Полковник Захарченко, пойманный на взятке: «Все эти миллиарды - не больше, чем юмор. Очередной коррупционный скандал в МВД: генерал, полковник и их друг-бизнесмен погорели на госконтрактах Мвд взятка

Главное управление собственной безопасности МВД России – структура, которая должна следить за соблюдением закона внутри самой полиции – подвергнется масштабной реорганизации. Ряд ее ключевых сотрудников уволены, а региональные управления ликвидируются. Перетряска стала следствием крупнейшего скандала в ведомстве: высокопоставленный офицер УСБ вымогал многомиллионную взятку.

Начальник 17-го отдела («Запад») РУСБ ГУСБ МВД России Юрий Тимченко был задержан в четверг вечером сотрудниками УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в его кабинете было обнаружено 350 тыс. рублей. Также в тот же день на территории одного из паркингов Северной столицы были задержаны некие Константин Марченков и Сергей Зиновенко, которых подозревают в посредничестве при даче взятки – перед этим им был передан муляж суммы в 50 млн рублей.

А потом началось: сколько необоснованных уголовных дел против работников, откровенных фальсификаций, провокаций! И кого они защитили при этом? Дошло до того, что с их помощью начали убирать неугодных начальников отделов, ставили их телефоны на прослушку, кто-то мог в рабочее время любовнице позвонить, кто-то еще кому-то, в итоге эти записи несли вышестоящему начальству. Людей вызывали «на ковер», в итоге они либо сами писали заявления об увольнении, либо их увольняли, хотя никакого преступления они не совершали. Дошло до того, что на одном из совещаний с министром я встал и напрямую заявил о том, что мы создали преступную организацию внутри МВД!»

По мнению Гурова, собственная безопасность стала такой из-за практически неограниченных полномочий и бесконтрольности:

«В МВД представителей этого управления ненавидят и боятся. Конечно, при Рашиде Гумаровиче Нургалиеве (министр МВД России в 2004–2012 годах – прим. ред.) была проведена серьезная чистка, но методы, которые использовались этой службой ранее, остались. Думаю, чтобы оздоровить эту структуру, нужно где-то ее ограничить в правах. Впрочем, ничего страшного не произойдет, если ее функции передать, например, ФСБ. Там тоже не все идеально, но контроль совершенно другой, другие традиции».

Зависимый бороться с коррупцией не может

Председатель Координационного совета межрегиональной организации «Московский профсоюз полиции» Михаил Пашкин в разговоре с газетой ВЗГЛЯД был менее критичен к структуре УСБ как таковой, но тоже высказал мнение, что ее функции нужно передать ФСБ.

«В советское время этим занимался третий отдел КГБ , и все было нормально, – считает эксперт. – Теперь же, чтобы начать разработку начальника какого-нибудь отдела в МВД, представителю УСБ нужно спрашивать разрешения на это у его непосредственного начальника – начальника полиции округа, например. Представьте себе ситуацию: приходит представитель УСБ и говорит начальнику округа, что человек, которого он месяц назад лично назначил, взяточник. И его нужно сажать. Что сделает начальник округа? Скажет: «Давай я с ним сам поговорю по-свойски». Поговорил, начальник отдела стал вести (себя) тише, еще с начальником округа стал делиться. А возможна и такая ситуация: придет к нему начальник УСБ и скажет, мол, делись со мной, и никто тогда тебя трогать не будет».

По словам Пашкина, из-за подобной ситуации в свое время была расформирована собственная безопасность СК РФ:

«Пока президент своей волей не разгонит все службы собственной безопасности, подчиняющиеся руководителям силовых структур, никакого толка не будет. Единственная относительно некоррумпированная структура у нас – это ФСБ, у них, конечно, своих тоже сажают, но об этом громко не говорят. Сейчас, видимо, им поручили заниматься МВД, они и занимаются – вы видите, тот же случай с Тимченко . А где аналогичные дела от УСБ? О них не видно и не слышно».

Главное – довести до суда

В думском комитете по безопасности и противодействию коррупции убеждены, что вал антикоррупционных дел последнего времени – это результат работы народных избранников, которые за последние восемь лет приняли более 40 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией.

При этом запред комитета Анатолий Выборный также полагает, что функции УСБ МВД нужно передать иной структуре:

«Я в прошлом прокурорский работник, поэтому считаю, что подобные полномочия следует передать прокуратуре. Поскольку этот орган утверждает обвинительные заключения, квалификация его работников достаточно высокая. Не случайно президент в своем послании говорил о том, что борьбой с коррупцией должны заниматься специалисты, чтобы не превращать ее в шоу».

Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин в беседе с НСН заметил, что обычно начальники ОВД берут большие суммы.

«Год назад в Юго-Восточном округе задержали двух следователей. Чтобы прекратить дело, они 200 тысяч взяли, просили ещё 200 тысяч якобы начальнику, и ещё 200 якобы судье. Это обычные следователи. Миллион – это уровень замначальника, начальники больше берут. Чем выше уровень, тем больше взяток. Посмотрите на Захарченко, например», - сказал эксперт.

При этом он отметил, что случаи задержания должностных лиц нередки, в том числе и в Москве.

«В одном из столичных ОВД года три назад начальник направил двух оперов на задержание человека, который в федеральном розыске был. Те его нашли и потребовали 1,5 миллиона рублей. Тот позвонил другу, чтобы он привёз сумму, а друг взял и в УСБ доложил. В итоге всех троих взяли. Их(оперов – НСН) попросили сказать, что их начальник направил, они и сказали. Тогда ни в чём неповинному начальнику Громову(бывший замначальника районного отдела полиции «Текстильщики» Виталий Громов – НСН) дали семь лет и 12 миллионов штрафа. Это абсолютно нередкие случаи», - поведал эксперт.

Пашкин также подчеркнул, что снизить уровень взяточничества помог бы учёт мнения населения о работе полиции. «В 9 статье закона “О полиции” сказано, что основным критерием работы полиции является мнение населения. А это мнение никто не спрашивает. Вот будут президентские выборы, поставьте ещё одну урну на участке с вопросом: “Как вы относитесь к полиции”? Тогда придут все и проголосуют. Если больше 50% будут недовольны, то начальника территории надо увольнять по недоверию. Тогда они будут заниматься интересами граждан, а не взятками. Если увольняют «по недоверию», то никаких выплат, пенсий не будет нормальных», - заметил спикер.

Как сообщало ранее ТАСС , в столице был задержан временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела полиции по столичному району Чертаново Северное. Полицейского подозревают в получении взятки в размере миллиона рублей. За эту сумму, как полагает следствие, он обещал закрыть уголовное дело по статье «Кража».

В Главном следственном управлении СКР по Москве подсчитали количество уголовных дел по коррупционным преступлениям, возбужденных в 2017 году. По статистике, сообщения о коррупции составляют 5% всех сообщений о преступлениях.

Дрыманов отчитался

Глава ГСУ СКР по Москве Александр Дрыманов на коллегии ведомства озвучил результаты работы своего управления за 2017 год. По его словам, сотрудникам столичного ГСУ СКР за год поступило более тысячи сообщений о коррупционных преступлениях, половина из которых подтвердилась — следователи возбудили 523 уголовных дела о взятках, хищениях, подкупах и злоупотреблениях со стороны чиновников.

«В 2017 году возбуждено 186 уголовных дел по фактам получения взятки, 98 дел за дачу взятки, 85 — о мошенническом хищении чужого имущества, 28 — по фактам злоупотребления полномочиями, 16 — о превышении полномочий, 33 — о коммерческом подкупе», — подытожил Дрыманов.

В суд столичные следователи направили 339 уголовных дел в отношении 446 обвиняемых. Также правоохранители отчитались о возмещении более 25 млн рублей ущерба, причиненного коррупционерами.

Всего же за год в главк поступило почти 20 тысяч сообщений о преступлениях, речь о коррупции шла лишь в 5% сообщений.

Напомним, что сам Александр Дрыманов проходит свидетелем по уголовному делу о взятках высокопоставленных офицеров СКР из числа руководства. Во взятках, полученных от вора в законе Шакро Молодого за освобождение своего подручного по кличке Итальянец, обвиняется и заместитель Дрыманова Денис Никандров, и бывший глава УСБ СКР Михаил Максименко.

Примечательно, что прокурор во время первого судебного заседания по уголовному делу Максименко заявил, что и непосредственно распоряжался об изменении меры пресечения Итальянцу. Однако уголовное дело в отношении него так и не возбудили, потому что председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин не разрешил отправить под суд еще одного своего соратника.

Почему не удается победить коррупцию в МВД и спецслужбах

Доказательство тому - недавний скандал вокруг и. о. начальника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК), полковника полиции Дмитрия Захарченко. Его задержали 9 сентября сотрудники ФСБ и СКР. В ходе обыска в квартире у сестры Захарченко было найдено 9 млрд руб. (более $ 120 млн и € 2 млн), которые, как считает следствие, принадлежат Захарченко.

Это уже второй коррупционной скандал в ГУЭБиПК, после ареста его прежнего руководителя Дениса Сугробова, которого сейчас судят по обвинению в организации преступного сообщества.

Громкие аресты говорят об одном: реформа МВД если не провалилась, то явно буксует. Силовики, как и прежде, широко пользуются служебным положением, чтобы подкармливаться на стороне. Благо, им есть с кого брать пример.

Эпоха «бандитских» крыш, которыми заправляли криминальные авторитеты, закончилась еще в середине 1990-х. И уже в то время сомнительный бизнес перехватили различного уровня управления по борьбе с организованной преступностью - РУБОПы, УБОПы и ЦРУБОПы. Между собой бандиты называли их «шаболовскими» (по месту дислокации - здание РУБОПа находилось на Шаболовке).

Многие эксперты связывали активность милиционеров с всесильностью тогдашнего министра МВД Владимира Рушайло. С приходом в Кремль питерских чекистов Рушайло отправили в почетную ссылку в Совет Безопасности, а целые управления расформировали в кратчайшие сроки. Но милицейское «крышевание» от этого не исчезло.

На высшем уровне о коррупции в МВД впервые серьезно заговорили в 2003 году. Тогда с легкой руки министра внутренних дел Бориса Грызлова появился термин «оборотни в погонах». Это определение Грызлов дал группировке сотрудников МУРа, занимавшихся выбиванием денег из предпринимателей: суд приговорил их к заключению от 15 до 20 лет. Но и «чистка» МУРа мало что изменила.

«Новая газета» в конце нулевых так описывала действующую схему «кормления» (на сайте «Новой» статья недоступна, но имеются ее перепечатки) силовиков:

«Коммерческие палатки, выездная торговля или бабушки с укропом - это уровень дежурной части ОВД и экипажей патрульно-постовой службы (ППС). Они ежедневно получают 500 рублей с палатки. Кроме того, дежурные экипажи несут охрану „точек“ с проститутками. С „точки“ экипажу причитается 1500 рублей за ночь. Начальник отделения из УВД имеет от 5 до 10 тысяч долларов в месяц с „точки“. Магазины, средние фирмы, кафе и небольшие рестораны в большинстве своем „лежат“ под местными операми из службы криминальной милиции. Контрафактная продукция (диски), паленая водка или китайские подделки в зоне пристального внимания „оборотней“ из ОБЭПов. Крупные торговые центры, склады и раскрученные фирмы - это уже уровень руководства ОВД и (иногда) УВД». Банки и крупный бизнес, по информации «Новой», уже в то время «крышевали» спецслужбы.

Майор Евсюков в апреле 2009 года, так сказать, довершил пейзаж. Расстрел в столичном супермаркете, который устроил действующий начальник отдела милиции - в форме, после празднования собственного дня рождения, - вызвал бурю общественного возмущения. В ситуацию пришлось вмешаться тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву. По его инициативе началась полномасштабная реформа МВД, ключевым элементом которой стала всеобщая переаттестация личного состава.

Летом 2011 года, сразу после громкого скандала с «крышеванием» подмосковными прокурорами нелегальных казино, министр МВД Рашид Нургалиев публично заявил: после переаттестации «взяточничество, злоупотребления, коррупция и весь негатив» остались в прошлом, и в полицию перешли «лучшие из лучших».

Примерно в то же время из прокуратуры был выделен в отдельное ведомство Следственный комитет. По словам бывшего генпрокурора России Юрия Скуратова, это было сделано из-за высочайшего уровня коррупции в генпрокуратуре. Самые серьезные взятки прокуроры брали за прекращение уголовного преследования или переквалификацию дела на более легкую статью. Казалось, честная жизнь налаживается.

Однако в 2012 году, после отставки самого Нургалиева, история опять повторилась. Новый министр Владимир Колокольцев признал, что переаттестация не дала результатов. За 3 года работы Колокольцев сменил более 40 начальников территориальных управлений. В 2015 году, по подсчетам известного специалиста по борьбе с коррупцией депутата ГД Александра Хинштейна, сразу семь генералов МВД являлись обвиняемыми по уголовным делам.

Тем не менее, именно в силовиках власть видит свою надежную опору. 5 сентября президент Владимир Путин в интервью агентству Bloomberg прокомментировал смену ряда глав регионов. Так, в июле и.о. губернатора Калининградской стал Евгений Зиничев, который прежде возглавлял управление ФСБ по Калининградской области, а и.о. главы Ярославской области - бывший замглавы МВД России Дмитрий Миронов. Ранее, в феврале, и.о. губернатора Тульской области стал экс-сотрудник ФСО Алексей Дюмин.

«Главное, чтобы человек хотел расти, был бы способен к этому росту, хотел бы служить своей стране на участке работы с более широкими полномочиями и ответственностью. И если он хочет, и я вижу, что у человека есть потенциал, почему нет, он вполне может поработать», - сказал Путин.

Почему же силовики в России находятся на особом положении, и почему это уcтраивает власть?

Если спросить у выпускников Академии ФСБ или образовательных учреждений МВД, в каком управлении они хотели бы служить, 98% ответят: в управлении по борьбе с экономическими преступлениями, - отмечает генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов. - Эти выпускники, как правило, не знакомы с кредитно-банковской системой, и не разбираются в азах экономики. Тем не менее, при разговорах о службе в «экономических» управлениях глаза у них загораются.

Причина проста: управления по борьбе с экономическими преступлениями давно превратились в финансово- и коррупционно-наполненные структуры. Я не понаслышке знаю, что сегодня существует очень крепкое сращивание этих правоохранительных структур со службами безопасности крупных компаний. И эта спайка создает огромные проблемы.

По сути, службы безопасности наполняются выходцами из полицейской системы. Причем, в охранные структуры полицейский попадает не потому, что он хороший, а потому, что (в значительном числе случаев) уже заработал право на «теплое местечко». Заработал тем, что на протяжении длительного времени поддерживал контакт со службой безопасности, и предоставлял ей информацию.

Именно этим, кстати сказать, занимался полковник Дмитрий Захарченко. Он, по моим данным, «сливал» информацию и криминальным структурам, и бизнесменам. В результате он завоевал настолько серьезное доверие, что у него дома прятались настоящие финансовые сокровища. По одной из оперативных версий, деньги, изъятые у Захарченко, принадлежали вкладчикам обанкротившегося в 2015 году «Нота-Банка».

Пример Захарченко хорошо иллюстрирует глубину проблемы коррупции. Когда компания дает взятку сотрудникам правоохранительных органов, она достает ее не из личного кармана бизнесмена. Практически каждая компания держит «черную кассу» - деньги для решения, мягко говоря, деликатных вопросов. Эти деньги не учитываются в бюджете компаний, и это очень серьезные деньги.

Откаты и взятки в России переросли из проблемы в систему

Фактически, в лице коммерческих структур мы имеем дело с колоссальной теневой кассой. Мало того, что с этих денег не платят налогов, они являются фондом развращения правоохранительных органов.

«СП»: - На что идут эти деньги?

На возбуждение уголовных дел против конкурентов - это делается через «карманных» следователей или других сотрудников правоохранительных органов. Или на закрытие уголовного дела, если оно возбужденно против компании. В итоге, правоохранители «навариваются» при любом раскладе.

«СП»: - Как бороться с таким положением дел?

Ничего нового для этого придумывать не нужно, достаточно эффективно применять действующее законодательство. По законам РФ, напомню, отправить за решетку можно и того, кто взятку взял, и того, кто ее дал. Именно так и нужно действовать.

Сейчас правоохранители, сталкиваясь с ситуацией Захарченко или Сугробова, стараются не копать особенно глубоко, и не распутывать всю цепочку. А на деле, на нарах с Захарченко и Сугробовым должны оказаться и все люди, которые давали им деньги. Только так, я считаю, можно изменить нынешнюю ситуацию с коррупцией.

«СП»: - Почему, несмотря на коррупционные скандалы, президент делает ставку на силовиков?

Есть силовые структуры, которые никоим образом с экономикой и коррупцией не связаны. Просто потому, что должностные функции людей, которые в них работают, не интересуют бизнес.

Именно из числа таких людей президент назначил новых и.о. губернаторов. Напрямую, лицом к лицу, эти люди с бизнесом не сталкивались. Это совершенно очевидно дает им ресурс, чтобы навести порядок у себя в регионах.

По большому счету, такая опора на силовиков связана с укорачиванием президентской скамейки запасных. Надо думать, что Владимир Путин, решая кадровую задачу, старается опираться на людей, которые, по его мнению, являются честными и порядочными, и способны решать управленческие проблемы, не прибегая к взяткам и откатам.

Правоохранительные органы действительно находятся в глубоком кризисе, - отмечает бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов. - Вроде бы и внешний антураж изменился к лучшему, и зарплату сотрудникам подняли. Но коренные пороки МВД нисколько не преодолены.

Пороки - это преобладание ведомственных интересов над государственными, традиция не выносить сор из избы, круговая порука и коррупция внутри системы. Это желание добиться результатов ради «галочки», формализм, нежелание работать не за страх, а за совесть. Наконец, это система укрывательства преступлений. Полиции нужно регистрировать все заявления граждан, а не отметать их, как сейчас. Разговоры об этом идут несколько лет, но воз и ныне там.

Для реальной реформы МВД, на мой взгляд, нужна новая кадровая политика. Ребята, которые обучаются в учебных заведениях полиции, реально хотят работать, наводить порядок. Но попадает такой «мент» в органы МВД - и через два-три года его самого нужно либо сажать, либо выгонять: его уже научили всему тому, чем больна система.

Проблема здесь не в управлении, не в недостатке каких-то структур или функций. МВД, на мой взгляд, нужна кардинальная кадровая чистка. Причем, ее должны проводить люди вне полицейской системы. Возможно, это должна быть особая кадровая комиссия, сформированная президентом, - это позволит свежим взглядом оценить ситуацию в правоохранительных органах.

Плюс, конечно, должны быть усилены службы собственной безопасности, прокурорский надзор, оперативное сопровождение ФСБ.

Я бы, кроме того, еще раз посмотрел бы на опыт Грузии, где дорожную полицию распустили, а потом сформировали заново. Наше ГИБДД также нуждается в кардинальном реформировании, поскольку имеет явный коррупционный окрас. Может быть, и нам стоит вместо ГИБДД создать дорожную полицию, поменяв некоторые принципы ее работы.

Ну и, конечно, должен поменяться общий климат в стране. О коррупции много говорят, но все знают: есть слой неприкасаемых, которых никто не трогал и не тронет при нынешнем режиме. Люди это видят, и эта атмосфера разлагающе действует на общество.

Повторюсь, нам нужны неординарные перемены. Потому что борьба с коррупцией, которая ведется сегодня - это борьба негодными средствами.



 

Возможно, будет полезно почитать: