Формирование конкурсной массы при несостоятельности. Конкурсная масса и порядок продажи имущества Как совершается реализация имущества при банкротстве

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

При признании лица несостоятельным финальной стадией процесса становится реализация собственности должника. На данном этапе внешний управляющий формирует перечень имущества на продажу. Здесь важно понять, что такое конкурсная масса при банкротстве. Она означает весь список собственности неплатежеспособного заемщика, которой он владел на момент начала процедуры и которую можно продать в соответствии с законодательной процедурой.

Определение

Конкурсная масса должника – это вся допустимая к реализации недвижимость и прочие объекты и средства, которые числятся у неплательщика. К перечню относится как известное имущество на дату открытия производства, так и выявленное в ходе разбирательства. Для грамотного формирования такого перечня управляющий вправе обращаться за услугами бухгалтеров и аудиторов.

В массу включается следующее имущество:

  • основные средства и находящиеся в обороте;
  • нематериальные активы;
  • долги дебиторов;
  • иные активы, пребывающие на балансе.

По спорным вопросам, касательно состава и исключения из него, проводятся судебные заседания.

Кто формирует конкурсную массу

Всеми полномочиями по формированию перечня обладает финансовый управляющий, определенный арбитражным органом. Он осуществляет инвентаризацию всего имущества лица, несостоятельность которого признается. Опись проводится на базе сведений, предоставленных должником, в день направления иска о неплатежеспособности гражданина или юридического лица.

После того как управляющий формирует массу в предварительном порядке, выполняется корректировка в большую или меньшую сторону. Гражданин вправе направлять ходатайства об исключении некоторой собственности из перечня, подлежащего реализации. Окончательный вердикт принимается арбитражным судьей.

Также в обязанности управляющего входят мероприятия в отношении розыска и возврата незаконно отчужденной собственности с целью включения таких объектов в состав. Для этого проводится анализ всех сделок за последние три года, в ходе которого выявляются нелегальные соглашения.

В отношении физических лиц, которые признаются банкротами, договоры дарения и продажи недвижимости в пользу членов семьи могут признаваться в судебном порядке недействительными. При этом имущество возвращается с целью дальнейшей продажи и выплаты долга кредиторам.

Важно! Все сведения об осуществленных сделках управляющему должен предоставить сам банкрот. Однако даже при попытке скрытия информации ее легко обнаружить, ведь переход права собственности должен регистрироваться в Росреестре.

Оценка имущества проводится на базе бухгалтерских и управленческих отчетов.

Состав массы

В список объектов, подлежащих реализации, включаются:

  • основные средства организации: транспорт, техника, помещения и строения, инженерные коммуникации, инструменты, если период эксплуатации объекта превышает год, тогда он относится к данной категории;
  • средства в обороте, включая сырье, инструменты и прочие предметы;
  • нематериальные активы: запатентованные технологии, программное обеспечение и прочее;
  • дебиторская задолженность, то есть неоплаченные долги иных контрагентов перед компанией, которая пребывает в стадии банкротства;
  • прибыль от участия в прочих компаниях.

В роли активов выступают любые ценности, которые можно продать на аукционе и трансформировать в деньги. То есть включаются не только объекты и имущественные права, но и обязательства неплательщика. В ходе реализации все данные предметы и права преобразуются в финансы, при помощи которых происходит погашение долгов.

Имущество, не включаемое в массу

Не все объекты и средства могут входить в перечень реализационной собственности. В соответствии с действующими нормами законодательства, имущество физлиц, не включенное в конкурсную массу, подразумевает:

  • единственное жилье у должника или доля владения;
  • бытовые предметы и домашние вещи;
  • земельный надел;
  • персональную одежду и обувь гражданина;
  • пищевые продукты;
  • топливо;
  • прожиточный минимум;
  • рабочие инструменты для выполнения деятельности, цена которых не превышает величину 100 МРОТ;
  • скот;
  • инвалидные коляски и протезы, без которых человек не сможет полноценно существовать;
  • государственные награды, призы.

Суд может исключить из перечня собственность, продажа которой не окажет существенного влияния на погашение долгов

При признании неплатежеспособности предприятия в перечень не входит:

  • собственность, конфискованная из оборота в адрес государства. Федеральным органам отводится полгода на принятие решения: забрать имущество или предоставить другой государственной организации;
  • собственнические права физлица, к примеру, разрешение на осуществление конкретной деятельности;
  • арендованные помещения, транспорт, поскольку неплательщик не выступает в роли владельца;
  • объекты, принадлежащие прочим лицам и находящиеся на ответственном хранении;
  • специальные виды собственности: памятники, детские сады, школы и прочие учреждения;
  • объекты жилого фонда, используемые для нормального функционирования региона.

Реализация имущества

Долги погашаются как за счет перечисления финансов со счетов в банках, так и при продаже собственности путем трансформации ее в деньги. Реализация собственности являет собой меру реабилитации и используется в отношении неплательщика, который был официально признан обанкротившимся и планирует ответить по финансовым обязательствам перед кредиторами.

Данная процедура именуется конкурсным производством, вводится на базе постановления арбитражного суда и ее срок составляет полгода, после чего допускается отсрочить и продлить еще на 6 месяцев. Для контроля процесса и организации всех этапов назначается управляющий, которому руководство компании должно предъявить все данные об имуществе в течение 15 дней после получения такого запроса. При укрытии или предоставлении ложных сведений к должнику применяются меры административной или криминальной ответственности.

Торговая процедура проводится в три этапа. Способы отложения торгов конкурсной массы подразумевают, что если первая стадия не состоялась, тогда проводится повторный аукцион, на котором стоимость имущества снижается на 10%. Если и на втором этапе объект не вызывает интереса у потенциальных покупателей, тогда осуществляются прямые продажи.

Собственность должников продается на торгах

Процесс реализации предполагает последовательность действий:

  • проведение управляющим инвентаризации имущества: определяются объекты, подлежащие продаже и недопустимые к взысканию;
  • предоставление отчетности в судебный орган о сроках, особенностях и порядке продажи собственности;
  • непосредственно публичные торги, на которых реализуется недвижимость, драгоценные украшения, предметы роскоши;
  • после продажи всего имущества, если финансов недостаточно для покрытия всех долгов, тогда вся задолженность банкрота считается выплаченной.

Важно! Невыплаченные суммы по кредитным соглашениям частных предпринимателей не списываются, а переходят на бизнесмена как на гражданина. Также не подлежат списанию алиментные выплаты, компенсации морального вреда и ущерба жизни и здоровью.

Заключение

Итак, конкурсная масса предполагает составление перечня имеющейся собственности у должника, по которому осуществляется процесс признания несостоятельности. Такие объекты продаются на аукционе, а средства направляются на погашение финансовых обязательств.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

Основания для продления процедуры конкурсного производства

В ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом статьями 3, 214, 217, пунктом 1 статьи 224 и 227 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

О сроках проведения

Конкурсное производство - одна из процедур, применяемая к должнику для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем допускается возможность продления указанного срока на шесть месяцев (пункт 2 статьи 124 закона о банкротстве).
Сроки не должны быть неоправданно длительными, так как это приведет к увеличению расходов на проведение процедуры, но при этом они должны быть достаточными для достижения конечной цели. В каждом конкретном случае необходимость продления сроков проведения процедур банкротства должна быть оценена судом.
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий по ликвидации должника, в частности, по формированию конкурсной массы, что включает инвентаризацию имущества должника, его оценку и продажу.
Предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника, продажа имущества могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства.
Исходя из пункта 2 статьи 124 закона о банкротстве по истечении годичного срока, конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
В отличие от закона о банкротстве 1998 г. действующий в настоящее время ограничивает срок конкурсного производства 18-ю месяцами.

Практика рассмотрения дел

Практика показывает, что во многих случаях конкурсные управляющие не могут уложиться в указанный срок с учетом конкретных обстоятельств, а также с учетом положений закона, порядка, условиях и сроках реализации имущества должника, признанного банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 139 закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Однако полномочия конкурсного управляющего и собрания кредиторов в этом случае ограничены рамками закона. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если иное не предусмотрено законом о банкротстве (пункт 4 статьи 139).
Иные порядок и условия продажи имущества должника установлены для определенной категории организаций, к которым отнесены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и субъекты естественных монополий.
Закон предусматривает возможность продажи имущественного комплекса предприятия-должника или части имущества (статьи 110, 111).
Согласно пункту 6 статьи 100 закона о банкротстве управляющий обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Если в указанные сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена всего одна заявка, управляющий или организатор торгов признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные. Такие торги проводятся также в случаях, если предприятие не было продано на первых торгах. В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже. Начальная цена, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов от начальной цены, установленной собранием кредиторов.
Если предприятие после проведения третьих торгов не было продано, порядок продажи устанавливается собранием кредиторов (комитетом кредиторов), в том числе путем публичного предложения. Аналогичный порядок предусмотрен для продажи части имущества должника.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показывает, что мероприятия, связанные с формированием конкурсной массы, оценкой имущества, включенного в конкурсную массу, и его реализацией осуществляются конкурсным управляющим в пределах установленного законом одного года только в тех случаях, когда незначителен объем конкурсной массы.

Основания для продления срока

В качестве основания продления срока конкурсного производства в случаях, когда не реализовано имущество должника, можно выделить следующие обстоятельства:
1. Большой объем конкурсной массы, в состав которой включены недвижимое имущество, различное оборудование, запасы.
Так, решением арбитражного суда от 14.03.2003 г. было признано банкротом ЗАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов АМО "ЗИЛ". Общая стоимость конкурсной массы составила 461675,8 тыс. руб., в том числе необоротные активы - 349284 тыс. руб., оборотные активы (готовая продукция, сырье, материалы и прочее) - 176101,2 тыс. руб., нематериальные активы - 653 тыс. руб., долгосрочные финансовые вложения (акции вновь созданного акционерного общества) - 220000 тыс. руб.
Конкурсное производство не завершено. Потребовалось длительное время для реализации имущества должника. Не закончены расчеты с кредиторами.
2. В состав конкурсной массы входит имущество (оборудование, запасы) специального назначения не пользующееся спросом или давно снятое с производства.
Решением арбитражного суда от 13.07.2004 г. признано банкротом ОАО "Скопинский машиностроительный завод" Рязанской области. В состав конкурсной массы включено имущество балансовой стоимостью 35991,6 тыс. руб., в том числе основные средства на 8253,5 тыс. руб., незавершенное строительство - 1217,6 тыс. руб. и готовая продукция - 26520, 5 тыс. руб. Конкурсное производство неоднократно по ходатайству конкурсного управляющего продлевалось и не завершено. В состав конкурсной массы включено специальное оборудование и запасы, которые предназначены для очень узкого круга потребителей.
Решением арбитражного суда от 08.04.2005 г. признано банкротом ОАО "Сельстройконструкция" г. Рязани. В состав конкурсной массы включено имущество с оценочной стоимостью 4522 тыс. руб., в том числе специальное оборудование для производства керамзитового гравия, трансформаторная и газораспределительная подстанции. Продажа имущества осуществлялась в соответствии с положениями статьи 111 закона о банкротстве. Имущество не было реализовано на открытых торгах и продано путем публичного предложения. Конкурсное производство продлевалось и завершено только 26.09.2006 г.
Решением арбитражного суда от 18.10.2004 г. признано банкротом ЗАО "Рязаньавтомост". В состав конкурсной массы включены запасы в виде плит и блоков, предназначенных для строительства мостов. По результатам оценки, рыночная стоимость указанного имущества установлена в размере 2380,3 тыс. руб. Реализация имущества осуществлялась в соответствии с требованиями статьи 111 закона о банкротстве. В ходе конкурсного производства имущество не было реализовано в связи с отсутствием предложений на приобретение и было передано управляющим для утилизации. Конкурсное производство завершено 19.10.2006 г.
3. Месторасположения имущества должника.
Решением арбитражного суда от 22.05.2005 г. признано банкротом государственное унитарное предприятие "Ермишинское полиграфическое предприятие" р.п. Ермишь Рязанской области. В состав конкурсной массы включено недвижимое имущество - производственное здание площадью 294, 8 кв. м, рыночная стоимость которого - 241 тыс. руб. Здание не было реализовано на открытых торгах и путем публичного предложения. Конкурсное производство дважды было продлено по ходатайству конкурсного управляющего и не завершено. Основная причина отсутствия предложений на приобретение здания место его расположения - вдали от областного центра.
4. Отсутствие у должника документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, включенное в конкурсную массу.
Решением арбитражного суда от 22.10.2002 г. признано несостоятельным АООТ "Строитель" г. Сасово Рязанской области. В состав конкурсной массы включено 20 объектов недвижимого имущества, из них 13 расположены в г. Сасово, 4 - в поселке Шилово и 3 - в поселке Лесном, Шиловского района. Рязанской области. У должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества. Управляющему потребовалось значительное время для проведения технической инвентаризации каждого объекта и регистрации права собственности должника. Кроме того, в ходе конкурсного производства на часть объектов право собственности должника оспаривалось третьими лицами в судебном порядке. Конкурсное производство неоднократно продлевалось по ходатайству управляющего и завершено 15.08.2006 г.
Выше было сказано о том, что законом о банкротстве для определенной категории организаций установлен особый порядок продажи имущества должника. Согласно статьи 179 закона о банкротстве, при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации - арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Следовательно, конкурсный управляющий после проведения оценки имущества должника обязан провести торги по продаже предприятия. В случае, если торги не состоялись, управляющий осуществляет продажу имущества частями.
По сложившейся практике, после того, как торги не состоялись, конкурсный управляющий письменно извещает сельскохозяйственные организации, которые владеют непосредственно прилегающим земельным участком к землям должника, о продаже его имущества должника, и в случае неполучения предложений о приобретении имущества должника, продажа осуществляется в общем порядке, без учета особенностей, предусмотренных статьей 179 закона о банкротстве.
Так, решением арбитражного суда от 31.05.2005 г. сельскохозяйственный производственный кооператив "Долина" Ухоловского района Рязанской области признан банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим было направлено уведомление в адрес девяти организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции и владеющих прилегающими земельными участками. Заявка на приобретение имущества должника поступила от одной организации. Конкурсное производство по ходатайству управляющего было продлено, так как у должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущество. Конкурсное производство завершено 31.10.2006 г.
Решением арбитражного суда от 28.06.2004 г. признан банкротом сельскохозяйственный производственный кооператив "Русь" Михайловского района Рязанской области.
В ходе конкурсного производства управляющим было установлено, что руководителем должника было передано имущество другой организации с превышением полномочий, установленных учредительными документами. Управляющий направил в арбитражный суд исковое заявление о признании сделки недействительной. Иск был удовлетворен, имущество возвращено и реализовано в общем порядке. Конкурсное производство в отношении должника продлено по ходатайству управляющего в связи с тем, что не рассмотрен иск управляющего к руководителю должника о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями.
Анализ дел о несостоятельности (банкротстве) Арбитражного суда Рязанской области показывает, что основной процедурой банкротства остается конкурсное производство, в ходе которого за счет имущества должника соразмерно удовлетворяются требования кредиторов в предусмотренной законом очередности.
К примеру, в 2006 году судебным составом по банкротству рассмотрено 167 отчетов конкурсных управляющих о результатах проведения конкурсного производства с ходатайством о продлении срока - по 6 делам от 12 месяцев до 18 месяцев; по 161 делу - свыше 18 месяцев.
Отмечу, что увеличение срока конкурсного производства приводит, как правило, к увеличению внеочередных расходов конкурсного управляющего и сокращению суммы денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов, а нередко и к отсутствию денежных средств для погашения требований кредиторов.
Превышение количества процедур конкурсного производства в делах о несостоятельности, по сравнению с реабилитационными процедурами (финансовое оздоровление, внешнее управление), является фактом, отражающим развитие как экономики государства в целом, так и регионов.

Зорина Н.В.,
председатель судебного состава
по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве)
Арбитражного суда Рязанской области

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Их режим в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Можно предположить два варианта решения данной проблемы: во-первых, исполнять требование по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями, когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Эти вопросы не уточнены в законодательном порядке.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее, теоретически это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных и т.п. Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после формирования имущественной массы, выяснится, что у должника достаточно средств для расчета со всеми кредиторами. С одной стороны, отсутствие требований кредиторов - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает. Последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона. Такое правовое регулирование данной проблемы представляется достаточно спорным. В связи с этим В.В. Витрянский высказал обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" 1 .

В ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры в виде финансового оздоровления либо внешнего управления не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились, даже если доказана их успешность сейчас; если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению и т.д. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. В соответствии со ст. 148 Закона кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

Хотелось бы также отметить неурегулированность вопроса о проведении торгов при продаже конкурсной массы. Отсутствие детализированных правил продажи имущества в конкурсном производстве создает почву для злоупотреблений со стороны конкурсных управляющих и кредиторов и нивелирует преимущества торгов. Можно выделить следующие возможности для злоупотреблений, «заложенные» в закон о банкротстве:

    Законом не регламентирован перечень документов, необходимых для участия в торгах, что позволяет конкурсным управляющим заявлять необоснованные требования документов, при непредоставлении которых не допускать "ненужных" покупателей к торгам. В практике встречаются требования представить следующие документы: свидетельство о постановке на налоговый учет; копию бухгалтерского баланса 1 ; копию отчета о прибылях и убытках 2 ; социальный номер для покупателей - физических лиц 3 ; документ о назначении главного бухгалтера 4 ; справку налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом и т. д.

    Законом не регламентировано место проведения торгов, что позволяет назначать торги в удаленном, труднодоступном месте. В результате таких действий "ненужные" покупатели опаздывают на регистрацию и не допускаются к участию в торгах 5 . Торги по Закону можно провести даже в другом субъекте Федерации.

    Закон не регулирует порядок формирования лотов. В результате возможно укрупнение лотов, т. е. представление большого количества объектов либо всей конкурсной массы как один лот, что может отпугнуть потенциальных покупателей на отдельные объекты имущества и сделать невозможной участие в торгах небольших компаний.

    Законом не регламентирован порядок предоставления заявки и документов участниками торгов и информации конкурсным управляющим участникам. Это позволяет конкурсным управляющим требовать вручения заявки представителю организатора торгов 6 , либо допускать к ознакомлению с документами, имеющими отношение к торгам только после уплаты задатка 7 , либо устанавливать плату за документацию.

Подобные недочёты могут быть решены внесением изменений в Закон либо включением в него возможности регулирования механизма торгов специальным Постановлением Правительства РФ.

В целом можно характеризовать институт конкурсной массы, и, в частности, механизм её образования и урегулирования, не до конца урегулированным. Пробелы в правовом регулировании данного института позволяют заинтересованным лицам проводить махинации, де-юре не нарушающие закон, но де-факто приводящие к незаконному обогащению их самих и третьих лиц. Механизм регулирования конкурсной массы в данное время можно повернуть в любую сторону. Поэтому представляется необходимым дальнейшее уточнение правового регулирования данного вопроса.

1. В течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника , включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения. В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложений о продаже имущества, представленные предложения не утверждены собранием кредиторов или комитетом кредиторов, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника , конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника , включаются в состав имущества должника.

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника , снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника , установленной для определенного периода проведения торгов.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

    Статья 139. Продажа имущества должника


 

Возможно, будет полезно почитать: