Кого и почему проверяет оэбипк. Первоначальные следственные и ОРД по делам о мошенничестве, совершенном с целью завладения имуществом физических лиц Оперативно розыскные органы осуществляющие борьбу с мошенничеством

Государственным органом, полномочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выступает оперативно-розыскной орган - правоохранительный орган (МВД России и др.) или специальная служба России (СВР России и др.), имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно полностью или частично наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскные органы решают определенные Федеральным Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами России (ч. 4 ст. 13 Федерального Закона об ОРД).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона о прокуратуре координатором деятельности оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Согласно Федерального Закона об ОРД в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить оперативно-розыскную деятельность.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории России предоставлено восьми оперативно-розыскным органам. Ими являются:

1) оперативные подразделения внутренних дел;

2) оперативные подразделения федеральной службы безопасности;

3) оперативные подразделения федеральной службы налоговой полиции;

4) оперативные подразделения федеральной службы государственных органов;

5) оперативные подразделения федеральной пограничной службы;

6) оперативные подразделения таможенного комитета;

7) оперативные подразделения службы внешней разведки;

8) оперативные подразделения Минюста России.

Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 Федерального Закона об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 Федерального Закона об ОРД право на частичное осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШ ВС РФ) и органа внешней разведки ФАПСИ при Правительстве Российской Федерации.

Законодатель поставил специальные условия для проведения ОРМ этими оперативно-розыскными органами:

Во-первых, ОРМ ими проводятся только в целях обеспечения безопасности этих органов.

Во-вторых, этими субъектами ОРМ проводятся только в случае, если их проведение не затрагивает полномочий органов, указанных в п. п. 1 – 7 ст. 13 Федерального Закона об ОРД (т. е. оперативно-розыскных органов, осуществляющих ОРД полностью).

Оперативно-розыскные органы следует отличать от некоторых других государственных и негосударственных субъектов.

Так, отличие оперативно-розыскных органов от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (ими нельзя назвать ГРУ ГШ ВС РФ), а с другой – не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности органы прокуратуры не полномочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

Отличны оперативно-розыскные органы и органы дознания, в частности, в число последних входят такое субъекты, которые в соответствии с Федеральным Законом об ОРД не являются оперативно-розыскными (командиры воинских частей, начальники следственных изоляторов, органы государственного пожарного надзора, капитаны морских судов и начальники зимовок), хотя согласно УПК РФ являются органами дознания.

Весомо отличие оперативно-розыскных органов от российских контрразведывательных органов. Согласно действующему федеральному законодательству не все десять оперативно-розыскных органов одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно выступают только пять: органы ФСБ России, ФПС России, СВР России, ГРУ ГШ ВС РФ и ФАПСИ при Президенте Российской Федерации.

В настоящее время в России формируется так называемое оперативно-розыскное сообщество. Его образует совокупность оперативно-розыскных органов, уполномоченных законодателем на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Начало образования оперативно-розыскного сообщества положено в 1992 году, когда был принят Федеральный Закон об ОРД, в соответствии с которым в него вошло шесть субъектов (в настоящее время их число возросло до десяти и, не исключено, что оно будет расти).

виды

В зависимости от осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два основных вида этих подразделений:

1) осуществляющих оперативно – розыскную деятельность полностью (так, в соответствии с правовыми документами, издаваемыми министерством внутренних дел РФ, оперативно - розыскные мероприятия в полном объеме, установленном Федеральным законом об ОРД, имеют право осуществлять оперативные подразделения уголовного розыска (Главк, управления, отделы, отделения); по борьбе с экономической преступностью; по борьбе с организованной преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственной безопасности (ст. 8 и ст. 9 Закона о милиции));

2) проводящие только часть оперативно – розыскных мероприятий (в свою очередь, в составе МВД России к числу оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД в ограниченном объеме, исходя из задач борьбы с преступностью, относятся: подразделения системы Национального центра бюро Интерпола в России (они вправе проводить ОРМ по запросам международных правоохранительных органов и правоохранительных органов иностранных государств; направлять запросы в международные правоохранительные органы и органы иностранных государств на проведение мероприятий по розыску граждан РФ, скрывающихся за рубежом от суда и следствия, без вести пропавших, а также по борьбе с преступностью; осуществлять постоянное взаимодействие с правоохранительными органами РФ и иностранных государств по исполнению указанных запросов; осуществлять оперативные проверки); оперативные подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), компетенцией которых является организация раскрытия преступлений и розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, без вести пропавших (они вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, исключая “контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений”, “прослушивание телефонных переговоров”, “снятие информации с технических каналов связи”, “оперативное внедрение”, “контролируемую поставку”; вести дела предварительной оперативной проверки, оперативно - поисковые и розыскные дела; использовать конфиденциальное содействие граждан они вправе в минимальных объемах);

3) ряд оперативных подразделений внутренних дел осуществляют вспомогательную функцию для способствования иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных задач ОРД. Это подразделения:

Оперативно-поисковые (в их функции входит проведение отдельных оперативно-поисковых мероприятии);

Оперативно-технические (их функции по проведению ОРМ определены в области только оперативно-технических мероприятий);

Подразделения по радиоэлектронному обеспечению безопасности (они вправе проводить специальные оперативно-технические мероприятия).

4) Ряд служб органов внутренних дел создается для обеспечения проведения различных оперативно-розыскных мероприятий за счет своей информационной, криминалистической, финансовой, материальной деятельности (финансово-экономические, материально-технические, экспертно-криминалистические, технические, информационные и иные службы).

Закономерным является то, что как основная, так и вспомогательные функции оперативно-розыскных органов находят свое структурное обеспечение в виде создания в их составе вышеуказанных управлений, отделов, отделений, групп.

Нормативные акты МВД России, посвященные оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений, определяют их:

во-первых, как структурную часть органов внутренних дел;

во-вторых, как подразделения, осуществляющие посредством гласного или негласного проведения оперативно-розыскных мероприятий свою деятельность в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Представляется целесообразным отметить, что в структуре спецслужб также формируется система оперативных подразделений, обеспечивающих решение возложенных на них задач. Например, если обратиться к ФСБ России, то здесь можно увидеть оперативные подразделения, осуществляющие оперативную деятельность ФСБ как в полном, так и ограниченном объеме.

К числу первых относятся подразделения, осуществляющие различные модификации контрразведки.

Ко второй - подразделения оперативно-технических мероприятий и оперативно-поисковая служба.

Для первоначального этапа расследования мошенничества характерны следственные ситуации:
1) преступник задержан на месте происшествия либо сразу же после совершения мошенничества, либо его личность и местонахождение известны. Для таких ситуаций характерно производство следующих действий: задержание и личный обыск; допрос задержанного; обыск по месту жительства и работы мошенника; допрос потерпевшего либо лица, в чьем ведении находилось имущество; допросы свидетелей; осмотр места происшествия; осмотр изъятых у мошенника, а также полученных от него потерпевшим предметов; изъятие и осмотр документов со следами преступления; поручение органам дознания производства ОРМ;
2) преступник не задержан, но следствие располагает определенной информацией о нем. Для этой ситуации характерны: допрос потерпевшего или лица, в чьем ведении находилось имущество; изъятие и осмотр предметов и документов, полученных от мошенника; осмотр места происшествия; допросы свидетелей; предъявление для опознания заподозренных лиц по фотоизображениям; поручение органам дознания производства ОРМ;
3) мошенник известен, однако его действия завуалированы под видом законных сделок. В таких случаях изучаются характер и правовые основы проведенных подозреваемым операций. Производятся выемка и осмотр сопровождающих мошенническую сделку документов, установление и допрос должностных лиц, обеспечивших ее совершение (например, нотариусов, бухгалтеров, работников банков и других учреждений); обыски по местам жительства и работы подозреваемых; проведение ревизий. Необходимо также проведение ОРМ по выявлению следов преступной деятельности, местонахождению похищенного имущества, установлению причастных к преступлению лиц.

Расследование присвоения или растраты чужого имущества.

Растрата – хищение имущества учтенного на балансе предприятия

Присвоение – хищени имущества не учтенного на балансе предприятия. Создание излишек их изъятие

Предмет преступного посягательства

Денежные средства, в т.ч. иностранная валюта;

Чеки, кредитные карточки, облигации, акции, сертификаты, векселя;

Различные материальные ценности, пользующие спросом у населения и в различных сферах деятельности;

Строительные материалы (пиломатериалы, кирпич, цемент);

Материальные следы содержаться:

u В оперативно-технической, бухгалтерской, организационно-управленческой документации тех предприятий, в которых имело место хищение, а также в документах контролирующих органов и тех хозяйствующих субъектов, с которыми имелись связи;

u В учредительной документации фирмы: протоколы общих собраний и собраний учредителей, акционеров, решениях органов управления, договорах и контрактах, деловой переписке,

u В черновых записях, раскрывающих различные обстоятельства совершения преступлений, лиц, причастных к этому и т.п.

Идеальные следы: фиксируются в памяти лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к хищению.

u Обстановка – зависит от организационной, финансово-хозяйственной специфики, профиля предприятия организационной структуры, состояния бухгалтерского учета и отчетности, уровня внутреннего и внешнего контроля и т.п.

Личность расхитителя:

u Лица мужского пола – 60%, от 30 лет и выше – 70%, рабочие – 50%, служащие – 20%. Характерен высокий образовательный уровень, профессиональная подготовка и значительная практика. Хорошо разбираются в технологическом процессе, учете, отчетности. Немало лиц с потребительской психологией. Часто это должностные и материально ответственные лица, а также лица выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Типичные ситуации на первоначальном этапе расследования:

1. Дело возбуждено по официальным материалам – на основании проведенной ревизии, аудиторской проверки, в процессе которых выявлены финансовые нарушения и иные злоупотребления. Проводится доследственная проверка о чем известно заинтересованным лицам (допросы лиц, ответственных за выявленные злоупотребления); выемка и осмотр документов, предметов; осмотр помещений и оборудования; допросы свидетелей; задержание подозреваемых; обыск, опись имущества; очные ставки; ОРМ.

2. Дело возбуждается по результатам ОРМ, лица, заинтересованные в ходе расследования, не знают о возбуждении дела (задержание с поличным; личный обыск, обыск по месту работы и жительства; наложение ареста на имущества; допросы свидетелей; организация инвентаризаций и ревизий; ОРМ.

Криминалистическая характеристика и классификация преступлений в сфере экономики.

К основным структурным элементам криминалистической характеристики этих преступлений относятся:

1. Особенности функционирования конкретной отрасли экономики, значимые для раскрытия и расследования хищений. Сюда относится специфика производственной и финансовой деятельности конкретного экономического объекта с учетом вероятного развития криминогенных факторов, а также предмет преступного посягательства и обстановка совершения хищения.

2. Способы совершения и сокрытия хищений. Их выбор обусловлен рядом факторов объективного и субъективного характера. К факторам первого рода относятся:

а) должностное положение, т. е. характер отношения виновного к предмету преступного посягательства.

б) наличие соучастников и их должностное положение;

в) особенности производимых материальных ценностей, сырья, полуфабрикатов;

г) вид производственной операции, при выполнении которой совершается преступление;

д) обстановка на производственном объекте: особенности учета, отчетности, технологического процесса, организации охраны и т.п.

Способы совершения и сокрытия хищений можно разделить на две группы: хищения учтенного, имеющегося на балансе организации имущества и денежных средств; хищения неучтенных ценностей.

К способам первой группы относятс я: а) явное присвоение или растрата материально-ответственным лицом вверенного ему имущества; б) хищение путем занижения в документах качественных показателей продукции, фиктивного списания имеющихся на балансе ценностей; в) хищения, маскируемые подделкой первичных документов или подлогами в учетных записях; г) хищения денежных средств, совершаемые путем обмана покупателей с последующим изъятием излишне полученных денег.

Способами второй группы являются: а) изготовление неучтенной продукции из сырья и материалов, скрыто сэкономленных в процессе производства, и сбыт этой продукции через работников оптовой и розничной торговли, а также на рынках; б) изготовление неучтенной продукции из сырья и материалов, незаконно приобретенных, и ее сбыт через предприятия торговли и рынки.

Признаки сокрытия хищени я – последствия действий расхитителей по уничтожению документов, остатков сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов.

Признаки использования результатов хищения – приобретение ценных вещей, недвижимости, крупные вклады в банки и т.п.

Личности

а) последовательно-корыстный тип, чаще всего включающий руководителей организации и лидеров преступных групп. Эти субъекты либо полностью отрицают свою причастность к хищению, либо занимают выжидательную позицию, признавая лишь то, что доказано. Нередко они отрицают очевидное, угрожают свидетелям, склоняют их к даче ложных показаний

Специфика этих преступных групп определяется следующими признаками: 1) латентностью совершения хищения; 2) глубокой конспирацией; 3) прочными связями и взаимодействием всех расхитителей; 4) выполнением каждым участником строго определенных преступных функций; 5) иерархической структурой; 6) осведомленностью организаторов преступных групп о деятельности всех ее членов (включая и непреступные действия в группе); 7) осведомленностью второстепенных членов группы расхитителей только о действиях их ближайших соучастников, незнанием характера деятельности всей группы, в особенности ее руководителей.


При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через довольно продолжительный период времени, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыться или скрыть какие-то важные обстоятельства. Мошенническая группа, выбирая способ преступного завладения имуществом, идет таким путем который наиболее удобен для них и соответствует возможностям группы. Так, наибольшая концентрация фактов коммерческого и финансового мошенничества наблюдается в тех областях, где имитация финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемая в целях введения партнера в заблуждение, не требует крупных финансовых затрат и длительного временного периода легальной части действий С.И.

При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через довольно продолжительный период времени, позволяющий нетолько полностью завладеть имуществом, но и скрыться или скрыть какие-то важные обстоятельства.

Мошенническая группа, выбирая способ преступного завладения имуществом, идет таким путем которыйнаиболее удобен для них и соответствует возможностям группы. Так, наибольшая концентрация фактов коммерческого и финансового мошенничества наблюдается в тех областях, где имитация финансово-хозяйственнойдеятельности, осуществляемая в целях введения партнера в заблуждение, не требует крупных финансовых затрат и длительного временного периода легальной части действий. Способы разоблачения инсценировок краж.

Криминальная характеристика мошенничества

Криминальная характеристика мошенничества Мошенничество с целью присвоения имущества граждан чаще всего совещается путем определенных манипуляций с предметом посягательства и средствами совершения преступления.

Подготовка нередко не представляет большой сложности и заключается прежде всего в подыскании жертвы посягательства.

Для этого мошенники посещают общественные места, учреждения, в которых может быть найден потерпевший. На этой же подготовительной стадии готовятся средства совершения преступления — фалъсифицированные документы, предметы предлагаемой мнимой сделки и т.д.

Непременным элементом способа совершения мошенничества является завоевание доверия потерпевшего, выяснение его желания на совершение тех или иных сделок, налаживание контакта, с будущей жертвой.

Реферат: Проблемные вопросы борьбы с мошенничеством в современных условиях

Количество регистрируемых фактов мошенничеств неуклонно растёт, Так в 1993 году было зарегистрировано 2516 таких фактов, в 1996 - 32024, а в январе-феврале 1998 года - 7095.Каждое третье мошенничество совершено в крупных и особо крупных разме­рах, соответственно возрос при­чиненный мошенниками ущерб .

межрегиональный характер действий мошенников, соверша­ющих обманные действия в од­них регионах, присвоение чужой собственности - в других, а ее сбыт -зачастую в третьих.

Оперативно-розыскная деятельность

Термин «оперативно-розыскная характеристика» наиболее ярко отражает негласный характер этой характеристики и ее принадлежность к специфической отрасли знаний - теории ОРД.
В рассматриваемой характеристике должно уделяться внимание комплексному, интегративному характеру ОРД, что предопределяет максимальное использование разнообразных видов информации, которые могут повысить эффективность проводимых ОРМ.

Основы методики расследования мошенничества в сети интернет

В результате проведённого в параграфе анализа криминалистической характеристики интернет-мошенничества автором сделан ряд выводов.

В частности, для определения понятия мошенничества предлагается использовать не только термин «хищение», но и «завладение».

Обман и злоупотребление доверием как способы мошенничества подразумевают достижение определённых промежуточных результатов перед окончательным получением чужого имущества или получением права на него, а именно введение в заблуждение собственника или владельца имущества таким образом, чтобы преступник впоследствии именно получил имущество от жертвы.

Оперативно-разыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом об оперативно-разыскной деятельности, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения защиты общества и государства от преступных посягательств.



 

Возможно, будет полезно почитать: