Тряска на костях: ужасы и красоты трассы «Колыма. Колымская трасса

Рассказывает Сергей Доля: «Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе «Колыма»».

(Всего 39 фото)

1. Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, «Колыма» соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост…

2. Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец удалось сравнить.

3. Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах.

5. Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги.

6. После 100 км идет грейдер. Ограничение скорости 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль.

7. Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать.

8. Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей.

9. Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии.

10. Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно, кто едет за ними. Представьте, каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период.

11. Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах.

12. Самое частое явление - пробитое колесо.

13. В какой-то момент пошел дождь, и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами.

16. Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том, как добывают золото, я расскажу в одном из следующих постов.

20. По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений.

22. Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души.

23. По дороге встречаем много смешных названий. Перевал «Дедушкина лысина».

24. «Гаврюшка». Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было.

25. …над своим поведением!

26. Эбби-Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести.

27. Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС.

28. Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты.

30. Посмотрите, какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост.

Пожалуй, одна из самых запоминающихся командировок за мою журналистскую деятельность. А состоялась она благодаря невероятной авантюре, которую задумала и тщательно спланировала команда телевизионной производственной компании LAV Productions при поддержке Русского географического общества и фирмы Skoda. Цель - побить рекорд Гиннесса в номинации «Самый протяженный незакольцованный маршрут в границах одной страны». В первоначальном варианте участники должны были проехать 35 000 км, превзойдя, таким образом, достижение китайских путешественников. Но пока готовились, пальму первенства захватили индийцы, перекрывшие это расстояние на пару тысяч километров. И маршрут пришлось удлинять.

Автомарафон «Сокровенная Россия» стартовал в городе Никель, на границе Мурманской области с Норвегией. Участникам на автомобилях Skoda Yeti предстояло пересечь нашу страну с запада на восток, через восемь часовых поясов и 61 регион. К последнему этапу - от Якутска до Магадана - мне и посчастливилось присоединиться.

От Сахи

Трасса «Колыма» начинается не в Якутске, а на противоположном берегу Лены, в поселке Нижний Бестях. В теплое время года сюда из столицы Республики Саха (Якутия) ходит паром, зимой намораживают зимник. В межсезонье, пока не прекратится ледоход, автомобильное сообщение прерывается, и близлежащие населенные пункты оказываются отрезанными от большого города. Уже давно существует проект 19‑километрового моста через Лену. Поговаривают, что даже деньги на его строительство в бюджет закладывали… Но случился Крым - и все силы и средства бросили на строительство другого моста .

Через несколько десятков километров после переправы асфальт заканчивается. И появится он уже только перед Магаданом. Две тысячи километров трассы «Колыма» - это грейдер, укатанная смесь щебня и глины с песком. Причем на протяжении всей дороги покрытие меняется от идеального - близкого к асфальту, на котором можно смело идти под сотню, - до непроходимого, где скорость падает до пешеходной, а Yeti, несмотря на 180 мм дорожного просвета, начинают жалобно скрести днищем.

Ужасно! И дело не в состоянии дороги. Наоборот, надо отдать должное местным дорожникам. При скромных средствах, которые выделяет федеральный бюджет на содержание этой трассы, и в сверхсуровых климатических условиях они ухитряются поддерживать дорогу в проезжем, рабочем состоянии, а на все катаклизмы реагируют с космической быстротой. Не по себе становится от другой мысли - что едешь… по человеческим костям. К черту образы - в буквальном смысле! Когда в тридцатые годы прошлого века силами заключенных прокладывали Колымский тракт, людей тысячами закапывали в насыпь. Закапывали их же товарищи по кайлу и лопате. Закапывали, чтобы остаться в живых. Ведь за неучтенного умершего продолжали выдавать пайку, которая позволяла выжить тем, кто еще продолжал бороться за жизнь.

Стоп! На одной из машин пробито колесо. Поначалу даже в радость - можно отвлечься от тяжких мыслей и размяться. Но когда на ста километрах вынужденный пит-стоп случается трижды, такая развлекуха быстро перестает доставлять удовольствие. Тем более что в число тех, кто тормозил караван, попал и я, причем дважды. Недаром многие частные перевозчики активизируются, когда ложится снег: он и неровности сглаживает, и летающие камни стреноживает.

Острые камни, угрожающие шинам, не единственная трудность для покорителей Колымы. Куда неприятнее пыль, которую поднимает идущий впереди автомобиль. В этом шлейфе видишь в лучшем случае на несколько десятков метров вперед. Такая езда выматывает. Пару сотен этих кошмарных километров я с удовольствием променял бы на тысячу по обычному асфальту.

Через реки, горы и долины

Еще одна водная преграда на пути - Алдан. Это правый приток Лены, и в том месте, где устроена паромная переправа, эта река тоже довольно широкая. Когда тут появится мост, неизвестно. А ведь эта федеральная трасса - единственная ниточка, которая связывает два крупных города и является фактически дорогой жизни для немногочисленных, но все-таки населенных пунктов между ними.

Таких, например, как Хандыга, где наша группа останавливалась на один из ночлегов. Не ждите красочного описания этого поселка, основанного в конце тридцатых годов прошлого века как лагерный пункт для нужд большой стройки. В день нашего приезда тут праздновали День города, и нам настоятельно рекомендовали не совершать вечерний променад. Поэтому мои впечатления ограничились маленькой комнатой жилой квартиры (о гостинице даже разговор не шел), где мы ночевали втроем с коллегами. В голове всплыли детские воспоминания о том, как мы ютились на девяти метрах в коммуналке. Вернулся в прошлое.

В 70 километрах от Хандыги расположен поселок Теплый Ключ. В нем находится аэродром, который использовали во время войны в качестве перевалочной базы для перегона американских бомбардировщиков, поставлявшихся по ленд-лизу, с Аляски к месту боевых действий. Долгое время аэродром не работал, но недавно отсюда стали летать пассажирские самолеты. Из-за отсутствия конкуренции билеты дорогие - полет до Якутска, на расстояние меньше 500 км, обойдется в 8000 рублей. А не так давно просили в полтора раза больше.

За Теплым Ключом заливные луга сменились пейзажами Верхоянского хребта. Эта горная цепь простирается по Якутии на 1200 км и состоит из десятков хребтов, из которых иные выше 2000 метров. Путь через горы начинается с перевала Заячья Петля. Пожалуй, одно из самых красивых мест на земле. А чуть дальше расположены два самых опасных места на этой трассе - Желтый и Черный прижимы. Это участки трассы, вырубленные в скале на высоте 120 метров над рекой Восточная Хандыга. И вырублены они кирками заключенных, без применения техники. Дорога здесь чрезвычайно узкая - не шире четырех метров, а этого недостаточно для разъезда двух автомобилей. С одной стороны - гора, с другой - пропасть. Разминуться со встречным можно, лишь сдав назад до ближайшего кармана. Кроме того, из-за сходов грунтовых вод и гололеда машины нередко соскальзывали в пропасть. Видимо, местная аура настолько привыкла к постоянным смертям, которыми она питалась во время строительства трассы, что жаждала новых и новых жертвоприношений.

Впрочем, опасными прижимы остались в прошлом веке - уже в 2000‑е годы эти участки расширили. На всем их протяжении легко разъезжаются два грузовика, установлены отбойники и новые знаки. А мы так и вовсе ехали по уже реконструированному участку - одному из наиболее комфортных и безопасных на трассе «Колыма».

Прогноз погоды

«Колыма» - трасса, на которой время прибытия в заданную точку нельзя рассчитать с точностью до часа. Нам повезло, что не выбились из графика, хотя предпосылки к этому были. Могли зависнуть на день в поселке Усть-Нера, примерно посередине между Якутском и Магаданом. В 300 километрах от него размыло трассу, и в сторону поселка не могли пройти бензовозы. Поэтому бензин на заправках отпускали строго по 20 литров на машину - а с таким запасом отправляться в путь опасно.

Спасибо местным - выручили. И мы, пускай и с двухчасовым опозданием, двинулись дальше. Если не брать в расчет этот коллапс, с топливом на всем протяжении трассы особого дефицита нет. Заправки, конечно, находятся на приличном отдалении друг от друга - между некоторыми по нескольку сотен километров. Удобных раздаточных колонок и придорожных магазинчиков, как на других федеральных трассах, не ждите. Цены на бензин ненамного выше средних по стране: за литр АИ‑95 просят от 45 до 55 рублей.

В дождь ехать лучше: нет пылевой завесы. Правда, из-под колес начинает лететь грязь - через час-два езды машины становятся однотонными. Даже стоп-сигналов не видно. Приходится останавливаться, чтобы помыть стекла и светотехнику. Но вести машину в таких условиях все равно намного комфортнее.

В эдакой «защитной раскраске» мы прибыли в Сусуман, расположенный на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). В тридцатые годы тут в местных реках обнаружили рассыпное золото, а в 1937‑м силами заключенных ГУЛАГа началось активное строительство поселка. Сейчас тут проживает около 5000 человек, и численность населения постоянно уменьшается. Берелёхский микрорайон на окраине Сусумана почти полностью вымер - жилыми остались всего несколько домов.

Пока коллеги увлеклись съемкой построек с зияющими глазницами окон, я забежал в местный магазин. Разговорился с продавщицей. Она оказалась преподавателем химии. В 2004-м за несколько дней до начала учебного года поступило распоряжение местных властей о закрытии школы. Детишек перевели в другую - в центре Сусумана, а преподавательский состав распустили. Кто-то уехал на материк, кто-то нашел другую работу... На прощание она угостила меня местными тепличными огурцами. Вкусные!

Берелёх не единственный мертвый город на трассе «Колыма». За последние годы их число увеличилось. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, а строения остаются на растерзание местным ветрам и морозам. Кстати, один из наиболее известных на трассе городов‑призраков - Кадыкчан. Он возник в годы войны как рабочий поселок при предприятии по добыче угля. Шахту и жилые строения, естественно, возводили заключенные, в рядах которых был писатель Варлам Шаламов.

На подъезде к Магадану становится необъяснимо грустно. Хочется развернуться и проехать еще раз всю трассу. И не только потому, что многие интересные объекты остались неохваченными. Колыма обладает аномальной притягательной силой. Побывав в этих местах, обязательно сюда вернешься. Причем по собственной воле.

Когда земля становится твёрдой. Часть вторая. April 10th, 2016

Федеральная трасса «Колыма». Р504.

Подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь - трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, в её истории есть очень мрачные страницы, связанные с гулаговскими временами. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Хотя, в последние несколько лет дорожное строительство здесь развёрнуто и многие проблемные места, которые раньше были откровенно опасными, теперь уже не так страшны. Но мощностей строительства явно не хватает и многие участки так и остаются сложными. Мне уже несколько раз приходилось здесь проезжать по всем участкам, начиная от Якутска и заканчивая Магаданом, особенно хорошо знакома теперь якутская часть от Якутска до Усть-Неры, которую испытал на себе и в летнее и в зимнее время. Вполне возможно когда-то я приглашу и вас прокатиться по этой дороге и увидеть всё своими глазами, к тому же здесь потрясающая природа и ландшафты, но пока покажу только в фотографиях.

Большая часть населённых пунктов Якутии доступна по дорогам только зимой и вот эта трасса даёт возможность хотя бы некоторую часть территории обслуживать круглогодично. Но даже это относительно, пока нет моста через Лену. Весной, когда лёд уже не держит, а паромы ещё не ходят и в начале зимы, когда лёд ещё не держит, а паромы уже не ходят, Якутск отрезан от Колымской трассы. Это более чем насущная потребность для республики и разговоры о строительстве ведутся уже давно, но пока ничего реального не происходит. Особенно это актуально учитывая, что железная дорога уже практически пришла в Бестях, который расположен напротив Якутска на правом берегу Лены, а Якутск на левом. Да и дорога на Нерюнгри и дальше на юг, к основным транспортным магистралям страны, тоже на другом берегу. Мост жизненно необходим Якутску и республике в целом. Кстати, Лена не единственная большая река, которую пересекает Колымская трасса, есть ещё Алдан. Там тоже есть период межсезонья, когда дорога закрыта. Но разговоров по поводу моста через Алдан даже пока и не ведётся. Построить бы через Лену.



Здесь от Колымской трассы отходит дорога на Батагай, а дальше можно доехать до Усть-Куйги и Депутатского. Развилка находится примерно на пятисотом километре трассы от Якутска, когда дорога окончательно входит в горную часть. Относительно равнинная часть лежит в промежутке между Леной и Алданом и затем чуть дальше посёлка Хандыга входит в горы.



Православие пришло в Якутию уже очень давно, но это никак не мешает сохраняться традициям, связанным с древними верованиями народа. Такие места для жертвоприношений можно встретить не только где-нибудь в горах, но и просто даже на дороге. Положил оладушек, сигарету или что-то ещё, можешь ехать спокойно.



Вот ещё одно святое место на дороге. Этот ручей не замерзает даже в самые сильные морозы, видите монетки на его дне, это тоже жертвоприношения. Конечно, поблизости организована стоянка для автомобилей и здесь дальнобойщики часто ночуют.





Тут же можно и ленточку повязать.



Дорога длинная и поломки не редкость, пробитое колесо как один из вариантов.



А у нас вот бак по шву разошёлся, пытаемся спасти солярку сколько можно. Хорошо ещё бак не единственный.



Но колесо или бак жертвы невеликие, дорога берёт и гораздо крупнее.



Чёрный прижим - был когда-то одним из самых опасных участков дороги. Сейчас его очень хорошо сделали и здесь теперь довольно безопасно.



Но даже сейчас на Чёрном прижиме гибнут люди. Вот эта авария случилась не так давно.



Многое здесь зависит от погоды. Чуть выпал снежок и всё, на перевал грузовики уже не могут заползти, выстраиваются в очередь, надевают цепи на колёса. Это вот очередь на Брюнгандинский перевал.



Ольчанский перевал недалеко от Усть-Неры, тоже опасный участок.



Помнится в прошлом году мы после ночёвки у развилки на пятисотом километре попали в мощный снегопад и тогда за день смогли проехать только лишь двадцать километров. Полно было машин вот так вставших поперёк дороги. Не смог подняться на горку, попятился назад, прицеп в сторону и ситуация готова.


Естественно, всем кто рядом, приходится помогать.



Взаимовыручка на трассе обычное явление.



Улыбается парень из Армавира, но понимает, что надолго он здесь застрял. Прицеп его, конечно, в сторону сдвинули, но придётся подождать когда погода улучшится и кто-то его на эту горку затянет. Хотя и дальше будут горки, так что лучше и не соваться пока дальше.



Вот этот тоже не забрался, но уже в другой раз по гололёду и не повезло ему ещё больше.



Здесь полно коварных мест, где дорога узкая и чуть взял лишнего в сторону, когда разъезжаешься со встречным, тут же и в кювете. Потом начинаются развлечения по вытаскиванию, бывает машина и целиком на бок ложится.



Не так много мест на трассе, где можно заправиться. Это знаменитая заправка на Кюбюме. Здесь цена ещё почти как в Якутске. В этом году солярка здесь стоила 48 рублей, а в Усть-Нере уже 55 рублей, поэтому все кто едет в сторону Магадана стараются залиться здесь. Кроме того, у каждого есть дополнительные баки. Слышали когда-нибудь такой термин "Колымбак", так это в этих краях придумали. Позади кабины делают специальную ёмкость очень большого объёма, в которую можно залить столько солярки, что может хватить целиком на очень длительный рейс.



Усть-Нера - ключевой населённый пункт на трассе. Посёлок находится практически посередине трассы между Якутском и Магаданом и отсюда отходит зимник по Индигирке к северным посёлкам Хонуу, Белая Гора, Чокурдах.



Зимой, конечно, Колымская трасса сложнее, но и летом бывает не проехать. Помнится, в мы от Якутска до Томтора ехали трое суток. Наводнение размыло трассу в нескольких местах.



Пришлось тогда искать обходные пути.

Колымская трасса, конечно, не подарок для водителей, но другой тут нет. А вот для туристов или фототуристов это очень даже привлекательный объект может быть. Учитывая, что и в ландшафтном плане здесь всё очень фактурно, от дороги и в сторону отъехать можно к ещё более фактурным объектам, да и в населённых пунктах найдётся много привлекательного. Вот мне интересно, если организую здесь тур, кто-нибудь поедет? Можно и летний вариант и зимний придумать.

Колымская трасса - это, собственно говоря, то, из-за чего создавался Магадан. Магадан сам по себе, как город именно в этом углу карты, был нафиг никому не нужен - там отсутствовали даже стойбища аборигенов.

Но в нескольких сотнях километров от Охотского побережья была открыта целая золотоносная првинция, которая требовала масштабного промышленного освоения. А промышленное освоение предполагало снабжение и ремонтную базу.

Вот так была в кратчайшее время построена Колымская трасса, соединившая наиболее пригодную для создания глубоководного морского порта бухту; и золотопромышленный район верховий Колымы.

Сегодня трасса ветвится на четыре части - основную - которая идёт на Усть-Неру-Якутск - то есть, по сути, связывает Магадан с материком (там, кстати, есть ещё один отворот - через Алдан, он функциониовал гораздо раньше); Тенькинскую (на Усть-Омчуг); Омсукчанскую (на серебряный рудник "Дукат") и Сеймчанскую - которая раньше и была основной.

Сейчас несколько фото с трассы, где мы, в итоге поворачиваем на Сеймчан.

Дорога начинается от таможенного поста. Да, блять, Магадан воплотил в жизнь мечту черноморских пикейных жилетов и был объявлен вольным городом. Но заплатил за это таможенным отгорожением от основной страны, каковое иногда склонно причинять жителям города и посещающим его людям значительные неудобства.


Это - брошенный рудник Карамкен.

Это кафе "Донышко" за брошенным рудником Карамкен. Снаружи.


Обратите внимание - грузовик, застеленный полосатым тканем везёт снаряжение для группы из четырёх человек.

А вот оное "Донышко" внутри.

Бетонка тянется на 100 км от Карамкена, потом начинается неплохая двухполосная грунтовка.

Встречка.

Типичные картины по дороге.

Яблоневый перевал. Отсюда начинается бассейн Колымы.

Отстой машин на Яблоневом.

Перевал Дедушкина Лысина.

Посёлок Атка. От сокращённого АТК - автотранспортная колонна. Колонна ушла, посёлок остался. Потом ушёл и посёлок. Почти.

Столовая в Атке.

Чтобы посмотреть, как строится Усть-Среднеканская ГЭС.

2. Аэропорт Сокол. Начало нашего путешествия в центр Магаданской области. В самом Магадане побывать не удалось - он расположен в стороне от аэропорта Сокол и вдалеке от нашего маршрута.
Чтобы добраться до станции, нам нужно было преодолеть 500 км. по федеральной автомобильной дороге М56 "Колыма".

3. У большинства людей упоминание Колымы ассоциируется исключительно с местами лишения свободы.
На самом деле в Магаданской области сегодня всего одна тюрьма.
Расположена она в посёлке Уптар, а это даже не Колыма.

4. Федеральная автомобильная дорога М56 "Колыма" соединяет Магадан и Якутск.
Историческое название — Колымская трасса, или Колымский тракт.

5. В народном сознании Колымская трасса — дорога многострадальная, построенная заключенными на краю земли, и одновременно экстремально романтическая.

6. Она возникла благодаря двум обстоятельствам: открытию на Колыме и в Якутии богатейших месторождений золота, серебра, олова, каменного угля и созданию системы ГУЛАГ.

7. Белаз на привале.

8. Есть отрезки с асфальтом, обычно возле городов.

9. Тракторам асфальт не нужен. След от трактора, оставленный на сопке.

10. Колымская трасса входит в десятку самых тяжелых трасс мира.

11. Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника все-таки ждут живописные пейзажи и многочисленные природные достопримечательности.

12. Некоторых из населенных пунктов, отмеченных на карте, уже нет.

13. Крутые перевалы, заброшенные участки, размытые ливнями, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки, необычайно суровый климат — это Колыма.

14.

15.

16.

17. По дороге встречаются интересные названия населенных пунктов и перевалов.

18. А ведь если тут посидеть, можно и золотишка намыть)))

19. Ау! Люди!...

20. Грейдера ровняют дорогу.

21. Дорожников охранял верный пес.

22. Местами укатанная грунтовка не хуже асфальта.

23. А вот к этому объекту близко лучше не подходить, золотишко моют, стреляют без предупреждения.

24.

25. Поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС.

26. Ручей, который весной превращается в реку.

27. Спуск с перевала.

28. Опоры ЛЭП и колея от трактора, который их туда затащил. Я поначалу подумал, что вертолетом.
Но трактор дешевле, как мне потом объяснили

29. Погода менялась через каждые сто километров.

30. Через сорок минут как мы свернули с трассы М-65, мы увидели реку Колыму во всей красе.



 

Возможно, будет полезно почитать: