Обжалование решений пфр. Куда жаловаться на пенсионный фонд, если действия сотрудников не правомерны

  • Если решение заочное принято в отношении двух солидарных ответчиков, то вправе ли его обжаловать только один ответчик?
  • Какой обжаловать судебный акт апелляционной инстанции?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?
  • Можно ли подать кассационную жалобу на определение о принятии обеспечительных мер, если срок на подачу частной жалобы истек?
  • Когда начинает исчисляться новый срок на подачу кассационной жалобы? Кто должен подать жалобу в кассацию?

Вопрос

В мае 2016 года УПФР проводилась выездная проверка предприятия. По результатам проверки был составлен Акт выездной проверки на отмененной форме которая утверждалась Приказом Минтруда и соц. защиты № 698 от 27.11.2013г. Однако, С 06.03.2016 Приказом Минтруда России от 11.01.2016 N 1н отменены формы документов, которые были утверждены Приказами Минтруда России от 27.11.2013 N 698н и от 23.06.2014 N 400н. Вместо них ПФР утвердил новые бланки. Правомерно ли оформление Акта по недействующей форме?

Ответ

Действительно, с 06.03.2016 г. применяются формы, применяемые Приказом ФСС РФ от . Исходя из применение бланков старой формы после 06.03.2016 г. неправомерно. Обжаловать акт не представляется возможным, так как это не предусмотрено законодательством, но можно подать возражения. Обжаловать можно решение. Однако, судебной практики по данному вопросу не сформировалось, поэтому предугадать результаты обжалования не представляется возможным. Формально, УПФР нарушили .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (). Пенсионный фонд РФ составляет , ФСС России - *.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено. Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться .

Проверяющие составляют два экземпляра : один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй - у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены приложения 21 к , приложения 21 к .

Выездная проверка: возражения по акту

Если организация не согласна с проверяющими, она может оформить письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России)*. Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. При этом организация вправе приложить к таким возражениям подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Пример определения крайнего срока для подачи письменных возражений к акту выездной проверки, проведенной Пенсионным фондом РФ

16 мая 2016 года фонд направил акт выездной проверки заказным письмом по местонахождению организации. Считается, что организация получила указанный акт 24 мая 2016 года.

Организация не согласна с проверяющими. Поэтому бухгалтер оформил письменные возражения. Передать их в Пенсионный фонд РФ нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. То есть до 15 июня 2016 года (включительно).

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его*. Это следует из положений частей , статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Принимая решение по итогам проверки, руководитель отделения фонда (его заместитель) обязан выяснить, есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности) (). Кроме того, в суде можно доказать наличие у страхователя обстоятельств, смягчающих его ответственность ().

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.

Как обжаловать решение внебюджетного фонда

Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (). Срок для обжалования - три месяца с момента вынесения решения ( , ).

Ситуация: как обжаловать решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ или ФСС России о привлечении страхователя к ответственности

Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно* ().

Обжалование в вышестоящем отделении фонда

Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях , статьи 39, статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменно. В ней укажите:

  • какой фонд проводил проверку;
  • сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
  • причину жалобы;
  • аргументы для обоснования возражений;
  • требования к вышестоящему отделению фонда.

Такой порядок, в частности, предусмотрен Административного регламента, утвержденного .

Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
  • изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.

О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. При этом руководствуйтесь порядком, прописанным в .

Обжаловать решение фонда в суде можно в течение трех месяцев со дня, когда страхователь узнал о том, что его права были нарушены ().

Суд рассмотрит заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (). В итоге вынесет одно из двух решений:

  • признает решение отделения фонда незаконным и обяжет его принять иное решение;
  • откажет страхователю в удовлетворении его требований полностью или частично.

Копию решения арбитражного суда направят и заявителю, и в фонд, который принял спорное решение. Сделать это судьи должны в пятидневный срок после того, как примут решение.

Такой порядок предусмотрен Арбитражного процессуального кодекса РФ».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Сроки обжалования решения пенсионного фонда

Какой срок для обжалования решения ПФ РФ по отказу в назначении льготной пенсии вышестоящему органу/должностному лицу?

Уважаемый Максим! В соответствии со ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет 3 года. Специальный срок для обжалования решения ПФ РФ законом не установлен.

Срок обжалования решения ПФРФ и статья где это закреплено.

Обычно нормативные акты государственных органов обжалуются в течении 3 месяцев с момента получения письменного ответа в районном суде. Регламентируется КАС РФ.

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд 1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Специальный срок для обжалования решений ПФР законом не установлен? Ведь пенсионный фонд не является органом государственной власти, это государственное учреждение, соответственно его действия не могут быть обжалованы в порядке гл 25 ГПК РФ?

Да, совершенно верно. В силу пункта 8 раздела II Письма Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. N 7-ВС-7105/15 "О направлении информации по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке", рассмотрение гражданских дел о признании недействительными (незаконными) решений Пенсионного фонда Российской Федерации, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, осуществляется судами общей юрисдикции в исковом порядке . Соответственно, срок давности общий - 3 года со дня, когда истцу стало известно либо должно было стать известно о нарушении своих прав (статьи 196, 200 Гражданского кодекса РФ). Такие дела.

Какие сроки на обжалование решения пенсионного фонда по начислению пенсии, убрали стаж?

Здравствуйте! Решение Пенсионного фонда можете обжаловать в течение трех месяцев в районном суде по месту Вашего жительства.

Вам необходимо обратиться в городской (районный) суд с заявлением о признании решения Управления ПФР об отказе в назначении пенсии незаконным. И включении периодов. Такое решение можно обжаловать в 3-месячный срок в районном суде по месту вашего жительства. Всего хорошего.

Здравствуйте! Срок обжалования решения Пенсионного фонда по трудовому законодательству три месяца с о дня его принятия.. Удачи Вам.

Максимальный срок обжалования решения Пенсионного Фонда (подачи искового заявления в суд) ?

См. ст. 218-220 КАС РФ Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд [Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 22] [Статья 219] 1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. 2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. 3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. 4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Каков срок подачи обжалования решения пенсионного фонда о назначении пенсии по потери кормильца?

Читайте внимательно отказ там в конце все сказано, желательно не тянуть и в течении 1 месяца через суд обжаловать отказ.

Какой максимальный срок подачи заявления в суд для обжалования решения Пенсионного Фонда РФ об отказе дополнительной выплате пенсионеру (Решение ПФР об отказе в выплате от 17.08.2015 г)? И как можно восстановить срок для обжалования решения в суде, если он пропущен? Спасибо!

Три месяца дается. Если пропустили, то легче еще раз обратиться и получить отказ. Чем восстанавливать. Суды очень неохотно восстанавливают. Нужны уважительные причины: например, нахождение в реанимации и т.д.

три месяца, срок для восстановления индивидуален, в основном,если отказ получен не на руки, а обычной почтой

Какой срок исковой давности для обжалования решения ПфРФ в суде об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.

Общий срок исковой давности 3 года

Вам ответили, что отказ не обжалуется в суд. Законом предусмотрен иной порядок защиты нарушенного права, а именно: обращение в суд с иском. В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ после получения письменного решения ПФ РФ, чем раньше, тем лучше.

Срок для обжалования решения ПФ об отказе в выдаче средств материнского капитала.

3 месяца со дня получения письменного отказа.

3 месяца со дня получения отказа.

Какие сроки обжалования решения Пенсионного фонда об отказе назнечении пенсии в суде?

Уважаемая Оксана! Обжалование решения ПФ РФ производится на основании ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Срок обжалования решения должностного лица составляет 3 месяца с момента получения отказа. С уважением. Дмитрий Константинович.

Оксана, здравствуйте! Выскажу свое личное мнение по данному вопросу.. Есть такое понятие, как длящееся нарушение права. И если это Ваш случай - то есть, Вам должны выплачивать пенсию, но Вы ее не получаете - это длящееся нарушение права, в связи с чем срок для подачи заявления об оспаривании отказа ПФ не имеет значения. С уважением, Харченко О.В.

Отмечается, не всегда, сотрудники различных структурных подразделений пенсионного фонда скрупулезно и в соответствии с принятым законодательством выполняют свои обязательства. Часто возникают ситуации, когда в результате некорректных действий страдают как юридические лица, так и обычные граждане, причисленные к бюджетным категориям населения. Это нарушает законное право граждан на предоставление конкретной социальной помощи.

При наступлении подобной ситуации, единственным решением проблемы станет исковое заявление по факту оспаривания вынесенного решения ПФ, это и станет ответным действием, на него имеет право любой человек, пострадавший от произвола представителей государственного аппарата. Как показывает юридическая практика, для успешного использования такой возможности предстоит обращаться непосредственно в судебную инстанцию, готовить требуемый комплект сопроводительной документации. Ниже предлагается проанализировать, каким образом это лучше всего сделать, порядок и значение каждого шага.

Несколько слов о пенсионном фонде и специфике работы с ним

Фонд принято относить к объекту института публичного права, это означает, что создан данный орган строго государственными структурами и находится в подчинении правительства. На него возложено, на законодательном уровне выполнение всех обязательств, регламентированный уставом Конституции, рядом прочих правительственных документов и актов, утвержденных именно на уровне правительства. Данные контролирующие факторы способны обеспечить регулирование не только его текущей деятельности, но также и обеспечивать полноценную последующую защиту различных граждан, в зависимости от их статуса.

Далеко не все лица с должностными обязанностями выполняют их в возложенном объеме, именно по этой причине, закон предоставляет право оспаривать ими вынесенные решения каждому гражданину, для чего необходимо только воспользоваться соответствующей формулировкой нормативных актов и найти образец искового заявления об оспаривании принятого решения пенсионного фонда.

Кто имеет право оспаривать вынесенное решение ПФ

Согласно принятому законодательству, предусмотрены следующие категории лиц, которые имеют права на последующее оспаривание отдельных решений, вынесенных представителями пенсионного фонда:

  • Отдельные категории юридических лиц, в рамках принятого в стране законодательства на них могут быть возложены штрафные санкции. Когда такое юридическое лицо считает, что санкции были наложены неправомерно или присутствует конкретный интерес личного характера сотрудников пенсионного фонда, он может подать исковое заявление на обжалование принятого ранее решения;
  • Граждане страны, которые обратились с вопросом начисления пенсионного обеспечения и при условии, если расчет (перерасчет) был выполнен некорректно, в результате чего, пособие назначено в ущерб правам граждан, предусмотренным Конституцией страны;
  • Подается исковое заявление относительно факта оспаривания решения, вынесенного пенсионным фондом и иными категориями. К ним принято относить и индивидуальных предпринимателей, они в положениях фонда определены как лица, имеющие двойственный статус. С одной позиции, такие лица являются обычными гражданами, но параллельно с этим, считаются субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность. В рамках их обязанностей предусмотрена обязательная оплата различных взносов, вместе с тем, орган накладывает на них, самые разные штрафы и санкционные меры, связанные непосредственно с нарушением определенного рода деятельности.

В настоящее время уже четко установлены конкретная система и механизм действий для каждой отдельной категории, которые позволяет ориентироваться представителю каждой отдельной категории граждан, в каждом случае необходимо обеспечивать пересмотр принятых решений с учетом ряда факторов и опираясь на конкретные нормы права. Только такой, комплексный подход к решению возникшей проблемы и будет способен дать желаемый результат и корректно подготовить, направить документы и подготовленный .

Необходимо понимать, что во множестве возникших ситуаций при их последующем рассмотрении представители конкретного государственного органа смогут регулировать отдельные правовые акты. Рассматриваемые акты могут иметь несколько низшую правовую силу, нежели аналогичные законодательные акты, прописанные непосредственно в Конституции или же регламентированные ФЗ. Зачастую на «разнице уровня» рассматриваемых законодательных актов, и могут выигрывать конкретные дела в судебном порядке.

Специфика обжалования действий со стороны Пенсионного фонда

Юристами, которые за многолетнюю практику сумели сформировать методику решения подобного рода задач, составлены собственные методики и инструменты, руководствуясь ими можно без проблем обеспечить надлежащий уровень защиты интересов клиента. В настоящее время предусмотрено два специально проработанных способа обжалования данной ситуации, а именно:

  • Обращение с жалобой на некорректное действие со стороны сотрудников ПФ, в вышестоящий над ним орган государственной власти. Как вариант, подаются жалобы в фонд на отдельных сотрудников, которыми и были допущены правонарушения. Этот способ принято называть еще досудебным вариантом решения проблем, связанных с неправомерными действиями сотрудников пенсионного фонда;
  • Второй вариант решения проблемы представляет собой подачу соответствующего комплекта документов в судебную инстанцию, для которой готовится корректно составленной исковое заявление относительно оспаривания принятого решения органов ПФ. Данный способ принимается без проблем, минуя сам пенсионный фонд, как вариант, он может стать резервным на случай, если первый способ не принес долгожданные плоды, и в поданном иске было отказано.

Каждый из данных способов может принести свои плоды, если правильно использовать его инструменты и подобрать актуальный комплект документов.

Составление жалобы в деталях

Самое время рассмотреть, что собой представляет образец подаваемого искового заявления по факту оспаривания решения фонда, что нужно сделать, чтобы корректно его подготовить и подать в дальнейшем в соответствующую инстанцию. Осуществляется разработка и оформление иска по следующему сценарию:

  • Первое, с чего реализуется процесс, это подготовка письменного обращения непосредственно в орган фонда. В содержимом документа указывается сама ситуация (очень кратко, нет смысла расписывать этот вопрос на многих листах), но главное, необходимо отразить собственное мнение, обосновать его с правовой точки зрения, в каком аспекте сотрудниками организации было предпринято конкретное нарушение прав человека. Также, в рамках данного заявления указывается конкретное требование, согласно которому и нужно получить письменное разъяснение относительно сложившейся ситуации, уточнить, почему сотрудники государственного аппарата нарушили возложенные на них обязанности;
  • Это заявление должно быть отправлено по почте, непосредственно письмом с возвращенным уведомлением. Когда будет получен ответ, имеются определенные ссылки на отдельные акты, которыми в рассмотрении вопроса руководствовались сотрудники фонда (например, при начислении пенсионного пособия, обеспечении иных выплат). В полученном ответе могут содержаться и конкретные доказательства, документы, которые могут иметься у них на руках и указывать на неправоту самого истца. Данный ответ требуется скрупулезно исследовать;
  • На основании полученных данных составляется сама жалоба на неправомерную работу представителей государственного органа, отображается собственная точка зрения. Потребуется сослаться на конкретные нормативные акты, установленные и принятые в практике правовые законы, ими следует руководствоваться в процессе подачи такого иска. Если на руках имеются какие-либо документы, которые уместно приложить к подобному обращению, обязательно стоит заготовить их копии, после чего приложить в установленном порядке к оригиналу документа. Важно указать в самом обращении, что оригиналы приложенных документов могут быть поданы при первом же требовании;
  • Как отдельный реквизит, необходимо будет отметить и первоначальное решение, принять и расписать альтернативный вариант нового, которое бы смогло обеспечить справедливое восстановление законного обеспечения. Например, это может быть начисление досрочного пенсионного обеспечения, которое должно быть установлено с определенного временного промежутка;
  • Отправляется документ непосредственно по почте, как вариант, можно сделать это ценным письмом или же с приложенным уведомлением. После получения ответа, если он будет положительно оценен, и поддерживать точку зрения заявителя, никаких дополнительных обращений делать уже не придется, все буде решено в вашу пользу. Когда же ответ будет вынесен отрицательным, следующим шагом станет подготовка иска в судебную инстанцию. Как показывает практика, подобный способ решения проблемы характерен для отдельных физических лиц (но может позиционироваться весьма успешным решением и для категории индивидуальных предпринимателей, они обращаются за вынесением решения как простые граждане, что нужно учесть при составлении ).

Сразу стоит оговориться, ответ на поданное требование, скорее всего, будет носить отрицательный характер, но сотрудники фонда отметят в обратном письме, что у гражданина имеются права обратиться за оспариванием данного решения в судебную инстанцию. Они будут на деле ссылаться именно на базу законодательства, она как раз и была использована в процессе рассмотрения жалобы.

На что обратить внимание при подаче искового заявления

Обязательно необходимо обратить внимание на специфические моменты, среди которых стоит выделить:

  • Подготовку корректно перечня документов, которые могли бы подтвердить законность требований со стороны истца относительно рассматриваемого дела. Документальная база является важным фактором в процессе рассмотрения поданной жалобы, следовательно, от качества и последовательности ее подготовки зависит во многом и последовательность рассмотрения вынесения вердикта по сделанному заявлению;
  • Отображение точных причин возникновения спорной ситуации, предоставление анализа действий сотрудников пенсионного фонда, принявших неправомерное решение относительно конкретного гражданина. Приводится полная хронология решения указанной проблемы, которая даст возможность решения спорного вопроса, в пользу обратившегося пострадавшего лица;
  • Наконец, указываются в образце заявления о последующем оспаривании принятого решения фонда и конкретные реквизиты истца, ответчика, третьих сторон, которые могут использоваться в разрешении возникшей ситуации.

Учитывая сложность процесса, лучше всего заблаговременно проработать стратегию и обратиться за помощью к опытным специалистам в области юриспруденции, чтобы иметь возможность оперативно решить проблему и подготовить все данные в полном соответствии с законодательными нормами. На основании принятой последовательности действий можно инициировать процесс рассмотрения иска, но нет твердой уверенности, что решение вынесет в пользу истца даже судебная инстанция.

Сегодня, когда количество юридических лиц постоянно растет и гражданам максимально упрощен порядок для открытия своего собственного дела , на фоне огромного количества юридических лиц, государственные налоговые органы, в т.ч. территориальные органы ПФР в виду "дыр" в своем бюджете, в гигантском количестве выносят "незаконные" решения о привлечении налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной Федеральным законодательством и взыскании недоимки и штрафов, пользуясь тем что у подавляющего количества юридических лиц нет в штате или на абонентском обслуживании юриста , который бы защитил их законные права в суде . Об этом свидетельствует большое количество звонков с такими проблемами.

Сегодня мы попытаемся разобраться, на что обратить внимание при подобных незаконных действиях органов ПФР и какие меры предпринять.

При разрешении споров налогоплательщиков фискальные сборы по основным категориям споров установлен обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов. Указанный порядок призван способствовать наиболее быстрому и эффективному разрешению возникших споров, а также способствовать уменьшению нагрузки на суды, т.к. в соответствии со ст. 2 АПК РФ, задачами судопроизводства в арбитражных судах, среди прочего являются содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ , в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке. Обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется только на решения, которые были названы. Все остальные споры об обжаловании ненормативно правовых актов государственных органов не носят обязательного требования досудебного разбирательства (кроме случаев, прямо предусмотренных законом), хоть этот порядок и рекомендуется судами в качестве профилактики разрешения конфликта без участия суда в разбирательстве по делу. Мы же, учитывая специфику рассмотрения подобных дел, рекомендуем все же обжалование подобных незаконных решений руководителю вынесшего подобное решение органа , и если позволяют сроки в вышестоящую организацию, так как законом предоставлен относительно короткий срок для судебного обжалования - 3 месяца, который является в силу своей правовой природы императивным и восстанавливается только в силу уважительных обстоятельств в суде . В этот период нужно успеть написать жалобу в территориальный орган, вынесший решение, дождаться ответа, который, как правило готовится в течение 30 дней. Не забудьте добавить сроки на доставку корреспонденции. В среднем на одну жалобу вы потратите около 40 дней. Стоит заметить, что нередки случаи, когда государственные органы отменяют свои решения, однако процент таких отмен невысокий. С точки зрения судебных инстанций, использование досудебного урегулирования вопроса является плюсом при разрешении ситуации в суде.

Итак, мы определились, что обжаловать государственный ненормативный акт ПФР в досудебном порядке не обязательно, но рекомендуется при вынесении судом решения по делу на основании ст. 2 АПК РФ. Кроме того, обжалование в вышестоящие органы незаконного решения является уважительным признаком при разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Указанный вывод соответствует позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 8815/07 от 20.11.2007 г., однако не все судьи применяют данную позицию в своих решениях, тем более стоит учесть, что могут быть и возражения второй стороны, которые будут играть определяющее значение в исходе дела.

Теперь давайте рассмотрим что есть камеральная проверка.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (контроля за правильностью оплаты и предоставления (страховых взносов) (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ либо ст. 33 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Камеральная проверка начинается после представления в ПФР или ИФНС декларации или расчета (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.

Давайте посмотрим как выглядит акт камеральной проверки ПФР.

Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (Приложение № 25 к Приказу Минздравсоцразвития России № 957Н от 07.12.2009 г. «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

Теперь давайте взглянем на незаконное (обжалуемое) решение о привлечении к ответственности ПФР за непредставление сведений по страховым взносам:

В нарушение пункта 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в спорном решении территориального ПФР от 10.07.2013 г. не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, которые пенсионный орган квалифицировал как неполные либо недостоверные, по каким именно физическим лицам они представлены; отсутствует оценка данных документов; в решении содержится лишь констатация факта ошибки, допущенной обществом при предоставлении сведений, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина общества.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
При этом в силу ст. 40, 42 Закона № 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.

Материалы вышеуказанного дела не содержат каких-либо данных об установлении и исследовании фондом при рассмотрении акта камеральной проверки от 01.06.2013 г. обстоятельств, поименованных в статьях 39, 42, 43 Федерального закона № 212-ФЗ. В частности, из решения не усматривается, каким образом и на основании каких конкретно первичных документов, явившихся предметом проверки, установлено событие правонарушения.
Приведенное выше решение вынесено ПФР по установленной форме, эта форма имеет определенные графы. Заполнение мотивировочной части решения имеет существенный и важный характер. В этой части должно быть указано выявленное фондом нарушение и ссылки на доказательства чем это подтверждается. Ввиду изложенного допущенные нарушения являются существенными, носят неустранимый характер и свидетельствуют о необоснованности решения.

Такое решение может быть признано в суде недействительным в виду вышесказанного. В связи с увеличением количества подобных актов государственных органов нельзя игнорировать подобные нарушения и наши специалисты рекомендуют обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Наши юристы помогут оформить надлежащее заявления в суд,

Рассмотрим вопрос непредставления сведений в ПФР в связи со сменой юридического адреса. Ситуация: после смены адреса юридического лица ПФР не принял отчеты по РСВ в электронной виде через программный комплекс Контур Экстерн от такой организации, хотя они были направлены и получены территориальным органом ПФР.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ от т 24.07.2009 г. страхователи представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 553 от 07.07.2011 г. «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов (далее – заявления и иные документы) оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с разделом 11 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденной Распоряжением Правления ПФР № 190р от 11.10.2007 г. установлено, что Страхователь (плательщик страховых взносов) осуществляет для представления сведений по телекоммуникационным каналам связи следующие действия в совокупности и совместно: заключает договор с поставщиком услуг УЦ, СКЗИ, программного продукта для представления сведений о застрахованных лицах в орган ПФР по телекоммуникационным каналам связи; создает условия для архивного хранения электронных документов; генерирует закрытый и открытый ключи; получает сертификат ЭЦП в УЦ; направляет в Отделение ПФР заявление о подключении к электронному документообороту (по установленному образцу); заключает Соглашение об обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи. ЗАМЕТИМ, что распоряжение ПФР является нормативным актом ПФР с соответствующими правовыми последствиями. Иного порядка перехода на представление документов, по телекоммуникационным каналам связи действующее законодательство не предусматривает.

В рассматриваемом случае заявитель состоит на учёте в Управлении № 1 ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области с 14.09.2010 г., что подтверждается соответствующим Уведомлением от 14.04.2011 г. Новое соглашение заключено только 28.02.2013 г.
Таким образом, учитывая особенности представления сведений по телекоммуникационным каналам связи, пенсионный фонд обоснованно не принял 15.11.2012 г. отчет по форме РСВ-1 за III квартал 2012 года.

По мнению судьи Арбитражного суда г. Москвы Шевелевой, сам по себе факт представления страхователем сведений в электронном виде не может рассматриваться как факт надлежащего и своевременного представления сведений, поскольку сведения представленные в территориальное подразделение ПФР не по месту учёта не могут считаться, как представленные надлежащим образом, с учётом ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ. С мнением судьи сложно согласиться, так как с другой стороны, действующее законодательство РФ не обязывает организацию в связи со сменой регистрационного номера в ПФР заключать с территориальным органом ПФР новое соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР или предпринимать меры для внесения в текст уже заключенного соглашения изменений. В соответствии с положениями статей о непредставлении сведений в ПФР по страховым взносам Федерального закона №212-ФЗ от 17.07.2009 наказуемым является факт непредставления таких сведений либо предоставление их с нарушением срока. В данном случае сведения были представлены в срок, а ПФР получил эти сведения, однако в силу программных особенностей не смог их распознать. Вместе с тем о необходимости заключения нового соглашения говорится в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.12.2012 №А48-1911/2012 . В нем указывается, что если нового соглашения не будет заключено, то организация, сменившая адрес, может быть не найдена в базе данных территориального ПФР. Однако главным фактом, подтверждаемым Постановлением ФАС в 2012 году является то, что суд не усмотрел вины организации в не заключении нового соглашения, а следовательно и ответственности такой организации во вменяемом правонарушении не имеется.

Вывод: Любое решение государственного органа обжалуется в судебном порядке при установленном императивном сроке на такое обжалование. Судебная практика по подобным, даже очень похожим делам, неоднозначна. Однако это не мешает и не лишает права на обращение в суд за защитой своего права. Такой орган как ПФР ,ИФНС либо иной гос. орган всегда будут рассчитывать на истину в выносимых ими решениях, будь то незаконный отказ в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (ПФР), либо отказ в государственной регистрации при реорганизации юр. лица из за мнимых оснований с целью предотвратить присоединение юридических лиц (ИФНС) , либо же ситуацию, описанную выше. Грамотно составленный документ и обращение в вышестоящий государственный орган поможет отменить такое решение в предусмотренных законом случаях.



1. Обжалование решений ПФР. Какие решения можно оспорить.

Итак, бывают ситуации, когда решения Пенсионного фонда являются незаконными, это может происходить и из-за человеческого фактора, ведь в ПФР работают люди, которые иногда могут и ошибаться. Но, согласно закона решения пенсионного фонда могут быть обжалованы как юридическими лицами, так и гражданами, чьи права нарушены тем или иным решением ПФР.
Юридические лица сталкиваются чаще всего с решением Пенсионного фонда о наложении штрафа за сданный не вовремя отчёт СЗВ-М, который включает в себя сведения о застрахованных лицах, являющихся работниками данного юридического лица.
Граждане оспаривают решения ПФР об отказе в назначении досрочной пенсии , о назначении трудовой пенсии, об отказе в назначении пенсии , о выплате пенсии, об в отказе выплате невыплаченной пенсии и другие решения, касающиеся назначения и выплаты пенсии.

2. Порядок обжалования решений пенсионного фонда.

Теперь рассмотрим порядок обжалования решений ПФР.
По сложившей практике следует начинать процедуру с обращения в вышестоящий орган Пенсионного фонда. Необходимо направить письменную претензию, в которой необходимо изложить свои доводы относительно принятого отделом ПФР решения с ссылками на законодательные акты, подтверждающие незаконность решения.
Следует отметить, что такой способ - досудебный, может быть применён только гражданами, или индивидуальными предпринимателями.
Юридическим лицам, которые хотят обжаловать решение ПФР, необходимо сразу обращаться в Арбитражный суд, так как исковые заявления субъектов хозяйственной деятельности рассматриваются именно там.
Сроки обжалования также установлены: в случае обжалования решения в вышестоящем органе Пенсионного фонда на это отводится 15 дней, для обращения в суд отведено 3 месяца.
Скорее всего, вышестоящий орган ПФР также ответит отказом, но доводы, изложенные в ответе на претензию, понадобятся для рассмотрения иска в суде.
Отметим, что как и досудебный порядок, так и судебный порядок оспаривания решений пенсионного фонда требует знаний пенсионного законодательства, определённой подготовки, как в составлении документов, так и оперативного реагирования на полученный отказ, да и просто опыта в таких делах. Поэтому, лучше всего, решение таких вопросов доверить опытным юристам, знакомым со всеми нюансами и юридическими тонкостями оспаривания решений ПФР.

3. Обжалование решений ПФР в судебном порядке.

В судебном порядке обжалование решений ПФР проводится следующим образом:

  1. Для граждан и индивидуальных предпринимателей - подаётся исковое заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения отдела пенсионного фонда, чьё решение обжалуется. Необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей. К исковому заявлению прикладывается ответ ПФР, если имела место быть попытка досудебного урегулирования спора, и все документы, подтверждающие доводы истца и незаконность принятого пенсионным фондом решения.
  2. Для юридических лиц, как субъектов хозяйственной деятельности, - исковое заявление подаётся в Арбитражный суд.

Если суд признает доводы истца обоснованными, то суд не только отменит незаконное решение ПФР, но и обяжет восстановить нарушенное незаконным решением право. Конечно, требование об этом должно содержаться в исковом заявлении, и не лишним будет добавить: от того, как составлено исковое заявление, часто зависит исход дела!



 

Возможно, будет полезно почитать: