Единый портал органа регистрационного учета. Регистрационный учет граждан

Регистрация граждан, в том числе и временная, то есть по месту пребывания, была введена в РФ в 1993 году вместо прописки. Сейчас юридического термина «прописка» не существует вовсе, его заменил «регистрационный учет».

Для того, чтобы в нем разобраться, нужно вкратце знать, что он из себя представляет и кто этим занимается.

Регистрация граждан охватывает два вида учета: регистрацию по месту жительства и по месту пребывания. Оба вида подотчетны отделам местных миграционных служб. В сельской местности регистрацию осуществляет местная администрация.

По Конституции все граждане РФ и иностранные граждане имеют право на свободу передвижения и выбор места жительства. Регистрироваться они могут либо по месту пребывания, либо по месту жительства.

Местом пребывания называются такие учреждения как: базы отдыха, санатории, гостиницы, больницы и другие медицинские учреждения, места лишения свободы. Это могут быть любые жилые помещения, в которых гражданин временно проживает (например снимает квартиру или дом).

Местом жительства называется любое жилое помещение, такое как квартира, комната, дом, где собственником является гражданин. Это помещение может юридически считаться местом жительства, даже если гражданин его снимает. Для кочевых и полукочевых народов, проживающих на территории РФ, местом регистрации считается одно из кочевий, где он проживает большую часть года.

Регистрация ставит перед собой следующие цели:

  1. Правонаделительную - эта цель реализует права гражданина. Все права, которые определяет Конституция РФ, осуществляются через законодательную базу, в том числе через законы и постановления Правительства о регистрации граждан.
  2. Правоохранительная - эта цель обеспечивает сохранение общества, через соблюдение всеми гражданами законов.

Факт регистрации сам по себе не обеспечивает свободу граждан на право передвижения, но и не ограничивает их в этих правах. Регистрация лишь извещает о случившемся факте проживания человека на определенном месте.

Законодательная база

В наше время на смену паспортному столу, в обязанности которого когда-то входило наблюдение за пропиской граждан и ее оформление, пришла Федеральная миграционная служба (ФМС). Она поначалу объединяла отделения паспортной службы, а совсем недавно, в начале 2016 года, стала единственным исполнительным государственным органом, который контролирует передвижение граждан по стране и их постоянную и временную регистрацию.

Законодательная база постоянной и временной регистрации граждан основана на следующих правовых актах:

  1. В июне 1993 года был принят Закон РФ о праве граждан на свободу передвижения. Именно с этого момента дан отсчет новому понятию - регистрация по месту пребывания. С этого времени рядом других законов и приказов положено начало реализации права свободы жить там, где человек захочет, а не быть привязанным к месту прописки. Отсутствие постоянной регистрации не должно повлиять на права и свободы граждан.
  2. В 1998 году было принято Постановление Конституционного Суда РФ была отменена норма жилой площади и 6-месячный лимит времени регистрации по месту пребывания.
  3. С 2002 года в перечне документов, которые подаются на постоянную регистрацию, отсутствует военный билет. Раньше военнообязанный мог прописаться только после постановки на воинский учет. Сейчас, по решению Правительства РФ, этого нет, что означает продолжающийся с 1993 года процесс либерализации.
  4. Усилением борьбы против проживания без регистрации (любой)свыше узаконенного срока можно считать повышение штрафов. За это административное правонарушение наказание ужесточилось с предупреждения и ста рублей штрафа до 1500-2500 руб .
  5. С начала 2005 года сделан серьезный шаг с сторону расширения прав и свобод граждан (в рамках законодательства) - срок подачи документов для временной регистрации изменился с трех дней до трех месяцев. Это существенное сокращение государственного контроля за местопребыванием граждан.
  6. С середины 2010 года упростилась процедура временной регистрации. Уже почти семь лет это можно сделать самостоятельно через портал Госуслуги. Главным преимуществом в этом случае являлась значительная экономия времени. Вместо посещения местного отделения службы миграции, необходимо было зарегистрироваться на сайте и послать запрос в электронном виде.
  7. К сожалению, просуществовало такое нововведение в чистом виде не так долго. После поправок в 2011 году, которые опубликовало Управление ФМС, регистрация через сеть де-факто была упразднена. Было введено условие личной явки после подачи документов в электронном виде. Несмотря на это, занесение данных через портал Госуслуг все-таки несколько облегчает режим регистрации для заявителей.
  8. В этом же году была введена ответственность для должностных лиц за несоблюдение прав граждан. За нарушение правил регистрации им грозит штраф от 3000 до 30 000 рублей .
    Должностными лицами в этом случае будут являться: ответственные лица за регистрацию в муниципальном и государственном жилье, в частном фонде, в жилищном кооперативе, гостиницах, кемпингах, турбазах, домах отдыха и санаториях, домах-интернатах, а также собственники жилья, которые сдают помещения внаем. Последние должны вместе с нанимателем обратиться в органы госучета.

Временная регистрация по месту пребывания для граждан РФ

Временная регистрация - это один из видов регистрации гражданина по месту пребывания. Она обязательна, и рекомендована тем, кто более 90 дней находится не по месту постоянной регистрации.

Даже в том случае, когда у вас есть постоянная прописка в одном месте, а живете вы на съемной квартире или в гостинице чуть ли не по соседству, регистрация все равно будет нужна. В противном случае, при обнаружении факта незарегистрированного проживания, грозит штраф.

Эта мера воздействия предназначена для следующих категорий граждан:

  • совершеннолетние граждане, чей возраст превышает 18 лет ;
  • несовершеннолетние граждане, хотя в этом случае штраф платят родители;
  • иностранные граждане.

Для иностранных граждан соблюдаются те же условия регистрации по месту проживания, что и для граждан РФ, то есть - 3 месяца . Разница состоит лишь в том, что те, кто приехал в Россию по приглашению на работу, встать на миграционный учет придется в течение недели.

Право устанавливать размер штрафа принадлежит региональным законодательным властям.

Суммы штрафов зависят от того, где вы проживаете, и колеблются от 2 000 до 5 000 рублей.

После того, как вы примете решение о временной регистрации, придется ждать от трех до восьми дней. Такие сроки оформления нужны для принятия решения и оформления всех необходимых документов органами Управления Миграционной Службы.

Для того, чтобы оформить временную регистрацию по месту пребывания для граждан РФ, можно воспользоваться следующими способами:

  • лично подать документы в местные органы миграционной службы;
  • подать документы через своего представителя, оформив на него доверенность;
  • отправить все необходимые документы почтой;
  • внести свои данные через сайт Госуслуги.

Если вы захотите воспользоваться последним вариантом, то нанести визит с ФМС все-таки придется, о чем вам сообщат в электронном виде. Если вы являетесь нанимателем жилья, то прийти необходимо с собственником жилья. Его присутствие, а также подпись в данном случае необходимы.

Преимущество здесь состоит в том, что посетить миграционную службу придется только один раз. А второе - в официальном приглашении будет точно указано время и место окончательного этапа регистрации.

Какие документы нужны при оформлении

Для того, чтобы оформить временную регистрацию, необходимо подать пакет документов следующего содержания:

  • удостоверение личности гражданина;
  • заявление;
  • основание для временного проживания - документ, который подтвердит договор найма или заявление того, кто предоставил жилое посещение.

Регистрация по месту пребывания является абсолютно бесплатной процедурой. Не взимается даже госпошлина. Эта процедура осуществляется без снятия гражданина с учета по месту жительства. То есть в паспорте сохраняется штамп о постоянной регистрации.

Бланк заявления можно найти в отделении миграционной службы, образцы для их заполнения находятся рядом. Также можно скачать бланки заявления из интернета в любом формате.

К размеру бланка никаких претензий предъявляться не должно. Во всех регионах он разный. А вот содержанию заявления и его форме придается значение. Для того, чтобы распечатать бланк, можно воспользоваться официальным сайтом УФМС.

С 2016 года при регистрации стали использоваться формы для заполнения №№ 1,2,3. Данное заявление должно содержать:

  • полное, юридически грамотное название организации, которая будет регистрировать гражданина по месту пребывания;
  • Ф.И.О. гражданина, который желает зарегистрироваться;
  • паспортные данные заявителя;
  • число, месяц, год рождения;
  • адрес гражданина по прописке, указанный в паспорте;
  • число, месяц, год начала и окончания регистрации по месту пребывания;
  • Ф.И.О. собственника жилого помещения, в котором будет проживать гражданин;
  • паспортные данные собственника;
  • точный адрес помещения, в котором будет временно жить гражданин.

Если это аренда жилья, то в конце заявления должны расписаться как арендатор, так и арендодатель-собственник жилья. Заявление должно быть заверено подписью сотрудника ФМС и печатью отделения УФМС.

И для оформления временной регистрации в арендованном жилье понадобятся не только заявление, паспорт и свидетельство о праве собственности. Но также письменное согласие собственника и всех прописанных жильцов. Присутствие родственников или других прописанных жильцов не является обязательным.

Прописать гражданина в свою квартиру можно на срок, не превышающий шести месяцев. В Жилищном Кодексе на одного человека должно приходиться 12 кв. метров жилья. Эта норма различается по регионам, но не сильно.

При превышении этой нормы, при оформлении временной регистрации в муниципальном жилье, возможен отказ. При регистрации на квартире, где собственником является гражданин, подобных ограничений нет.

Отказ возможен и в том случае, когда жилье находится в залоге при оформлении договора ипотечного кредитования.

Для тех, у кого по каким-либо причинам отсутствует паспорт, существует заявление по форме №8. Оно такое же, как и обычное, с той лишь разницей, что вместо данных паспорта указываются данные того документа, который заменяет паспорт.

Отказ сотрудников ФМС обязательно мотивируется. Если даже причины несогласия органов миграции законны, это решение возможно опротестовать. Жалоба подается в прокуратуру или в суд при наличии отказа в письменном виде. Отказ должен быть заверен печатью и подписью руководителя отделения.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ"

В целях приведения установленного порядка регистрационного учета граждан Российской Федерации в городе Москве в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в связи с проведением структурных изменений органов регистрационного учета в Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве (приложение 1).

1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета (приложение 2).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москве Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение 1

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г.), в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом Устава города Москвы, законов и других правовых актов города Москвы и определяют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории города Москвы.

1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в городе Москве общественного порядка и безопасности граждан. Регистрация или отсутствие таковой не могут являться основанием возникновения, ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

1.3. Органами регистрационного учета в городе Москве являются органы миграционной службы.

1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации:

Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно;

Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица организаций, уполномоченных собственниками жилых помещений выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

Осуществляющих управление многоквартирными домами, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и жилищно-накопительные кооперативы;

Единых информационно-расчетных центров города Москвы;

Гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

Организаций, имеющих жилые помещения на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками жилых помещений в данном многоквартирном доме ответственными за регистрацию являются лица, специально уполномоченные собственниками для осуществления этих функций.

1.7. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

Свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

Паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.8. Лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для регистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

1.9. Контроль за соблюдением гражданами и уполномоченными лицами настоящих Правил возлагается на органы миграционной службы.

2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания

2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства. 2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме;

Документов, являющихся основанием для временного проживания граждан в указанных жилых помещениях.

2.3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на период, определенный по взаимному соглашению данных граждан с собственниками жилых помещений. Регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с согласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в органы миграционной службы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании направлений на временное поселение в жилых помещениях, предоставленных им для временного проживания.

2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, (усыновителей, опекунов) или близких родственников, вместе с которыми они будут временно проживать, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. При этом несовершеннолетние граждане вписываются в свидетельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое законным представителям данных детей.

3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности.

3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме;

Документа, удостоверяющего личность;

Документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения.

3.3. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей) или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

3.4. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу.

4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении сроков, указанных в заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, туристских базах и в иных учреждениях социального назначения - по их выбытии.

4.2. Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым органами миграционной службы отказано в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления об отказе.

4.3. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

Изменения места жительства, в том числе выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации - на основании заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства или заявления о регистрации по новому месту жительства;

Призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

Осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

Признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

Выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов миграционной службы уполномоченных лиц, ответственных за регистрацию, при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства, о чем в документах, удостоверяющих личность граждан, делается соответствующая отметка.

5. Заключительные положения

5.1. Управление Федеральной миграционной службы России по городу Москве рассматривает и принимает решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, в случаях обжалования ими решений территориальных органов миграционной службы либо отнесения конкретных вопросов регистрации к их компетенции.

5.2. При необходимости согласования вопросов, связанных с временным проживанием и вселением граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, Управление Федеральной миграционной службы по г.Москве направляет материалы для рассмотрения на Комиссию по жилищным вопросам при Правительстве Москвы.

Приложение 2

к постановлению Правительства Москвы

Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета.

В соответствии с нормами и положениями Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации:

1. При временном проживании граждан в жилых помещениях гражданами представляются:

1.1. При вселении граждан в жилые помещения на срок до шести месяцев:

Согласие гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего;

Согласие собственника (собственников) и граждан, совместно с ним (с ними) проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, на вселение гражданина в качестве временно проживающего. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Временное проживание несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, совместно с родителями (усыновителями, опекунами) в жилых помещениях, вне зависимости от формы собственности, оформляется путем внесения их в соответствующее заявление.

1.2. При вселении граждан в жилые помещения на срок от шести месяцев до пяти лет:

Договор найма, краткосрочного найма, поднайма, договор безвозмездного пользования;

Соглашение собственника (собственников) жилого помещения и вселяемого лица о предоставлении ему права временного пользования жилым помещением (при вселении граждан в качестве членов семьи собственника либо при вселении иных граждан). От имени собственника - города Москвы дает согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, подписывает соглашение о предоставлении гражданам права временного пользования жилым помещением уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сторон;

Согласие органа опеки либо опекуна или попечителя (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством);

Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

2. При вселении по месту жительства в жилые помещения:

2.1. Находящиеся в собственности Российской Федерации, города Москвы и иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, гражданами представляются:

Договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу);

Решение уполномоченного органа об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством). От имени собственника - города Москвы согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

2.2. Находящиеся в собственности граждан, гражданами представляются:

2.2.1. Документы о праве собственности граждан на жилые помещения:

Решение суда.

2.2.2. Соглашение собственника (собственников) жилого помещения и членов его семьи, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, и вселяемого лица по пользованию жилым помещением в качестве члена данной семьи.

2.2.3. Соглашение собственников жилого помещения об определении порядка пользования жилыми помещениями, предусматривающее выделение в пользование отдельной комнаты (в случае вселения граждан, которым по праву собственности принадлежит доля жилого помещения, и которые не являются членами семьи собственника или собственников) либо решение суда. Если сособственником жилого помещения является юридическое лицо, то соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается представителем этого юридического лица. От имени сособственника в лице города Москвы соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сторон.

2.2.4. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

2.3. Расположенные в коммунальной квартире, гражданами представляются:

2.3.1. Документы о праве собственности граждан на жилые помещения:

Свидетельство о праве собственности гражданина на жилище;

Правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соответствии с законодательством);

Правоустанавливающий документ на жилое помещение и свидетельство о государственной регистрации права, выданное на основании правоустанавливающего документа;

Иные документы, подтверждающие право собственности гражданина на жилое помещение;

Решение суда.

2.3.2. Договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу).

2.3.3. Согласие собственников всех жилых помещений (комнат) в данной коммунальной квартире на вселение гражданина в качестве члена семьи собственника либо члена семьи гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. От имени собственника - города Москвы, согласие на вселение граждан дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

2.3.4. Согласие на вселение несовершеннолетних детей их родителей (усыновителей, опекунов), органа опеки и попечительства в случае вселения несовершеннолетних детей в коммунальную квартиру из отдельной квартиры.

2.3.5. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

2.3.6. Справка об отсутствии тяжелых форм хронических заболеваний у проживающих и вселяющихся лиц, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Гражданами представляются при вселении в специализированные жилые помещения:

Предоставленные с целью социальной защиты отдельных категорий граждан - договор безвозмездного пользования жилым помещением;

В специально оборудованные - договор безвозмездного пользования специально оборудованным жилым помещением;

В служебные - договор найма служебного жилого помещения;

В жилое помещение в общежитии - договор найма жилого помещения общежития при предоставлении комнаты в общежитии, договор пользования жилым помещением общежития при предоставлении места в общежитии;

Маневренного фонда - договор найма жилого помещения маневренного фонда, а также договор краткосрочного найма при предоставлении жилых помещений на срок до одного года;

Расположенные в домах-интернатах для детей, детей-инвалидов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях социального обслуживания для инвалидов, лиц пожилого возраста, учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства (дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты), в другие жилые помещения иного специального назначения - решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, вынесенные в установленном законом порядке. При вселении граждан в качестве членов семьи в специализированные жилые помещения представляется соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении органом исполнительной власти, уполномоченным собственником данных специализированных жилых помещений, права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу.

4. Уполномоченный орган исполнительной власти, органы регистрационного учета совместно с лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляют контроль соответствия вселения граждан в жилые помещения требованиям законодательства.

5. Вселение граждан в жилые помещения не может считаться законным, если:

5.1. Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения.

5.2. Жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридическому лицу на праве собственности и предоставляемое по договору в пользование иным лицам, обременено правами третьих лиц, в том числе на основании договора ренты и пожизненного содержания с иждивением, находится в залоге, состоит в споре, под арестом или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

5.3. Жилое помещение (жилой дом) подлежит освобождению в связи с:

Проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

Переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

Признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

В этих случаях вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об освобождении жилого помещения (жилого дома), если иное не предусмотрено законодательством.

Изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

В данном случае вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об изъятии, использовании земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством.

5.4. В судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста.

5.5. Документ на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользования и (или) распоряжения жилым помещением, либо иной документ, устанавливающий право собственности на жилое помещение, в установленном порядке признаны недействительными, либо документ на вселение в жилое помещение отменен в установленном порядке.

I. Общие положения

II. Регистрация граждан по месту пребывания

III. Регистрация граждан по месту жительства

I. Общие положения.

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется — регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница — приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом — интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.
5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.
8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).


10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 10 настоящих Правил.
13. Исключен.
14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

III. Регистрация по месту жительства

16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
19.Исключен.
20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».
21. Исключен.
22. Исключен.

IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

  • по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
  • по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения.

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.
26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделениями по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами органов регистрационного учета.
31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменение места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.
32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.
34. Исключен.



 

Возможно, будет полезно почитать: