Конфликты в школе. Сценарий мастер-класса "беспроигрышное разрешение конфликтов"

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области.

Сценарий родительского собрания

«Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми»

(совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Чумакова Елена Алексеевна

г. Омутнинск 2015 г.

  1. Содержание………………………………………………………. стр.2
  2. Пояснительная записка…………………………………………...стр.3
  3. Цели и задачи …………………………………………………….стр. 3
  4. Понятие «толерантности»………………………………………...стр.5
  5. Педагогические ситуации………………………………………стр.5-6
  6. Подведение итогов ……………………………………………….стр.7
  7. Список литературы……………………………………………….стр. 8

Пояснительная записка.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Время проведения : март – апрель.

Форма проведения: игра – тренинг.

Продолжительность: 1 час.

Цель: Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с понятиями: «толерантность», воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребёнка, разрешение конфликтов с позиции толерантного подхода.
  1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросе «толерантного подхода к детям».

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.

Ведущий-педагог приветствует присутствующих на собрании.

  1. Проведение беседы.

Ведущий-педагог: Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (Способность мирным путём решать проблему; способность вставать на место другого человека и понять его; терпимость к чужому мнению и другому образу жизни; лояльность; широта взглядов и т.д.)

Ведущий – педагог обобщает ответы родителей.

Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможным достижение взаимопонимание между людей, родителями и детьми мирным и бесконфликтным путём. Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомлённости в психологии личности ребёнка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить друг к другу серьёзную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждаете его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

Предлагаю разрешить ситуацию.

  1. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация первая: «Будь опорой и примером своему ребёнку».

Маруся (с радостью): Мам, давай пойдём гулять, помнишь ты мне обещала?

Мама (проблемы на работе): Отвяжись! Мне не до тебя. Мало ли что я обещала!

Маруся : Пожалуйста, ну давай погуляем!

Мама : Какая же ты глупая. Иди почитай лучше!

Ведущий-педагог : Какую ошибку совершила мама? (не сдержала слово, оскорбила).

Как нужно поступить? (пообещать сходить завтра, предложить одной погулять.)

: Марусе не так важно погулять, так как она могла бы сделать это одна, но для неё очень важно, чтобы мама посидела рядом, потому что дети стремятся походить на родителей, гордятся ими и восхищаются.

Совет маме : оставить проблемы за дверью и отвлечься с дочерью на прогулке, не создавая ещё больше конфликтов.

Игра «Клубочек» (родители)

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того, как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, посредствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот, от кого начал разматываться клубочек, должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

Ситуация вторая: «Неразрешимые конфликты опасны»

Отец говорит дочке: Настя, тише, не шуми. Опять у вас бардак. А вчера изрисовала новую куклу. Вставай в угол быстро! И хватит реветь, сама виновата… (папа на взводе и оправдания ребёнка не воспринимает)

Ведущий-педагог: Не многовато ли претензий в один момент? Как решить ситуацию? (ответы - научить прибирать игрушки, поиграл - положи на место).

Объяснение с позиции толерантности : Малышка, давай не будем шуметь, ведь уже поздно, и кукла Маша хочет спать. Пойдём её укладывать и другие игрушки не забудь взять. А чтобы им приснились цветные сны, мы их нарисуем.

Итог : решение найдено - конфликт не возник. Все счастливы!

Вывод: Когда на ребёнка сваливается куча обвинений, ему трудно это осознать. Поэтому отцу и дочери сложно их решить разом, следовательно, возникает конфликт.

Какова же причина конфликта? (причина конфликта - это поведение папы. Необходимо конкретизировать претензию и не расширять их количество. Не допустимы оскорбления на ребёнка, крики и унизительный тон). Помните, ребёнок это тоже личность, хоть и маленькая. И он тоже требует к себе уважения и понимания.

Игра «Лавата» (дети)

Цель: развитие навыков работы в коллективе, навыков общения, снятие тактильного напряжения.

Ход игры : Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий называет, что хочет (талия, плечи и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Игра «Зеркало» (родители и дети)

Цель : знакомство, сплоченность, отработка навыков общения, единства, воспитание собственным примером.

Ход игры : Родители - зеркало, ребёнок – человек, смотрящийся в зеркало. Ребёнок показывает движения, родители повторяют. Играющие меняются ролями. Задача игры: повторить лучше движения и мимику другого.

В композиции драмы причинно-следственные связи и мотивировки играют чрезвычайно большую роль. Специфика композиционной структуры сценария театрализованного представления заключается в том, что здесь вместо причинно-следственной связи единство действия создается за счет других средств, по-особому. Это не значит, конечно, что причинно-следственная связь вовсе исключается из структуры сценария театрализованного представления. Как в отдельном цикле действия (будь то эпизод, номер или документальный факт), так и во всем сценарии могут существовать и, как правило, имеют место несколько линий причинности; но они должны развиваться обязательно к единой, общей цели, ибо общий замысел -- это в конечном счете главное в сценарии театрализованного представления (как и в любом роде искусства.

Д.М.Генкин в своей работе «Массовые праздники» говорит о композиции следующее: «композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для режиссера массового праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, то есть вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его».

Рассмотрим основные единицы композиции сценариев досугово массовых мероприятий.

Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами: экспозиция (начальная ситуация), завязка, развитие конфликта (основное действие, развитие действия), кульминация, развязка (событие), финал (эпилог).

Выстраивая сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.

Первый момент развития действия называется экспозицией или выставкой действия. Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала - столь важный художественно-педагогический процесс.

Экспозиция (от лат. «expositio» - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения. Даже само название пьесы служит в известной степени экспозицией. Кроме этого в задачу экспозиции, кроме изложения всей предыстории пьесы входит экспонирование действия. В зависимости от замысла экспозиция может быть: прямой (специальный монолог); косвенной (раскрытие обстоятельств по ходу действия);

Так же в роли экспозиции может лежать быть показ событий произошедших задолго до основного действия пьесы (см. «Без вины виноватые» А.Н. Островского). Назначение этой части композиции - сообщение информации необходимой для понимания предстоящего действия, сообщение о стране, времени, месте действия, описание некоторых событий предшествовавших началу пьесы и оказавших на нее влияние. Рассказ об основной расстановке сил, об их группировке к конфликту, о системе взаимоотношений и взаимосвязи персонажей в данной ситуации, о контексте в котором необходимо все воспринимать. Наиболее распространенный вид экспозиции - показ последнего отрезка жизни, течение, которого прерывается возникновением конфликта.

В экспозиции лежит событие, которое происходит в начале пьесы. С него начинается исходная ситуация, дающая толчок для движения всей пьесы. Это событие принято называть исходным. Оно способствует не только выявлению фабульной первоосновы, но действенно готовит завязку. Завязка и экспозиция - неразрывно связанные элементы единого, начального этапа пьесы, которое образует исток драматического действия. Не стоит думать, что исходное событие и составляет экспозицию - это неверно. Кроме него туда же могут входить еще несколько событий и различные факты. Отметим, что наше рассмотрение затрагивает экспозицию драматургическую, но существует еще и экспозиция театральная. В ее задачу входит ввод зрителя в мир предстоящего представления. В этом случае само расположение зрительного зала, освещение, сценография и мн. др. относящиеся к театру, но не к пьесе, будет своего рода экспозицией.

Экспозиция - знакомство зрителя с персонажами, временем и местом действия. Действие в экспозиции может развиваться постепенно, неторопливо, а может динамично, активно. Экспозиция вводит в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его.

Поскольку действие представляет собой отражение лишь некоторой, искусственно ограниченной части реального жизненного действия, то одной из первоочередных задач драматурга является задача, верно, определить исходную ситуацию - как первооснову коллизии, из которой должен развернуться конфликт.

Воспроизведя исходную ситуацию, режиссер-сценарист тем самым экспонирует (буквально - выставляет на показ, показывает) начало действия. Способы экспонирования многообразны. Они могут быть разделены на два основных вида:

Прямую экспозицию - когда вводят зрителя в курс ранее совершившихся событий, познакомить с действующими лицами, решается прямолинейно.

Косвенную экспозицию - когда режиссер вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия.

Роль экспозиции призвана дать картину жизненной среды, в которой развертывается борьба, и - в теснейшей связи со средой - анализ характеров, вступающих в борьбу.

Экспозиция - расстановка и представление сторон, создающих своеобразную «критическую массу», в результате чего начинается реакция, то есть активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. Экспозиция действенно готовит завязку, то есть она в сценариях обычно перерастает в завязку.

Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Сталкиваются, как правило, две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Можно даже сказать, что развитие действия пьесы есть разрешение завязки.

По поводу того, что считать началом действия, Гегель заметил, что «в эмпирической реальности у каждого действия очень много предпосылок, так, что трудно бывает установить, в каком месте следует отыскивать настоящее начало. Но поскольку драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет заключаться в той ситуации, из которой в дальнейшем должен развиться этот конфликт» . Именно эту ситуацию мы и называем завязкой.

Завязка - возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, то есть возникновение и начало развития конфликта.

Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она - начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.

Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад. В качестве экспозиции-завязки могут выступать стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия.

Следовательно, экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого начального этапа сценария, образуют исток театрализованного действия.

Следующая часть композиции - основное действие (развитие конфликта, развитие действия), то есть изображение процесса борьбы и ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Это самый сложный этап в построении сценария, драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают непреодолимые преграды, постепенно обостряя и повышая степень конфликта.

В ходе развития действия становятся явными все связи и противоречия между людьми, заложенными автором в произведении, раскрываются человеческие характеры, происходит формирование личности каждого персонажа. Если завязка подводит к пониманию поставленной проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее решения

Каждый из «циклов действия», которые могут быть выделены с разной мерой отчетливости в произведениях любого драматурга или сценариста, должен знаменовать собой более высокий этап развертывания конфликта по сравнению с предыдущим этапом, обострять противоречия вплоть до последнего этапа - развязки. То есть действие в сценарии развивается по восходящей, напряжение по мере развития действия усиливается.

Развитие действия в сценариях должно подчиняться следующим основным требованиям, имеющим как искусствоведческое, так и психолого-педагогическое значение:

Строгая логичность построение темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрализованного представления, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотреблять той или иной краской, однообразия, монотонности.

Следовательно, конструктивно единое действие в сценарии строится из совокупности «циклов действий», обладающий всеми признаками драматической композиции: в каждом из эпизодов есть своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Завершенная внутри себя композиционная структура театрализованного представления, в сущности, делится на ряд циклов действия. Драма, как известно, состоит из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии театрализованного представления, чаще всего одночастного, эти тематически однородные циклы принято называть эпизодами. Каждый эпизод в сценарии театрализованного представления распадается на еще более мелкие, относительно завершенные структуры.

Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия. Число актов в принципе не ограничено, но, как правило, колеблется от 3 до 5.

Необходимо отметить, что в развитии действия находить и кульминация - еще один структурные элемент композиции. Он носит независимый характер и функционально отличается, от развития действия. Именно поэтому мы его определяем как самостоятельный (по функции) элемент.

Сценарий театрализованного представления состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно, закончиться прежде, чем начинается другой эпизод.

Эпизод в сценарии есть структурная единица, или драматургический модуль, театрализованного представления, который представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент последнего. Эпизод является художественным воплощением одной из граней, одного из аспектов той или иной проблемы театрализованного представления. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по закону драматургической кривой.

Эпизодное построение сценарий театрализованных представлений заимствован у театральной драматургии. Принцип эпизодического построения восходит еще к шекспировскому театру. Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.

В том, что сценарий театрализованных представлений заимствует у театра именно эпизодный, и не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движения драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.

Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием. В любом сценарии театрализованного представления выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.

Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, поскольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть ровно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

Последовательно развиваясь, действие нас подводит к кульминации.

Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Начинает стремительно надвигаться развязка, Именно этот момент принято называть - кульминацией. В основе кульминации лежит центральное событие, которое является коренным переломом в действии пьесы, в пользу той или иной, занятой в конфликте стороны. По своему строению кульминация, как элемент композиции, может быть сложной, т. е. состоять из нескольких сцен.

Кульминация (от лат. «culmen» - «вершина») - это событие, в котором действие достигает высшего своего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке. Это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоречий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев и участников праздничного действа.

Действие обязательно должно подводиться к кульминации. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного сценарного произведения. Например, сценарий торжественного митинга посвященного Дню Великой Победы, которое широко распространенно сегодня. Кульминационным моментом этого митинга является приобщение молодого поколения к уважению тех, кто нас защищал, чтобы помнили о них и не забывали о тех страшных событиях 40-х годов. Оно включает в себя обязательно возложение цветов, тем самым, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

Несмотря на кажущуюся архаичность, это определение наиболее глубоко и точно выражает сущность кульминации. Только понимая внутреннюю обусловленность идейной и композиционной структуры произведения, можно безошибочно отыскать кульминационный момент, перелом в развитии действия.

Архитектоника кульминации может быть весьма сложной, кульминация может состоять из нескольких сцен. Попытки теоретически установить ее место в каждом отдельном случае определяются стилевым и жанровым обликом произведения, но прежде всего - смысловой задачей. Неизменно лишь одно - эстетическая сущность кульминации, знаменующей собой перелом в ходе борьбы.

В развитии действия каждого произведения есть рубеж, знаменующий собой решительный переворот, после которого изменяется характер борьбы и неудержимо надвигается развязка, финал.

Развязка - событие, знаменующее собой исчезновение, разрешения конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне. Она играет важную роль идейно-художественной концепции пьесы. Развязка помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Развязка завершает мысль автора, ставит точку в действии.

Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие пьесы и герои приходят к тому или иному результату, как говориться в теории санскритской драмы - «обретению плода», но не всегда он сладок. В европейской трагедии это момент гибели героя

Финал (эпилог)- итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею

Развязка это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности театрализованного представления. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников театрализованного представления.

Эпилог - (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки. Не только содержание, стиль, форма, но и само назначение его менялось в истории драмы. В античности эпилог - обращение хора к зрителю, которое комментировало происшедшие события и объясняло авторский замысел. В эпоху Возрождения эпилог выступает как обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий, резюмирующей идею пьесы. В драматургии Классицизма - просьба благожелательно отнестись к актерам и автору. В реалистической драматургии XIX века эпилог приобретает черты дополнительной сцены, раскрывающей закономерности, определяющие судьбы героев. Очень часто, поэтому эпилог изображал жизнь героев, спустя много лет. В ХХ веке существует полифония в понимании и использовании эпилога. Он часто бывает в начале пьесы, а в ходе пьесы объясняется, как герои пришли к подобному финалу. Чехов постоянно был занят вопросом об «оригинальном» финале пьесы. Он писал: «есть у меня интересный сюжет для комедии, но не придумал еще конца. Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретет новую эру! Не даются подлые концы! Герой или женись или застрелись, другого выхода нет» .

Волькенштейн наоборот считал, что «эпилог - является обычно статистическими сценическими положениями: признак неумелости автора дать в последнем акте исчерпывающее разрешение «драматической борьбы». Весьма спорное определение, но все же не лишенное своего смысла. Действительно, некоторые драматурги чересчур злоупотребляют эпилогом для выражения не столько своих идей, но завершения действия. Насколько важна проблема финала пьесы и вытекающего из всего содержания пьесы эпилога подчеркивает следующее мнение. «Проблема последнего акта - это прежде всего проблема идеологическая и лишь затем технологическая. Именно в последнем акте, как правило, дается разрешение драматического конфликта, следовательно, именно здесь наиболее активно и определенно заявляет себя идейная позиция драматического писателя» .

Тема «Конфликт и выход из него»

Форма проведения : беседа, игры с элементами драматизации.

Цель:

Рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);

Показать причины возникновения конфликтов;

Отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.

Подготовка

Найти соответствующий материал по теме. 0 Подготовить учащихся с докладами.

Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.

Часть первая. Теоретическая

Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»

Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».

Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.

Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.

Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.

Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.

«Роль посредника в конфликтах»

Пояснение к теме

Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.

Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.

В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.

Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.

Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).

Доклад учащегося по теме «Каким должен быть посредник в конфликте?»

Профессионализм посредника означает:

1. Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным».

2. Высказывать доверие и заботу.

3. Быть ответственным, т. е.:

Нейтральным;

Демонстрировать уважение;

Не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;

Не руководствоваться эмоциями;

Не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;

Не действовать свысока;

Принять вашу ответственность серьезно.

Правила управления конфликтом:

1. Не прерывайте собеседника.

2. Говорите правду.

3. Не переходите на личности.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы.

Шаги посреднического процесса:

1. Приблизьтесь к спорящим.

2. Успокойте их, если необходимо.

3. Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.

4. Объясните свою компетентность.

5. Получите согласие.

6. Объясните процесс сотрудничества.

7. Начните процесс посредничества:

Не делайте предположений;

Слушайте;

Повторяйте услышанное;

Проверяйте;

Получайте больше информации;

Предлагайте множество решений;

Достигайте соглашения.

8. Закончите на позитивной ноте.

Три результата конфликта:

1. Победа — поражение — одна сторона удовлетворена, другая — не удовлетворена.

2. Поражение — поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа — победа — обе стороны приходят к согласию.

Посредничество в любом конфликте:

Создает более мирную среду;

Снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;

Способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;

Учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;

Объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.

В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:

Придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;

Создать классный уголок «миротворцев», где в шуточной форме смогли бы обыгрывать результаты своей деятельности;

Рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;

Выступать как наставники, т. е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.

Вывод: Такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями.

Часть вторая. Практическая

Тема «Тренажер общения»

Выработка групповых правил

Типичные правила:

1. «Конфиденциальность» — то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

Упражнение 1 «Триады»

Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник», «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».

Упражнение 2 «Сделайте «узел» из людей»

Ученики разбиваются на группы по 5—7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры — развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.

Упражнение 3 «Десять „я"»

Учащиеся на листочке пишут в колонку десять «я», затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю шоколад».

Упражнение 4 «Фантастическая обратная связь»

Ученики садятся лицом друг к другу в два круга — внешний и внутренний. Каждый смотрит на сидящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т. д. Затем ученики меняются ролями. После этого внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть 3—5, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим участникам.

Упражнение 5 «Танец на пальцах»

Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 8—5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3—5 раз.

Часть третья. Игры с элементами драматизации

Тема «Взгляд на конфликт со стороны» (Шуточные сценки, сказки с конфликтом)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.

Мудрецы и слон (Шуточная сказка)

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он — слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.

«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый.

«Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы,— сказал он,— слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вывод

Учитель : Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Красная Шапочка (Ролевой диалог)

Прочтите текст сказки «Красная Шапочка», написанный на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Попросите учащихся занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать события.

Кто виноват в конфликте?

Кто явился инициатором конфликта?

На каком этапе его можно было избежать?

Действующие лица:

Красная Шапочка

Плохой Волк

Красная Шапочка : Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.

Мама : Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.

Квасная Шапочка : В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?

Мама : Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!

Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.

Плохой Волк : Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?

Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле — серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну — мало не покажется!

Плохой Волк : Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!

Красная Шапочка : Придя к бабушке, я застала ее в кровати. Подумав, что она выглядит больной или что- то вроде того, я сказала: «О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!»

Плохой Волк : Эта дерзкая девчонка наговорила мне кучу гадостей но поводу ушей, моих выпученных глаз, а главное, я не мог стерпеть оскорблений в адрес моих зубов! И грозно ей сказал: «Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!»

Красная Шапочка : Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.

Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!

Красная Шапочка : Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?

Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!

Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!

Плохой Волк : Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.

Красная Шапочка : Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?

Бабушка: Напугал, милая, да не досмерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.

Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива- здорова!

Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!

Вывод и комментарии

Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.

Маме можно было бы так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.

Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда, делает это неуклюже и грубовато.

Волк сильно обижается. Он решает подшутить над девочкой, а делает это опять грубо. Пугает бабушку и получает в свой адрес «кучу гадостей», сказанных Красной Шапочкой.

«Развод по-сиракузски» (Шуточная сценка)

Действующие лица

Хор общественности

Пролог

Типовой многоквартирный дом в Сиракузах. На первом этаже левого крыла жилуправление. Недалеко от дома вещевой рынок.

Отец: Терпенья чаша моего наполнена!

Мать:

А моего уж переполнилась давно!

Довольно слов, я завтра ухожу!

И сына заберу.

Отец:

О, неразумная!

Лишаешь сына ты мужского воспитания.

Мать : А также и дурацкого влияния!

Отец:

Я утомлен от постоянных грубостей, упреков,

Свидетель Зевс — терплю их со смирением,

Но ты учти, что сын наш — взрослый юноша,

И может сам решить, с кем он останется.

Мать: Я в выборе его почти уверена.

Отец и мать уходят.

Со стороны жилуправления в крылатых колесницах появляется хор общественности.

О, внемлите нам, стены родных Сиракуз!

Что ни день, то развод!

Распалась семья,

Сиракузского общества —

Мощный оплот

Демократии нашей.

О стыд! О позор!

Сам по себе неприятен развод,

Делят супруги имущество, деньги,

Жилплощадь меняют большую свою

На меньшие две в отдаленных районах.

Хуже всего то, что надо делить

Им неделимое — чадо свое.

Мальчишка же, пользуясь тяжбой такой,

Смекает, где выгоды будет побольше.

Действие первое

Входят отец и сын.

Мой сын, я верю — ты со мной останешься,

Ты роскошью и негой не избалован.

Тебя я воспитал суровым воином.

Мы жизнь устроим с простотой спартанскою,

А к маме будешь ездить ты по праздникам.

О да, я не избалован воистину,

Ни центра музыкального,

Ни караоке звуков мне не ведомы.

Я не испорчен буржуазною культурою,

Что вместе с «видео» явилась

к нам из-за моря,

Не развращен ни «Найк», ни «Адидасами»,

Ни «компа» нет, ни простенького плейера,

Что дарят всем моим ровесникам родители.

Впервые слышу от тебя подобное.

И это все иметь тебе хотелось бы?

Увы, отец, растут мои потребности.

Так быстро, как и я расту.

Но это все так дорого...

Ну, что ж, хоть я достатка небогатого,

Ты можешь на меня рассчитывать,

Но все ж скажи: чего-нибудь хотелось бы

Тебе поболе, чем другого прочего?

Ах, папа! Есть желание заветное:

Его я видел по ночам во снах моих,

О двух цилиндрах, вида превосходного,

С двумя, но быстроходными колесами,

Великолепный, с мягкими сиденьями,

Весь по стандартам с супермощностью.

Ах, папа, мотоцикл, конечно,

лучше импортный.

Всего-то навсего?

Нешуточные у тебя желания.

Я попытаюсь... то есть... я подумаю...

О, Зевс, посмотри — задумчивый сын

На стуле сидит, в окошко глядит,

Измучен тоской.

Быть может, отец не сможет купить

Ему мотоцикл вожделенный?

Он ногти грызет, он матери ждет

Прихода с работы.

И вот приходит мать его,

Вся чадолюбием полна.

Она готова влезть в долги,

Чтоб только мужу досадить...

К мамочке льнет почтительный сын,

Тайную мысль лелея в груди:

— Купит ли мама ему мотоцикл,

Если откажет отец?

Плачь и стенай же, народ Сиракуз!

Нравственность пала в лоне семьи!

Эта ли смена, достойная нам,

Сын меркантильный какой!

Действие второе

Входят мать и сын.

Мать:

Не сомневайся, для родного дитятки

Я раздобуду чудо двухколесное.

Ах, мама! Я бы жить всегда с тобой хотел,

А к папе буду ездить лишь по праздникам.

Мать:

О, мой любимый, подожди меня немного,

Пока я в Сиракузский жилсоцбанк схожу.

Мама уходит. Входит отец.

Отец:

Тебя, мой сын, хотел обрадовать —

И сам ты выберешь мотоциклет себе.

Но дело усложнилось наше, папочка,

Быть может, ты найдешь еще возможностей

И купишь мне хотя бы «Пентиум».

Отец: Что ж, я подумаю.

Отец уходит.

Что ж он все время думает и думает!

О, Боги! Вот и мама моя возвращается.

Входит мать.

Мамуля, родная, так странно случилось,

Что обстоятельства изменились,

И сотовый нужен мне позарез,

Иль пейджер в крайнем случае на первое

время подойдет.

Мама хватается за голову, уходит.

Действие третье

С противоположных концов сцены появляются мать и отец. Каждый из них катит перед собой коробки с вещами. Посередине сцены стоит сын.

Отец: Мой сын, сие предел моих возможностей.

Мать:

Я, муж мой, думала,

Что раньше ты сломаешься.

Отец : Жена, мне не до смеха. Здесь — трагедия!

Мать:

Какой там смех! Мой муж, услышь стенания

Истерзанного сердца материнского!

По магазинам бегать я замучилась,

Истратила свои я сбережения,

В долги такие влезла я бездонные,

Что, видит Зевс, по гроб из них не выбраться!

Отец:

И я в долгах, и жизнь влачу я жалкую.

Быть может, мы с тобой жена, помиримся?

Приди на грудь мою, прими мое лобзание!

Мать:

Соединимся вновь, мой муж, семьей единою!

И с нами будет жить сынок любимый наш!

Отец : И продадим к чертям всю эту технику!

Сын: О, мотоциклы, «Найки», «Адидасы»!

Заламывает руки.

Богатство это осязал и обонял уж я,

Но в одночасье я, увы, утратил все!

Заламывает ноги.

Зачем не согласился я на малое!

О, крах надежд! О, кара непомерная!

Заламывает голову.

Несчастный, не мучай сам себя!

Не рви одежд, не царапай чело.

Все к лучшему — главное, что твои

Родители соединились вновь.

А счастье — не в вещах дорогостоящих

и модных,

Всего гораздо и важней,

Что не распалась дружная семья

И будет больше очагом одним

Во славных Сиракузах!

Выводы и комментарии

Несмотря на хэппи энд, получилась настоящая трагедия. Вернее, существование такой семьи — трагедия для всех ее членов.

Наша жизнь пропитана вещизмом. Появилось много нужных, хороших полезных, современных вещей, но есть сферы человеческой жизни, в которых денежные расчеты, вообще всякие оплачиваемые отношения не должны существовать.

Не должны, так не должны, но семья, полностью свободная от таких отношений, — редкое явление.

Увы, это так, и начинается с, самого раннего детства: «Пятерочку получил!» — «Молодец, держи шоколадку!» — «Полы помыла!» — «На, доченька, деньги на кино».

И обратные требования: «Я тебя родил — ты мне всем обязан; я тебя кормил, поил, одевал — ты обязан в старости меня содержать». То есть не потому, что отец и мать стали престарелыми, а как бы расплачиваясь за их труды тяжкие. Это похоже на трогательный натуральный обмен эпохи феодализма.

Так, может быть, не надо вообще поощрять детей?

Речь не об этом, просто такие вещи, как любовь к детям и родителям, так же как и стремление развиваться, приобретать знания, не нуждаются в материальном вознаграждении. Они ценны сами по себе и платить за них просто безнравственно. В противном случае неизбежны конфликты и трагедии, причем посерьезнее, чем тут разыграли в сценке.

Заключение

Учитель : Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.

Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»

Основные понятия

. «Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда... ты никогда... ты плохой... ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты»-утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я»-утверждение.

. «Мы»-утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».

. «Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т.д.» В «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «... никогда не отдаешь».

. «Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.

Активное слушание — собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.

Альтернатива (от лат. «попеременный») — выбор одного из двух единственно возможных решений.

Антипатия — чувство нерасположения, неприязни, отвращения.

Мозговой штурм — совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.

Принятие — кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание — это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие — это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.

Классный час "Как преодолеть конфликт?"

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",

Задачи:

Дать характеристику понятия «конфликт».

Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.

Познакомиться с методами выхода из конфликта.

Дать определение понятия «компромисс».

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

* презентация «Конфликты в нашей жизни»;

* карточки с описанием конфликтных ситуаций;

* карточки для групповой работы;

* квадратики черного, красного, зеленого цвета;

* Памятки.

Ход занятия:

I Введение в тему занятия.

В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.

1. Чтение притчи « Коробочка» .

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

3.Сообщение задач занятия. (психолог )

Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. слайд №_)

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

II. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Давайте посмотрим, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №_4)

Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

2. Ситуация «Перетягивание каната».

Представьте себе: мы разделились на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Кто победит в перетягивании каната?

Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

Участники конфликта (оппоненты);

Предмет конфликта.

Учащиеся садятся по группам.

Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт. (Можно ли жить без конфликтов?)

Положительно не знаю отрицательно

Психолог: Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Какие причины возникновения конфликтов в подростковой среде? - борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Разрешение конфликта .

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд _)

Правила предупреждения конфликтов : (слайд 14)

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

4. Работа в группах .

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайдов №7-10.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Слайд №11.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

Как выйти из конфликтной ситуации? Как прийти к компромиссу?

· Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

· Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

· Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

2) Конфликт разрешен или нет?

7. Заключительное слово.

Рефлексия. Можно ли жить без конфликтов?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

Газетные и журнальные статьи о конфликтах,

Поэзия о конфликте, войне и мире,

Картинки,

Сообщения об улаженных конфликтах,

Придумайте сами и добавьте.

III. Итог.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зелены

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Психолог.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.



 

Возможно, будет полезно почитать: