Беседы по правам ребенка в средней группе. Проект в средней группе по правовому воспитанию

Конспект занятия в средней группе «Как мамонтенок маму искал»

Тема: защита прав ребенка

Разработала: воспитатель 2 кв. категории Склярова М. Г.

г. Таганрог, МБДОУ д/с № 100 «Рябинушка»

Цель: формирование представлений о защите прав ребенка членами его семьи

Задачи


  • дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;

  • совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

  • развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Предварительная работа :

беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о правах ребенка”.

Чтение русской народной сказки “Морозко”,

Рассматривание иллюстраций по теме семья

Просмотр м/ф по теме «Права ребенка»

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”

Воспитатель : Ребята, а из какого м/ф эта песня?

А про кого этот мультфильм?

Что случилось с мамонтенком?

А кто ему помог? (Предполагаемые ответы детей)

В зал заходит ребенок в костюме слоненка с грустным видом

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел? (Предполагаемые ответы детей )

Слоненок : Я заблудился, Я маму ищу.

Воспитатель: А где же твоя мама?

Слоненок: Не знаю

Воспитатель: Ребята, а вы случайно не знаете, где можно найти маму слоненка? (Предполагаемые ответы )

Воспитатель: А как вы думаете, мы можем помочь слоненку найти маму?

Воспитатель: Куда нам нужно отправиться? (Предполагаемые ответы детей )

Воспитатель: Правильно в Африку!

Ребята, давайте дружно станем в круг, я скажу волшебные слова, а вы покрутитесь вокруг себя несколько раз с закрытыми глазами. «Жарко солнце засвети, теплой волной нас в Африку принеси!»

Вот мы и очутились в Африке, вы наверное устали в дороге. Ребята, а ведь у масс есть право на отдых. Что это за веселая мелодия звучит, давайте потанцуем, может нас услышит мама слониха.

Дети под музыку Чунга-Чанга танцуют танец, слоненок стоит в кругу

Выходит Мама Слониха

Воспитател ь: Ребята а кто же это такой к нам пришел? (Ответы детей)

Слониха: Мамочка, я тебя так ждал!

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли слоненку найти маму. Какая у нас получилась счастливая семья! Ведь семья - это самое дорогое что есть у нас, правда?

Воспитатель : А ты слоненок будь внимательным и больще ни когда не теряй свою маму

. Слониха : А теперь нам пора идти домой, ведь мы так много хотим рассказать друг другу.

Слоненок и Слониха уходят.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит семья? (Ответы детей)

Воспитатель: Как люди живут в семье (Ответы детей)

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

А еще в дружной семье у всех ее членов есть свои обязанности, все помогают др. другу и любят друг друга.

А хотите мы с вами поиграем в игру «Семейный паровозик»? (Ответы детей)

Ход игры

Воспитатель раскладывает по кругу рисунки детей с изображением семьи, дети становятся в круг и выбирается машинист. Паровозик бежит по кругу и рассматривает рисунки ребят, Когда музыка останавливается, паровозик останавливается возле ближайшего рисунка. Воспитатель берет рисунок и подходит к ребенку, чья семья изображена на рисунке, ребенок рассказывает о своей семье с помощью наводящих вопросов:

Сколько человек в твоей семье? (Ответы детей)

Кто самый старший? (Ответы детей)

Кто самый веселый? (Ответы детей)

А как тебя ласково называют родители? (Ответы детей)

А кто тебе помогает, когда тебе трудно? (Ответы детей)

А чем ты можешь помочь своей семье? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, какие у вас дружные семьи

Дети садится на стульчики

Воспитатель : Ребята, сегодня мы узнали, что семья - это некоторое количество людей, которые любят др. др., во всем др. др. помогают и поддерживают др. др. в трудную минуту.

А как вы думаете, дружная семья - это какая семья? (Ответы детей)

Ребята, а мы с вами тоже каждый день приходим в детский сад, в нашу группу. Мы любим др. др.? (Ответы детей)

Мы помогаем др. др.? (Ответы детей)

Мы заботимся др. о др.? (Ответы детей)

А как вы думаете нас можно назвать семьей? (Ответы детей)

Приложение

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать

Есть в Конвенции ООН

Вот такой закон:

Всех детей учить должны,

Детям знания нужны

Это знать должны все дети

И все люди на планете

Ребенок должен быть красивым,

Веселым, сильным и счастливым.

Поэтому хочу сказать:

Ребенок должен отдыхать!

Дали б мне права такие:

Во дворе весь день гулять,

Наловить три тонны рыбы

И приятелям раздать.

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье" в средней гр. №3 «Семицветик»

Воспитатель: Склярова М. Г.

МДОУ д/с № 100

Цели:

Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство уважения к другим людям;

Коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

Портреты детей;

Картинки с изображением прав детей;

Шляпа;

Волшебный сундучок;

Выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

— А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).

— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

— Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств» .

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель : Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Семья должна учить любить,

жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

— Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного -А что вы умеете делать?

Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

— Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

— Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

1. Век живи … век учись.

2. Учиться всегда … пригодиться.

3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.

4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

— Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

Золушка (Право на отдых)

Буратино (Право на безопасные условия жизни)

Колобок (Право на жизнь)

Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

(О праве на жилище.)

— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о… (праве на медицинский уход).

Вопросы Ребенку:

— Кто изображен на рисунке?

— Что он делает?

— О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)

И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

— Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

воспитатель специализирова нной группы,

МАДОУ «Детский сад комбинированно го вида №32

«Журавушка» г. Губкина, Белгородской области, Россия

Подготовили: Баронина Ю.А Клименко Н.С. Туралева Ю.Г.

«Мы имеем право!»
«Мы – дети!»

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «право» ;
  • обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
  • развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы, родители.

Сроки проведения: С ноября по май 2015 года.

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

I этап – подготовительный

Беседа «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка»

Беседа об ответственности и правах ребенка.

Беседа «Каким я хочу быть?» - учить детей избавляться от своих недостатков.

Загадки по правам детей.

Совместно с родителя изготовить паспорт имени ребенка.

Создание картотеки дидактических игр о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста.

Консультации и памятки для родителей по правовому воспитанию.

Подготовка к игре «Семья» . Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст) , о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде) .

Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

Чтение рассказов о правах ребенка.

Просмотр мультфильмов «Цветик семи цветик» , Смешарики «Азбука права»

Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»

Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Разработка занятий по правовому воспитанию.

Изготовления альбома «Моя семья»

II этап – основной

Занятие «Знакомство с правами ребёнка» - познакомить тетей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.

Заучивание пословиц о семье.

Занятие «Я имею право на имя»

Занятие «Я имею право на жизнь»

Занятие «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Выставка совместного творчества детей и родителей «Я имею право!»

Рисование «Дом в котором я живу» , «Цветные страницы» - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик» .

Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей» .

Пение песен «Неразлучные друзья» , «Наша дружная семья»

III этап – заключительный

Составление генеалогического древа семьи.

Итоговое занятие по правам ребенка .

«Маленьким детям – большие права»

Альбом «Моя семья»

Имя нам дает отраду,дарит счастье и удачу.Потому узнать бы надо,что же наше имя значит?

Мы играем «Семья»

«Рисуем дом в котором мы живём»

Вот что у нас получилось

Рисуем волшебный цветок цветик – семи цветик

Вот что у нас получилось

«Мы имеем права - мы дети!»

«Мы разные, но мы вместе!»

Спасибо за внимание!

Конспект занятия в средней группе

(по правовому воспитанию)

«Имею право жить».

Воспитатель

Геккер Е.В.

Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.

Беседа: «Имею право жить».

Воспитатель: «- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.

А, благодаря кому вы появились на свет?

Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению?

Как они счастливы, что у них есть вы? (ответы детей).

Воспитатель: - У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. В Конвенции, а это специальный документ о правах ребенка, записано, что главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить.

Ребята, давайте с вами рассмотрим вот этот рисунок. (Символ права).

Как вы думаете, о чем говорит этот рисунок? (размышления детей).

Когда-то маленький мальчик написал на своем рисунке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду Я!

Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

Ребята, что для вас значит «жить»? Подумайте и расскажите, как бы вы хотели прожить свою жизнь? У каждого человека есть мечта. Мечта- это то, чего тебе очень хочется.

Правильно, ребята, никто не имеет право отбирать жизнь у другого человека.

Давайте вспомним, в каких сказках нарушено право на жизнь?

(«Колобок», «Муха-Цокотуха», «Три поросенка» и др.)

Воспитатель:- Ребята, вы должны учиться быть осторожными, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью своих друзей.

Как предупредить несчастные случаи? Можно ли их избежать? Как вы думаете, ребята?

Умные люди придумали для всех людей на Земле – и для детей, и для взрослых - особые правила поведения человека дома, на улице, в автомобиле, в воде. Если вы будете знать и соблюдать эти правила, то с вами ничего плохого не случиться. И ваши родные всегда будут радоваться, что вы растете такими умными и здоровыми.

Ребята, какие правила поведения вы уже знаете, о каких слышали от взрослых?

* Правила дорожного движения.

* Правила пешехода.

* Правила водителя.

* Правила обращения с огнем.

* Правила обращения с опасными предметами.

* Правила обращения с животными и др.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. О чем мы с вами сегодня беседовали?

Дети: - О правах детей. О праве ребенка на жизнь.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете очень хорошее стихотворение, расскажите его нам.

1Ребенок: - По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

2 Ребенок: - Рядом мама крепко за руку держала,

В путь дорожку умницу сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Воспитатель: - На этом наше занятие окончено. Ребята, огромное вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...

Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию «Здравствуй лето».

Закрепить знания детей о цветах, кустарниках, деревьях. Прививать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.Сравнить листья у 2-3 видов цветов. Закрепить знания о строении цветка,...

Ирина Луганская
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе «Каждый ребенок имеет право на семью»

ГУ «Луганское дошкольное учебное учреждение я/с кт №2»

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе

«Каждый ребенок имеет право на семью »

Выполнила :

Воспитатель

Луганская И. И.

Программное содержание :

Цель : Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа и тд.) . Формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей. Продолжать формировать представления о росте и развитии ребенка , его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым» ); первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные) .

Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы. Пополнять и активизировать словарь детей (род, геологическое дерево, первобытная, семья ) . Развивать речевое дыхание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений; образовывать ласкательные формы имен существительных (мама – мамулечка и тд.) . Продолжать усовершенствовать мелкую моторику. Воспитывать доброжелательное отношение к себе и уважение к другим; желание заботиться о близких. Развивать чувство гордости за свою семью .

Предварительная работа :

Беседа «Мы все разные, но мы все равны» ;

Решение проблемной задачи на тему : “Мы все разные, но мы все равны”;

Чтение “Приключения маленького человечка” А. Усачева; анализ произведения;

Разучивание текста пальчиковой гимнастики («Дружба» , «Семья » ).

Рассматривание фотографий членов семьи .

Материал : иллюстрации : семьи современной , первобытной семьи , младенца, 6 цветов для составления букета, лепестки для моделирования цветка, генеалогическое дерево с фотографиями детей, картинки эмоции, мяч.

Конспект занятия по правовому воспитанию

«Право ребёнка жить в семье »

Ход занятия:

1. Приветствие Дети входят в группу

Воспитатель : Ребята давайте поприветствуем друг друга и гостей.

Здравствуй небо!

Здравствуй солнце!

Здравствуй вся моя земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Воспитатель : Ребята, приходя в детский сад вы попадаете в дружную семью , в которой вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, читают, проводят занятия , помогают стать сильными и здоровыми. И вот таких хороших и таких пригожих я приглашаю поиграть.

Речь с движениями.

Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)

Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)

Вместе мы читаем, (делают «очки» )

Вместе мы играем, (прыгают на одной ноге)

И друзьям своим всегда мы помогаем (хлопаем в ладоши)

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Воспитатель : Ребята назовите самых близких вам людей.

Дети : (мама, папа, брат, сестра, бабушки, дедушки)

Воспитатель : Как можно, одним словом назвать всех этих людей?

Дети : Семья .

Воспитатель : Правильно ребята , одна большая, дружная семья . Вы наверно догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети : О семье .

Воспитатель : Каждый ребенок должен имеет семью . Получать заботу со стороны взрослых. (Показ иллюстраций на доске) .

Кого вы видите на рисунке? (рис. 1)

Что было бы, если бы мама, папа уехали далеко в командировку?

Как вы думаете, что делает мама на этом рисунке? (рис. 2)

Как вы считаете, какой должна быть семья ?

Воспитатель : Давайте теперь разомнем руки и назовем всех членов семьи еще раз .

Пальчиковая гимнастика «Семья »

(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого) .

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья . (садитесь ребята на стулья)

Вводная беседа.

Рассказ воспитателя о семье .

А сейчас я вам расскажу интересную историю. Никто не знает, как возникла первая семья , потому что это было давным - давно. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами (показ иллюстрации) . Эти первобытные "семьи " не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи , похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство , вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас .

Семья нужна человеку , пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче. Чтобы ребенок вырос нужно много времени. (Показ иллюстрации младенца) Когда ты только родился, то был очень маленьким не мог ни сидеть, ни ходить, и мама носила тебя на руках, а если тебе было холодно или хотелось, есть, ты плакал. Тогда мама приходила на помощь. Ты быстро растешь. Уже умеешь ходить, говорить, сам одеваешься, рисуешь, убираешь игрушки. Ты растешь, даже когда спишь, и еще очень долго будешь расти.

Скажите мне кто вы?

Дети :(девочки и мальчики) . Правильно . Девочка вырастет и станет женщиной, а мальчик превратится, а мужчину. Вот и вы когда – то были совсем маленькими, а теперь вы подросли и умеете ходить, говорить вы развиваетесь. Сейчас вы ходите в детский сад, где вас учат быть добрыми, любить и ценить все, что вас окружает.

Психогимнастика «Согрей птичку» .

Воспитатель : А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком - то заботиться.

Воспитатель : Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленького птенчика у себя в руках. Чтобы его согреть подышите в ладони согревая своим ровным, спокойным дыханием (пауза) . Прижмите его к груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь посмотрите на вашего птенчика, согрелся ли он у вас? Выпустите птенчика на волю. Посмотрите, он полетел к своей семье . Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому птенчику. Он согрелся и улетел.

Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.

Воспитатель : Семья должна учить любить ,

Жалеть и вежливыми быть,

Когда семья такою станет ,

Другая сразу жизнь настанет.

Дидактическая игра «Пирамида любви»

Воспитатель : Каждый из нас что – то любит или кого – то любит, всем нам присуще это чувство и все мы по – разному его выражаем. Я люблю вас, послушных и озорных, люблю вас за то, что вы меня добрые и отзывчивые. Расскажите, кого любите вы? (Рассказы детей)

А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свою любимое и класть свою руку.

Я люблю маму.

Я люблю свою семью .

Я люблю играть и т. д.

Воспитатель : Вы чувствуете тепло рук?

Вам приятно это состояние?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида?

Высокая потому что мы любим и нас любят.

Дидактическая игра «Подбери признак» (с цветками) (передавать цветок на каждого члена семьи свой цветок )

У каждого в семье есть родные и дорогие нам люди. А кто же они, родные и дорогие нам люди? (Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Скажите кто вы для мамы, папы? (Дочка, сын)

Для бабушки, дедушки? (Внук, внучка)

А для брата, сестры? (Брат, сестра)

Воспитатель : Скоро праздник пап и мам и давайте мы сейчас назовем как можно больше нежных слов, которые мы можем им говорить не только на праздники, но и каждый день .

Что папа делает дома? (Все чинит)

А что ему нужно для работы? (Инструменты)

Вот мы сейчас будем передавать молоток, и называть как можно хороших слов о папе. Папа (какой) - строгий, умный, сильный, храбрый, мужественный.

А что мы можем подарить маме на праздник? (букет)

Вот мы сейчас будем передавать букет, и называть как можно хороших слов о маме.

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Воспитатель : Я надеюсь ребята, что вы будите по – чаще говорить нежные слова своим близким.

Взрослые и дети, мальчики и девочки – это люди их тела устроены по одному принципу, но при этом все они различаются между собой. Нет двух абсолютно одинаковых людей. Люди различаются цветом кожи, формой лица, глаз, ушей. Люди из одной семьи больше похожи друг на друга, чем на других. У детей и их родителей волосы и глаза зачастую одинакового цвета. Семья – это люди , которые находятся в кровном родстве, они еще называются родственниками.

Воспитатель : Ребята, у вас есть еще одна большая семья , куда вы приходите каждый день , играете, занимаетесь, дружите. Что это за семья ?

Дети : Это наша группа .

Воспитатель : Правильно и я вам предлагаю поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Дидактическая игра «Волшебный цветочек»

Воспитатель .

В хорошей дружной семье все помогают друг другу, заботятся друг о друге. Давайте мы сейчас вспомним, как же проявляется забота в ваших семьях .

(Дети по очереди берут лепестки и крепят на доску, где уже находится серединка цветка).

Предполагаемые ответы детей :

Мама готовит на кухне еду для всей семьи .

Папа пылесосит пол, чтобы было чисто.

Бабушка вяжет всем носки, чтобы не замерзнуть.

Дедушка читает мне сказки, чтобы я не баловался.

Брат ходит в магазин за продуктами.

Сестра помогает маме мыть посуду.

Я помогаю маме накрывать на стол, когда мы садимся кушать.

Воспитатель : Посмотрите даже цветок расцвел от заботы и теплоты ваших близких.

Воспитатель : – А теперь я хочу, чтобы вы немного отдохнули, давайте встанем в круг.

Физ. минутка.

Руки подняли и помахали, это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем, это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

Воспитатель : – Отдохнули немного, я вас приглашаю сесть на стулья.

Я не зря провела с вами физ. минутку, где мы были деревьями, и сбивали с ветвей росу, хочу рассказать вам об очень необычном дереве, оно называется генеалогическое, по другому семейное дерево или дерево Жизни. Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и листья огромного человеческого дерева.

Рассматривание генеалогического дерева.

Воспитатель : Ребята посмотрите сюда это обычное дерево или сказочное?

Дети : Нет необычное и не сказочное дерево.

Воспитатель : Рассмотрите его, что с деревом не так?

Дети : На дереве приклеены фотографии.

Воспитатель : вы узнаете, кто здесь изображен? (Фото семьи одного ребенка ) . Давайте посмотрим какой величины ветви вверху, а какие внизу?

Дети : Вверху – маленькие, а внизу – большие.

Воспитатель : Ребята ваша семья как это дерево и каждый член семьи словно ветви , чем больше ветвь, тем старше и мудрее наши бабушки и дедушки. А маленькие ветви –это вы дети, которые еще растут. Мы узнали, что это дерево Саши. Иди Саша расскажи о своей семье .

Рассказ ребенка .

Это я меня зовут …. Это моя мама ее зовут… она работает…. Это мой папа его зовут… он работает…. А еще у меня есть две бабушки и два дедушки их зовут бабушка… и дедушка… И дедушка …. И бабушка… Наша семья живет по адресу… . У нас очень дружная семья и я ее очень люблю .

Рассказы еще 2 – 3 детей.

Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Воспитатель : Давайте еще немного поиграем. Мы с вами вспомнили всех родных и близких, а теперь давайте назовем их ласково.

Мама – мамуля, папа – папочка, бабушка – бабулечка, дедушка – дедуля, сестра – сестричка, брат- братишка.

Любовь, дружба и уважение друг к другу делают жизнь каждого счастливой . С помощью жестов мы выражаем свои эмоции. Объятия, поцелуи, прикосновения, улыбка, жестикуляция или рукопожатие – всем этим мы можем показать, что счастливы.

Психогимнастика «Эмоции»

Ребята сейчас мы еще с вами поиграем я буду показывать карточки с какой – либо эмоцией, а вы показываете ее своим выражением лица.

Радость, злость, грусть, удивление, печаль.

Итог занятия .

Ребята сегодня мы говорили о семье , о том, что у каждого ребенка должна быть семья , в которой вам будет хорошо и не будут нарушаться ваши права .

Семья – это трудно

Семья – это сложно ,

Но счастливо жить одному невозможно,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья .

Приложение

Генеалогическое дерево



 

Возможно, будет полезно почитать: