Обжалование предписаний трудовой инспекции. Как обжаловать предписание Обжалование предписания инспекции труда

15 сентября 2015 г. начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Для работодателей этот документ интересен тем, что в нем установлен новый порядок обжалования предписаний, выданных инспекторами ГИТ по результатам проведенных проверок.

Не согласны с предписанием, выданным компании инспектором ГИТ по результатам проверки? Имеете право его обжаловать и не выполнять требования инспектора, которые считаете незаконными.

Ранее для обжалования нужно было соблюдать правила, установленные гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Теперь процедура предусмотрена Кодексом административного судопроизводства РФ, и само заявление об оспаривании называется по-другому.

Кто может проверять компанию вне плана и где искать

КАС: что нового?

Итак, гл. 25 ГПК РФ утратила силу, а ей на смену пришла гл. 22 КАС РФ.

Сравнение гл. 25 ГПК РФ и гл. 22 КАС РФ

Критерий сравнения Ранее, до 15.09.2015 Глава 25 ГПК РФ Теперь, после 15.09.2015 Глава 22 КАС РФ
Название главы Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Заявители Гражданин, организация Гражданин, организация, иные лица
Чьи решения, действия (бездействие) обжалуются Орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий Орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая квалификационную коллегию судей, экзаменационную комиссию), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий
Основания для обращения заявителя в суд Если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 254) Если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218)
Способы обжалования Заявитель вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 254) Заявитель может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218)
Название заявления Заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 2 ст. 254) Административное исковое заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 4 и 5 ст. 218)

Что мы видим на этом этапе сравнения?

  1. При несогласии с решением инспектора ГИТ у работодателя по-прежнему есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.
  2. Изменилось название заявления, с которого начинается обжалование предписания, других решений, действий (бездействия) государственного органа. Административное исковое заявление – именно так теперь будет называться документ, являющийся отправной точкой в процедуре обжалования предписаний ГИТ. К нему работодатель должен приложить копии оспариваемого предписания, акта проверки и документы, подтверждающие его позицию.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Обратите внимание!
Информацию о компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также порядок обращения к нему можно найти на его официальном сайте .

Новое положение содержит ч. 4 ст. 218 КАС РФ. В ней указано, что с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц могут обратиться в суд:

  • органы государственной власти;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;
  • прокурор в пределах своей компетенции;
  • иные органы, организации и лица.

Подобное обращение осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом, если указанные лица полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие):

  • не соответствуют нормативному правовому акту;
  • нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
  • создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Прокурор мог и ранее обратиться в суд в защиту интересов граждан и организаций. Сейчас это могут сделать Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица. К этим «иным лицам» относится недавно появившийся в России Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (в СМИ его еще называют бизнес-омбудсменом). И если раньше подобные полномочия были прописаны только в законодательстве об Уполномоченном при Президенте РФ по правам предпринимателей (ст. 4 ) , то теперь они закреплены в КАС РФ.

Приведем пример, как бизнес-омбудсмен во Владимирской области помог предприятию отменить предписание ГИТ, выданное по результатам незаконно проведенной проверки.

Пример

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области поступила жалоба ООО «Д» по вопросу нарушения прав со стороны Государственной инспекции труда. Заместителем руководителя ГИТ в отношении компании была назначена внеплановая документарная проверка. По результатам рассмотрения документов и анализа информации Уполномоченный по защите прав предпринимателей выявил нарушения прав и законных интересов ООО «Д».

1. Основанием проверки стало анонимное обращение, в то время как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (нарушена норма ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ) ).

Уполномоченный установил, что основанием внеплановой проверки в отношении ООО «Д» было письмо городского прокурора о направлении по подведомственности анонимного обращения по вопросу несоблюдения трудовых прав граждан в ООО «Д» в части нарушения правил оплаты труда. Анонимное обращение было приложено к письму прокурора.

2. ООО «Д» было уведомлено о проведении внеплановой проверки менее чем за 24 часа до начала ее проведения (нарушена норма ч. 16 ст. 10 ).

3. У компании затребованы документы в большем объеме, чем это необходимо для проверки фактов, изложенных в письме городского прокурора в части нарушения правил оплаты труда (нарушена норма п. 3 ст. 15 ).

Так, были запрошены документы по охране труда, оформлению несчастных случаев на производстве, аттестации рабочих мест, медицинские книжки работников и иные не относящиеся к объекту проверки документы.

4. В распоряжении формально указан предмет проверки (нарушена норма подп. 4 п. 2 ст. 14 ) – предметом проверки названо «соблюдение обязательных требований или требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами», что делает данную проверку всеобъемлющей.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «Д» Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области направил в ГИТ рекомендации об отмене незаконного распоряжения, нарушающего права и экономические интересы ООО «Д».

Также он направил письмо прокурору области, указав на необходимость проверить действия городского прокурора.

ООО «Д» подало в суд заявление о признании распоряжения ГИТ незаконным, Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в разбирательстве дела. Заявление было удовлетворено.

В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ

Согласно ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ административные дела, касающиеся защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов), рассматривают и разрешают Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

Обратите внимание

Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Таким образом, с административным исковым заявлением работодатель, как и ранее, должен обращаться в суд общей юрисдикции.

Статья 24 КАС РФ закрепляет подсудность по выбору истца. Это означает, что административный истец вправе выбрать, в суд общей юрисдикции какого района ему обратиться – по месту нахождения ГИТ или по месту нахождения организации.

Сроки обжалования предписаний

Часть 1 ст. 219 КАС РФ сохраняет прежний срок обжалования предписания в суде – три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время законодатель не разрешил одну проблему, связанную с определением срока обжалования выданных предписаний.

Если изучить все требования законодательства о сроке обжалования предписания ГИТ, то, к сожалению, однозначно определить его затруднительно.

Сроки обжалования предписаний в законодательстве

Критерии сравнения Положения нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт Трудовой кодекс РФ Закон № 294-ФЗ КАС РФ
Норма акта Часть 2 ст. 357 Часть 2 ст. 16 Часть 1 ст. 219
Срок для обжалования 10 дней для обжалования предписания (при определенных условиях) 15 дней для подачи возражения Три месяца для оспаривания действий должностного лица, государственного служащего
Основания для обжалования В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его части Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Разберем конкретную ситуацию. Предположим, инспектор выдал предписание 1 декабря и установил срок устранения нарушений до 14 декабря. До этой даты работодатель должен отчитаться в ГИТ об устранении нарушений и подтвердить это документами.

Если руководствоваться КАС РФ, право на обжалование предписания у работодателя сохраняется в течение трех месяцев. Но если до 14 декабря инспектор не получит информацию о работе с предписанием, он имеет право провести внеплановую проверку компании по исполнению предписания, а также составить протокол об административном правонарушении за неисполнение предписания по . Полагаем, что работодателю лучше подать административное исковое заявление об оспаривании предписания в 10-дневный срок (как в случаях, указанных в ) или в срок, предоставленный на исполнение предписания (в нашем примере – до 14 декабря). В этом случае к моменту, когда работодатель должен будет отчитаться об исполнении предписания, он сообщит, что компания не согласилась с предписанием и обжаловала его в суд, направив административное исковое заявление.

Заявите ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания

В соответствии со ст. 223 КАС РФ суд вправе приостановить (в порядке гл. 7 КАС РФ) действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу. Поэтому вы можете заявить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого предписания на время рассмотрения вашего административного искового заявления. До вынесения судом решения инспектор не вправе будет проводить в компании внеплановую проверку и составлять протокол об административном правонарушении.

Что в результате?

По результатам рассмотрения административного искового заявления требования работодателя о признании предписания инспектора ГИТ недействительным в целом или в какой-либо его отдельной части могут быть удовлетворены либо в них будет отказано.


Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверками государственной трудовой инспекции. Зачастую такие проверки проводятся с нарушением формальных требований, предъявляемых к ним, в результате чего в отношении работодателя выносятся необоснованные и незаконные решения в виде предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Отечественное законодательство предусматривает два варианта обжалования решений государственных органов и должностных лиц: в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган) или в судебном порядке. В данной статье рассматривается порядок обжалования решений трудовой инспекции через суд.
15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, установивший новый порядок оспаривания решений государственных органов и должностных лиц. Теперь данные акты оспариваются в рамках административного судопроизводства. Ранее же данные дела разрешались в рамках гражданского судопроизводства и именовались делами, возникающими из публичных правоотношений.
Однако часть 5 Статьи 1 КАС РФ устанавливает, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, предписания государственной инспекции труда оспариваются в порядке, установленном КАС РФ, а постановления о привлечении к административной ответственности должны оспариваться в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ

Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности.
Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.
Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов. Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.
Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства - представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ

Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. По отношению к постановлениям трудовой инспекции, в большинстве случаев это будет район, в котором расположена сама организация работодателя.
Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает форму обращения лица в суд – жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии этого постановления.
Сам кодекс не содержит формальных требований к содержанию такой жалобы, однако, исходя из практики, в ней необходимо указать: наименование суда, сведения о заявителе, наименование органа или сведения о должностном лице, вынесшем обжалуемое постановление, сведения о других лицах, участвующих в деле, сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя, требования и доводы заявителя, иные сведения, перечень прилагаемых документов.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в соответствующий суд.

Заключение

В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.
Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено.

При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто. Содействие грамотного юриста, имеющего опыт ведения дел против государственных органов и их должностных лиц, поможет защитить Ваши права, отменить незаконное решение инспектора и, в большинстве случаев, сможет сэкономить Ваши средства.

Если в ходе проверок ГИТ проверяющими были допущены нарушения, или компания не согласна с результатами проверки, она имеет право обжаловать их в суде.

Иск можно подать в суд общей юрисдикции

Работодатель, не согласный с итогами контрольных мероприятий, вправе оспорить саму проверку в целом, так и предписание и постановление. Важно учитывать, что порядок обжалования этих документов принципиально различается. Но есть и общие моменты. Жалобы подведомственны районным и приравненным к ним судам (общая юрисдикция). Поэтому обращаться в арбитражный суд не стоит.

Исключение для обращения в арбитражный суд

Единственное исключение составляет обжалование постановлений, вынесенных в отношении арбитражных (конкурсных) управляющих, а также компаний-банкротов. По мнению арбитражных судов, рассмотрение таких жалоб находится в их компетенции (постановления , ). Хотя суды общей юрисдикции также принимают их к производству.

Что делать, если нужно обжаловать предписание

Предписание является решением должностного лица органа государственной власти. Обжалование предписания трудовой инспекции происходит по правилам гражданского судопроизводства (). На правомерность данного подхода указал также Пленум Верховного суда РФ в пп 1, 2 и 3 .

Из практик и. ГИТ в г. Москве располагается по адресу: Москва, ул. Домодедовская, д. 24 кор. 3. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы. Значит, только этот суд уполномочен рассматривать заявления об оспаривании предписаний инспекторов московской ГИТ. Но не все отделы некоторых инспекций располагаются по одному и тому же адресу. Например, центральный аппарат ГИТ в Московской области находится в г. Москве. Но ее отдел надзора по Юго-Восточному территориальному округу расположен в г. Ступино. Поэтому заявление об оспаривании предписания, выданного инспектором этого отдела, надо подавать в Ступинский городской суд (апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2014 по делу № 33-1490).

Обращаем внимание, что по аналогичным правилам оспаривается и сама проверка трудинспекции, а также любые действия (бездействия) инспекторов ГИТ. То есть, в иске можно заявить как о несогласии с проверкой в целом, так и с предписанием отдельно. Если суд установит, что контрольные мероприятия были проведены с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание. Это станет возможным, например, в ситуации, когда инспектор фактически разрешил возникший между работником и работодателем индивидуальный трудовой спор.

Условие об изменении подсудности споров не нужно дублировать в трудовом договоре, если стороны договорились об этом в соглашении о возмещении работником причиненного компании ущерба. Это обусловлено тем, что форма документа, в котором закреплено такое условие, правового значения не имеет (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.04.2013 по делу № 33-3583/2013 г.).

Что делать, если нужно обжаловать постановление

Постановление — это документ, который инспектор выносит не по результатам проверки, а по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому обжалуется оно по правилам административного судопроизводства ().

В отличие от предписания правила определения подсудности иные. Жалобу на постановление надо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Многие работодатели полагают, что если дело рассматривала трудовая инспекция, то и обращаться надо в тот же суд, что и при оспаривании предписания. Однако это не так.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. Нарушение трудового законодательства выражается в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности). Значит, местом совершения компанией такого нарушения является место ее нахождения. Оно определяется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (). Адрес местонахождения такого органа указывается в ЕГРЮЛ ().

Поэтому жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении компании, надо подавать в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес. В этот же суд подается и жалоба на постановление, вынесенное инспектором ГИТ в отношении генерального директора компании.

Из практики . Компания зарегистрирована по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 9. Данный адрес относится к территориальной подсудности Пресненского районного суда г. Москвы. В него и нужно подавать жалобы на постановления инспектора ГИТ, вынесенные в отношении компании и ее генерального директора.

На практике случается, что компания использует зафиксированный в ЕГРЮЛ адрес только как почтовый, а фактически располагается в другом месте. В таких ситуациях надо отталкиваться от места совершения правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении. Если проводилась документарная проверка, когда запрос на представление документов направляется по адресу компании согласно ЕГРЮЛ, то местом совершения правонарушения будет указан этот адрес. Если же инспектор проводил выездные контрольные мероприятия, то в качестве места совершения правонарушения он укажет фактический адрес компании.

Обращаем внимание, что если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, то с жалобой надо обращаться по месту государственной регистрации этого филиала. Обусловлено это тем, что местом совершения административного правонарушения будет являться место нахождения такого филиала.

Подача жалобы на штраф ГИТ в некомпетентный суд не мешает восстановлению срока давности

Несмотря на то, что жалобы на постановления трудовых инспекторов подведомственны судам общей юрисдикции, некоторые работодатели по ошибке обращаются в арбитражные суды. Как следствие, суды прекращают производство по делам в связи с неподведомственностью (). В результате работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений, который составляет всего 10 суток со дня вручения или получения их копий ().

При таких обстоятельствах есть вероятность того, что районный суд посчитает причину пропуска компанией срока давности неуважительной. В таком случае компания утратит возможность обжаловать постановление.

К счастью, большинство судов полагают, что обращение по ошибке в арбитражный суд не препятствует восстановлению срока для рассмотрения жалобы в суде общей юрисдикции. Суды обосновывают это тем, что постановления должностных лиц (в данном случае трудовых инспекторов), не обжалованные в суд общей юрисдикции, не могут пересматриваться в порядке надзора. Поэтому отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока давности повлечет для работодателя невозможность реализовать право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ. Такая позиция озвучена в решениях Оренбургского областного суда от 19.04.2012 по делу № 21-137-2012 , ВС Чувашской Республики от 27.05.2014 по делу № 21-253/2014; постановлении Тамбовского областного суда от 31.12.2013 № 4-а-297 .

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Впрочем, негативных последствий из-за этого не последует. Судья районного суда, установивший, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, обязан в течение 3 суток перенаправить ее по подведомственности (). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

Административный порядок обжалования

Отметим, что помимо судебного предусмотрен и административный порядок обжалования действий и решений трудовых инспекторов — вышестоящему должностному лицу инспектора или в Роструд. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ТК РФ, ст. 16 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а постановлений — п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Но на практике административный порядок обжалования редко бывает результативным, и дело в итоге все равно доходит до суда. Поэтому, чтобы сэкономить время лучше сразу обратиться в суд.

В процессе производственной деятельности предприятия посещают разнообразные контролирующие органы. Они проводят проверки, ревизии и на их основании выносят свой вердикт. Руководство не всегда бывает с ним согласно. но есть возможность воспользоваться своим законным правом и оспорить принятые решения. Обжалование предписания трудовой инспекции осуществляется следующим образом:

1. Обращение к должностным лицам по подчинённости: руководителю инспектора, главному государственному инспектору труда России. Если их решения останутся отрицательными, стоит обратиться в суд. Срок на обжалование – 10 дней после вынесения предписания. После окончания этого срока, наниматель в течение тридцати дней обязан будет погасить штраф.

2. Основанием для жалобы выступает незаконность предписаний. Контролирующие органы должны действовать в рамках своей компетенции, защищать права работодателей, придерживаться законодательства РФ.

3. Подлежит опротестованию указание, которое мешает дальнейшей работе предприятия, останавливает его хозяйственную деятельность. Нужно помнить, что апелляция в суд не может быть основанием для приостановления или невыполнения предписания трудовой инспекции. Если такой срок пропущен, то надо указать причины этого и представить доказательства.

К тексту жалобы предъявляются такие требования:

  • фамилия должностного лица или название органа, к которому обращается истец
  • регистрационные данные, почтовый адрес организации, которая оспаривает предписание
  • указать номер и дату предписания, кем оно издано
  • описать предполагаемые нарушения
  • привести доводы, указывающие на незаконность постановления (принимаются показания свидетелей)
  • изложить просьбу (отменить предписание или объявить его нелегитимным)
  • опись документов, если они прилагаются
  • дата и подпись уполномоченного лица предприятия.
  • Подобные судебные дела заслушиваются в судах общей юрисдикции, так как речь идёт о нарушениях трудового права. Приятным преимуществом для работодателя является освобождение от уплаты государственной пошлины.

    Обжалование предписания трудовой инспекции

    Согласно ст. 361 Трудового кодекса РФ. действия государственных инспекторов труда, в том числе и постановления о назначении административного взыскания, могут быть обжалованы. Однако обжалование должно проходить в установленном законом порядке с соблюдением сроков подачи заявления.

    Способы обжалования

    В соответствии со ст. 361 Трудового кодекса РФ. обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

    Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

    Сроки и порядок обжалования предписания

    Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

    Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

    Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

    Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

    Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).
  • При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

    Определение подсудности

    Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

    Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю
  • в вышестоящий орган
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям
  • в районный суд.
  • Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

    Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать тут.

    Обжалование предписания государственного органа

    Обжалование предписания органов государственного контроля (надзора).

    1. Порядок обжалования предписания.

    Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

    Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

    Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

    В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

    1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

    2.предписание не соответствует закону или иному НПА

    Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

    К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

    2.Срок обжалования предписания.

    Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.

    В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.

    Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

    3. Госпошлина за обжалование предписания.

    В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.

    Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.

    4.Образец обжалования предписания.

    В Арбитражный суд

    (наименование, адрес)

    Заявитель:

    (наименование, адрес местонахождения)

    Заинтересованные лица:

    (наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)

    о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

    «__»___________ 2013 г. в по результатам проверки, проведенной ___(наименование органа)_ в период с «__»___________ 2013 г. по «__»___________ 2013 г. отношении заявителя было вынесено предписание № _________ об устранении нарушения _________ законодательства.

    Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения): _____________________________________________.

    Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.

    На основании изложенного,

    Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

    Приложение:

    Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов. которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.

    Квитанция оплаты госпошлины.

    Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.

    Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).

    Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.

    Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

    Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление

    «__»_________2013 г. подпись

    В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.

    5.Заключение

    В указанном в настоящей статье порядке происходит:

    Обжалование предписания трудовой инспекции

    Обжалование предписания пожарного надзора

    Обжалование предписания роспотребнадзора

    Обжалование предписания гибдд

    Обжалование предписания фас

    Обжалование предписания гжи

    Обжалование предписания гпн

    Обжалование предписания мчс

    Обжалование предписания ростехнадзора

    Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» окажет Вам юридическую помощь при любых видах проверок.

    Обжалование предписания трудовой инспекции - trudinspection ru

    Так, к примеру, подписание акта выяснения еще не значит, собственно наниматель согласен с его содержанием, а говорит только про то, собственно наниматель ознакомлен с этим документом. Значит, он не считается объектом расследования муниципального инспектора труда и вовсе не имел возможность быть положен в базу проделанного им расследования: норма списания материалов образец. По истечении указанного срока материалы следуют судебному приставу для взыскания в принудительном порядке**** . Взыскать с Казенной инспекции труда в ХМАО Югре в выгоду ЗАО Турсунт затраты по уплате казенной пошлины в объеме 200 руб. . Юридические личика и личные коммерсанты должны вести журнальчик учета событий по контролированию, в каком выполняется запись о названии ГИТ, дате, времени проведения, причинах, целях, задачках и предмете события, о обнаруженных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. При разногласии с поступками управляющего ГИТ в субъекте РФ его решения имеют все шансы быть обжалованы Основному казенному инспектору труда РФ, а еще в трибунал. Обжалование распоряжения по делу о административном преступлении Прототип претензии о обжаловании решений муниципальных инспекторов труда Нормативные правовые акты в трудовом праве Главные наказания за нарушение миграционного законодательства Отграничение трудового уговора от гражданско-правовых уговоров, связанных тяжело Из судебной практики: о взыскании заработной платы Дабы закачивать файлы, Вам нужно будет авторизоваться на веб-сайте Методические советы по исследованию Положения о подразделении все выставленные файлы загружены юзерами web-сайта учитывайте дату прибавления файла на web-сайт и его актуальность При полном или же частичном копировании которые были использованы ссылка на страничку первоисточника обязательна. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в трибунал нужно было навести совместно с заявлением. А распоряжение по делу о административном преступлении, абсолютном юридическим личиком либо личиком, исполняющим предпринимательскую работа в отсутствии образования юридического личика, в следствие ч. Несоблюдение законодательства о труде и о охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от одной тысячи до пяти тыс. руб. на лиц, исполняющих предпринимательскую деятельность без образования юридического личика, от одной тыс. до 5 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток на юридических лиц от 30 тыщ до пятидесяти тыс. руб. или же административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Внимание! Раз распоряжение было выслано по почте, то подтверждением даты его получения станет оттиск почтового штемпеля на конверте либо дата, отмеченная в уведомлении о получении.

    Помимо прочего отсутствуют правовые преграды к обжалованию решений госинспекторов труда другими личиками, чьи права и свободы нарушены (урезаны) принятым решением. Краснодара и Управление по делам передвижения ГУВД Краснодарского края провели ревизию Сообщества связанным с соблюдения трудового законодательства. Целесообразно ли психологическое испытание при профоценке претендентов (я против, босс за)? C грядущим Новогодними праздниками либо подведение результатов прошедшего В Столице пройдёт самое большое событие в области Event-бизнеса 2015: Event Revolution Разработана методология понижения класса (подкласса) вредности критерий труда на рабочем месте Количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 959 445 человек Внесены перемены в норму предоставления заграничным господам первичной медико-санитарной поддержка и проведения профилактических прививок Внесены конфигурации в компетентный эталон Воспитатель Внесены конфигурации в Методологию проведения особой оценки критерий труда Обжалование решений муниципальных инспекторов труда ст жалоба на предписание трудовой инспекции образец.

    Претензия обязана быть подписана уполномоченным на данное личиком (личным бизнесменом, управляющим юридического личика или же их адептами) . ТК РФ в сутки остановки трудовых взаимоотношений наниматель должен произвести с тружеником расчет.

  • Право на обжалование распоряжений и требований инспекторов труда в. Предписание госинспектора труда может быть обжаловано. Образец жалобы об обжаловании решений государственных инспекторов труда.
  • В данной статье приведем некоторые примеры и образцы жалоб на управляющую компанию.
  • Трудовые споры: жалобы в прокуратуру, в Инспекцию Труда, восстановление на работе, выплата.
  • Административный штраф обязан быть оплачен личиком, завлеченным к административной ответственности, не позже 30 дней со дня предисловия распоряжения о назначении административного штрафа в законную мощь По прошествии 30 дней при недоступности документа, свидетельствующего о уплате административного штрафа, орган, вынесший распоряжение, обращает надлежащие мат-лы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в норме, предусмотренном федеральным законодательством. В случае если личико, получившее распоряжение по делу о административном преступлении, принятое муниципальным инспектором труда в масштабах рассмотрения административного дела, не сообразно с принятым решением, то оно обжалуется в норме, установленном.

    Трудового кодекса РФ, и еще ущемлены мои трудовые права и интересы. При нелегальном уходе с работы сотрудника, который считается членом профсоюза, данный срок ужимается до 10 дней. Формы документов, применяемых в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), подтверждены. Утверждение пожелание господина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо конституционных прав и свобод иных лиц, или известие о несоблюдении законов и других нормативных правовых актов, изъянах в работе муниципальных органов, органов районного самоуправления и должностных лиц, или критика работы отмеченных органов и должностных лиц муниципальные инспекторы труда при претворении в жизнь казенного надзора и контролирования за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих общепризнанных мерок трудового права, правомочны: предъявлять нанимателям и их адептам непременные для выполнения предписания о устранении нарушений трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих общепризнанных мерок трудового права, о возобновлении нарушенных прав тружеников, привлечении виновных в отмеченных нарушениях к дисциплинарной ответственности или же о отстранении их от должности в установленном порядке сочинять протоколы и осматривать дела о административных преступлениях около возможностей, подготавливать и обращать в структуры правопорядка и в трибунал иные мат-лы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ

    В случае выявления при проведении проверки нарушений трудового законодательства, инспектор выдает работодателю предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ).

    В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию.

    Предписание, вынесенное инспектором труда, может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Регламента N 354н).

    В отношении оспаривания предписаний государственных инспекторов труда законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана
    работодателем в суд.

    После вступления в силу с 15.09.2015 КАС РФ, дела об обжаловании предписания инспекции труда рассматривались судами в порядке главы 22 КАС РФ.

    Однако впоследствии до сведения судов доведено письмо Верховного Суда РФ N 7-ВС-7105/15 от 05.11.2015, в котором даны разъяснения по категориям дел, вызывающим вопросы по определению вида судопроизводства (исковое или административное). В письме приведены категории гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского искового производства, среди которых — дела об оспаривании предписаний Государственной инспекции труда.

    Поэтому в настоящее время предписания инспекции труда оспариваются в суде общей юрисдикции в порядке искового гражданского судопроизводства по правилам подраздела II раздела II ГПК РФ.

    Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 28 ГПК РФ).

    Гражданский иск в суд о признании недействительным (незаконным) вынесенного трудовой инспекцией предписания подается в течение 10 дней со дня его получения (часть вторая ст. 357 ТК РФ). Данный срок обжалования является специальным по отношению к общему трехлетнему сроку исковой давности, установленному п. 1 ст. 196 ГК РФ, и подлежит применению судами при рассмотрении дел об оспаривании предписаний государственных инспекторов труда. При пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть принято решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

    Поскольку требование о признании недействительным (незаконным) предписания гострудинспекции относится к неимущественным требованиям, то в силу пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ работодателями — физическими лицами уплачивается государственная
    пошлина в размере 300 рублей; работодателями — организациями — 6 000 рублей.

    Подача работодателем гражданского иска в суд не означает, что выданное ему трудовой инспекцией предписание не нужно исполнять. Судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе, но не обязан. Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.

    В случае удовлетворения гражданского иска работодателя суд принимает решение о признании недействительным (незаконным) предписания трудовой инспекции полностью или в части (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).

    Также предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить руководителю государственной инспекции труда письменные возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность; либо направить их в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Регламента N 354н).

    Однако на практике такой способ обжалования является неэффективным, поскольку вышестоящий руководитель крайне редко удовлетворяет жалобу работодателя на выданное предписание. Кроме того, в отличие от оспаривания предписания в суд, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений в административном порядке. Также факт подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение десятидневного срока на обращение в суд.

    Поэтому если работодатель не согласен с полученным предписанием, обжаловать его лучше сразу в судебном порядке.



     

    Возможно, будет полезно почитать: