Сервитут на земельный участок - что это такое? Договор сервитута земельного участка. Что такое сервитут

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

    из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

    из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

    при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

    использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

    неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

    отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

    нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

    систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

    систематическая неуплата земельного налога;

    неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

    изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

    реквизиции земельного участка;

    в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Основаниями прекращения прав на землю также являются:

    изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

    конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

    реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Законодательством нашей страны предусмотрено несколько собственными, а иногда и чужими землевладениями. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более подробно изучить понятие земельного сервитута.

Понятие сервитута представляет собой право, ограничивающее возможность эксплуатации чужого землевладения. Как правило, его устанавливают при возникновении у третьих лиц необходимости использовать участок. Накладывается ограничение лишь при наличии серьезных оснований.

Законный владелец в таком случае не утрачивает своих правомочий на такое имущество, а только в некоторой части ограничивается в возможности эксплуатации обремененной части принадлежащей земли. Осуществлять распоряжение своей недвижимостью в таком случае владелец может. Под распоряжением понимается право продажи, дарения, передачи в аренду и совершение прочих законных сделок.

В качестве примера по установлению сервитута можно привести ситуацию, когда через территорию определенного землевладения обеспечивается доступ населения к водоему, ввиду отсутствия других путей к водному пространству. На земле при этом отводится часть, обеспечивающая проход. Со стороны собственника могут быть заявлены требования об ограничении прохода по его земле, но лишь в четко установленное время.

Следующий пример состоит в проведении линии электропередач, которые необходимы для использования населением, в том числе и владельцем земли, в отношении которой устанавливается обременение. ЛЭП подлежит обязательной фиксации на кадастровой карте.

Виды земельного сервитута

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ, виды сервитутов подразделяются на:

  • частные;
  • публичные.

Установление частного сервитута является итогом оформленного договора между собственником землевладения и лицом, заявляющим требование об ограничении правомочий по использованию данной территории. Наложение такого вида сервитута возможно как по взаимному согласию сторон, так и посредством судебного разбирательства.

Наложение публичного сервитута чаще всего возможно в случае обеспечения интересов определенной части жителей данной территории в целях разрешения проблем, имеющих общественное значение, согласно положениям действующих правовых актов. Как правило, установление публичного сервитута инициируется непосредственно органами власти.

Как устанавливается сервитут на земельный участок

Процедура наложения земельных сервитутов и их снятия, устанавливается нормами Гражданского кодекса РФ и соответствующими положениями действующего сегодня Земельного кодекса РФ.

Наделение землевладения сервитутом возможно в следующих случаях:

  • на основании соглашения между собственником конкретной территории и лицом, заинтересованным в наложении обременения;
  • на основании судебного акта, вынесенного по заявлению лица, заявившего требование об установлении сервитута (в соответствии с пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ).

Чтобы установить сервитут на землевладение через суд, в качестве главного основания выступает наличие конфликта между собственниками недвижимости, ввиду которого разрешение возникшего вопроса добровольным способом невозможно.

Кроме того, основанием для установления сервитута может выступать вывод судебного органа о том, что удовлетворить притязания заявителя другим путем, кроме наложения земельного сервитута, не представляется возможным.

Ходатайствовать о наложении ограничения на участок вправе землевладелец. Также он правомочен заявить требование о пожизненном выполнении указанного условия. Субъекты, не являющиеся собственниками данного имущества, не могут просить о наложении сервитута.

Тем не менее в случае аренды земельного участка, законодателем обеспечивается право арендатора на осуществление проезда, прохода и прочих действий по эксплуатации такого объекта, если другого варианта нет.

Чтобы наложить сервитут посредством заключения соглашения, подготовьте пакет документации, состоящий из:

  • надлежащим образом оформленных заявлений участников процедуры;
  • документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины;
  • документов, удостоверяющих личности сторон;
  • правоустанавливающих и правоподтверждающих бумаг на землю;
  • кадастрового паспорта.

Любые правомочия в отношении земли, установленные главой 4 Земельного кодекса РФ, должны быть зарегистрированы уполномоченными органами. Это распространяется и на земельные сервитуты.

Процедура государственной регистрации сервитутов осуществляется в ЕГРН. В качестве основания для ее проведения выступает заявление правообладателя или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у такого лица соответствующего документа о наложении ограничения.

Действие сервитута начинается с того дня, когда он был зарегистрирован. Не забывайте об обязательности проведения общественных слушаний перед наложением сервитута на земельный участок.

Наложение сервитута на земельный участок в судебном порядке

Требуйте наложения земельного сервитута через суд в следующих ситуациях:

  • при невозможности свободного передвижения по территории;
  • при необходимости выполнения ремонтных работ, мероприятий по проведения различных коммуникаций;
  • при отсутствии возможности обеспечения водой;
  • при необходимости сенокошения и выпаса домашнего скота.

Помимо вышеперечисленного, для требования о наложении сервитута необходимо использование землевладения по праву пожизненного пользования объектом. Например, при эксплуатации земли по краткосрочному договору аренды, предъявлять требования о назначении сервитута невозможно.

В таких обстоятельствах, в судебном процессе необходимо подтвердить следующие моменты:

  • невозможность пользоваться своими правами без установления земельного сервитута (к примеру, когда лицо не может установить к своему жилью газопровод, не используя соседнего владения);
  • наличие конфликтной ситуации относительно сервитута с владельцем конкретной территории, которая не позволяет заключить соглашение об установлении сервитута на участок (собственник недвижимости не согласен заключить договор по взаимной договоренности).

Как правило, истец не должен представлять доказательства того, что землевладелец препятствует использованию участка (например, установил ограждение территории, не допускает к земле и прочее), так как нарушение землевладельцем правомочий заинтересованного лица, ходатайствующего о сервитуте, не причислено к предмету доказыванию по спорам относительно установления таких ограничений.

Имейте в виду, что сервитут и процесс ограниченного землепользования должны характеризоваться минимальными неудобствами и ограничениями для законного владельца имущества, находящегося под сервитутом, в связи с чем в судебном процессе будет выясняться порядок эксплуатации участка. При этом государственный орган должен принимать во внимание принцип разумного соотношения прав и интересов участников дела.

Таким образом, судебным решением сервитут устанавливается так, чтобы ограничение в использовании земли порождало минимальные неудобства для собственника конкретного землевладения и обеспечивало удовлетворение только реальных потребностей заявителя.

Например, в случае, если необходимо провести коммуникации, в пользование истца будет выделена только определенная часть землевладения, которую можно эксплуатировать только для установки необходимого оборудования.

После изложения сторонами своей позиции, суд самостоятельно определяет должные условия устанавливаемого сервитута, например, путь проезда владельцев смежных территорий, сумму оплаты, период действия сервитута.

Государственная регистрация сервитута

Налагаемый сервитут наделяется юридической силой лишь после проведения государственной регистрации. С этой целью они заносятся в ЕГРН. В отношении прекращения таких соглашений применяется тот же порядок, что и при наложении.

Для регистрации сервитута, подготовьте комплект бумаг, состоящий из:

  • заявления, заполненного по установленному образцу, написанного землевладельцем, с просьбой зарегистрировать сервитут. Кроме того, такой документ может подать представитель (при публичном сервитуте, указанное заявление представляет государственный орган);
  • квитанции об уплате предусмотренной налоговым законодательством госпошлины;
  • общегражданского паспорта заявителя;
  • подписанного сторонами договора об установлении сервитута;
  • правоустанавливающих и правоутверждающих документов на землевладение;
  • документации на организацию (при участии в процедуре юридического лица);
  • кадастрового плана на землю (необходим, если сервитут установлен лишь на часть землевладения, если он действует в отношении всей территории — данный документ не требуется).

Сдать документы на регистрацию может любой участник соглашения.

Сумма госпошлины за осуществление процедуры устанавливается статьей 333.33 Налогового кодекса РФ, и составляет:

  • для граждан — 1500 рублей;
  • для организаций — 6000 рублей.

В срок, составляющий от 14 до 18 дней со дня предъявления необходимых бумаг, в ЕГРН фиксируется запись о наличии земельного сервитута. Запись содержит информацию о виде установленного обременения и продолжительности его действия.

Выписка из ЕГРН на такой объект недвижимости будет отображать сведения о наличии обременения в виде земельного сервитута.

Помимо Росреестра, сдать бумаги на регистрацию можно через многофункциональный центр. Однако при этом процедура завершиться приблизительно через месяц. Это объясняется необходимостью перенаправления документации в уполномоченный орган. МФЦ выступает лишь в качестве принимающей организации. Если же комплект документов окажется неполным, потребуется дополнительное время на устранение обнаруженных недостатков.

Срок действия самого сервитута устанавливается по усмотрению участников договора.

В случае принятия решения об обременении земли сервитутом по обоюдной договоренности, заключить договор можно за один день.

При назначении платы за наложение сервитута, некоторое время понадобиться на осуществление мероприятий по оценке имущества и исчисления суммы платежей. Если сервитут налагается на основании судебного решения, то время окончания разбирательства зависит от оперативности представления истцом необходимых доказательств.

Плата за земельный сервитут

Оплата частных и публичных сервитутов различна. Сумма и порядок платежей за установленный сервитут предусматривается в тексте договора, заключаемого землевладельцем конкретного участка и заинтересованным в обременении территории лицом. Также размер платежей может определить суд, на основании поданного иска.

При наличии на территории публичного сервитута, землевладелец вправе потребовать соразмерную оплату от государства или муниципалитета, в зависимости от того, кем из них наложен сервитут. Необходимость производить оплату возможна лишь тогда, когда обременение создает значительные затруднения в эксплуатации собственником принадлежащего участка. Земельным законодательством установлено, что размер оплаты публичного сервитута может предусматриваться в том же правовом акте, которым указанное обременение было наложено.

Срок действия сервитута на участок

Статья 23 Земельного кодекса РФ предусматривает, что сервитуты могут различаться по продолжительности действия: они могут быть срочными (ограниченными в действии) и постоянными.

Если определенные факторы, ввиду которых был наложен земельный сервитут, прекратили свое существование, сервитут подлежит снятию. К примеру, устанавливается возможность пересечения конкретного землевладения во время строительства дороги. После того, как указанные работы завершены, обременение полежит снятию.

Действие постоянного сервитута не ограничивается какими-либо временными рамками. Его может отменить наложивший такое обременение орган либо суд.

Каков порядок прекращения сервитута?

Сервитут на землю прекращает действовать при окончании его срока. Возможно снятие его через суд. Для этого с надлежащим иском должен обратиться сам землевладелец.

Окончание действия сервитута подлежит оформлению в органах Росреестра, таким образом происходит снятие обременения с принадлежащего участка.

Установление земельного сервитута допускается лишь при наличии серьезных причин. Его наложение возможно как по соглашению сторон, так и на основании соответствующего судебного акта.

При этом собственник землевладения сохраняет свои правомочия на принадлежащий объект недвижимости даже при установлении земельного сервитута.

Если вы имеете в собственности, дом, квартиру, земельный участок, право владения обязательно подтверждается правовыми документами собственности и техническими документам с их характеристиками. Право собственности позволяет многим из нас вступать в экономические отношения, то есть продать ее, сдать в аренду, использовать ее для получения доходов, например, что-то выращивать на земельном участке и так далее.

Понятие сервитута

Несмотря на абсолютное право владения собственностью, гражданским законодательством предусматриваются общие для всех ограничения. И связаны они с тем, чтобы собственники не нанесли ущерб окружающей среде, правам и интересам других лиц. Так вот, таким конкретным ограничением в рамках и гражданского, и земельного законодательства является сервитут.

Это странное слово означает право других лиц ограниченно, частично использовать не свою собственность, а другую, например земельный участок. То есть в конкретном случае ограничиваются права пользования землей собственника участка в пользу других лиц.

Виды сервитутов

В зависимости от числа субъектов, чьи интересы устанавливает сервитут, разделяют следующие виды сервитутов:

  1. частные,
  2. публичные.

Частный сервитут подразумевает, когда один собственник вправе требовать от другого собственника ограниченно использовать его соседний участок для:

  • проезда или прохода через его участок,
  • прокладки трубопроводов
  • водоснабжения, мелиорации,
  • установки ЛЭП,
  • кабельных линий.

Публичный сервитут означает предоставление права местного населения, органов государства, местного самоуправления в их интересах частично использовать необходимую собственность других лиц с целью:

  • ремонта транспортной инфраструктуры,
  • выполнения дренажных работ;
  • подступа к прибрежной зоне,
  • использования участков для охоты и рыболовства,
  • временного целевого использования их земельных участков,
  • установление геодезических пунктов и проходов к ним,
  • временного использования участка земли для изыскательских и исследовательских работ и другие цели.

Сервитуты также могут быть срочными, с определенными указаниями сроков действия, и постоянные без указания сроков.

В зависимости от сферы применения сервитутов, они подразделяются на следующие виды:

  • земельные,
  • водные,
  • лесные.

Правовое регулирование по установлению сервитутов осуществляется гражданским законодательством. В земельном, лесном и водном законодательстве также определено использование сервитута, как правового инструмента и его применение в этих сферах права.

Основаниями к установлению сервитутов также являются:

  • договоры между лицом, требующим установления сервитута и собственнико
  • акты одностороннего волеизъявления собственником,
  • по закону,
  • по суду,
  • по давности.

Возможности использования сервитута на земельный участок

В законодательстве земельный сервитут рассматривается в виде права частичного и ограниченного пользования не своим земельным участком. Объектом сервитута выступает земельный участок, находящийся в собственности.

Владелец сервитута не имеет права дарить, продавать, сдавать в аренду, в общем, распоряжаться им. Ему только предоставляется право использовать чужое недвижимое имущество, с целью ограниченного использования.

Для сервитута на земельный участок характерно сохранение его действия при смене собственников, обремененных сервитутом.

Можно выделить и другие особенные признаки для земельных сервитутов:

  1. для них необходимо наличие двух участков, которые должны быть соседними,
  2. они устанавливаются для потребностей собственника имущества, которые невозможно обеспечить без установления сервитута,
  3. сервитут на земельный участок возникает после регистрации на основании или соглашения между сторонами, или по решению суда.
  4. Земельный сервитут прекращается при отсутствии оснований, по которым он был установлен, уничтожении имущества или судебному решению.

Следует отметить, что установить сервитут – это вынужденная мера, которая возможна в случае, если потребности собственников недвижимости или земельных участков нельзя удовлетворить иным способом.

Чаще всего установление сервитута заключается в виде договора, соглашения между двумя сторонами: собственниками и лицами, желающими его установления. Договор заключается письменно и в обязательном порядке регистрируется. Без такой регистрации сервитут не считается установленным.

Если не удалось прийти к договоренности об условиях сервитута и его установлении, единственным способом для его установки является обращение в суд. После судебного решения об установлении сервитута, его необходимо зарегистрировать в Едином госреестре прав на недвижимое имущество.

Прозрачность использования сервитута

Все права пользования сервитутом регулируются на законодательном уровне, поэтому существуют определенные рамки, в которых могут действовать два собственника. Основная часть нормативных актов о сервитутах содержится в Гражданском, а также Земельном кодексах РФ. Часть норм можно найти и в природоресурсном законодательстве и Федеральном законе № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Плата за сервитут

При договорных отношениях собственнику, у которого ограничивают права пользования его недвижимостью, должна быть установлена плата за сервитут. Лица, в пользу которых, устанавливают сервитут обязательно должно оплачивать, определенную рассчитанную стоимость.

Плата за сервитут должна учитывать:

  1. потерю коммерческой выгоды собственником от части используемого участка сервитута, если бы она была сдана в аренду другим лицам
  2. расходы, понесенные собственником земельного участка, при создании условий реализации ограниченного права пользования
  3. интенсивность, с какой используется участок сервитута, и характер эксплуатации лицом, в пользу которого заключено соглашение.

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел - по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов - в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение - кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений - для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута - весь участок или отдельная его часть.

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса - в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ - любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора - что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Некоторые собственники земельных участков сталкиваются с необходимостью предоставления права доступа на свою собственность посторонних. С первого взгляда такая ситуация ассоциируется у них, с ограничением гарантируемых законом прав владельца. На деле же непредоставление требуемого права временного использования участка может являться нарушением закона и ущемить права других лиц.

Что такое сервитут

Сервитут представляет из себя такое обременение недвижимого объекта, при котором право пользования им предоставлено на определенных условиях третьим лицам. То есть это определенное ограничение правомочий собственника в пользу и в интересе других лиц. Устанавливается это право в том случае когда возможность проезда, доступа, прохода и иных нужд не может быть реализована иными способами.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Объектом сервитута чаще всего выступают земельные участки. Обременение может быть установлено на конкретный период либо быть бессрочным до тех пор, пока в нем существует потребность. Термин сервитут имеет очень древнюю историю, впервые он упоминался в гражданском праве Древнего Рима.

Случаи применения

Сервитут необходим, например, в ситуации когда доступ на соседний объект недвижимости возможен единственным способом – через земельный участок, облагаемый сервитутом. Еще одна цель – для прохода или проезда к водным объектам. Иногда возникает необходимость прокладки линий электропередач, систем газо- и водоснабжения и других потребностей собственников граничащих объектов недвижимости.

Частный сервитут

Данный вид ограничения устанавливается в пользу определенного лица, которому по уважительным причинам необходимо право доступа к вашему земельному участку. Обычно эта необходимость возникает вследствие осуществления его права как владельца, например, для прокладки систем энергоснабжения, канализации и иных подобных причин, связанных с эксплуатацией его имущества. Доступ других лиц в таком случае запрещен. Лицо, которому нужен сервитут, обычно оформляет его самостоятельно с разрешения собственника за свой счет.

За возможность использования участка может по договоренности соседей устанавливаться определенная плата, размер которой определяется с учетом обоснованности и разумности соответствующей компенсации причиненных собственнику неудобств.

Публичный сервитут

Указанный вид ограничения вводится для потребностей неограниченного круга лиц, как правило, местного населения, либо для нужд государственного значения. Публичный сервитут , например, вводится для доступа людей к объектам общего пользования, например, водоему, для возможности охоты или рыбалки. Нужен он также для того, чтобы проложить линии электропередач или систем мелиорации и жизнеобеспечения (газ, вода) и в случае проведения научных исследований, для осуществления ремонта коммуникаций, транспортного снабжения, размещения межевых знаков, производства дренажных работ и других целей.

Довольно распространенной для нашей страны является ситуация, когда установить сервитут просят обладателей участков в прибрежной зоне.

За пользование объектом в общественных целях плата, как правило не взимается при условии, что такое использование не приносит существенных неприятностей собственнику. В том случае, если установление сервитута делает непреодолимо затруднительным эксплуатацию недвижимости по его назначению, собственник участка вправе потребовать его выкупа органом, выступающим в качестве инициатора введения ограничения.

Действие общественного сервитута прекращается путем издания соответствующего нормативного акта.

Порядок заключения

В связи с тем, что земля рассматривается законодательством как объект недвижимого имущества, любые ограничения его использования подлежат регистрации в соответствующих органах. Информация о сервитуте заносится в государственный реестр прав. Для производства регистрационных действий заинтересованные стороны подписывают договор либо соглашение, которое заключает в себе согласие собственника на такое ограничение, цели использования, размер оплаты. Плата может быть единовременной, либо постоянной периодической. При недостижении согласия по каким-либо вопросам спор разрешается в судебном порядке.

В регистрационный орган стороны предоставляют также квитанцию об уплате госпошлины и кадастровый план земельного объекта с обозначением места расположения сервитута (если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка).

Если объект недвижимости закреплен за несколькими лицам на праве общей собственности обязательно согласие на установление обременения всех лиц.

Заявителем в Регпалате обычно является лицо, в интересах которого оно устанавливается. Срок регистрации сервитута при соблюдении всех необходимых условий составляет 18 дней (календарных). Соглашение об установлении права пользования объектом недвижимого имущества может быть по взаимному согласию расторгнуто соседями. Такое соглашение также необходимо зарегистрировать.

В течение пяти дней (рабочих) с момента окончания регистрационных действий уполномоченный орган уведомляет собственника о произведенной регистрации сервитута.


Правовые последствия

Обременение земли сервитутом не ограничивает собственника в реализации своих законных прав, то есть он по-прежнему может им владеть, пользоваться и распоряжаться. Однако при заключении сделок по распоряжению имуществом, наличие сервитута должно быть оговорено заранее. Касается это правило и передачи земельного участка в аренду.

Сам же сервитут не является с точки зрения закона отдельным видом права, и лицо, его получившее, не вправе его продать, заложить или распорядится им иным образом, так как это может повлечь нарушение прав собственника объекта.

Собственник земли вправе инициировать прекращение обременения в виде сервитута если, например, отпала необходимость в нем, а также если наложенное ограничение препятствует использованию имущества по его целевому назначению, делает его эксплуатацию невозможной. Также сервитут прекращается в случае гибели земельного участка или изъятия земель из оборота.

Помешает ли сервитут при оформлении права собственности на земельный участок

Как уже было сказано наличие сервитута не ограничивает собственника в реализации своих прав, в том числе и права распоряжаться своим имуществом. Однако покупатель должен быть уведомлен о наличии обременения. Если данный факт был сокрыт впоследствии сделка по заключению договора купли-продажи может быть признана недействительной.

Лицо, приобретающее земельный участок, обремененный сервитутом, должен обеспечивать условия его предоставления в полном объеме. То есть земельный участок может быть продан только вместе с сервитутом на него.

В законодательстве РФ существуют определенные противоречия в вопросе регулирования отношений по установлению сервитута. Так, гражданское законодательство относит сервитут к вещным правам, тогда как Земельный кодекс именует его обременением права. Сегодня на рассмотрении судов различной юрисдикции находится значительное количество дел, связанных со спорами хозяйствующих субъектов относительно установления сервитута, что говорит о необходимости дальнейшего более детального регулирования на законодательном уровне этого вида гражданских правоотношений.



 

Возможно, будет полезно почитать: