VIII. Порядок увольнения с военной службы

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение военнослужащего происходит несколько по другому принципу, чем обычного работника, и это должно учитываться. Здесь же стоит отметить, что все трудовые отношения с военными регулируются уже не обычным Трудовым кодексом, а федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Причины

Основания для увольнения досрочно военнослужащего:

  • По возрасту. Как только человек достигает предельного возраста, он может уволиться. Однако это не является обязательным, он также может и продолжить свою службу, если пожелает.
  • В контракте, который подписывают военные, указываются сроки службы. Увольнение военнослужащих происходит сразу же после того, как эти сроки истекли.
  • Комиссия может признать человека негодным к службе. В таком случае увольнение производится в обязательном порядке.
  • Если нашлись основания для лишения служащего его звания. Здесь процедура очень похожа на увольнение обычного гражданского лица по статье 81 ТК РФ.
  • Человек был осужден и приговорен к лишению свободы на определенный срок. Это является веским основанием для того, чтобы уволить военнослужащего.
  • Есть также еще ряд оснований, по которым военного могут уволить со службы. Все эти основания перечислены в статье 51 федерального законодательства.

Несколько другие причины существуют для того, чтобы уволить человека, который проходит военную службу по контракту:

  • Человек постоянно нарушает условия контракта. Вряд ли кто-то будет увольнять сотрудника за одно мелкое нарушение. Однако если это происходит систематически, то увольнения точно не избежать.
  • По состоянию здоровья. Если после очередного осмотра обнаружится, что человек имеет какие-либо отклонения в здоровье, то его, скорее всего, отстранят от службы.
  • По семейным обстоятельствам.
  • По различным уважительным причинам.

Такого понятия, как увольнение с военной службы по собственному желанию, в военной службе не существует. Однако, согласно законодательству, это возможно сделать, если у военного имеются на это уважительные причины. Только вот, как и в Трудовом кодексе, в законе не уточняется, что именно является уважительными причинами, что может в значительной мере усложнить процедуру. Решать, можно ли расторгнуть контракт или нет, будет непосредственный командир по своему субъективному представлению. Конечно, здесь никто не отменял серьезные основания для увольнения с военной службы.

Состояние здоровья

На военную службу берут только тех людей, у которых очень крепкое здоровье. Именно поэтому, если у сотрудника обнаружились какие-либо проблемы, его могут уволить. Порядок увольнения с военной службы в таком случае выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо пройти комиссию. Обратиться к военно-врачебной комиссии можно в том случае, если у военного имеются хронические заболевания, появились травмы или ранения.
  • Производится осмотр. Если комиссия решит, что дальнейшее прохождение службы не представляется возможным, эти данные заносятся в протокол.
  • После того как военный получит справку на руки, он должен написать рапорт о своем увольнении со службы.
  • Отстранение от занимаемой должности происходит в течение одного календарного месяца.
  • В итоге человек может рассчитывать на единовременные выплаты, различные льготы, а также пенсию по инвалидности, если таковую ему присвоили.

Военнослужащему по контракту выплачивается оклад, а также дополнительные выплаты – надбавки и премии. Если срок службы был менее 20 лет, то единая выплата равна двум месячным заработным платам. В том случае, если служба продолжалась более 20 лет, то единоразовая выплата составит уже семь заработных плат.

В том случае, если причиной инвалидности стали травмы и ранения, полученные на военной службе, то военному дополнительно выплачивается единоразовая компенсация в размере от 500 тысяч рублей до 2 миллионов. Размер напрямую связан с состоянием здоровья и группой инвалидности, которую человеку прописали. Здесь стоит уточнить, что при таких же проблемах со здоровьем гражданам, проходящим срочную военную службу, будет положена компенсация в два раза меньше.

Важно! На данную компенсацию могут рассчитывать только те, кто признаны полностью непригодными к службе. Если же человека признали только ограниченно непригодным, то подобные выплаты ему не полагаются.

При этом выплаты по инвалидности назначаются вне зависимости от остальных выплат. То есть, здесь нет каких-либо ограничений по итоговой сумме, которую военный получит после увольнения. В том случае, если инвалидности нет, то выплачивается премия, которая равна 50 тысячам рублей. Эта сумма не зависит от того, сколько времени человек пробыл на службе – более 20 лет или же менее. При инвалидности военные еще и ежемесячно получают выплаты, размер которых напрямую зависит от группы инвалидности.

Предельный возраст

Как уже писалось выше, военный может быть уволен, если он достиг своего предельного возраста для службы. Здесь стоит уточнить, что этот предельный возраст установлен для каждого звания свой, и это, конечно же, необходимо учитывать:

  • В шестьдесят пять лет уволиться могут маршалы, генералы, адмиралы флота и генерал-полковники.
  • В возрасте шестидесяти лет со службы могут уйти военные, которые имеют такие звания, как генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал.
  • В пятьдесят пять лет на пенсию уходят полковники или капитаны первого ранга.
  • В пятьдесят – все лица, которые имеют какие-либо другие звания.
  • Женщины военные могут рассчитывать на пенсию уже в 45 лет. Это прописано в российском законодательстве.

Кроме того, в российском законодательстве указано и то, до какого возраста может быть продлена служба, если военный это пожелает. Лица, которые занимают звания, указанные в первой строке, могут нести службу на десять лет дольше, то есть до 75 лет. Все остальные имеют полное право оставаться на службе до 65 лет. Женщины также входят в эту категорию.

После того как подписан рапорт и служба окончена, уволенный военный может рассчитывать на дополнительные выплаты. Рассчитываются они, исходя из нескольких параметров. Здесь работает та же схема, что и при увольнении по состоянию здоровья. То есть, если человек был на службе менее 20 лет, то ему начисляется единовременная выплата в размере двух месячных окладов. Если же срок службы более 20 лет, то выплаты будут начисляться в семикратном размере от месячной заработной платы. Еще один дополнительный оклад начисляется тем, кто был удостоен государственной награды за какие-либо заслуги.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не все могут рассчитывать на выплаты при увольнении. Выплаты не выдаются:

  • Если сотруднику по решению суда было запрещено занимать любые военные должности.
  • Лицо решили звания. В таком случае он, по факту, вообще не является больше военным.
  • Если военного лишили свободы за уголовное преступление. Здесь же учитываются и те преступления, которые были совершены по неосторожности.
  • Человеку был вынесен условный приговор.
  • Если человек решил перейти в другие органы, например, полицию или пожарную.
  • Человек нарушил условия, которые были прописаны в контракте.
  • Недобросовестное выполнение своих обязанностей.

Иногда к основным выплатам добавляются и дополнительные. Например, если военному полагались премиальные, то они будут выплачены вместе с остальными деньгами при расчете. Сюда же входят выплаты и за дополнительные обязанности, которые мог выполнять сотрудник. Размер премиальных зависит от того, к какой категории относится военный.

Нарушение дисциплины

Многие граждане решают проходить военную службу по контракту. И очень часто условия контракта нарушаются. В российском законодательстве четко указано, что контракт можно расторгнуть досрочно, если его будут нарушать. В таком случае военного увольняют. Обычно поводом для этого служат деяния административного или же уголовного кодекса. Расторжение контракта может произойти и в том случае, если гражданин систематически нарушает трудовую дисциплину. Все нарушения должны быть в обязательном порядке зафиксированы, так как если этого не сделать, то доказать уже будет нельзя.

При заключении контракта обе стороны берут на себя обязательства соблюдать его. Также в контракте указано, что несоблюдение правил ведет к немедленному увольнению. Для того чтобы решить, является нарушение действительно серьезным, необходимо обратиться в суд для вынесения приговора. Здесь стоит отметить, что решение не выносится на основании одного только рапорта. В деле учитываются семейные и финансовые обстоятельства, а также условия службы. В некоторых случаях суд выносит оправдательный приговор, и военного не увольняют. Например, нельзя назвать, что нарушения были систематическими, если они повторялись не два раза подряд. Систематическими нарушениям дисциплины являются нарушения, которые повторялись три раза подряд в короткий промежуток времени.

В том случае, если с военным досрочно расторгается контракт, так как он его нарушил, с гражданина могут взиматься еще и различного рода штрафы. Обычно штрафы взимаются только за очень грубые нарушения – уголовные или же административные. Стоит уточнить, что уволенный может обжаловать решение суда. Для того чтобы этого не произошло, необходимо провести аттестацию проведенной им работы. Порядок увольнения военнослужащих выглядит следующим образом, всё это указано в статьях федерального закона:

  • В течение 10 дней с момента нарушения проводится расследование. Без него никак не обойтись, так как необходимо всё четко зафиксировать и в дальнейшем доказать. Без этого уволить сотрудника будет просто невозможно.
  • Далее, после того как собраны все документы, подается рапорт начальнику.
  • Начальник уже принимает решение о расторжении контракта и издает приказ.

В некоторых случаях назначается дополнительная комиссия для внеплановой аттестации. Для этого необходимо:

  • Создается специальная комиссия для проверки.
  • Проходит непосредственно сама аттестация.
  • Если по решению комиссию будет выявлено, что человек не соблюдал должным образом условия контракта, так называемого военного договора, составляется рапорт.
  • Командир издает приказ об увольнении.

Стоит отметить, что увольнение за нарушение дисциплины влечет за собой множество неприятных моментов. Если в других случаях военному полагается множество дополнительных выплат, то здесь такого не предусмотрено. В первую очередь служащего лишают выплат, которые равны 2 или 7 месячным окладам. Здесь не важно, что является причиной увольнения – систематические нарушения или уголовное преступление. Военный также лишается премий, даже если он их честно заработал. Ему не полагаются ежегодные пособия. При этом не учитывается, какое время человек провел на службе – пять лет или двадцать. Всё это четко прописано в статьях федерального закона.

Принимая решение, пойти служить по контракту, необходимо учитывать, что всё это очень серьезно. Если человек не готов в должной мере выполнять все обязательства, то ему лучше отказаться от этой затеи, так как в итоге он просто останется ни с чем. Во всех остальных случаях военные могут рассчитывать на очень хорошие пособия и льготы, даже если увольнение произошло раньше положенного срока. Важно помнить, что на выплаты можно рассчитывать только при увольнении по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья. При этом не стоит беспокоиться, что маленький срок службы лишит гражданина выплат, просто они будут несколько меньше, чем у человека, который отслужил уже более 20 лет.

Можно сделать вывод, что получить хорошие пособия и льготы от военной службы можно только в том случае, если человек добросовестно выполняет свои обязанности. Увольнение при этом возможно и досрочно, если лицо не может продолжать службу по уважительным причинам. Ни на какие пособия после увольнения нельзя рассчитывать в том случае, если военный не выполнял условий контракта или систематически нарушал дисциплину. Со всеми нюансами можно ознакомиться в статьях конкретного законодательства.


Каждая работа сопряжена с множеством особенностей как личного, так и профессионального характера. Задержки зарплаты, недостаточный оклад, плохие отношения с начальством и коллективом, удаленность от дома, причуды руководства – это неполный список причин увольнения сотрудников. Порядок увольнения по собственному желанию гражданина-военнослужащего, регулируется ст. 51 п.6 ФЗ РФ «О воинской обязанности и воинской службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 г. и Дисциплинарным уставом. Процедура осложнена всевозможными препятствиями со стороны отдела кадров и руководства воинской части.

Согласно законодательству, каждый военнослужащий может уйти с места службы по собственному желанию, предоставив комиссии объективные причины. К сожалению, Федеральный Закон «О военнослужащих» не поясняет, что же входит в понятие «уважительные причины». Некоторые комментарии можно найти в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2014. А именно, в п. 47, под «вескими основаниями» понимают – причины, не позволяющие полновесно выполнять свои обязательства.

Увольнение военнослужащего по собственному желанию до окончания контракта

Прохождение контрактной службы делится на 2 этапа – испытательный срок 3 месяца и сама служба минимум на 2 года. Вопросы, связанные с досрочным прекращением действия военного контракта по собственному желанию, до сих пор остаются актуальными. Процедура ухода срочников и контрактников схожа. Отличия состоят в нюансах. Большая часть увольнений происходит как раз в первые три месяца, когда новобранцы еще толком не представляют, что им предстоит. Немалые нагрузки, подчинение командующему, отсутствие привычных условий жизни зачастую полностью перекрывают преимущества службы.

Процедура расчета с места работы у военных

Процедура состоит из двух этапов:

  1. Предоставление рапорта «Об увольнении по собственному желанию» командиру. Документ составляется в свободной форме с указанием личных данных руководства и подателя, а также, причины ухода со службы. Заявление подается в 2-х экземплярах и, в обязательном порядке, регистрируется в строевом отделе воинской части.
  2. Рассмотрение рапорта аттестационной комиссией. Выводы и принятые решения оформляются протоколом. Данная резолюция является лишь рекомендацией для военачальника. В случае несогласия с заключением, военнослужащий может обжаловать решение в суде или обратиться к прокурору воинской части с заявлением «о нарушение прав». Основанием такого заявления послужит заверенный второй экземпляр рапорта. Также следует понимать, что полностью распрощаться с воинской жизнью не получится. По закону, все военные увольняются в запас, за исключением лиц, покинувших службу по состоянию здоровья.

Уважительные причины для увольнения военнослужащего по собственному желанию

Весомым поводом для увольнения военнослужащего по собственному желанию признаются:

  • Состояние здоровья — беременность, инвалидность, онкологические и инфекционные заболевания.
  • Проживание детей и жены за пределами РФ.
  • Необходимость единоличного присмотра за несовершеннолетними детьми и ближайшими родственниками.
  • Недостаточный размер денежного довольствия.
  • Перевод на новое место службы с понижением в должности.
  • Регулярное невыполнение условий контракта.
  • Отсутствие возможности реализации полученного образования на текущей должности.

Следует отметить, что для женщин-военнослужащих список причин для ухода более обширен. Так, военнослужащая имеет право уйти со службы в связи с переводом мужа в другую часть, уходом за родителями-инвалидами и малолетними детьми. В тоже время, уволить женщину, состоящую в декретном отпуске, даже по собственному желанию, запрещено законодательством.


Порядок увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию

Военная структура – это организация, в которой каждый шаг регулируется законом и уставом. Такой порядок касается и последовательности действий при отставке сотрудника. Очередность осуществления данной процедуры такова:

  1. Не позже, чем за месяц до даты окончания контракта, подать рапорт на имя начальника воинской части в 2-ух экземплярах. Данное заявление оформляется в произвольной форме с перечислением всех причин, по которым дальнейшая служба невозможна. Необходимо не просто рассказать почему, но и предоставить документальные подтверждения — квитанции, заключения врача, свидетельства о смерти или расторжении брака, справки и доходах и составе семьи и т.д.
  2. Законом предусмотрено 14 дней на принятие решения специально созданной аттестационной комиссией по полученному обращению военнослужащего. При необходимости проведения дополнительных проверок, сроки могут продлить еще на 15 календарных дней с извещением подателя. Все выводы по слушанию вносятся в протокол и озвучиваются. Следует отметить, что все причины рассматриваются только в контексте важности для самого военного, а не в отношении общества и командования.
  3. Окончательное решение принимает командир в виде приказа на увольнение.

Зачастую процедура ухода затягивается еще в начале подачи рапорта. Отдел кадров, ссылаясь на «новые» законы, также «большую занятость» просто не регистрирует заявление. Или руководство части, даже при положительном ответе комиссии, все равно не дает своего согласия на увольнение. Решением такой проблемы может стать жалоба военному прокурору или обращение в суд.

Как написать рапорт на увольнение по собственному желанию?

Специально установленной формы рапорта на освобождение от должности нет. За образец можно взять обычное гражданское заявление.

Итак, в правом верхнем углу заполняют должность и ФИО получателя, ниже указывают данные адресата. Здесь же можно указать телефон и адрес проживания. В обязательном порядке, нужно озаглавить документ «Рапорт об увольнении».

Общую часть необходимо разделить на три части:

  • Первый раздел – просьба о досрочном увольнении с места службы.
  • Второй раздел – причины ухода, дать согласие на прохождение специальной экспертизы при необходимости. Нелишним будет сослаться на конкретную статью закона.
  • Третий раздел – дополнительные документы, справки, свидетельства, которые прилагаются к рапорту. В конце заявления проставить дату написания, подпись, собственные инициалы и должность.

Полученный приказ дает основание военнослужащему получить выплату единовременного пособия и социальные льготы по уходу с места службы по собственному желанию или по медицинским показаниям. Право на выплаты не получают контрактники, не прошедшие испытательного срока.

В апреле 2015 года в закон о статусе военнослужащих (№76-ФЗ) были внесены изменения, которые сделали возможным увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. Такое дополнение вызвало широкий общественный резонанс, однако имеет смысл более детально разобраться в такого рода решении.

В прежней версии закона имело место серьезное упущение:

  • Уволить лицо, состоящее на военной службе можно было только после предоставления ему жилья;
  • Военнослужащий имел право отказаться от выделенной ему жилплощади;
  • Прекращение служебных отношений с ним представлялось невозможным ввиду необеспеченности его жильем.

Очевидно, что многие военнослужащие отказывались от выделяемого государством жилья только ради того, чтобы условия их увольнение не выполнялись. В итоге те лица, которые не могли продолжать службу в армии по достижении положенного возраста или по состоянию здоровья оставались рядах вооруженных сил, что давало им право на:

  1. Денежное довольствие;
  2. Социальные льготы.

По сути, не будучи в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, военнослужащие продолжали получать оклад и разного рода надбавки за выслугу лет, звания, несение службы в особо опасных районах и др.

Статистические данные свидетельствуют об огромных суммах злоупотреблений: только в период с 2011 по 2014 год на содержание военных, которые сознательно отказались от жилья ради сохранения своего места в рядах вооруженных сил ушло 60 миллиардов рублей.

В целях пресечения подобной практики Президент РФ В. Путин утвердил поправки в законодательстве, согласно которым те военнослужащие, которые неоднократно отказывались от выделяемой государством жилплощади, могут быть уволены в любой момент без обеспечения жильем. Детально все вопросы увольнения военнослужащих без жилья будут рассмотрены в данной статье.

Увольнение без жилья – не ущемление прав, а справедливая мера

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Случаи незаконного увольнения военнослужащих без обеспечения жильем

Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.

  1. Однократный отказ от жилья . Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
  • Основание для увольнения – ОШМ;
  • Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
  • Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
  • Согласия на увольнение военнослужащий не давал.

Суд постановил жалобу лица удовлетворить : восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.

– отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
  • Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
  • Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
  • Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.

Суд удовлетворил жалобу военного : определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам. В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра. Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.

К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.

Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.

Увольнение военнослужащего по собственному желанию редкая и достаточно сложная процедура. Трудовые отношения военнослужащих регулируются не трудовым законодательством, а Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Основания для увольнения такого работника приведены в ст. 51 вышеуказанного закона.

Увольнение с военной службы возможно по следующим основаниям:

  • по возрасту. Если военнослужащий достиг предельного возраста пребывания на воинской службе, он может уволиться, а может продолжить службу дальше, получая военную пенсию. Предельный возраст, в зависимости от звания, указан в ст. 49 этого закона;
  • по истечению срока службы, указанного в контракте;
  • если уполномоченная комиссия признает его негодным;
  • если есть основания для лишения его звания. Здесь основания аналогичны увольнению гражданского лица по инициативе работодателя, согласно ст. 81 ТК РФ ;
  • если военнослужащий приговорён судом к лишению свободы;
  • по другим основаниям, указанным в п. 1 ст. 51 вышеуказанного закона.

Если военнослужащий проходит службу по контракту, то уволить его могут по следующим основаниям:

  • если он систематически нарушает условия контракта;
  • по состоянию его здоровья;
  • по семейным обстоятельствам;
  • по уважительным причинам;
  • по другим основаниям, указанным в п. 2, 3 и 6 ст. 51 Закона.

В Законе нет такого основания, как увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию. Только в п. 6 ст. 51 указано. Что уволиться по собственному желанию можно при наличии у военного уважительных причин .

Точно так же, как в ТК РФ, в Законе не указано, какие причины являются уважительными, поэтому и увольнение по собственному желанию является редкостью. Право решать, является ли причина расторжения контракта по инициативе военнослужащего уважительной, возложено на непосредственного командира.

Как уволиться с военной службы по контракту по собственному желанию?

Увольнение военнослужащего по контракту по собственному желанию начинается с подачи рапорта командиру. Этот документ аналогичен по юридической силе заявлению об увольнении по собственному желанию для гражданских лиц.

Рапорт можно передать лично в руки непосредственному командиру, а можно через кадровую службу.

В рапорте необходимо указать мотивированную причину увольнения. Нельзя указывать «по собственному желанию». Причина увольнения должна быть действительно уважительной. Например, переезд на постоянное место жительства в другой округ, что не даёт возможности продолжать службу в этой части.

После того, как командир получит рапорт, он направляет его в аттестационную комиссию, которая будет создана специально для рассмотрения этого увольнения.

В состав этой комиссии входит командир воинской части, его заместитель, командиры всех подразделений, которые имеются в части, а также представители юридических органов.

Комиссия должна рассмотреть заявление военнослужащего в течение срока, установленного вышеуказанным Законом для различных военных подразделений в зависимости от численности состава. Например, в воинских частях этот срок равен 7 дням.

Если нужна дополнительная проверка, то срок рассмотрения рапорта могут продлить максимум на 15 дней.

Если комиссия выносит решение не в пользу военнослужащего, то командир доносит решение до заявителя. Если же комиссия принимает положительное решение, то командир должен оповестить об этом военнослужащего.

После этого, непосредственный командир принимает решение о сроках увольнения, и выдаёт окончательное решение на увольнение.



 

Возможно, будет полезно почитать: