Основные черты правосознания. Понятие и основные черты правосознания

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .

Если признать право объективной реальностью, то существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как правило, осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Через правосознание правовые тексты интерпретируются как правила поведения.

Правосознание обычно не выступает в «чистом» виде, оно переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Так, в частности, марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности всестороннего понимания сущности права, его роли в жизни общества. Классово-политический подход надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества .

Правосознание теснейшим образом связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права, как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Российский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание не только как совокупность воззрений на право, а включал в правосознание и взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других .

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

правосознание воспитание нигилизм

РЕФЕРАТ

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

на тему:

Правосознание и правовая культура

Выполнил:

студент группы

___________________

___________________

Проверил:

___________________

г. Нижний Новгород

Введение...................................................................................................................................3

Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания

1.1. Понятие и основные черты правосознания....................................................................4

1.2. Структура правосознания................................................................................................6

1.3. Функции и виды правосознания.....................................................................................7

Глава 2. Взаимодействие права и правосознания..............................................................10

Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

3.1. Понятие и структура правовой культуры....................................................................12

3.2. Виды и функции правовой культуры..........................................................................14

Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы

4.1. Понятие правового воспитания................................................................................16

4.2. Формы и методы правового воспитания...................................................................17

Глава 5. Правовой нигилизм

5.1. Понятие и источники правового нигилизма.............................................................19

5.2 Формы выражения правового нигилизма....................................................................21

Заключение.....................................................................................................................23

Список источников..........................................................................................................24

Введение

Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимает правовое сознание. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действовавшему, так и к желаемому праву. Это и форма общественного сознания, система понятий, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни. Каждый человек является носителем определенного правосознания.

Тема данной курсовой работы – «Правосознание и правовая культура» – актуальна в силу того, что, во-первых , правовая культура отображает качественное состояние правовой жизни общества, во-вторых , правовое сознание занимает одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений, в-третьих , правовая культура общества является частью его общей культуры и является показателем уровня правосознания и правовой активности общества, степени прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.


Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания

Понятие и основные черты правосознания

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание –юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого – высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное.

И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» писал: «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными».

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это – разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Особое значение правосознание приобретает при использовании судами института аналогии права, когда решения выносятся не на основе конкретного закона (юридической нормы), а исходя из понимания судьями общих начал, принципов, смысла, духа российского права, личного опыта и собственных представлений о справедливости.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция).

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и др.;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

Сущность правосознания проявляется в его особенностях.

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реали­зацию норм права.

2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.

Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их тре­бований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нрав­ственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.

3. Осознание правовых явлений жизни общества осу­ществляется посредством юридических понятий и категорий.

К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.

4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и на­ правления их развития.

Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.

Законодатель, осознав объективную необходимость правово­го регулирования этого явления общественной жизни, 22 декабря 1992 года принял закон РФ "О трансплантации человеческих орга­нов".

5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.

Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заим­ствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.

Значение правосознания очень велико, оно определяет качество юридической практики, является детектором развития общества.

Структура правосознания состоит из следующих элементов: пра­вовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология (рациональный компонент) включает в себя понятия и представ­ления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и каче­ственные показатели таких представлений могут быть различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умуд­ренного жизнью сельского старца, и работу Г.Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании до­статочно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, док­трин осуществляется правотворчество, реализации права. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука, которая определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ совре­менной правовой ситуации.

Правовая психология (эмоциональный компонент) - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отно­шение людей к праву.

Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Эмоции органически включены в структуру сознания и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на ха­рактер и направленность правового поведения. Практика изуче­ния правомерного поведения показывает, что трудно что-либо по­нять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмо­циональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомер­ное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты .

Первый элемент - информационный . Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обяза­тельная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент - оценочный . Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется элемент третий - волевой . Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных эле­ментов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Виды правосознания.

1. По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность правовых явлений выделяют:

1. Обыденное правосознание.

2. Профессиональное правосознание.

3. Научное правосознание.

Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представ­лениями.

Второй уровень - профессиональное правосознание , которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обу­чении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществле­ния практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

2. По субъектам носителям правосознания выделяют:

1. Общественное правосознание.

2. Групповое правосознании.

3. Индивидуальное правосознание.

Общественное правосознание вклю­чает в себя правовые взгляды, идеи и тео­рии, которые отража­ют типичные свойства правовой действитель­ности общества.

На основе общест­венного складывается групповое и индивиду­альное правосознание. Прежде чем общест­венное сознание про­никнет в разум от­дельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное пра­восознание становится результатом усвоения группового и об­щественного правосо­знания на основе лич­ного опыта человека.

37. Деформации правосознания.

Под деформацией правосознания понимается искаженное представление о праве и правовых явлениях.

Деформация правосознания может проявляться в различное форме.

1. Правовой нигилизм , т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к со­жалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «пра­вовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он под­чиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сде­лать безнаказанно: и совершенно так же поступает правительст­во».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населе­ния, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступ­ную клику.

2. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо про­тивоположное явление - правовой идеализм или романтизм , одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем путл ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные иконы, принимаемые мудрыми правителями.

3. Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, со­стоящий в общественно опасном, намеренном, обманном, кон­фликтном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представ­ления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом поль­зы народу и благосостояния государству.

Правовая демагогия тесно примыкает кправовому нигилизму, однако отождествлять их нельзя. Это во многом несовпадающие понятия.

Если правовой нигилизм означает отрицание ценности права, то правовая демагогия признает определенную ценность юриди­ческого и именно ее использует в своих целях. Правовой демагог может быть «глубоким» нигилистом, но ценность права осознает и это его свойство эксплуатирует.

4.В одном понятийном ряду с правовой демагогией находится юридический фетишизм. Имеется в виду гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-эко­номических, политических и иных задач. Юридический фетишизм выступает лишь средством правовой демагогии.

5. В юридической и публицистической литературе последнего времени стало активно использоваться понятие « правовой цинизм ». Правовой цинизм - своего рода «потолок» юридической демагогии. Это та же правовая демагогия, но только сильно кон­центрированная. Более того, о правовом цинизме, видимо, можно вести речь и тогда, когда налицо демонстрация наиболее наглых, откровенно вызывающих форм правовой демагогии, явного пре­небрежения правом при использовании его в очевидных узко­корыстных целях.

38. Правовая культура: понятие, структура и виды.

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми об­разцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем со­циальным, духовным, политическим и экономическим строем ка­чественное состояние, правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юриди­ческих актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определен­ное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Элементы правовой культуры:

1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т. д.

2. Вторым элементом структуры правовой культуры явля­ется уровень развития правовой деятельности. Последняя со­стоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образо­вательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.

3. Третьим элементом правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой куль­туры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень раз­вития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господ­ствующим в общественном сознании представлениям о справед­ливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возмож­ности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д.

При определении качества правовой культуры общества долж­но учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в ад­министративно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Выделение структурных элементов правовой культуры доста­точно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляе­мой отдельно от правового сознания, а правосознание может про­явиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - пра­вовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.

Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности , человека. В последнем случае также надо учи­тывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уро­вень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

39. Понятие и виды правомерного поведения.

Подробное решение параграф § 21 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

Какие правовые знания нам нужны?

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях.

Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Кого можно назвать правокультурным человеком?

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Вопросы и задания к документу

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?

Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.

2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.

Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.

3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности.

Вопросы

1. Что такое правосознание?

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.

Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

4. Каковы основные функции правовой культуры?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?

В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;

Правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых;

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

7. Каковы предпосылки правомерного поведения?

Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.

8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Задания

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

- «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований». – профессиональное правосознание.

- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь». – обыденное правосознание.

- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы». – научное правосознание.

3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Законы должны соответствовать устоявшимся традициям и обычаям, если последние не противоречат правам и обязанностям человека. Законам нужно подчиняться в любом случае. Если законы не правомерны, то государство не является правовым.



 

Возможно, будет полезно почитать: