Допуск по форме 2 секретность какая надбавка. Надбавка за секретность

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 3

Отнесение сведений к государственной тайне продиктовано обеспечением безопасности государства. Работа с такими сведениями подлежит оплате в повышенном размере. Рассмотрим особенности работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и порядок ее компенсирования в 2007 г.

Правоотношения в сфере допуска к государственной тайне регулируются несколькими нормативными документами, основным из которых является Закон "О государственной тайне" <1>, действующий как на территории РФ, так и за ее пределами. Обязанность исполнения данного Закона возлагается на организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы собственности, должностных лиц и граждан РФ, взявших на себя обязательство исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

<1> Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".

Рассмотрим, какие сведения составляют государственную тайну и кто имеет допуск к ним, а также как осуществляется эта работа.

Определение государственной тайны дано в ст. 2 Закона "О государственной тайне" - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения в военной области, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Полный их перечень представлен в ст. 5 Закона "О государственной тайне".

Однако не все сведения могут быть засекречены. Как указано в ст. 7 Закона "О государственной тайне", не являются государственной тайной сведения о чрезвычайных обстоятельствах и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, размерах золотовалютных резервов РФ и другие.

Стоит отметить, что работа с секретными сведениями строится на добровольной основе. В силовых ведомствах к ней допускаются как военнослужащие, так и гражданские лица, а также сотрудники специальных подразделений. Особенностью допуска к государственной тайне является то, что составляющие ее сведения разделены по степени секретности (ст. 8 Закона "О государственной тайне"):

  • "особой важности";
  • "совершенно секретно";
  • "секретно".

При этом отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к соответствующим степеням защиты устанавливают согласно Постановлению Правительства РФ N 870 <2> руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В соответствии с п. 3 данного Постановления:

  • к сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;
  • к совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;
  • к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.
<2> Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".
Обратите внимание: наличие у военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

При оформлении допуска военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, помимо Закона "О государственной тайне" следует руководствоваться Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Исходя из п. 6 данной Инструкции выдача допуска первой и второй формы осуществляется после проведения проверочных мероприятий ФСБ России, а третья форма выдается военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим руководителями учреждений силовых ведомств без проверочных мероприятий ФСБ России.

Нельзя не обойти вниманием и основания отказа в допуске к государственной тайне. Они предусмотрены ст. 22 Закона "О государственной тайне", в соответствии с которой на руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, возлагается обязанность принятия решения об отказе к допуску военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств к государственной тайне в случае:

  • признания указанных лиц судом недееспособными, ограниченно дееспособными или рецидивистами, нахождения их под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у них неснятой судимости за эти преступления;
  • наличия у них медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России от 16.03.1999 N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну";
  • постоянного их проживания или близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемых лиц, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонения их от проверочных мероприятий и (или) сообщения ими заведомо ложных анкетных данных.

Кроме того, лицам, уже допущенным к государственной тайне, действие допуска может быть прекращено также в случаях расторжения с ними трудового договора или контракта в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или при установлении однократного нарушения взятых обязательств по защите государственной тайны (ст. 23 Закона "О государственной тайне"). При этом допускается обжалование решений о прекращении допуска в судебном порядке. В то же время решения суда зависят от правильного исследования всех представленных на рассмотрение материалов.

Так, в Определении ВС РФ от 27.03.2001 N 73-Г01-5 была рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Верховный Суд, рассмотрев материалы дела, принял решение оставить жалобу истца без удовлетворения в связи с тем, что одним из оснований отказа к допуску, предусмотренных в ст. 22 Закона "О государственной тайне", считается постоянное проживание его близких родственников за границей и (или) оформление указанным лицам документов для выезда на постоянное жительство в другие государства. Это и было установлено в ходе проверочных мероприятий представленных гражданином сведений. Кроме того, истец несвоевременно проинформировал структурное подразделение по защите государственной тайны о выезде за границу.

Доводы истца о том, что он своевременно информировал администрацию учреждения о выезде родственника за границу, о несоблюдении порядка ознакомления его с принятыми решениями о прекращении допуска и отказе в допуске к государственной тайне и другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были тщательно проверены судом и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе и не нашедшие своего подтверждения при разбирательстве дела по мотивам, приведенным в решении.

Стоит отметить, что суд принял во внимание то, что администрация учреждения, в соответствии со ст. 22 Закона "О государственной тайне", исследовала факты, послужившие отказом в выдаче допуска к государственной тайне. Однако судебные органы не всегда находятся на стороне учреждений.

Определением ВС РФ от 18.02.2002 N 45-Г02-4 рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверив материалы дела, судебная коллегия ВС РФ приняла решение отменить решение суда по следующим основаниям.

Отказав гражданину, суд принял во внимание, что проведенной проверкой УФСБ по субъекту РФ были выявлены нарушения в организации секретного делопроизводства, а именно: нарушение контроля за ведением секретного делопроизводства, отсутствие инициативы в решении вопросов совершенствования режима секретности. Однако судебная коллегия приняла к сведению, что прежде чем принимать заключение об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, орган безопасности обязан был руководствоваться условиями отстранения, перечисленными в ст. 23 Закона "О государственной тайне". Вместе с тем суд в нарушение ст. ст. 14, 50, 56 ГПК РСФСР не проверил представленные гражданином доводы о том, что установленные нарушения являются результатом деятельности всего структурного подразделения по защите государственной тайны, кроме того, в его должностные обязанности не входит ведение секретного делопроизводства, а ответственные за его ведение лица понесли дисциплинарные наказания.

Социальные гарантии лицам, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну

Согласно ст. 21 Закона "О государственной тайне" допуск военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к государственной тайне сопряжен с предоставлением им следующих социальных гарантий:

  • процентных надбавок к денежному довольствию и заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе (службе) при проведении органами государственной власти организационных и штатных мероприятий.

Стоит отметить, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных подразделениях.

Начиная с 01.01.2007 социальные гарантии в виде надбавок военнослужащим и гражданам, допущенным к государственной тайне, устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ N 573 <3>, которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила выплаты надбавок). До 01.01.2007 социальные гарантии устанавливались Постановлением Правительства РФ N 1161 <4>.

<3> Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
<4> Постановление Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне".

Принимая во внимание, что в Постановлении N 573 и в ранее действовавшем Постановлении N 1161 в основном отражены только размеры ежемесячных надбавок, общий порядок их выплат приведен в Постановлении Минтруда России N 84 <5>, которым утверждены Разъяснения по их выплате (далее - Разъяснения).

<5> Постановление Минтруда России от 23.12.1994 N 84 "Об утверждении Разъяснения "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне".

Ниже рассмотрим особенности выплаты каждой из надбавок.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

В чем заключаются основные отличия нормативных документов, регулирующих выплаты надбавок за допуск к государственной тайне? Такими документами установлены размеры и условия их выплат. Так, если согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ N 1161 военнослужащим, служащим и иным работникам силовых ведомств размер надбавки к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, устанавливался в определенном размере, а именно:

  • за работу со сведениями "особой важности" - 25%;
  • за работу со сведениями "совершенно секретно" - 20%;
  • за работу со сведениями "секретно" - 10%,

то начиная с 2007 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 573 размер ежемесячной процентной надбавки имеет как низшее, так и высшее пороговое значение:

  • за работу со сведениями "особой важности" - 50 - 75%;
  • за работу со сведениями "совершенно секретно" - 30 - 50%;
  • за работу со сведениями "секретно" при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий - 10 - 15%;
  • за работу со сведениями "секретно" без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10%.

В чем особенность внесения изменений в размеры выплат ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну? Ответ на этот вопрос дан в абз. 3 п. 1 Правил выплаты надбавок, в соответствии с которым установление определенной процентной надбавки военнослужащим, служащим и иным работникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, зависит не только от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, но и от объема сведений, с которыми работают указанные лица, а также срока, в течение которого за соответствующим документом сохраняется секретность. В ранее действовавших нормативных документах при определении размера надбавки объем сведений и срок секретности документов не предусматривались.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 573 силовые ведомства самостоятельно устанавливают конкретные размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу. Так, например, в органах МЧС России Приказом N 661 <6> утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны (далее - Инструкция о порядке выплаты надбавок). Исходя из п. 3 данной Инструкции ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается в следующих размерах:

  • 75% должностного оклада - за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания более 10 лет;
  • 65% должностного оклада - за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;
  • 55% должностного оклада - за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания до 5 лет;
  • 50% должностного оклада - за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания более 10 лет. В указанном размере надбавка выплачивается также работникам подразделений по защите государственной тайны и работникам, осуществляющим ведение секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформленных на допуск к совершенно секретным сведениям, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск к сведениям особой важности;
  • 40% должностного оклада - за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;
  • 30% должностного оклада - за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания до 5 лет;
  • 15% должностного оклада - за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;
  • 10% должностного оклада - за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год;
  • 10% должностного оклада - за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;
  • 5% должностного оклада - за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год.
<6> Приказ МЧС России от 17.11.2006 N 661 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) военнослужащим войск гражданской обороны, сотрудникам Государственной противопожарной службы, государственным гражданским служащим и работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Несколько отличаются условия выплаты данной надбавки в ГФС России, отраженные в Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок, утвержденной Приказом от 29.12.2006 N 378 "Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу сотрудников Федеральной фельдъегерской связи, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны". Так, в соответствии с п. 1 данной Инструкции выплаты осуществляются в следующих размерах к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке):

  1. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности":
  • 75% - заместителям директора ГФС России;
  • 65% - начальникам управлений центрального аппарата ГФС России;
  • 60% - иным сотрудникам.
  1. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно":
  • 50% - начальникам управлений центрального аппарата ГФС России;
  • 45% - заместителям начальников управлений центрального аппарата ГФС России, начальникам управлений ГФС России по федеральным округам;
  • 40% - заместителям начальников управлений ГФС России по федеральным округам, начальникам отделов в управлениях центрального аппарата ГФС России и их заместителям, начальникам управлений ГФС России в г. Москве и их заместителям, а также сотрудникам, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны;
  • 35% - начальникам территориальных органов ГФС России и их заместителям, кроме указанных выше, а также отдельным штатным сотрудникам, основной обязанностью которых является обеспечение защиты государственной тайны;
  • 30% - иным сотрудникам, имеющим данную степень секретности.
  1. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно":
  • 15% - сотрудникам, при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий;
  • 10% - сотрудникам, при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий.
Обратите внимание: надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", по которым Постановлением Правительства РФ N 573 предусмотрена надбавка в размере 5%, в органах ГФС России не устанавливается.

В то же время такое подробное разделение надбавок представлено не во всех нормативных документах силовых ведомств. Так, в Инструкции о порядке выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне, утв. Приказом Минюста России N 387 <7>, определение размеров выплаты ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" повторяет изложенное в Постановлении Правительства РФ N 573. При этом отличительная особенность выплаты надбавки в уголовно-исполнительной системе в том, что руководству учреждения и органа ФСИН России, работникам подразделений по защите государственной тайны и иным соответствующим категориям работников уголовно-исполнительной системы устанавливается ее максимальный размер на основании решения созданной комиссии по режиму секретности.

<7> Приказ Минюста России от 28.12.2006 N 387 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне".

Выплата указанной надбавки осуществляется после издания приказа командира (руководителя) о начале работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Документ издают не реже одного раза в год. При этом учитывают изменения в штатном расписании, прием и увольнение сотрудников, изменение перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

Прекращение выплаты надбавки производится со дня, следующего за днем освобождения военнослужащего, служащего или иного работника федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 5 Разъяснений). Кроме того, в указанном пункте перечислены лица, которым выплата ежемесячной надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не предусмотрена. К ним относятся лица:

  • освобожденные (отстраненные) от занимаемых должностей;
  • в отношении которых допуск к секретным сведениям прекращен;
  • освобожденные от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом командира (руководителя);
  • проходящие службу (работающие) по совместительству и получающие такую надбавку по основному месту службы (работы);
  • работающие с почасовой оплатой труда;
  • работающие по трудовому соглашению;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (руководителей);
  • находящиеся в отпуске, предоставляемом при увольнении со службы (работы).

Ежемесячная надбавка за выслугу лет (стаж работы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Перед тем как описывать условия выплаты данной надбавки, рассмотрим, что представляют собой структурные подразделения и из чего они состоят. Так, в соответствии с п. 6 Разъяснений к структурным подразделениям относятся специальные подразделения либо отдельные специалисты, на которых возложена обязанность по защите государственной тайны. Подробный перечень данных подразделений приведен в ведомственных нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В соответствии с Приказами Минюста России N 387 и МЧС России N 661 к структурным подразделениям относятся:

  • режимно-секретные подразделения, в том числе секретариаты, канцелярии, отделы делопроизводства и архивной работы;
  • шифровальные подразделения;
  • подразделения по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации;
  • подразделения, в установленном порядке осуществляющие проведение специальных экспертиз организаций на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • библиотеки секретных изданий и секретных технических документов, машинописные, чертежные, множительные и копировальные бюро, иные подразделения, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны;
  • отдельные работники, на которых согласно должностным (функциональным) обязанностям возложена обязанность по защите государственной тайны, и (или) работники, выполняющие работу с шифрами по совместительству и допущенные в установленном порядке к шифрам.

Как определено Постановлением Правительства РФ N 573, помимо ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, работникам структурных подразделений дополнительно выплачивается надбавка за стаж работы (выслугу лет) в них. Однако стоит отметить, что изменения, внесенные в размер выплат надбавки за стаж, не столь значительны по сравнению с надбавкой за работу с секретными сведениями.

Так, согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ N 1161 сотрудникам структурных подразделений силовых ведомств надбавка выплачивалась в размере к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке) в зависимости от выслуги лет (стажа):

  • от 1 до 5 лет - 5%;
  • от 5 до 10 лет - 10%;
  • от 10 лет и выше - 15%.

С вступлением в силу нового Постановления Правительства РФ N 573 размер по каждому этапу выслуги лет (стажу) увеличился на 5% и составил в зависимости от стажа (выслуги лет):

  • от 1 до 5 лет - 10%;
  • от 5 до 10 лет - 15%;
  • от 10 лет и выше - 20%.

Как и при выплате надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, основанием для выплаты надбавки за стаж является приказ руководителя (командира).

Отдельно остановимся на особенностях определения стажа (выслуги лет). Исходя из п. 7 Разъяснений выплата надбавки осуществляется только на основании документально подтвержденного стажа (выслуги лет) в указанных подразделениях независимо от того, в каких учреждениях, воинских частях работал, проходил службу военнослужащий, служащий или иной работник силовых ведомств.

Обратите внимание: в случае перерыва в военной службе, службе (работе) в структурных подразделениях по защите государственной тайны сроком более 5 лет предыдущий стаж при выплате указанной надбавки не учитывается.

Стоит отметить, что федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к условиям исчисления стажа работы (выслуги лет) подошли более взвешенно, чем Минтруд (Разъяснения). Так, п. 14 Инструкции о порядке выплаты надбавок установлено, что определение стажа работы (выслуги лет) возлагается на специально созданные в органах МЧС России комиссии, состоящие из работников кадровых служб и сотрудников режимно-секретных подразделений.

В заключение рассмотрим на примере расчет ежемесячных надбавок в силовом ведомстве.

Пример. Начальнику отдела режимно-секретного подразделения МЧС России И.И. Иванову на основании приказа руководителя управления МЧС России по субъекту РФ с 01.01.2007 установлена ежемесячная надбавка за работу со сведениями особой важности со сроком засекречивания до 5 лет в размере 55% должностного оклада. Стаж службы данного работника в указанном структурном подразделении с 22.01.2007 составляет свыше 10 лет. Приказом руководителя И.И. Иванову с 01.01.2007 установлена ежемесячная процентная надбавка за стаж работы в указанном структурном подразделении из расчета:

  • с 01.01.2007 по 21.01.2007 - 15% должностного оклада;
  • с 22.01.2007 - 20%.

Должностной оклад И.И. Иванова по состоянию на 01.01.2007 составил 3200 руб.

Ежемесячная надбавка И.И. Иванова за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с 01.01.2007 г. равна 1760 руб. (55% x 3200 руб.).

С учетом изменения стажа работы в структурном подразделении по защите государственной тайны ежемесячная надбавка за стаж работы за январь 2007 г. составила:

  • за период с 01.01.2007 по 21.01.2007 - 233,7 руб. (2300 руб. / 31 дн. x 21 дн. x 15%);
  • за период с 22.01.2007 по 31.01.2007 - 148,3 руб. (2300 руб. / 31 дн. x 10 дн. x 20%).

А.Кантеровский

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

    Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573
"О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"

С изменениями и дополнениями от:

2. Федеральным органам государственной власти устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - надбавки) в соответствии с Правилами

Финансирование расходов на указанные цели осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующий год.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных Правилами , утвержденными настоящим постановлением.

4. Установить, что гражданам, работающим в организациях, не имеющих ведомственной принадлежности и осуществляющих в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну , надбавки выплачиваются за счет средств, получаемых от основной деятельности этих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2718);

пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 1486);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2371);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 209 "О признании утратившим силу абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1309).

Утверждены Правила выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

По сравнению с ранее действовавшим порядком осуществления указанных выплат размер ежемесячной надбавки зависит не только от степени секретности сведений, но также от объема сведений, к которым граждане имеют доступ, и продолжительности времени, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания соответствующих сведений.

Значительно повышен размер ежемесячной надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" - с 25 % до 50-75 %, и за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - с 20 % до 30-50 %. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий выплачивается надбавка в размере 10-15 %, без проведения проверочных мероприятий - в размере 5-10 %. Ранее размер надбавки для всех случаев работы со сведениями, имеющими степень "секретно", составлял 10 %.

Если размер надбавки оказывается ниже установленного первоначально, ранее применявшаяся надбавка сохраняется до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к указанной надбавке выплачивается процентная надбавка к окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

получен
гонорар 60%

Добрый вечер.

Мне сообщили, что руководитель предыдущего структурного подразделения снял нам форму допуска. Что это означает?

Андрей

Это достаточно странный момент.

Насколько понимаю у Вас была оформлена третья форма допуска и без проведения проверочных мероприятий органами ФСБ?

В таком случае по смыслу Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

Переоформление допуска к государственной тайне граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им данный допуск, не производится .

Более того, прекращение допуска осуществляется по основаниям установленным Законом РФ «О государственной тайне», где в ст. 23 указано, что

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

А поскольку Вы продолжаете трудовую деятельность и трудовой договор по указанному в законе основанию с Вами не расторгнут - значит нет оснований говорить о прекращении у Вас допуска к сведениям составляющим государственную тайну.

Единственное, в связи с чем он мог быть прекращен в Вашем случае, так это в связи с переводом, поскольку Вы говорите, что

Наш отдел неоднократно переводили из одного структурного подразделения в другое, переименовывали и переподчиняли в рамках одного подразделения.

Андрей

Здесь в силу Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 вполне возможно его прекратить на данном основании

44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне , уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается .

Но говорить об этом можно лишь в том случае, если Ваша текущая должность, согласно номенклатуре должностей не предполагает наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Вы этот вопрос в «первом» отделе выясняли?

Статья 57 Трудового кодекса РФ:

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:


условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

С 1-го января 2018 года отдел опять перевели в другое структурное подразделение предприятия (именю в виду филиал).

Начальник подал документы в режим на оформление секретности всем работникам. Документы не стали рассматривать из тех соображений, что планируется ещё более серьёзная реорганизация с новой организационной структурой и новым штатным расписанием, завершение который мы в настоящий момент ожидаем в сентябре этого года.

Здесь также необходимо руководствоваться теми же основаниями, что приведены выше, если условие трудового договора в части оплаты труда не менялось и в трудовом договоре указана надбавка за секретность, невыплата данной надбавки продолжает носить незаконны характер.

Тоже касается и положения об оплате труда, если оно предусматривает выплату работника данной надбавки, правомерность в ее лишении и внесение изменений в положение об оплате труда. может быть основано опять же на условиях либо статьи 72 Трудового кодекса РФ либо статьи 74 трудового кодекса РФ.

В случае, если все же же изменение в части оплаты труда было произведено в рамках одной из указанных статей, нарушений допущено не было.

Сегодня был в режиме и спросил у начальника отдела режима по нашему структурному подразделению, почему перестали платить надбавку и есть ли возможность оформить заново.
Так как суть работы не изменилась, как работали люди в нашем отдели годами, так и работают.
Мне сообщили, что руководитель предыдущего структурного подразделения снял нам форму допуска.
Что это означает? Контракт в виде доп. соглашения закончился?

Если условия трудовых правоотношений в части оплаты труда не менялись в порядке предусмотренном законом, о чем я уже указывал, должностные инструкции и функции по работе с секретностью остались прежними, это означает одностороннее их изменение со стороны работодателя вне норм законодательства регулирующего данный вид правоотношений, т.е. это означает прямое нарушение закона, прав и интересов работников.

В таком случае обязаны оформит допуск и платить надбавку.

Мне теперь опять собирать справки, заполнять анкеты, проходить медкомиссию? При оформлении допуска в мне скащали, что справка об отсутствии противопоказаний действует пять лет. Это так можно просто взять и снять допуск?

Просто взять и снять допуск естественно нельзя, необходимы основания для этого и локальный акт работодателя - приказ, с которым работника обязаны ознакомить персонально под роспись.

Статья 22 Трудового кодекса РФ:

Работодатель обязан:


знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

Правильно ли я понимаю, что у работодателя возникает обязательства выплачивать надбавку по факту прохождения всех проверок?

Да, правильно понимаете, необходимо выполнить условия для получения допуска в любом случае.

Также необходимо учесть разъяснения приведенные мной выше, т.е. если соответствующие условия в оплате труда в рамках закона не менялись, работа с секретностью по условиям должностных обязанностей осталась, а допуск надлежащим образом не был снят локальным актом - приказом, то и за прошлое время работодатель также был обязан выплачивать надбавку.

Считаю, что отмена надбавки была незаконной, на основании лишь перенумерования отдела, так как наша работа не изменялась и контракт с нами никто не растрогался. И более того, из головной корпорации в режим пришло разъяснение, что такого рода переводы не являются основанием для снятия надбавки.

Но кроме прекращения надбавки мне сказали, что и сам допуск тоже сняли. Такое возможно?

С учетом приведенных мной разъяснений относительно данной ситуации, если все именно так как я указал в ответах на предыдущие Ваши вопросы, т.е. если нарушения законодательства со стороны работодателя действительно имели место, Вы считаете в таком случае правильно.

Каким образом можно защитить право работника на получение надбавки за секретность в такой ситуации? И можно ли потребовать перерасчёт за прошедшее время с момента прекращения выплаты надбавки. Это почти две месячные зарплаты к настоящему моменту получаются.

Если был допущена нарушения со стороны работодателя, это нужно сделать.

Доказательствами являются как трудовой договор (контракт), должностные инструкции (регламент), так и копии приказов которые вы вправе затребовать к выдаче

Статья 62 Трудового кодекса РФ:

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

В данной ситуации, на мой взгляд, нужно обратиться в суд с соответствующим иском, в порядке предусмотренном статье 392 Трудового кодекса РФ:

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При этом независимо от решения суда, Вы также вправе обратиться в трудовую инспекцию по вопросу проведения проверки в отношении работодателя и привлечения его к административной ответственности

Статья 5.27 КоАП РФ:

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

Похожие вопросы

Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные гарантии. К числу последних относится установление надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

Перечень секретной информации

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней политики и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д. Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется. Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это руководители значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Какую информацию засекречивать не нужно

Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Что такое государственная тайна

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Доступ к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

  • принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);
  • дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Три степени секретности

Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» ().

В настоящее время действует , утвержденная . В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

Надбавка за секретность

Предоставления и выплаты такой надбавки утвержден (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

С какой даты платить

В утвержденных правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

Например, в сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в , оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в приказе руководителя бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.

Министерские доплаты

Правила, установленные , содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

Так, например, в настоящее время действует «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

48. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее в настоящем разделе - военнослужащие), в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее в настоящем разделе - надбавка), в следующих размерах:
а) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» - 25 процентов оклада по воинской должности;
б) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 20 процентов оклада по воинской должности;
в) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» - 10 процентов оклада по воинской должности.
49. Надбавка выплачивается на основании приказа командира воинской части, который издается, как правило, в начале календарного года.
При назначении на воинскую должность (временном исполнении воинской должности) выплата надбавки производится со дня, указанного в приказе командира воинской части о выплате указанной надбавки.
В приказе указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая воинская должность (согласно номенклатуре (перечню) должностей работников, подлежащих оформлению на допуск), номер, число, месяц, год допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и размер устанавливаемой надбавки в процентах.
Командирам (начальникам) надбавка устанавливается приказами вышестоящих командиров (начальников).

50. Надбавка не выплачивается военнослужащим:
- освобожденным (отстраненным) от занимаемых воинских должностей;
- в отношении которых допуск прекращен;
- освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную - --- тайну, приказом командира (начальника);
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников);
- за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.
Выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.



 

Возможно, будет полезно почитать: