Понтийские греки в семье народов кавказа. Понтийцы

Самоназвание «понтийские греки» происходит от греческого слова «ρομέος» или «ромеос» («ромеи»). Представители движения понтийских греков применяют этноним «понтийцы» от греческого «πόντιος» или «понтиос». В турецком языке понтийские греки называются «урум», в грузинском – «бердзени», а в русском – просто «греки».

Предками этого народа являются выходцы из прибрежной зоны на Юго-востоке Черного моря. Точнее эта зона находится в районе северной части современной Турции и занимает площадь от исторической области Синоп до грузинского города Батуми, углубляясь в полуостров Малая Азия, с Понтийскими горами. В современной литературе, а также в толкованиях идеологов понтийского движения, толкование понятия «понтийские греки» применяется практически ко всем представителям греческого народа, которые являются выходцами из центральных районов Малой Азии.

В нынешнее время понтийские греки живут в России, Грузии, Армении, Казахстане, Узбекистане, на Украине, в Турции, Германии и Канаде.

История понтийских греков

Еще в VIII веке до нашей эры, в районе Понта, греками-ионийцами из области Мелет были основаны аграрные и торговые колонии (Амис, Трапезунд, Синоп, Котиора и так далее). С IV века до нашей эры Понт, и прилегающие области становятся частью эллинистического Понтийского царства. В конце II века до нашей эры, во время правления императора Митридата VI Евпатора, Понтийское государство достигло наибольшего расцвета. Однако, в ходе последующих войн с Римской империей (в период с 89 по 64 года до нашей эры), Понтийская империя полностью потеряла свою независимость и стала частью Римской Империи. В составе Римского государства понтийский регион назывался, как провинции Понт и Вифиния. С 476 года нашей эры территория получает название провинция Халдия в составе Восточной Римской империи.

В завершении XI - начале XII веков, на территории византийской провинции Халдия образовалось и существовало полунезависимое княжество Гавров Таронитов. В это время, население Византийской империи, которое общалось на греческом языке, в качестве самоназвания восприняло этноним «ромей», вытеснивший «эллен», который, в свою очередь, был принят на протяжении многих веков.

В период с 1204 по 1461 год, практически вся территория Понтийского государства входит в состав Трапезундской империи, которая достигла расцвета при поддержке грузинской царицы Тамары. В административно-территориальном отношении Трапезундскую империю можно было разделить на три части: Мацука, Трапезунд и Гимора. Сначала ХIII века понтийские земли постепенно становятся владениями туркменских племенных государств, и в это время начинается постепенная тюркизация понтийского населения.

Но, уже в 1461 году вся Трапезундская империя переходит под власть османов. Понт вошел в состав Османской империи, как Трабзонский вилайет. В конце ХV столетия турки начали активную исламизацию греческого населения понтийских земель.

До XIХ века огромная часть понтийских греков принимают мусульманство. Однако с наступлением XIХ столетия, в Османской империи начинают возникать различные противоречия на религиозной почве, особенно, выражены они в отношениях между мусульманами и православными христианами Константинополя. Активные деятели общества понтийских греков предложили османским властям образовать греко-османское государство. Однако такая идея противоречила всем известной «Великой идее», которая была основной программой освободительного движения материкового населения Греции.

13 июля 1878 года, в Берлине был подписан трактат, по которому уравнивались права христианских греков с мусульманами. Кроме того, в 1908-1909 годах произошла младотурецкая революция, в результате которой понтийцев стали призывать в армию Османской империи.

Начало ХХ века породило новые идеи понтийских греков относительно образования независимого государства. Из-за этого турецкие власти начали считать население Понта неблагонадежным и постепенно переселяли христианскую его часть в центральные районы страны. Помимо переселения, учащались случаи грабежей и убийств греков-христиан. Все эти события в памяти понтийцев запечатлелись, как геноцид против греческого народа. Понтийцы организовывали повстанческие подразделения, благодаря которым пытались создать независимое Понтийское государство.

Геноцид греков Понта

Геноцид понтийских греков - это репрессии, которые осуществлялись османским правительством в период с 1915 по 1923 года против греческого населения понтийских земель. Начало геноцида было положено в 1915 году неподалеку от современного Измира, а также в черноморском регионе города Понт. Оно представляло собой резню огромного количества греческих солдат, призванных накануне в ряды османской армии.

Всяческие репрессии в отношении греческого меньшинства территории Османского государства осуществлялись и после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, последователей которого стали называть кемалистами. В 1919 году греками было нарушено Мудросское перемирие и начата война против Турции. Греки обосновали свои действия необходимостью возврата исторически важных греческих земель Фракии и Эгейского побережья Малой Азии.

Сопротивление греческим силам оказало войско турецких националистов, однако быстро остановить греческие войска им все же не удалось. Так, уже к лету 1921 года греки дошли до Анкары. Но на этом наступление греков закончилось – турецкие вооруженные силы начали мощное контрнаступление, результатом которого стало серьезное поражение греческих сил в сентябре 1921 года. Греки начали отступать, а османские войска, во главе с Ататюрком, свое наступление сопровождали массовыми убийствами мирного греческого населения. Самым страшным моментом всего геноцида понтийцев считается тотальное уничтожение греков под Смирной (за неделю турками было убито более 100 тысяч христиан, среди которых, кроме греков, были также армяне и европейцы).

В 1923 году в швейцарской Лозанне был подписан мир между Грецией и Турцией. Результатом соглашения стала передача 1,2 миллионов греков, проживавших в Турции, властям Греции. Греция, в свою очередь, отправила около 375 тысяч турок, живших на греческой территории, Турции.

Жертвами геноцида греков стали от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Кроме того, было уничтожено огромнейшее количество архитектурных и исторических ценностей понтийского народа. В нынешней греческой литературе период с 1919 по 1923 года называется геноцидом понтийских греков или греческим холокостом.

Заключение

История греческих понтийцев приближается к своему логическому завершению. Быт понтийских греков неуклонно исчезает, вымирает язык, который стал неотъемлемой связующей между древнегреческим и современным греческим языком. Весь исторический путь понтийцев просто поражает! Как жестоко их бросала жизнь, но, несмотря на это они смогли дойти до нашего времени и вернуться не территорию своей Родины. Сколько крови они пролили, защищая свои земли, как много открытий сделали они для своих потомков. И не сосчитать… О них можно писать бесчисленное количество книг, они действительно являются «живой» легендой Древней Греции, которая смогла дойти до нас!

: 100 тыс. чел

  • Украина Украина : 91,5 тыс. чел
  • Россия Россия : 91 тыс. чел
  • Австралия Австралия : 56 тыс. чел
  • Канада Канада : 20 тыс. чел
  • Грузия Грузия : 15 166 чел
  • Казахстан Казахстан : 12 703 чел
  • Узбекистан Узбекистан : 9,5 тыс. чел
  • Армения Армения : 4 тыс. чел
  • Сирия Сирия : 1 тыс. чел

  • Понти́йцы (понтийские греки; греч. Πόντιοι, Ποντιακός Ελληνισμός, Έλληνες του Πόντου, Ρωμαίοι ; тур. Pontus Rumları ) - этническая группа греков , потомки выходцев из исторической области Понт на северо-востоке Малой Азии (современная Турция).

    Однако царство всё же выжило как вассальное Риму государство, теперь называемое Боспорским царством и находящееся в Крыму до IV века нашей эры, когда эти территории были захвачены гуннами . Остальная часть Понта стала частью Римской империи , в то время как гористая территория (Халдия) была полностью включена в Византийскую империю в течение VI века.

    Цалкинские греки

    Цалкинские греки - особая группа понтийских греков Грузии , проживающие в Цалкинском районе . «Цалкинские греки» - название, не являющееся этническим и используется понтийскими греками побережья Грузии. Самоназвание - урумы . Основная территория их размещения - Цалкский , Тетрицкаройский , Дманисский , Болнисский , Боржомский муниципалитеты Южной Грузии, а также соседние районы Армении . Говорили на цалкском языке .

    В 1991 году грекам бывшего СССР разрешили ездить в т.ч. в Грецию. Начался массовый отъезд греков на историческую родину.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Понтийцы"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Понтийцы

    – Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
    Князь Василий опустил голову и развел руками.
    В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
    – Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
    Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
    – Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
    И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
    За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
    – Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
    Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
    – Пьер!… – сказала она.
    Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
    – II n"est plus… [Его не стало…]
    Пьер смотрел на нее через очки.
    – Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
    Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
    На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
    – Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
    Пьер молчал.
    – Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
    Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

    В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

    ПОНТИЙСКИЕ ГРЕКИ - понтийцы, причерноморские греки, этническая группа греков исторической области Понт.

    В ши-ро-ком смыс-ле - так-же гре-ки Кап-па-до-кии и Восточной Ана-то-лии, За-кав-ка-зья и Кав-ка-за (восточные понтийские греки), Северного При-чер-но-мо-рья и При-азо-вья (северные Понтийские греки) и их по-том-ки. Жи-вут на се-ве-ре Гре-ции (свыше 400 тысяч человек), се-ве-ро-вос-то-ке Тур-ции (до 10 тысяч человек, го-во-ря-щих на пон-тий-ском ди-а-лек-те, в основном в ок-рест-но-стях Траб-зо-на; ча-сто на-зы-ва-ют се-бя ла-за-ми, а так-же, вме-сте с пон-тий-ски-ми тур-ка-ми, хе-мши-ла-ми и ла-за-ми, - ка-ра-де-низ-ли, то есть при-чер-но-мор-ца-ми), на юге Ук-раи-ны (91,5 тысяча человек; из них ука-за-ли греческий язык как род-ной 5,8 тысяч человек - 2001 год, пе-ре-пись) и Рос-сии (85,6 тысяч человек, в том числе в Став-ро-поль-ском крае 33,6 тысячи человек, Крас-но-дар-ском крае 22,6 тысячи человек - 2010 год, пе-ре-пись; в Кры-му 2 тысячи человек - 2001 год), на юге Гру-зии (Цалк-ский, Дма-нис-ский, Тет-риц-ка-рой-ский, Мар-неуль-ский рай-оны края Кве-мо-Карт-ли; Ахал-цих-ский и Бор-жом-ский рай-оны края Самц-хе-Джа-ва-хе-ти; Ад-жа-рия; 15,2 тысяч человек - 2002 год, пе-ре-пись), в Аб-ха-зии (в основном в Су-хум-ском районе; 1,4 тысяча человек - 2011 год, пе-ре-пись), Ар-ме-нии (0,9 тысячи человек - 2011 год, пе-ре-пись) и На-гор-ном Ка-ра-ба-хе, а так-же в Ка-зах-ста-не, США, Гер-ма-нии и других. Го-во-рят на пон-тий-ском и на близ-ком к не-му при-азов-ском (тав-ро-ру-мей-ском) диа-лек-тах гре-че-ско-го язы-ка (ро-меи, ру-меи) и диа-лек-те турецкого языка (уру-мы), так-же на но-во-гре-чес-ком (ди-мо-ти-ка), русском, грузинском, армянском и других язы-ках. Пра-во-слав-ные, в Тур-ции в основном му-суль-ма-не-сун-ни-ты.

    Греческое на-се-ле-ние При-чер-но-мо-рья и Ма-лой Азии фор-ми-ро-ва-лось с VIII века до нашей эры. Понт вхо-дил в Пон-тий-ское цар-ст-во , Рим-скую и Ви-зан-тий-скую им-пе-рии; в 1204- 1461 годы центр Тра-пе-зунд-ской им-пе-рии, со-здан-ной при под-держ-ке грузинской ца-ри-цы Та-ма-ры. Пра-вив-шие в ней Ком-ни-ны Ве-ли-кие име-ли мно-го-численные ди-на-стические свя-зи с грузинской ари-сто-кра-ти-ей. Понтийские греки спе-циа-ли-зи-ро-ва-лись на вы-ра-щи-ва-нии та-ба-ка, лес-но-го оре-ха. В Ос-ман-ской им-пе-рии они от-ли-ча-лись вы-со-ким уров-нем об-ра-зо-ва-ния (важ-ней-ший центр об-ра-зо-ва-ния - институт «Фрон-ти-сте-рий» в Траб-зо-не, дей-ст-во-вав-ший в 1682-1921 годы), сре-ди них бы-ло мно-го пред-при-ни-ма-те-лей; мно-гие понтийские греки на-ни-ма-лись строи-те-ля-ми и ка-ме-но-тё-са-ми, в райо-не города Гю-мюш-ха-не (греческая Хал-дия) за-ни-ма-лись до-бы-чей се-реб-ра. Хри-стиа-не под-вер-га-лись дис-кри-ми-на-ции и пе-рио-дическим го-не-ни-ям. Свя-ты-ней понтийских греков и сим-во-лом их куль-тур-но-го воз-рож-де-ния ста-ла ико-на Бо-го-ро-ди-цы Па-на-гия Су-ме-ла, по пре-да-нию хра-нив-шая-ся с IV века в монастыре. Су-ме-ла близ Тра-пе-зун-да, в 1923 году вы-ве-зен-ная в Гре-цию и с 1930 года на-хо-дя-щая-ся в Ве-рий-ском монастыре. Часть понтийских греков при-ня-ла ис-лам, при-чём не-ко-то-рые из них час-тич-но со-хра-ня-ли хри-сти-ан-ские об-ря-ды (так называемые крип-тох-ри-стиа-не, кри-фи, кром-ли, став-рио-ты; в начале XX века боль-шин-ст-во их офи-ци-аль-но пе-ре-шло в пра-во-сла-вие).

    С конца XVIII века, осо-бен-но по-сле рус-ско-ту-рец-ких войн 1768-1774 и 1828-1829 годов, Гре-че-ской на-цио-наль-но-ос-во-бо-ди-тель-ной ре-во-лю-ции 1821-1829 годов, Кав-каз-ской вой-ны 1817-1864 годов, понтийские греки пе-ре-се-ля-лись на Кав-каз и юг Российской им-пе-рии, по-сле 1877 года - в Карс-скую об-ласть. Понтийские греки пе-ре-не-сли на Кав-каз та-ба-ко-вод-ст-во; со-хра-ня-ли тра-ди-ции руд-но-го и строи-тель-но-го де-ла, про-мыс-ла дель-фи-нов, эле-мен-ты тра-диционной куль-ту-ры (об-щин-ные празд-ни-ки па-на-ир, кру-го-вые тан-цы хо-рон и другие). По пе-ре-пи-си 1897 года, в Российской им-пе-рии гре-коя-зыч-ных на-счи-ты-ва-лось 186,9 тысяч человек, в том числе 48,7 тысяч человек в Ека-те-ри-но-слав-ской губернии, 32,6 тысячи человек в Карс-ской области, 27,1 тысяч человек в Тиф-лис-ской, 18 тысяч человек в Тав-ри-че-ской, 14,5 тысяч человек в Ку-та-ис-ской губернии. В пе-ри-од 1-й ми-ро-вой вой-ны , ко-гда боль-шин-ст-во понтийских греков от-кры-то под-дер-жи-ва-ли Рос-сию, в 1916-1918 годы за-ни-мав-шую Тра-пе-зунд, и гре-ко-ту-рец-кой вой-ны 1919-1922 годы сот-ни ты-сяч понтийских греков под-вер-га-лись де-пор-та-ци-ям и ис-треб-ле-нию (так называемая ма-ло-азий-ская ка-та-ст-ро-фа ря-дом стран при-зна-на ге-но-ци-дом; день па-мя-ти - 19 мая). Воз-ник-ли по-ли-тические ор-га-ни-за-ции понтийских греков, пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки со-зда-ния Пон-тий-ской рес-пуб-ли-ки или Пон-тий-ско-Ар-мян-ской кон-фе-де-ра-ции; в Пон-те су-ще-ст-во-ва-ло пар-ти-зан-ское дви-же-ние. По гре-ко-ту-рец-кой кон-вен-ции 1923 года, около 400 тысяч понтийских греков бы-ло пе-ре-се-ле-но в Северную Гре-цию, 135 тысяч человек тог-да же вы-еха-ли на Кав-каз; об-щи-ны понтийских греков об-ра-зо-ва-лись в стра-нах Аме-ри-ки и Ев-ро-пы. В СССР бы-ла пред-при-ня-та по-пыт-ка соз-да-ния литературного язы-ка на ос-но-ве тра-пе-зунд-ско-го го-во-ра пон-тий-ско-го диа-лек-та; в 1930-1938 годы на тер-ри-то-рии современного Крас-но-дар-ско-го края су-ще-ст-во-вал Греческий национальный район. В 1937-1938 годы в хо-де так называемой греческой опе-ра-ции НКВД мно-гие понтийские греки бы-ли рас-стре-ля-ны (смотреть так-же в статье Ма-риу-поль-ские гре-ки); в 1930-1940-е годы свыше 60 тысяч понтийских греков (часть их име-ла греческое, турецкое и иранское гра-ж-дан-ст-во) бы-ло де-пор-ти-ро-ва-но на Урал, в Си-бирь, Северный Ка-зах-стан и на Даль-ний Вос-ток (в част-но-сти, в 1944 году бы-ло вы-се-ле-но всё греческое на-се-ле-ние Кры-ма - свыше 15 тысяч человек). По-сле 1956 года часть их вер-ну-лась на преж-ние мес-та, в Гру-зии во-зоб-но-ви-лось пре-по-да-ва-ние на греческом языке. По пе-репи-си 1989 года, понтийские греки со-став-ля-ли в Гру-зии 100,3 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 46,7 тысяч человек, Ар-ме-нии 4,7 тысячи человек. С 1920-х годов по конец XX века мно-гие понтийские греки СССР и пост-совет-ских го-су-дарств эмиг-ри-ро-ва-ли в Гре-цию.

    1916-1922 гг. – самая трагическая страница истории понтийского народа. Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий – ведь он отнял у греков Черного моряне только родных и близких, но и Родину. При этом очевидно, что память о геноциде необходима не только потомкам и родственникам погибших – знать о таких страшных событиях в истории человечества нужно всем. Ведь, забывая о боли другого, проходя равнодушно мимо, человек убивает в себе частицу своей “человечности” – a этого нельзя допускать, чтобы подобные трагедии не могли вновь повториться…

    1.Понтийские греки – кто они?

    1.1 Немного истории

    Понт Эвксинский (Εύξεινος Πόντος), или просто Понт (Πόντος) – так с древнейших времен называли греки Черное море. Первые греческие поселения на южных его берегах (современная Турция, Кавказ) появились уже за 800 лет до Рождества Христова Они были основаны греками-ионийцами, выходцами из Аттики, Иониии с островов Эгейского моря. Первый город – Синоп – был построен в 785 году до Р.Х.; потом появились и другие. Вскоре все южное, а потом и северное Черноморье стали почти полностью греческими; уроженцами южного Понта были многие выдающиеся люди античности, такие как Диоген и Страбон.

    В IV веке до Р.Х. на южном побережье Черного моря образовалось независимое Понтийское царство, на трон которого в 301 г. до Р.Х. взошел царь Митридат I. С этого времени именно за территорией этого царства закрепилось наименование «Понт», а весь регион в целом начал развиваться независимо от остальных греческих земель.

    Династия, основанная Митридатом, успешно правила Понтом вплоть до 1 века до Р.Х. Понтийское царство крепло и богатело, в его городах процветали наука и искусство. Последним царем династии был Митридат VI Эвпатор, правивший с 120 по 63 гг. до Р.Х. Он дольше всех остальных греческих правителей сопротивлялся римской экспансии, но все же был побежден, и Понт потерял независимость, подчинившись Риму.

    В 35 г. по Р.Х. св. апостол Андрей проповедовал в Понте христианскую веру, и это стало началом новой – христианской – эпохи понтийской истории. Понт дал миру многих великих святых, таких как мученик Евгений Трапезундский, святитель Василий Великий, святой Филарет Милостивый… Здесь же в 386 г. на горе Мелас был основан один из первых христианских монастырей – обитель Богородицы Сумельской (Παναγία Σουμελά – Панагия Сумела, от понтийского “σου Μελά”, т.е. “на Меласе”). В 9 веке афинские монахи, святые Варнава и Софроний, перевезли в монастырь из Афин древнюю чудотворную икону Богоматери Афинской, написанной, по преданию, апостолом Лукой. С тех пор икона эта известна как образ Богородицы Сумельской. Она стала главной святыней Понта, а в страшные годы геноцида – к которым мы еще вернемся – “ушла в изгнание” вместе с понтийским народом.

    В эпоху Средневековья Понт был частью Империи Ромеев (европейским историкам больше известной как “Византия”, хотя сами греки-ромеи свое государство так никогда не называли). В конце XI века, когда почти вся византийская Малая Азия была захвачена сельджуками, византийский военачальник святой Феодор Гаврас отстоял территорию Понта, положив, таким образом, начало процессу восстановления его самостоятельности. А когда в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, внук византийского императора Андроника I Комнина, Алексий Комнин, основал на территории Понта новое государство – т.н. Трапезундскую империю (по названию столицы – города Трапезунда). Эта империя продолжала существовать под властью династии Великих Комнинов и после освобождения Константинополя от крестоносцев, вплоть до 1461 г., когда она была окончательно завоеванатурками-оcманами.

    В тяжелые годы османского ига понтийцы всеми силами старались сохранить свою веру, язык и культуру, несмотря на многочисленные и подчас очень жестокие попытки завоевателей исламизировать и “отуречить” коренное население. Правда, небольшая часть понтийцев – жители области Офлу – все же была насильно исламизирована, но и среди этих людей большинство продолжалo тайно отправлять христианские обряды, превратившись в т.н. “криптохристиан”. Сохранили офлиты и греческий язык и обычаи. И это неудивительно – ведь к началу 20 века история понтийского насчитывала уже почти 3 тысячи лет непрерывного существования богатейшей политической и культурной традиции.

    1.2 Культура и язык

    Как уже было сказано выше, в силу исторических обстоятельств, а также из-за удаленности Понта от материковой Греции понтийцы уже с позднеантичных времен развивались практически независимо от остальных частей греческого этноса. В результате у понтийцев (самоназвание: «ромеи») образовалась своя, достаточно своеобразная культура, хотя и имеющая много общих черт с т.н. “элладской” культурой (то есть культурой собственно Греции), но во многом и отличающаяся от нее. Диалект греческого языка, на котором говорят сегодня понтийцы, также очень своеобразен – настолько, что некоторые лингвисты считают возможным называть его не “диалектом”, а отдельным понтийским языком.

    Благодаря своей относительной изоляции в Причерноморье, понтийский язык сохранил много архаичных

    черт: его лексика и грамматика имеют гораздо больше общего с древнегреческим языком, чем с языком современной Греции. Вообще, понтийский архаичнее новогреческого; его можно поставить примерно между византийским койнэ и современным греческим языком. С другой стороны, за долгое время общения понтийских греков с другими народами Малой Азии и Кавказа в понтийский язык вошло немало слов из персидского, турецкого и различных кавказских языков. Все это очень затрудняет понимание понтийского греками из Греции – фактически современный эллин (грек из Греции) не может понять понтийца без предварительной подготовки.

    Понтийская культура в целом также сохранила множество архаичных – древнегреческих и византийских – черт. Но это обширная тема, требующая отдельного глубокого исследования.

    2. Геноцид – как это было

    К началу 20 века османское правительство всерьез опасалось выхода Понта из-под своей власти, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией. К тому же среди понтийцев было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на османскую экономику. Поэтому “решительные меры” по искоренению греческого элемента готовились турецкими властями уже давно – и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия “младотурок”, провозгласивших лозунг “Турция – для турок!”. В сентябре 1911 года на младотурецкой конференции открыто обсуждался вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств страны, к которым в первую очередь относились греки и армяне.

    “Турция решила обьявить своим христианским подданным войну на уничтожение”.

    Сефкер-паша, премьер-министр Турции, 1909 г. (Цитата приведена послом Германии в Турции Вангенхаймом в донесении к анцлеру Германии от 24 июня того же года)

    Крестный путь понтийского народа начался в 1914 году, после вступления Османской империи в Первую Мировую войну на стороне Германии. Под предлогом “неблагонадежности” множество мужчин-понтийцев от 18 до 50 лет под конвоем отправили в т.н. “рабочие батальоны” (“амеле табуру”) вглубь Малой Азии. На деле это были концентрационные лагеря, где людей заставляли трудиться в нечеловеческих условиях, практически без пищи, воды и медицинской помощи. Наказанием за малейшую провинность был немедленный расстрел. В “амеле табуру” погибли тысячи понтийцев, а также представителей других христианских народов.

    Но, вопреки ожиданиям младотурок, репрессии не сломили понтийцев – напротив, они подтолкнули понтийских к решительным действиям. Многие мужчины Понта ушли в горы, где организовали партизанские отряды; а среди понтийской интеллигенции Кавказа (почти полностью принадлежавшего России) окончательно созрело решение о создании независимой Понтийской республики. Главными вдохновителями этой идеи были Константин Константиниди из Марселя, Василий Иоанниди и Феофилакт Феофилакту из Батуми, Иоанн Пасалиди из Сухуми, Леонид Ясониди и Филон Ктениди из Екатеринодара, а также митрополит Трапезундский Хрисанф (Филиппидис), будущий Архиепископ Афинский, а также митрополит Амасийский Герман (Каравангелис). Кроме партизанского движения, надеялись и на помощь Российской империи, ведшей боевые действия против Турции как союзника Германии.

    В 1916 г. в Трапезунд вступили российски евойска. За несколько дней до этого турецкий губернатор Мехмет Джемаль Азми официально передал власть над городом Владыке Хрисанфу со словами: “Когда-то мы взяли Трапезунд у греков, и теперь грекам отдаем его”.

    Когда русские войска подошли к городу, их встретил сам Владыка и жители города, с цветами. Казалось, вековой мечте понтийских греков о свободе суждено было сбыться…

    Но крайне тяжелая ситуация на австро-германском фронте мешала продвижению российской армии вглубь Малой Азии, а у понтийских партизан было недостаточно сил и оружия для самостоятельной борьбы. Поэтому после того, как Россия овладела областью Трапезунда, правительство младотурок на остававшихся под его властью территориях начало жестокую расправу с понтийцами, теперь уже официально объявленными “предателями” и “союзниками русских”. Bсе остававшееся в живых мужское население Понта предполагалось физически уничтожить, а остальных – депортировать вглубь страны. Этот план не замедлили претворить в жизнь. Вот лишь несколько беспристрастных свидетельств очевидцев:

    «…все греческое население Синопа и округа Кастаноми подверглось выселению. “Выселение” и “уничтожение” в представлении турок одно и то же, поскольку те из греков, кто не был убит, неизбежно должны будут умереть от голода или болезней».

    “26 ноября Рафет-бей сказал мне: “Мы должны покончить с греками, как покончили с армянами”. (…) 28 ноября Рафет-бей сказал мне: “Сегодня я послал вглубь провинции военные отряды, с приказом убивать любого встреченного ими грека”. Я всерьез опасаюсь истребления всего греческого населения и повторения событий прошлого года [т.е. резни, как это было с армянами]”.

    Консул Австро-Венгрии в Самсуне Квятковский. Из донесения Министру Иностранных Дел Австро-Венгерской империи от 30 ноября 1916 г.

    “Бергфельд и Шеде, наши консулы в Самсуне и Керасуне, сообщают об убийствах и выселении местного населения. Пленных не берут. Деревни сжигают дотла. Семьи греческих беженцев, состоящие в основном из женщин и детей, ведут под конвоем к Севастии. Беженцы терпят огромные лишения”.

    Посол Германии в Турции Кульман. Из донесения Канцлеру Германии от 13 декабря 1916 г.

    Понтийцев – женщин, детей, стариков – выселяли из домов в 24 часа, не разрешая брать с собой практически ничего из имущества, выстраивали в колонны и пешком, под конвоем солдат, гнали вглубь страны. Оставленные деревни разграбляли и сжигали – нередко прямо на глазах у выселяемых. В пути с депортируемыми обращались очень жестоко: им не давали практически никакой пищи, гнали вперед без отдыха по бездорожью, под дождем и снегом, так что многие не выдерживали и умирали прямо на ходу от истощения и болезней. Конвоиры насиловали женщин и девушек, расстреливали людей за малейшую провинность, а иногда и просто без повода. Большинство депортируемых погибло в пути. Но и те, кто перенес путь, оказались в ничуть не лучшем положении – они попали в настоящие “лагеря смерти”. Так, в одном из таких “мест назначения”, местечке Пирк, содержались депортированные жители города Триполи. По свидетельствам выживших, из 13.000 (тринадцати тысяч) понтийцев, отправленных в Пирк, остались в живых только 800 человек.

    В 1917 году в России произошел октябрьский переворот, власть перешла в руки большевиков. Сразу же после заключения в 1918 году Брест-Литовского мира российские войска покинули Трапезунд, оставив его жителей на произвол судьбы. Турецкая армия и “четы” (бандитские шайки, неофициально поощряемые турецким правительством) хлынули в город и окрестные деревни, грабя и убивая. Cпасаясь от смерти, множество жителей Восточного Понта бежали на Кавказ.

    Но борьба за независимость, раз начавшись, уже не могла прекратиться: на территории России, в Ростове, местными понтийскими деятелями был создан Центральный Понтийский Совет, люди жертвовали на борьбу деньги и оружие, а из Марселя Константин Константиниди отправлял воззвания к жителям Понта и главам европейских государств.

    В это время в Понтийских горах набирало силу партизанское сопротивление. Главными очагами партизанской борьбы были области Пафра, Санда и Орду; вскоре партизанские отряды появились и в областях Трапезунда и Карса. Понтийские паликары (воины) сопротивления сражались отчаянно: об их подвигах ходили легенды. Успеху партизанского движения способствовало и то, что во главе отрядов стояли талантливые и опытные военачальники – такие, как Васил-ага (Василий Анфопулос), Антон Чаушиди, Стилиан Козмиди, Эвклид Куртиди, Пандел-ага (Пантелеимон Анастасиади) и многие другие. Некоторые из них были в прошлом офицерами российской армии на Кавказе и имели большой боевой опыт; так, Васил-ага в награду за проявленную храбрость получил от императора Николая II почетное золотое оружие (саблю). Впоследствии, уже будучи предводителем партизан, Анфопулос настолько прославился своим мужеством и военным талантом, что зачастую достаточно было одного его имени, чтобы обратить в бегство турецкий отряд.

    В 1919 г., всего через год после окончания Первой Мировой Войны, началась греко-турецкая война 1919-1922 гг. Греческое наступление в Малой Азиистало сигналом новому этапу истребления понтийцев – фактически все они были объявлены вне закона. Вся ярость турок обрушилась на тех, кто не мог сопротивляться: на мирное население понтийских городов и деревень.

    По всему Понту начались неслыханные зверства: грабежи, убийства, изнасилования… Понтийцев целыми семьями запирали в церквях и школах и сжигали живьем – например, в городе Пафра подобным образом были сожжены около 6.000 (шести тысяч) человек, в основном женщин и детей. Из тех жителей Пафры, кто избежал смерти в огне, примерно 90% (порядка 22.000) были расстреляны или зарезаны; все женщины, девушки и даже маленькие девочки перед смертью были изнасилованы, а грудным младенцам турецкие солдаты разбивали головы о стены домов. В городе Амасии и близлежащих деревнях из 180.000 греков погибли 134.000; в городе Мерджифунде были вырезаны все жители поголовно; в Триполи, Керасунде, Орду и многих других городах были уничтожены практически все жители мужского пола… И это лишь малая толика того, что творилοсь тогда по всему Понту.

    Продолжались и массовые депортации, принявшие теперь еще больший размах и проводившиеся с еще большей жестокостью. Вот, например, что рассказывает Мария Качиди-Симеониди, одна из немногих, кто выжил в то страшное время:

    «Я родилась в деревне Мурасул, недалеко от Севастии (Сиваса) (…) В 1920 г., незадолго до Пасхи, турецкие солдаты явились в нашу деревню и велели нам всем отправляться с ними, взяв с собой только то, что мы могли унести. Мы нагрузили ослов пищей в дорогу, но вскоре, когда мы шли по бездорожью, большинство переметных сум порвалось, и мы остались без еды: турки нас не кормили. По дороге турецкие конвоиры насиловали женщин и девушек; одна из них забеременела. Недалеко от Телукты мы попали в снежную бурю, и половина наших людей погибла. От Телукты нас повели через Сус-Язусу, совершенно безводную пустыню; многие умерли там от жажды. Потом, когда мы наконец дошли до реки, все бросились к воде; люди так торопились напиться, что многие упали в воду и утонули. Наконец, нас привели к Фиратриме, курдской деревне, и велели тут остановиться. В это время та девушка, что забеременела от конвоира, родила двойню; турки взяли новорожденных, разрубили их пополам и бросили в реку. Там же, на берегу реки в Фиратриме, они расстреляли еще много наших людей…»

    Понтийцы Кавказа, имевшие доступ к средствам сообщения, взывали к главам европейских государств о помощи жителям Понта. Но Греция была поглощена политическими дрязгами, а также неудачами на анатолийском фронте; Англия занимала “нейтральную”, а по сути – антигреческуюпозицию; а другие «великие державы» , по сути, открыто выступали против интересов понтийского народа. Единственной надеждой мирного населения Понта стали в этих условиях партизаны. Они по-прежнему героически сражались, но оставшись без всякой поддержки и практически не имея возможности пополнять запасы оружия (в то время как турецкая армия Кемаля постоянно получала деньги и оружие от большевиков), не могли изменить ход войны. Отстаивать независимость Понта, в то время как его мирным жителям грозило поголовное уничтожение, становилось практически невозможно. И тогда главной целью партизан стало спасение своего народа от полного уничтожения: они сражались с турецкой армией за жизнь понтийских христиан и переправляли беженцев за пределы Понта. Именно героическому сопротивлению паликаров-партизан обязаны жизнью 135.000 жителей Понта, спасшихся на Кавказе, и около 400.000 эвакуированных в Грецию.

    24 июля 1923 г., через год после поражения Греции в войне, между Турцией и Грецией был заключен мирный договор, в который входило соглашение об обмене населением. В соответствии с этим соглашением в Грецию было переправлено в том числе и все оставшееся в живых греческое население Понта.

    Выселения с родины избежали лишь исламизированные греки Офлу, считавшиеся единоверцами турок и потому не подвергавшиеся преследованиям, а также те немногие семьи, кому удалось выдать себя за турок (в Турции того времени еще не существовало развитой системы удостоверения личности, как в Европе, и подобные вещи были иногда возможны). Но эти последние были с тех пор обречены вести двойное существование “тайных греков”, оказавшись в еще более сложном положении, чем остальные криптохристиане. В целом же, согласно оценкам официальных источников того времени и современных историков, в результате геноцида было физически уничтожено около 353.000 понтийцев. Оставшиеся в живых лишились родины и вынуждены были уйти в изгнание.

    В настоящее время понтийцы проживают компактными группами на Кавказе (Южная Россия, Грузия, Армения) и в Северной Греции (Македония и Западная Фракия). Значительная по численности понтийская диаспора существует в Казахстане, Узбекистане, Германии, Австралии, Канаде и США; существуют понтийские общины и во многих других странах мира. Общее число понтийцев, имеющих возможность проявлять свою этническую принадлежность, составляет на сегодняшний день более двух миллионов человек.

    Кроме того, в самом Понте, согласно турецким источникам, сегодня проживает около 300.000 исламизированных греков; из них примерно 75.000 сохраняют понтийские язык и обычаи (как уже было отмечено выше, многие из этих греков являются криптохристианами). Можно с уверенностью утверждать и о сохранении присутствия в Турции весьма значительного количества “тайных греков” (в том числе понтийцев), хотя по понятным причинам иx точную численность установить невозможно. Таким образом, общее количество представителей коренного населения Понта на территории Турции приближается к нескольким сотням тысяч человек.

    3. Заключение

    Понтийский геноцид на сегодняшний день официально только Грецией, Кипром, Арменией, Швецией и американским штатом Нью-Йорк. Причины этого – не сомнения в историческом факте уничтожения понтийского народа (официальные документы тех лет и свидетельства очевидцев различных национальностей убедительно доказывают реальность геноцида), а уже упоминавшиеся в начале статьи недостаточные информированность и (что еще важнее) недостаточная заинтересованность международного сообщества: вопрос о международном признании понтийского геноцида был впервые поднят 27 сентября 2006 года, на заседании парламента Европейского Союза. Днем Памяти понтийского геноцида объявлено 19 мая.

    Понтийцы во всем мире не теряют надежды на восстановление исторической и человеческой справедливости. А значит – не слабеет и их упование на то, что понтийский народ сможет вернуться на землю своих предков. На достижение этой цели направлена деятельность понтийских организаций, ведущаяся под лозунгом «Понт жив!» (Ζει ο Πόντον!). Как поется в понтийской песне «наш народ вновь расцветет и принесет новые плоды».

    Гришко Светлана Алексеевна – научный сотрудник музея 1970-90 годы.
    Ведущая тема: «История заселения Геленджика. Понтийские греки».
    Участник конференции «Понтийские греки» г.Пятигорск.
    Автор публикаций о понтийских греках в сборнике «Вопросы истории понтийских греков в России»
    в журнале «Краевед Черноморья» № 2, 2000 год, в местных СМИ.

    Понтийские греки. Кто они?

    История греческой диаспоры в России насчитывает тысячелетия, со времён греческой колонизации Северного Черноморья. Связь двух народов уходит глубокими корнями в историю. Русь, в большей мере, чем другие державы Европы, использовала в своих политических интересах традиции и моральный престиж Византийской империи. Династический брак Ивана III с Софьей Палеолог имел целью подкрепить притязании Руси на роль преемницы. В последствии, русские государи объявили себя прямыми наследниками Византии, а Москву провозгласили «Третьим Римом».

    В истории различных государственных образований на территории России, Кавказа и Причерноморья греки сыграли выдающуюся культурно-творческую роль. Местами компактного проживания греков было Закавказье и Черноморское побережье Крыма, Кавказа.

    Поселения греков на Черноморском побережье существовали ещё с античных времён, а вот «корни» греков (понтийцев), проживающих в настоящее время в Северной Греции, на Кубани и курорте Геленджик надо искать на Анатолийском побережье Турции. Там, в Малой Азии, на землях бывшей Трапезундской империи. В начале 20 годов XX века предпринимались попытки возродить греческое Понтийское государство, возникшее в 1 тысячелетии до нашей эры, после массовой миграции греков из перенаселённых городов – государств античной Греции на благодатные малоосвоенные земли за морем.

    Первыми переселенцами были купцы и мореплаватели, которые не только наладили торговые связи, с местными племенами, но и основали небольшие поселения – колонии, со временем превратившиеся в процветающие города: Пантикопей (Керчь), Баты (Новороссийск), Горгиппия с Синдской Гаванью (Анапа). «…За Синской Гаванью (г. Анапа) народ керкеты. За керкетами народ тореты и эллинский город Торик с гаванью». Так писал о нашей местности древнегреческий географ Псевдо-Скилак а 4 веке до нашей эры.

    Это одно из первых упоминаний о греческой колонии на берегу нашей бухты, хотя учёные предполагают, что эти сведения о Торике заимствованы Псевдо-Скилаком из труда Скилака Кариандского. Есть также предположения, что и до начала периода активной колонизации, греки использовали удобную бухту в качестве гавани для стоянки судов, проникая сюда, скорее всего не западным, а южным путём, чему способствовало морское течение. Да и возникновение города было не случайно; бухта соответствовала всем необходимым требованиям при определении места для нового поселения. Это условия безопасности, пригодные для земледелия почвы и наличие гавани для развития морских коммуникаций.

    К моменту основания торговой колонии Торик (Торикос) на берегах Средиземного и Чёрного морей существовало большое количество городов-полисов (или колоний), которые в последствии объединились в царства. Вначале на берегах Малой Азии возникло Понтийское, а затем в Северном Причерноморье – Боспорское царство.

    Понтийское государство, возникшее на развалинах империи Александра Македонского, в результате ряда захватнических войн покорило почти всю территорию Малой Азии, включая земли Колхиды. Большую роль в будущем развитии Понтийского царства играл г. Милеет – крупный ремесленный и торговый центр… От его причалов в VI веке до нашей эры уходили корабли с купцами и мореплавателями для освоения земель Северного Причерноморья, где в последствии, и было основано Боспорское Царство. На юго-восточной окраине царства располагался г. Торикос. Найденные в окрестностях Геленджика понтийские, боспорские монеты, большое количество фрагментов разнообразной греческой посуды, свидетельствуют о том, что город находился на оживлённом морском торговом пути и играл не последнюю роль. Население города занималось посреднической торговлей, рубкой и продажей леса, земледелием, рыболовством, охотой, и, по-видимому, ремесленным производством.

    Здесь бы хотелось привести один факт: в античной Греции, на побережье Аттики существовал город с одноимённым названием – Торикос. Развалины этого античного города в Греции существуют и поныне, неподалёку находится современный город Торик, а рядом порт Лаврио. Такое совпадение даёт возможность предположить что своё название город получил не от местного племени «тореты», а скорее, наоборот. К тому же греческий Торикос был основан на один век раньше, в VII веке до нашей эры.

    К большому сожалению, никаких других фактов, подтверждающих эту гипотезу нет и причин тому много. Но главная та, что наш античный Торикос практически полностью разрушен. Одна часть была затоплена морем, а другая уничтожена «благодаря» нерадивости и некомпетентности хозяйственников. И всё-таки, как свидетельствовал римский император Цицерон, все греческие колонии, возникшие на побережье Чёрного моря (а значит, и Торикос), представляли собой как бы кайму, подшитую к бескрайним просторам варварских полей.

    В I веке до н.э. греческие колонии, Боспорское и Понтийское царство попадают под власть Римской империи. А через несколько веков (в IV веке до н.э.) империя распадается на 2 части: Западную (Римскую) и Восточную (Византию).

    На протяжении столетий менялись названия государств, имена правителей, но связь (вначале только торговая, а в последствии, и динамическая) между северным и южным Причерноморьем сохранялась. Существует она и сейчас, правда только, в основном торговая.

    В 1204 году под ударом крестоносцев Византийская империя пала. Но, по истечении времени, она стала вновь возрождаться. Теперь уже отдельными империями и среди них – Трапезундская.

    Трапезундская империя занимала важное место в системе экономических и политических связей стран Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. С момента своего образования она была несколько обособлена по отношению к другим греческим государствам Малой Азии. В её власти находились крупнее порты, плодородные земли и богатые различными ископаемыми области на побережье Чёрного моря от Самсуна до Фасиа (река Риони).

    Ядро Трапезундской империи составлял Трапезунд – крупный торговый и ремесленный центр. Источником богатств Трапезунда была торговля с Причерноморьем, Кавказом и Месопотамией.

    В 1461 году в результате нашествия турецкой армии Трапезундская империя пала. Турецкое иго принесло неисчислимое бедствие греческому и другим народам, христианского вероисповедания. Гонения на христиан сопровождались резнёй. Спасаясь от физического уничтожения, основная масса населения переселяется в горы и на северное побережье Анатолии, т.е. в область древнего Понта Палемонийского.

    Турецкое нашествие принесло беды не только народам южного Причерноморья, но и Северного. К этому времени из племён, населявших Черноморское побережье Кавказа, образовалась адыгейская народность. Но «лакомый кусочек» побережья Кавказа, притягивал к себе английских и турецких эмиссаров, да и Россия вела борьбу за выход к Чёрному морю. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1829 году победой России и подписанием Адрианопольского договора. Для утверждения своей власти Россия строит на побережье укрепления (форпосты). Самое первое было построено в 1831 году на берегу нашей бухты и, хотя турецкие эмиссары подстрекали адыгов (черкесов) на военные действия, снабжая их английским оружием, взаимоотношения русских солдат и местного населения в большинстве своём, были доброжелательными. Адрианопольский мирный договор определил границы Греции.

    Реакционная политика мусульманского духовенства Турции в отношении покорённых народов, боязнь полного физического уничтожения, заставила греков из Турции вновь обратиться за помощью к единоверной России. К этому времени (60-70 года XIX века) в России заканчиваются военные действии на Кавказе. Большая часть адыгов, поддавшись уговорам, уезжает в Турцию, оставшихся – насильно переселяют на Кубань. Но ещё долго в отдельных селениях жили адыгейские семьи. Поэтому названия некоторых населённых пунктов в окрестностях Геленджика, да и само название «Геленджик», сохранили адыгейские корни.

    Итак, русский царизм, проводивший колониальную политику на Кавказе, решил проявить «гуманизм». Под предлогом защиты христианского населения Турции и боясь окончательной дискриминации в глазах еврейского общественного мнения, царское правительство даёт согласие на переселение греков в пределы Российской империи.

    Такое согласие поднимало престиж России в христианском мире и давало возможность прослыть, с одной стороны, добрым защитником христиан, а с другой стороны – получить дешёвые рабочие руки. В результате правительственных мероприятий, на Кубань направляется официально организованный поток греков из Турции.

    Указ царского правительства от 10 марта 1866 года дал возможность не только селиться в России турецкоподданным армянам и грекам, но и защищал их. Известно, что с целью переселения, управление наместника на Кавказе командировало в Турцию агронома Харистова для приглашения армян и греков.

    На новых местах они продолжали вести привычный уклад жизни, сложившийся столетиями: держали домашний скот, выращивали табак, виноград. Греки сохранили язык (понтийский), диалект греческого языка и вероисповедание – православие.

    Среди понтийцев были и принявшие турецкий язык (так называемые «урумы» – их поселения сохранились в Западной Грузии). Некоторая же часть греков изъяснялась на своеобразном языке, диалекте турецкого, но с большим количеством греческих слов.

    В результате неудавшейся попытки образования греческой республики Понт на Анатолическом побережье Турции, новый поток переселенцев из Турции относится к 20-м годам прошлого столетия.

    В 1921 году был подписан договор Советской России с Турцией. Зафиксирована новая граница, по которой Карская область и другие районы отошли к Турции. В этом же году подписывается договор между Грецией и Турцией. Оба договора предусматривали право на обмен мирного населения. Но это было только на бумаге, ибо началось очередное жестокое истребление христиан и ещё один этап трагической истории греков-понтийцев.

    Многие греки уезжали в Россию, с тем, чтобы затем перебраться в Грецию, но многие оседали на местах, ранее обжитых предшественниками.

    До сих пор нет возможности установить, какое количество понтийцев переселилось в Россию и на Черноморское побережье Кавказа. Можно только отметить, что основных потоков переселенцев было два: после 1866 года и в 1920-21 годах. Однако, каждая война, будь то русско-турецкая или греко-турецкая, заставляла людей покидать родные места и искать другие, чтобы выжить и растить детей.

    На Черноморском побережье и Кубани греки селились компактными группами, которые обосновывались в трёх наиболее заселённых регионах: Анапа, Геленджи, в нескольких селах Крымского района, Туапсе, Сочи, а также в районах Адлера, Краснодара, Горячего Ключа, Нефтегорска.

    Начиная с 1864-1866 стали появляться греческие поселение в Геленджике и сёлах близ него: Прасковеевке, Пшаде, Кабардинке, Адербиевке. Писатель беллетрист Семён Васюков в книге «Край гордой красоты» писал: «…община смешанная и состоит из русских и греков с преобладанием первых, русских 776 душ и греков 92..» в Прасковеевке же, как упоминает С.Васюков, «проживало греков 300 душ, русских 100».

    Спустя несколько десятилетий, в Геленджике и окрестных селениях были построены церкви: в Кабардинке – в 1892 году, в Прасковеевке – 1896 году, в Адербиевке приход был открыт в 1892 году, а в 1906 году построена каменная церковь. Обычно при церквях открывались школы. Вначале служба в церкви и преподавание в школах велись только на одном языке – русском, позже на обоих: русском и греческом.

    До настоящего времени здания церквей сохранилисьтолько в Прасковееке и Адербиевке. К сожалению, не удалось пока установить место, где находилась церковь в Кабардинке. В годы войны она была разрушена. Известно, что в 1892 году временно обязанности священника исполнял Авраам Трандофилов.

    Не сохранилось здание греческой церкви и в Геленджике. По воспоминаниям геленджичанок К.И.Игнатиади, К.В.Сыровой, она располагалась на пересечении современных улиц Садовой и Красных Партизан. Не сохранилось здание Народного дома, располагавшегося на углу улиц Ленин и Серафимовича. В Народном доме проводились вечера танцев для молодёжи, работали кружки. А.И.Папа-Лазариди рассказывала, что в 1924 году была создана труппа народного театра, руководил которой Карамшиди. Труппа ставила спектакли на русском и греческом языках.

    До 1937 года в Геленджике существовали греческий клуб, несколько кофеен, греческая школа.

    Очень часто жители города – и русские, и греки – собирались на поляне (территории школы №1), где проводились народные гуляния. Греки играли на народных инструментах: лире, зурне, пели народные песни, исполняли мужской танец «Лазико» а потом – все вместе «Тригону».

    С 1937 года греки, как и многие другие народы СССР, подверглись жестоким гонениям. Закрылись греческие церкви, все учебные заведения, начались массовые выселения в Сибирь и Среднюю Азию. Лишённый всех гражданских и национальных прав, Греко-понтийский советский народ стал безвинной жертвой.

    Но, несмотря на невзгоды, благодаря своему жизнелюбию, трудолюбию, способности стойко бороться с притеснениями, народ выжил и сумел сохранить свои обычаи и обряды.



     

    Возможно, будет полезно почитать: