Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия? Что такое краткие причастия и как образуются: примеры слов.

Наречие и причастие выполняют в языке разные функции. Их морфологические характеристики также различны. Чтобы разобраться в понятиях, выясним, чем отличается наречие от причастия.

Наречия – это категория слов, имеющих значение признака. Чаще всего эти слова относятся к глаголам, обозначая в таких случаях признак действия (двигаться стремительно ). Если наречие примыкает к другому наречию, прилагательному или причастию, то оно выражает признак признака (красиво оформленный зал). Наречия сочетаются лишь с немногими существительными, обозначая в таких сочетаниях признак предмета (чтение вслух ). Часть наречий прямо не называют признак. Эти особые слова именуются местоименными наречиями. Их примеры: здесь, куда-то, почему, никогда .

Причастие тоже выражает признак. Но это, в отличие от наречий, исключительно признак предмета. Самостоятельной частью речи причастие не признается. И хотя некоторые лингвисты пытаются оспаривать эту точку зрения, большинство из них отводит причастию статус формы глагола по способу образования от его корня. Слова этой группы также обладают свойствами прилагательного, наделенные его окончанием. Словосочетание с причастием: пылающий костер.

Перечислим основные моменты, помогающие выявить отличие наречия от причастия:

  1. Образование. Наречия производятся от многих частей речи: от существительных (утром ), прилагательных (весело ), глаголов (молча ) и других. Причастия образуются только от глаголов (растущий – от глагола расти ).
  2. Задаваемый вопрос. Слово можно отнести к наречиям, если оно отвечает на вопросы: где? (близко ), когда? (вчера ), куда? (вперед ), откуда? (издалека ), почему? (поневоле ), зачем? (назло ), как? (по-приятельски ). Причастию соответствуют вопросы: какой? (испеченный ), что делающий? (рисующий ), что сделавший? (связавший ).
  3. Свойство изменяться. Абсолютное большинство наречий не изменяется. То есть они не характеризуются такими категориями, как склонение и спряжение, не имеют рода и числа. Исключение составляют слова, произошедшие от качественных прилагательных. У таких наречий образуются степени сравнения (глубоко-глубже ) и формы оценки (тихо-тихонько ).Причастие согласуется с другими словами и изменяется. Имея тесную связь с глаголом и прилагательным, оно перенимает на себя признаки этих частей речи. У причастия, к примеру, определяется род (поющая девочка – ж. р.), число (мерцающие звезды – мн. ч.), вид (выполненное задание – сов. в.). В отличие от наречий, причастия могут быть краткими.
  4. Зависимые слова. Наречия их не имеют. Они лишь примыкают к другим словам. Причастия же используются как без зависимых слов, так и с ними. В последнем варианте образуется причастный оборот (лес, укутанный снегом ).
  5. Синтаксическая роль. Наречие в предложении преимущественно является обстоятельством. Реже оно выступает в роли других членов. Во многих случаях смысл предложения не нарушается, если изъять из него наречие.

Причастие, одиночное или в структуре оборота, в большинстве случаев является определением. Вместе с другими словами оно составляет основной смысл предложения, и изъять его без ущерба для всей конструкции нельзя.

Следует отметить, что наречия и краткие причастия иногда бывают очень похожи. Например, в этом случае: Братья встревоженно переглянулись. Село было встревожено громкими звуками. Безошибочно ориентироваться в такой ситуации помогут знания о том, в чем разница между наречием и причастием, употребленным в краткой форме.

Здесь снова поможет постановка вопроса. В указанном примере слово из первого предложения «встревоженно» отвечает на вопрос «как?». Это вопрос наречия. К слову из второго предложения «встревожено» можно поставить вопрос «каково?». Это вопрос краткого причастия.

Также для распознания части речи следует попытаться заменить слово, находящееся под сомнением, глаголом. В первом случае сделать это не получится, что говорит о принадлежности слова «встревоженно» к наречиям. Во втором предложении такая замена допустима: Село встревожили громкие звуки. Это характерно для краткого причастия.

Дёмина Алевтина Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы (стаж 39 лет),
МБОУ СОШ №52 г. Краснодара.

Н - НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв Н в омонимичных словах.

I. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика работают на обратной стороне доски
Карточка 1: раскрать скобки, всё объяснить
Пусты(н,нн)а дли(н,нн)ая (не)моще(н,нн)ая улица.
Карточка 2: из д/упр.207 (Бабайцева) выписать все слова с Н - НН, объяснить написание (по-осеннему, непременно, серебряные, песчаном, помороженный, простуженный, раненый, контуженный, бешеные).
2. Остальные работают вместе, комментированное письмо с использованием Справочника, 2 человека ведут, работая на центральной части доски
1 ученик:
Местность пустынна
Поступил бесчувственно
Бешеный хищник
Нежданный гость
ЗапломбирОванный зуб (ударение в этом слове?)
2 ученик
Упражнение не сделано
Утро туманно
Раненый адъютант
Подлинный автограф (словарная работа - на Руси при допросе били длинными палками, добиваясь «подлинной правды»)
Прошёл организованно.
3. Проверка всеми учениками д/упр.207 с доски по образцу, данному сильным учеником.
Проверим, как расставили знаки препинания - читаю текст упражнения сама.
Вопросы?
4. Проверка задания, выполненного учеником на обратной стороне доски.

II. Новая тема.

1. Сегодня нас интересует более сложный случай.
Попробуем определить на слух, как писать (вывожу на интерактивную доску:
Море взволнова(н,нн)о
Море взволнова(н,нн)о шумело
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
На слух звучит почти одинаково, но слуху не доверяю, а рассуждаю.
Показываю на интерактивной доске, как надо рассуждать:
Море (каково?) взволновано, волнуется, идут волны, взволновалось. Заменила глаголом в прошедшем времени, значит это краткое причастие, а в нём всегда одна Н.
Море шумело (как?) - по вопросу определила, что это наречие, а в наречиях столько Н, сколько в исходном слове: взволнованное - полное причастие с приставкой. Значит, НН. И в наречии НН.
Лицо девочки (каково?) взволнованно, взволнованное, тревожное (а не взволновалось), значит, краткое прилагательное, а они пишутся, как полные слова: взволнованное.
2. Кто попробует повторить объяснение? (убираю с интерактивной доски свои записи).
3. Запишем вывод в виде таблицы в наши Справочники
наречие краткое прилагат краткое причастие
как? относится к глаголу каково? но имеет переносное значение, можно заменить синонимом- прил. или полным прилагат. каково? но можно заменить глаголом в прошедшем времени, задать вопрос ЧТО СДЕЛАНО?
столько Н, сколько в исходном слове. Шумело (как) взволнованно (взволнованный) столько Н, сколько в исходном слове. Её лицо (каково? какое?) взволнованно (взволнованное = тревожное) Всегда одна Н
Море (каково? что сделано?) взволновано (взволновалось)
4. Итак, самое главное - не ошибиться в определении части речи.

III. Закрепление знаний.

1. Коллективная работа. Со словом расстрое(н,нн)о составим 3 предложения.
(Отвечал расстроенно. Движение колонны демонстрантов было расстроено. Выражение её лица было расстроено.)
2. Самостоятельная работа: выполнение перфокарты.
Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
1. Это общество было организова…о недавно.
2. Заседание совета школы прошло организова…о.
3. Моя подруга организова…а и внимательна.
4. Решение было давно мною обдума…о.
5. Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.
Вариант 2
Отметить те случаи, когда пишется НН
1. Ребята, увлечё…ые игрой, ничего не заметили вокруг.
2. Ребята играли увлечё…о.
3. Звено увлече…о игрой в шахматы.
4. Лицо девочки было взволнова…, тревожно.
5. Шумело взволнова…о море.
6. Командир был взволнова….
7. Море было взволнова…о.
8. Набежавшие было облака рассея…ы сильным ветром.
9. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.
10. Сегодня он отвечал рассея(н,нн)о

IV. Творческая работа.

Рецензируя сочинения товарищей, часто используем выражения:
Работа (не)продума(н,нн)а
(Н…)чего (не)сказа(н,нн)о
Изл…гает мысли пута(н,нн)о
Наруше(н,нн)а последовательность в изл…жении мыслей
Тема раскрыта аргументирова(н,нн)о
Допуще(н,нн)о (не)значительное ко(л,лл)ичество ошибок

Запишите все 6 выражений: где умеете объяснить, оставьте мою форму; где не знаете, как пишется - попробуйте заменить синонимичным выражением, например: При раскрытии темы использовал много аргументов.

Учитель в это время проверяет перфокарты.

V. Проверка творческого задания с помощью интерактивной доски.

Кто сохранил всё так, как у меня?
Кто сумел полностью избежать употребления слов с Н-НН (поступил хитро)? Зачитать работу.
Сравните, как звучат 2 работы. В чём разница? (для официального стиля, для разговорного)

VI. Результат работы по перфокарте - оценки в дневник.

Анализ ошибок сделаем на следующем уроке.

VII. Домашнее задание: по Справочнику упр.206.

Категория состояния - неизменяемые слова, выступающие как в роли сказуемого или части сказуемого в безличном предложении (например, надо, нельзя, душно, стыдно, пора, жаль ) - самая молодая часть речи. (В Москве было холодно ).
Ядро категории состояния составляют слова на –о , которые обозначают:

· состояние окружающей среды: прохладно, светло ;

· физическое состояние человека или других живых существ: больно, душно ;

· эмоциональное состояние человека: страшно, обидно ;

· модальность (выражают отношение говорящего): надо, необходимо, нельзя, можно ;

· пространственные и временные отношения: высоко, поздно ;

· зрительное и слуховое восприятие: видно, слышно .

Категории состояния сочетаются с глаголами «быть », «стать », «оказаться » и другими: «Одному всегда плохо», «Больному было душно». Многие слова состояния являются бывшими существительными : грех, стыд : «Неохота уходить»). Они нередко имеют сохранившиеся омонимы и в составе наречий , и в составе имен существительных . Поэтому при определении соответствующих частей речи необходимо быть очень внимательными к значению данных слов.

Как отличить наречия от слов категории состояния?

1. Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении.
2. Какой вопрос задается к слову.
3. Что обозначает данное слово.
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

Служебные части речи.

Пред-лог Служат для связи слов в словосочетании в предложе- нии, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Простые (из 1 слова)
на, над, о в течение, по поводу
Непроизводные (не образованы от самостоятельных частей речи) Производные (образованы от самостоятельных частей речи)
Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, под, пред, при, про, с, у, через От наречий : вблизи берега, впереди отряда. От существ.: ввиду ненастья, в течениесуток.От деепричастий: благодаря дождю, несмотря на усталость.
Союз Служат для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения Простые (из 1 слова) Составные (из 2 и более слов)
но, тоже, и ни-ни, то-то, несмотря на то что
Сочинительные Подчинительные
1)соединительные («и это и то»): и, да (= и), ни-ни, тоже, также, не только-но и, как-так и; 2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако, же;3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то-то, не то-не то, то ли - то ли. 1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто ; 2) временные : когда, едва, как, как только, прежде чем3) причинные : потому что, так как4) целевые : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы5) условные : если, раз, если бы6) уступительные : хотя, несмотря на то что7) следственные : так что; 8) сравнительные : как,будто, точно, как будто, словно
Части- ца вносит в речь допол­нительные оттенки значения или служит для образования форм слова Формообразующие Отрицатель­ные Модальные (смысловые) вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.
1. служат для обра­зования условно­го и повелитель­ного наклонений глагола : бы (б)- условное да, давай, давайте, пусть, пускай - повелительное 2. для обра­зования степеней сравненияболее, менее придают отрицательное зна­чение отдельным словам или всему предложению: не, ни 1.вопросительные:ли, разве, неужели2.восклицательные:что за, как3. указательные:вот, а вот, вон, а вон4. уточнительные:именно, как раз5.усилительные:даже, же, ведь, уж, всё, всё-таки, ни, и 6.сомнение:вряд ли, едва ли7. выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, исключительно8.смягчение требования:- ка
1.Междометияи 2. звукоподражательные слова 1.Выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их. 2.По своему звуковому оформлению являются воспроизведением восклицаний, звуков или криков Звукоподражательные слова- условное воспроизведение крика птиц га-га, кря- кря, ку-ку, животных мяу, му- у, ква шумов природы или происходящих в результате деятельности людей динь-динь, у-у-у, кап-кап, др-др. Междометиявыражают 1)чувства, эмоции (восхищения, радости, одобрения, тоски, горя, сожаления, недоумения, удивления, испуга, презрения, отвращения: увы, эх, ох, ах, браво, то-то, у, а, о, ой, ай, но, фи, фу, ну и ну, батюшки, господи, м-да, тьфу; эмоциональную оценку обстановки, отношение к речи: каюк, капут, фьюить, дудки, право, ей-ей, вот ещё, ау, алло;волю, приказ: шабаш, баста, айда, кыш, чу, марш, цыц, тс, чш, чур, караул, вон, прочь, долой. Междометия - этикетные слова: спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, привет, благодарю
  • знать, что такое прилагательное, причастие и наречие;
  • уметь находить их в тексте и отличать друг от друга;
  • знать правило "Н/НН в суффиксах прилагательных";
  • знать правило "Н/НН в суффиксах причастий";
  • знать правило "Н/НН в суффиксах наречий".

Теория

Прилагательное, причастие, наречие: определение понятий, сходства и различия

Прилагательное - часть речи, отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". В прилагательном нет действия! Часто оно образуется от существительных.

Примеры: сонный, барабанный, туманный, хозяйственный.

Причастие - часть речи, отвечающая на те же вопросы, что и прилагательное. Но в причастии есть действие! Оно образуется он глагола. К некоторым его видам хочется задать вопрос "что делающий?". Если так, то это верный признак причастия.

Примеры: обработанный, сваренный, поющий, журчащий, видимый.

Наречие - часть речи, отвечающая на вопросы "как?", "куда?", "когда?", "где?" и др. Это признак действия. По вопросам наречие на предыдущие части речи не похоже, но похоже по смыслу, так как оно от них образуется.

Примеры: медленно, горячо, свежо, ещё, выпиюще, глухо

Краткие прилагательные от кратких причастий мы отличаем по вышеназванному признаку: есть действие или нет действия. Если есть, значит причастие, если нет - прилагательное. Вопросы у них одинаковые: "каков?", "какова?", "каково?", "каковы?".

Примеры кратких прилагательных: хороша, туманна, хозяйственны, зелено.

Примеры кратких причастий: сварено, съедено, скуплены, отвоёвана, (он каков?) видим.

Сложность состоит в том, чтобы отличить краткие причастия и прилагательные среднего рода от наречий . Когда "хорошо" - это "как?" (наречие), а когда "хорошо" - это "каково?" (кр. прилагательное)?

Все просто:

  • кр. причастия и прилагательные - это признак предмета, они всегда характеризуют какой-то предмет, существительное, стоят рядом с ним, к ним задаётся вопрос от существительного, и этот вопрос - "каков/а/о/ы?" (бывают спорные моменты, но больше всего к ним хочется задать именно этот вопрос);
  • наречие - это признак действия, оно всегда стоит рядом с действием - глаголом, причастием, деепричастием - и показывает, как это действие произошло. К наречию задается вопрос от глагола, причастия или деепричастия, и этот вопрос - "как?" (наречия с другими вопросами нас не интересуют в данном задании).

Рассмотрим примеры предложений, наглядно показывающих разницу:

Утро (каково?) наполнено (кр. причастие, так как есть действие "наполнить", относится к сущ. "утро") светом и радостью.

Мы жили (как?) наполненно (наречие, относится к глаголу "жили") и ярко.

Дитя (каково?) сосредоточено (кр. причастие, есть действие "сосредоточить", относится к сущ. "дитя") на предмете.

Дитя сосредоточенно ←(как?)← смотрит на лес. Здесь "сосредоточенно" - наречие, так как оно относится к глаголу "смотрит".

Казалось, будто дерево (каково?) насторожено (кр. причастие, есть действие "насторожить", относится к сущ. "дерево"), будто оно снова ждет нападения ветра.

Казалось, будто дерево настороженно ←(как?)← покачивается на ветру. Здесь "настороженно" - наречие, так как оно относится к глаголу "покачивается".

А теперь примеры посложнее с глаголами "было" и "стало". Такие глаголы, как правило, не являются самостоятельными сказуемыми, так как не могут передать весь смысл предложения. Часто к ним подставляют краткие причастия и прилагательные, чтобы образовать составное именное сказуемое. То есть вопрос к слову, похожему на наречие, задается от глагола, но это слово оказывается не наречием, а все же кратким прилагательным или причастием. Как правило, такие предложения имеют подлежащее и в таких предложениях эти глаголы "было" и "стало" можно убрать без потери смысла.

Рагу было (каково?) сварено (кр. причастие, наречный вопрос даже не хочется задать; можем убрать слово "было", и предложение не потеряет смысл: "рагу (каково?) сварено").

Все стало (каково?) глухо кругом (кр. прилагательное, наречный вопрос сюда можно задать, однако верный признак того, что это всё же кр. прилагательное, а не наречие, - это возможность убрать слово "стало" без потери смысла: "всё (каково?) глухо кругом").

Становится (как?) прохладнее (здесь "прохладнее" - наречие, потому что: хочется задать только наречный вопрос; "становится" нельзя убрать без потери смысла; нет существительного, к которому бы относилось прохладнее, предложение с одним только сказуемым).

Правописание суффиксов прилагательных, причастий и наречий

Н/НН в прилагательных.

Н НН
  1. В суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-: гусиный, песчаный, льняной;
  2. В прилагательных, образованных бессуффиксным путем (как правило, это хорошо слышно, в таких прилагательных НН писать и не хочется): зеленый, красный, сазаний, фазаний, юный.
  1. В суффиксах -ОНН-, -ЕНН- (следите, чтобы они точно были суффиксами, а не попадали в корень): хозяйственный, телевизионный, лиственный, революционный;
  2. Если прил. образовано от сущ., в котором уже была Н (в основе): тумаН = тумаННый, соН = соННый, стариНа = стариННый,
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Исключение: ветреный (если к этому слову добавляется приставка, то оно пишется уже с НН: безветреННый, подветреННый).

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных:

пустыННая = пустыННа, хозяйствеННые = хозяйствеННы, зелеНое = зелеНо.

Н/НН в причастиях.

НН Н
  1. Есть приставка (кроме НЕ-): ПРИчесанный, РАЗложенный, ПОДписанный;
  2. Есть совершенный вид (вопрос с приставкой С-: "что Сделанный?", заложено действие в прошедшем времени): сброшенный, замаринованный, надкусанный;
  3. Есть зависимое слово: УЖЕ рассказанная НАМ история, груженная ДРОВАМИ машина, мороженная МАМОЙ зелень;
  4. Есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-: асфальтИРОВАнная дорога, маринОВАнные грибы.
  1. Нет ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни суффиксов: плетеная корзина, жареная рыба;
  2. В кратких причастиях: пирожное надкусаНо, дорога асфальтироваНа, грибы высушеНы.

Исключение: раненый (тут пишется Н, несмотря на совершенный вид (что сделать? - ранить); при появлении приставки или зависимого слова это слово начинает писаться по правилу - с НН: ИЗраненный солдат, раненный В НОГУ солдат).

Исключения:невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный,желанный, жеманный, священный, чванный (тут везде пишется НН).

Н/НН в наречиях.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 20-25 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях пи­шет­ся одна буква Н».

Ищем слово, которое отвечает на вопрос "каков/а/о/ы?" или условный вопрос "что сделан/а/о/ы?". В нем должно быть заложено действие. В нём одна Н. Возможно, оно рядом со словом "было" или "стало".

(20)Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным, ска­зал, в чём дело, и по­про­сил эти доски по­ка­зать. (21)Ста­руш­ка вы­но­сит доски, завёрну­тые в чи­стый руш­ник. (22)Я взгля­нул и замер. (23)Мать чест­на́я, до чего тон­кая ра­бо­та, до чего твёрдо вы­ре­за­но! (24)Осо­бен­но порт­рет Пугачёва - гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь. (25)«Да­вай­те мне доски на хра­не­ние, иначе их на гвоз­ди пе­ре­пла­вят», - го­во­рю ей.

Правильный ответ - слово "вырезано", оно удовлетворяет всем нашим параметрам.

Пример 2.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 1-3 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

Ищем слово, которое отвечает на вопрос "как?" и относится к каком-либо слову-действию: к глаголу, причастию или деепричастию. У этого слова должен быть суффикс Н или НН.

(1)Мама, когда я ещё не учил­ся в школе, ра­бо­та­ла ин­же­не­ром и много чер­ти­ла. (2)Чер­те­жи были такие кра­си­вые, а её го­то­валь­ня с бле­стя­щи­ми шту­ка­ми была такая не­обык­но­вен­но при­тя­га­тель­ная, что я не мог прой­ти мимо. (3)Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие-то цир­ку­ли сло­мал.

Правильный ответ - слово "необыкновенно". Может показаться, что оно относится только к прилагательному "притягательная", тогда все наши прежние рассуждения рушатся. Но это не совсем так: наречие "необыкновенно" относится к сказуемому "была притягательная", состоящему из двух слов. Как сказуемое, оно выражает действие в предложении, оно цельно, просто так совпало, что его частью является прилагательное. Однако отдельно от "притягательная" к "необыкновенно" вопрос не задать, только от всего действия-сказуемого "была притягательная".

Пример 3.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 2-7 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных с по­мо­щью суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на -Н, пи­шет­ся НН».

Ищем слово с НН, в котором нет никакого действия и которое отвечает на один из вопросов прилагательного. Слово подобно "туманный", "сонный", "барабанный".

(2)Надо было хо­ро­шень­ко об­ду­мать, как ска­зать ему, что она, Динка, по­взрос­ле­ла и ни­ко­гда боль­ше не сядет на раму его ве­ло­си­пе­да, не по­едет с ним ка­тать­ся. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длин­ной троп­ке среди моря ко­ло­сьев ржи. (4)Ни­че­го этого боль­ше не будет! (5)Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.

(6)Тре­вож­но на душе у Динки. (7)Она уже не ду­ма­ет о себе, она ду­ма­ет, как смяг­чить не­за­слу­жен­ную обиду, чтобы об­лег­чить удар.

Три слова на первый взгляд претендуют на ответ: "длинной", "рассказанных" и "незаслуженную". Но если вдуматься, то окажется, что в последних двух есть действия - "рассказать" и "заслужить", поэтому они нам не подходят.
Правильный ответ - слово "длинной". В нём нет действия, в нём НН, оно образовано от существительного "длиНа", в котором уже была Н.

1. Если краткая форма образована не от глагола, то это краткое прилагательное. В кратких прилагательных пишем столько «Н», сколько их было в полном прилагательном: цена — ценный – ценна, не+посредство — непосредственн ый – непосредственна.

2. Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные образуются от глаголов: покрасить – покрашенный – покрашен. В кратких причастиях пишем одно «Н»: Трава скошена . В кратких прилагательных пишем столько «Н», сколько их было в полном прилагательном/причастии: Дети воспитанны и образованны *.

———————————————————————————————————————— * Кроме формы ед. числа мужского рода: мальчик воспитан и образован (краткие прилагательные).

Как отличить краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных?
  1. При кратком причастии имеется (или можно подставить) существительное в форме творительного падежа: Е ё струи подсвечены (чем?) солнцем осени.

2. Если краткой форме больше подходит вопрос «что сделан (а/о/ы)?», чем вопрос «каков (а/о/ы)?», то это краткое причастие: На картине изображена весёлая деревенская свадьба.

3. Краткое причастие обозначает временный признак, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом: Девочка воспитана в интернате; девочка воспитана мамой. Краткое прилагательное обозначает признак, постоянно присущий предмету: Девочка воспитанна, образованна.

4. Краткое причастие может быть заменено глаголом: Девочка воспитана мамой ⇒ Девочку воспитала мама (девочка, которую воспитала мама), … струи подсветили, …свадьбу изобразили. Обычно этого признака достаточно для выполнения заданий ЕГЭ.

5. Иногда краткие отглагольные прилагательные можно заменить на отыменные прилагательные*, например: Девочка воспитанна, образованна ⇒ Девочка вежлива, культурна, умна. Но такая замена краткого причастия обычно невозможна: Девочка воспитана мамой ⇒ Девочка вежлива, культурна, умна мамой.

——————————————————————

* Отыменные прилагательные образованы от имен существительных.

Дополнительно.

Как отличить наречие от краткого причастия?

Отличить наречие от краткого причастия можно по вопросу.

Наречие. (вопрос КАК?)

Краткое причастие (вопрос ЧТО СДЕЛАНО?)

Нельзя поставить вопрос « Что сделано?» Нельзя поставить вопрос «КАК?»
Чувствовал себя потерянно.

Выступление прошло скомканно.

Принял решение обоснованно.

Завещание потеряно*.

Покрывало скомкано*.

Подозрение Егора обосновано*.

Завещание потеряли.

Покрывало скомкали.

Егор обосновал подозрение .

Краткое причастие всегда сказуемое.

Употребление кратких прилагательных в переносном значении

Краткое прилагательное. Краткое причастие.
Какая? Какова? Что сделан(а,о)? Обычно можно заменить глаголом
Даша образованна . Компания образована* . Компанию образовали
Девочка рассеянна . Туча рассеяна. Тучу рассеяли
Она несобранна Команда не собрана Команду не собрали

* При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля или орудия: Компания образована (кем?) Васей и Петей. Туча рассеяна (чем?) снарядами. Команда комитетом не собрана. Краткое прилагательное нельзя заменить глаголом : Девочку рассеяли.

При переходе причастий в прилагательные НН сохраняется: 1) сдержанная (прич.) всадником лошадь - лошадь, которую сдержал (глаг.) всадник; 2) сдержанный человек (сухой, немногословный) — прилагательное имеет переносное значение, его можно заменить синонимичным качественным прилагательным, а не глаголом.



 

Возможно, будет полезно почитать: