Закон о экологии российской федерации. Закон об экологии в российской федерации

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” , определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7 , предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, .

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать .
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать .
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать .
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать .

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Согласно Конституции у каждого гражданина есть право на благоприятные окружающие условия. При этом возникает обязанность сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Естественные ресурсы выступают как основа устойчивого развития, жизнедеятельности всех народов России. Правовое регулирование сферы защиты природы осуществляется соответствующим ФЗ.

Закон "Об охране окружающей среды": общие сведения

В нормативном акте установлены принципы, в соответствии с которыми осуществляется защита природы. Правовые основы документа обеспечивают сбалансированность при решении общественно-экономических вопросов, сохранении благоприятных окружающих условий, биологического разнообразия и ресурсов для удовлетворения нужд настоящего и будущего поколений, контроля исполнения предписаний экологического законодательства. Нормативным актом регулируются отношения, формирующиеся в процессе осуществления хозяйственной и прочей деятельности, касающейся воздействия на природу.

Принципы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет общие требования для субъектов, ведущих хозяйственную и прочую деятельность, оказывающую влияние на природу. Функционирование предприятий и работа граждан должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:


Объекты, подлежащие защите

Их перечень устанавливает 7-й Федеральный закон (ФЗ "Об охране окружающей среды"). К объектам, подлежащим защите от истощения, загрязнения, порчи, деградации, уничтожения и прочего негативного влияния хозяйственной или другой деятельности, относят:


Особые категории

Закон РФ "Об охране окружающей среды" устанавливает перечень объектов, подлежащих первоочередной защите. К ним относят экосистемы, природные комплексы и ландшафты, которые не подвергались антропогенному влиянию. Закон "Об охране окружающий среды" определяет также категорию объектов, подлежащих особой защите. В этот перечень включены:

  • государственные заповедники, заказники;
  • ботанические сады;
  • природные памятники;
  • дендрологические и национальные парки;
  • лечебно-оздоровительные и курортные местности;
  • постоянная среда проживания малочисленных коренных народов.

В данную категорию Закон "Об охране окружающий среды" включает объекты, входящие в Список всемирного наследия, а также имеющие особое историко-культурное, научное, рекреационное, эстетическое или другое ценное значение, исчезающие и редкие почвы, леса и другая растительность, животные и иные организмы и их ареалы.

Права граждан

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" принят во исполнение Конституционных положений, касающихся сферы экологической безопасности. В этой связи в нормативном акте прописаны права граждан в данной области. В частности, Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что каждый россиянин может направлять обращения в структуры государственной, региональной либо местной власти, организации и должностным лицам для своевременного получения полных и достоверных данных о состоянии природы на территории их проживания. Граждане также вправе знакомиться со сведениями о мерах экологической безопасности. Закон "Об охране окружающей среды" позволяет формировать общественные объединения, другие некоммерческие структуры (фонды и пр.) для осуществления деятельности, связанной с защитой природы. Граждане могут участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании, референдумах, сборе подписей для принятия петиций по экологическим вопросам, а также в других, не противоречащих нормативным актам акциях. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право частных лиц обращаться в суд с исками о возмещении ущерба природе.

Обязанности

В соответствии с законодательством, граждане должны:

  1. Оберегать природные богатства.
  2. Сохранять окружающую среду.
  3. Выполнять другие экологические требования.

Взаимодействие с госорганами

Граждане вправе выдвигать предложения о выполнении экологической экспертизы и принимать участие в ней в установленном порядке. Частные лица могут содействовать органам местной, государственной или региональной власти при решении экологических вопросов. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право любого гражданина обратиться в уполномоченные структуры с заявлениями, жалобами и предложениями, касающимися защиты природы.

ЗАКОН РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

С того времени, как был принят новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», действующий до этого Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» утратил силу. Когда предыдущий нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу жизнедеятельности общества, был принят в декабре 1991 г., то он представлял собой начало нового этапа развития отечественного законодательства в сфере экологии. Это было необходимо в связи с политическими, экологическими, экономическими и социальными особенностями развития страна.

Новый закон, который был принят 10.01.2002 имеет схожую с предыдущим нормативно-правовым актом структуру.

Приведем ее ниже.

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

В преамбуле рассматриваемого закона говориться о том, что данным нормативно-правовым актом осуществляет определение основ, которыми характеризуется государственная политика в части охраны окружающей среды, а также этими основами осуществляется обеспечение сбалансированного решения задач, которые относятся к социально-экономическим. Основы, закрепленные в законы, призваны сохранить благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы для того, чтобы удовлетворить потребности нынешнего, а также будущего поколений, укрепить правопорядок к области, связанной с охраной окружающей среды, а обеспечить экологическую безопасность. Законом регулируются отношения, связанные с взаимодействием общества и природы, которые возникают когда осуществляется хозяйственная и иная деятельность, воздействующая на природную среду, которая представляется важной составляющей окружающей среды и является основой жизни на Земле, в границах, определенных территорией России, в также на территории континентального шельфа.

Многими специалистами даются негативные оценки данного нормативно правового акта. Несмотря на это, он обладает и рядом достоинств. В качестве таких достоинств можно отметить, в частности, наличие претензии законодателя на осуществление всестороннего (комплексного) регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды. В данном случае рассматривается попытка более широкой, по сравнение с Законом, который действовал ранее, разработанности механизма, относящегося к регулированию данной сфере. В отношение ранее действующего закона некоторые специалисты высказывали претензии, которые были обоснованны и относились к тому, что в нем отсутствовали требования, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду той деятельности, которая намечалась, экологической сертификацией, экологическим аудитом. Новый закон, несмотря на недостатки, содержит в себе некоторые положения, касающиеся указанных инструментов. В нормативно-правовом акте идет речь об экологическом аудите. Тем не менее, о данной процедуре говориться только в той статье, которая содержит в себе основные понятия. Также закон содержит в себе общие положения, относящиеся к экологическому предпринимательству.

Исходя из положений, которые содержит в себе концепция, связанная с устойчивым развитием, большое значение уделяется регулированию нормирования, которое имеет отношение к изъятию компонентов природной среды. Данные положения содержаться в статье 26 закона.

Закон также устанавливает юридический критерий, который относится к уровню проектирования предприятия и иных объектов. В качестве такого критерия внедрения является критерий того, что внедряться должны те технологии, которые соответствуют наилучшим.

Исходя из условий, которые связаны с развитием рыночной системы хозяйствования, те требования, которые предъявляются в статье 53 данного закона и которые относятся к тому, что при осуществлении национализации или приватизации имущества, должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды и возмещению ей вреда - являются обоснованными.

Проводя оценку достоинств статьи 65, которая касается государственного экологического контроля, необходимо иметь ввиду традиционно проблемную практику организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, которые имеют место быть в Российской Федерации.

Согласно новому закону, запрещается совмещений функций, которые относятся к государственному контролю в сфере охраны окружающей среды с функциями, которые относятся к хозяйственному использованию природных ресурсов.

В процессе регулирования в статье 75 видов ответственности, связанных с нарушением законодательства, связанным с охраной окружающей среды, принято выделять следующие виды ответственности:

Имущественная ответственность;

Дисциплинарная ответственность;

Административная ответственность;

Уголовная ответственность.

Материальная ответственность, которую предусматривал предыдущий закон, исключается.

В данном случае позиция законодателя является вполне обоснованной. Материально ответственность, связанная с экологическими правонарушениями, которая применятся в организации исходя из норм трудового законодательства, не несет в себе экологического содержания или экологических характеристик.

Тем не менее, несмотря на описанные выше достоинства данного законна, многими специалистами он также подвергается критики, которая является небезосновательной.

Например, в законе не отражаются подходы к охране окружающей среды, а также возможные концепции, связанные с государственной экологической политикой Российской Федерации в XXI веке.

Недостатком закона является также тот факт, что он содержит в себе значительное число положений, которые можно назвать декларативными. Закон не регулирует процессуальные отношения, в нем отсутствуют современные средства юридической техники.

Многими специалистами также указывается тот факт, что в тексте закона содержаться стилистические погрешности.

охотничий законодательство ответственность надзор

В январе 2002 года вступил в действие новый федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон заменил закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 году. В течение 2004-2008 годов в закон вносились изменения, связанные с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области охраны окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей среды» состоит из 16 глав:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

В главе 1 федерального закона даны определения основных понятий, в том числе: в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска и экологической безопасности. Сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которые допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно осуществляться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон устанавливает объекты охраны окружающей среды от загрязнения и истощения, деградации, к ним относятся:



Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, рассмотрены в главе 2 . Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ должно осуществляться на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, о передаче осуществления им части полномочий по вопросам охраны окружающей среды.

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды рассмотрены в главе 3 закона. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В этой главе также определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, рассмотренные в главе 4 включают в себя:

Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, существовавшая с 1991 года. Сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение окружающей среды). Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования, действовавший с 1991 года.

В главе 5 рассмотрена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация.

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» принципиально изменена глава 6 , посвященная государственной экологической экспертизе. В эту главу, в качестве самостоятельной статьи закона, включена оценка воздействия на окружающую среду, которая проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Глава 7 посвящена вопросам охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и включает в себя следующие статьи, содержащие требования в области охраны окружающей среды при:

размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;

обращении с отходами производства и потребления;

установлении защитных и охранных зон;

приватизации и национализации имущества;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.

В главе 8 рассмотрен порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В главе 9 рассматриваются вопросы охраны природных объектов. Для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В главе 10 рассмотрены вопросы организации государственного экологического мониторинга. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Глава 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому контролю. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Предприятия обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

В главе 12 рассмотрен порядок проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, которые проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

Глава 13 посвящена формированию экологической культуры. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды законом устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В главе 14 устанавливается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Так субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и на проекты, которые имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.

В главе 15 рассмотрены вопросы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.



 

Возможно, будет полезно почитать: