Митрополит Архангельский Даниил: Несвятые святые Троице-Сергиевой Лавры. Митрополит Даниил: Наше общее дело - возрождение Архангельской области

Литературно-богословские труды преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, не остались втуне. Его книга "Просветитель" одним только фактом своего существования и читательской востребованности, не говоря уж о масштабности содержания, способствовала возникновению новых и в чём-то подобных книг. В XVI столетии в Московской Руси - соответственно тенденции к собиранию и обобщению древнерусского литературного наследия, реализованной, например, в "Книге степеней царского родословия" или же в "Великих минеях четьих", - появляются писатели, отдельные сочинения которых либо их собственными усилиями, либо при посредстве их ближайших сотрудников оказываются объединёнными в составе больших компендиумов. Это касается, в частности, сочинений Максима Грека, Ермолая-Еразма, Зиновия Отенского. Но прежде всего в данном случае речь должна идти о митрополите Московском и "всея Руси" Данииле, прямом наследнике игумена Иосифа.

Биография . Как личность Даниил, прозывавшийся (видимо из-за происхождения) Рязанцем, сформировался в Волоколамском монастыре. В 1515 г. умирающий Иосиф утвердил его, по выбору братии и соответственно желанию великого князя Василия Ивановича, своим преемником. Даниил был ревностным игуменом, в частности заботился о благосостоянии и благочинии монастыря, расширил монастырскую библиотеку. Однако его деятельность в рамках только одной обители длилась недолго. В феврале 1522 г. Даниил, будучи ещё довольно молодым человеком, по повелению опять-таки великого князя был возведён на кафедру первоиерарха вместо смещённого перед тем Варлаама.

Семнадцать лет после этого Даниил возглавлял Русскую Церковь, ревностно храня истины веры и заботясь о нравственной чистоте народа. Тем не менее, его предстоятельство некоторые - правда, крайне предубеждённые - современники оценивали негативно. Например, винили митрополита в том, что он не печаловался "государю о всех людех" и называли его "потаковником" неблаговидных поступков Василия Ивановича. Действительно, имя его оказалось замешанным в нескольких сомнительных делах последнего. Например, в 1523 г. прибывший в Москву под гарантии о безопасности со стороны нового главы русской Церкви северский князь Василий Шемячич был, несмотря на это, заключён великим князем в заточение; в 1525 г., вопреки церковным правилам и протесту духовенства, особенно заволжских старцев, Даниил вновь уступил воле Василия Ивановича и лично обвенчал его с Еленой Глинской при его прежней, ещё живой, лишь насильно постриженной в монахини, супруге Соломонии Сабуровой. Как будто бы не к чести святителя были и суды над старцами Вассианом Патрикеевым и Максимом Греком (в 1525 и 1531 гг.). И всё же явленную им податливость и потворство великому князю вряд ли правильно объяснять только его малодушным раболепством или же политическим конформизмом. Во-первых, своим иерархическим ростом Даниил был полностью обязан Василию Ивановичу, что, конечно же, в средневековом обществе уже само по себе имело весьма существенное значение для характера отношений между людьми. Во-вторых, всё развитие социальной структуры русского общества неуклонно шло в направлении к монархическому абсолютизму по византийскому образцу и таковой в первой трети XVI столетия был уже почти достигнут, что не мог не чувствовать обласканный главой государства предстоятель Церкви. В-третьих, ещё преподобный Иосиф Волоцкий в последних разделах своего "Просветителя" теоретически признавал превосходство светской власти по отношению к духовной, что, конечно же, не могло не влиять на практические принципы его непосредственного ученика. Наконец очевидно, что стремление митрополита к прочному союзу с великим князем заодно помогало ему преодолевать внутрицерковные раздоры, а также укреплять влияние иосифлян в церковной жизни. Так что в свете объективной проекции этот первоиерарх представляется как последовательно отстаивавший интересы Церкви. Однако после смерти Василия III и затем молодой жены последнего положение Даниила ухудшилось: в 1539 г., когда род князей Шуйских в межбоярской борьбе достиг первенства при дворе малолетнего великого князя Ивана Васильевича, митрополит по принуждению оставил первосвятительство и был сослан на покой в родной Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь он и умер восемь лет спустя.

Литературное наследие. Известные нам внешние обстоятельства биографии митрополита Даниила удивительным образом противоречат его внутреннему миру, о котором можно судить по его весьма плодотворным литературным трудам. Свою пастырскую обязанность учить словом он исполнил как никто другой из первоиерархов русской Церкви. Даниил был истинно книжным человеком, - по совершенно независимому отзыву его великого современника преподобного Максима Грека, "доктором закона Христова, украшенным многими знаниями" и обладавшим "изящным разумом". Книжность, учёность и премудрость этого первосвятителя отмечал также и другой его современник, дипломат и публицист Ф. И. Карпов. Даниил оставил много сочинений. Помимо грамот церковно-административного назначения, это преимущественно проповеди, или учительные "слова", обращённые к широкой аудитории, и послания, адресованные разным частным лицам. К сожалению, пока что совсем нет возможности определённо говорить о времени написания им того или иного произведения и, соответственно, нельзя хронологически представить историю его творчества. Вероятно лишь, что основной корпус его сочинений был создан в период его предстоятельского служения. Как глава русской Церкви Даниил, по мнению исследователей, опекал, кроме того, ряд важнейших в плане государственной идеологии, а также конкретной церковно-практической потребности литературных предприятий 20-х - 30-х годов XVI в. Известно, по крайней мере, что под его руководством велась историографическая работа ("Никоновская" и "Иоасафовская" летописи и "Хронограф"), была составлена сводная "Кормчая книга", занимались переводами приглашённые на Русь иностранцы, - врач и астролог Николай Булев (Немчин) и упомянутый Максим Грек.

Собственные литературные сочинения митрополита Даниила бытовали в русской книжности либо раздельно, в составе разных рукописных книг, либо в составе двух авторских сборников: один, из 16 поучений, принято называть "Соборником", другой, из 14 посланий, - "Сборником". Обе подборки известны в рукописях XVI в. (соответственно, РНБ, F. 1, № 522 и РНБ, собрание М. И. Погодина, № 1149), причём "Соборник", по мнению учёных, составлен был самим автором, тогда как его послания свёл воедино неизвестный книжник. Обе подборки известны также в нескольких рукописных копиях XVI-XVIII веков.

В плане творческого пафоса писатель-иерарх выступал, в первую очередь, как публицист, ибо затронутый им весьма широкий круг вопросов всегда касался именно современных ему конкретных явлений общественной жизни. В "Соборнике", например, содержатся обличения ереси "жидовствующих", астрологии, а также различных, распространённых в обществе - прежде всего, среди вельмож и духовенства - нравственных пороков. Соответственно, в "словах" рассматривается догматическое учение Церкви о воплощении и богочеловечестве Спасителя Иисуса Христа, о промысле Божием и его отношении к судьбе человечества; разбираются разные обстоятельства жизни людей, согласующиеся или не согласующиеся с христианским представлением о Божественной премудрости, правде и любви; рисуется общественное и семейное положение женщины; обличается жадность и скупость духовенства, говорится о воспитании детей, о жестоком и несправедливом угнетении рабов. Даже модники и блудники не оставлены без внимания проповедника. Митрополит учит о том, что "должно веровать и поступать по свидетельству божественных писаний"; что необходимо избегать ложных пророков и учителей, либо кротко, но твёрдо опровергать их мнения; что за истины веры надлежит бороться твёрдо и неколебимо; что надобно исполнять все церковные "устроения, чины и уставы, правила и законы", дабы быть истинными, а не только по названию, христианами; что поскольку власть на земле дана Богом "в отмщение злодеем, в похвалу же благотворцам", постольку следует и повиноваться властям, и заботиться о соблюдении людьми божественных законов; что подобает воздерживаться от неправды, ярости, гнева, зависти, тщеславия, гордости, пересудов, клеветы, ябедничества и доносов; что нужно каждому христианину в своей жизни выполнять всем сердцем, душой и мыслью обет, данный при святом крещении и в таинстве брака, и, заметив в себе нарушение этого обета, покаяться и исправиться; что ради возможного спасения желательно быть милосердным, справедливым, жить в простоте и добродетелях, презирая суетные удовольствия мира и любомудрствуя о духовном, и не стоит предаваться со страстным увлечением мирским благам. Содержание другой книги Даниила, "Сборника", в целом сходно с его учительными трактатами. Адресованные частным - к сожалению, чаще всего не названным - лицам "послания" этого князя Церкви, видимо, все же ориентированы были на множество читателей. Их автор размышляет о браке и иночестве как двух богоустановленных формах жизни человека; рассматривает три типа монашеского подвизания, - отшельничество, скитничество и общежитие; излагает идеалы и правила подвижнической жизни; рассуждает о целомудрии и чистоте; бичует грехи блуда и прелюбодеяния, особенно грех муже- и детоложства; порицает духовенство за нерадение по отношению к просвещению церковного народа; вникает в смысл учения Церкви о страхе Божием, о ничтожестве земных благ и скоротечности земной жизни; рисует картины страшного суда; призывает своих собеседников и всех чад окормляемой им паствы к покаянию и исправлению. Теми же учительно-обличительными задачами и пафосом характеризуются и бытовавшие отдельно сочинения митрополита Даниила. Например, его "Окружное послание" направлено против общественных раздоров и несогласий, деспотизма власти и лжеучений еретиков, в нём так же говорится о "смирении, соединении, согласии, любви, соблюдении православной веры и закона", а "Послание" к волоколамскому старцу Дионисию Звенигородскому, в миру князю, учит о христианском отношении к скорбям, о монастырской дисциплине и послушании.

Свои произведения - и "слова" и "послания" - Даниил всегда строил примерно одинаково. Вступление у него было обычно посвящено обозначению конкретной вероучительной, нравственной, житейской проблемы и по смыслу являлось преимущественно обличительным. Последний раздел был больше назидательным, здесь излагались нравственные выводы, наставления, призывы. Литературно это самостоятельные части. В них автор подчас являет талант острого сатирика, правдивого и всестороннего бытописателя, способного умело сочетать высокоумную книжную речь с живым, разговорным языком. А вот средняя часть сочинений Даниила литературно несамостоятельна: в плане содержания и назначения она является справочно-иллюстративным, доказательным разделом, ибо представляет собой тщательную и нередко исчерпывающую подборку выдержек и примеров, заимствованных из разнообразнейших источников: из Священного Писания, правил Церкви, святоотеческих творений и многих других переводных и собственно русских памятников литературы, - разных богослужебных текстов, патериков, "Прологов", житий святых подвижников, хроник, летописей, "Кормчей книги", легендарно-исторических повествований об Александре Македонском, "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона, "Похвального слова" царю Константину Евфимия Тырновского, "Просветителя" Иосифа Волоцкого, переводов Максима Грека и т. д. Здесь, несомненно, писатель с блеском демонстрировал свою огромную эрудицию и блестящую начитанность в христианской литературе (исследователи насчитывают до 80 использованных им в целом источников). Соответственно, данные разделы его сочинений обладают, прежде всего, информационно-энциклопедической ценностью.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

(1521 - 1539)

Что не сделал митрополит Варлаам в оказании услуг великому князю, любыми средствами заманить в ловушку Василия Шемятича, то сделал его преемник Варлаама Даниил . Выдав крестоцеловальную грамоту Новгороду северскому князю он совершил тем самым вероломство. Василий Шемятич, потомок Димитрия Шемяки, оспаривавшего престол, приехал в 1523 году в Москву, где его схватили и заточили . Митрополит не стыдился своего поступка и в беседе с боярином благодарил Бога за то, что он: "Избавил великого князя от запазушного врага", иными словами оправдывался ссылаясь на государственные интересы. Поэтому Герберштейн пишет своему императору "Воля государева - воля Божия" или на Руси говорили ещё, что "Государь - ключник и постельничий Божий". Во имя государя можно совершить грех. Даниил простолюдин, был строгим аскетом Волоцкого монастыря, преемник Иосифа. По видимому, стал игуменом по желанию великого князя, ведь Иосиф в своем завещании не называл его в числе десяти кандидатов в преемники. Василий часто был в любимом монастыре или охотился в волоколамских лесах. Он заметил его угодливость и после шести лет игуменства поставил его на митрополичий стол. Став первосвятителем Даниил разительно переменился, он "быстро усвоил стиль пышной и вельможной жизни: гастрономия в столе, эстэтика в одежде и помпа при выездах. Физически он был ещё цветущим человеком (ещё бы, от такого стола!), таким цветущим, что его лицо было краным". Герберштейн пишет, к чему он прибегал, чтобы придать бледность лицу: "Данииил был человек дюжий и тучный лицом красным, и по видимому, он был предан более чреву, чем посту и молитвенным бдениям. Когда нужно было являться в народе для служения он придавал лицу бледность посредством окуривания себя серой". Пусть это будет легендой, но она не пристанет к постнику. Вот общественное мнение о нём. Вот другой случай его подхалимства князю, где он выступил прямым нарушителем церковных правил. Василий Иванович двадцать лет прожил в браке с Соломонией Сабуровой, но не имел детей. И вот рассказывают, что увидит Василий пташку и плачет, заливается слезами, дескать Бог дал тебе детишек, птенчиков, а мне Господь не даёт. Престол не кому было передавать. Мысль о разводе подали бояре. Митрополит обратился к восточным патриархам и получил отказ. Тогда Даниил своей властью и покорным ему собором развёл князя и постриг Соломонию в монашество за недетородство. Это было в 1525 году . Она будто бы родила в монастыре, но это легенда. Два месяца спустя митрополит обвенчал Василия с Еленой Глинской 21 января 1526 года . От неё родился Иван Грозный . В одной из летописи этот брак назван прелюбодеянием. Даниил же его объясняет как государственную необходимость. Он посвятил три слова оправданию этого нарушения. Он был замечательным писателем. "Этот потакомник великого князя нетерпим был к нестяжателям. Засудил и беспощадно наказал их". Перед кончиной великий князь пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Воронцов пытались недопустить этого. Даниил тогда сказал Андрею: "Не будь на тебе нашего благословения не в сей век не в будущий. Хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченый". Троицкий игумен Иоасаф совершил пострижение умирающего дав ему имя Варлаама. Он умер 4 или 3 декабря 1533 года. Василий Третий умирая приказал великую княгиню и дети своя отцу своему митрополиту Даниилу, а великой княгине Елене под сыном своим государство держать до возмужания сына своего трёхлетнего Ивана Четвёртого. Елена правила пять лет. При дворе бушевала боярская свара. За власть дрались две боярские партии: Шуйские и Бельские . Оба рода Рюриковичей. Даниил, глава боярской думы и регенша Елена не владели ситуацией. Митрополит не защитил Юрия Ивановича, брата покойного царя. Он погиб в темнице. Даниил давал опять ручательства за жизнь другому брату покойного Андрею Ивановичу Старицкому, которого хотели вероломно извести. Андрей бежал, но его поймали великая княгиня "Олена и митрополит Даниил, да посадили его в набережную палату да положили на него великую тягость", то есть сделали с ним татарскую казнь. Митрополит не блюл и интересов Церкви от интересов светских властей. Духовные были освобождены от податей, а правительство привлекло к несению некоторых городских и государственных повинностей. В 1534 году при возведении китайгородской стены и новгородской стены духовенство платило подати. Был положен оброк и на духовенство. В 1535 году новгородского владыку заставили раскошелиться на выкуп крымских пленников. В 1536 году у новгородских монастырей были отобраны пожни и снова сданы им в аренду. В 1538 году Елена умерла. Борьба партий принимает более серьёзные обороты. Митрополит Даниил неудачно делает выбор. Он примыкает к партии Бельских, но побеждают Шуйские и сажают Бельского в тюрьму. Понятна и участь Даниила - его свергают в 1539 году и ссылают в Волоцкий монастырь, где он умер через восемь лет . Мирополит Даниил талантливый писатель. Самые хорошие сочинения у него против нравственных пороков. Ему принадлежит более десяти слов, где он бичует мирские пороки и увеселения. Голубинский пишет: "Тот же Даниил занимает совершенно выдающееся положение в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два три поучения как другие митрополиты, а целую большую книгу " Учительных слов" и такую же книгу "Учительных посланий". Предмет этих слов и посланий составляет теоретические и богословские и вероучительные истины; нравственно христианское учение, обращённое к мирянам с резким обличением пороков современного общества; специально нравственное и дисциплинарное учение обращённое к монахам".

«Нельзя поддаваться искушению современного мира, завлекающего в поле, где люди играют по законам зла. Нужно держать удар, чтобы не опуститься на уровень злобы, не начать мстить. Следует послушать Господа, говорящего: "Мне отмщение, и Я воздам". Когда человек начинает мстить, от него отходит благодать Божия. Человек как бы говорит: "Боженька, отойди в сторону!" Несчастный мститель творит страшные поступки. Да не будет сего с нами! Обратимся от всего сердца к Божией Матери, попросим Ее о помощи, и тогда ничто не сможет отлучить нас от любви Божией».

Биография:

Митрополит Даниил (в миру Александр Григорьевич Доровских) родился 27 декабря 1960 г. в Воронеже в верующей семье. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. окончил Одесскую духовную семинарию.

20 июня 1985 г. был пострижен в монашество в Свято Троице-Сергиевой лавре с именем Даниил - в честь преподобного Даниила Московского. 3 июля 1985 г. рукоположен во иеродиакона, 28 августа 1986 - во иеромонаха. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 26 мapтa 1988 г. возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 г. - в сан архимандрита. С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного Троице-Сергиевой лавры. 11 ноября 2001 г. в Москве в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.

За годы архиерейского служения епископа Даниила на Сахалине были открыты несколько десятков православных приходов и молодежные лагеря, а также православный лекторий, куда регулярно приезжали известные священники и религиоведы из Москвы. По благословению владыки Даниила были построены храм на острове Шикотан и часовня в Тятине на острове Кунашир - территориях, на которые претендует Япония. В 2004 г. на Сахалине был открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 2010 г. - Духовно-просветительский центр при Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 120) владыка Даниил избран епископом Архангельским и Холмогорским.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 150) назначен главой Архангельской митрополии. Также Синод поручил временное управление новообразованной Котласской епархией.

8 января 2012 г. в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля на малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Даниила в сан митрополита.

Московский и всея Руси, церковный деятель, писатель и публицист.

Про-ис-хо-дил, ско-рее все-го, из цер-ков-ной сре-ды. При-нял по-стриг в Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ском мо-на-сты-ре. В по-след-ние го-ды жиз-ни Ио-си-фа Во-лоц-ко-го фак-ти-че-ски воз-глав-лял мо-на-стырь, игу-мен (сентябрь 1515 - январь 1522). Про-дол-жил его курс на стро-гое со-блю-де-ние норм об-ще-жи-тель-но-го ус-та-ва (уже-сто-чил его нор-мы, за-пре-тив мо-на-хам дер-жать кни-ги в кель-ях, что вы-зва-ло кон-фликт Даниила с не-ко-то-ры-ми из них), рас-ши-ре-ние зем-ле-вла-де-ния и ук-ре-п-ле-ние бла-го-сос-тоя-ния мо-на-сты-ря. По же-ла-нию вели. мкого князяо-с-ков-ско-го Ва-си-лия III Ива-но-ви-ча был по-став-лен на ми-тро-по-лию со-бо-ром рус-ских ие-рар-хов (декабрь 1521 года). Воз-гла-вил ио-сиф-лян и серь-ёз-но ук-ре-пил их по-зи-ции: из 8 по-став-лен-ных им в 1522-1536 годах ар-хие-ере-ев 3 бы-ли стар-ца-ми Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ско-го монастыря, а 4 (или 3) бы-ли сто-рон-ни-ка-ми ио-сиф-лян, в том числе бу-ду-щий митрополит Ма-ка-рий.

Фор-маль-но раз-де-ляя тео-рию о пер-вен-ст-ве ду-хов-ной вла-сти над свет-ской (при этом, со-глас-но взгля-дам ио-сиф-лян, осо-бо под-чёр-ки-вая бо-го-ус-та-нов-лен-ность вер-хов-ной вла-сти), Даниил на прак-ти-ке по-сто-ян-но под-дер-жи-вал Ва-си-лия III в раз-ре-ше-нии кон-фликт-ных и иных си-туа-ций, за-час-тую со-мни-тель-ных в мо-раль-ном пла-не. В мае 1523 года он под-пи-сал-ся под га-ран-тия-ми безо-пас-но-го при-ез-да в Мо-ск-ву нов-го-род-се-вер-ско-го князя Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Ше-мя-чи-ча (по при-бы-тии в сто-ли-цу был аре-сто-ван с семь-ёй и за-клю-чён в тем-ни-цу, где и умер). Даниил под-дер-жал, обос-но-вал и по-мог осу-ще-ст-вить в но-ябре 1525 года на-силь-ст-вен-ный по-стриг пер-вой же-ны Ва-си-лия III С.Ю. Са-бу-ро-вой из-за её «не-плод-ст-ва», а в январе 1526 года вен-чал его вто-рым бра-ком с княж-ной Е.В. Глин-ской. Зи-мой - вес-ной 1525 года Даниил под-го-то-вил и про-вёл со-бор-ный суд над Мак-си-мом Гре-ком и ря-дом других лиц по цер-ков-ным во-про-сам и уча-ст-во-вал в свет-ском су-де над ним по тяж-ким (главным образом сфаль-си-фи-ци-ро-ван-ным) об-ви-не-ни-ям. Вес-ной 1531 года Даниил ор-га-ни-зо-вал со-бор-ный суд над гла-вой не-стя-жа-те-лей - Вас-сиа-ном (Пат-ри-кее-вым), ря-дом лиц из его ок-ру-же-ния, а так-же по-втор-ный суд над Мак-си-мом Гре-ком. Со-бор при-знал оши-боч-ны-ми и ере-ти-че-ски-ми вы-ска-зы-ва-ния об-ви-няе-мых об осу-ж-де-нии мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния, не-при-зна-ние ка-но-ни-за-ции ря-да русских свя-тых XV-XVI веков, не-одоб-ре-ние жес-то-ких ре-прес-сий в от-но-ше-нии лиц, при-знан-ных ере-ти-ка-ми, и т. п., а так-же за-пре-тил ряд их со-чи-не-ний и книг, в т. ч. Корм-чую Вас-сиа-на (Пат-ри-кее-ва). На том же со-бо-ре 1531 года был ка-но-ни-зи-ро-ван Паф-ну-тий Бо-ров-ский, со-мне-ние в свя-то-сти ко-то-ро-го вы-ска-зы-ва-ли осу-ж-дён-ные. Даниил сыг-рал зна-чительную роль в со-бы-ти-ях, свя-зан-ных со смер-тью Ва-си-лия III: уча-ст-во-вал в со-став-ле-нии и за-ве-ре-нии за-ве-ща-ния великого кня-зя, был на-зна-чен од-ним из основных ду-ше-при-каз-чи-ков, на-сто-ял, со-глас-но же-ла-нию Ва-си-лия III и во-пре-ки по-зи-ции ря-да бо-яр, на его по-стри-ге в по-след-ние ми-ну-ты жиз-ни, ор-га-ни-зо-вал его по-хо-ро-ны. Сра-зу по-сле кон-чи-ны Ва-си-лия III при-вёл к при-ся-ге трёх-лет-не-му великому князю мо-с-ков-ско-му Ива-ну IV Ва-силь-е-ви-чу его дя-дей, кня-зей Юрия Ива-но-ви-ча и Ан-д-рея Ива-но-ви-ча, а так-же чле-нов Бо-яр-ской ду-мы и Го-су-да-ре-ва дво-ра. В пе-ри-од бо-яр-ско-го прав-ле-ния 1530-1540-х годов стал по-сле-до-ва-тель-ным сто-рон-ни-ком великой княгини Е.В. Глин-ской, под-дер-жал её в 1537 году во вре-мя вы-сту-п-ле-ния князя Ан-д-рея Ива-но-ви-ча. В феврале 1539 года Даниил был на-силь-ст-вен-но све-дён с ка-фед-ры «пар-ти-ей» кня-зей Шуй-ских по об-ви-не-нию в «ве-ли-ком среб-ро-лю-бии», не-ми-ло-сер-дии и жес-то-ко-сти, а так-же по со-стоя-нию здо-ро-вья. По-след-ние го-ды про-вёл в Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ском мо-на-сты-ре.

Даниил был книж-ни-ком-эру-ди-том, уме-лым ор-га-ни-за-то-ром ми-тро-по-личь-е-го скрип-то-рия, мас-шта-бы дея-тель-но-сти ко-то-ро-го при нём зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лись. Его пе-ру при-над-ле-жат бо-лее 60 тек-стов - слов, по-уче-ний, по-сла-ний и других со-чи-не-ний (в т. ч. в за-щи-ту цер-ков-но-го зем-ле-вла-де-ния). Те-ма-ти-ка его тек-стов раз-но-об-раз-на: об-ли-че-ние ере-ти-ков, су-ж-де-ния о бо-же-ст-вен-ной при-ро-де са-мо-держ-ца, о нор-мах пра-вед-но-го су-да и управ-ле-ния, о пра-ви-лах мо-на-стыр-ской жиз-ни и пре-иму-ще-ст-ве об-ще-жи-тель-ных оби-те-лей и т. п. Для ав-тор-ской ма-не-ры Даниила ха-рак-тер-но обос-но-ва-ние ка-ж-до-го су-ж-де-ния раз-вёр-ну-той под-бор-кой ци-тат из Свя-щен-но-го Пи-са-ния, со-чи-не-ний от-цов Церк-ви и раз-но-об-раз-ных, в т. ч. и пе-ре-вод-ных, про-из-ве-де-ний, в со-че-та-нии с раз-го-вор-ным язы-ком в об-ли-чительных и нра-во-учительных тек-стах. К пе-рио-ду пре-бы-ва-ния Даниила на ка-фед-ре от-но-сит-ся соз-да-ние в ми-тро-по-личь-ем скрип-то-рии около 20 ру-ко-пи-сей. Даниил был ре-дак-то-ром-со-ста-ви-те-лем Ни-ко-нов-ской ле-то-пи-си и, ско-рее все-го, Иоа-са-фов-ской ле-то-пи-си, Свод-ной Корм-чей, «Со-бор-ни-ка» Даниила, сбор-ни-ка по пре-иму-ще-ст-ву ан-ти-ка-то-лических по-ле-мических со-чи-не-ний и др. По ини-циа-ти-ве Даниила до-пи-сы-вал-ся «фор-му-ляр-ник» ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ры, со-став-ля-лась ко-пий-ная кни-га до-ку-мен-тов на зе-мель-ные вла-де-ния ка-фед-ры и ми-тро-по-личь-их мо-на-сты-рей. Многие ру-ко-пи-си со-хра-ни-ли сле-ды ав-тор-ской и ре-дак-тор-ской ра-бо-ты Даниила. На-пи-са-ние це-ло-го ря-да со-чи-не-ний, ле-то-пи-сей и па-мят-ни-ков бы-ло вы-зва-но за-да-ча-ми внут-ри-цер-ков-ной и по-ли-тической борь-бы, но в пер-спек-ти-ве они ста-ли ос-но-ва-ни-ем для ос-мыс-ле-ния и опи-са-ния ис-то-рии Русского государства, его ро-ли как един-ст-вен-но-го в тот пе-ри-од пра-во-слав-но-го цар-ст-ва.

митрополит Моск. и Всея Руси. По свидетельству Герберштейна, он род. в 1492 г.; судя по прозвищу "рязанца", происходил из Рязанской области. Образование получил, вероятно, в Волоколамском монастыре под руководством его игумена Иосифа Волоцкого, последователем которого Д. явился в своей деятельности. В 1515 г. Иосиф, чувствуя приближение смерти, предложил братии монастыря избрать преемника ему; выбор монахов пал на Д. и был утвержден Иосифом. В сане игумена Д. деятельно заботился о благосостоянии монастыря, расширил монастырскую библиотеку и ревностно поддерживал строгую дисциплину, заведенную Иосифом. В это же время начал он и свою литературную деятельность. В рус. церкви происходила тогда борьба двух направлений, известных под именем иосифлян и заволжских старцев (см.). Иосифляне (ученики Иосифа Волоцкого) отождествляли церк. и государство, подчиняя духовную иерархию верховной светской власти, но требуя от нее за то подчинения церковным интересам в смысле защиты всех прав и привилегий церкви, в том числе особенно права монастырей владеть населенными имениями, а также охраны религии путем преследования еретиков. Последователи Нила Сорского, иначе заволжские старцы, допускали исправление в церковных обрядах и правилах и стремились отгородить церковь от государства, обеспечивая ее независимость в духовных делах и не допуская ни вмешательства иерархии в светские дела иначе как во имя защиты религиозно-нравственных принципов, ии воздействиия на еретиков каким-либо другим оружием, кроме духовного; во имя тех же нравственных принципов они требовали отнятия у монастырей их населенных имений. Первые примыкали к зарождавшемуся абсолютизму московских государей, вторые - к старым удельным и боярским традициям и к земскому началу. Первый период борьбы был закончен еще при Иоанне III, когда вопросы об отношении к еретикам и о монастырских имениях были разрешены в пользу иосифлян благодаря усилиям самого Иосифа и архиеп. Новгородского Геннадия (см.). Литературная полемика продолжалась и после соборов 1490 и 1503 гг., а с вокняжением Василия Иоанновича, когда приближен был ко двору Вассиан Патрикеев или Косой (см.) и сделался митрополитом приверженец заволжских старцев Варлаам, перевес склонялся, по-видимому, на сторону побежденной было партии. Вскоре, однако, Варлаам своею независимостью и частыми "печалованиями" за осужденных навлек на себя гнев вел. князя и 17 дек. 1521 г. был смещен с митрополии, а на его место Василий без всякого собора назначил (27 февраля 1522) Д., с мнениями и характером которого успел ознакомиться. На митрополичьем престоле Д. явился типичным иерархом-иосифлянином, не только не противодействуя своими "печалованиями" злоупотреблениям власти, но не стесняясь ради желаний Василия поступиться своею совестыо и самыми церковными правилами. В 1523 г. вел. князь, возымев подозрения на северского князя Василия Ивановича Шемячича (см.), вызвал его в Москву, причем Шемячичу, опасавшемуся приехать, были посланы "опасные грамоты" вел. князя и митрополита, в которых последний брал его "на образ Пречистыя, да на чудотворцев, да на свою душу". Тем не менее Шемячич через несколько дней по приезде был схвачен и посажен в заточение, а Д. и не подумал за него вступиться. Когда несколько позже Василий Иоанновнч замыслил развестись с своей супругой Соломонией, многие и особенно духовенство, принадлежавшее к заволжским старцам, с Вассианом Косым и Максимом Греком во главе восстали против развода, несогласного с учением церкви. Д. сперва повел себя осторожно, посоветовав обратиться за разрешением развода к восточным патриархам и на афонские монастыри; но когда получил отказ и от патриархов, и с Афона, а вел. кн. стоял на своем, митрополит решился исполнить его волю. Соломония была насильно пострижена в монахини и отправлена в м-рь, и затем Д. сам обвенчал вел. кн. при живой жене с Еленой Глинской. Подобные действия в глазах многих современников роняли авторитет митрополита: его называли "потаковником", не хотели в нем видеть пастыря. "Не ведаю де и митрополит, не ведаю простой чернец", говорил про него боярин Берсень: "учительного слова от него нет никоторого, а не печалуется ни о ком, а прежние святители сидели на своих местах в манатьях и печаловалися государю о всех людех". Это нисколько не уменьшило влияния Д. в делах государственных и церковных. После того, как вел. князь отнял свою поддержку от противников иосифлян, участь их была решена. Сперва Максим Грек был подвергнут суду по обвинению в ереси и соборами 1524 и 1531 гг. осужден на заточение в монастыре, а за ним привлечен был к суду и Вассиан, в 1531 г., по такому же обвинению. Признанный еретиком, он был сослан в Волоколамский м-рь, где, по словам Курбского, его "иноки умориша вскоре". При отправлении в ссылку и Максиму, и Вассиану воспрещено было писать что бы то ни было. Иосифляне, добившиеся тесного союза с светскою властью, торжествовали полную победу, и как бы в ознаменование ее Д. 1 мая 1531 г., еще до второго собора над Максимом Греком, торжественно канонизовал Пафнутия Боровского, учителя Иосифа Волоцкого. После смерти Василия Д. по-прежнему ревностно служил целям и задачам правительства. В 1534 г. с его помощью был привлечен в Москву кн. Андрей Старицкий. Митрополит брал его "на свои руки" в случае приезда и грозил церковным отлучением за ослушание. Но, подобно Шемячичу, и кн. Андрей попал в темницу. Прежним значением, однако, Д. не пользовался и должен был спокойно смотреть, как новое правительство под влиянием бояр покушалось на материальные права духовенства и на владения монастырей. В 1535 г. вышел закон, воспрещавший монастырям покупать и брать в заклад вотчинные земли служилых людей без ведома и согласия на то правительства. По смерти Елены Д. принял сторону кн. Ив. Бельского против Шуйских и после падения Бельского был сведен Иваном Шуйским с митрополии 2 февр. 1539 г. и сослан в Волоколамский м-рь, где умер в 1547 г. На его место бояре возвели сперва представителя противоположной партии, игумена Троицкого м-ря Иоасафа; но строгий охранитель нравственных принципов оказался неудобным и уже в 1642 г. был заменен иосифлянином, архиеп. новг. Макарием. Дело Д. не пропало, таким образом, и после его падения; этому в значительной мере способствовало и то, что за время своего управления он наполнил иерархию людьми своего образа мыслей. Личный характер Д. не отличался большими достоинствами: человек практического ума, он был честолюбив, мстителен и жесток, любил пышность и великолепие и охотно пользовался благами жизни, против которых так вооружался в проповедях.

В. М-н.

Сочинения Д.: 1) так называемый "Соборник", содержащий в себе шестнадцать "слов" Д.; 2) Сборник, содержащий в себе четырнадцать обширных посланий; 3) "Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении прав. веры"; 4) отдельное "Поучение м-та Д. всея Руси"; 5) послание к кн. Юрию Ивановичу; 6) послание к неизвестному; 7) наказ епископу Досифею; 8) ответ некоему христолюбцу о здравии; 9) ряд "посыльных грамот по всех владык"; "грамоты" разным лицам; 10) "отреченная грамота". Им была составлена не сохранившаяся до нас "Кормчая". В сочин. Д. довольно полно и с замечательною даже и не для его времени эрудицией изложено догматическое и нравственое учение церкви. Особенную цену имеют для истории сочинения Д. правообличительные. Он энергично обличал пороки вельмож, общества, самого духовенства, оставив, таким образом, всестороннее и яркое изображение быта и нравов для потомства своей эпохи. Он вооружался против увеселений, пьянства и разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (любопытно, что, ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т. е. впадение в ересь), против астрологии, занесенной на Русь немцами, против ложных доносов и сплетней, против поединков; касался положения женщины в обществе и семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным; особенно хорошо обрисованы типы тогдашних франта и волокиты. В нескольких сочинениях об иночестве изложена подробная регламентация трех видов монашеской жизни и нарисован идеальный образ монаха. Особенным уважением пользуются сочинения Д. между старообрядцами, так как в четвертом его слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из известного подложного "Слова Феодоритова". Подробнее см. "Митрополит Даниил и его сочинения", исследование В. Жмакина (М. 1881); Беляев, "Даниил митрополит Московский" (Историч. чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. Имп. Акд. н., 1856-7 г., 96-118. Известия Имп. Акд. н. по отделению русск. языка и словесности, т. V, 1856 г., 195-209); Николаевский, "Русская проповедь в XV и XVI вв. ("Ж. м. н. пр.", 1868 г. CXXXVII и CXXXVIII): Преосв. Макарий, "Сочинения московского митрополита Даниила" (Христиан

ское чтение, 1872, ч. III), и его же "История русск. церкви" (т. VI и VII).

  • - Даниил – митрополит всея Руси, писатель и публицист. Родом из Рязани, Д. был поначалу монахом Иосифо-Волоколамского монастыря. При жизни Иосифа Волоцкого он не играл сколько-нибудь видной роли в монастыре...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Энциклопедия культурологии

  • - архиерей очень крупной церковной области...

    Православный энциклопедический словарь

  • - Митрополит Московский и всея России, поставлен в сей сан из Игуменов Иосифова Волоколамского Монастыря 1522 года Февраля 27, а в 1539 году во время малолетства Царя Иоанна Васильевича своевольствовавшими Боярами лишен...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит московский и всея Руси. Первое историческое известие о личности митрополита Даниила встречается в 1515 году при избрании его в игумена Волоколамского монастыря...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Даниил - митрополит московский и всея Руси в 1522 - 1539 годах, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого, вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами...

    Биографический словарь

  • - в Русской православной церкви священнослужитель высшей степени. До 14 в. Русь в церковном отношении представляла собой единую митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриарха...

    Русская энциклопедия

  • - митрополит московский и Всея Руси. По свидетельству Герберштейна, он род. в 1492 г.; судя по прозвищу "рязанца", происходил из Рязанской области...
  • - епископ митрополии, т. е. главного города области или провинции в греко-римской империи. Одни думают, что название М. явилось не ранее 1-го вселенского собора...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Даниил, московский митрополит в 1522≈39. Происходил из Рязанской земли; с 1515 игумен Иосифо-Волоколамского монастыря; ученик видного деятеля русской церкви Иосифа Волоцкого...
  • - высший духовный сан в некоторых христианских церквах...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху...

    Современная энциклопедия

  • - в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху...

    Большой энциклопедический словарь

  • - МИТРОПОЛИ́Т, -а, муж. Высшее почётное звание архиерея, а также архиерей, имеющий это звание...

    Толковый словарь Ожегова

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  apxиepeй областного города, которому подчинены все прочие архиереи той же области...

    Словарь церковнославянского языка

"Даниил, митрополит" в книгах

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва, Гедимин, литовщина, Ольгер

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва,

Митрополит Даниил

Из книги Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.) автора Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна

Митрополит Даниил До наших дней дошли, хотя и в неполном виде, два замечательных памятника тех лет - «Выпись из государевой грамоты, что прислана к великому князю Василью Ивановичу о сочетании второго брака и о разлучении первого брака чадородия ради, творение Паисеино,

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Даниил (московский митрополит)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в Вере

Из книги Стояние в Вере автора Митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30

автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на свою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлёбку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум

4. Митрополит Даниил

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

4. Митрополит Даниил Для московской книжной среды характерна фигура митрополита Даниила (1522–1539), многократно упоминавшегося уже в настоящей работе. Его церковно–политическая деятельность и его сочинения подробно освещены в одной из лучших монографий по истории



 

Возможно, будет полезно почитать: