Ограничения и запреты для госслужащих. Основы государственной службы и кадровой политики Государственному служащему запрещается

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой регламентированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации и города Москвы.

Извлечения из Закона города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»

Статья 12. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинской организации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления в установленном указом Мэра Москвы порядке сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами и настоящим Законом.

11) непредставления сведений, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, а также ответственность за несоблюдение ограничений устанавливаются федеральными законами.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) пункт утратил силу с 17.07.2015;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профессионального союза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном федеральным нормативным правовым актом или нормативным правовым актом города Москвы в соответствии с федеральными законами или законами города Москвы, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью города Москвы и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов города Москвы или органов местного самоуправления с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) публично высказывать суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами города Москвы, его супруге (супругу) и несовершенолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

2. В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов) замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается федеральными законами.

Статья 16.2 Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Законодательство впервые установило перечень ограничений связанных с государственной службой в Российской Федерации Положением о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года. Государственный служащий был не вправе: занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки, денежное и иное вознаграждение от юридических лиц и граждан и прочее.

Ограничения, установленные упомянутым Положением, с определенными изменениями нашли свое отражение в статье 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Законодательство о государственной службе получило своё дальнее развитие с принятием ФЗ № 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В данном законе получила свое развитие концепция организации государственной службы по трем разновидностям: гражданской, полицейской (правоохранительной) и военной. Сейчас согласно статье 16 ФЗ № 79 ограничения связанные с государственной службой выглядят так:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осужденияего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В литературе указывается назначение запретов (обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих, гарантирование осуществления служащим гражданских прав), которое полностью применимо и к ограничениям. Со вступлением в силу ФЗ № 79 от 27.07.2004 правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, получило новый импульс.

Одним из традиционных ограничений, устанавливаемых гражданину, желающему быть принятым на государственную гражданскую службу, а также государственному гражданскому служащему, находящемуся на гражданской службе, является признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Как отмечается в литературе, в фигуре работника сочетаются два качества: фактическая способность к труду как осознанной, целесообразной и волевой деятельности; способность своими действиями приобретать, изменять и прекращать возникающие в связи с реализацией своей способности к труду субъективные права и юридические обязанности, нести юридическую ответственность. В случае если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, то он может быть признан судом недееспособным. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ: по сост. на 6 апреля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - Ст. 3301.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. В случае признания гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы согласно ФЗ № 79. Осуждение гражданина, желающего быть принятым на государственную гражданскую службу, а также государственного гражданского служащего, находящегося на гражданской службе, к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие у него не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости также является ограничением права на равный доступ к государственной службе и нахождения на ней.

Лицо, желающее поступить на государственную гражданскую службу, должно подтвердить факт отсутствия осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, а также отсутствия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Для этого дается отрицательный ответ в анкете, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации Ф от 26 мая 2005 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации": по сост. на 19 марта 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - N 6. - Ст. 439. . Однако следует признать, что формулировка указанного пункта является некорректной, т.к. запрашивается информация о том, был ли гражданин Российской Федерации, желающий участвовать в конкурсе, когда-либо судим. Формально наличие судимости в прошлом не является ограничением для поступления на государственную гражданскую службу, что вытекает и из положений уголовного законодательства. В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В то же время на практике нельзя исключить того, что наличие снятой или погашенной судимости повлияет на решение конкурсной комиссии. Между тем, персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.

С учетом изложенного, формулировка пункта 9 формы анкеты, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, нуждается в изменении.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений, является следующим ограничением. К иной охраняемой федеральным законом тайне относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, банковская, налоговая тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений, тайна усыновления (удочерения), тайна завещания и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Следует отметить, что применительно к гражданскому служащему отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений, в случае если служащий знал об этом, следует признавать неисполнением должностных обязанностей по аналогии с отказом заключать письменный договор о полной материальной ответственности за недостачу вверенного работникам имущества, в случае, когда он не был заключен одновременно с трудовым договором.

Препятствием для поступления на гражданскую службу или ее прохождения является определенное заболевание, наличие которого подтверждается заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Практика утверждения перечня заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению сводится к тому, что они утверждаются для определенных категорий работников, либо по определенным видам профессиональной деятельности. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу служит очередным ограничением для гражданина, желающего быть принятым на государственную гражданскую службу, а также для государственного гражданского служащего, находящегося на гражданской службе. Необходимо согласиться с мнением, высказанным в литературе, что данное обстоятельство может служить основанием для отказа в принятии на гражданскую службу либо отказа в нахождении на гражданской службе при условии, если действительные сведения и документы, которые служащий обязан был представить, могли стать основанием для отказа в принятии на государственную службу и заключении служебного контракта.

Следует отметить, что ФЗ № 79 дважды упоминает о представлении подложных документов или сообщении заведомо ложных сведений: в статье 16 как об ограничении, которое, по идее, объективно не позволяет гражданину быть принятым на государственную гражданскую службу, а гражданскому служащему находится на ней, и в статье 37 как об основании для расторжения служебного контракта, освобождения служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы, которое может быть использовано представителем нанимателя. Разница лишь в том, что в первом случае представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений должно осуществляться при поступлении на гражданскую службу, порядок которого формально регулируется главой 4 ФЗ №79 "Поступление на гражданскую службу", и при совершении данного деяния гражданину, желающему быть принятым на гражданскую службу, а государственному гражданскому служащему, находящемуся на гражданской службе, должно быть отказано в нахождении на ней, а во втором случае представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений должно осуществляться при заключении служебного контракта, порядок которого регулируется главой 5 "Служебный контракт", и которое может служить основанием для расторжения служебного контракта, освобождения служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы. Думается, что представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу не является ограничением по следующим причинам:

1) при представлении указанных документов или сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам), соблюдения ограничений, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен, в первую очередь, основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр.

2) в случае выявления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта в отношении лица, уже состоящего на службе, последующее расторжение служебного контракта, освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы осуществляются по усмотрению представителя нанимателя, т.е. очевидно, что данный факт сам по себе не является обстоятельством, объективно препятствующим поступлению на гражданскую службу или нахождению на ней.

Обращает на себя внимание, что представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу по Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" не являлось ограничением. ФЗ №79 в качестве ограничения содержит также непредставление гражданином, желающим быть принятым на государственную гражданскую службу, а также гражданским служащим установленных ФЗ №79 сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии со статьей 20 указанного федерального закона, гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Положение о представлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Перечень доходов, являющихся объектом налогообложения, установлен в статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ: по сост. на 2 мая 2015 г. // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3824. . К имуществу, являющемуся объектами налогообложения, относятся:

1) автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (ст. 359 Налогового кодекса РФ);

2) земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (ст. 389 Налогового кодекса РФ);

3) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Понятие "обязательство имущественного характера" в ФЗ №79 не раскрывается.

Федеральными законами для отдельных категорий служащих устанавливаются иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением. Например, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость.

Запрет на замещение указанных в Федеральном законе должностей и (или) создание (способствование созданию) в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений или указанных структур обусловлен необходимостью «беспристрастного» осуществления должностных обязанностей, предотвращения конфликта интересов. Такой же необходимостью обусловлены и такие запреты, как использование преимущества должностного положения (должностные полномочия) для предвыборной агитации, для агитации по вопросам референдума, а также в интересах (или против интересов) политических партий, других общественных, религиозных объединений, в том числе путем публичного выражения отношения.

Ведомство по управлению государственной гражданской службой ростовской области

При этом ТК РФ, так же как и комментируемый Федеральный закон, не допускает (запрещает) приостановление работы государственными служащими (ст. 142), пусть даже в конкретном случае — задержки выплаты заработной платы. Право трудящихся граждан на забастовки, закрепленное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, детализировано указанием — «при условии его осуществления в соответствии с законами страны» с возможностью введения законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав администрации государства, по существу — для государственных гражданских служащих.
Конституция России (ст.

Статья 16. ограничения, связанные с гражданской службой

Целесообразно отметить, что запрет не распространяется на создание и участие в профессиональных союзах (за исключением избрания на оплачиваемую выборную должность), а также создания ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Рассматриваемый законодательный «постулат» соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации.

Так, Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию в ст. 2 устанавливает: «Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Кроме того, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит (ст.

3.2 ограничения и запреты на государственной гражданской службе.

Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; л) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Государственная и муниципальная служба

Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. 10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. 9) Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. 10) Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Как российские, так и иностранные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Однако иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства, каждое из которых подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
При этом рассматриваемый запрет, в отличие от запрета, содержащегося в п.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим государственные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. 12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

13.
Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы.


Внимание

Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно. 12) Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений, в том числе религиозных. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы.


Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов.

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других: b) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны: Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства».

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

2. Сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено статьей 20.1 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", статьей 40.2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", статьей 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктом 1 части 3 статьи 17 и частью 3 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) впервые подаются в первом квартале 2010 года.


  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Государственная служба в системе государственного управления
    • Природа и сущность государственной службы
    • Цели, задачи и функции государственной службы
    • Принципы государственной службы
  • Государственная служба России в историко-правовом аспекте
    • Становление и развитие государственного управления и государственной службы в Киевской Руси и Московском государстве
    • Государственная (статская) служба Российской империи XVIII - начало XX вв.
    • Развитие государственного управления и государственной службы в советский период (1917 -1991 гг.)
    • Государственная служба в постсоветской России
  • Виды государственной службы Российской Федерации
    • Система государственной службы Российской Федерации
    • Военная служба Российской Федерации
    • Правоохранительная служба Российской Федерации
    • Государственная гражданская служба
  • Правовое регулирование государственной службы Российской Федерации
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы
    • Правовая характеристика должности государственной гражданской службы
    • Квалификационные требования к служебным должностям
    • Категории, группы и реестры должностей
    • Классные чины гражданской службы
    • Должностной регламент
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Технология отбора лиц на гражданскую службу
    • Технология прохождения гражданской службы
    • Основания и последствия прекращения гражданской службы
  • Правовой статус государственного гражданского служащего
    • Определение понятия «гражданский служащий»
    • Классификация государственных служащих
    • Права и обязанности государственных гражданских служащих
    • Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
  • Юридическая ответственность государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих: понятие, принципы, классификация
    • Виды ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Сущность и особенности региональной государственной службы
    • Государственная гражданская служба Республики Татарстан
  • Кадровая политика на государственной службе: основные понятия и виды
    • Предмет и субъекты кадровой политики
    • Кадровые мероприятия
  • Формирование кадрового состава государственной гражданской службы
    • Принципы формирования кадрового состава государственной гражданской службы
    • Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
    • Кадровый резерв на государственной гражданской службе
  • Зарубежный опыт организации государственной службы
    • «Закрытая» модель государственной гражданской службы
    • «Открытая» модель государственной гражданской службы
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Муниципальная служба: понятие, цели, задачи, функции и основные принципы
    • Понятие муниципальной службы
    • Цель, задачи и функции муниципальной службы
    • Принципы муниципальной службы
  • Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации
    • Правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне
    • Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне
    • Система муниципальных правовых актов, регулирующая правоотношения в сфере муниципальной службы
  • Должности муниципальной службы: классификация, реестр, квалификационные требования
    • Должности муниципальной службы: понятие и классификация
    • Квалификационные требования к служебным должностям и требования к кандидатам на должность главы местной администрации
  • Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
    • Порядок поступления и конкурс на замещение должности муниципальной службы
    • Прохождение муниципальной службы
    • Основания и порядок прекращения муниципальной службы
  • Правовое положение муниципального служащего
    • Определение понятия «муниципальный служащий»
    • Основные права и обязанности муниципального служащего
    • Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Ответственность муниципального служащего
    • Гарантии муниципального служащего
  • Кадровая работа в муниципальном образовании

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,
  • сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

2) Замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность.

Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;

3) Осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода.

4) Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5) Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ).

6) Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий.

7) Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц.

8) Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

9) Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

10) Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

11) Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно.

12) Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений, в том числе религиозных. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

Таким образом, государство накладывает на государственного служащего ограничения и запреты. Это связано с тем, чтобы он более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества.

В ст. 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены обязательные требования к служебному поведению гражданского служащего:

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  4. соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  5. не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  6. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  7. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  8. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  9. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  10. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  11. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  12. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Ст. 68 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.



 

Возможно, будет полезно почитать: