Проблемы опубликования решений судов в сети интернет. Все решения российских судов общей юрисдикции стали публиковаться в интернете Переченьсведений, конфиденциального характера и нормативных правовых актов, на основании которых сведения отнесены к госуда

Закон № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предписывающий всем судам страны размещать на своих официальных сайтах информацию о расписании назначенных к слушанию дел, тексты решений, постановлений и приговоров, начал действовать в четверг, 1 июля. Он был принят еще в декабре 2008 года, но за считанные недели до вступления в силу парламентарии внесли изменения в ст. 15 закона. В первоначальной редакции судам предписывалось исключать из текстов решений и приговоров фамилии и другие персональные данные всех участников процесса, кроме судьи. Однако после майского выступления председателя Верховного суда (ВС) Вячеслава Лебедева, который заявил «о недопустимости купирования судебных решений», были внесены поправки. В новой редакции закона № 262 говорится, что открыто должны публиковаться фамилии всех участников процесса, кроме свидетелей: адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего, ответчика, истца, третьих лиц в гражданском процессе. Но, как пояснил «Газете.Ru» в четверг пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, эти поправки вступят в силу только после их официального опубликования — соответственно, пока суды не обязаны раскрывать данные всех участников процесса.

К 1 июля большинство судов успело только выложить расписание дел, назначенных к слушанию. Что касается самих решений, их можно найти далеко не на всех судебных сайтах.

Так, на официальном сайте Московского областного суда пока нет ни одного решения — ни по уголовным, ни по гражданским делам первой инстанции, а из кассационных определений опубликованы только те, что были вынесены в феврале, марте и апреле, то есть как минимум два месяца назад. Между тем в тексте «Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде общей юрисдикции делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда», который был принят Советом судей в мае 2010 года, говорится, что тексты судебных актов должны размещаться «после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вынесения». Приговоры публикуются после их вступления в законную силу.

«Вступление закона в силу с 1 июля не означает, что документы появятся в тот же день, — объясняет пресс-секретарь Мособлсуда Елена Поварова. — Как минимум решение нужно отписать. На это судье по уголовно-процессуальному законодательству дается 5 дней». Таким образом, обещает пресс-секретарь, уже через неделю Мособлсуд опубликует первые решения. «Что касается списков дел, назначенных к слушанию, списков движения дел, они велись у нас и раньше, до принятия закона», — добавила Поварова. Действительно, на сайте размещен список дел, назначенных к слушанию. Правда найти в нем уголовного дела в отношении Владимира Квачкова, которого в пятницу будут допрашивать в Мособлсуде, «Газете.Ru» не удалось.

«Конечно, сейчас могут быть проблемы, но они связаны с технической составляющей. Что касается регламентов, документации, в этой части все подготовлено», — уверяет пресс-секретарь Верховного суда Одинцов.

По словам руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой, в столичных судах технические неполадки и ошибки, допущенные сотрудниками, устранят в течение ближайших двух недель. «С момента вступления закона в силу началась проверка, в ходе которой руководство Мосгорсуда будет выявлять нарушения, и в случае уклонения судьями от исполнения новых обязанностей будут приняты меры», — сказала Усачева «Газете.Ru». Пока на сайтах районных судов столицы размещены далеко не все решения: в разделе «Судебные акты» на каждом из сайтов всего по несколько постановлений за последние две недели. На сайтах Санкт-Петербургского городского суда и Тверского областного суда соответствующий раздел и вовсе недоступен. Руководство объясняет это «временными техническими трудностями».

Обязанность размещать решения на сайте лежит на судьях, их помощниках и сотрудниках канцелярии. Штат расширять не стали, только районным судьям пришлось обзавестись консультантами по информатизации — сисадминами. В городских и областных судах системные администраторы работали и раньше, у большинства судов такого уровня официальные сайты есть уже по нескольку лет. Теперь на рабочих компьютерах судей и сотрудников аппарата установлено программное обеспечение ГАС «Правосудие». С помощью этой системы сначала создается регистрационная карточка на каждое дело, потом в ней делаются соответствующие пометки о том, что дело принято к рассмотрению, о назначениях очередных заседаний и, наконец, добавляется текст приговора.

Работает ГАС «Правосудие» с очень серьезными проблемами, говорят сотрудники московских судов.

«При заполнении карточек система дает сбои, которые приходится обходить, как-то ее обманывать. Мы постоянно вызываем разработчиков, специалистов, но все равно отладить пока не получается», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник аппарата одного из судов столицы на условиях анонимности. Называть свои имена недовольные системой ГАС «Правосудие» сотрудники отказываются, объясняя: «Сейчас, если что-то где-то не опубликовано, докладывают в Верховный суд: к этому повышенное внимание. А мы в любом случае остаемся крайними: в технические детали никто не вдается».

«Не исключено, что так дело и обстоит, что ГАС «Правосудие» действительно плохо работает. Но, пока сотрудники судов будут бояться и не скажут об этом открыто, нести ответственность придется им. В том числе и материальную», — прокомментировал ситуацию эксперт международной правозащитной организации Transparency International Иван Ниненко. Вместе с коллегами он занимается мониторингом реализации программы «Электронная Россия», в рамках которой и был принят ФЗ № 262.

Одновременно со вступлением в силу 262-го закона, напоминает эксперт, в четверг начали действовать поправки в КоАП. Теперь за нарушение порядка и сроков размещения информации о своей деятельности госчиновников, в том числе судей, будут штрафовать.

Новые нормы административного права содержатся в ст. 13.25 — 13.27 главы 13 Кодекса об административных правонарушениях. За неисполнение федеральных законов о доступе к информации чиновникам будут назначать штрафы в сумме от 3 до 5 тыс. рублей. «Сумма небольшая, но сам факт, что теперь госструктуры несут хоть какую-то ответственность за бездействие, радует», — отмечает Ниненко. Он также рассказал «Газете.Ru», что Transparency International начинает мониторинг всех без исключения российских судов. Эксперты будут проверять, исполняется ли закон № 262, и, если нет, писать заявления в прокуратуру. По результатам Transparency International подготовит отчет, но выйдет он не раньше осени, говорит Ниненко. «В Москве дело обстоит еще неплохо, если сравнивать с регионами. У многих судов вообще нет сайтов», — добавил собеседник. Он напомнил, что на реализацию программы «Электронная Россия» в общей сложности было потрачено около 15 млрд рублей.

Здравствуйте Ольга!

Да, такое требование правомерно и вытекает из положений закона

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Судебная практика

Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области обратилось с иском в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Розница К-1», указав, что в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в течение ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ года систематически поступают обращения по факту реализации продовольственных товаров в сети магазинов «Мария-Ра» с истекшим сроком годности. Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области проведены внеплановые выездные проверки в отношении ООО «Розница К-1», в ходе проведения которых подтвердились факты реализации продуктов питания с истекшим сроком годности. Поскольку истцом систематически устанавливаются факты нарушения ООО «Розница К-1» ст. ст. 5, 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», п. 8.24 санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, которые создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью неопределенного круга потребителей, истец просил признать действия ООО «Розница К-1» по реализации товаров с истекшим сроком годности противоправными, обязать ответчика прекратить противоправные действия, обязать ООО «Розница К-1» в установленный судом срок на основании ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» донести через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда и сообщить в Управление Роспотребнадзора о данной публикации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05.07.2013 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области удовлетворены.

Начал действовать новый порядок размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного суда РФ, а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Юристам будет интересно узнать, что теперь регламентированы все тексты документов, которые подлежат размещению в открытом доступе. Кроме того, судьи пересмотрели объем открытой информации в таких актах.

Что случилось?

Вступило в сило и стало обязательно для всех судов постановление Президиума Верховного суда РФ от 27.09.2017 года , которым судьи утвердили положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В документе содержатся прямые указания на то, какие именно акты можно и нужно публиковать на официальных сайтах судов всех инстанций, а какие запрещено. Кроме того, судьи определились с объемом открытой информации в текстах таких актов.

Что можно публиковать, а что - нет

Постановлением определено, что размещению на сайтах судов в интернете подлежат все тексты судебных актов по гражданским, административным, уголовным, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях, которые были вынесены как по существу спора, так и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судьи постановили, что тексты таких актов необходимо публиковать в полном объеме, не позднее (за исключением актов, принятых в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, и приговоров) одного месяца после дня их принятия в окончательной форме. Тексты приговоров размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу. Акты, вынесенным ВС РФ в арбитражном процессе и актам арбитражей будут размещаться в интернете не позднее следующего дня после дня их принятия. Исключение составят только тексты, которые содержат сведения, составляющие государственную или другую охраняемую законом тайну.

Одновременно в документе приведен перечень дел, по которым нельзя публиковать в открытом доступе тексты судебных актов, вынесенных всеми инстанциями. В него, в частности, попали процессы:

  • затрагивающих безопасность государства;
  • возникающие из семейно-правовых отношений, включая дела об усыновлении (удочерении) ребенка, а также иные дела, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних;
  • дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение, за исключением текстов судебных актов, вынесенных в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством;
  • о делах, разрешаемых в порядке статьи 126 ГПК и статьи 123.5 КАС .

Если судебный процесс попадает под одну из этих категорий, то судья должен принять решение о том, чтобы не размещать на сайте его текст. Если дело рассматривалось коллегиально, эта роль достанется судье-докладчику по делу. В соответствующих программных средствах или на обратной стороне первого экземпляра копии судебного акта должны быть приведены основания принятого решения, удостоверенные подписью судьи.

Содержание актов, размещенных к публикации

Что касается содержания судебных актов, размещение которых является обязательным, то из их текстов больше не будут удалять ФИО участников процесса, таких, как:

  • осужденные лица;
  • оправданные лица;
  • наименование или ФИО истцов;
  • наименование или ФИО ответчиков;
  • третьи и заинтересованные лица;
  • лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.

Также в тексте оставят данные судей, денежные суммы по иску и информацию о местонахождении юридических лиц. При этом в текстах будут скрывать и заменять на инициалы или другие символы, следующие персональные данные:

  • фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, не перечисленных выше;
  • дату и место рождения всех лиц, их место работы, место проживания или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, данные идентификационных номеров налогоплательщиков;
  • реквизиты банковских счетов;
  • кадастровые номера объектов недвижимости;
  • регистрационные данные автомобилей;
  • другую информацию об имуществе и банковских счетах участников разбирательства;
  • данные о заболеваниях участников судопроизводства.

Кроме того, из текстов размещаемых в интернете будут исключаться ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя.
Суды обязаны руководствоваться данным документом при размещении текстов своих решений, постановлений и определений в открытом доступе в интернете.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Убрать информацию с сайта суда

В Петербурга завершен судебный процесс по гражданскому делу. По ходатайству истца было закрытым в связи с озвучиванием диагнозов истца, которые составляют врачебную тайну.

Ответы юристов

Лучший ответ

Салмин Владимир Сергеевич (20.06.2017 в 20:26:03)

Здравствуйте! В соответствии п. 3.4. Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции (Постановление Президиума Совета судей РФ от 17 мая 2010 г. N 225), не допускается размещение на сайте суда сведений, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую, служебную, профессиональную или иную охраняемую государством тайну.

Пп. 9 ст. 4 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" введено понятие врачебной тайны. Таким образом, размещать на сайтах судов сведения, составляющие врачебную тайну, нельзя.

Согласно п. 9.1. Временного регламента в случае необходимости снятия размещенного текста судебного акта с сайта суда председатель (заместитель председателя) суда/председатель соответствующего судебного состава (судья, назначенный приказом председателя суда) дает указание лицу, ответственному за размещение информации на сайте суда, при помощи автоматизированной системы снять признак разрешения размещения, после чего на странице сайта суда вместо текста судебного акта автоматически появляется сообщение «Текст судебного акта снят с публичного доступа».

Поэтому вам необходимо направить на имя председателя суда заявление об удалении ваших персональных данных с сайта суда

Анна Валентиновна (20.06.2017 в 20:37:00)

Добрый день. В соответствии с от 22.12.2008г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" суды должны размещать в интернете тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и о результатах обжалования. Таким образом суды обеспечивают прозрачность правосудия. В соответствии с ч.4 ст.15 №262-ФЗ не публикуются сведения, составляющие государственную и иную тайну, в частности, врачебную. Судья вправе вместо полнотекстовой редакции судебного акта принять решение о размещении на сайте краткого сообщения о рассмотренном деле. Вы вправе написать заявление на имя судьи, рассматривавшего дело или председательствующего судьи убрать полную информацию и разместить краткую информацию о рассмотренном деле.

Слизникова Надежда (20.06.2017 в 20:53:43)

Здравствуйте!

В соответствии с ч. 4 ст. 15 № 262-ФЗ, не публикуются сведения, содержащие государственную или иную тайну. Например, данные, являющиеся гостайной (ст. 5 закона «О государственной тайне»), тайной усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации), врачебной тайной (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Есть и другие сведения, которые также исключают из актов. Их полный список можно увидеть в Постановлении Пленума РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов». при публикации из текстов судебных актов исключают персональные данные (см. ч. 3 ст. 15 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Вместо них ставят инициалы, псевдонимы или другие обозначения. Главное - чтобы нельзя было идентифицировать участников судебного процесса.

Anatoly K. (20.06.2017 в 20:56:50)

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса могу пояснить следующее: Вам необходимо обратиться в техническую сайта сославшись на конкретный документ, объяснив причину Вашей просьбы. В ч.3 ст. 15 ФЗ-262 указано, что при размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Для ускорения процесса Вы так же можете Вы в праве обратится с соответствующим заявлением в произвольной форме на имя председателя суда о принятии мер по защите персональных данных истца. Суды обязаны выкладывать решения в свободный доступ, но они так же обязаны в Соответствии в ФЗ "О персональных данных" обезличивать персональные данные, Ваше заявление с просьбой в суд решит данную проблему, Всех Вам благ.

Марина Николаевна (20.06.2017 в 22:03:11)

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" с татья 15 устанавливает.

Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов

1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети "Интернет" после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

..3. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об , секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

4. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов...

В публикуемых на сайтах судов решениях ни в коем случае не должны быть выложены персональные данные, присуждаемые суммы и, уж тем более, диагнозы, участвующих в деле лиц, которые составляют врачебную тайну.

В соответствии с пп. 11 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», без согласия субъекта персональных данных допускается осуществлять обработку персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Сведения о сторонах судебных дел подлежат обязательному опубликованию в соответствии с федеральным законом и могут распространяться в дальнейшем без согласия субъекта персональных данных. То есть на сайтах судов публикуются фамилии и инициалы сторон судебного разбирательства. На данное опубликование не требуется согласия сторон, участвующих в деле.

Данное утверждение подтверждается пп. 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О персональных данных», его действие не распространяется на отношения, возникающие при предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». А также часть 3 статьи 15 Закона № 262-ФЗ устанавливает, что при размещении на сайте текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из них исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика.

Временный регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции п. 5.1.устанавливает: Все тексты судебных актов, разрешенные для размещения на сайте суда, передаются лицу, ответственному за размещение информации. Лица, ответственные за деперсонификацию текстов судебных актов, подлежащих размещению на сайте суда, в течение одного рабочего дня с момента появления текста судебного акта в разделе разрешенных к опубликованию в программном изделии «Банк » в соответствии с требованиями законодательства и существующей компьютерной технологией проводят обезличивание судебных актов. Вам необходимо с прошением в судебный участок на имя его председателя об обезличивании персональных данных по вашему делу. А также о применении мер дисциплинарного взыскания к человеку, который выставил в открытый доступ информацию, которую он не имел никакого права выставлять, тем самым нарушил действующее законодательство, регламентирующее порядок опубликования судебных решений.

Багалова Татьяна Константиновна (20.06.2017 в 22:59:05)

Добрый вечер!

2. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

3. Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части второй настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

5. При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2013 N 66-ФЗ)

8. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.

ст. 10, "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) {КонсультантПлюс}

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

ОТНОСЯЩИХ СВЕДЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

Врачебная тайна

Статьи 13, 92 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 15 Семейного кодекса РФ

Статья 9 от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Статья 14 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека"

Статья 13 Закона РФ от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"

{Справочная информация: "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}}

Удачи Вам! С уважением, Татьяна!

Дегтярева А.Г. (20.06.2017 в 23:08:59)

~~Доброго времени суток! К сожалению, защита прав , в том числе, персональных данных производится не надлежащем уровне, и действующие законы принимаются с таким содержанием, которое не дает никаких гарантий обычному гражданину, а доказывать обратное себе дороже! И Вы в этом сейчас убедитесь.
Так, Конституция России гарантирует принцип гласности судопроизводства и принцип свободы средств массовой информации. Статьей 10 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что решения судов объявляются публично. Схожий порядок установлен Уголовно-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ.

В ч.3 ст. 15 ФЗ-262 указано, что при размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Следовательно, фамилия и инициалы участников процесса должны сохраняться в текстах судебных решений. Исключение каких-либо данных из распространяемой иным образом информации о деятельности судов Законом № 262-ФЗ не предусмотрено.
Именно этими законодательными положениями суды и судебные чиновники оправдывают свои действия, прикрываясь прозрачностью правосудия, и зачастую нарушая эти же законы, если так им угодно.

Вместе с тем, суды обязаны соблюдать гарантированные Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и деловой репутации граждан и компаний. И снова к сожалению, если даже имеются доказательства нарушения этих прав, гражданин ограничен в праве выбора суда: в какой суд обращаться по вопросу защиты права? Ответ однозначен: по месту жительства. Тут возникает другой вопрос: какой суд пойдет на то, чтобы вынести решение в пользу рядового гражданина, несмотря на то, что пробелы в законодательстве и его несовершенство налицо?

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» предусмотрено:
«Обеспечение открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 19, 23, часть 4 статьи 29, статья 33, часть 3 статьи 41, статьи 42, 45, 46, 123), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ),
Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон об обеспечении доступа к информации), Федеральным законом от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», иными нормативными правовыми актами».

Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 № 262-ФЗ, не публикуются сведения, являющиеся гостайной, тайной усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса РФ), врачебной тайной - ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Есть и другие сведения, которые также исключают из актов.
Ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» устанавливает, что не подлежат размещению в интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:
- затрагивающим безопасность государства;
- возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
- о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
- о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
- разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указано:
- «Судам следует учитывать, что информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной».
- «Обратить внимание судов на то, что из текстов судебных постановлений подлежат исключению сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, судей, прокурора, адвоката и представителя. При этом тексты судебных постановлений, подлежащих в силу закона опубликованию (например, текст решения суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими), размещаются на официальных интернет-сайтах судов в полном объеме».

Однако порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, предусмотрен ст. 15.5 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

Согласно ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
Также поясняю:
Председатель суда или его заместитель самостоятельно принимает решение о размещении на сайте сведений о нерассмотренных делах, включая сведения о судье, в чьем производстве находится данное дело, при условии, что размещение такой информации не повлияет на безопасность судьи и других участников процесса.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации судья вправе вместо полнотекстовой редакции судебного акта принять решение о размещении на сайте краткого сообщения о рассмотренном деле, если оно носит исключительно частный характер.
Если судебный акт содержит большое количество сведений, подлежащих исключению, председатель суда или лицо, им уполномоченное, судья, принявший судебный акт, вправе принять решение о размещении на сайте суда извлечения вместо текста судебного акта.

Сергей Зубков (21.06.2017 в 16:46:54)

Здравствуйте. Ваше негодования понятно, т.к. на всеобщее обозрение выставлены ваши персональные данные. Но не нужно вступать в конфликт с судом, потому что судейские девушки могли посто не обратить внимание на это. Хотя были обязаны внимательнее отнестись перед "заброской" на сайт решения суда. Обратитесь в канцелярию и попросите убрать его или отредактировать как обезличенное. По ходу разговора вы поймёте, надо ли будет на них жаловаться и требовать удаления или нет. Ссылайтесь на ФЗ от 22.12.2008г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Вам его привели мои коллеги. Этот ФЗ в суде знают и без проблем устранят свою оплошность, которая привела к нарушению ваших прав. Хочу также отметить, что никакой компенсации вы с них не получите, даже если захотите.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

В.О.Макаров

Аннотация . Изучено влияние сети Интернет на право на примере опубликования текстов решений и приговоров судов в сети Интернет. Указанные механизмы являются следствием развития принципа транспарентности судопроизводства. Вместе с тем нормативно-правовая база, порядок и фактическая реализация существенным образом отличаются в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации. Автор выделяет данные различия, а также указывает на имеющиеся проблемы при электронном опубликовании решений судов.

Во-первых, это неисполнение требований об опубликовании решений судов в судах общей юрисдикции в полном объеме, на что указывает приведенная статистика.

Во-вторых, суды общей юрисдикции публикуют свои акты после их вступления в законную силу, в результате чего в большинстве случаев возникает необходимость обращаться к бумажным копиям. В-третьих, судами общей юрисдикции деперсонализируется необоснованно большой объем информации, содержащийся в решениях, что зачастую делает текст судебных актов бесполезным. Устранение выявленных проблем окажет существенное влияние на развитие принципа гласности судопроизводства.

Ключевые слова: юридическая практика, Интернет, электронное опубликование, гласность судопроизводства, публикация решений судов.

Принцип гласности судопроизводства является одним из основных начал судебного процесса и юридических процедур (ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 241 УПК РФ). В качестве ведущего среди принципов судопроизводства принцип транспарентности (открытости, гласности) выделяют и в научной литературе .

При этом одно из проявлений реализации данного принципа выражается в обязательности опубликования текстов решения и приговоров суда.

« Так, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

Таким образом, путем реализации данного механизма сеть Интернет создает условия и способствует развитию принципа гласности судопроизводства, делает процесс открытым и обеспечивает доступ к правосудию.

Между тем представляется необходимым выделить некоторые проблемы реализации процедуры опубликования текстов решений и приговоров суда.

Во-первых, это неисполнение требований законодателя в полном объеме. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 262-ФЗ опубликованию подлежат все судебные акты за исключением вынесенных по делам, затрагивающим безопасность государства; возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции, а также вынесенных судебных приказах.

Указанное положение конкретизируется и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», в п. 32 которого указано, что «размещение на официальных интернет-сайтах судов текстов судебных постановлений, а также сведений об их обжаловании и результатах обжалования должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 15 Закона об обеспечении доступа к информации. …При этом тексты судебных постановлений, подлежащих в силу закона опубликованию (например, текст решения суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими), размещаются на официальных интернет-сайтах судов в полном объеме».

Фактически происходит публикация лишь незначительного числа судебных актов. Так, в 2012 г. степень совпадения информации, опубликованной на сайтах районных судов об общем количестве судебных актов, подлежащих размещению, с действительным количеством размещенных судебных актов составила 9,16 %. Меньшее количество судебных актов размещено в 53,34 % случаев. В 28,34 % размещено большее количество судебных актов, нежели заявлено, а отсутствует доступ к опубликованным актам в 9,16 % случаев .

Таким образом, несмотря на прямое предписание законодателя, а также на наличие четко регламентированной процедуры, в судах общей юрисдикции публикуется малая часть текстов решений судов.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие формального закрепления на законодательном уровне обязанности арбитражных судов по опубликованию решений судов в сети Интернет, все решения публикуются в «Картотеке арбитражных дел» (kad.arbitr.ru) и находятся в свободном доступе. Кроме того, в электронном виде публикуются также и все определения судов, а также сведения о дате и месте судебных заседаний.

Во-вторых, спорным представляется срок опубликования текста решения суда общей юрисдикции. Так, в арбитражных судах, несмотря на отсутствие нормативного закрепления обязательности опубликования решений в сети Интернет, тексты размещаются в течение пяти дней (после написания полного мотивированного текста решения суда).

В судах общей юрисдикции срок устанавливается п. 8.2 Постановления Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. № 253 (ред. от 24 марта 2011 г.) «Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальном сайте суда общей юрисдикции». Так, тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и результатах обжалования, а при опубликовании судебных актов – сведения об источниках их опубликования размещаются в разделах «Судопроизводство», «Принятые судебные акты» после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вступления в законную силу.

Следовательно, представляется невозможным использовать актуальную информацию для обжалования судебного акта, поскольку его публикация может быть произведена в течение месяца после вступления решения суда в законную силу (что исключает возможность подачи апелляционной жалобы без восстановления пропущенного срока и не создает оснований для подобного восстановления). Участнику судебного процесса требуется обращаться к физическим копиям, что является затруднительным, особенно в случаях географической отдаленности.

В-третьих, при опубликовании решений судов общей юрисдикции деперсонализируется необоснованно большой объем информации. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 262-ФЗ при размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Несмотря на наличие указанной нормы, устанавливающей закрытый перечень информации, не подлежащей опубликованию, суды в большинстве случаев исключают также и иную информацию, включая фамилию сторон по делу, даты, суммы, а также иные юридические обстоятельства, имеющие существенное значение по делу. Так, например, исключение присужденных денежных сумм в качестве компенсации морального вреда или судебных расходов делает невозможным полноценное изучение судебной практики по данной категории дел.

Также для большинства судебных решений по трудовым спорам при отсутствии указания на профессию, должность, специальность работника теряется правовой смысл и содержание опубликованного судебного решения, текст превращается из доступного источника правовой позиции суда по определенному делу в бессмысленный набор символов .

Несмотря на то обстоятельство, что призывы научного сообщества к изменению подхода судов к опубликованию своих решений звучат достаточно давно, на сегодняшний день тексты судебных актов в судах общей юрисдикции либо не публикуются, либо публикуются в усеченном виде, не соответствующем законодательству, действующему на территории Российской Федерации .

В результате указанных проблем не публикуется информация, которая должна иметь статус открытой. Устранение выявленных недостатков окажет существенное влияние на развитие принципа гласности судопроизводства, снизит нагрузку на судебные органы, упростит технические аспекты профессиональной деятельности юристов и участников судебных процессов, а также рациональным образом позволит использовать развитие научно-технического прогресса и сети Интернет для совершенствования правовых механизмов и юридической практики.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научного проекта N° 16-13-34025 по теме «Технология электронного правительства в системе государственных и муниципальных услуг Волгоградской области: социально-правовое обеспечение эффективной реализации».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова, Т. Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ»: трудоправовой аспект. Практика судов общей юрисдикции по индивидуальным трудовым спорам в свободном доступе / Т. Иванова // Трудовое право. – 2010. – № 7. – С. 39-52.
2. Исследование фонда «Институт развития свободы информации» «Информация о количестве судебных актов, вынесенных в судах общей юрисдикции и подлежащих размещению на официальных сайтах судов». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://infometer.org/assets/ffles/issledovaniya- publikacii-sudebnih-aktov_Noyabr2012.pdf (дата обращения: 27.02.2016). – Загл. с экрана.
3. Правосудие в современном мире / В. И. Ани- шина, В. Ю. Артемов, А. К. Большова [и др.]. – М. : Норма: Инфра-М, 2012. – 704 с.



 

Возможно, будет полезно почитать: