Административная ответственность за недостоверное декларирование. Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию

Через таможенную границу перевозится огромное количество товаров и транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных нужд. Все они подлежат обязательному декларированию таможенному органу РФ в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом (ТК).

Между тем, как показывает практика, недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств является весьма распространенным административным правонарушением, совершаемым организациями и физическими лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) установлена главой 16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статья 16.2 КоАП посвящена ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств.

        Ответственность изменилась
Если прежняя редакция ст. 16.2 КоАП (до 01.10.2004 года) предусматривала равную ответственность как за недекларирование, так и за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, то с 01.10.2004 установлен различный размер ответственности за эти нарушения.

До октября.2004 года размер ответственности не ставился в зависимость от вида сведений, заявленных недостоверно.

Кроме того, отсутствовал такой вид недостоверных сведений, как сведения, послужившие основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В настоящее время недостоверное заявление сведений, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и сведений, послуживших основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусматривает разный размер ответственности.

Если ранее штраф за недостоверное декларирование исчислялся исходя из стоимости предмета административного правонарушения, то в настоящее время за основу для исчисления штрафа берется сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов.

В итоге с 1 октября 2004 года значительно уменьшен размер штрафа за административное правонарушение, предусмотренное п. 2 статьи 16.2 КоАП.

        Недекларирование в установленной форме
Декларирование товаров – это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом толкование понятия декларирования транспортных средств в ТК отсутствует. Вместе с тем анализ положений ТК свидетельствует о том, что транспортные средства, так же как и товары, подлежат декларированию (п. 2 статьи 279, п. 2 статьи 286 ТК).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 ТК товар - это любое перемещаемое через таможенную границу имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, используемые для перевозки, к товарам не относятся. При этом согласно пп. 5 п. 1 статьи 11 ТК штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, используемых для перевозки, а также содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами, используемыми для перевозки, рассматриваются как транспортное средство.

Указанные выше формы декларирования применяются в зависимости от вида декларируемых товаров и транспортных средств.

Письменная форма представляет собой подачу таможенной декларации либо заявления. Заявление подается физическим лицом при декларировании несопровождаемого багажа. Декларирование сопровождаемого багажа осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации. Товары и транспортные средства, перемещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат декларированию путем подачи соответствующей таможенной декларации.

Устная форма декларирования установлена п. 3 статьи 286 ТК для отдельных категорий товаров, перемещаемых физическими лицами. Недекларированием будет являться незаявление физическим лицом сведений о товаре в устной форме. Однако при этом заявление лицом таких сведений исключительно в письменной форме не может рассматриваться как недекларирование, поскольку согласно п. 3 статьи 286 ТК физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

Декларирование товаров в конклюдентной форме производится путем совершения физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Указанные действия заключаются в проходе лица через специально обозначенное место. В данном случае недекларирование будет заключаться в несовершении указанных действий.

Декларирование в электронной форме заключается в предоставлении сведений таможенному органу в виде электронных документов. Недекларированием здесь будет являться непредоставление сведений в электронном виде. Однако в настоящее время предоставление сведений на электронном носителе является правом, а не обязанностью декларанта (п. 8 статьи 63 ТК).

        Ответственность
Согласно п. 1 и 2 статьи 16.2 КоАП недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, а также заявление декларантом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей.
Заявление декларантом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 100 до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов , если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 16.2 КоАП РФ

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (действующая редакция)

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 56-АД17-12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества судьей Находкинского городского суда Приморского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания...

  • +Еще...

    Новая редакция Ст. 16.2 КоАП РФ

    1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Примечание. Утратило силу.

    Примечания:

    1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

    2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

    1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

    2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

    3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

    3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

    Комментарий к Статье 16.2 КоАП РФ

    1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

    В соответствии с Таможенным кодексом декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.

    Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

    2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).

    3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:

    Основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц - от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    Основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

    Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП.

    Другой комментарий к Ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления в части, касающейся одной из важнейших его стадий, - декларирования товаров и транспортных средств.

    2. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме (письменной, устной или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК России (ст.169 ТК).

    3. Основная форма декларирования - письменная. Наиболее часто применяемая разновидность письменной декларации - грузовая таможенная декларация. Она применяется при декларировании товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности (в том числе товаров, перемещаемых физическими лицами для производственной и иной коммерческой деятельности) и помещаемых под выбранные таможенные режимы (за исключением таможенного режима транзита).

    Товары могут декларироваться путем подачи заявления произвольной формы, если они подпадают под действие таможенных режимов выпуска для свободного обращения или экспорта (за исключением случаев условного выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам); их таможенная стоимость не превышает суммы, эквивалентной 100 евро; не являются объектами налогообложения; их экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений.

    Транспортные средства, используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, декларируются путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных) документов, предусмотренных международными конвенциями, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если специальными нормативными актами ГТК России не установлено иное.

    Физические лица, перемещающие через таможенную границу товары, не предназначенные для производственной и иной коммерческой деятельности (упрощенный, льготный порядок), декларируют их в письменной форме (декларация ТД-6).

    Транспортные средства, ввозимые в РФ, а также вывозимые из нее физическими лицами несопровождаемым багажом, при таможенном оформлении подлежат декларированию в упрощенном порядке путем представления таможенному органу Декларации ТД-7.

    Физическим лицам в случаях, когда письменное декларирование перемещаемых ими товаров не является обязательным, разрешается использовать конклюдентную форму декларирования. Под конклюдентной понимается форма заявления лица об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, выражающаяся в поведении, явно свидетельствующем о намерении лица. Примером такого поведения является перемещение физическим лицом товаров без подачи письменной декларации через линию, обозначающую место входа в "зеленый" канал или "зеленую" линию таможенного контроля в международных аэропортах, морских портах или автомобильных пунктах пропуска.

    4. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, образует противоправное бездействие, заключающееся в невыполнении возложенной на декларанта ст.173 ТК РФ обязанности произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом.

    Данное правонарушение является длящимся.

    5. В соответствии со ст.168 ТК РФ декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства:

    перемещаемые через таможенную границу РФ;

    таможенный режим которых изменяется.

    Таможенным законодательством могут быть определены и иные случаи обязательного декларирования.

    6. Товары подлежат декларированию тому таможенному органу, который осуществляет их таможенное оформление.

    Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами, за исключением морских, речных и воздушных судов, которые декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с указанной территории.

    Порожние транспортные средства, а также транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы РФ.

    7. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 рассматриваемой статьи, образуют противоправные действия, нарушающие требования ст.169 ТК РФ о том, что при декларировании должны заявляться точные сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.

    8. В диспозиции статьи приведен примерный перечень сведений, недостоверность заявления которых порождает ответственность по данной статье. Это наименование, количество, таможенная стоимость, страна происхождения товаров и (или) транспортных средств, их таможенный режим.

    Достоверное декларирование наименования товаров в большинстве случаев следует понимать в широком смысле как их точное описание, включающее в себя, помимо собственно наименования, их технические и основные коммерческие характеристики, определяющие основные количественные и качественные параметры (стандарты, сорта, марки, модели, фирменное наименование и т.п. характеристики), которые позволяют идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к определенной подсубпозиции специального классификатора товаров, обращающихся в сфере внешней торговли, - Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД России).

    При декларировании количества товаров обычно указываются сведения о количестве грузовых мест, их упаковке и маркировке, а также сведения о количестве, упаковке, расфасовке и маркировке товаров, содержащихся внутри одного грузового места.

    Таможенная стоимость - стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" и используемая для обложения товаров пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, валютного контроля и применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений.

    Недостоверное заявление таможенной стоимости (ее занижение) снижает налоговую базу для расчета таможенных платежей, имеющих адвалорную ставку (в процентах от таможенной стоимости), что в конечном итоге приводит к занижению размера налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

    Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом РФ о таможенном тарифе (разд.V).

    Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

    Страна происхождения определяет уровень обложения товара таможенными пошлинами: базовая ставка, содержащаяся в таможенном тарифе, - для стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования; базовая ставка таможенного тарифа, умноженная в два раза, - для стран, которым такой режим не предоставлен; 75% от базовой ставки - для некоторых товаров из развивающихся стран; нулевая ставка пошлин - для некоторых товаров из наименее развитых стран и для товаров из стран СНГ. Таким образом, вредные последствия заявления недостоверных сведений о стране происхождения товара обусловлены возможностью занижения размера таможенных платежей или полного уклонения от их уплаты.

    Таможенный режим в соответствии с п.12 ст.18 ТК РФ - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей. В настоящее время законодательством установлено 18 таможенных режимов (15 - Таможенным кодексом, 3 - Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему ст.24 названного Кодекса).

    Каждый режим содержит в себе совокупность требований, условий и ограничений, в зависимости от которых к товарам, помещенным под таможенный режим, применяются либо не применяются те или иные тарифные и нетарифные ограничения и льготы. В связи с этим вредные последствия заявления недостоверных сведений о таможенном режиме определяются возможностью неправомерного пользования таможенными льготами.

    Перечень сведений, недостоверность заявления которых порождает ответственность по данной статье, является открытым. Это означает, что ответственность может наступить и за заявление иных недостоверных сведений (например, о коде товара по ТН ВЭД России) в случае, если такие сведения являются необходимыми для принятия решения о выпуске товара (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.

    При этом под выпуском товара в соответствии с п.13 ст.18 Таможенного кодекса понимается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица. Условный выпуск - это выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий (п.14 ст.18 Таможенного кодекса).

    9. Субъектом правонарушения является декларант.

    Декларант - лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (п.10 ст.18 ТК).

    В свою очередь, лица, перемещающие товары, - лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством РФ для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственного имени (п.9 ст.18 ТК).

    Таможенным брокером (посредником) может быть созданная в соответствии с законодательством РФ организация, обладающая правами юридического лица и получившая лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Таможенный брокер в правоотношениях с таможенными органами действует по поручению клиента, но от собственного имени.

    В соответствии с ч.2 ст.172 ТК РФ декларантом могут быть только российские лица, т.е. организации с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ; индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ, постоянно проживающие в России. Исключением из данного правила является перемещение физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей. В таком случае декларантами могут выступать и иностранные физические лица.

    10. Субъективная сторона данного правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

    11. Дела по данной статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания только в виде административного штрафа. Если же он посчитает необходимым назначение наказания в виде конфискации, дело подлежит передаче на рассмотрение судьи.

    По данной статье предусмотрены следующие варианты административного наказания:

    основное наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, и необязательное дополнительное наказание в виде их конфискации;

    основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

    12. Часть первая рассматриваемой статьи применяется за исключением случаев, предусмотренных ст.16.1 КоАП РФ, а вторая часть - ст.16.3.

    Настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

    2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

    1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

    2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

    3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

    3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.



     

    Возможно, будет полезно почитать: