Понятие и признаки отсутствующего должника. Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан Упрощенная процедура признания отсутствующего должника банкротом

Ликвидируемый должник.

Упрощённые процедуры банкротства

Расторжение мирового соглашения.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть пересмотрено арбитражным судом по жалобе лиц, участвующих в деле о банкротстве, или иных лиц, права и законные интересы которых нарушены при заключении мирового соглашения.

Кредиторы также вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в случае существенного нарушения должником условий мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем 25 % требований к должнику.

Последствия отмены определения об утверждении мирового соглашения или его расторжении:

Ÿ возобновляется производство по делу о банкротстве;

Ÿ вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение;

Ÿ в соответствии с законодательством назначается арбитражный управляющий;

Ÿ размер требований кредиторов определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения; требования кредиторов, удовлетворённые в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются;

Ÿ условия мирового соглашения, предусматривающие рассрочку, отсрочку, скидку с долга, прекращаются.

Возможна ситуация, когда заявление о несостоятельности подаётся в отношении должника, который уже находится в стадии внесудебной ликвидации. Закон установил случай, при котором такое заявление должно быть направлено в суд ликвидационной комиссией (а если она ещё не назначена – руководителем, учредителем или собственником имущества предприятия): если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Особенности банкротства ликвидируемого должника:

1) не вводится наблюдение;

2) не применяется финансовое оздоровление и внешнее управление;

3) для предъявления кредиторами своих требований установлен сокращенный – один месяц – срок с момента публикации объявления о признании должника банкротом.

Организация признаётся отсутствующим должником при наличии одного из следующих условий:

Ÿ организация фактически прекратила свою деятельность, а руководитель организации отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;

Ÿ имущество организации заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

Ÿ если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника.

Особенности банкротства отсутствующего должника:


1) для подачи заявления о банкротстве отсутствующего должника нет нижней границы размера задолженности – заявление может быть подано кредитором независимо от суммы долга;

2) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подаётся уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства;

3) наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются;

4) отсутствующий должник признаётся банкротом в месячный срок с момента принятия заявления к производству;

5) кредиторы должника могут предъявить свои требования в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного управляющего;

6) финансирование процедур банкротства отсутствующего должника определяется Правительством РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие меры применяются к предприятиям-банкротам?

2. Какие реорганизационные процедуры применяются к предприятиям-банкротам?

3. Что такое досудебная санация? В каких ситуациях используется процедура санации? Опишите её особенность, схему и сроки проведения.

4. Как составляется исковое заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом?

5. Каковы цели, особенности, сроки и последствия введения процедуры наблюдения? Опишите схему её проведения.

6. С какого момента действует временный управляющий?

7. По чьей инициативе собирается собрание кредиторов? Кто является участниками первого собрания кредиторов?

8. С какой целью вводится процедура «внешнее управление»? Опишите её особенность, схему, сроки и последствия проведения.

9. Опишите этапы разработки плана внешнего управления предприятием-должником.

10. С какой целью вводится процедура «финансовое оздоровление»? Опишите её особенность, сроки и последствия проведения.

11. Опишите этапы разработки и реализации плана финансового оздоровления.

12. В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

13. Какие меры восстановления платёжеспособности предусматривает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»?

14. Процедура «конкурсное производство»: сущность и схема проведения. Каковы последствия введения на предприятии конкурсного производства?

15. Какие ликвидационные процедуры применяются к предприятиям-банкротам?

16. Что такое «конкурсная масса»? Каков порядок её формирования и как её оценить?

17. Что подлежит инвентаризации при конкурсном производстве?

18. В каком порядке заявляется долг кредитора в ходе конкурсного производства?

19. ?Что представляет собой «мораторий задолженности»? Как он осуществляется?

20. Опишите очерёдность выплат, в соответствии с которой арбитражный управляющий проводит расчёты с кредиторами на стадии ликвидации юридического лица.

21. В каких условиях и порядке заключается мировое соглашение с несостоятельным предприятием?

22. На каком этапе может быть заключено мировое соглашение? Каковы последствия его заключения?

23. Когда возможно добровольное банкротство?

24. В отношении каких предприятий предусмотрены особенности применения законодательства? Какие это особенности?

25. Опишите методику расчета ликвидационной стоимости активов предприятия по рыночной стоимости.

26. Как составить промежуточный и ликвидационный балансы предприятия?

Процедура банкротства не представляет собой единичные случаи, достаточно большое количество компаний и физических лиц прибегают к ней в том случае, если их платежеспособность снизилась настолько, что не позволяет выплатить имеющиеся обязательства. Однако имеет место специфический случай, который требует отдельного рассмотрения - банкротство отсутствующего должника . Необходимость в данной процедуре возникает в том случае, если сам должник или его руководитель прекращает свою деятельность и исчезает. Если попытки установить его местонахождение не увенчаются успехом, кредитор или другой уполномоченный орган имеет право подать заявление на начало процедуры по признанию его банкротства. Рассмотрим ее особенности и этапы более подробно.

Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?

Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.

Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:

  • по факту перестало вести свою деятельность;
  • отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
  • неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.

В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).

Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом . Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:

  • хозяйственная деятельность прекращена;
  • движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
  • суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.

В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.

Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало . Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.

Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.

Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.

Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.

Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.

Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.

Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в , установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:

  • местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
  • с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.

Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.

Страница 15 из 15


Банкротство отсутствующего должника

В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, в соответствии с нормами § 2 главы XI Закона о банкротстве в отношении указанных отсутствующих должниковприменяется упрощенная процедура банкротства.

Отсутствующий должник - гражданин - физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо – организация, фактически прекратившая свою деятельность, и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

В соответствие с п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признаний отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором либо уполномоченным органом (например, налоговой инспекцией). Указанное заявление принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

Правило, допускающее подачу уполномоченным органом заявления о признании отсутствующего должника банкротом только при наличии достаточных финансовых средств, что должно подтверждаться, например, строками соответствующих бюджетов, является новеллой законодательства о несостоятельности. Кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.

Согласно п. 2 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В ст. 228 Закона о банкротстве устанавливается новое пра вило рассмотрения дел о банкротстве отсутствующего должника в арбитражном суде. Дела о банкротстве отсутствующих должников в соответствии с п. 4 ст. 228 Закона о банкротстве рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.В соответствии с п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. (По общему правилу закрепленному в ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).

При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (при этом вполне могут возникнуть проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).

Существенная особенность банкротства отсутствующего должника – неприменение на основании п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве к отсутствующему должнику реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

В соответствии с п. 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 в случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном § 2 главы XI Закона о банкротстве. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 228 Закона о банкротстве). В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.

Конкурсный управляющий в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника.

Статья 228 Закона о банкротстве не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.

Кредиторы отсутствующего должника в месячный срок со дня получения уведомления вправе предъявить свои требования конкурсному управляющему.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве, при этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Как отмечалось выше, § 2 главы XI Закона о банкротстве применяется к двум категориям должников .

1. Собственно отсутствующим должникам (о них говорилось выше).

2. Не являющимися отсутствующими должниками в смысле п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве но, во-первых, имеющих слишком мало имущества (настолько, что оно не позволяет покрыть судебные расходы); во-вторых, прекративших деятельность (как предпринимательскую, так и иную). О прекращении деятельности мы будем делать вывод, исходя из любых признаков, в частности, из того, что в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам должника.

Статья 230 Закона о банкротстве устанавливает случаи применения положений о банкротстве отсутствующего должника, содержащихся в ст.ст. 227-229 Закона о банкротстве.

Указанные положения применяются к юридическим лицам, не подпадающим под критерии отсутствующего должника, но в отношении которых существуют подтвержденные документально данные, свидетельствующие о следующем:

Объем имущества должника - юридического лица заведомо не позволяет покрывать судебные расходы по делу о банкротстве;

Отсутствуют операции по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев;

Существуют иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Сам должник, как следует из п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, подать заявление о своем банкротстве не может ; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.

Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, т.к. у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Можно с большой степенью уверенности предположить, что среди множества нормально функционирующих хозяйствующих субъектов будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (при этом у данных субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).

Во избежание указанной ситуации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 67 постановления от 15 декабря 2004 г. № 29 установил, что в силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена такая упрощенная процедура банкротства, как банкротство отсутствующего должника.
Актуальность применения этой процедуры обусловлена огромным количеством должников, соответствующих установленным законом признакам отсутствующего должника. По сути отсутствующие должники - это недействующие юридические лица, которые продолжают числиться в Едином государственном реестре юридических лиц. Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией юридического лица, что позволяет «очистить» Единый государственный реестр юридических лиц от фактически уже и так не существующих по тем или иным причинам хозяйствующих субъектов.
Законом определены следующие признаки отсутствующего должника:
-должник фактически прекратил предпринимательскую или иную деятельность;
-руководитель должника отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным;
-имущества должника-организации заведомо недостаточно для покрытия расходов, связанных с делом о банкротстве;
-в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника.
-иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Особенности банкротства отсутствующего должника заключаются в соответствии должника этим установленным законом признакам, в максимально сокращенных сроках, применяемых в этой упрощенной процедуре, а так же в том, что финансирование процедуры банкротства берет на себя конкурсный кредитор, подавший заявление в арбитражный суд о банкротстве такого должника.
Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве такого должника исключительно при наличии средств необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве
Необходимо отметить, что при банкротстве отсутствующего должника не применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Сроки максимально сокращены целях скорейшего завершения процедуры и минимизации судебных расходов. Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре.
Кредиторы только в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного упр авляющего могут предъявить свои требования.
В первую очередь интерес кредитора, инициирующего процедуру банкротства отсутствующего должника, заключается в том, чтобы добиться удовлетворения своих требований, воспользовавшись предоставленной законом возможностью заявить кандидатуру «дружественного» арбитражного управляющего, осуществлять максимальный контроль над процедурой в целях выявления имущества должника и/или оспаривания сделок должника.
Нельзя исключать, что «отсутствующий должник» стал таковым не случайно и имущество, выведенное по сделкам, можно вернуть в конкурсную массу. Для этого потребуется в судебном порядке распутать схему, осуществленную недобросовестными контролирующими должника лицами (руководителями, учредителями).
Необходимо отметить, что ели в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника, имущество будет выявлено, конкурсный управляющий обязан ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, предусмотренным законодательством о банкротстве. За счет реализации установленного имущества будет производиться удовлетворение требований кредиторов.
Если в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника имущество так и не будет выявлено – процедура закончится ликвидацией должника и исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Само понятие «отсутствующий должник» (исходя из его признаков) для кредитора, казалось бы, должно означать бесперспективность получения с него долга. Однако, некоторые кредиторы, имеющие требования, выражающиеся в очень значительных суммах, могут пойти на финансирование упрощенной процедуры для того, чтобы в последующем уменьши ть на эти значительные суммы требований базу по налогу на прибыль. Налоговым кодексом установлено, что суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам.
В соответствии с налоговым законодательством безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией должника, что искл ючает в дальнейшем споры кредитора с налоговым органом о признании долга безнадежным.
Расходы, понесенные кредитором по финансированию упрощенной процедуры, а именно судебные расходы, связанные непосредственно с рассмотрением дела в суде, а также расходы на вознаграждение арбитражного управляющего и расходы по возмещению затрат арбитражного управляющего, тоже могут быть списаны финансировавшим процедуру конкурсным кредитором, как судебные расходы, то есть включены в состав внереализационных расходов.
В данном случае, рассматривая возможность инициации и финансирования процедуры банкротства должника, соответствующего признакам отсутствующего, кредитору следует руководствоваться экономической целесообразностью, соизмеряя сумму расходов, которая потребуется на финансирование упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, с суммой, получаемой в перспективе налоговой выгоды.

Дмитрий Ватаман
Центр Правовых Технологий



 

Возможно, будет полезно почитать: