Законы о полиции дпс год. Федеральный закон российской федерации

Закон о полиции, принятый российскими законодателями в 2011 году, как и предполагалось, с течением времени потребовал введения некоторых изменений. Это связано сразу с несколькими факторами, каждый из которых может считаться первостепенным. К ним можно отнести и определенную «недоработку» в некоторых статьях принятого закона, и изменения в экономической ситуации внутри страны, и еще многое другое.

Скачать закон о полиции с изменениями 2016 бесплатно можно

Существенное расширение прав полицейских.

Еще в начале лета прошлого года ряд депутатов, представляющих в Думе партию Единая Россия, внесла документ, предусматривающий ряд изменений в существующем законе о полиции. Поправки в закон были разработаны группой депутатов во главе с Александром Хинштейном, курирующим в Госдуме комитет по безопасности и противодействию коррупции. По его мнению, в процессе разработки поправок в закон были учтены не только предложения органов власти различных регионов страны и российских ветеранов МВД, но и пожелания всевозможных общественных организаций, а также рядовых россиян.

Следует отметить, что в большинстве статей закона, которых коснулись изменения, в которых описаны действия сотрудников полиции при ограничении прав и свобод российских граждан, слово «обязан» заменено на слово «должен», что говорит о значительном расширении прав представителей органов правопорядка. При этом нельзя не учесть, что у полицейских появятся и новые обязанности, среди которых можно выделить такие, как обязательное сообщение родственникам пострадавшего о том, куда именно он отправлен. Также серьезно расширен и круг лиц, которым имеет право позвонить гражданин в случае его задержания.

Закон о полиции с изменениями на 2016 год.

Значительно расширены права сотрудников полиции и в отношении применения оружия. Согласно поправкам в новом законе, полицейские имеют право открывать огонь на поражение без каких-либо предупреждений в случае необходимости предотвращения террористического акта, отражения вооруженного нападения на важные объекты и объекты органов государственной власти, а также освобождения заложников. Помимо этого, сотрудники полиции имеют возможность стрелять в женщин, чего раньше не допускалось.

Серьезно расширены права полицейских в части вторжения в частную жизнь граждан. Теперь представители органов правопорядка вправе досматривать самих граждан и их вещи не только при наличии проверенной информации о том, что у них наличествуют оружие или наркотики, но и в том случае, если у них есть основание это предполагать. Конечно, гарантировать, что все действия полицейских в подобных ситуациях будут правомерны, нельзя, но в условиях существующей ситуации, законодатели посчитали необходимым пойти на этот достаточно спорный шаг.

В случаях, когда жизни и здоровью граждан угрожает опасность, в целях спасения полицейские получили право на проникновение в жилые помещения и на территорию земельных участков в отсутствии их собственников.

Стоит заметить, что изменения в закон о полиции планировалось внести еще в 2014 году, по крайней мере, так утверждают законодатели, писавшие в него поправки. Заминка с их принятием произошла по причине того, что перед их утверждением на законодательном уровне потребовалось согласование с правительством страны, которое произошло годом позже.

Федеральный закон о полиции позволяет регламентировать работу всех сотрудников МВД, включая представителей ГИБДД или ДПС. Однако обязанность знать принципы данного положения ложится не только на плечи сотрудников правоохранительных органов, но и на простых граждан.

В случае, если будет замечено, что определенное лицо явно превышает свои полномочия, гражданин, который знаком с Федеральным законом о полиции, может действовать по правилам и подать жалобу на данного нарушителя. Любое внесение изменений или утвержденных дополнений к действующей редакции часто вызывает резонанс, так как население не всегда способно принимать новшества, вступившие в силу.

В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» прописаны главные направления деятельности сотрудников правоохранительных органов, полный перечень их полномочий, а также правила регулирования отношений между обществом и полицией.

Социальные особенности современного мира вынуждают государство использовать все имеющиеся ресурсы для защиты граждан, предотвращения и раскрытия преступлений, поиска виновных и пресечения правонарушений, которые имеют место быть при исполнении определенными должностными лицами своих административных обязанностей.

Впервые Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Особенности структуры и содержания данного нормативного акта во многом схожи с теми же аспектами старой редакции закона «О милиции».

Наиболее очевидным отличием новой редакции была декларация открытости и публичности деятельности представителей полиции. Также в тексте предложен перечень определенных мер для получения общественного доверия и поддержки российских граждан, на которых государственная правоохранительная система должна опираться.

В соответствии с текстом закона редакции от 01.07.2011, на полицию возлагаются обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, контролю за использованием и хранением оружия, а также охранной и частной детективной деятельностью.

Основные положения Федерального закона «О полиции»:

  • Регулирование отношений между гражданским обществом и правоохранительными органами;
  • Установление основных направлений деятельности полиции;
  • Перечень полномочий представителей правоохранительных органов, а также их прав и обязанностей;
  • Основные положения о службе в правоохранительных органах.

В Федеральном законе «О полиции» 11 глав и 56 статей, в которых сосредоточены общие положения. Подробные регламенты нужно искать в подзаконных актах, что утверждаются приказами МВД Российской Федерации. Полный перечень всех регламентов можно найти на сайте МВД .

Цели полиции Российской Федерации, которые указаны в последней редакции Федерального закона:

  • Защита прав и свобод граждан;
  • Осуществление административных наказаний;
  • Защита правопорядка и безопасности;
  • Соблюдение безопасности дорожного движения;
  • Предотвращение и раскрытие преступлений;
  • Розыск пропавших лиц;
  • Осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
  • Контроль за оборотом оружия, охранной деятельностью и частным сыском.

Последние изменения

Федеральный закон о полиции содержит ряд принципиально новых для российского законодательства положений. Так, статья №5 обязывает сотрудников полиции при обращении к гражданам представиться по всей форме. Полицейский должен назвать причину и цель обращения, свою фамилию, имя, отчество, а также должность. Кроме того, по просьбе гражданина сотрудник обязан предъявить свое удостоверение.

До 2020 года никаких значительных изменений в текст закона «О полиции» вноситься не планируется. За всю историю существования закона изменения вносились четыре раза. Наиболее серьезные поправки вносились в октябре 2018 года.

Отдельные главы Федерального закона «О полиции» посвящены специальным мерам воздействия, применению физической силы и спецсредств. Закон устанавливает пределы и основания применения определенных экстраординарных методов, перечень оснований для проникновения в жилища и частные помещения.

В главе №10 закона «О полиции» устанавливаются основы государственного контроля за полицией. Также в статье №50 указано, что общественный контроль может осуществляться и гражданскими лицами. Здесь устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, пределы и условия их ответственности, гарантии личной безопасности и правовой защиты, страховые гарантии.

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

В соответствии с Федеральным законом


В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.



При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.


Принятый в 2011 году закон о полиции не мог существовать без поправок и изменений, которые по истечении некоторого времени и были приняты. Пусковыми механизмами, инициировавшими процесс его трансформации, можно считать «недоработки» отдельных положений принятого нормативного документа, изменения в экономике и др. Закон о полиции с изменениями 2019 года доступен для ознакомления по ссылке ниже.

Существенное расширение прав полицейских в новой редакции закона

Инициатором внесения изменений является фракция депутатов от партии «Единая Россия» под председательством А. Хинштейна, заместителя руководства ведомственного комитета в нижней палате Парламента РФ. По словам разработчиков, они постарались учесть все рекомендации и пожелания, поступившие в разное время от представителей органов власти различных уровней, ветеранов МВД, рядовых граждан и общественных организаций.

Одним из существенных нововведений является замена слова «обязан» на слово «должен», что свидетельствует о расширении прав представителей органов правопорядка. Однако не стоит думать, что положение полицейских в одночасье облегчилось, поскольку новая редакция федерального нормативного акта предусматривает и новые обязанности для них. Так, при транспортировке пострадавшего они обязаны сообщить его родственникам место направления. Пересмотрен в сторону расширения круг лиц, с которыми может связаться подозреваемый в правонарушении или преступлении гражданин.

Не обошли стороной парламентарии и аспекты применения сотрудниками полиции оружия. Принятые поправки разрешают стражу порядка открывать огонь на поражение без предупреждения, если существует необходимость предотвращения террористического акта, отражения атаки на стратегически важные объекты или освобождения заложников. Кроме этого, сотрудникам органов внутренних дел разрешено стрелять в женщин, что является абсолютным новшеством.

Больше стало прав у господ полицейских и в отношении вмешательства в частную жизнь гражданина. Если раньше подвергнуть человека досмотру можно было на основании проверенных сведении о наличии у него наркотиков или оружия, то сейчас эта процедура допустима на основании одних только подозрений. Это неоднозначное решение законодателей у противников расширения полномочий вызывает больше всего негатива, поскольку факты злоупотребления в органах МВД регулярно получают широкую огласку.



 

Возможно, будет полезно почитать: