Дух благородства и верности. О схиигумении Фамари (Марджановой)

Схиигумения Фамарь (Марджанова) состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века


100 лет назад в Подмосковье открылся Серафимо-Знаменский скит. Его основательница, схиигумения Фамарь (Марджанова), состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века – святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским… В том числе и благодаря этим духовным связям новый монастырь сразу получил высокую оценку современников.

В 1924 году обитель была разорена. А в 2001 первом году в Серафимо-Знаменском скиту возобновилась монашеская жизнь.

Серафимо-Знаменский скит

Хроника возрождения

Нынешнее скоротечное время не предполагает неспешного писания в заветной тетради: «Сегодня было то-то и то-то…» Все некогда, некогда. Что останется от этого времени? Ведь именно благодаря тому, что сто, двести, пятьсот лет назад кто-то сидел и терпеливо выводил на листах витиеватые буквы, фиксируя события, мы о них и знаем сегодня.

Но, слава Богу, встречаются и в наше время люди, которые обладают качествами почти утраченными: терпение, точность, аккуратность и бережливость к тому, что спустя годы будет историей.

Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами.

15 января 1999 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского была первая служба в храме Серафимо-Знаменского скита. Божественную литургию совершил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев в сослужении священников о. Александра Пахомова, о. Олега Строева, о. Виктора Мартынова и других.

27 января 1999 г. – вторая служба в скиту, в память св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (в обители есть нижний храм-усыпальница в честь этой святой).

14 мая 1999 г. – третья служба в скиту, в честь св. благоверной Тамары (земной ангел схиигумении Фамари, основательницы скита).

15 января 2000 года - служба в память преподобного Серафима Саровского. Совершал ее протоиерей Александр Васильев в сослужении одиннадцати священников.

26 января - приехали сестры из Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря: мать Иннокентия, мать Ирина, инокиня Ирина, сестра Юлия, поселились на зимней даче около скита.

Тайная лазейка

Оторвемся от хроники первого года возрождения скита. Вернемся ненадолго в тихую осень, когда еще территория его была наглухо закрыта, на ней располагалась база отдыха завода «Криптон», организация это была секретная, и отдых на базе тоже был засекречен.

Читаем в блокноте, исписанном бисерным почерком.

Пошла я вдоль речки со стороны рощи. Была теплая осень, в лесу тихо, только где-то на дереве стучит дятел. Вошла через лазейку в скит. Подошла к церкви. В дверь ее воткнула осенний букет из листьев и запоздалых цветов. Помолилась, чтобы скорее возобновилась жизнь в скиту. Положила земной поклон от матушки Фамари - была у нее на могилке недавно.

Подошла к келье, которая лучше всех сохранилась (где сауна), около нее растут два кипариса. Сорвала веточку - отнесу на могилку матушки, как привет-поклон из скита.

Слышу - где-то стучит, подошла к келье, которая рядом с террасой, а там маленькая птичка, влетела в разбитое стекло, а вылететь не может, вот и бьется о стекло. Жаль мне ее стало, а помочь ничем не могу. Был у меня кусочек хлеба, покрошила ей на пол, может, поест.

В скиту тихо, никого нет. Воскресение. Такая благодать, что и уходить не хочется. Однако пора. Перелезла через лазейку, чтобы сторож не видел и собаки не залаяли, и ушла.

Дорогой все думала, когда же можно будет спокойно, через ворота, войти в скит, без боязни ходить сюда, молиться и наслаждаться Божией благодатью…

Первая служба

От этой записи до первой службы оставалось не так много времени. И вот наступил этот день. Ехали в скит даже специальные автобусы, которые везли богомольцев.

Но едва не столько же наехало сюда крепкого вида парней с рациями в руках. Они стояли почти у каждой туи и контролировали всякий шаг по территории. «Тут ходи, тут – не ходи…»

Что охраняли эти бравые ребята? Вот эти разрушенные кельи, которые стояли когда-то, обрамляя лесную поляну, посреди которой стоял необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу?

От кого охраняли - от этих вот бабушек с умиленными лицами, стоящих на первой службе?

Но, как бы то ни было, первая молитва после долгих лет запустения в скиту была вознесена. Впереди были многие и многие труды - оформление документов, передача земли, реставрация помещений, электричество, газ… Почти каждый из нас в жизни сталкивался хоть с чем-то из перечисленного и знает, что это за морока, и каких все это стоит денег.

Когда речь идет о возвращении церковного имущества, мне кажется, что участвующие в нем люди должны просто благодарить Бога, что именно им выпало это сделать, ведь акт передачи - если посмотреть на него с духовной стороны, еще и акт покаяния. Быстренько, без всяких проволочек, отдать – и все. И радоваться вместе с теми, кому отдали. Ведь вспомним, как Господь даже жадному и злому человеку, запустившему в нищего булкой хлеба, засчитал этот поступок в качестве милосердного. Так что же?

А вот - скит отдадим, но проезд к нему и ворота закроем. Стройте свою дорогу по лесу. А что это такое - построить дорогу? В скиту несколько насельниц, им пока и жить негде. Приютила их к себе одна женщина, у которой в так называемых генеральских дачах часть дома. Вот все в одной комнате и помещаются, кровати там изголовье к изголовью.

Архиерейская служба

Возвращаемся к хронике возрождения обители. Читаем дневник.

2 апреля 2000 года. Архиерейская служба. Официальное открытие Серафимо-Знаменского скита. Службу совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона, архимандрита Алексия, иеромонаха Иоанна, священника и духовника сестер скита, протоиерея Александра Васильева, священнослужителей Домодедовского благочиния. Монахине Иннокентии вручен крест и жезл. Отныне она настоятельница обители. На службе пел хор сестер из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Матушка

Настоятельница монастыря - от этих слов веет чем-то отстраненным, величественным, неприступным. Матушка Иннокентия - живая, быстрая, с лучистыми глазами княжны Марьи из «Войны и мира». Очень простая в общении, приветливая и гостеприимная. Ты только пришел, только начал говорить, смотришь через пару минут - тебе уже и говорить нечем, ты уже сидишь за столом и что-то ешь, а матушка рядом и подвигает поближе то одну мисочку, то другую.

Матушка Иннокентия

Рассказывал один человек историю. Поехали они с супругой в скит. Пока ехали, слово за слово - разругались. Из машины вышли, идут к келье, друг на друга не смотрят. Навстречу матушка. Глянула на одного, на другого и повела их в келью матушки Фамари. Там у них теперь небольшой музей - вещи, книги первой настоятельницы. Еще в келье необыкновенная, умиротворяющая тишина. «Вы тут пока побудьте…» – бросила на ходу матушка Иннокентия и побежала по своим делам.

Сели они подальше друг от друга, по-прежнему глядят в разные стороны, молчат. Пять минут сидят, десять… А в келье, между прочим, прохладно. Муж смотрит - печка, рядом дрова. Встал и принялся разжигать огонь. Занялось пламя. Уже теперь оба на него смотрят, оторваться не могут. То есть смотрят в одну сторону. Потеплело от огня. И не только в келье потеплело. Забыли уж, о чем ругались. Тут и матушка настоятельница вернулась, позвала чай пить.

Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова)

Основательница скита схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова) - уроженка Грузии, княжна (1868-1936). Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. В 1902 году матушка стала игуменией этого монастыря, где подвизались 300 сестер и окормлялись две женские школы.

Схиигуменья Фамарь (Марджанова)

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В 1892 году отец Иоанн Кронштадтский образно предрек ей игуменство в трех обителях и будущую великую схиму.

Через некоторое время указом Святейшего Синода матушку, вопреки ее воле, перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Жизнь в столичной обители тяготила ее, и духовный поиск привел матушку в 1908 году в уединенный Царский скит, приписанный к Серафимо-Понетаевскому монастырю, недалеко от Сарова.

Старец Алексий Зосимовский

Молясь однажды перед чудотворной Серафимо-Понетаевской иконой «Знамение», матушка как бы услышала глас от Самой Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И это повторилось трижды.

Матушка обратилась за советом к старцу Алексию Зосимовскому, который дал ей такой ответ: «Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только служкой, орудием…»

Вскоре это место было избрано – «близ села Воскресенского - Битягово тож и деревни Заборье». Испросив благословение у преподобного Серафима, матушка приступила к устройству обители.

Кусочек рая на земле

Знаменательно, что первый камень в основание скита был заложен 9 августа 1910 года , в канун празднования памяти апостола Прохора, имя которого носил в миру преподобный Серафим, и его келейной иконы Божией Матери «Умиление».

Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский)

В конце 1912 году монастырь был построен. На освящении вновь созданной обители 6 октября митрополит Московский Владимир (Богоявленский) сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел мне освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды».

В 1916 году состоялся постриг матушки в великую схиму.

Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер, батюшка - иеромонах Филарет (Постников), всего 12 человек, по числу апостолов Христовых, поселились недалеко от Москвы, в Перхушково, где продолжили свой монашеский подвиг. Остальные сестры жили в Серпухове и Аносиной пустыни, закрытой позднее.

В 1931 году матушку арестовали, заключили в тюрьму, и затем сослали в Сибирь. Вынести тюрьму и годы ссылки матушке помогали вера и упование на милость Божию.

Благодаря ходатайству ее брата Константина, известного режиссера и реформатора театра, ссылка матушки закончилась весной 1934 года. Вернувшись, она поселилась в маленьком домике около станции Пионерская Белорусской железной дороги. К этому времени матушка была уже тяжело больна туберкулезом. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Художнику было дано увидеть и отразить сокровенную красоту духа подвижницы.

Отпевал ее на дому владыка Арсений, которого ждал очередной арест. В 1937 году по ложному обвинению он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушка Фамарь покоится на Введенском Немецком кладбище в Москве рядом с могилой святого праведного отца Алексия Мечева.

Трудное начало

Вернемся к началу новейшей истории монастыря. Оно было очень трудным. Хотя и руководство района, и благочиние старались помогать восстановлению обители, все равно дела продвигались медленно.

К зиме 2001 года одиннадцатый трест отремонтировал в скиту одно из помещений, куда и вселились насельницы. Один из благодетелей пожертвовал котел, но строители не взялись установить трубу, посоветовав обратиться к специалистам. «Специалист» вскоре нашелся. Он сказал, что у него вот такая труба уже второй десяток лет исправно служит, «сделаю - век меня будете помнить». И сделал.

А 3 января ночью келья загорелась. Девчонки выскочили в чем были, успели отвязать лошадку, которая жила в пристроенном к стене дома закутке, и остались в полном нестяжании.

Отец благочинный после Рождественской службы в соборе обратился к прихожанам: «Вы все сейчас пойдете к праздничным столам, а в нашем скиту живут насельницы, которым негде голову приклонить, давайте пожертвуем каждый от своего имения, кто сколько может, в помощь монастырю, который постигло бедствие…»

После пожара, всколыхнувшего общественность, окружающие как-то более активно стали помогать восстанавливающейся обители. Шли, спрашивали: что вам сейчас раньше всего надо. Отвечали: носки нужны. Отовсюду несли носки…

Временно скитянки поселились в храме, продолжая молиться и трудиться.

Как корова помогла провести электричество…

С электричеством много было мороки. Наконец одна организация на благотворительных началах сделала проект. По нему выходило, что тянуть кабель надо через лес, что он дважды должен пересечь дорогу… То есть цена этого проведения выходила баснословная для монастыря.

И тут в скит некто дарит корову. Ее, стало быть, надо куда-то разместить. Приглядели место. Срубили деревце, которое стояло на пути. Надо было еще выкорчевать корни. Еще один помощник вызвался экскаватором эти корни убрать. Подцепил, дернул - и раздался страшный хлопок. Оказалось, под корнями дерева высоковольтный кабель. Вот он, рядом, кабель, не надо тянуть издалека. В конце концов разрешили им тут поставить подстанцию.

А лошадка - газ

Это тоже веселый случай, завершивший длинную череду хлопот. Все знают, кто строился, что это такое - провести газ. И бумаг целый воз, и денег надо много.

В скиту почти сразу, после того как насельницы там появились, одновременно завелась и разная живность. Подарили лошадку Ладу - она оказалась жеребая, вскоре у нее родилась дочка, которую назвали Палестинка. Корова, собачка, кот. Потом еще подарили - маленькую лошадку. На лошадках катают паломников, особенно рады этому детишки. Летом в скиту часто бывают дети. Практикуется здесь так называемая иппотерапия - оказывается, общение с лошадьми, катание на них, специальные упражнения верхом на лошади оказывают большое положительное воздействие при лечении различных болезней, например, болезней позвоночника, или аутизма у детей.

Так, что там было с газом? Надо сказать, что вид мирно гуляющих по траве лошадей никого не оставляет равнодушным. Эти красивые и сильные животные как-то смягчают сердца, поворачивают намерения в нужное русло… Вот и с газом. Нашлись подрядчики. Но ведь опять же - нужны деньги. А где их взять? И вот идут будущие благодетели по территории скита. Тут в их поле зрения попадают лошадки. Матушка (а она очень любит лошадей) подходит к одной из них, гладит и спрашивает, между прочим: «Ладуся, ну, что, как ты думаешь, проведет нам … газ или нет?» И Ладуся начинает старательно кивать головой, умиляя потенциальных благодетелей. И что, по-вашему, им остается делать?

Немножко Грузии

Река Рожайя, когда-то широкая и полноводная, теперь тихим ручейком струится по округе. Но в районе скита характер ее вдруг резко меняется - она становится говорливой и быстрой, вспенивая неглубокие свои воды по камням, которые появляются на ее пути.

В жизни скита так же отчетливо звучит грузинская тема, как в речке Рожайке здесь слышится характер стремительной горной реки.

Матушка Фамарь была родом из Грузии. Кроме престолов в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафим, есть в скитском храме еще нижний придел - в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

И теперешняя настоятельница поддерживает связь с грузинским монастырем, откуда в лучшие времена приезжали в скит монахини.

Возвращение святынь

В 1912 году к открытию скита была написана Серафимо-Понетаевская икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот чудесный образ, украшенный жемчугом и камнями, был главной святыней скита со дня его образования. После закрытия обители икона исчезла.

И вот спустя много лет происходит следующее. Настоятельница поехала к врачу с одной насельниц. А рядом с больницей – музей Павла Корина. «Катя, зайдем в музей…» В музее - портрет матушки Фамари кисти художника, который он писал для своей композиции «Русь уходящая».

Подошла я к портрету, – рассказывает мать Иннокентия, – смотрит на меня матушка Фамарь своими темными глазами. Я обращаюсь к ней мысленно: «Матушка, дорогая, ну, хоть какое-нибудь утешение…» Тяжко в то время было… И вдруг на следующий день происходит встреча. В магазине. Я не знаю, почему я обратилась к этому человеку. Спрашиваю его: «А не видели ли вы у кого-нибудь такой иконы, Матерь Божия с поднятыми вот так руками?» А он смотрит так пристально и – вопросом на вопрос: «И вот здесь младенец?» И рисует рукой круг в районе живота. «Да», – отвечаю. Он опять смотрит внимательно и после некоторой паузы говорит: «Есть, и недалеко».

Через некоторое время идут в гости к дяде Славе. Вошли и сразу почувствовали - как будто повеяло чем-то, нездешним, высоким, неотмирным. Смотрят - вот она, икона Пресвятой Богородицы. Стоит, великая Пленница, закрыта от людей…

Оказалось, мать дяди Славы, Александра Беляева, работала в скитской больнице, она и сохранила эту икону у себя, когда разрушали скит. Теперь ее уже нет в живых, а икона живет в доме, к ней уже все привыкли, расставаться будто бы и не готовы…

И начались переговоры с хозяевами. В конце концов, решено было сделать большой снимок иконы в натуральную величину и подарить его хозяевам взамен оригинала. Не сразу они решились расстаться с ней, не сразу.

Но вот наступило 100-летие со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В скиту престольный праздник, идет крестный ход. А навстречу ему - еще один крестный ход. Несут икону в храм.

И как только внесли, у всех было ощущение - Хозяйка пришла.

Икона Божией Матери "Знамение"

Еще одна святыня скита - икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда - эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита. Владыка Арсений в свое время составил службу с акафистом Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Покрывающая». После закрытия скита икона находилась в Новоспасском монастыре.

Икона «Знамение Божией Матери» (в красном облачении), на которой написано, что это точная копия чудотворного образа, прославившегося 14 (27) мая 1885 года в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской области, была также передана в скит в самом начале его возрождения.

В трудах и молитвах

На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц.

Ухаживают за животными, выращивают картошку и овощи. Украшают цветами территорию скита. Молятся Богу и воссоздают кусочек рая на земле, который когда-то поразил митрополита Владимира, освящавшего обитель. И уже сейчас, бывая в скиту, всякий раз хочется воскликнуть вслед за владыкой: «Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды».

Светлана Гончарова

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии провел первую службу в Серафимо-Знаменском скиту в честь обретения мощей основательницы скита - матушки Фамарь в день ее памяти, 23 июня.

Серафимо-Знаменский скит-жемчужина древнерусского зодчества архитектора Алексея Щусева спрятан за деревней Битягово в сосновом бору, словно сошедший с картин Васнецова. Небо как колокол над верхушками сосен. Небольшие размеры шатровидной церкви обманчивы. Она вмещает в себя два храмовых помещения. Верхний храм освящен в честь Серафима Саровского и Иконы Божией Матери "Знамение". Большие сводчатые окна и множество мелких окошек в шатре наполняют помещение светом и создают ощущение полета.

Скит обнесен квадратной оградой, в которую встроены двенадцать келейных домиков, по числу апостолов. Напротив входа в храм святые врата со звонницей.

В 10.00 зазвонили надвратные колокола. Народ, который заполнил весь внутренний двор, расступился, чтобы встретить Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Митрополит Ювеналий проходит через толпу к символическому алтарю под открытым небом:

На литургию и молебен прибыли священнослужители Московской области и 75 гостей из Грузии. Матушка Фамарь - Тамара Александровна Марджанишвили родилась в княжеской грузинской семье в 1868 году.

В 36-ти верстах от Москвы, на этой земле должна была проходить ветка Павелецкой железной дороги. В самый последний момент железнодорожная компания неожиданно продала земельный участок и перенесла строительство на пять километров в восточном направлении. Святейший Синод дал разрешение на строительство скита. Деятельное участие в его создании приняла великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, сброшенная в шахту Алапаевска 100 лет назад.

Елизавета Федоровна приезжала в Серафимо-Знаменский скит. Здесь и проявился их союз с матушкой Фамарь. Неслучайно в литургии участвовала Анна Громова, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества".

Первый камень в основание Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года. Окончание строительства пришлось на сентябрь 1912-го. В скиту поселились 33 монахини - по числу земных лет Иисуса Христа.

А в 1915 году в духовной жизни игумении Ювеналии (Тамары Марджанишвили) произошло особое событие. Она была пострижена в Великую схиму с именем Фамарь. Жизнь становилась житием. Под именем Фамарь она и вошла в святцы Грузинской и Русской православных церквей. В 1924 году скит был закрыт, а в 1934 году монахинь вместе с настоятельницей арестовали, заключили в тюрьму, а затем выслали в Сибирь.

Вы нас сейчас провожаете, - сказала тогда матушка Фамарь, - но придет время, когда мы вас будем встречать.

Основательница скита схимонахиня Фамарь оказалась в ссылке. Перед смертью в 1936 году ее портрет написал художник Павел Корин. Большинство сестер Серафимо-Знаменской обители были репрессированы. После закрытия обители в ней была размещена Заборьевская больница. В 60-е годы здесь находился пионерлагерь, затем - база отдыха.

Именно по соседству с пионерлагерем умерла в подмосковном санатории 5 марта 1966 года Анна Ахматова, куда ее со своей матушкой привез артист Алексей Баталов. Накануне Ахматова просила передать ей в санаторий Новый Завет, чтобы сличить евангельские тексты с текстами кумранских рукописей. О кумранских находках последняя, сделанная рукой Ахматовой, запись, датированная 4 марта: "Отчего же римляне так страшно мучили кротчайших христиан."

Опустевший и полуразрушенный скит был передан Православной церкви в 1999 году.

И тут появляемся мы, - рассказывает настоятельница скита матушка Иннокентия. - Это место напоминало зону в фильме "Сталкер" Тарковского. Кругом бурелом, непроходимые заросли. Сейчас ремонтно-восстановительные работы в нем закончены.

Отстраивали всем районом, - сказал глава администрации Домодедовского района Александр Двойных. - Все додомедовские предприятия активно помогали.

Серафимо-Знаменский скит под руководством игуменьи Иннокентии (Поповой) зажил духовной жизнью. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации основательницы скита - схиигумении Фамари.

В Православной церкви есть обычай, - причисленные к лику святых одной церкви почитаются во всех церквях, - сказал Митрополит Ювеналий. А потому 28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении имени преподобноисповедницы Фамари в официальные месяцесловы. Датой ее молитвенной памяти стало 23 июня. Так обитель стала духовным мостиком между братскими Грузинской и Русской Православными Церквями.

Затем дерзновенная настоятельница скита матушка Иннокентия, по словам Митрополита Ювеналия, возжелала, чтобы были обретены мощи матушки, тело которой упокоилось в московской земле. Была образована специальная комиссия, которая занималась сличением примет. Был обретен матушкин параман и нательный крестик.

Обретенные мощи, к которым молящиеся впервые приложились 23 июня 2018 года, будут находиться в верхнем храме скита. А икона преподобной мученицы Фамари с частицей мощей передана в дар Предстоятелю Грузинской Православной Церкви.

Сейчас в скиту проживает более 10 монахинь, здесь открыта воскресная школа, но я думаю, что придет время, и они достигнут количества тридцати трех. У монахинь - огороды и теплички, где растут огурцы, кабачки, свекла, чеснок, клубника, крыжовник, смородина. А какой крупный жасмин зацвел - с чайную розу.


В 30 километрах к юго-востоку от Москвы находится Серафимо-Знаменский скит, основанный в начале XX века. В истории Русской Православной Церкви он был знаменит высотой монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников Российских. Основательница скита схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи и получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, острый и проницательный ум в 1902 году она была назначена игуменией этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизались около 300 сестер. Значительное влияние на матушку в те годы оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же более чем за два десятка лет предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях. Игумению Фамарь лично знали такие высокие духовные лица, как митрополит Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. Первый камень в основание скита был заложен в августе 1910 года. Активное участие в обсуждении планов по внутреннему и внешнему устройству обители принимали великая княгиня Елизавета Феодоровна и будущий духовник обители владыка Арсений (Жадановский). Строительство продолжалось два года, новосозданную обитель лично освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

Монастырь найти не так легко, он словно скрыт от посторонних глаз…

Нам несказанно повезло. Паломников из Донецка, Луганска пригласил в паломничество протоиерей Константин Кобелев. С отцом Константином были прихожане из церкви Святителя Николая (Бирюлево). На снимке протоиерей Константин с внуками (справа) и протоиерей Геннадий Еременко с дочкой






Чудотворная икона «Знамение», именно пред этой иконой матушка Фамарь услышала глас Царицы Небесной, повелевшей ей устроить обитель





Главным покровителем и помощником матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание было первой книгой духовного содержания, прочитанной юной послушницей, и с тех пор она всем сердцем полюбила его. В 1903 году, во время торжественного открытия мощей преподобного Серафима, одна из монахинь Бодбийского монастыря была в Сарове и привезла оттуда маленький образок Чудотворца, освященный на раке. Это была совсем простая деревянная иконка с поясным изображением прп. Серафима, похожая на тысячи других, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» Многие чудеса были явлены от нее. Матушка Фамарь никогда не расставалась с этой иконой. Как-то раз на карету, в которой она ехала с двумя сестрами в Тифлис, напала вооруженная толпа горцев. Как только поднялась стрельба, матушка Фамарь достала икону преподобного и с дерзновением стала взывать: «Преподобие отче Серафиме, спаси нас!» Карета была изрешечена пулями, но ни матушка, державшая икону в руках, ни сестры не были ранены.










Игуменья Иннокентия. На заднем плане — великолепные цветы, написанные рукою матушки — настоятельницы. Много доброго можно сказать об этой удивительной личности…


Сейчас мы в келии матушки Фамарь. Схиигуменья Фамарь, она такая родная и простая, что невозможно назвать ее иначе как МАТУШКА, МАМА. Все кто просит ее помощи, непременно, получают утешение ЕЕ Любовью и заботой. Все управляется Божией милостью по молитве Матушки

















Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер и священник – 12 человек по числу апостолов Христовых – поселились недалеко от Москвы, в Перхушкове, где продолжили свой монашеский подвиг. В 1931 году подвижниц вместе с матушкой арестовали, последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь. «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!» – писала она из Сибири.


Из ссылки матушка Фамарь вернулась в 1934 году тяжело больной. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Скончалась матушка 23 июня 1936 г., тогда узнали, что под монашеским одеянием матушка тайно носила железные вериги. Отпевал ее на дому владыка Арсений, похоронена на Введенском кладбище в Москве.


Схиигуменья Фамарь, в миру — Тамара Александровна Марджанова. Годы земной жизни: 1869 – 1936 г. 22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита.

Дорогие благочестивые читатели! Приобретая эту замечательную книгу о матушке Фамари, Вы помогаете Серафимо - Знаменскому скиту. Все средства от продажи данного издания поступают в помощь обители. Спаси Вас Господь!

Книги нашего издательства можно приобрести без ограничения суммы заказа магазина!

Для оформления заказа отправьте заявку на нашу почту office@сайт, укажите наименование товара, кол-во, ФИО (полностью) и адрес получателя.

Если вы заказываете и другие книги и товары из нашего ассортимента, то книги нашего издательства можно добавлять в корзину вашего заказа и далее оформлять заказ обычным способом, следуя подсказкам системы магазина.

Детки мои любимые... Схиигумения Фамарь. Письма. Стихи. Воспоминания. Сост. С.Фомин

Серафимо - Знаменский скит, основанный в начале XX века, находится в Домодедовском районе Подмосковья. В истории Русской Православной Церкви он стал знаменит высотою монашеской жизни его устроителей: схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868-1936), епископа Арсения (Жадановского, 1874-1937), священномученика епископа Серафима (Звездинского, 1883-1937).

Основательница скита Схиигумения Фамарь, в миру - Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи, получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины, вызвав поначалу отчаянное сопротивление родственников.

Впоследствии, в 1902 году, за молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, проницательный ум она была назначена игуменьей этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизалось около 300 сестер.

Значительное влияние на матушку в те годы оказал св. прав. Иоанн Кронштадский, наставлениями и молитвенным общением, развивший в ней ревность по Бозе. Он же, более чем за 20 лет, предсказал ей пострижение в великую схиму (в 1916 г. в Серафимо-Знаменском скиту) и игуменство в трех монастырях: св. Нины в Бодбе, Покровской общине сестер милосердия в Москве, Серафимо - Знаменском скиту.

Не только отец Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты: Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский); старцы: схиигумен Герман, о.Алексей Мечев, иеросхимонахи Анатолий Оптинский и Алексий Зосимовский, схиархим. Гавриил Седмиезерский и другие знали ее и относились к ней с глубоким уважением. Особо близкие отношения установились у матушки, после переезда в Москву, с вел. кн. Елизаветой Федоровной, основательницей Марфо - Мариинской обители сестер милосердия.

Но главным покровителем и помощником в жизни матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание стало первой книгой 1 духовного содержания, прочитанной юной послушницей Тамарой в Бодбийской обители и с тех пор она возымела к нему необычайную любовь.

После революционных событий 1905 года в Грузии был совершен ряд убийств политических и духовных лиц, и даже на игумению Бодбийского монастыря Ювеналию Марджанишвили, будущую схиигумению Фамарь, было организовано покушение во время поездки в Тифлис. Знаменательно, что произошло это 27 ноября /10 декабря 1907 года - в день, когда совершается празднество в честь иконы Матери Божией «Знамение», впоследствии сыгравшей решающую роль в судьбе матушки. ..

Предлагаем Вам немного почитать и ознакомиться с книгой

"Детки мои любимые... Схиигумения Фамарь":

Часть I

Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова, рано лишилась родителей, сначала-отца, а потом, в 19 лет, и матери.
Оставшись вместе с младшей сестрой в своем родовом имении самостоятельной, Т[амара] А[лександровна], обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, готовилась поступить в Петербургскую консерваторию (да и вообще ей намечался путь светской жизни). Но от Господа человеку стопы исправляются. Так было и с ней.
Как-то раз ее родная тетя *, долго не видевшая племянниц, пригласила их к себе. Она писала: «Вы забыли о нас и не хотите навестить, тогда, по крайней мере, приезжайте посмотреть на открывшийся русский женский монастырь у святой Нины; из Москвы сюда присланы монахини».
Известие это соблазнило молодых благонастроенных девиц. Они быстро собрались и через два дня были уже у родных в г. С[игнах], в трех верстах от означенной обители.
На второй день по приезде обе сестры поспешили отправиться в монастырь ко всенощной. Служба шла в маленьком домовом храме; пели три инокини; только что назначенная игумения Ювеналия 2 читала канон. В такой обстановке и обществе Т[амаре] А[лександровне] никогда не приходилось бывать.
Как только вошла она в церковь, моментально у нее явилась мысль: «И я поступлю в монастырь». В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ...

.........................

Значительное влияние на матушку имел еще и о. Иоанн Кронштадтский примером благодатного настроения, а главное, молитвенным общением и наставлениями, немало способствовавшими развитию в ней духа ревности по Бозе.
О своем знакомстве с этим Великим пастырем матушка передает следующее:
«Впервые увидела я о. Иоанна в Петербургском В[оскре- сенском] монастыре, где мы постоянно останавливались, приезжая в столицу по разным делам, а в данном случае- с специальной целью-поблагодарить Кронштадтского светильника за оказанное им внимание нашей обители.
Дело было в том, что Б[одбийский] монастырь, только что переделанный в женский, на первых порах крайне нуждался в материальных средствах. Бывало-ни денег, ни провизии не доставало, а в долг не давали. И вот однажды, когда особенно ощущали во всем недостаток, мы с матушкой, скорбные, пошли в храм помолиться о ниспослании нам свыше помощи. Стоим и плачем... Вдруг, отправляющаяся на почту сестра, подает для засвидетельствования повестку на 200 рублей... Деньги оказались от батюшки о. Иоанна, который писал матушке: «Приимите, посылаю, родная, на крайние нужды двести рублей».
Это случилось тем более неожиданно, что до сего времени у нас не было ни знакомства, ни переписки с о. Иоанном. Очевидно, он сам провидел духом, что где-то далеко на Кавказе во вновь формируемом женском монастыре сестры бедствуют, и для поддержки их послал свою лепту...

............................................

Ах, как благодатны эти всенощные под открытым небом в святом скиточке, сколько утешения и радости приносят они обитательницам его.
Скоро полночь. В соседней деревне еще не спят: оттуда доносятся крики гуляющих, пение, игра на гармонике...
Часы бьют двенадцать... Вслед за этим в скиту раздается благовест нежно звучащего колокола, призывающего насель- ниц в храм к полунощнице...
Какой страшный контраст чувствуется тогда между «во зле лежащим миром» и святым уголком. Там идет угождение сатане, сопровождаемое пляской, визгами и всякой сквер- ной,-здесь совершается смиренное служение Господу с молитвой, с удивительным духовным пением, слезами и душевной чистотой...
Там, среди веселья и разгула, в дружной на вид компании, в сердцах людей кипит взаимная вражда, злоба, зависть, человеконенавистничество, в этом же благодатном собра- нии-при святом молитвенном единении происходит как раз обратное: заглаживание, уничтожение всяких злых чувств...
Нужно быть свидетелем скитской полунощницы, чтобы восчувствовать всю ее нравственную высоту и пользу для инокинь. Последние после отпуста сходятся у чтимой иконы Спасителя и тут глубоко каются во всех своих немощах, грехах по следующей исповедной формуле, читаемой духовной матерью:
«Спаситель мой! Тебе я обещалась посвятить всю свою жизнь, наполнить всю мою душу любовию к Тебе Одному! Проверяю свое сердце и «виновной себя представляю». Я грешна маловерием, духовным нечувствием, расслаблением в посте и молитве, неблагоговением ко святыне, неимением страха Божия...
Мне хотелось, чтобы никто и ничто не стояло на пути моем шествия к Тебе, о Христе! Спрашиваю теперь себя: так ли это, и замечаю, что многое возобладало мной: и пища, и одежда, и тепло, удобства жизни, привязанности и всякая сласть.
Возлюбив Тебя, Господи, я думала свято любить моих ближних, а смотрю на себя и вижу, как я горда, самолюбива, обидчива, завистлива и ревнива, раздражительна и прочее, прочее (тут можно перечислить и другие грехи). А сколько у меня ропота, нетерпения, осуждения и всякого недоброжелательства к людям!...

(епископ Арсений (Жадановский)

....................................

Из переписки Матушки:

Письмо 35. Среда Великая.

«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, и начал скорбеть и тосковать. И говорит им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». (Матф. 26, 37-38.) Вот почему мне так сильно хотелось видеть тебя, любимая и родная моя Танечка. Душа твоя мне так близка и ты без слов все понимаешь. Но лишена. Это, может быть, одно из Иови- евых испытаний. Не иметь возможности все, все высказать близкому, дорогому существу, какой я тебя чувствую.
Жду себе больших и больших скорбей, а утешаюсь чтением сегодняшних паремий об Иове, и надеюсь, что Господь, видя, с какой покорностью я хочу отдаться Его Св. воле, пошлет и утешение.
Господь даде, Господь отъя.
О детях, вероятно, Соня и порассказала и прочла письмо.
Что касается Саши, при всей ужасной скорби о тяжкой болезни, вдруг в сердце повеет какой-то тишиной и даже радостью, что сейчас ему хорошо.
Что-то непонятное.
Радость моя и любимая детка, о тебе я сколько это время думаю. Вручаю тебя всецело Царице] Неб[есной] и Преподобному, я так верю, что Господь сохранит твою жизнь и вернет и Сашу вполне окрепшим и духом и телом. Нужно твердо верить, что Господь посылает [нрзб] все способствующее нашему спасению.
Обнимаю тебя с детками, радость моя, и поздравляю с грядущими Святыми днями, а также и маму, Ев[гения Егоровича], Ирину, Евд[окию] Ал[ександровну] и няню. Всех вас да хранит Воскресший.
Крепко тебя любящая
Твоя с[хи]и[гумения] Ф.

Вы можете приобрести: Детки мои любимые... Схиигумения Фамарь. Письма. Стихи. Воспоминания, оформив заказ онлайн или по телефону: 8*499*340*86*92 или 8*910*430*17*22

«Все святые связаны Господом Богом...» (Преподобноисповедница Фамарь)

Великую княгиню Елисавету и грузинскую княжну будущую схиигумению Фамарь связывала теплая дружба. Они имели одних духовных руководителей. Во время устройства Серафимо-Знаменского скита матушка Елисавета оказывала его основательнице матушке Фамарь деятельную помощь.

Из книги "Воспоминания" епископа Арсения (Жадановского)

Елизавета Федоровна была дружна с матушкой Фамарью, настоятельницей скита, часто гостила здесь. Я думаю: какая все-таки удивительная связь! Нам, простым людям, этого не понять, но все святые связаны Господом Богом. Это очень поразительно, и сильнее этого, я сейчас понимаю, нет ничего на всей земле.

Необычный случай сделал эту связь крепкой и незыблемой.

В 1903 г., когда в Сарове готовились к торжественному открытию мощей преподобного Серафима, матушка Фамарь, тогда еще игумения Бодбийского монастыря, посылая одну из своих монахинь со сбором для монастыря по разным городам России, поручила ей непременно быть в Сарове в день открытия мощей и привезти ей иконку, освященную на раке.

Посланная монахиня была в Сарове и присутствовала на торжестве прославления преподобного Серафима. Но, когда она, скромная и смиренная, одна из последних среди огромной толпы богомольцев подошла приложиться к раке мощей, все иконки были уже разобраны, и ей ничего не досталось. Тут из алтаря вышел монах, он увидел расстроенную монахиню и вынес ей маленькую иконку преподобного Серафима, освятил ее на раке и передал для матушки.

С радостью вернулась сестра с таким подарком в Бодбийский монастырь. Это была простая деревянная икона с поясным изображением преподобного Серафима, размером приблизительно 12х15 сантиметров. Матушка хранила ее у себя в келлии.

С иконой было связано много исцелений. Великая Княгиня Елизавета Федоровна знала об этом чудотворном образе, и когда у маленького наследника Александра Николаевича открылась страшная его болезнь, гемофилия, стала просить матушку Фамарь послать ему чудотворную икону преподобного Серафима. Как ни трудно было матушке расставаться с этой иконой, но в таком случае она, конечно, не могла отказать и отдала икону Великой Княгине для передачи Государыне Александре Федоровне. Она знала, что икона стояла у изголовья Наследника, но что стряслось с ней, когда Царская Семья в 1917 году была арестована, никто не знал и никогда не узнал бы….

Но по Божией Воле все случилось иначе. Следы этого чудотворного образа нашлись в составленной в Екатеринбурге генерал-лейтенантом М. К. Дитерихсом «Описи иконам, найденным при осмотре дома Ипатьева»: «Образ Св. Серафима Саровского, малого размера, в металлической рамке под стеклом» (Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. Т. VIII. Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг. / Сост. Л. А. Лыкова. М., 1998. С. 407).

Таким образом, икона преподобного Серафима, переданная матушкой Фамарью Императрице Александре Федоровне, сопровождала Царственных Мучеников до самой их кончины.

Преподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова; †1936 г.), грузинская княжна, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита в Подмосковье.

Внешний облик схиигумении Фамари многим ныне хорошо известен благодаря портрету П.Д. Корина – этюду к так и не написанной им знаменитой картине «Русь уходящая». В противоположность этому, внутренний мир старицы оказался малоизвестным даже и для искушенного читателя. А между тем духовно руководили и наставляли ее в свое время праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобные отцы Гавриил Седмиезерский и Алексий Зосимовский, тесная духовная дружба связывала ее с владыкой Арсением (Жадановским) и преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной.

Будущая схиигумения, в миру Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), принадлежала к грузинскому княжескому роду. Приняла монашество в монастыре Бодбе, где окончила свой жизненный путь святая равноапостольная Нина. В 1902 году стала игуменьей этой обители.

В 1905 году, после покушений на ее жизнь во время революционных событий, была переведена в Москву, где возглавила Покровскую общину.

В 1910 году Матушка (в то время игумения Ювеналия) основала Серафимо-Знаменский скит в селе Битягово Домодедовского района.

После закрытия скита большевиками жила в подмосковном Перхушкове, в 1931 была арестована и сослана в Сибирь. Через три года матери Фамари, уже неизлечимо больной, было разрешено вернуться в Подмосковье, где она и скончалась в 1936 году.

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал схиигумению Фамарь (Марджанову) в лике преподобноисповедников. 28 декабря 2017 года ее имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузии. 13 июня 2018 года на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы состоялось обретение мощей святой преподобноисповедницы.



 

Возможно, будет полезно почитать: