Принципы противодействия коррупции и их характеристика. Основные принципы противодействия коррупции

Основные принципы государственной политики в области борьбы с коррупцией декларированы в ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 3.

Сочетание разнохарактерных принципов противодействия коррупции имеет смысл в функциональном их предназначении. Во-первых, деятельность по противодействию коррупции строится на использовании как карательных, так и профилактических мер. Во-вторых, эти принципы разновекторны, потому что ориентированы на многих участников противодействия коррупции из числа широкого круга субъектов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные организации, физические лица).

1. В признании, обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданинакак принципе противодействия коррупции просматривается конституционно-правовое содержание образующих его компонентов. Тем самым подчеркивается, что применяемые антикоррупционные меры не должны носить характер исключительных по отношению к конституционным правам человека и гражданина, которые оправдывают достижение результатов противодействия коррупции любыми средствами.

Таким образом, принцип, определенный в статье, основывается на соблюдении следующих основных норм Конституции РФ:

  • - все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);
  • - арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22);
  • - каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • - ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 1 и 2 ст. 23);
  • - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 1-2 ст. 24);
  • - граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
  • - никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35);
  • - каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);
  • - каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
  • - неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
  • - при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50);
  • - права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);
  • - каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
  • 2. Законность должна определять практические аспекты любой деятельности, имеющей цель противодействия коррупции. Переоценить данный принцип невозможно как в теоретическом, так и в требуемом к исполнению значении. В соответствии с принципом законности все субъекты противодействия коррупции подчиняются праву, не могут нарушать или обходить его требования, дозволения и запреты, действуют в строгом соответствии со своими правомочиями. Реализация этого принципа должна быть противопоставлена любым проявлениям произвола и вседозволенности, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.
  • 3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления как принцип противодействия коррупции следует рассматривать как в самостоятельном значении, так и сквозь призму обеспечения всех остальных принципов, установленных комментируемой статьей. В самостоятельном значении этот принцип тесно связан с реализацией мер, направленных на информационную открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и участие в их деятельности гражданского общества. Для этих целей требуется законодательное закрепление процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности указанных органов. В данном контексте следует рассматривать реализацию механизмов общественной экспертизы, проведение государственно-общественных консультаций и общественного мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.

Меры, направленные на исполнение рассматриваемого принципа, как представляется, определены в положениях Национального плана противодействия коррупции, которым предусматриваются:

  • - создание и использование инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;
  • - расширение сети государственных бюро правовой помощи и центров социальной помощи населению, а также методическое обеспечение их деятельности органами юстиции РФ;
  • - формирование единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, а также взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
  • - создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
  • - размещение на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • - увеличение количества и повышение качества телевизионных программ по правовому просвещению.
  • 4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений как один из основных принципов противодействия коррупции следует рассматривать не только в связи со сферой уголовного судопроизводства. Будучи опосредованно выраженным в уголовном законодательстве через "принцип равенства граждан перед законом", который не вызывает у правоприменителей сложностей, принцип неотвратимости ответственности применительно к сфере противодействия коррупции обретает иное качественное содержание. Это обусловлено спецификой мер противодействия коррупции, установленных Законом о противодействии коррупции. Так, например, обеспечению неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения во многом служат меры, связанные с осуществлением мониторинга доходов государственных или муниципальных служащих, или меры, связанные с соблюдением требований, запретов и ограничений, которые распространяются на служащих определенной в Законе категории. Принцип неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения при применении положений Закона должен использоваться широко еще и потому, что речь идет о системе правонарушений, в которых задействованы не только физические, но и юридические лица.
  • 5. Реализация принципа комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции на федеральном уровне имеет первостепенное значение.
  • 6. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, прежде всего связанных с устранением причин и условий, способствующих проявлениям коррупции. Данный принцип позволяет защитить людей, общество, государство от коррупционных посягательств, которые могут причинить существенный вред общественным отношениям, ценностям, охраняемым законодательством. Так, сильнодействующим профилактическим средством является гласность в работе государственных органов, обеспечиваемая созданием так называемого "одного окна" по оказанию услуг гражданам и юридическим лицам.

Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств: веб-камеры, дублирование составленных документов на специальном сервере), оправданно только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения, безрезультатны.

  • 7. Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в положениях антикоррупционных конвенций. Так, например, в ст. 13 Конвенции ООН против коррупции отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию "отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней". В рамках рекомендуемых Конвенцией мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции можно выделить те из них, предпосылки к реализации которых имеются в российской действительности. Это меры, связанные:
    • - с усилением прозрачности и содействием вовлечению населения в процессы принятия решений;
    • - обеспечением для населения эффективности доступа к информации;
    • - проведением мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществлением программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.

Усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений отмечаются в широком диапазоне современной государственной политики. В частности, в условиях реформирования моделей социально-экономической и административной политики государства диктуется необходимость нового осмысления места и роли некоммерческих организаций, предполагающих в том числе и разгосударствление рынка оказания ряда услуг, ранее выступавших предметом монополии со стороны государства. Очевидные правовые основания участия населения в процессах принятия решений содержатся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред., от 25.12.2008), п. 53 ст. 2 Закона о гарантиях избирательных прав.

Достаточно нормативных правовых оснований и для реализации второй меры - участия граждан в деятельности по предупреждению коррупции, а именно в деятельности, связанной с обеспечением населению доступа к информации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 25.12.2008, с изм. от 09.02.2009) граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. С позиций антикоррупционного предназначения можно оценивать нормы Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, в которых предусмотрен комплекс решений по вопросам, связанным с порядком обеспечения доступа граждан к информации.

Реализацию третьей меры, касающейся формирования информационного поля нетерпимости в отношении коррупции, в том числе посредством реализации образовательных программ самого разного уровня, необходимо связывать не только с активным использованием современных телекоммуникационных и образовательных технологий. Информационное обеспечение - всего лишь форма, которая может иметь постоянные либо переменные свойства. Гораздо важнее содержание и механизмы подачи (преподнесения) материала антикоррупционной направленности, которые не должны быть безликими, а, напротив, должны иметь адресность и профессионально-компетентное сопровождение. Например, для предпринимательского сообщества конструктивными будут те антикоррупционные программы (образовательные, информационные), содержание которых определяют не эксперты, оценивающие на третейских правах коррупционные ситуации, а ответственные лица, имеющие соответствующие полномочия по предупреждению коррупции и реагированию на ее проявления. Что касается учебных программ антикоррупционной направленности, то здесь не важно их наличие в рамках каждой дисциплины. Это сделать сложно силами и компетенцией одних отраслевиков, например цивилистов, по преподаваемым ими дисциплинам. В данном случае целесообразна разработка специального курса, комплексно формирующего на основе материалов разных отраслей правовой науки специальные тематические антикоррупционные разделы.

К числу основных субъектов, осуществляющих противодействие коррупции, относят: Президента РФ, Администрация Президента РФ, Совет безопасности РФ, Минюст России, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минкомсвязь России, ФАС России, ФТС России и Росфинмониторинг, Генерального прокурора РФ (и подчиненных ему прокуроров), Счетную Палату РФ. О их антикоррупционной деятельности и ее методах см. лек. Т. №5.

коррупция политика борьба


Под принципом в науке обычно понимается основное начало или фундаментальное положение того или иного явления или процесса. Изучая политические или правовые феномены исследователи в первую очередь стремятся выявить те общие закономерности, которые присущи этим явлениям и обычно выражаются в принципах. Зная эти принципы в дальнейшем значительно проще как изучать новые стороны явления, так и применять полученные знания на практике. Как говорил французский мыслитель К. Гельвеций знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов. Законодатель, часто устанавливая порядок регулирования в той или иной сфере вначале нормативного правового акта особое внимание уделяет именно принципам, поскольку они имеют большое значения не только для толкования нормативных конструкций в правоприменительной практике, но и для дальнейшего регулирования в подзаконных актах.

В статье 3 Федерального закона о противодействии коррупции устанавливаются основные принципы этой деятельности. К ним законодатель относит:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Перечисленные принципы можно разделить на две группы: общие и специальные. Первые четыре принципа имеют общий характер для функционирования всей политико-правовой системы. Так принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина это конституционный принцип российской государственности. Принцип законности обычно отражает требование к функционированию всей системы государственной власти в части ее полного подчинения действующим законам. Одним из следствий реализации принципа законности является как неотвратимость ответственности для лиц, нарушающих законы, в частности совершающих коррупционные правонарушения. Конституционный принцип демократизма в качестве своего неотъемлемого основания имеет требование публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, можно сделать вывод, что специфическая деятельность по противодействию коррупцию в полном объеме строится на тех конституционных принципах, которые имманентно присущи современной российской государственности.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер говорит о системности в государственной антикоррупционной политике.

Президент России Д.А. Медведев на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. сказал: "Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ".

Коррупция как системная угроза обществу и государству должна получить также системный отпор. Довольно часто в практике государственного управления наблюдается ситуация когда для решения тех или иных сложных проблем за «панацею» выдается одно средство которое по различным причинам мило для властей. Например, это ситуация когда в целях профилактики коррупции власти резко поднимают уровень оплаты труда государственных служащих. При этом забывается, что само по себе повышение социальной защищенности государственных служащих, без применения иных мер, в частности как минимум повышения их ответственности, проблему не решит, а скорее только усугубит.

В настоящий момент в стране разработано довольно много документов как стратегического, так и тактического уровня позволяющих вести комплексное противодействие коррупции. Прежде всего, на это направлена Стратегия противодействия коррупции утвержденная Президентом России. Само по себе обеспечение комплексности в данной работе дело совсем непростое, поскольку различные меры и мероприятия проводятся совершенно разными субъектами антикоррупционной деятельности: от высших органов государственной власти до структур гражданского общества. Скоординировать эту деятельность, обеспечить ее правовыми и материально-финансовыми средствами призваны органы власти различных уровней. Особо важна координация деятельности правоохранительных органов в процессе борьбы с коррупционными преступлениями. Здесь особое значение имеет деятельность органов прокуратуры призванными быть и организаторами и координаторами такой деятельности.

Исходя из такого важного значения принципа комплексности необходима система мониторинга или внешнего контроля за деятельности в сфере противодействия коррупции. В настоящее время как показывают независимые исследования, несмотря на большие усилия органов власти, очевидных реальных сдвигов в этой работе не видно. Вполне возможно, что причиной этого является как раз недостаточное внимание к вопросу комплексности и системности проводимой работы.

В аналитических работах по вопросу о противодействии коррупции постоянное внимание исследователей привлекает проблема практических мер. При этом все эти меры можно разделить примерно на две части. Одна группа исследователей отстаивает позиции всемерного ужесточения борьбы с коррупцией, что предполагает усиления контроля за поведением государственных и муниципальных служащих, вплоть до применения средств оперативно-розыскной деятельности и специально-технических средств (прослушивающих устройств, полиграфа и т.п.), увеличения мер уголовного наказания и т.п. Другая группа специалистов больший акцент делает на мерах профилактики. Законодатель, установив принцип приоритетного применение мер по предупреждению коррупции решил данный спор. Вместе с тем, как представляется при анализе этой проблемы нельзя противопоставлять эти подходы. Действительно с гуманистической или даже рационально-технической точки зрения профилактические меры более предпочтительны. Для общества и государства предпочтительнее не допустить правонарушения, чем быть вынужденными потом с ним бороться и устранять последствия. Однако необходимо иметь в виду, что сама по себе идея профилактики предполагает широчайший спектр форм и методов и само по себе ужесточение позиции государства по вопросу о противодействии коррупции, повышения его наказуемости является эффективнейшим профилактическим средством. Вообще, считается, что не столько важна жесткость наказания как его неотвратимость. Как мы видели законодатель этот принцип также учитывает в системе принципов противодействия коррупции.

Система профилактики коррупции является сложной системой, состоящей из огромного количества мер и мероприятий различного уровня и направленности. При этом нужно иметь в виду, что большая часть органов публичной власти может участвовать в противодействии коррупции как на форме профилактик. Также структуры гражданского общества могут внести свою лепту в эту деятельность, также участвуя только в предупреждении коррупционных проявлений. Федеральный закон, установив принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами как раз подчеркнул значение подобной деятельности.

Под структурами гражданского общества понимаются различные общественные формирования созданные гражданами для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть самых различных форм: от политических партий до самодеятельных клубов по интересам. И если одна часть их ставит перед собой цель участия в социально-политической жизни общества, то большая часть имеет неполитическую направленность. Вместе с тем, было бы неправильно говорить, что в антикоррупционной деятельности могут участвовать только те структуры, в уставных документах которых эта цель специально оговорена. Противодействие преступности, помощь и содействие государственным органам в этой работе это долг каждого гражданина государства. Поэтому если в деятельности того или иного общественного объединения появилась возможность участия в деятельности по противодействию коррупции оно может и морально обязано эту деятельность проводить. Например, если речь идет о просветительских организациях, то они могут выступить с серией акций по разъяснению населению основ антикоррупционной политики, основ законодательства. Ветеранские организации могут взять под контроль реализацию социальных услуг для ветеранов, выполняемых государственными и муниципальными учреждениями. Молодежные организации вправе проводить воспитательные мероприятия, направленные на привитии у своих членов идеи о недопустимости коррупционных и если шире правонарушающих проявлений и т.п.

От государственных и муниципальных органов противодействия коррупции имеющих даже совещательный характер следует отличать многообразные общественные организации среди уставных задач, которых содержатся и вопросы противодействия коррупции. В 2006 году в стране действовало 3,5 тыс. организаций, специализировавшихся на борьбе с коррупцией. После начала широкомасштабной борьбы с коррупцией количество подобного рода организаций выросло в разы. К сожалению, большая часть из них направляет свои усилия отнюдь не на борьбу с коррупцией, а для решения своих специфических проблем или проблем своих организаторов или руководителей. Есть примеры, когда подобного рода организации, которые рядятся под структуры «гражданского общества» сами нарушают закон.

Даже, несмотря на то, что часть подобного рода общественных объединений являются явными «пустышками» созданными для достижения далеко не законных целей, все же было бы неправильно на таких основаниях отвергать потенциал общественных формирований. Вообще проблема формирования структур гражданского общества в нашей стране в последние десятилетия имеет, к сожалению, далеко не радужную историю. Иногда властям даже приходится проявлять инициативу «сверху» для того, чтобы обеспечить выработку общественного мнения. Так, например, по инициативе В.В. Путина в бытность его президентом страны была создана Общественная палата России как структура представляющая интересы гражданского общества. В настоящее время сеть таких неполитических общественных палат создана как на уровне субъектов федерации, так и на уровне муниципальных образований.

Принцип всемерного сотрудничества государства с институтами гражданского общества подчеркивает еще одну известную истину, заключающуюся в том, что в таком важном деле как борьба с преступностью, в том числе и в форме коррупционной одних усилий государства мало, и обуздать ее невозможно. Более того, в отличие от иных видов преступности, коррупционная преступность зиждется в большей части в самом аппарате управления и у многих аналитиков вызывает скепсис сама мысль о том, что аппарат управления способен подавить болезнь коррупции в своем организме без посторонней помощи. И вот такую действенную помощь может оказать только общество, по современной терминологии – «гражданское общество, в лице своих структур.

Гражданское общество состоит из своих членов - граждан государства. Вместе с тем, на территории государства могут постоянно или временно проживать и иностранцы и лица с двойным гражданством. Согласно международному праву и национальному законодательству эти лица, как и граждане страны должны быть защищены от преступных коррупционных проявлений, а также иметь право противодействовать им. Следует иметь в виду, что в отличие от граждан государства иностранцы и лица без гражданства находятся в более уязвимом положении. Гражданин страны является членом различных структур гражданского общества, чувствует поддержку закона и общественных формирований и знает доступные формы и методы защиты от преступных посягательств. Иностранцы, например, иностранные рабочие, приехав в страну, как правило, не имеют ни юридической, ни информационной, ни финансовой поддержки, поэтому легко становятся добычей для коррумпированных чиновников, прежде всего, миграционных служб и органов внутренних дел. Поэтому для работы по противодействию коррупции важно не упускать эти вопросы, а четко следовать нормам международного права и оказывать повышенное внимание к такой категории физических лиц, как иностранцы и лица без гражданства.

Так же важно сотрудничество с международными организациями. Для проведения политики противодействия коррупции требуется колоссальная политическая воля, как со стороны национального руководства, так и со стороны всего государственного аппарата, той его части, которая не поражена коррупцией. Современная коррупционная преступность во многом срослась с обычной организованной преступностью, которая обеспечивает коррупционерам их физическую защиту. Поэтому эти организации не остановятся и перед крайними мерами по отношению к тем лицам, деятельность которых будет угрожать их существованию. В ход пойдут и запугивание, и шантаж, и другие жестокие меры. В такой ситуации действенная поддержка антикоррупционных инициатив власти поступает со стороны прогрессивной части мирового сообщества, которое накопило уже определенный опыт противодействия коррупции. Кроме того, в международном сообществе есть понимание опасности коррупции, которого зачастую нет на национальном уровне. Поэтому сотрудничество с международными организациями это не только источник необходимых знаний и опыта, но и еще и действенный стимул борьбы с коррупцией.

Нужно отметить, что перечисленные в статье 3 федерального закона о противодействии коррупции принципы нельзя рассматривать как закрытый перечень. К ним можно добавить еще ряд положений с различным уровнем обобщения. Так можно в ряду принципов назвать принцип научности. Очевидно, что без научного фундамента вряд ли можно ожидать эффекта от той или иной государственной деятельности. Только лишь на политико-публицистических воззрениях и здравом смысле государственных руководителей построить антикоррупционную политику государства невозможно. Здесь волюнтаризм, как говорится, неуместен. Таким же принципом противодействия коррупции должен быть принцип всемерного учета национальной специфики, менталитета населения. Это одна из сложнейших проблем, и вместе с тем, как показывает историческая практика многие реформаторские замыслы, совсем неплохие в теории разбивались, столкнувшись с особенностями российского менталитета. Поэтому если вспомнить, что одним из организационных конституционных принципов Российской Федерации является принцип федерализма, то следует более осторожно относиться к обычной практике наших управленческих структур регулировать однообразно тот или иной предмет «от Москвы, до самых до окраин». Дело в том, что федерализм у нас имеет сложную структуру. Он отражает не только территориальность государственности, но и национально-культурное своеобразие отдельных территорий или субъектов федерации. Так, например, выделяемый часто в теории «азиатский тип» коррупции, когда понимаемая в европейской терминологии коррупция в ряде азиатских стран является элементом бытовой и управленческой культуры может стать камнем преткновения для ряда российских территорий. Поэтому не учитывать принцип федерализма в стратегии антикоррупционной политики было бы неправильно.

Таким образом, список принципов политики противодействия коррупции может быть дополнен как общими положениями, касающимися вообще государственной политики как таковой, так и специальными положениями присущими именно антикоррупционной политике. Следует отметить, что чем больше таких принципов будет установлено, тем более четкой, квалифицированной и предсказуемой, а, следовательно, и эффективной будет сама эта политика.

Просмотры: 4 826

Основы

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции».

Принципы

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Меры

Противодействие коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • антикоррупционное образование и воспитание;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов;
  • мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
  • принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также должностей государственной службы;
  • установление законодательных запретов для должностных лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
  • поощрение лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, воинским и специальным званиям, классным чинам и иным знакам отличия;
  • развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
  • создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
  • формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;
  • регламентация порядка работы государственных и муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций с физическими и юридическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом и федеральным законодательством о прохождении государственной и муниципальной службы для лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в части 1 статьи 2 закона, а также лиц, занимающих эти должности, устанавливаются ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом они должны в письменном виде предупреждаться о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также мерах ответственности в случае их невыполнения.

Статья 2 . Субъекты коррупционных правонарушений (проступков)

1. За совершение коррупционных правонарушений (проступков) несут ответственность:

1) все лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации;

2) лица, состоящие на государственных должностях и занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с установленным Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы;

3) лица, занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с перечнями и реестрами должностей государственной службы субъектов Российской Федерации;

4) лица, занимающие должности, предусмотренные Уставом муниципального образования;

5) служащие Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;

6) должностные лица органов государственных контроля и надзора;

7) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;

8) должностные лица и иные сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации;

9) лица, не включенные в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, имеющие специальные, воинские звания и классные чины и выполняющие свои функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

10) мировые судьи;

11) лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей.

2. К иным лицам, приравненным к субъектам коррупционных правонарушений (проступков) указанным в части 1 настоящей статьи, относятся:

1) представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

2) руководители коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе политических партий и общественных объединений), выполняющие управленческие функции;

3) арбитражные управляющие;

4) аудиторы;

5) профессиональные оценщики;

6) нотариусы;

7) адвокаты;

8) эксперты, допущенные к проведению экспертизы по гражданским, уголовным и иным делам;

9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы местного самоуправления;

10) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за деятельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

Субъектам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается принятие в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ от государственных и муниципальных органов, организаций, а также от иных некоммерческих и коммерческих организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от физических лиц, в том числе:

1) принятие от физических и юридических лиц подарков, услуг, денежного вознаграждения, ссуды, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями, в том числе в течение трех лет после прекращения исполнения соответствующих полномочий, ухода на пенсию, за исключением подарков, имеющих символическое значение и полученных при проведении протокольных мероприятий;

2) получение гонораров за официальные публикации и выступления, в качестве должностного лица с использованием информации, которая могла быть получена только в процессе исполнения служебных полномочий;

3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных физических и юридических лиц, за исключением поездок:

по приглашению близких родственников за их счет;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;

4) использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, а также иных, вытекающих из официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей.

3. Денежные средства, поступившие на банковский счет лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение пункта 4 части 1 настоящей статьи, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, и иной творческой деятельности, но такая деятельность не должна наносить ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и использоваться как средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.

5. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, вклады в предприятия, иное имущество если их использование влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.

6. Члены семьи лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не вправе принимать приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе или в связи с исполнением иных официальных обязанностей.

Нормативно-правовые акты

1. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН//Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7-54.

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

3. Уголовный кодекс РФ 1996 года(в ред. от 01.12.2012) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции// Российская газета,26 ноября 2011 г.

5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»//Собрание законодательства РФ. 2009. N 7.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(в ред. от 29 декабря 2012 года) // СЗ РФ, 25.12.2008 года, №273

7. Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции// Электронный ресурс http://www.pravo.gov.ru

Вконтакте

В данной статье будет изучен вопрос - какими являются основные принципы противодействия коррупции. Данный термин - коррупция - трактуется как злоупотребление служебным положением, передача или получение взятки. Известно, что коррупция препятствует развитию гражданского общества и общему экономическому росту государства.

Если мы ликвидируем государство, мы ликвидируем коррупцию (Гэри Стэнли Беккер)

Что такое коррупция?

Термин corrumpere появился в учениях права Древнего Рима и обозначался как "ломать", "подкупать" или "разрушать". Изначально слово применялось в судебной практике для обозначения правонарушений в ходе подкупа судей и передачи им взяток. Оно было образовано из следующих латинских слов:

  • correi - несколько лиц, участвующих в каком-либо судебном или общественном процессе;
  • rumpere - отменять, ломать, разрушать.

В итоге был сформирован отдельный термин, который означал действие двух или более лиц, которые препятствовали судебным или иным процессам.

Как сейчас определяется коррупция в международном законодательстве? В соответствии с документом ООН, учреждающим методы борьбы с данным социальным явлением, коррупция представляет собой злоупотребление государственной властью для получения выгоды в собственных интересах.

Определение в законодательстве России, в принципе, с этим довольно идентично. Под коррупцией понимаются дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служащими своими полномочиями, служебным положением и другие противоправные действия против интересов страны и граждан в частности. Взятки могут быть различной формы - деньги, ценности, имущество, услуги, приобретение или передача каких-либо прав как для себя, так и для третьих лиц - в общем, все, что осуществляется для приобретения неправомерной выгоды. Законом "О противодействии коррупции" предусмотрено, что коррупция может осуществляться как физическими лицами, так и от имени предприятий - юридических лиц.

Какой норматив регламентирует, что относится к принципам противодействия коррупции в Российской Федерации? Прежде всего это закон №273-ФЗ, который так и называется «О противодействии коррупции».

В нем установлены правовые основы по предотвращению коррупции, а также вопросы по ее организации. Главной задачей нормативного документа является ликвидация и/или минимизация последствий от данных правонарушений, а также их предупреждение. Так, в соответствии с законодательным актом, противодействие коррупции - это деятельность, которая осуществляется для:

  • профилактики - выявления возможных причин, их устранения;
  • борьбы с коррупцией - выявление уже совершенных правонарушений, их пресечение, расследование;
  • ликвидации последствий или их минимизация от произведенных правонарушений.

Вышеперечисленные меры осуществляются государственными учреждениями на различных уровнях хозяйствования: федеральном, региональном уровне, учреждениями местного самоуправления, иными предприятиями, а также гражданами, действующими в пределах своих полномочий.

Также ответственность за деяния коррупционного характера находит отражение в международных конвенциях, например, конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге (Франция) в 1999 году. Также к таким международным нормативам относят конвенцию ООН и конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным должностным лицам от 21.11.1997. Правда, последний документ распространяется только на страны, включенные в Организацию экономического сотрудничества и развития, в составе которой России пока нет.

Принципы противодействия коррупции в РФ учитываются в Конституции - основном законе страны, а также в кодексах - уголовном, административном и трудовом.

Для гражданских служащих действует указ президента от 12.08.2002, №885, регламентирующий общие принципы их поведения в государственных учреждениях. Кроме того, работники государственной службы в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом этики и служебного поведения. Это свод, в котором, помимо других аспектов, устанавливаются правила для профилактики коррупционных факторов в их служебной деятельности в органах государственного управления.

В нормативах судебной отрасли можно выделить постановление Пленума Верховного суда РФ №19 от 16.10.2009, в котором отражена судебная практика дел коррупционного характера и превышения служебных полномочий.

Основные принципы

Противодействие коррупции основывается на следующих принципах - специальных и общих. Они указаны в законе 273-ФЗ о деятельности по ликвидации и предупреждению коррупции.

Какие принципы против коррупции имеют общее правовое значение? К ним относят основополагающие, базовые положения права, например, принцип законности, публичности и открытости деятельности государственных органов, наличия ответственности за коррупционные деяния, конституционно-закрепленный принцип - обеспечение и защита прав и свобод людей и граждан.

Что касается специальных правил, относящихся именно к противодействию коррупционной деятельности, - это принцип комплексного подхода правовых, социальных, экономических, политических и других мер; принцип использования мер по предупреждению коррупции как приоритетного метода; взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества (политических партий, профсоюзов, объединений и прочих); взаимодействие государственных органов с международными предприятиями и отдельными физическими лицами.

Вышеуказанные принципы представлены в статье 3 федерального закона. Данные положения имеют фундаментальное значение в общей системе мер против коррупции в стране. Законом только декларированы положения, однако их содержание не конкретизируется. В этой связи рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

Принцип признания и обеспечения гарантий прав и свобод

Эти правила установлены в статье 2 и во второй главе статьи 17-64 российской Конституции. Они имеют основополагающее значение среди обязательств и гарантий государства перед человеком и гражданином. Принципы соблюдения прав и свобод должны учитываться в любой деятельности государственного управления, соответственно, и в отрасли противодействия коррупционными нарушениями тоже.

В ходе осуществления мер против коррупции государство должно обеспечить равные условия для лиц, подвергающихся воздействию данных мер, независимо от их пола, возраста, происхождения, национальности, идеологии/убеждений, имущественного положения, должности и других критериев.

Принцип законности

В чем отражено данное правило? Прежде всего этот принцип подразумевает определенную юридическую форму для предписаний против коррупции. В нормативных актах определяются нормы поведения, которые считаются коррупционными, и устанавливаются соответствующие ограничения или обязанности.

Правовые документы могут быть различного вида, содержания и распространять свое действие по разным уровням. Например, на государственном уровне это законы, указы президента, постановления правительства и прочее. На международном уровне - это конвенция ООН против коррупции и прочие конвенции. На уровне региона - это законы субъекта, указы глав и губернаторов, распоряжения.

Помимо прочего, на каждом государственном предприятии также утверждаются нормативные правовые документы, в которых отражается их антикоррупционная политика, создаются стандарты поведения работников и созываются специальные комиссии.

Принцип законности закрепляется в том, что должностные лица, реализующие деятельность по ликвидации, прогнозированию или пресечению коррупции, должны иметь на это соответствующие компетенции и полномочия.

И наконец, законность выражается в привлечение к ответственности, закрепленной в нормативных законодательных актах. Однако права и интересы граждан при этом должны быть соблюдены в полном объеме.

Принцип открытости деятельности государственных и региональных учреждений

К основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации также относится прозрачность и публичность учреждений в сфере государственного и муниципального управления. Можно выделить два аспекта отражения этих положений:

  1. Степень открытости деятельности организаций по пресечению коррупции выражается в уровне участия граждан в решении данных вопросов, а также в уровне контроля и мониторинга общественности за государственным аппаратом, в частности, за их деятельностью по борьбе с коррупционного характера факторами.
  2. Публичный характер деятельности государственных или региональных учреждений отражается в степени общественной огласки за нарушения законодательства в сфере коррупции, степени их публичности.

Принцип неотвратимости ответственности за коррупционные нарушения

Как измерить степень исполнения этого принципа противодействия коррупции в Российской Федерации? Показатель отражается прежде всего в деятельности прокуратуры, министерства юстиции РФ и других правоохранительных органов, уполномоченных и проводящих расследования коррупционных правонарушений.

Одним из главных аспектов для исполнения данного принципа на должном уровне является подготовка высококвалифицированного персонала. Они должны быть способны выполнять задачи по выявлению, раскрытию, пресечению и профилактике коррупционных правонарушений, несмотря на то что данные нарушения являются весьма латентными.

Принцип комплексного подхода, включающего информационные, политические, экономические и иные меры

Коррупция как некое социальное заболевание наносит ущерб всей организации общественных отношений. Она выражается прежде всего в перераспределении материальных ресурсов, превышении полномочий, установленных должностным регламентом.

Одним из решений данной проблемы является образование государственного устройства, в котором перераспределение средств является справедливым и эффективным с точки зрения общества. Данная задача требует привлечения и соучастия всех отраслей, влияющих на социальные аспекты: от нормативно-правовых до информационных и публицистических.

Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение и профилактику деяний коррупционного характера

К данному принципу относятся все ежедневные методы работы, при которых в обществе воспитывается нетерпимость к проявлениям коррупции. Данные меры направлены также на повышение престижа государственной службы, создание условий их стабильной работы, обучение новых поколений сотрудников на гражданской службе.

Положения по предупреждению коррупции являются базой для создания нормативных документов о гражданской службе. Законы, положения и иные нормативные источники в отрасли государственного и муниципального управления не должны иметь коррупционные "наводки" и побуждать гражданских служащих к произвольным правовым решениям. Выполнение данного принципа противодействия коррупции влияет также на менталитет общества и граждан, их отношение к институтам власти.

Принцип взаимодействия государственных учреждений с общественными и международными институтами, физическими лицами

Этот принцип подразумевает развитие институтов гражданского общества, таких как общественные объединения, сообщества, профсоюзные комитеты и прочие. В государстве должны учитываться принципы демократии, деятельность органов государственной власти обязана быть прозрачной и открытой для мониторинга и контроля общественных институтов, также в стране должны обеспечиваться свободы граждан в виде партийного плюрализма.

Какие меры необходимо принять для этого? Государственным учреждениям нужно создавать условия правового воспитания, а также привлекать внимание общества к любым нарушениям коррупционного характера. Также продуктивным может быть развитие международного сотрудничества (как двустороннее, так и в организациях нескольких стран) по вопросам деятельности против подкупа в международных сделках. Необходимо учитывать реализацию программ по ликвидации данных правонарушений в странах, которые их наиболее успешно применяют.

Принцип научности и оперативности

Данные принципы противодействия коррупции в российском законодательстве не закреплены, однако их также можно упомянуть.

Научность представляет собой некий мониторинг коррупционных факторов в общем по стране и по отдельным регионам. Данные исследования должны проводиться на законодательном уровне и наиболее компетентными специалистами. Мониторинг проводится для выявления степени "зараженности" коррупцией, чтобы затем разработать, скорректировать и реализовывать предупредительные профилактические программы и мероприятия по ликвидации взяточничества.

Оперативность же отражается в своевременности реагирования государственных структур на сигналы или некие прогнозы по выявлению коррупционных факторов, повышая тем самым эффективность предупредительных и ликвидационных мер.

Вывод

В данной статье было рассмотрено, что относится к основным принципам противодействия коррупции. Можно отметить, что действия по борьбе против такого социального явления, как коррупция, должны проводиться во всех сферах жизнедеятельности общества.

Прежде всего ответственность за реализацию антикоррупционной политики несут государственные служащие, выполняющие функции исполнительных, представительных и судебных органов власти. Немаловажная роль в ликвидации и предупреждении коррупционных факторов предоставляется и гражданскому обществу страны. Так, получить реальный результат в сфере борьбы с коррупцией можно, лишь объединив усилия общественных организаций и государственных, административных органов.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией в России является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ). В соответствии со ст. 13.3 данного Закона организации обязаны разрабатывать и принимать следующие меры по предупреждению коррупции:

  • 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • 3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В настоящее время методы противодействия коррупции только начинают внедряться российскими компаниями, однако стоит отметить, что организация грамотного комплаенса - это эффективная мера борьбы с коррупцией внутри каждой организации и надежная защита ее интересов 1 .

В качестве примера можно привести Единую отраслевую антикоррупционную политику Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее организаций, утвержденную приказом Госкорпорации «Росатом» от 14 апреля 2015 г. № 1/364-П. Назначением данной Антикоррупционной политики «Росатом» является установление основных принципов противодействия коррупции, методологических подходов и инструментов, следование которым позволяет:

  • 1) формировать регламентные, методические и организационные основы противодействия коррупции (в том числе Кодекс этики и служебного поведения работников Госкорпорации «Росатом» и иные локальные нормативные акты антикоррупционной направленности);
  • 2) информировать организации атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • 3) обеспечивать:
    • - исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможности коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
    • - соблюдение работниками Госкорпорации «Росатом» и ее организаций норм антикоррупционного поведения;
    • - применение мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

См.: Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Теория и современные практики комплаенса. Модели противодействия криминальным угрозам. М., 2016.

Организации не должны останавливаться на достигнутом в указанной деятельности. Следует помнить, что работа по построению системы комплаенса не заканчивается никогда. Это динамичный процесс: риски меняются с изменением масштабов бизнеса, законодательства и конкурентной среды, с появлением новых видов транзакций. И задача комплаенс-службы - идти в ногу с этими изменениями, перестраивая свои методы работы, пересматривая риски и работая над повышением корпоративной культуры компании.

Противодействие коррупции Госкорпорации «Росатом» и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных ст. 3 Закона № 273-ФЗ:

  • 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников, при этом не допускается установление в локальных нормативных актах Корпорации и (или) ее организаций требований к работникам об информировании работодателя или уполномоченных им лиц об обстоятельствах взаимодействия работников с правоохранительными и (или) иными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими государственный (муниципальный) контроль (надзор);
  • 2) законность - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений;
  • 3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;
  • 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;
  • 5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых и иных мер - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;
  • 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции - участники операционных процессов (подпроцессов, процедур) при выявлении на любой стадии их реализации признаков коррупционных и (или) иных правонарушений информируют об этом подразделение защиты активов и (или) должностное лицо, определенное в качестве ответственного за противодействие коррупции, независимо от решения вопроса о дальнейшей реализации соответствующего процесса (подпроцесса, процедуры);
  • 7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.

При организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции международными стандартами компаниям рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами :

  • - формирование культуры неприятия коррупции в обществе;
  • - процесс управления рисками и внутреннего контроля по предупреждению и противодействию коррупции является одной из составных частей системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе;
  • - систематическое рассмотрение вопросов организации, функционирования и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции советом директоров общества;
  • - определение четких полномочий сотрудников общества в рамках поддержания системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции на всех уровнях управления;
  • - непрерывное информирование и обучение сотрудников, контрагентов и партнеров в области предупреждения и противодействия коррупции;
  • - неотвратимость наказания для сотрудников общества за совершаемое антикоррупционное нарушение вне зависимости от занимаемой должности;
  • - непрерывное выявление и оценка коррупционных рисков;
  • - разработка эффективных мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, предполагающих простоту их реализации, низкую стоимость, вместе с тем позволяющих максимально снизить вероятность реализации коррупционных рисков;
  • - отказ от ответных санкций - защита сотрудников в случае отказа от совершения коррупционного действия (коррупции) или предоставления информации о нарушениях, имеющих признаки коррупции;
  • - непрерывный мониторинг эффективности мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции.
  • 1. Неприятие коррупции в любых формах и проявлениях

Компания придерживается принципа неприятия коррупции в

любых формах и проявлениях при осуществлении как операционной, так и инвестиционной и иных видов деятельности. Принцип неприятия коррупции означает строгий запрет для работников, членов органов управления компанией и иных лиц, действующих от ее имени или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое- либо посредничество участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране.

Компания подчеркивает недопустимость коррупционных действий, включая проявления конфликта интересов как в отношении представителей государства, общественных формирований, частных компаний, политических деятелей и иных третьих лиц, так и в отношении работников компании посредством злоупотребления служебным положением с целью извлечения какой-либо личной выгоды. В случае возникновения вопросов в отношении правомерности своих действий и соответствия их требованиям антикоррупционной политики работнику следует проконсультироваться с непосредственным руководителем или должностным лицом, ответственным за соблюдение деловой этики.

Компания должна оставлять за собой право придавать гласности информацию о лицах, нарушивших требования применимого законодательства и антикоррупционной политики.

2. Неотвратимость наказания

Компания заявляет о непримиримом отношении к любым формам и проявлениям коррупционных действий на всех уровнях корпоративного управления, расследует все разумно обоснованные сообщения о нарушениях надлежащих процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и привлекает к ответственности виновных, не взирая на их должности, стаж работы, статус в компании и иные взаимоотношения с ней в установленном применимым законодательством и локальными нормативными документами компании порядке.

Компания прикладывает все возможные разумные и законные усилия для максимально быстрого пресечения нарушений.

3. Законность

Компания строго соблюдает законодательство Российской Федерации и иных стран, нормы которых применимы к компании, и любое ее действие или бездействие, в том числе в области противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, не противоречит нормам применимого законодательства.

4. Тон высшего руководства

Все высшие должностные лица Компании должны заявлять о непримиримом отношении к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, демонстрировать, реализовывать и соблюдать его на практике.

«Тон сверху» является одним из важнейших элементов создания антикоррупционной культуры комплаенс и вовлечения сотрудников сверху вниз в целях минимизации рисков коррупционных правонарушений и преступлений.

«Тон сверху» в компании - это:

  • - реализация функции антикоррупционного комплаенса;
  • - достаточность ресурсов (выделены на профессиональное обучение и расширение штата специалистов по комплаенс);
  • - поддержка антикоррупционных инициатив;
  • - создание антикоррупционной культуры;
  • - придание значимости антикоррупционной функции;
  • - внедрение антикоррупционного комплаенса на всех уровнях организации.
  • 5. Регулярная оценка рисков вовлечения в коррупционную деятельность

В настоящее время существует настоятельная необходимость разработки соответствующей системы по выявлению коррупционных рисков и их устранению .

Компания выявляет коррупционные риски, характерные для ее потенциально уязвимых бизнес-процессов, проводит их оценку и периодическую переоценку. При выявлении и оценке рисков Компания учитывает всю полноту доступной на момент проведения оценки и переоценки информации о деятельности и планах, в том числе инвестиционных и стратегических.

Коммерческая организация оценивает характер и степень воздействия потенциальных внешних и внутренних рисков взяточничества от имени лиц, связанных с ней.

Для одних коммерческих организаций этот принцип будет проявляться как часть общей оценки риска, проведенной в связи с бизнес-целями. Цель этого принципа заключается в оценке рисков, пропорционально размеру организации, структуре и характеру, масштабам и месту ее деятельности. Но какой бы подход не был принят, чем полнее понимание рисков, тем эффективнее будут усилия организации по предотвращению взяточничества.

Некоторые аспекты оценки риска включают процедуры, которые входят в общепринятое значение термина «должная осмотрительность».

6. Системность и соразмерность надлежащих процедур

Компания разрабатывает и внедряет систему надлежащих процедур по противодействию и предотвращению вовлечения в коррупционную деятельность. Процедуры должны быть максимально прозрачными, ясными, выполнимыми, отвечающими выявленным рискам.

7. Принцип должной осмотрительности

Компания осуществляет проверку контрагентов и кандидатов на работу перед принятием решения о начале или продолжении деловых отношений на предмет благонадежности указанных лиц, неприятия ими коррупции и отсутствия конфликта интересов.

8. Информирование и обучение

Компания публикует антикоррупционную политику в свободном доступе на своей веб-странице в сети «Интернет» и заявляет о неприятии коррупции.

Компания прилагает разумно возможные усилия по информированию и разъяснению принципов и норм применимого законодательства, Кодекса деловой этики, антикоррупционной политики и иных локальных нормативных документов в отношении противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, включая ознакомление работников и контрагентов с основами противодействия коррупции.

9. Мониторинг и контроль

Компания осуществляет мониторинг внедренных процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и контролирует их соблюдение. Комитет совета директоров по аудиту на периодической основе проводит независимую оценку состояния системы противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, а также оценку соответствия деятельности компании нормам применимого законодательства и антикоррупционной политики. О результатах оценки Комитет совета директоров по аудиту сообщает акционерам в годовом отчете компании.

10. Совершенствование системы надлежащих процедур

Компания призывает своих работников и заинтересованных третьих лиц как можно раньше сообщать о своих подозрениях по поводу нарушений и о случаях несоблюдения положений антикоррупционной политики, а также предлагать меры по совершенствованию системы противодействия вовлечению в коррупционную деятельность.

Сообщения могут быть переданы следующими способами:

  • - по электронной почте в соответствии с программой оповещения о недостатках с сохранением анонимности;
  • - должностному лицу компании, занимающемуся вопросами безопасности и соблюдение деловой этики;
  • - своему непосредственному или вышестоящему начальнику.

Компания гарантирует конфиденциальность всем работникам и

иным лицам, сообщающим о нарушениях.

11. Отказ от ответных мер и санкций

Никакие санкции не могут быть применены к работнику Компании в случае:

  • - его отказа в даче или получении взятки, осуществлении коммерческого подкупа или оказании посредничества во взяточничестве, в том числе если в результате такого отказа у Компании возникли убытки, упущенная выгода, не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества, или
  • - его сообщения о предполагаемых нарушениях, фактах коррупции, иных злоупотреблениях или о недостаточной эффективности предпринимаемых контрольных процедур.

Если работник Компании или иное лицо предоставляет заведомо ложную информацию или пытается получить личную выгоду, противоречащую интересам Компании, то они могут быть привлечены к ответственности согласно законодательству и локальным нормативным документам Компании или его дочерних обществ.

Принципы противодействия взяточничеству (Принципы PACI) подготовлены рабочей группой, созданной организациями - членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с компанией TI и Базельским институтом управления, в 2004 г. Данный документ предназначен для компаний, желающих разработать собственные антикоррупционные программы и процедуры.

Следование Принципам PACI было и по сей день остается обещанием со стороны компаний нулевой терпимости к взяточничеству во всех его формах. Группа PACI - это специальная группа, которая контролирует соблюдение этических норм, стратегии и других корпоративных функций - создает безопасное пространство для участников рынка в реализации основных принципов, улучшает организацию и повышает эффективность бизнес-стандартов. Борьба с коррупцией во всех ее формах не только продвигает развитие и благополучие общества, но и делает бизнес сильнее, более устойчивым к риску.

Принципы PACI были пересмотрены и обновлены в 2013 г. и включают в себя шесть основных принципов, которые позволяют повысить прозрачность, осуществлять этичное ведение бизнеса. Это:

  • 1) выбор «тона сверху» через видимое и активное стремление руководства к нетерпимости к коррупции во всех ее формах;
  • 2) формирование внутренней готовности к «культуре» нулевой терпимости, что обеспечивает позитивную поддержку этического поведения;
  • 3) повышение транспарентности в рамках всей организации и в сфере взаимодействия с заинтересованными сторонами;
  • 4) соблюдение законодательства в юрисдикции, в которой осуществляется деятельность и ведется бизнес;
  • 5) поощрение бизнес-партнеров, использующих аналогичные этические нормы;
  • 6) поддержка коллектива по противодействию коррупции в определенных регионах или секторах экономики.

Чтобы воплотить эти принципы в конкретные действия, компаниям предписано не только взять на себя обязательства и организацию их реализации и текущей разработки эффективной антикоррупционной программы, но и, что более важно, активно продвигать глобальную антикоррупционную программу.

Анализ положений Федерального закона № 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции и следовать основным принципам противодействия ей, и положений Интегрированной концепции построения системы внутреннего контроля COSO и Принципов PACI позволил заключить следующее:

  • - принципы противодействия коррупции, закрепленные в Федеральном законе и воспринятые Росатомом, касаются требований отечественного законодателя в сфере противодействия коррупции как критерий соответствующего контроля со стороны регуляторов России;
  • - Интегрированная концепция построения системы внутреннего контроля COSO требуют соблюдения антикоррупционных принципов в рамках международной системы антикоррупционных стандартов;
  • Partnering Against Corruption Initiative Global Principles for Countering Corruption.Application & General Terms of Partnership. World Economic Forum, May 2016. P. 12.


 

Возможно, будет полезно почитать: