Экспертиза организации и охрана труда. Государственная экспертиза условий труда

В связи с тем, что главная цель современной охраны труда в Российской Федерации – это жизнь и здоровье каждого отдельного рабочего - государство внимательно следит за тем, чтобы каждый работодатель обеспечивал необходимый уровень безопасности рабочего места. И государственная экспертиза условий труда - это оценка того, насколько внимательно начальник предприятия относится к тем условия, которые поставлены законодательством в нормативных актах.

Что такое государственная экспертиза условия труда

В общем смысле, государственная экспертиза условий труда - это процедура, во время которой правительство убеждается в том, что работодатель воспринимает всерьез нормы, установленные в правовых актах. Или не убеждается, и тогда начальник предприятия подвергнется наказанию.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется только ответственными служащими соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Они быть уполномочены проводить подобные процедуры по надзору за соблюдением работодателям государственных норм. И экспертиза условий труда может быть проведена только в том порядке, который установлен Правительством РФ. Об этом говорится в ст. 216.1 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда проводится для того, чтобы установить:

  • Качество, с которым проводилась специальная оценка условий работы;
  • Правильно ли работодатель посчитал и предоставил работникам гарантии, специальные компенсации, в том случае, если они трудятся на вредном или опасном месте работы;
  • Фактические условия работы сотрудников на предприятии;

Государственная экспертиза условий труда проводится, во время проектирования нового предприятия, его возведения, восстановления производств. Но также, основываясь на ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, юридическим основанием для того, чтобы провести в компании государственную экспертизу условий труда, является и специальное обращение представителей исполнительной власти, если об этом есть постановление, выписанное судебными органами, если есть обращение от определенного объединения работодателей. Также государственная экспертиза условий труда может начаться из-за обращения сотрудников компании или профсоюзов.

У представителя федеральных исполнительных органов также есть определенные права и полномочия. В их список включены:

  • Беспрепятственный доступ к любым производственным помещениям. Но это возможно только в том случае, если у ответственного за экспертизу сотрудника есть соответствующее удостоверение. И при этом вся процедура должна проходить в порядке, который установлен в законодательных актах Российской Федерации.
  • Беспрепятственно запрашивать любые документы, которые касаются трудовой деятельности предприятия в общем и работников в отдельности. Также предприниматель не имеет права брать с ответственного человека какие-либо средства за предоставление соответствующей документации.
  • Беспрепятственно проводить любые исследования, замеры, измерения и другие процедуры, необходимые для государственной экспертизы условий труда.

Ответственный сотрудник федеральных исполнительных органов имеет право привлекать к исследовательской работе исследовательские и измерительные центры, лаборатории. Но любая подобная организация, согласившаяся сотрудничать в таком деле, должна иметь официальную аккредитацию. Получить её она должна в том порядке, который установлен в законодательстве Российской Федерации.

Но, кроме прав, у работника, проводящего экспертизу, есть ещё и соответствующие обязательства.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда оговорен и регламентирован Приказом Министерства Труда РФ от 12.08.2014 №549.

Стоит отметить, что если проверка условий работы на предприятии проводится в связи с заявлением одного работника, то ответственный специалист должен подвергнуть экспертизе не всё предприятие. Он проверяет только одно рабочее место – того сотрудника, от которого поступило соответствующее заявление.

Один ответственный специалист может проводить государственную экспертизу труда не на каждом предприятии. Он не может проводить проверку в тех организациях, где его деятельность может повлечь определенный конфликт интересов. Или даже просто создать угрозу такового. Это связано с обязанностями означенного специалиста, а именно с тем, что работник, проводящий проверку, должен обеспечить полную объективность и беспристрастность.

Для того, чтобы началась государственная экспертиза условий труда, необходимо, чтобы в федеральный исполнительный орган пришло соответствующее заявление. После этого начинается сама процедура проведения федеральной проверки.

Сначала исполнительный орган запрашивает у работодателя необходимые документы. В этот список будут включены все бумаги, касающиеся условия труда на предприятии, информации о рабочих местах, которые будут проходить экспертизу и материалы о техническом процессе производства. После того, как работодатель получает запрос на эту документацию от исполнительного органа, он обязан предоставить всё, что нужно в течение десяти дней. Если это невозможно, то предприниматель должен написать об этом письменное заявление, где будут указаны причины, препятствовавшие отправке информации.

У исполнительных органов федерального контроля, а также у их структурных подразделений, есть право запрашивать документы не только у работодателя. Если этого требует экспертиза, то они могут запросить документацию и у органов местного самоуправления, других исполнительных организаций, подведомственных структур.

После того, как все документы получены, территориальное подразделение исполнительного органа приступает к подбору специалиста. Это может быть, как один человек, так и сформированная отдельная экспертная комиссия. Будет ли она сформирована, зависит от размеров предприятия, которое подвергается экспертизе. Если проверку одного рабочего места сможет провести один специалист, то на большом предприятии придется обработать слишком много документации и если этим занимается один эксперт, то подобное мероприятие может затянуться.

После того, как эксперт назначен и комиссия сформирована, начинается процедура непосредственной экспертизы. Для того, чтобы её результаты были легитимны, необходимо, чтобы проверка прошла следующие этапы:

  • Сначала эксперты должны рассмотреть и взвесить основания, повлекшие за собой начало государственной экспертизы. Они оценивают, достаточны ли наличествующие факты для проведения этой процедуры, анализируют полученную от работодателя информацию и приходят к выводу, насколько полны эти сведения.
  • Проведение непосредственной экспертизы предприятия и условий труда на нём. Сюда входит как осмотр рабочих мест, так и проведение замеров, исследований, сбор всей необходимой информации. Во время этого процесса эксперты могут подключить к работе сторонние организации, научные и измерительные лаборатории.
  • Если возникает такая необходимость, то экспертная комиссия может расширить зону измерений, провести дополнительные исследования и анализы. Это возможно в том случае, если специалисты посчитают, что собранной информации недостаточно для написания окончательного решения.
  • После того, как все измерения проведены и информации достаточно, эксперты занимаются подведением итогов и оформлением окончательного решения по результатам экспертизы.

Также у государственной экспертизы условий труда есть определенные сроки. Вся проверка, начиная с того момента, как заявление было зарегистрировано в исполнительном федеральном органе и заканчивая оформлением и подведением итогов, должна уложиться в семь рабочих дней.

Во время проведения экспертизы, комиссия проверяет следующие факторы, влияющие на условия труда:

  • Общее техническое состояние здания, в котором находится предприятие. И, кроме этого, проверку проходит всё оборудование, которое хоть как-нибудь касается рабочего процесса – это могут быть как вентиляционные устройства, так непосредственно рабочие устройства.
  • Проверку проходит также сырье и материалы, которые используются во время производства. Кроме этого эксперты займутся проверкой состояния тех индивидуальных и коллективных средств защиты, которые есть на предприятии.
  • В каком состоянии находятся лечебные и медицинские помещения, санитарные и бытовые комнаты.
  • Режимы работы и отдыха, которые установлены на предприятии.
  • Иные факторы, которые могут навредить или нести какую-нибудь опасность здоровью и жизни сотрудников.

Особенности государственной экспертизы условий труда

После того, как началась государственная проверка условий труда на предприятии, эксперты из комиссии имеют право посетить рабочие места. Но перед этим они обязаны договориться с работодателем о том, где и в какое они время они займутся экспертизой и осмотром. Это необходимо для того, чтобы не нарушать рабочий процесс всего предприятия.

После того, как государственная экспертиза закончилась, комиссия приступает к подведению итогов и окончательному формулированию результатов. Каждый из их выводов должен быть обоснован, снабжен комментария и основанием.

Все решения, которые будут занесены в окончательный проект и выводы, должны быть закреплены голосованием. По каждому вопросу, который рассматривался комиссией, решение анализируется каждым экспертом и утверждается подавляющим большинством.

Составленные комиссией выводы и проектное решение должны утверждаются и подписываются в двух экземплярах. На бумагах фиксируются подписи как экспертов, которые проводили проверку, так и работодателя. Но предприниматель, организация которого прошла проверку, может быть не согласен с выводами, сделанными комиссией. Если согласие между ним и экспертами не достигнуто, то работодатель имеет право составить собственное мнение, изложить его письменно и приложить к проекту.

" № 6/2017

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом?

Работодателям о государственной экспертизе условий труда.

Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда (далее – Административный регламент). Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом? В статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Согласно положениям ст. 126.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС.

Работодателю целесообразно инициировать проведение госэкспертизы в том случае, если у него есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ.

Напомним, что к расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:

  • расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
  • расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
  • затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Следует помнить: если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление.

К сведению:

Если в ходе госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом, в частности, когда из-за неправильного проведения СОУТ допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными, они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены.

Если по итогам госэкспертизы понижен класс вредности, работодателю необходимо провести внеплановую СОУТ с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. При этом проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

При снижении или отмене гарантий и компенсаций нужно изменить обязательные условия трудового договора. Это возможно:

  • либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
  • либо по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

Уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, вносимых в , между работником и работодателем.

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда?

Государственную экспертизу условий труда проводят:

  • федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Лица, осуществляющие госэкспертизу, наделены определенными правами и обязанностями.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда

Имеют право:

– в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

– запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

– проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ

– составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС;

– обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

– обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений

Названные органы осуществляют госэкспертизу в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 № 549н (далее – Порядок проведения госэкспертизы).

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления срока проведения экспертизы установлены в абз. 2 п. 18 названного порядка: при необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в п. 27 настоящего порядка, или в случае невозможности их проведения в течение срока, указанного в абз. 1 настоящего пункта.

Предоставление Рострудом госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Согласно п. 3 Административного регламента информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме:

  • на официальном сайте Роструда;
  • в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
  • на информационных стендах в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги.

Информация может предоставляться с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений, при личном приеме.

Результатами предоставления государственной услуги по осуществлению госэкспертизы условий труда, которые направляются заявителю в срок не позднее трех рабочих дней с даты их оформления, являются (п. 14, 18 Административного регламента):

  • направление заявителю в соответствии с его заявлением заключения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте (рабочих местах) работодателя;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин ее непредоставления.

Пунктом 15 Административного регламента установлено, что госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом не предусмотрено участие иных организаций в ее предоставлении.

К сведению:

Плата за предоставление госуслуги не взимается (п. 31 Административного регламента).

Какие документы нужно представить для получения госуслуги?

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, приведен в п. 20 Административного регламента. Итак, документом, необходимым для предоставления госуслуги, является заявление, подписанное заявителем, где указываются:

  • полное наименование заявителя – для работодателей, профессиональных союзов или их объединений, иных представительных органов работников, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – для работников;
  • контактная информация (почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии));
  • наименование цели проведения государственной экспертизы условий труда – оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей) занятых на них работников, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором находятся эти рабочие места и в отношении которых предоставляется государственная услуга. Если заявителем является работник, приводятся сведения о его рабочем месте;
  • обоснование необходимости предоставления государственной услуги с указанием доводов заявителя, на основании которых он не согласен с порядком предоставления и (или) размерами гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на этих рабочих местах;
  • сведения о ранее предоставленных государственных услугах (при наличии).

Заявление подписывается непосредственно заявителем – работником, а в случае обращения работодателя, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющих свою деятельность у работодателей, – их руководителями (заместителями руководителей).

Работодатели должны приложить к заявлению (п. 21 Административного регламента):

  • отчет о проведении СОУТ у работодателя;
  • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
  • (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
  • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
  • список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

К сведению:

Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.

Для получения госуслуги по экспертизе условий труда заявитель:

  • либо направляет в адрес Роструда заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • либо передает документы должностному лицу на личном приеме;
  • либо направляет заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, для получения госуслуги в электронной форме. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с законодательством РФ.

К сведению:

Заявление, в том числе направленное в электронном виде, регистрируется должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в течение одного рабочего дня со дня его поступления (п. 33 Административного регламента).

При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.

После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.

При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Каковы основания для отказа в предоставлении госуслуги?

Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).

В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):

  • отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
  • непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
  • поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Административные процедуры предоставления госуслуги перечислены в п. 49 Административного регламента.

К сведению:

При подаче заявления через Единый портал госуслуг служба обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния исполнения административных процедур предоставления госуслуги с размещением на портале соответствующей информации.

Итак, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и прилагаемых к нему документов к должностному лицу, которое:

  • в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку соответствия оформления зарегистрированного заявления и комплектности прилагаемых к нему документов требованиям п. 20 и 21 Административного регламента (п. 52 регламента);
  • по результатам проверки вносит руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы предложение о возможности предоставления государственной услуги или оформляет уведомление о невозможности ее предоставления с указанием причин (п. 53 Административного регламента);
  • при наличии оснований для непредоставления госуслуги в течение двух рабочих дней составляет уведомление и представляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы (п. 54, 56 Административного регламента).

К сведению:

В случае выявления некомплектности документов в уведомлении дополнительно указываются сведения о перечне недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также о сроках их подачи в полном объеме, которые не должны превышать 30 рабочих дней с даты отправления уведомления.

  • подписывает уведомление и направляет его заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа – если отсутствует возможность получения недостающих документов;
  • принимает решение о предоставлении госуслуги – при наличии возможности получения документов посредством запроса. Об этом решении он информирует должностное лицо в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.

При неподаче в 30-дневный срок запрашиваемых документов ранее поступившие для предоставления государственной услуги заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю с уведомлением.

После процедуры проверки документов проводится процедура оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда. При выполнении указанной административной процедуры должностное лицо анализирует заявление, а также прилагаемые к нему и (или) полученные документы посредством сравнения их положений о составе, порядке предоставления и размерах гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, установленных работнику (работникам), занятым на указанных в заявлении рабочих местах, с аналогичными требованиями ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ в отношении следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

При осуществлении данной административной процедуры рассматриваются только рабочие места, указанные в заявлении. Срок исполнения административной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с даты установления оснований для предоставления госуслуги.

Результатом исполнения процедуры оценки соответствия является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемых работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ, иных законодательных и нормативных правовых актов, действующих у работодателя отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективного договора, локальных нормативных актов работодателя (при наличии).

К сведению:

Не является несоответствием установление повышенных по сравнению с ТК РФ размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

По результатам проведения оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда должностное лицо составляет проект заключения государственной экспертизы условий труда.

В проекте заключения должен содержаться вывод о соответствии (несоответствии) состава, порядка предоставления и размеров гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям трудового законодательства и государственным нормативным требованиям охраны труда.

К сведению:

Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда прилагаемых к заявлению документов в проекте заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, требования которого не соблюдены.

Проект заключения:

  • составляется в двух экземплярах;
  • визируется должностным лицом службы;
  • подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы;
  • утверждается руководителем (заместителем руководителя) службы.

Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если заявление поступило в службу с Единого портала госуслуг, заключение, оформленное в электронном виде, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала госуслуг.

К сведению:

Второй экземпляр заключения остается в уполномоченном структурном подразделении службы. Копия заключения направляется работодателю в случае, если работодатель не является заявителем.

Работодатели заинтересованы в проведении госэкспертизы условий труда в том случае, если у них есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ. Бесплатно соответствующая услуга предоставляется Рострудом при направлении соответствующего заявления и комплекта документов. Порядок проверки документов, оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление результатов проведения экспертизы осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н и зарегистрированным в Минюсте 26.04.2017.

Для выявления необходимых сведений в ходе следствия проводят независимую экспертизу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В зависимости от предмета исследования их подразделяют на почерковедческую, строительную, лингвистическую и экспертиза специальной оценки условий труда.

Что это

Давайте разберемся, что представляет собой независимая экспертиза условий труда.

Цель создания профсоюза – отстаивание интересов сотрудников, выражение их интересов перед руководителями организации.

Цель экспертизы аналогична: соблюдение условий труда сотрудников согласно нормам закона.

Кто проводит: право передано в полномочия федерального органа исполнительной власти.

Он также осуществляет тотальный надзор и контроль за правильностью и своевременностью исполнения норм ТК РФ.

При несоблюдении норма Трудового Кодекса РФ сотрудник или работодатель имеет право обратиться в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки.

Цели проверки:

  • специализированная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника;
  • при работе с вредоносными и опасными материалами, проверка предоставления компенсаций и соблюдения льгот (для назначения льготной пенсии в будущем);
  • условия труда работников.

Суть гос.экспертизы условий труда заключается в совокупности всех факторов производственной среды, оценка тяжести рабочего процесса, оказывающим воздействие на работоспособность специалистов предприятия.

Исследование, согласно закону, должно производиться на всех предприятиях, где согласно условиям договора реализуется программа РОСТ по охране труда.

Созывается временная экспертная комиссия по их запросу работодатель необходимые документы по подразделениям на отдельные рабочие места и в целом по предприятию.

Законодательство

Основные законы:

  • права профсоюзов законодательно закреплены в главном законодательном акте страны – ;

    Права и обязанности между работодателем и сотрудником отражены в Трудовом Кодексе РФ .

Видео: специальная оценка

Какие задачи решает

Для достижения цели, приведенной выше, профсоюз должен решить следующие задачи:

  • обязательное создание безопасных условий для трудовой деятельности сотрудников, закрепление гарантий руководителя на бумаге и фактическое выполнение;
  • договоренность о максимальной оплате для всех участников профсоюза;
  • полная занятость, по возможности, трудовых кадров.

Для решения поставленных задач, руководитель профсоюза договаривается с управляющим предприятия о наиболее выгодных для сотрудников условиях.

После чего первые имеют право наблюдать и контролировать обещанные их участникам гарантии.

Варианты на предприятии

Экспертиза на предприятии может проводиться, как уже после аттестации, так и после нее.

В зависимости от этого будет увеличен или уменьшен объем работы.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

назначение после проведения аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест проведена. Возникает вопрос: зачем после этого проводить экспертизу?

Все просто. Даже проведенная аттестация не гарантирует «честной» компенсации согласно тяжести выполняемой работы. Поэтому проводят независимую экспертизу.

Результаты аттестации рабочих мест и исследования отправляют в гос. экспертизу условий труда, где признают результаты экспертизы правомерными.

Таким образом, экспертиза после проведения аттестации, первым делом запрашивает ее результаты. Тщательно их изучает и перепроверяет подлежащие сомнению.

Обязанности комиссии:

  • определение объема вредных факторов, которые оказывают влияние на здоровье сотрудников, степень тяжести работы;
  • проверка соблюдения доплат, оформления льгот для сотрудников, занимающихся тяжелыми видами работ;
  • составление акта экспертизы условий труда;
  • на основании акта выдает управляющему предприятия рекомендации по модернизации условий труда.

назначение без проведения

На предприятии, где не проводилась аттестация рабочих мест, объем работы значительно выше.

Комиссия должна выявить совокупность факторов среды, оказывающих влияние на производственный процесс и здоровье сотрудника.

Обязанности экспертной комиссии:

  • начальный этап проведения аттестации рабочих мест;
  • сопоставление нормам и нормативам условий и факторов рабочего процесса;
  • выявление класса условий труда по отраслям;
  • составление протоколов по тяжести условий рабочего процесса.

Проведение экспертизы на таком предприятии может проводиться, как тотально, затрагивая каждое рабочее место, так и выборочно, согласно заявке от профсоюза.

Стоит отметить, что в основном проверяются все рабочие места.

Проведение независимой экспертизы условий труда

При проведении экспертизы обязательным условием выступает наличие 3 сторон:

  • заявитель;
  • проверяющий;
  • проверяемая организация.

заявители

Государственная экспертиза проводится для каждого рабочего места при создании проекта строительства и реконструкции производственных объектов.

Самостоятельно провести исследование невозможно, для этого нужен ряд оснований.

Основания для проведения:

  • постановление органов судебной власти;
  • обращение работников;
  • обращение работодателя;
  • обращение органов исполнительной власти.

Цели заявителей:

  • проведение аттестации рабочих мест;
  • оплата компенсаций и льгот в связи с тяжелым трудом;
  • фактические условия труда;
  • при наступлении страхового случая предшествовавшего несчастному случаю, оценка условий и характера труда работника.

кто осуществляет

Осуществлять гос. экспертизу имеют право работники, входящие в комиссию.

Согласно они имеют право беспрепятственно попадать в любое помещение предприятия для проведения исследования.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны предъявлять удостоверение, установленного образца.

Также им должна предоставляться вся запрашиваемая документация относительно условий труда.

При изучении они могут замерять, рассчитывать, изымать часть материалов для проведения проб в лабораториях и т.д.

На основании проведенной работы должно быть составлено заключение. Более подробно рассмотрим его в следующем пункте.

документы

Все документы, которые передаются на гос.экспертизу должны быть зарегистрированы и выдаваться под подпись сотрудника.

Для проведения исследования должны предоставляться следующие документы:

  • государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании заявления на проведение экспертизы;
  • при оценке аттестации рабочих мест:

    1) штатное расписание;
    2) численность работников;
    3) структура подразделения и организации в целом.

    При наличии травматизма:

    1) степень;
    2) количество;
    3) причины.

  • договора с работниками;
  • список всех должностей, на которых осуществляется тяжелый труд и контакт с вредным производством;
  • акты о проводимых медосмотрах;
  • расстановка рабочих на производственном процессе, их должностные инструкции;
  • наличие индивидуальной защиты и сертификация на них, учет на личных карточках сотрудника;
  • журналы инструктажа;
  • документы, подтверждающие обучение работников и возможность работы на занимаемых должностях;
  • документы о назначении ответственных лиц за проведение инструктажа

получение заключения

После проведения экспертизы, комиссией составляется заключение в 2 экземплярах . В последствии, одно отдается работодателю, другое остается у органов исполнительной власти (хранится 5 лет ).

В него входят выводы по проведенному исследованию.

Проверяемая сторона может быть не согласна с экспертным заключением.

Тогда следует обжаловать выводы комиссии на судебном заседании.

Для суда необходимо составить заявление о несогласии и предоставить заключение экспертов.

срок

Срок проведения экспертизы напрямую зависит от объема работы и сложности проведения.

Законодательно срок не может превышать 1 месяц .

В исключительных случаях, его разрешают продлить до 90 дней , но не более.

кто оплачивает

В некоторых случаях проведение экспертизы возможно бесплатно:

  • оценка качества условий труда на основании заявления органа исполнит. власти;
  • фактические условия труда сотрудников на основании заявления органа исполнительной власти;
  • проверка расчета и исполнения предоставления льгот и компенсаций за тяжелые условия труда и работу с вредными материалами.

В случаях, которые не заявлены выше, оплату производит заявитель.

Центр экспертизы условий труда

Центр экспертиз условий труда проводит исследование условий труда на предприятии для производственного контроля.

Для проведения могут быть применены лабораторные исследования.

Опыт работы подобных центров насчитывает более 10 000 аттестаций рабочих мест.

Один из наиболее крупных центров — ООО «Центр экспертизы условий труда» , Санкт-Петербург.

Заключение

Итак, в статье была рассмотрена государственная экспертиза условий труда. Её цель — проверка условий труда каждого работника, соблюдение положенных льгот.

Проводить имеет право федеральный орган исполнительной власти. Законодательно регламентируется , ТК РФ , и рядом Федеральных Законов и Постановлений .

Государственная экспертиза условий труда прописана в статье 21 Основ и статье 216^ ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке определённом Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Правильности предоставления работникам компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, работников, профсоюзных органов.

15. Специально уполномоченные органы надзора и контроля

. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности прописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Государственный надзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. А также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при проведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор.

(Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в РФ является контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. В его функции входит надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, а также надзор и контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности утверждено распоряжением Президента РФ 5 июня 1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА – это комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести труда и напряженности труда) по показателям факторов, оказывающих влияние на и человека в процессе трудовой деятельности. Э. условий труда способствует реализации одной из целей трудового законодательства – созданию благоприятных УТ (ст. 1 ТК РФ).

Э. УТ может осуществляться как:

государственная (органы власти РФ и субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда);

отраслевая (лицензионные органы федеральных органов исполнительной власти и их филиалы на территориях субъектов РФ);

муниципальная (органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти в установленном порядке);

независимая (профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, региональные центры ОТ, общественные организации).

Государственная Э. УТ – это деятельность специально уполномоченных органов по осуществлению контроля за УТ и ОТ, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по подготовке предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

В соответствии со ст. 2161 ТК РФ государственная Э. УТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ в порядке, установленном Правительством РФ, в целях оценки:

качества проведения аттестации рабочих мест по УТ;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными УТ;

соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям ОТ;

фактических УТ работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная Э. УТ осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС РФ.

Согласно ст. 215 ТК РФ , реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий запрещаются без заключений государственной Э. УТ о соответствии проектов требованиям ОТ.

Постановлением Минтруда России от 2 июля 2001 г. № 53 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. В данном документе приведены: примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной Э. УТ; основные требования ОТ в законах и иных нормативных правовых актах.

При экспертизе качества аттестации рабочих мест по УТ проводится оценка соответствия фактического состояния УТ на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, по степени травмобезопасности средств производства, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. Задачи и процедуры аттестации рабочих мест по УТ определены Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которое утверждено постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. Заключение государственной Э. УТ субъекта РФ о качестве проведения аттестации рабочих мест по УТ обязательно при подаче заявки на проведение сертификации работ по ОТ в организациях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях».

Методические указания Минтруда России от 22 ноября 1996 г. по проведению экспертизы на соответствие проектов строительства требованиям УТ устанавливают общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по УТ на , расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории РФ. Обеспечение требований ОТ в проектной документации регламентировано СНиП 12.03 –2001 « в строительстве», СП 11101 –95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1101 –95 « о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Лица ответственные за государственную Э. УТ имеют право:

в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными актами РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: