Образец искового заявления в военный суд. Запрещено ли военнослужащим обращаться в суды по спорам о нарушении органами военного управления их жилищных прав с исковыми заявлениями? Заявление в военный суд

Дело: № 2а-279/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи Леньшина П.И., при секретаре судебного заседания Ли А.В., с участием административного истца, рассмотрев административное дело по административному иску военнослужащего 534 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации капитана Царикова ФИО7 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО) и 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1-й отдел), связанных с невключением в список на предоставление служебных жилых помещений,

установил:

Цариков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом заявления от 24 марта 2017 года, просил:

Признать незаконным бездействие должностных лиц ДЖО, выраженное в нерассмотрении его обращения 2016 года о повторном рассмотрении вопроса включения в списки нуждающихся в служебном жилом помещении;

Обязать уполномоченных должностных лиц 1-го отдела на основании ранее представленного заявления с комплектом документов включить его и его супругу в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы в г. Москве.

В судебном заседании Цариков указанные требования поддержал и пояснил, что письмом заместителя начальника 5 отдела ДЖО от 13 марта 2015 года ему было отказано во включении в списки на обеспечение служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы в г. Москве. Основанием данному отказу указано то обстоятельство, что его супруга является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного в г. Москве. Вместе с тем обеспеченность его супруги общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы, а он в это жилое помещение никогда не вселялся и права пользования им не приобретал. В дальнейшем сотрудниками ДЖО ему было предложено подать заявление о включении в списки на обеспечение служебными жилыми помещениями без учета супруги, что им и было сделано. Однако письмом от 24 августа 2015 года ему вновь было отказано со ссылкой на ответ от 13 марта 2015 года. В ноябре 2015 года ему удалось попасть на консультацию к представителю 5 отдела ДЖО, который указал, что будет ходатайствовать перед руководством отдела о повторном рассмотрении его вопроса, а в марте 2016 года через ответственного в Управлении военных представительств Министерства обороны Российской Федерации за взаимодействие с ДЖО – Волкова Е.С. ему было предложено обратиться с заявлением о повторном рассмотрении вопроса включения его в списки на обеспечение служебными жилыми помещениями. Такое обращение было им подано через Волкова Е.С. 28 марта 2016 года. Однако ответа на это заявление он до настоящего времени не получил. По вопросу рассмотрения данного заявления он неоднократно звонил Волкову Е.С., но ни какой информации у того не было, и только в июне 2016 года Волков Е.С. сообщил, что решение по его вопросу принято. Вместе с тем письменный ответ ДЖО Волков Е.С. предоставить не смог и предложил обращаться за его получением самостоятельно. Дозвониться в ДЖО возможности в этот период не имелось по причине случившегося в здании Министерства обороны Российской Федерации пожара и неработающей «горячей линии». В августе ему удалось связаться с сотрудником ДЖО, который сообщил, что все документы, касающиеся включения военнослужащих в список на обеспечение служебными жилыми помещениями, были переданы в 1-й отдел в связи с передачей данному жилищному органу с 1 августа 2016 года соответствующих полномочий. Поэтому он обратился в 1-й отдел с просьбой о выдаче ответа ДЖО на его обращение от 28 марта 2016 года, но из сообщения от 3 ноября 2016 года, полученного им после 17 декабря 2013 года, следовало, что в поступивших из ДЖО документах такого ответа не содержится, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд.

В письменном отзыве представитель ДЖО Юденич Д.И. указал, что в связи с проведенными мероприятиями по совершенствованию организационно-штатной структуры органов жилищного обеспечения полномочия по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу в городе Москве и Московской области, специализированными жилыми помещениями возложены на 1-й отдел, поэтому повторное рассмотрение вопроса о включении Царикова в список на обеспечение служебными жилыми помещениями находится в компетенции 1-го отдела.

В письменных возражениях от 10 и 14 апреля 2017 года представитель 1-го отдела Попова Г.С. просила в удовлетворении требований административного истца отказать и указала, что в 1-й отдел 29 сентября 2016 за поступило заявление Царикова о предоставлении копий обращений с соответствующими ответами из ДЖО по вопросу включения в список на предоставление служебных жилых помещений. В установленном порядке административному истцу дан ответ от 3 ноября 2016 года о том, что среди имеющихся в 1-м отделе документов запрашиваемые им сведения отсутствуют. Доказательств бездействия уполномоченных должностных лиц, выразившегося в нерассмотрении его обращения 2016 года о повторном рассмотрении его заявления о включении в список на предоставление служебных жилых помещений, Цариковым при обращении в суд не представлено, а на обжалование решения ДЖО от 13 марта 2015 года им пропущен установленный статьей 219 КАС РФ срок.

Заслушав объяснения административного истца, допросив свидетеля Волкова Е.С. и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из копии заявления Царикова от 28 марта 2016 года, представленной в суд из ДЖО, на личной беседе с представителем ДЖО Дорошенко А.В. административному истцу было сообщено о наличии оснований для предоставления ему служебного жилого помещения и повторного рассмотрения представленных им в феврале 2015 года заявления и документов. В этой связи административный истец просит повторно рассмотреть вопрос о представлении ему жилого помещения по месту прохождения службы в г. Москве.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Волков Е.С. пояснил, что он проходит военную службу в Управлении военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и является ответственным за взаимодействие с ДЖО по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих военных представительств, дислоцированных на территории г. Москвы и Московской области. Заявление Царикова от 28 марта 2016 года было представлено им в этом же месяце в ДЖО. В дальнейшем он неоднократно интересовался у ответственного исполнителя о ходе рассмотрения указанного заявления. Только в конце мая – июне 2016 года появилась информация о том, что заявление Царикова рассмотрено и ему по почте направлен ответ, однако копия данного ответа предоставлена не была, его содержание также не известно не было. В дальнейшем связаться с работниками ДЖО, ответственными за вопросы обеспечения военнослужащих специализированными жилыми помещениями, не представлялось возможным, поскольку из занимаемых кабинетов они съехали.

Из копии заявления Царикова от 29 сентября 2016 года, поданного в 1-й отдел, усматривается, что он просит предоставить ему копию ответа ДЖО на его обращение от марта 2016 года, а также копии его предыдущих обращений, ответов на них и его заявления с приложенными документами, для обращения в суд.

Как видно из копии ответа 1- го отдела от 3 ноября 2016 года Царикову сообщается, что с 1 августа 2016 года обязанность по учету военнослужащих, включенных в список на предоставление служебных жилых помещений, проходящих военную службу на территории г. Москвы, а также их заселение в жилые помещения специализированного жилищного фонда (в том числе, расположенные в г. Москва), возложена на 1-й отдел. Согласно учетным данным административному истцу было отказано во включении в указанный список. По состоянию на 20 сентября 2016 года среди документов Царикова, поступивших из ДЖО, решение по данному вопросу отсутствует. В связи с изложенным представить копии его обращений не представляется возможным.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статья 12 указанного закона определяет, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно пункту 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 3 к настоящей Инструкции.

В судебном заседании установлено, что 28 марта 2016 года Цариковым подано в ДЖО заявление, касающееся повторного рассмотрения вопроса о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве по ранее представленным документам, однако ответа на свое обращение административный истец до настоящего времени не получил.

Вопреки требованиям статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ ДЖО в судебное заседание не представлены доказательства, подтверждающие факт рассмотрения указанного заявления.

Поскольку срок, установленный для рассмотрения обращения административного истца от 28 марта 2016 год, истек, а соответствующего ответа ему не предоставлено, суд признает незаконным бездействие ДЖО, связанное с нерассмотрением обращения Царикова.

В связи с тем, что полномочиями по принятию решения о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений в г. Москве в настоящее время наделен 1-й отдел, то для восстановления прав административного истца суд находит необходимым возложить на данный жилищный орган обязанность рассмотреть обращение Царикова от 28 марта 2016 года о повторном рассмотрении вопроса о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве.

Вместе с тем суд отказывает в удовлетворении требований Царикова о возложении обязанности на должностных лиц 1-го отдела на основании ранее представленного заявления с комплектом документов включить его и его супругу в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы в г. Москве, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права полномочного органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Приходя к указанному выводу суд учитывает, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением Цариковым не пропущен, поскольку о нарушении своих прав, связанных с нерассмотрением заявления от 28 марта 2016 года, административному истцу достоверно стало известно из сообщения 1-го отдела от 3 ноября 2016 года, полученного им не ранее 17 декабря 2016 года, из которого следовало, что в поступивших из ДЖО документах ответ на его заявление отсутствует, а согласно отметке канцелярии Московского гарнизонного военного суда на копии административного искового заявления Царикова, оно подано в суд 17 марта 2017 года, т.е. до истечения трехмесячного срока со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав.

При этом суд принимает во внимание, что доказательств доведения Царикову сообщения 1-го отдела от 3 ноября 2016 года в более ранний срок в судебное заседание не представлено.

Поскольку при обращении в суд административный истец понес судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией от 17 марта 2017 года, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу Царикова понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

административное исковое заявление Царикова Игоря Михайловича – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанное с нерассмотрением обращения Царикова И.М.

Обязать 1-й отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть обращение Царикова И.М. от 28 марта 2016 года о повторном рассмотрении вопроса о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве.

Взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу Царикова И.М. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Указать 1-му отделу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Царикову И.М. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления Царикова И.М. в части требований о возложении обязанности на должностных лиц 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на основании ранее представленного заявления с комплектом документов включить его и его супругу в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы в г. Москве – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Хороший шаблон документа послужит, чтобы сэкономить время для правки чистовика. В любом обращении есть необходимые разделы для реквизитов. Чтобы внести их в соответствии с требованиями необходимо рассмотреть правила.

Проще всего сделать это исследовав пример, находящийся далее. Если вдруг Вы нашли неточность или не очень точные сведения, просим указать нам о ошибке в форме в конце. Полезно держать в памяти, что законотворчество не стоят на месте и какие-то образцы продолжают быстро устаревать. Обязательно необходимо проверять действительность изложенных в них ссылок на закон.

Может быть, какие-то нормы уже не современны.

Борзинский гарнизонный военный суд - образцы заявлений

Как обратиться в суд

Здесь приведены примерный образец обращения в военный суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий должностного лица и образец искового заявления. Просим учесть, что тексты приводятся в качестве образца для помощи гражданам в их обращении за судебной защитой.

Вместе с тем, если составление собственного заявления вызывает у Вас затруднения, мы рекомендуем Вам обратиться в любую доступную Вам юридическую консультацию для получения квалифицированной юридической помощи. Также разъясняем, что для подачи заявления не требуется личного обращения в суд, достаточно направить документы почтой в адрес нашего суда.

Типичными ошибками, совершаемыми гражданами при обращении в суд являются:

Отсутствие подписи заявителя на заявлении;

Отсутствие документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, или же приложение ксерокопии этого документа, что недопустимо – в суд представляется оригинал такого документа;

Отсутствие копий заявления (искового заявления) по числе ответчиков (должностных лиц, чьи действия обжалуются);

Не указание в тексте заявления (искового заявления) точного наименования и адреса ответчика (должности и адреса должностного лица, чьи действия обжалуются);

Отсутствие перечисленных в приложении к исковому заявлению документов.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ В СУД
НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА


ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ


Заявление в военный суд. образцы заявлений.

Образец №1

В __________ гарнизонный военный суд

Адрес суда_________________________.

Заявитель :

Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу:

________________________________________

Должностное лицо:

З А Я В Л Е Н И Е

об оспаривании бездействия (действия, решения) должностного лица

1. Повествовательная часть: указывается, где военнослужащий проходит (проходил) военную службу по контракту, воинское звание, должность (либо находится в распоряжении воинского должностного лица), с чем военнослужащий не согласен (с изданным приказом, с длительным бездействием, с принятым решением и т.д.), чем оспариваемые действия (бездействия, решения) затрагивают права военнослужащего (членов его семьи) и почему военнослужащий считает их не законными.

2. Просительная часть: указывается, что военнослужащий просит перед судом (признать не законным приказ, решение, бездействие должностного лица) и какая обязанность судом, по мнению военнослужащего, должна быть возложена на должностное лицо, чьи действия оспариваются, для восстановления нарушенного права заявителя (предоставить жилое помещение, восстановить в списках личного состава воинской части, изменить формулировку приказа и т.п.).

3. Приложения к заявлению: направляются в суд по числу лиц, участвующих в деле все необходимые для разрешения дела документы (копия заявления, рапорта, справки, приказы и т.д.), а также квитанция об оплате госпошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ).

4. Подпись, дата.

Образец №2

В _____________ окружной военный суд

Адрес суда___________________________.

Заявитель :

Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: ___________.

________________________________________________

Должностное лицо:

Командир войсковой части 00000

Адрес_____________________________

КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА

На решение______________гарнизонного

военного суда от «___»______________20__ года по гражданскому делу №...

Решением________________________гарнизонного военного суда в удовлетворении моего заявления об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с (указываются, какие действия оспаривались заявителем), было отказано.

Считаю решение судебное решение незаконным и/или необоснованным по следующим основаниям.

Затем необходимо указать просьбу (отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение либо отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований).

Приложения к жалобе: направляются в суд по числу лиц, участвующих в деле копии кассационной жалобы, а также квитанция об оплате госпошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ).

4. Подпись, дата.

Образцы исковых заявлений и других обращений в суд

(Ф.И.О., адрес, телефон (домашний и сотовый)

наименование предприятия,организации, учреждения

его местонахождение

_____________________________________________________

и банковские реквизиты

Исковое заявление

о взыскании денежной компенсации взамен вещевого имущества

Я, _____________________________________________________________________

должность, выполняемая работа

________________________________________________________________________

с______________________я уволен в запас.

число, месяц, год

Согласно справки взамен вещевого имущества компенсация составляет ____________ тенге.

В соответствии Закона Республики Казахстан «О статусе и социальной защиты военнослужащих и их семьи» от 20 января 1993 года

Взыскать в мою пользу с_________________________________________________________

наименование предприятия, организации, учреждения

взамен вещевого имущества компенсацию ____________ тенге и госпошлину__________тенге

сумма сумма

Приложения:

1. Копия приказа о приеме на службу

2. Копия приказа об увольнении

3. Копия удостоверения личности

4. Справка на получение денежной компенсации взамен вещевого имущества

5. Копия лицевого счета

6. Копия искового заявления (по числу ответчиков)

7. Квитанция об оплате госпошлины

Подпись Дата

В Военный суд Талдыкорганского гарнизона

от _______________________________________________,

ф.и.о. или наименование юридического лица

(проживающего (имеющего местонахождение для юридических лиц)

по адресу: _________________________________________

Заявление
о выдаче копии решения (определения) суда

Я,___________________________, участвовал в деле по иску _____________________________

ф.и.о. наименование истца

к __________________________________________________________________________________

наименование ответчика

о __________________ (дело № ________) в качестве _____________________________________.

предмет иска истца, ответчика и др.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 47 ГПК РК,

выдать копию _____________________ военного суда Талдыкорганского гарнизона

решения, определения

от « »_____________20___г. по делу № _____ о ________________________________________

предмет решения, определения

Приложения:

1. Копия удостоверения личности (для физических лиц)

2. Квитанция об оплате госпошлины

____________________________________ ________________________

Подпись Дата

В Военный суд Талдыкорганского гарнизона

Истец _____________________________________________

наименование предприятия,

________________________________________________________

учреждения, местонахождение,

__________________________________________________

банковские реквизиты

Ответчик __________________________________________

Цена иска _________________________________________

Исковое заявление
о взыскании долга

Ответчик _____________________________________с « »_____________________20____г.

по « »______________ 20___ г. работал _____________________________________

указать место работы и должность ответчика

« »_____________ 20___ г. он с работы уволен. После увольнения за ним осталась задолженность ____________________________________________________________________________________

указать причину образования задолженности: счетная ошибка,

____________________________________________________________________________________

неизрасходованный аванс, выданный на служебную командировку,

____________________________________________________________________________________

перевод в другую местность, на хозяйственные нужды и т.п.

в сумме ________________________________________________ тенге.

Произвести удержание в бесспорном порядке не представилось возможным в связи с тем, что ____________________________________________________________________________________

указать причины

В соответствии со ст. 953 ГК РК

Взыскать с _________________________________ в пользу ______________________________

ф.и.о. ответчика наименование истца

Тенге в погашение задолженности и

Тенге судебных расходов.

Приложения:

1. Копия приказа об увольнении ответчика.

2. Доказательства, подтверждающие получение работником взыскиваемой суммы (кассовые ордера, платежные ведомости и т.п.)

3. Квитанция об уплате госпошлины.

4. Копия искового заявления.

_________________________________________ _______________________

Подпись Дата

В Военный суд Талдыкорганского гарнизона

Судье _____________________________________________

Истец _____________________________________________

Ф.И.О., местожительство

Ответчик __________________________________________

Ф.И.О., местожительство

ВСТРЕЧНОЕ

исковое заявление

« » _________ 20___г. между мной и ответчиком ______________________________________

был заключен ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Однако ответчиком ________________________________ в нарушение достигнутое соглашение

____________________________________________________________________________________

суть нарушения

не выполнено ________________________________________________________________________

что конкретно не выполнено

Из-за этого мною __________________________________________________________________

какой вред или убыток понес, в денежном выражении

На основании изложенного, руководствуясь ст. 8, 47 и 156 ГПК РК,

1. Принять мое встречное исковое заявление к _________________________________________

Ф.И.О. ответчика

и рассмотреть его вместе с первоначальным иском.

2. Признать _______________________________________________________________________

изложить суть исковых требований

Приложение:

документы, подтверждающие встречные исковые требования.

_________________________________________ _______________________

Подпись Дата

В Военный суд Талдыкорганского гарнизона

Судье ___________________________________

Истец ____________________________________

Ф.И.О., адрес, телефон

ЗАЯВЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без рассмотрения

« » __________ 20___ г. мною было подано исковое заявление к ответчику___________________________________________________

Ф.И.О. ответчика или название юридического лица

Поскольку_________________________________________________

указать причину отзыва искового заявления

руководствуясь ст. 249 ГПК РК,

Оставить исковое заявление без рассмотрения.

_________________ __________________

Подпись Дата

Как составить исковое заявление в военный суд?

Похожие вопросы с ответами по теме "Как составить исковое заявление в военный суд?":

  • Как составить исковое заявление в арбитражный суд
    Здравствуйте! Помогите пожалуйста составить исковое заявление в арбитражный суд. С 2006 года выплачиваю кредит по исполнительному листу.

Сумма кредита была-99000 рублей,взыскали по суду 104098 рублей,высчитали с заработной платы 157000 рублей и сейчас...

  • Как правильно составить исковое заявление в Военную коллегию Верховного суда РФ на обжалование пунктов приказа МО РФ №95
    Как правильно составить исковое заявление в Военную коллегию Верховного суда РФ на обжалование пунктов приказа МО РФ №95 от 2009г....
  • Как правильно составить исковое заявление о признании иждивенцем?
    Моя мама подает заявление в суд, о том, что находилась на иждивении отца. Он умер и для того, чтобы она могла претендовать на начисление пенсии исходя из его военной пенсии требуется решение суда В суде ее вынуждают обращаться к платной услуге адвоката...
  • КАК СОСТАВИТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД?
    УВАЖАЕМЫЕ ЮРИСТЫ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА В РЕШЕНИИ ТАКОГО ВОПРОСА!!!Я ЯВЛЯЮСЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ НАХОДЯЩИМСЯ ЗА ШТАТОМ С 2010 ГОДА И ДО НЫНЕШНЕГО МОМЕНТА ПРОБЛЕМ С ВЫПЛАТОЙ МНЕ ЗАРПЛАТЫ НЕ БЫЛО ДО ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА.НА ДВОРЕ УЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ НОВЫЙ ГОД А ВОЗ И...
  • Как правильно составить исковое заявление о признании иждивенцем
    Моя мама подает заявление в суд, о том, что находилась на иждивении отца. Он умер и для того, чтобы она могла претендовать на начисление пенсии, исходя из его военной пенсии, требуется решение суда. В мытищинском суде ее вынуждают обращаться к платной...
  • Законно ли мне братится спустя 10 лет в суд по поводу медали ветеран военной службы 3 степени
    Как правильно составить исковое заявление насчет медали, а именно ветерана военной службы 3 степени, так как мне в свое время ее во время не вручили, а именно забыли про меня. В моем личном деле в военкомате имеются...
  • Здравствуйте. Как правильно составить исковое заявление о взыскании и возмещении расходов с МО РФ.
    Здравствуйте. Я пенсионер МО РФ. В сентябре 2011 году с сыном 2004 г. р. получил 2-х комнатную квартиру по договору соц. найма в г. Санкт-Петербурге.
  • В этом же году обратился с заявлением в департамент жилищного обеспечения Западного военного округа...

  • Как получить проценты за задержку выплат по ставке рефинансирования ЦБ РФ и как составить заявление в суд?
    По решению су восстановлена в списках личного состава части по с 15 марта по 22 мая с обеспечением денежным довольствием в полном объёме. Решение вступило в силу 30 июля. По состоянии на 15 октября ни какой реакции и ответа.
  • Как получить проценты за...

  • Правильно ли составлено исковое заявление в суд?
    Исковое заявление о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула Я была принята на работу, на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2 разряда отдела общего обеспечения и выполняла обязанности секретаря...
  • Господа! Составил исковое заявление посоветуйте возможно что то упустил по форме и по статьям
    В Хангаласский районный суд РС(Я) истец: Чичков Тимофей Григорьевич адрес: РС (Я) Хангаласский район п.Мохсоголлох ул.Военный городок...
  • Моя жена военнослужащая в звании ст. прапорщик. В настоящее время находится в распоряжении командира. Уволить не могут
    Добрый день. Моя жена военнослужащая в звании ст. прапорщик. В настоящее время находится в распоряжении командира.
  • Уволить не могут в связи с отсуствием личного дела с подсчета выслуги лет. Личное дело отправлено на подсчет в марте 2009 года. Будет...

  • Как составить заявление о возмещении денежных средств?
    Здравствуйте, мой папа военный и у него возникла такая проблема. Он часто ездит в командировки, в соответствии с Приказом Мин. Обороны РФ №2700 от 30.12.11 г. Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил...
  • Судимся с ерц мо рф: обсуждаем решения судов и готовим новые обращения - страница 14 - форум правовой взаимопомощи военнослужащих

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста...

    Уволен с военной службы на основании приказа МО РФ от 25 октября 2012 года, с исключением из списков части 20 ноября 2012 года.

    Денежное довольствие по день исключения и единовременное пособие при увольнении получил 23 ноября 2012 года. Проблемы:
    1. Денежную компенсацию за найм жилого помещения получил только за октябрь, за ноябрь в УФО часть до сих пор не отдала приказ... как всегда наверное будет со всеми в декабре.
    2. 1 сентября часть закончила мероприятия по передеслокации в другой населенный пункт. Увольняли меня уже из него.

    По заявлению начальника штаба из-за того что я не написал рапорт (что не требуется как обязательный документ) меня не отдали в проект приказа МО РФ на подъемное пособие при перемещении. Супруга и дети не перемещались. Выписку об окончании мероприятий по передислокаци конечно выдать отказался типа секретный приказ (хотя раньше отдавали обычными, а теперь через МО РФ помоему тем более).
    А теперь вопросы:
    1. С кем судиться, так как ЕРЦ и УФО вдруг достаточно оперативно все сделали, а опять часть геморойничает. Но выплатами чать уже не занимается.
    2. Какие документы необходимы для подачи искового заявления (может есть ссылка на образец).

    Именем Российской Федерации

    Верховный Суд Российской Федерации в составе

    судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.

    при секретаре Жиленковой Т.С.

    с участием административного истца Шабанова И.А., представителей административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А., Ильина А.В., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Министерства юстиции Российской Федерации Ольшанской С.М., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры Соколова С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабанова И.А. о признании не действующим со дня принятия абзаца второго пункта 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. N 20, установил:

    приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. N 20 утвержден Порядок организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Порядок).

    Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г. (регистрационный N 41810), официально опубликован в установленном порядке для всеобщего сведения на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 апреля 2016 г. и в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 6 июня 2016 г., N 23.

    В абзаце втором пункта 8 Порядка определено, что при получении выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно (далее - решение) военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) или их представители представляют в уполномоченный орган (специализированную организацию) документы о сдаче жилого помещения (пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") и подписывают акт приёма-передачи жилого помещения по установленной форме.

    Шабанов И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия абзаца второго пункта 8 Порядка.

    В обоснование заявления Шабанов И.А. указывает, что сообщением от 10 июня 2016 г. за подписью начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России он проинформирован о принятии решения о предоставлении ему квартиры в собственность бесплатно. Для получения выписки из решения ему предложено представить в 1 отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России помимо паспортов граждан Российской Федерации всех совершеннолетних членов семьи справку о необеспеченности жилым помещением. При этом в сообщении содержится ссылка на пункты 7-8 Порядка. Административный истец полагает, что возложение на него обязанности предоставить указанную справку на основании абзаца второго пункта 8 Порядка противоречит статьям 2, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное предписание нарушает конституционные принципы справедливости, равенства и соразмерности, не имеет объективного и разумного оправдания, так как он никогда жилым помещением от государства не обеспечивался и не должен подтверждать данный факт по аналогии с военнослужащими, которые обязаны сдать ранее предоставленные им в связи с прохождением военной службы жилые помещения при получением нового жилья по основаниям, установленным законом. Данное нормативное предписание, по его мнению, создаёт угрозу нарушения права на жилище, так как в сообщении указано, что в случае отсутствия данной справки решение о предоставлении ему квартиры будет отменено.

    В дополнении к административному исковому заявлению Шабанов И.А. отметил, что положения абзаца второго пункта 8 Порядка, как он полагает, не отвечают конституционно-значимому принципу правовой определённости, поскольку из их буквального содержания следует, что реализовать право на жильё могут лишь лица, которые ранее обеспечивались жилым помещением. Правовая неопределённость оспариваемой нормы приводит к её произвольному толкованию при применении на практике, что позволяет должностным лицам требовать от лиц, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, документы, обязанность по представлению которых не вытекает из закона.

    В подтверждение своих доводов административным истцом представлены копии ответов на его обращения старшего помощника военного прокурора Красногорского гарнизона Паламарчука А.В. от 19 октября 2016 г. и Московского городского военного прокурора Приходченко В.В. от 10 июня 2016 г., в которых, как считает Шабанов И.А., изложены разные позиции по толкованию абзаца второго пункта 8 Порядка. Кроме того, Шабанов И.А. представил копии справок от 26 июня 2000 г. из Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского об освобождении койко-места в общежитии по окончании военно-учебного заведения и от 9 сентября 2016 г. из войсковой части... согласно которой он жилым помещением в период службы по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался, что подтверждает невозможность сдачи им жилого помещения.

    Административный истец Шабанов И.А. в судебном заседании поддержал свои требования.

    Представители Министерства обороны Российской Федерации Стручкова Е.А., Ильин А.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ольшанская С.М. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав истца.

    В подтверждение своей позиции представители Министерства обороны Российской Федерации представили копию решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 24 октября 2016 г. о предоставлении Шабанову И.А. и членам его семьи жилого помещения в виде трёхкомнатной квартиры общей площадью 78,6 кв. м в общую долевую собственность в равных долях бесплатно, копию извещения об указанном решении на имя Шабанова И.А. от 27 октября 2016 г. с предложением прибыть за его получением с оригиналами паспортов и свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, копию письма от 14 ноября 2016 г. на имя Шабанова И.А. за подписью врио начальника 1 отдела Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Шляховой Е., в котором даны разъяснения о причинах, по которым административному истцу ранее было предложено представить оригинал справки о необеспеченности служебным жилым помещением в период военной службы и об отсутствии такой необходимости в настоящее время.

    Выслушав объяснения административного истца Шабанова И.А., представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав доказательства, имеющие значение для дела, заслушав заключение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление Шабанова И.А. не подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

    Как указано в подпункте 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России в числе прочих полномочий осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закреплённым за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

    В соответствии с подпунктами 7 и 9 пункта 10 названного положения Министр обороны издаёт по вопросам обороны и другим вопросам, отнесённым к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, в форме приказов, директив, положений, наставлений, инструкций, уставов и иных нормативных (правовых, нормативных правовых) актов, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, даёт указания, организует и проверяет их исполнение.

    Согласно пункту 4 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, федеральными органами или уполномоченными ими органами (организациями) принимаются в порядке, устанавливаемом федеральными органами, решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.

    Таким образом, вышеупомянутый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации, в пределах его компетенции в целях организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно.

    Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу, соблюдены.

    Оспариваемый административным истцом абзац второй пункта 8 Порядка содержит указание о том, что при получении выписки из решения военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) или их представители представляют документы о сдаче жилого помещения. Вместе с тем согласно примечанию к данному абзацу указанными документами являются документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), обязанность по представлению которых предусмотрена пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

    В соответствии с указанной нормой федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

    Таким образом, оспариваемое административным истцом положение нормативного правового акта издано в целях определения порядка исполнения установленной пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обязанности указанных в нём граждан сдать Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) имеющееся в их пользовании жилое помещение взамен жилья, предоставляемого от государства по избранному ими месту жительства после увольнения с военной службы, и полностью соответствует указанной норме закона. Соответственно, оно не распространяется на лиц, признанных нуждающимися в жилом помещении, которые в период военной службы не были обеспечены жильём Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

    Положений, предусматривающих обязанность военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) предъявлять при получении выписки из решения в уполномоченный орган (специализированную организацию) иные документы, помимо указанных в оспариваемой норме, в том числе "справку о необеспеченности жилым помещением", в абзаце втором пункта 8 Порядка не содержится.

    Оспариваемая административным истцом норма правового акта соответствует принципу правовой определённости, поскольку её содержание не допускает двойственного толкования и возложения на лиц, не обеспеченных в период военной службы жилым помещением от государства, обязанности предъявлять документы, которые ею не предусмотрены.

    Представленные административным истцом копии справок от 26 июня 2000 г. и от 9 сентября 2016 г. подтверждают факт необеспечения его жильём по линии Министерства обороны Российской Федерации.

    Доказательства, полученные от представителей административного ответчика, свидетельствуют о том, что Шабанову И.А. уполномоченным органом не предлагалось предъявить документы о сдаче жилого помещения в порядке, установленном абзацем вторым пункта 8 Порядка. Ему было предложено представить "справку о необеспеченности жилым помещением" в целях проверки факта необеспеченности в период службы служебным жилым помещением. После получения от Шабанова И. А. соответствующих документов было вынесено решение о предоставлении ему жилья и предложено прибыть для его получения, имея при себе лишь оригиналы паспортов и свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, что соответствует абзацу второму пункта 8 Порядка.

    Таким образом, исследованные доказательства подтверждают то обстоятельство, что требования абзаца второго пункта 8 Порядка о представлении документов о сдаче жилого помещения как условие реализации жилищных прав распространяются лишь на лиц, ранее обеспеченных жилым помещением от государства.

    Копии ответов на обращения Шабанова И.А. старшего помощника военного прокурора Красногорского гарнизона Паламарчука А.В. от 19 октября 2016 г. и Московского городского военного прокурора Приходченко В.В. от 10 июня 2016 г. не свидетельствуют о незаконности оспариваемой административным истцом нормы, поскольку оценка соответствия нормативного правового акта полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отнесена законом к дискреционным полномочиям суда.

    В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

    На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку абзац второй пункта 8 Порядка не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, в том числе гарантированные статьями 2, 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления его в силу, соблюдены.

    Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

    в удовлетворении административного искового заявления Шабанова И.А. о признании не действующим со дня принятия абзаца второго пункта 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. N 20, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

    Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Г. Сокерин

    Обзор документа

    Оспаривались нормы, касающиеся бесплатного предоставления военнослужащим жилья в собственность.

    Положения предусматривают, что военнослужащие в таком случае должны представить в уполномоченный орган документы о сдаче жилья.

    Отклоняя доводы о незаконности, ВС РФ пояснил, что указанное требование о представлении документов о сдаче помещения (как условие реализации прав) распространяются лишь на лиц, ранее обеспеченных жильем от государства.

    Соответственно, оно не касается лиц, признанных нуждающимися в жилье, которые в период военной службы не были обеспечены им Министерством обороны РФ (иным уполномоченным органом власти).

    СУДЕЬНЫЕ СПОРЫ С ДЖО МО РФ

    В нашей практике значительное место занимают судебные споры с Министерством обороны Российской Федерации - с воинскими частями, учреждениями в системе МО РФ, а также и с Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

    В этой статье мы хотели бы прояснить основные вопросы, возникающие у военнослужащих (бывших военнослужащих) в связи с обращением в суд с иском, в частности, к ДЖО МО РФ.

    1. В какой суд обращаться.

    На вопрос в какой же суд обращаться, - в гражданский или военный, - дан исчерпывающий ответ в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»:

    «…дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.»

    В дополнении к изложенному стоит отметить, что речь идет именно о спорах, связанных с воинской службой, или спорах, проистекающих из военно-служебных правоотношений.

    Так, споры о приватизации жилья подсудны гражданским, а не военным судам именно потому, что в данном случае, правоотношения сторон основаны на Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ», а не на Законе «О статусе военнослужащих» или, например, на контракте военнослужащего. В то же время спор о предоставлении жилья будет подсуден военному суду, поскольку право на получение квартиры обусловлено именно статусом военнослужащего, ну и, разумеется, Законом «О статусе военнослужащего».

    Полагаю необходимым обратить ваше внимание, что приведенные выше принципы определения подсудности в большей степени важны при предъявлении гражданских исков.

    В случае предъявления военнослужащим административного иска к органу военного управления или к воинскому должностному лицу, то таковые без каких-либо исключений подсудны военному суду.

    1.1. В какой военный суд обращаться с иском.

    В случае подачи гражданского иска, то ответ на вопрос в какой суд обращаться, - очевиден - в суд по месту нахождения Ответчика.

    В то же время Кодекс административного судопроизводства (КАС) решает данный вопрос несколько иначе:

    Статья 24 КАС:

    2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

    3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

    В контексте обобщения практики судебных споров с ДЖО МО РФ следует отметить, приведенные выше нормы КАС РФ позволяют военнослужащему обратиться с административным иском к ДЖО не в Московский гарнизонный военный суд - по месту нахождения ДЖО, а в другой военный суд - по месту жительства (которое, как правило, совпадает с местом службы) военнослужащего.

    2. Повторное получение квартиры после развода (расторжения брака)

    Ст. 53 ЖК РФ:

    «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

    В случае расторжения брака после получения жилья офицеры часто оставляют квартиру семье.

    Очевидно, такие действия признаются добровольным ухудшением жилищных условий. Однако, с учетом содержания все той же ст. 53 ЖК РФ, по истечении 5 (пяти) лет офицер вправе вновь встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снова получить квартиру в соответствии с законом «О статусе военнослужащего».

    Можно лишь предположить, что такая возможность повторно получить квартиру часто используется и на основе искусственно созданных предпосылок.

    Полагаем, что именно этими причинами обусловлено появление новых формулировок в отказах ДЖО в предоставлении жилья.

    Вот, текст одного из отказов ДЖО:

    «Из представленных документов следует, что в связи с прохождением военной службы ФИО от Минобороны России в 1998 году было предоставлено жилое помещение…

    В последующем решением --- городского суда снят с регистрационного учета по месту жительства. В настоящее время в жилом помещении проживает бывшая жена - ФИО и дочь - ФИО.

    Согласно статьям 15 и 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) реализация права на жилье военнослужащих заключивших контракт о прохождениивоенной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления от Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

    Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма) Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила законом не предусмотрено.

    Таким образом, Министерству Обороны Российской Федерации должно быть сдано ранее предоставленное жилое помещение.

    Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 установлено, что если военнослужащий обеспечивался ранее от Минобороны России жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В связи с тем, что ФИО ранее был обеспечен жилым помещением, которое в установленном порядке не сдано и в настоящее время в нем проживают третьи лица, оснований для предоставления ему жилого помещения не имеется

    Полагаем, необходимым дать краткий юридический анализ изложенных выше доводов и формулировок:

    1) На наш взгляд ошибочным является суждение ДЖО о том, что Закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность или по договору социального найма) только один раз за все время службы.

    Действительно, о таком правиле упоминается в пункте 14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащего»:

    «Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.»

    Между тем, действие приведенной выше нормы закона распространяется на военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

    Таким образом, на действующих военнослужащих п.14. ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», с учетом перечисленных в нем критериев, не распространяется.

    2) Представляется спорной ссылка ДЖО на п. 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8.

    В названном пункте Пленума указывается: «Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств»

    Согласно п.1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма

    Как следует из приведенной нормы закона право на получение жилья в порядке Закона «О статусе военнослужащих» возникает у действующего военнослужащего по истечении 20 лет службы.

    Очевидно, что если офицер получил квартиру по договору социального найма до того, как отслужил 20 лет, то в данном случае он реализовал свое право на получение жилья в порядке Жилищного Кодекса Российской Федерации, а не в порядке Закона «О статусе военнослужащих», поскольку продолжительность его службы в ВС РФ составляла менее 20 лет.

    Учитывая, что в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 речь идет именно о реализации права на жилое помещение в порядке Закона «О статусе военнослужащих», то в случае получения офицером ранее жилья в порядке ЖК РФ названный пункт Пленума применению не подлежит.

    Руководитель юридической практики

    Сахарментов А.Р. 89167258493



     

    Возможно, будет полезно почитать: