Священник из саратова наказан за нарушение тайны исповеди. Конкордия и тайна исповеди

Исповедь как покаяние в грехах присутствует в ряде религий. Наибольшее распространение исповедь как одно из важнейших религиозных таинств получила в христианстве — православии, католицизме и протестантизме. Похожий, но не идентичный институт покаяния имеется и в авраамических религиях — иудаизме и исламе, где данный духовный акт носит название «виддуй» и «тауба».

Поскольку покаяние предполагает доверительный характер отношений между священнослужителем и верующей личностью, неизбежным качественным признаком исповеди является ее тайна. Именно гарантированное право на тайну исповеди дает священнику иммунитет на неразглашение ставших ему известными из сугубо конфиденциального духовного общения сведений, что является одной из важнейших гарантий свободы вероисповедания. В противном случае таинство покаяния теряет всякий духовный смысл, а священник превращается в полицейского. Не случайно в соответствии с пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» тайна исповеди охраняется законом, а священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Это требование конкретизировано в уголовном и гражданском процессуальном законодательстве. Так, согласно пункту 4 ч. 3 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Похожая норма содержится и в пункте 3 ч. 3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди

Дополнительные гарантии тайны исповеди имеются также во внутренних установлениях самих религиозных объединений и канонических нормах права, которые обязывают священнослужителей избегать действий, злоупотребляющих доверием, поскольку это несовместимо с их духовным статусом. Например, согласно Правилу 120 Номоканона при Требнике 1662 г. православный священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких обстоятельствах. За открытие греха исповедующегося духовного отца отстраняют на три года от служения, и каждый день он должен класть сто поклонов.

Канонические предписания католической церкви также содержат строгие правила по этому поводу. Так, каноны 983 и 984 Кодекса канонического права католической церкви гласят, что «тайна исповеди нерушима; поэтому духовнику строжайшим образом запрещается выдавать кающегося словами или каким-либо иным способом и по какой бы то ни было причине. Хранить тайну обязан и переводчик, если таковой наличествовал, и все прочие лица, тем или иным образом узнавшие о грехах из исповеди» .

Канонические правила в истории нашего Отечества не всегда соблюдались, а тайна исповеди не всегда была абсолютной

Однако канонические правила в истории нашего Отечества не всегда соблюдались, а тайна исповеди не всегда была абсолютной. В строго определенных случаях допускались исключения. Так, несмотря на то что в принятом в 1721 г. во времена царствования Петра I Духовном регламенте предусматривалось весьма строгое наказание за открытие тайны исповеди, в то же время разрешалось ее разглашение по отношению к тем, кто замышляет государственное преступление. Духовный регламент обязывал священнослужителей раскрывать тайну исповеди, если злоумышленники, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют» . Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю начала XX в. «ныне все сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству» .

Очевидно, законодатель того времени исходил из того, что священнослужитель не только теоретически, но и практически мог стать обладателем конфиденциальных сведений о готовящемся государственном преступлении.

Закономерен вопрос: обязан ли в современных условиях священнослужитель вопреки воле доверителя использовать полученные сведения для предотвращения преступления, или он в любом случае должен сохранять их в тайне? Если не обязан, не противоречит ли право на тайну исповеди священнослужителя его гражданскому долгу служения земному отечеству? Какой нравственный выбор должен сделать священнослужитель в сложившейся непростой жизненной ситуации, когда возникает конфликт интересов между его духовным (профессиональным) и гражданским долгом?

Если бы священнослужитель имел возможность предотвратить тяжкое преступление, но не сделал этого, гражданская совесть верующих граждан взывала бы против абсолютизации такой тайны

Данная проблема особенно актуальна в нынешних условиях, когда, к сожалению, уровень тяжких и особо тяжких преступлений против личности и общественной безопасности остается на стабильно высоком уровне. В самом деле, если бы священнослужитель имел возможность предотвратить тяжкое преступление, влекущее гибель людей, но не сделал этого, ссылаясь на тайну исповеди, наверное, гражданская совесть верующих граждан взывала бы против абсолютизации такой тайны. Видимо, не случайно в современных социальных учениях и позициях крупнейших российских конфессий содержится призыв о необходимости быть законопослушными гражданами земного отечества, следовать государственным законам, а право на жизнь рассматривается как священный дар.

Исходя из сказанного считаем, что в определенных случаях отказ священнослужителя от обязанности сохранения профессиональной тайны в современных условиях допустим и оправдан. Такие случаи являются исключительными: когда священнослужитель узнает о готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении против личности либо общественной безопасности. При этом вопрос о том, следует ли священнослужителю в этой ситуации доносить на покаявшегося человека и связанных с ним лиц, может решаться только в плоскости признания за ним его права на разглашение тайны.

Моральный долг священнослужителя по предотвращению готовящегося преступления ни в коем случае не может быть превращен в его юридическую обязанность

Моральный долг священнослужителя по предотвращению готовящегося преступления ни в коем случае не может быть превращен в его юридическую обязанность. Следовательно, данное требование должно быть зафиксировано не в нормах светского права, а во внутренних (канонических) установлениях и нормах этики самих религиозных организаций. Именно по такому пути пошла Русская Православная Церковь. В Основах социальной концепции РПЦ (разд. IX) содержатся достаточно подробные предписания для священнослужителя при возникновении подобной ситуации. «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди, — говорится в Основах. — Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедующегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею» .

Такая взвешенная и социально ответственная рекомендация, на наш взгляд, ни в коей мере не подрывает духовный авторитет церкви и священнослужителей. Очевидно, что и другие крупнейшие централизованные религиозные объединения, вероучения которых предусматривают таинство покаяния, должны пойти по такому же пути, побуждая обратившегося человека к духовному раскаянию и сотрудничеству с правоохранительными органами, за которым должен последовать акт гражданского повиновения. На юридическом языке это называется активным деятельным раскаянием. Ибо по своей природе акт покаяния предполагает не только осознание греха как преступления перед Богом, но и сознательное оставление греха. Пока же внутренние установления и канонические предписания других конфессий такие предписания не содержат, хотя в богословских трудах имеются рекомендации, как себя вести в подобных ситуациях. Вот что пишут по этому поводу видные лютеранские богословы Н. Мюллер и Г. Крауз: «Пастор может столкнуться с довольно редкой дилеммой, когда ему приходится услышать исповедь во грехе, который в миру также является тяжким преступлением (таким, например, как изнасилование ребенка или убийство). Человека, кающегося в таком грехе, следует призывать сознаться в своем преступлении мирским властям, будучи уверенным в том, что Господь с ним даже если его ожидает наказание со стороны государства, учрежденного Богом для него. Пастор может предложить кающемуся человеку сопровождать его на этом труднейшем пути, укрепляя тем самым свое пасторское отношение и сохраняя конфиденциальность исповеди. Если все попытки убедить человека признаться в своем преступлении оказались тщетными, пастор может усомниться в том, была ли исповедь, которую он выслушал, истинным исповеданием пред Богом. В случае, когда пастор чувствует, что он все же должен раскрыть услышанную информацию властям, ему следует сообщить о своем намерении исповедовавшемуся человеку, чтобы впоследствии его не обвиняли в том, что «ему, дескать, доверились, а он предал». Пастор не может позволить себе стать соучастником преступления, покрывая его своим молчанием и, таким образом, бросая тень на Церковь, как на народ Божий» .

Каким образом священнослужитель сможет определить тяжесть замышляемого преступления, если он не юрист?

Однако каким образом священнослужитель сможет определить тяжесть замышляемого преступления, если он не юрист? Ответ очевиден. Современный уровень образования и подготовленности священнослужителей позволяет им неплохо ориентироваться в действующем законодательстве. Основы права сегодня преподаются в большинстве духовных образовательных учебных заведений, а в некоторых из них даже созданы кафедры права и церковно-государственных отношений. Кстати, в последние годы похожие предложения со стороны ученых выдвигаются и по отношению к типологически сходной по режиму сохранения адвокатской тайне. Авторитетные исследователи также предлагают не включать в предмет профессиональной тайны адвоката сведения о готовящемся тяжком и особо тяжком преступлении.

Сказанное ставит на повестку также ряд смежных вопросов, которые нуждаются в правовом разрешении. Во-первых, как мы видим, в законодательстве в контексте тайны исповеди говорится о священнослужителях. Однако ни Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», ни иные законодательные акты не раскрывают это понятие. В разных конфессиях существует множество духовных званий и должностей служителей культа, которые не всегда могут претендовать на статус священнослужителя, следовательно, не все они могут являться носителями тайны исповеди. Во-вторых, нуждается в юридических уточнениях и само понятие «исповедь». Не всякая доверенная тайна подпадает под это понятие. Необходимо учитывать ряд формальных признаков — статус доверителя тайны и доверенного лица, место, время, цель и иные обстоятельства, которые характеризуют данный акт именно как исповедь. На наш взгляд, эти вопросы должны найти отражение в действующем законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях.

Государство не должно себя ограничивать в вопросе о возможности допроса священнослужителя в качестве свидетеля, если он готов это сделать добровольно

Итак, канонические предписания крупнейшей российской конфессии — Русской Православной Церкви с известной долей осторожности и в порядке исключения допускают возможность раскрытия тайны исповеди в строго определенных случаях. Авторитетные богословы других конфессий также допускают такую возможность. Почему же светский законодатель должен ограничивать волю священнослужителя, если он стремится выполнить свой гражданский долг? Согласно требованиям пункта 2 ст. 4 и статьи 15 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство уважает внутренние установления религиозных объединений, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит закону. Сказанное логически подводит нас к выводу: законодательство не должно быть столь категоричным по отношению к тайне исповеди. Именно за священнослужителем остается право принять предписанные внутренними установлениями меры для предотвращения тяжкого или особо тяжкого преступления, о которых ему стало известно из исповеди. Государство не должно себя ограничивать в вопросе о возможности допроса священнослужителя в качестве свидетеля, если в особых случаях, не нарушая канонических предписаний, он готов это сделать добровольно.

Таким образом, не абсолютный, а относительно абсолютный характер тайны исповеди будет наиболее полно соответствовать принципу социальной ответственности, когда речь идет о таких фундаментальных ценностях, как жизнь человека и безопасность общества.

Примечания

СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
www.azbyka.ru/ dictionary/ 18/ tayna_ispovedi.shtml


Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь. CD-версия: «Богословская энциклопедия». М.: Directmedia Publishing, 2005. С. 8760.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. 2000. N 8. С. 52, 53.
Мюллер Н., Крауз Г. Пасторское богословие. М.: Лютеранское наследие, 1999. С. 81.
Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2009. С. 30; Бойков А. Нужно действовать в интересах права // Новая адвокатская газета. 2010. N 1 (66). С. 7.

Библиография

Бойков А. Нужно действовать в интересах права // Новая адвокатская газета. 2010. N 1 (66).
Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2007.
Мюллер Н., Крауз Г. Пасторское богословие. М.: Лютеранское наследие, 1999.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. 2000. N 8.
Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2009.
Регламент или Устав Духовной коллегии, изданный 25 января 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1899. Т. VI. N 3718.
Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь. CD-версия: «Богословская энциклопедия». М.: Directmedia Publishing, 2005.

– А наш батюшка не хранит тайну исповеди, – сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза.

Елизавета Петровна, старая подруга монахини, жила в Москве вместе с семьей сына, нянчила троих внуков, но раз или два в год приезжала к матери Конкордии отдохнуть на свежем воздухе, попить целебного козьего молочка и посплетничать по поводу приходской жизни в столице. Кроме как в храм да в ближайший продуктовый магазин, Елизавета Петровна никуда не выходила. Общение со столичными подругами поддерживалось при помощи телефона, а вот в другую область звонить по межгороду было дорого. Нельзя оставлять подругу без свежих московских сплетен, поэтому Лиза, как по привычке звала ее монахиня, проявляла трогательную заботу, не считаясь со сложностями дальней дороги.

– Отец Иоанн не станет раскрывать , – сказала матушка, – он достаточно ответственный священник. Но сама в душе приготовилась послушать историю. Грешны мы, не всегда способны перебороть страсть, особенно столь невинную внешне, как пересуды и сплетни.

– Он, наверное, для блага нас всех так делает, – продолжала Лиза. Имен не называет. Говорит: вы ко мне приходите и каетесь в грехах, а потом вновь согрешаете. И начинает перечислять грехи. И, что самое плохое, иногда говорит о моих личных грехах, которыми никто больше не грешит, и мне становится очень стыдно. И Елизавета Петровна назвала несколько своих «индивидуальных» грехов. Выслушав подругу, мать Конкордия улыбнулась и успокоила подругу. Все эти грехи оказались настолько распространенными, что узнать по ним себя могла лишь Елизавета, живущая в тишине московской квартиры и почти ни с кем не имеющая общения. Так что никакого нарушения тайны исповеди не было.

– Вообще, я лишь однажды слышала о том, что священник нарушил , – сказала монахиня. Служил на одном приходе священник. Нехороший, прямо сказать, был батюшка. Выпивал сверх меры, случалось за ним и другое, весьма неприятное. Однажды он поссорился с прихожанкой, она была девицей, скорой на язык, слово за слово, и священник прилюдно обличил ее в одном грехе и к тому же добавил, что знает об этом из ее же исповеди. Потом, в пылу спора он ее еще и проклял. Года он после этого не прослужил – попал под запрет, не за свой язык, за пьянство, да так из запрета и не вышел – умер от вина. Больше мне таких случаев в жизни не приходилось встречать. Зато есть другой грех. Любим мы сами раскрывать тайну исповеди. Отец Савватий неоднократно на проповеди говорил, что тайну исповеди надо хранить не только священнику, но и мирянину. Покаялся во грехе, Господь тебя простил, нет больше этого греха на тебе, так больше и не вспоминай об этом, начни новую жизнь. Пока мы помним свои грехи – вновь впадаем в них, если же принимаем исповедь как второе крещение, тогда незачем вспоминать то, что прощено Богом.

– Да, отец Савватий молодец, старец; жаль, что у нас священники совсем другие, – сказала Елизавета Петровна.

– Ваши священники хороши для своих прихожан. А отец Савватий – один из немногих старцев, потому к нему и едут со всей страны. Знаешь, сколько тяжелейших ситуаций приходится батюшке разрешать?! Простому священнику это не под силу. Надо быть молитвенником, постником, монахом. Молитвенником и постником можно и в городе быть, а вот монахом – только в монастыре или в такой общине, как у отца Савватия – где нет никого, кроме самых близких духовных чад, да и те в постриге.

Долго еще длился разговор старых подруг, говорили и о хорошем, и о плохом, в который раз вспомнили молодость (да и грехи молодости – тоже). Уложив подругу спать, мать Конкордия задумалась о том, что было сказано Лизой по поводу отца Иоанна. Наверное, он был не совсем прав, говоря о тех грехах, которые ему стали известны из исповедей.

На следующий день она спросила отца Василия, права ли она?

– Не существует четких правил о том, можно ли говорить о распространенных грехах, упоминая о том, что священник узнал про них из исповеди, – сказал настоятель. Но мне кажется, что в этом есть что-то неправильное. Кто-то может подумать, что священник имел ввиду его, кто-то подумает, что был обличен его знакомый или сосед. Много смущений бывает от этого. Поэтому я еще в семинарии решил, что никогда не буду обсуждать с человеком то, что мне было сказано на исповеди, тем более говорить публично на эту тему, даже обобщенно. Что было сказано на исповеди – умерло навсегда, так я решил и следую этому правилу все годы служения. Мать Конкордия поблагодарила батюшку за ответ. А затем, спустя некоторое время, поблагодарила и Господа за то, что Господь даровал ей таких замечательных духовных наставников: старца игумена Савватия и иерея Василия – настоятеля прихода, на котором она надеялась дожить до своего последнего дня.

Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6,7)

По вере Церкви, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть отпускать грехи, согласно вероучению, была дана Господом Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).

Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».
В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья.

До конца V века, в Христианской Церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и всенародная, в храме; К концу периода Вселенских Соборов (VIII—IX век) публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. В X—XII вв. в Восточной Церкви покаяние и исповедь принимают те формы (духовничество духовников-священников из монашествующих и мирских и тайная исповедь), в каких они существуют потом целые века, и существуют по настоящее время, с правом духовника налагать тайную или открытую епитимии на тех христиан-грешников, которые прежде подвергались публичной исповеди.

Западная Католическая Церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и целого ряда ученых-богословов, устанавливает "печать молчания", безусловно воспрещая священникам говорить кому бы то ни было о том, в чем повинился кающийся на исповеди. 21-я статья 4-го Латеранского Собора грозит за нарушение этого правила пожизненным заключением в монастыре "строжайшего" ордена.

В Восточной Церкви тайна исповеди соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662, воспрещая открывать тайну исповеди, грозит виновному самой тяжкой карой. Безусловность тайна исповеди была поколеблена, когда царствование Петра Великого было омрачено мятежами и ему пришлось войти в суд даже с собственным сыном. "Духовный Регламент" того времени, предусмотрев в трех пунктах "прибавлений о правилах причта церковного" жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других трех пунктах санкционировал разглашение тайна исповеди по отношению к тем, кто, "вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо", и к умыслившим государственное преступление, если они, "объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют".

Существующий в настоящее время в Русской Церкви чин исповеди (помещенный в Требнике) имеет своим источником греческие чины, выработанные в XVI—XVII вв. На последние же большое влияние оказало древнейшее чинопоследование тайной исповеди под названием Номоканона Иоанна Постника, приписываемое Иоанну, патр. Константинопольскому, жившему в VI в. (596 г.). В Русской Церкви в XV—XVII вв. чин исповеди существовал во множестве разнообразных и весьма обширных редакций, имея в основе чин исповеди Иоанна Постника. В XVII в. был издан печатанием сначала в Киеве (1620), затем в Москве (1639 и 1658 гг.) краткий чин исповеди, который с конца XVII века (после издания 1685 г.), после некоторых дополнений (дополнен покаянными тропарями, разрешительной молитвой из Требника Петра Могилы: «Господь Бог наш Иисус Христос» и увещанием к кающемуся) остается без изменения и до нашего времени.

Тайна исповеди - это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь - нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет.

Вот что говорят Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша) /147-е правило Поместного Карфагенского собора/:

"Вальсамон приводит в связь постановление этого правила с тем случаем, когда епископ или вообще какой-либо духовник откроет чей-нибудь исповеданный ему, т.е. тайно сказанный, грех, и пропоминает по этому поводу решение константинопольского патриарха Луки (1156-1169), которым последний лишает священнослужения игумена гиреграеского монастыря, за то, что он открыл грех, исповеданный ему его духовным сыном.

Это правило так же, как и решение упомянутого патриарха, приведены в 120 правиле Номоканона при Большом Требниκе, причем сказано еще следующее: "духовный отец, аще исповесть кому грех исповедавшегося, имать епитимью: три лета да есть празден, токмо да причастится, в месяц единою, и да творит на всяк день поклонов сто; гражданский же закон глаголет, вскопати язык созади сицевому."

Сохранение тайны, открытой священнику на исповеди (sigillum confessionis), составляет и теперь непременный закон для каждого священника ("Книга о должностях пресвитеров приходских," § 109).

Некоторое отступление от безусловной тайна исповеди, за исключением этих случаев, может быть усмотрено в правиле о том, что перед хиротонией во священника духовник кандидата, исповедавшегося ему в тяжких (смертных) грехах, обязан доложить архиерею о недостойности кандидата быть иереем, хотя и без "имянного" перечисления этих грехов. Слова, которыми, согласно требнику, должен сопровождаться приступ к исповеди в Православной Церкви, служат выражением тайны покаяния и обещанием сохранить ее. "Се Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, — говорит духовник кающемуся, — не устрашися, ниже убойся, и да не скроеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, да приимеши оставление от Господа; аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речеши ми". Сообразно этому взгляду на исповедь в процессуальных законах главнейших государств содержатся или воспрещение спрашивать на суде священника о том, что ему вверено в качестве духовного отца, или же предоставление ему отказаться от дачи такого показания.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» «тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Согласно п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; аналогичное правило действует и в гражданском процессе (п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ).

Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов.

Иеромонах Иосия о тайне исповеди передавал следующий рассказ «По пострижении в мантию, я находился положенное время безвыходно в храме. Однажды ночью я вышел из церкви и увидел, что в окне келлии старца схиархимандрита Илиодора светился огонь. Он был в то время болен. Войдя к нему, я увидел его лежащим на койке с воздетыми руками, очевидно, он молился и, не обращая никуда внимания, он спросил: «Это ты, чадо?», называя меня по имени. Подойдя к нему, я поклонился, а он, благословляя меня, сказал: «Ах, чадо! Сейчас видел я умершего духовника, он задержан на мытарстве за то, что доносил настоятелю грехи братские, открываемые на исповеди. Вероятно, сей духовник по причине малодушия не мог устоять перед вопросами любопытного настоятеля, за то и подвергся таковому несчастью. Святитель Димитрий Ростовский говорит о тайне исповеди: «Та тайна Божия запечатлена есть печатию самого Бога, яже есть Дух Святый, и никто же должен отрешити тоя печати и во явление людем открыти... Аще бы кий властелин или суд гражданский повелел, и нудма принуждал иерея, да скажет, каковый грех духовного своего сына, и аще бы прещением и муками и смертию претил, и убеждал ко изъявлению греха чьего, то иерей должен есть умрети, паче и мученическим венцем венчатися, неже печать исповеди отрешити, и тайну Божию в явление предати, изъявляя грехи духовного сына своего... (за что) вечною от Бога смертию казнену быти за изъявление» (Н.В. Маслов. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев).

Уместно добавить, что ни один священник не имеет права отказать в исповеди православному христианину, обращающемуся от греха (Апостольское правило 52) .

Елена Терехова

Тайна исповеди – правило священников

Исповедь можно сравнить с очищением. Каждый из нас заботится о чистоте своего тела, своего жилища, оздоравливается, ухаживает за домашними питомцами… О душе своей мы так не печемся. Для того, чтобы облегчить душевные страдания, существует исповедь.

Многие стесняются рассказывать о своих грехах. Это напрасное стеснение, посланное нам бесами, которые делают все, что в их силах, для того, чтобы не дать нам найти путь к спасению души. Тайна исповеди - это условие, которое никто не отменял, и которое убережет от сомнений верующих. Все то, что сказано перед посредником Бога - священнослужителем, останется в тайне.

Исповедь существует не для того, чтобы священник рассказывал о ваших тайнах кому-то. Она нужна для того, чтобы мы постоянно совершенствовали свое духовное состояние, приближали его к первозданному образу - божественному идеалу. Не зря эта процедура называется Таинством.

То есть тайна исповеди - это сокровенное действие, к которому надо готовиться морально, вычитывать специальные правила. Какие это правила? Это три покаянных канона - Иисусу Христу, Богородице, Ангелу-хранителю, молитвы ко Причастию. Эти правила требуют внимательного прочтения, осознанного углубления в текст. Если исповедоваться регулярно, можно воспитать в себе постоянное стремление к улучшению.

Желательно каждый раз исповедоваться у одного и того же священника. А еще лучше - выбрать себе духовного отца. Он будет знать условия вашей жизни, факторы, которые положительно или отрицательно влияют на нее. Тайна исповеди поможет вам быть открытыми и искренними перед духовником, не утаивать важного, не скрывать проступки. По-хорошему, прежде чем идти на исповедь, мы должны оплакать свои грехи и раскаяться в них дома.

Для того, чтобы осознать свою греховность, надо чаще читать Евангелие и помнить о десяти заповедях Бога. Для чего? В Евангелии подробно описано Слово Божье, которое Он нес людям во время Своей земной жизни. Спаситель рассказывал о том, как мы должны жить, в доступной для людей форме. Заповеди же в полной мере отображают правила нашей жизни.

Следует помнить о том, что из столетия в столетие ничего не меняется относительно греховности человеческой. Еще ни один священник за всю свою практику исповеди не услышал чего-то особенного от кающихся.

В основном, грехи повторяются, и задача священника не уличить, не осудить, а указать человеку на проступок, подсказать, каким образом бороться с ним, если надо наложить епитимью. Тайна исповеди - обязательное правило для священника, и он не имеет права его нарушать.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Штатный священник саратовского храма Рождества Христова Андрей Евстигнеев указом правящего архиерея Саратовской епархии Русской православной церкви Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина освобожден от служения за нарушение тайны исповеди. Об этом говорится в информации, размещенной на епархиальном сайте.

"Настоящим определением Вы, священник Андрей Евстигнеев, освобождаетесь и от всех других ранее возложенных на Вас обязанностей и запрещаетесь в священнослужении за разглашение тайны исповеди и публичное ее обсуждение в присутствии представителей средств массовой информации... сроком на один год", - приводит портал "Интерфакс-Религия" текст указа.

Кроме того, в указе определено, что священник на год лишен права носить священническое облачение - рясу и наперсный крест. Ему также запрещено благословлять верующих и совершать богослужения и требы.

Повод для церковного наказания дало выступление священника на заседании Общественной палаты Саратовской области. 28 марта там обсуждалось жестокое убийство семилетнего мальчика, в котором обвиняют отчима ребенка.

Во время этого обсуждения отец Андрей вспомнил другую резонансную саратовскую историю, когда, по версии следствия, после избиения отчима маленький мальчик выбросился из окна многоэтажки и погиб.

"Несколько месяцев назад был другой случай, когда ребенок выбросился с балкона. Ситуация практически зеркальная: мамаша, с позволения сказать, которая запуталась в своих мужиках, и человек (отчим - "ИФ") абсолютно безбашенный", - процитировала выступление священника пресс-служба Общественной палаты Саратовской области.

Андрей Евстигнеев признался, что "как священник с этим человеком разговаривал в следственном изоляторе".

"Он был на исповеди. Я не имею права разглашать вам тайну исповеди, но в голове - опилки", - сказал священник на заседании палаты.

Между тем в первые века христианства исповедь представляла собой открытую публичную процедуру. Признание в грехах совершалось не только перед священником, но и перед всеми членами общины, составляющими в совокупности Тело Христово - Церковь. Однако, как отмечают историки религии, открытость исповеди повлекла снижение числа обращающихся в Церковь за покаянием. Ввиду падения интереса прихожан к исповеди в Церкви приняли решение утвердить тайный формат исповеди. Пересмотр характера исповеди требовал установления особого доверительного отношения между священнослужителями и паствой, что диктовало проявление уважения к сакральному смыслу процедуры исповеди и со стороны государства.

Строгость тайны исповеди соблюдается сегодня всеми Церквами. Два года назад в Ватикане прошла конференция, посвященная практике исповеди в Католической церкви. На ней было подтверждено, что даже после смерти кающегося священник не имеет права разглашать то, что он услышал от почившего. "Печать абсолютная. Она не может быть снята, даже если сам кающийся дает свое разрешение на это исповедавшему его священнику", - было сказано в ходе обсуждения. Любое нарушение "печати исповеди" наказывается отлучением от Церкви. Кардинал Мауро Пьяченца, который возглавляет Апостольскую пенитенциарию, решающую вопросы, связанные с внутренней подсудностью служителей Церкви, заявил, что церковное право в данном вопросе остается неизменным в течение 800 лет.

Отметим, что тайна исповеди охраняется в России юридически, что закреплено в нескольких документах.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в пункте 7 статьи 3 постулирует законодательное сопровождение охраны тайны исповеди и ограничение к привлечению к уголовной ответственности священнослужителей за отказ от дачи показаний по сведениям, полученным в рамках таинства исповеди ("Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди").

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в пункте 4 части 3 статьи 56 включает священнослужителя в список лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей по обстоятельствам, известным в ходе исповеди ("Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди").

Гражданско-процессуальный кодекс РФ в пункте 3 части 3 статьи 69 определяет, что "не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди".



 

Возможно, будет полезно почитать: