоить жизненный опыт, становятся шире взгляды, суждения. В этом процессе молодой человек становится творцом, а не пассивным исполнителем. Активная гражданская позиция развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Сначала ты – представитель молодёжного движения, а затем – активный гражданин своей страны.

Движущими силами процесса формирования гражданской позиции личности является противоречие между знаниями и социальным опытом человека. Основой связи между знаниями и поведением гражданина является жизненный опыт человека. Его развитие осуществляется через личностное отношение. С точки зрения, там, где нет личностного отношения, общественный опыт не усваивается, а воспринимается только информация, которая в отношении человека к окружающему и в его опыте ничего не меняет, а значит, не может повлиять на его гражданскую позицию. Вне личностного отношения можно передать внешние формы взаимодействия людей, привычки, навыки, но не духовность. Активной формой проявления личностного отношения является деятельность. Воспитательная эффективность деятельности при формировании гражданской позиции зависит, прежде всего, от ее направленности, от того, чьи интересы преследует человек. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему своеобразную базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, а в целом для проявления своей гражданской позиции.

Начинать нужно с малого. Наивно думать, что ребенок, который без должного уважения относится к родителям, и равнодушен к школьным традициям, будет любить свою страну и хвататься за любое общественное поручение. Прежде всего, мы стараемся привить ребятам чувство гордости за свое учебное заведение – школу. И когда видишь, как дружно они поют гимн школы, который звучит у нас по окончании любой линейки, становится понятно, что многое нам уже удалось.

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», – справедливо считал.

Литература:

1. Волобоева формирования активной гражданской позиции в подростковом возрасте // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: ОмГПУ, 2004. – С. 40-42.

2. Волобоева социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С.53-55.

3. Волобоева развития гражданской позиции подростков в внеучебной деятельности // Перспективы развития современной школы. - №2 (научно-методический журнал) – Воронеж, 2007. – С. 78-80.

4. Волобоева формирования активной гражданской позиции как один из факторов социализации подростков // Научно-методической вестник ГОУ ДПО «ИРООО», - №1 - Омск, 2007. – С. 49-52.

5. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

7. 1). «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности

8. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. - М., 1980. - С. 32.

Все мы любим, когда неукоснительно соблюдаются наши права. Любое посягательство на них каждый человек воспринимает как личную угрозу. Однако исполнение обязанностей, возложенных государством на своих граждан, нас тяготит. Многие игнорируют необходимость выражать свою гражданскую позицию и участвовать в политической жизни своей страны. К чему может привести подобное поведение? И на что может повлиять каждый из нас?

Причины и последствия равнодушия

Многие из нас не верят в то, что их поведение способно оказать ощутимое влияние на политическую и социальную обстановку в нашей стране.

Мы привыкли полагать, что исход выборов всегда предрешен заранее, а любые акции - митинги и шествия - ничего не значат. Так зачем же тратить свое личное время на столь бесполезные занятия?

Впрочем, есть и другой путь, способный привести к более серьезным изменениям в жизни людей: создание общественных движений, союзов и тому подобных организаций. Однако участие в них, а тем более руководство ими, подразумевает вложение значительных сил. А это далеко не всем кажется разумным и оправданным.

Исходя из подобных соображений, большинство сограждан предпочитают ограничивать свою причастность к политике простым обсуждением на кухне за вечерним чаем действий и личностей правителей. Такое молчаливое согласие со всем, что происходит в стране, дает власти право и возможность претворять в жизнь любые, даже самые непопулярные и вредоносные решения. В результате происходит снижение жизненного уровня, ужесточение разнообразных санкций, повышение налогового бремени и значительное сокращение списка свобод. В определенный момент все это может перерасти в установление тоталитаризма.

Так стоит ли молчать?

Понимая все опасности равнодушия к политической сфере жизни, успешный человек всегда будет принимать в ней посильное участие. Он разберется в том, насколько сильно его личное влияние на все, что происходит в государстве. У него всегда будет свое мнение по всем насущным, злободневным вопросам, сформированное на основе анализа информации, поступающей из различных источников. Сильная личность всегда будет готова выразить свою гражданскую позицию. Для этого она будет следить за всеми событиями, которые могут хоть как-то отразиться на ее судьбе.

Успешный человек не позволит кому-то сделать выбор за него, ведь никто не может представлять его интересы лучше, чем он сам. Чтобы иметь влияние на ситуацию в стране, он будет прикладывать все усилия для прихода к власти разумных, демократически настроенных людей. Только при демократической форме управления государством человек может реализовать все свои права и нести ответственность за свою жизнь. А эти условия являются основополагающими для достижения благополучия.

Желая добиться благосостояния и быть уверенным в завтрашнем дне, человек, нацеленный на успех, будет активно участвовать в политической жизни страны. Он прогонит лень и равнодушие, понимая, что промолчав однажды, он рискует потерять слишком многое. В его интересах бороться за развитие своей страны, за совершенствование в ней всех систем и органов управления.

Успешный человек понимает, что каждый гражданин ответственен за политическую ситуацию, складывающуюся в его стране. Поэтому он принимает самое активное участие во всех событиях, способных повлиять на основные сферы жизни. Он интересуется всеми изменениями, происходящими в обществе, и формирует собственную позицию по каждому важному вопросу. В результате он всегда может аргументировано высказать мнение о ситуации. А иногда и повлиять на нее, используя рычаги, предоставленные ему законом. Все это позволяет ему с уверенностью смотреть в завтрашний день и гордо нести ответственность за свое благосостояние и качество жизни.



 

Возможно, будет полезно почитать: