Виды спасательных кругов. Новые стандарты спасательных кругов

Глава 2. Индивидуальные спасательные средства.

Глава 3. Визуальные спасательные средства.

Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные плоты.

Глава 5. Дежурные шлюпки.

Глава 6. Спусковые и посадочные устройства.

Глава 7. Другие спасательные средства.

Общие требования предъявляются Кодексом ЛСА ко всем спасательным средствам

Все спасательные средства должны: быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов; быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от –30 до +65 0 С; быть в рабочем состоянии при погружении их в морскую воду при температуре от –1 до +30 0 С; где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти, или грибков; не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей; быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их обнаружению; быть снабжены световозвращающим материалом; если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях; иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации одобрившее средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения; быть, обеспечены защитой от повреждений и телесных травм, а также короткого замыкания цепи электрического тока.

Требования предъявляемые к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям)?

Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.

Требования предъявляемые к автоматическим действующим дымовым шашкам

Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

Требования предъявляемые к спасательным линям спасательных кругов

Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм;

иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютона).

Какое количество спасательных кругов должно быть на пассажирском и грузовом судне?

Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:

Требования предъявляемые к распределению спасательных кругов на судах

Спасательные круги : должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один СК должен размещаться в близи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м; 50% спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее 2-х из них должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками, и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; на каждом спасательном круге должно быть нанесено печатными буквами латинского алфавита –название судна и порт приписки ;

Требования Кодекса ЛСА к спасательным жилетам

По конструкции СЖ изготавливаются двух видов:

Жесткие - с эластичным или твердым плавучим материалом; иНадувные , с не менее 2-мя камерами плавучести.

СЖ должен не поддерживать горение и не продолжать плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы: а) по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации; б) после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин.; было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания; его было удобно носить; в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета; СЖ должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20 0 от его вертикального положения; и поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой. Спасательный жилет должен: быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот; плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа; надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку).

Сигнальные устройства спасательного жилета

Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен:

а) иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;

б) иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;

в) быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, на сколько это практически возможно;

г) быть белого цвета;

д) если сигнальный огонь является проблесковым, то он должен снабжаться ручным выключателем и давать проблеск не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту (сила света не менее 0,75 кд);

каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура.

Количество спасательных жилетов предусмотренное на судах и места их размещения

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен СЖ; на детей должны быть предусмотрены СЖ «Child», в количестве 10% от числа пассажиров). Дополнительно:

Для вахтенного персонала (на мостике, посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта);

В удаленных местах расположения спасательных плотов. Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легко доступны, а место их хранения должно быть ясно обозначено; при использовании СЖ в спасательных шлюпках они не должны препятствовать входу в СШ, не должны мешать усаживаться и пристегивать привязные ремни; каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательных жилетов не менее 5% от общего числа пассажиров, которые хранятся на видном месте на палубе или в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров СЖ должны храниться либо: в общественных местах, местах сбора, либо непосредственно по пути движения; СЖ должны храниться так, чтобы их распределение и надевание не препятствовало организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шлюпки и плоты;

Требования предъявляемые Кодексом ЛСА к гидрокостюмам

Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

а) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если ГКС требует его использования;

б) не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2с;

в) закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к ГКС перчатки;

г) имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;

д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5м в него не попадало чрезмерное количество воды;

Человек в гидрокостюме (со спасательным жилетом, если ГКС требует его использования) должен иметь возможность:

Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м.;

Выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;

Прыгать в воду с высоты не менее 4,5м., без повреждения или смещения при этом ГК и без телесных повреждений;

Проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

Гидрокостюмы изготавливаются двух видов: из материалов с теплоизоляционными свойствами (с теплоизоляцией) и из материалов не обладающими теплоизоляционными свойствами (без теплоизоляции). Гидрокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку указывающую на то, что он должен одеваться на теплую одежду и обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2 0 С после пребывания его течение часа в циркулирующей воде с температурой 5 0 С , при отсутствии волнения. Гидрокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобывнутренняя температура тела человека не падала более чем на 2 0 С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде от 0 до 2 0 С при отсутствии волнения;

Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком предписанным пунктом 2.1.11. Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет надевается поверх гидрокостюма, без посторонней помощи.

Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 секунд.

Требования Кодекса ЛСА к защитным костюмам.

Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 H(7кг);

используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации; закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук, а если разрешает Администрация и ног;

имелся карман для переносного УКВ радиотелефона; обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120 градусов. ЗК должен позволять одевшему его человеку: подниматься и спускаться по вертикальному трапу длинной не менее 5 м; прыгать в воду с высоты 4,5м без получения телесных повреждений; проплыть в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку или плот; а также выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказания помощи другим лицам, и пользование дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает теплозащиту после прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5˚С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5˚ С.

Требования предъявляемые Кодексом ЛСА к теплозащитным средствам

ТЗС изготавливается из водонепроницаемого материала с коэффициентом теплопроводности не выше 7800 Вт/(м 2 К) и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потери тепла телом человека, как конвенционным путем, так и через испарение; закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица. Должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке; быть таким, чтобы человек мог снять его в воде не более чем за 2 минуты, если оно мешает ему плыть; выполнять свои функции при температуре от - 30˚С до +20˚С.

Какое количество ГКС предусмотрено на пассажирском судне в спасательных средствах?

Для каждой имеющейся на борту всех пассажирских судов спасательной шлюпки должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три (3) ГК и, кроме того, по теплозащитному средству на каждое лицо, не имеющее ГК.

0 Какое количество ГКС предусмотрено на грузовом судне?

Для каждой имеющейся на борту спасательной шлюпки грузового судна должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три гидрокостюма. Или если администрация сочтет это необходимым и практически возможным по одному гидрокостюму, на каждое находящееся, на борту судна лицо. Для остальных лиц теплозащитные средства. ГКС и теплозащитные средства могут не предусматриваться, если на каждом борту имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка свободного падения. На грузовых судах (L<85м, кроме танкеров), должно быть предусмотрено по одному ГК на каждое находящейся, на борту лицо.

На 78 сессии Комитета по безопасности на море (КБМ) ИМО были приняты поправки к Конвенции СОЛАС 74 (Резолюция MSC.152(78) от 21.05.04 г.). Резолюцией вносятся поправки к Правилам 19, 20 и 32 Главы III. Поправки вступили в силу с 01 июля 2006 года. Согласно новому требованию Правила III/32.3 СОЛАС 74 на всех грузовых судах, начиная с 01 июля 2006 года, каждый находящийся на борту человек должен быть обеспечен гидрокостюмом. Для грузовых судов, построенных до 01 июля 2006 года, дается отсрочка до первого ближайшего освидетельствования оборудования и снабжения (ежегодное/промежуточное/очередное освидетельствование), произведенного 01 июля 2006 года или после этой даты. На грузовых судах традиционной архитектуры с одной кормовой надстройкой, на которых вахта несется на ходовом мостике и в машинном отделении, гидрокостюмы (ГКС) требуются в количестве, соответствующем численному составу экипажа. Для людей на вахте не требуется иметь дополнительные ГКС, если ГКС постоянно хранятся в ясно обозначенных местах вблизи расположения коллективных спасательных средств или мест сбора. В этом случае для вахты необходимо иметь только спасательные жилеты, требуемые Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96. Если ГКС закреплены за каждым членом экипажа и хранятся в каютах, то следует иметь дополнительные ГКС, наряду с жилетами, на ходовом мостике и в машинном отделении по числу несущих вахту людей. На судах, на которых имеется дополнительный спасательный плот в носу, нет необходимости иметь дополнительные гидрокостюмы вблизи этого плота. На грузовых судах, на которых имеются места несения вахты, удаленные от мест постоянного хранения ГКС (не имеется в виду эпизодическое нахождение людей в каком-либо месте, удаленном от мест постоянного хранения ГКС), следует иметь дополнительные ГКС в количестве, равном количеству людей, несущих вахту. Эти ГКС должны постоянно храниться в местах нахождения вахты. Данное положение в каждом конкретном случае требует специального рассмотрения Регистра. Если гидрокостюмы не требуют ношения спасательных жилетов, то есть удовлетворяют положению пункта 2.3.1.2 Международного Кодекса по спасательным средствам (Кодекс ЛСА), то нет необходимости иметь на судне спасательные жилеты, за исключением тех, которые требуются Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96.

Гидрокостюм лишен главного недостатка спасательного жилета, а именно полного отсутствия теплозащиты. Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.

Процесс надевания гидрокостюма представлен далее на рисунках. Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь.

1. Наденьте гидрокостюм согласно позициям 6,7,8.

2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма – 9.

3 . Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма -10.

Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в спасательном жилете?

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:

Надеть спасательный жилет; крепко прижать СЖ руками;

осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть,

оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;

В полете: согнуть ноги в коленях, прижать к груди

СЖ руками, чтобы исключить травмы при рывке

от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться

лицом о воду.

Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в гидрокостюме?

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:

Присесть и выжать воздух из ГК, руки скрестить на груди, удерживать клапан и капюшон от сбрасывания при ударе о воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от борта судна (если ничего не мешает сделать шаг вперед); голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду; при входе в воду ноги удерживать вертикально, не давая им всплыть вперед головы, при всплытии сделать выдох, удерживаться на спине, надуть подушку.

Как правильно удержаться на воде без спасательного жилета и в спасательном жилете?

Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.

В спасательном жилете: пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью включить сигнальную лампочку(дернуть за шнур включателя батареи или шнур водоналивной батарейки, встречаются лампочки которые автоматически включаются при попадании в воду). Для привлечения внимания воспользуйтесь свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.

Для уменьшения потери тепла в воде, подтяните ноги к животу, руки прижмите к бокам и груди. При такой позе обмывание водой самых чувствительных частей тела уменьшается, а время выживания при неподвижности увеличивается в 2 раза.

Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, в ночное время включить один сигнальный огнь на спасательном жилете и ждать помощи.

При плавании в спасательном жилете (при сильном волнении) в ожидании помощи необходимо удерживать корпус тела под углом 30-40 0 к поверхности моря, на спине, опираясь головой на подголовник жилета, подрабатывая ногами, удерживать против волны. При большом волнении приводить корпус тела в вертикальное положение для уменьшения заливания лица. Подплывая к спасательному средству, работать руками и ногами на спине, оберегая голову от удара о спасательное средство, разворачиваясь ногами вперед, остерегаясь затягивания под корпус спасательного средства.

Без спасательного жилета: корпус тела приводится в горизонтальное положение на спине, подрабатывая ногами; руки расставить перпендикулярно телу, а ноги немного раздвинуть, стараясь увеличить не омываемую поверхность тела. Лишних движений не совершать, лежать спокойно, ждать спасения, соблюдать выдержку и хладнокровие.

«Человек за бортом» Вы очевидец. Ваши действия?

    Если Вы обнаружили человека за бортом, кричите как можно громче:

    Человек за бортом, правый борт/левый борт!

    Немедленно выбрасывайте за борт спасательный круг.

    Поднимите тревогу и сообщите на мостик.

    По необходимости выбрасывайте другие спасательные круги.

    Вытянутой рукой показывайте в сторону потерпевшего.

  • Речные портативные УКВ радиостанции
  • Прочие станции УКВ
  • Приемники Navtex
  • РЛО / SART
  • Стационарные станции УКВ
    • Морские станции
    • Речные станции
    • Прочие
  • Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.

    А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
    А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
    А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
    А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
    Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.

    Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.

    Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.

    На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.

    В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.

  • НАВИГАЦИЯ
    • Компасы гироскопические
    • Компасы магнитные
    • Картплоттеры
    • Лаги
    • Метеодатчики
    • Приемники ГНСС GPS/GLONASS
    • Радиолокационные станции
    • Репитеры
    • СКДВП (BNWAS)
    • Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
    • Автоматическая идентификационная система (АИС)
    • Системы приема внешних звуковых сигналов
    • Сонары
    • Спутниковый компас
    • Эхолоты
    • Авторулевые
    • Электронная картография
  • СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
    • FleetBroadband
    • Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
    • Iridium (Иридиум)
    • Спутниковое телевидение
    • Терминалы BGAN
    • Терминалы VSAT

    Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.

    На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.

    Типы оборудования:

    Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
    - Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
    - Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
    - VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.

    Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
    Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.

  • АВТОМАТИКА
    • Кренометры
    • Системы автоматики NAVIS
    • Системы автоматики Praxis
    • Системы автоматики МРС
    • Системы контроля расхода топлива
    • Датчики
    • Системы автоматики АБС
    • Системы автоматики Валком

    1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
    - автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
    - автоматика судовых электростанций;
    - ремонт и настройка систем ГЭУ;
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).

    2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
    - ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
    - ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
    - автоматика котельного оборудования;
    - автоматика систем топливоподготовки;
    - автоматика систем водоподготовки;
    - автоматика систем очистки сточных вод.

    3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.

    4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.

    5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО
    • Гарнитуры и трубки
    • Гидростаты
    • Запасные части для КВУ
    • ЗИП для гирокомпасов
    • ЗИП для тифонов
    • Магнетроны
    • Преобразователи и распределители
    • Системы безбатарейной связи
    • Системы пожарной безопасности
    • Судовые дисплеи и ПК
    • Судовые тифоны
    • Элементы питания (АКБ)
    • Блоки Питания
    • Дополнительные блоки
  • РЕФЕРАТ

    Выполнил:

    Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

    Козырев Александр

    Проверил:

    Д.В. Бурков

    г. Севастополь, 2016 г.

    Заключение

    Литература

    Иметь массу не менее 2,5кг.;

    Выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр >

    г) его было удобно носить;

    г) быть белого цвета;

    Требования к гидрокостюмам (ГКС).

    Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

    а) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если ГКС требует его использования;

    б) не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2с;

    в) закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к ГКС перчатки;

    г) имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;

    д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5м в него не попадало чрезмерное количество воды;

    Человек в гидрокостюме (со спасательным жилетом, если ГКС требует его использования) должен иметь возможность:

    Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м.;

    Выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;

    Прыгать в воду с высоты не менее 4,5м., без повреждения или смещения при этом ГК и без телесных повреждений;

    Проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

    Гидрокостюмы изготавливаются двух видов: из материалов с теплоизоляционными свойствами (с теплоизоляцией) и из материалов не обладающими теплоизоляционными свойствами (без теплоизоляции). Гидрокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку указывающую на то, что он должен одеваться на теплую одежду и обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его течение часа в циркулирующей воде с температурой 50С, при отсутствии волнения. Гидрокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде от 0 до 20 С при отсутствии волнения;

    Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком, предписанным пунктом Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет надевается поверх гидрокостюма, без посторонней помощи.

    Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 секунд.

    Требования к защитным костюмам. (ЗКС).

    Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

    Обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 H(7кг);

    Используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации;

    Закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук, а если разрешает Администрация и ног

    Имелся карман для переносного УКВ радиотелефона;

    Обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120 градусов.

    ЗК должен позволять одевшему его человеку:

    Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длинной не менее 5 м;

    Прыгать в воду с высоты 4,5м без получения телесных повреждений;

    Проплыть в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку или плот;

    Выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказания помощи другим лицам, и пользование дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает теплозащиту после прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5˚С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5˚ С.

    Требования к теплозащитным средствам (ТЗС).

    ТЗС изготавливается из водонепроницаемого материала с коэффициентом теплопроводности не выше 7800 Вт/(м2К) и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потери тепла телом человека, как конвенционным путем, так и через испарение;

    Закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица.

    Должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;

    Быть таким, чтобы человек мог снять его в воде не более чем за 2 минуты, если оно мешает ему плыть; выполнять свои функции при температуре от - 30˚С до +20˚С.

    Для каждой имеющейся на борту всех пассажирских судов спасательной шлюпки должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три (3) ГК и, кроме того, по теплозащитному средству на каждое лицо, не имеющее ГК.Для каждой имеющейся на борту спасательной шлюпки грузового судна должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три гидрокостюма. Или если администрация сочтет это необходимым и практически возможным по одному гидрокостюму, на каждое находящееся, на борту судна лицо. Для остальных лиц теплозащитные средства. ГКС и теплозащитные средства могут не предус - матриваться, если на каждом борту имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка свободного падения. На грузовых судах (L<85м, кроме танкеров), должно быть предусмотрено по одному ГК на каждое находящейся, на борту лицо.Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

    Коллективные спасательные средства подразделяются на:

    Активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде

    Пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

    Активное спасательное средство - спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

    Полностью закрытыми;

    Частично закрытыми;

    Полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

    Полностью закрытыми огнезащищенными.

    В соответствии с требованиями Правил Конвенции СОЛАС-74, использование полностью открытых спасательных шлюпок допускается только на судах, киль которых был заложен до 1 июля 1986 г.Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевернутого вверх дном положения.В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей - тросов, проведенных через блоки подъемно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты.По конструкции различаются надувные и жесткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт - сбрасываемые и спускаемые.Дежурные шлюпки предназначены для спасания людей, оказавшихся в воде, и сбора на воде спасательных плотов и спасательных шлюпок после оставления гибнущего судна экипажем и пассажирами. Дежурные шлюпки должны обладать достаточной маневренностью и иметь конструкцию, обеспечивающую их быстрый спуск на воду и готовность к экстренному использованию. Они могут быть жесткими, надутыми или комбинированными.Общие требования к судовым спасательным средствам Требования, которым должны удовлетворять все спасательные средства, установлены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). Они воспроизведены в Правилах по оборудованию морских судов морского регистра судоходства.

    Требования к спасательным шлюпкам.

    Все спасательные шлюпки должны иметь надлежащую конструкцию и такую форму и соотношение главных размерений, чтобы они имели достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения.

    Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала, и отсутствуют другие повреждения.

    Каждая спасательная шлюпка должна нести подтвержденные Администрацией сведения, по меньшей мере, содержащие:

    Наименование изготовителя и его адрес;

    Модель шлюпки и ее серийный номер, месяц и год изготовления;

    Число людей, одобренное для размещения в шлюпке

    Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

    Их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения;

    Их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

    Корпуса и жесткие закрытия должны не способствовать горению или быть негорючими.

    Посадочные места для людей должны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленных сиденьях и, иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать:

    Для шлюпки, предназначенной для спуска на талях - нагрузку в 100кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается на воду с высоты, по крайней мере, с 3м;

    Для шлюпки, предназначенной для спуска свободным падением - нагрузку в 100кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается с высоты, по крайней мере, в 1,3 большей, чем одобренной в свидетельстве.

    Каждая спасательная шлюпка, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать указанную ниже нагрузку без остаточной деформации после ее снятия:

    Для шлюпок с металлическим корпусом - нагрузку в 1,25 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения; или

    Для других шлюпок - нагрузку в 2 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения.

    Каждая спасательная шлюпка, кроме предназначенных для спуска свободным падением, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения и оборудована, в применимых случаях, салазками или наружными привальными брусьями, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать удар о борт судна спасательной шлюпки в направлении перпендикулярно борту судна, при скорости не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание на воду с высоты не менее 3м.

    Количество людей, допустимое к размещению на спасательной шлюпке, спускаемой на талях, должно равняться меньшему из следующих чисел:

    Числа людей средней массой 75кг, которые могут сидеть в нормальном положении в спасательных жилетах, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и работе любого ее оборудования;

    Числа посадочных мест, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут перекрываться, при условии, что имеется достаточное пространство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно, по меньшей мере, 350мм.

    Не допускаются спасательные шлюпки вместимостью более 150 человек,

    Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.

    Каждая спасательная шлюпка пассажирского судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить быструю посадку в нее. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.Каждая спасательная шлюпка грузового судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее в течение не более 3 мин, с момента подачи команды к посадке. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.Спасательные шлюпки должны иметь посадочный трап, позволяющий находящимся в воде людям забраться в шлюпку, и который может быть использован для ее любого посадочного входа. Нижняя ступенька этого трапа должна располагаться, по крайней мере, на 0,4м ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии.Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.Все спасательные шлюпки должны иметь собственную плавучесть или быть оборудованы стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов плавучим материалом в количестве, достаточном для поддержания на плаву спасательной шлюпки со всем ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю.Кроме того, должен быть предусмотрен дополнительный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке. Плавучий материал не должен располагаться снаружи корпуса спасательной шлюпки, за исключением материала, предусматриваемого сверх требуемого выше количества.Все спасательные шлюпки должны быть остойчивы и иметь положительные значения метацентрический высоты (GM) в случае, когда они нагружены 50% числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенениём от сжатия. Не допускается использование двигателей, работающих на топливе с температурой вспышки 43˚С или ниже (при испытании в закрытом тигле).Двигатель должен быть оборудован либо ручным пусковым устройством, либо пусковым устройством с приводом от двух независимых подзаряжаемых источников Должны быть предусмотрены также любые необходимые для пуска двигателя приспособления. Пусковые устройства и приспособления должны обеспечивать пуск двигателя при температуре окружающей среды - 15˚С в течение 2 мин с момента начала пуска.Двигатель должен быть способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.Двигатель должен быть способен работать при затоплении спасательной шлюпки по ось коленчатого вала.Валопровод гребного винта должен быть устроен так, чтобы гребной винт мог разобщаться с двигателем. Должна быть предусмотрена возможность движения спасательной шлюпки передним и задним ходом.Все спасательные шлюпки должны проектироваться с учетом обеспечения безопасности находящихся в воде людей и предотвращения возможности повреждения гребного винта плавающими обломками.Скорость переднего хода спасательной шлюпки на тихой воде, когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения и когда работают ее вспомогательные механизмы, которые приводятся в действие от двигателя, должна быть не менее 6 узлов и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек, нагруженного полным комплектом людей и снабжения. Должно быть предусмотрено достаточное количество топлива, пригодного для использования в условиях температур, предполагаемых в районе эксплуатации судна, чтобы обеспечить движение полностью нагруженной спасательной шлюпки со скоростью 6 узлов в течение не менее 24 ч.Двигатель спасательной шлюпки, трансмиссия и относящиеся к двигателю устройства должны быть защищены не способствующим горению кожухом. При этом должна обеспечиваться также защита людей от случайного прикосновения к горячим или движущимся частям и защита двигателя от непогоды и воздействия моря. Должны быть предусмотрены соответствующие средства для снижения шума двигателя, чтобы можно было расслышать громко отданную команду. Батареи стартера должны быть снабжены кожухами, образующими водонепроницаемое закрытие вокруг основания и боков батарей. Кожухи батарей должны иметь плотно пригнанную крышку, обеспечивающую необходимый отвод газа.Двигатель спасательной шлюпки и относящиеся к нему устройства должны быть спроектированы так, чтобы ограничивать электромагнитное излучение, с тем, чтобы работа двигателя не мешала работе используемого на спасательной шлюпке радиооборудования.Должны быть предусмотрены средства для подзарядки всех батарей стартера, радиооборудования и прожектора. Батареи радиооборудования не должны использоваться в качестве источника энергии для пуска двигателя. Должно быть предусмотрено средство для подзарядки установленных в спасательной шлюпке батарей либо от судовой электросети напряжением не выше 50 вольт, отключаемое с места посадки в спасательные шлюпки или посредством солнечной батареи.Должна быть предусмотрена в водостойком исполнении инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, которая должна находиться на хорошо заметном месте вблизи органов управления пуском двигателя.

    Литература

    1. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности для студентов (курсантов) рыбохозяйственных высших учебных заведений. Часть 1. Калининград КГТУ, 1994 – 169 с.

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: «Выживание в экстремальных условиях на судне»

    на тему: «Виды коллективных спасательных средств»

    Выполнил:

    Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

    Козырев Александр

    Проверил:

    Д.В. Бурков

    г. Севастополь, 2016 г.

    1. Судовые спасательные средства

    2. Требования предъявляемые к спасательным кругам

    3. Требования к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям)

    4. Требования к автоматическим действующим дымовым шашкам

    5. Требования к распределению спасательных кругов на судах

    6. Количество спасательных жилетов на судах, их размещение

    7. Требования к защитным костюмам

    8. Требования к теплозащитным средствам

    9. Требования к спасательным шлюпкам

    10. Оборудование спасательных шлюпок

    Заключение

    Литература

    Судовые спасательные средства

    Судовые спасательные средства предназначены для спасания людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные спасательные средства служат для:

    Поддержания на плаву человека, попавшего в воду (поддерживающие спасательные средства)

    Предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства)

    Совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

    К поддерживающим спасательным средствам относятся:

    Спасательные круги (используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом, для удержания человека на воде)

    Спасательные жилеты (предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна, для удержания человека на воде в безопасном положении)

    К изолирующим спасательным средствам относятся:

    Теплозащитные средства (мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту).

    Защитный костюм – штормовой костюм, предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

    Поддерживающее и изолирующее спасательное средство - гидротермокостюм. Гидротермокостюм - предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде

    Требования предъявляемые к спасательным кругам.

    Каждый спасательный круг должен:

    Иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.),

    Внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм;

    Изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер;

    Иметь массу не менее 2,5кг.;

    Не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с;

    Иметь достаточную массу, если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня (СДБ – светодымящийся буй), как правило, более 4кг;

    Поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5кг, в течение 24 часов (вес человека в воде 4-6кг);

    Выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр > 9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

    Требования к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям).

    Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.

    Требования к автоматическим действующим дымовым шашкам

    Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

    Требования к спасательным линям спасательных кругов.

    Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм;

    иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютон)

    Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

    Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:

    Требования к распределению спасательных кругов на судах .

    Спасательные круги: должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один СК должен размещаться в близи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м; 50% спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее 2-х из них должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками, и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; на каждом спасательном круге должно быть нанесено печатными буквами латинского алфавита – название судна и порт приписки;

    Требования к спасательным жилетам (СЖ).

    По конструкции СЖ изготавливаются двух видов:

    Жесткие (с эластичным или твердым плавучим материалом)

    Надувные, с не менее 2-мя камерами плавучести.

    СЖ должен не поддерживать горение и не продолжать плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:

    а) по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации;

    б) после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин.;

    в) было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания;

    г) его было удобно носить;

    д) в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета;

    СЖ должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 200 от его вертикального положения; и поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.

    Спасательный жилет должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа. Надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку).

    Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен:

    а) иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;

    б) иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;

    в) быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, на сколько это практически возможно;

    г) быть белого цвета;

    д) если сигнальный огонь является проблесковым, то он должен снабжаться ручным выключателем и давать проблеск не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту (сила света не менее 0,75 кд);

    Каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура.

    Количество спасательных жилетов на судах, их размещение.

    Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен СЖ; на детей должны быть предусмотрены СЖ «Child», в количестве 10% от числа пассажиров). Дополнительно:

    Для вахтенного персонала (на мостике, посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта);

    В удаленных местах расположения спасательных плотов.

    Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легко доступны, а место их хранения должно быть ясно обозначено; при использовании СЖ в спасательных шлюпках они не должны препятствовать входу в СШ, не должны мешать усаживаться и пристегивать привязные ремни; каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательных жилетов не менее 5% от общего числа пассажиров, которые хранятся на видном месте на палубе или в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров СЖ должны храниться либо: в общественных местах - местах сбора, либо непосредственно по пути движения. СЖ должны храниться так, чтобы их распределение и надевание не препятствовало организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шл1

    К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, защитные костюмы и теплозащитные средства.

    Индивидуальные спасательные средства должны:

    оставаться в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65°С;

    быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30°С;

    быть стойкими к гниению и сохранять свои свойства при воздействии морской воды, нефти или грибков;

    не терять своих качеств под воздействием солнечных лучей;

    иметь хорошо видимый цвет, способствующий их обнаружению;

    снабжаться световозвращающим материалом в местах, способствующих обнаружению людей на воде;

    удовлетворительно работать на волнении;

    иметь чётко нанесённую информацию об одобрении, включая название Администрации, утвердившей средство, а также указания о любых эксплуатационных ограничениях.

    Если спасательные средства подвержены потере свих качеств с течением времени, то они должны иметь маркировку с указанием срока годности или даты замены.

    Электрические батареи, не имеющие маркировку с указанием даты истечения срока годности, должны заменяться ежегодно.

    Спасательные круги

    Спасательные круги предназначены для поддержания на плаву упавших в воду людей, на которых не надеты спасательные жилеты или гидротермокостюмы. Количество кругов зависит от типа судна и его длины (табл. 1).

    Современный спасательный круг представляет собой жёсткий пенопластовый или пенопритовый объём, который обшивается тканями из синтетического волокна.

    Таблица1 Количество спасательных кругов

    Спасательные круги имеют следующие характеристики и свойства:

    наружный диаметр -- не более 800 мм;

    внутренний диаметр -- не менее 400 мм;

    массу -- не менее 2,5 кг;

    спасательные круги, предназначенные для приведения в действие устройства быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося огня (светодымящего буя), имеет массу, достаточную для приведения в действие такого устройства;

    поддерживают в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

    выдерживают сбрасывание на воду с высоты не менее 30 м;

    не поддерживают горения и не продолжают плавиться после того, как они были охвачены пламенем в течение 2 с.

    Спасательный леер крепится в четырёх равноотстоящих местах, образуя четыре одинаковые петли, и имеет следующие характеристики:

    диаметр -- не менее 9,5 мм;

    длину -- не менее 4 наружных диаметров.

    Спасательные круги могут снабжаться самозажигающимися огнями (светящимися буйками), автоматически действующими дымовыми шашками (светодымящими буями) или плавучими спасательными линями.

    Самозажигающиеся огни имеют белый цвет, не гасятся водой и обладают следующими характеристиками:

    силой света -- не менее 2 Кд;

    временем горения -- не менее 2 ч;

    проблесковые огни дают проблески с частотой 50-70 проблесков в минуту.

    Автоматически действующие дымовые шашки дают дым хорошо видимого цвета, не горят вспышками и не выбрасывают пламя, не заливаются водой на волнении и имеют следующие характеристики:

    время дымообразования -- не менее 15 мин;

    продолжают дымообразование при полном погружении в воду не менее чем 10 с;

    * выдерживают сбрасывание в воду с высоты не менее 30 м.

    Плавучие спасательные лини изготавливаются из нескручивающихся канатов и имеют следующие характеристики:

    диаметр не менее 8 мм;

    разрывное усилие -- не менее 5 кН;

    * длину, не менее чем в два раза превышающую высоту его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке, но не менее 30 метров.

    Маркировка спасательных кругов должна быть выполнена печатными буквами латинского алфавита. Она должна включать в себя наименование судна и порт приписки.

    Световозвращающие материалы имеют ширину приблизительно 5 см и закрепляются вокруг или на обеих сторонах окружности спасательного круга в четырёх равноудалённых друг от друга точках.

    Спасательные круги устанавливаются так, чтобы они могли быть легкодоступными на обеих сторонах судна и, по возможности, на всех простирающихся до борта открытых палубах, откуда их можно быстро сбросить. Они не должны крепиться наглухо каким-либо образом, при этом:

    не менее половины общего количества спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями;

    не менее двух из них должны быть также снабжены автоматически действующими дымовыми шашками (светящимися буями) и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика;

    по меньшей мере, один спасательный круг на каждом борту судна снабжается плавучим спасательным линем;

    по меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

    Освидетельствование спасательных кругов производится на специализированных участках не реже чем один раз в пять лет, а также после ремонтов.

    Спасательные круги подлежат ремонту или замене при наличии повреждений, нарушении формы круга, износа, признаков естественного старения материала, нарушении прочности леера, а также при нарушении формы и свойств световозвращающего материала.

    Использование. При падении человека в воду первый заметивший его должен сбросить ему спасательный круг. На ходу судна с ходового мостика следует сбросить круг, снабжённый самозажигающимся огнём и дымовой шашкой. Средства обозначения укажут терпящему бедствие о месте нахождения спасательного круга, а капитану судна помогут сориентироваться при выполнении манёвра "человек за бортом".

    Если судно не имеет хода, используйте спасательный круг с плавучим линем. Это позволит удержать терпящего бедствие у борта и ускорить подъём его из воды.

    Бросать спасательный круг следует двумя руками так, чтобы плоскость круга была параллельна поверхности воды. Старайтесь бросить круг как можно ближе к терпящему бедствие.

    Чтобы воспользоваться спасательным кругом, подплывите к нему, поставьте его вертикально и просуньте в него руки и голову.

    Зафиксируйте тело в спасательном круге, используя спасательный леер .

    Спасательными средствами называет­ся комплекс устройств, механизмов и кон­струкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

    Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следу­ющих документах:

    • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), глава III «Спасательные средства и устройства»;
    • Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);
    • Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II «Спасательные средства».

    Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуаль­ные, коллективные и вспомогательные (рис.1).

    Рис. 1 Классификация судовых спасательных средств

    Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спаса­тельные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использова­ны любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные ко­стюмы и теплозащитные средства).

    Индивидуальные спасательные средства

    Спасательный круг — это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером (рис. 2).


    Рис. 2 Спасательные круги со линем и с самозажигающимся огнем

    Спасательный круг должен:

    • иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга;
    • иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
    • иметь массу не менее 2,5 кг.

    Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

    50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены само­зажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов. Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть про­блесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительно­стью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с хо­дового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других воз­можных источников дыма (рис. 3). Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в во­де, при различных обстоятельствах:

    • если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональ­ным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
    • если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно — круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сбро­шен круг со средствами подачи сигнала: днем — с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью — с самозажигающимся огнем.

    Рис. 3 Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

    Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обо­их бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых па­лубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

    Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбро­сить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасатель­ном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

    Спасательные жилеты

    Спасательный жилет — это средство для поддержания человека на поверх­ности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл. 1. Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспе­чен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом, либо высотой, или весом и высотой вместе. В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждо­го ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

    Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.

    Таблица 1

    Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использо­вания в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотрен­ные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

    Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с «жесткими» элементами, обеспечиваю­щими плавучесть.

    Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

    • всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его перево­рот лицом вверх не более чем за 5 секунд;
    • поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.
    • при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять поврежде­ний.

    Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения лю­бой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

    Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность под­качки жилета ртом.

    Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

    Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести (рис. 4).


    Рис. 4 Жесткий спасательный жилет

    Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высо­ты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится пры­гать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком (рис. 5).

    Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного исполь­зования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивает­ся только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.


    Рис. 5 Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

    Гидрокостюмы и защитные костюмы

    Гидротермокостюм — костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде (рис. 6). Для каж­дого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм. Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекоменду­ется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.


    Рис. 6 Персональный гидрокостюм

    Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

    • любой член экипажа мог само­стоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;
    • температура тела человека не должна понижаться более чем на 2 0 С в течение 6 часов при температуре воды 0
    • 2 0 С;
    • не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;
    • обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;
    • обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

    В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

    Предлагается к прочтению:



     

    Возможно, будет полезно почитать: