Что такое административно общественный контроль. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в медицинской организации - охрана труда в медицинских организациях - каталог статей - управление здравоохранением

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень – ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц - определяется . Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

  • контролировать выполнение работодателем установленных законом норм работы на производстве;
  • защищать интересы работников в государственных или муниципальных органах по возникшим трудовым спорам;
  • ознакомлять работников с их законными правами на производстве и др.

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Пример

Административно-общественный контроль по охране труда является основной формой совместного контроля администрации учреждения образования и профсоюзной организации за состоянием охраны труда во всех структурных подразделениях учреждения. Целью такого контроля является усиление профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений установленных требований по охране труда, соблюдение законных интересов работников в области охраны труда и требований к условиям труда, а также повышение персональной ответственности руководителей подразделений и непосредственных исполнителей за безопасное выполнение работ.

Общее руководство организацией административно-общественного контроля осуществляет директор (руководитель организации) и председатель профкома.

Прежде всего, надо определиться с количеством ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Их количество должно зависеть от структуры образовательной организации. В методических документах по охране труда наиболее часто встречается описание трехступенчатой системы контроля. Это объясняется стремлением приспособить имеющиеся методические документы и положения о контроле (а они чаще всего относятся к промышленным предприятиям) к нуждам учреждений образования. Как обычно пишется в таких документах, ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового коллектива);

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

Кроме того, с советских времен остался официально действующий документ «Положение об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования» , который до сих часто используют при подготовке локальных документов по административно-общественному контролю за охраной труда в образовательных организациях (см. приложение 1).

Однако повторим, что количество ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда должно зависеть от структуры организации. Эксперты редакции нашего журнала рекомендуют использовать в образовательных организациях, особенно в школах, двухступенчатую систему контроля, т.к. большинство учреждений образования имеют именно двухуровневую систему управления (руководитель организации - руководители структурных подразделений). Таким образом, двухступенчатый контроль будет состоять из 2-ступеней:

первая ступень - ежедневное обследование состояния условий и охраны труда руководителем структурного подразделения (или иным ответственным лицом) и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень - ежемесячное (или с другой периодичностью) углубленное обследование условий труда и состояния охраны труда комитетом (комиссией) по охране труда.

Можно разработать и утвердить локальное Положение об административно-общественной контроле за состоянием охраны труда в образовательной организации, а лучше (чтобы не плодить новые документы) отразить вопросы организации такого контроля в Положении о системе управления охраной труда (СУОТ) в образовательной организации.

Первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения (заведующим кафедрой, кабинетом, руководителем отдела, службы и т.д.) и уполномоченным по охране труда соответствующего структурного подразделения.

Выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние рабочих мест;

Состояние оборудования, ограждений, инструмента;

Эффективность работы вентиляции и температурный режим в помещениях и на рабочих местах;

Наличие и состояние спецодежды;

Наличие и исправность средств защиты;

Наличие и комплектность аптечек;

Наличие средств пожаротушения;

Санитарное и противопожарное состояние;

Наличие в подразделении уголка по охране труда, наглядной агитации по охране труда и пожарной безопасности;

Своевременность проведения инструктажа по охране и правильность его оформления в журнале;

Своевременность прохождения обучения и проверки знаний по охране труда работников;

Прохождение обязательных предварительных и периодических образовательных осмотров;

Наличие инструкций по охране труда;

Соблюдение правил хранения материалов, оборудования, реактивов, пожаро- и взрывоопасных веществ;

Соблюдение трудового законодательства (в частности, особенности регулирования труда несовершеннолетних, женщин и других категорий работников).

По выявленным недостаткам и нарушениям намечаются мероприятия по устранению, определяются сроки и ответственные лица. Устранение выявленных нарушений должно проводиться незамедлительно. Если они не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель должен об этом доложить вышестоящему руководству (директору, ректору, его заместителям, руководителю АХЧ и т.д.) для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников и обучающихся или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и обсуждаются вместе с принятыми мерами по устранению нарушений на производственных совещаниях и профсоюзных собраниях.

Вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится ежеквартально (в течение последней полной недели) комиссией по охране труда образовательной организации.

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля.

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций в области охраны труда;

Выполнение мероприятий соглашения по охране труда;

Выполнение комплексного плана улучшения условий труда;

Результаты и меры по устранению недостатков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;

Состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учёта хранения;

Обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями;

Правильность составления графика сменности, порядок ознакомления работников;

Продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников;

Ознакомлены ли с правилами внутреннего трудового распорядка работники (под подпись);

Наличие несчастных случаев на производстве. Какая профилактическая работа проведена.

Результаты проверки записываются в журнал контроля, оформляются актом и в недельный срок обсуждаются на совместном заседании руководства образовательной организации, заседании профкома или на заседании совместной комиссии по охране труда. На совместных (с представителями профсоюза) производственных заседаниях заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения правил, норм и инструкций по охране труда.

В необходимых случаях по результатам контроля издается приказ по образовательной организации.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения и т.д. (далее - предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.

1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.

2. Первая ступень трехступенчатого контроля

2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

Состояние проходов, переходов, проездов;

Безопасность технологического оборудования;

Исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.

На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;

Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

Состояние переходов и галерей;

Состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

Наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

4. Третья ступень трехступенчатого контроля

4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.

4.2. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

Состояние кабинета охраны труда;

Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

Организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.

4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

ЖУРНАЛ

административно-общественного контроля

Дата

Ступень контроля

Выявленные недостатки и нарушения по ОТ

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв. за исполнение)

Примечание:

1. На обложке журнала записывается наименование учреждения, даты начала и конца ведения журнала.

Трёхступенчатый административно- общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета образовательного учреждения за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также соблюдение всеми должностными лицами, работниками требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций по охране труда. Административно-общественный контроль имеет трёхступенчатую структуру.


Задачей административно- общественного контроля за состоянием охраны труда в образовательном учреждении является постоянное повышение уровня безопасности проведения образовательного и воспитательного процессов, направленных на исключение случаев травматизма как среди работающих, так и обучающихся (воспитанников)




На первой ступени трёхступенчатого контроля проверяется: выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; технически исправное состояние и правильность организации рабочих мест, учебных кабинетов, спортивных площадок, их санитарно-гигиеническое состояние и соответствие требуемым нормам; состояние проходов, проездов, аварийных выходов; исправность и безопасность технологического оборудования и инвентаря; соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) правил общей, пожарной и электробезопасности в процессе учебной и внеклассной деятельности; исправность приточной и вытяжной вентиляции, системы отопления, водойснабжения, освещения и энергообеспечения; наличие и соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) инструкций по охране труда и технике безопасности; наличие и правильность использования работниками и обучающимися средств индивидуальной защиты и спецодежды.


При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (см. Приложение).


На второй ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой ступени контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченных по охране труда; выполнение мероприятий по предписаниям и указания органов надзора и контроля; выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев; исправность и соответствие производственного оборудования и инвентаря требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно- технической документации по охране труда; соблюдение работниками и обучающимися правил электробезопасности, пожарной и общей безопасности; соблюдение графиков профилактического осмотра и ремонта производственного и учебного оборудования, вентиляционных систем отопления, водой и энергоснабжения;


Состояние основных и аварийных выходов, подходов и подъездов к зданиям; состояние уголков по охране труда, уголков безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, технике безопасности, сигнальных цветов и знаков безопасности; наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов; своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); наличие и правильность использования работниками, обучающимися средств индивидуальной защиты, спецодежды; санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов, помещений и устройств, укомплектованность их санитарным инвентарём; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются руководителю образовательного учреждения. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда санитарно-гигиенических норм и требований, которые могут причинить ущерб здоровью работников и обучающихся (воспитанников) или привести к аварии, воспитательно-образовательный процесс приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.


На третьей ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда; выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами; выполнение мероприятий по материалам несчастных случаев и аварий; техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, спортивных площадок и территории учебно-опытного участка;


Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции системы освещения, отопления, энерго и водойобеспечения; обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; состояние уголка охраны труда; состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление; организация и качество проведения обучения и инструктажа по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); подготовленность персонала к работе в аварийных условиях; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учёта проведения административно-общественного контроля первой и второй ступеней. На совещаниях у руководителя образовательного учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение Соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в образовательном учреждении.


При проведении совещания, выявленные недостатки оформляются в журнале административно-общественного контроля с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения опросов по охране труда руководителем образовательного учреждения издаётся приказ.


УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ- СОШ 134 _____________О.И.Ковалёва Приказ ____ от «01»сентября 2013 г. Г Р А Ф И К административно-общественного контроля (II, III ступень) на учебный год п/п Ф. И. О. проверяющего Должность проверяющего Сроки контроля 1Потапова Т.Д.Зам. директора по АХЧ, ответственный за охрану труда в учреждении регулярно 2Ткачук М.И.Зам. директора по УВР, член комиссии по ОТ Сентябрь, ноябрь, январь, май, август 3Сидорова Н.П.Уполномоченный по ОТНоябрь, декабрь, март, Май, август 4Тарасова Л.И.Председатель профкома Декабрь, август 5Ковалёва О.И.Директор Декабрь, август


Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах » № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.



 

Возможно, будет полезно почитать: