Уведомления. Нечитаемые знаки и разметка: как выиграть битву с невидимками Если сплошная линия не видна

Даже если на дороге возникло препятствие, к примеру, другая машина попала в ДТП или сломалась, то не стоит спешить выезжать на встречку. Если имеется возможность объехать помеху по обочине, следует этой возможностью воспользоваться, но в случае, если такого нет, то следует обратиться к перечню исключений. Есть ли исключение В ходе вождения каждый водитель хотя бы раз нарушал правила дорожного движения, связанные с обгоном через сплошную линию. Нарушением такой маневр считаться не будет, если дорога узкая, и разметка попросту не видна, а также может быть занесена грязью или стерта. Когда водитель видит, что вместе расположены сплошная и прерывистая полосы, то в этой зоне возможен разворот, а также въезд и выезд со стоянки. Нарушением такой маневр тоже считаться не будет.

Штраф за наезд на сплошную линию разметки

Вернуться к содержанию ○ Советы юриста: как доказать невиновность? Ну а теперь разберёмся, что делать, если вас собираются оштрафовать или, того хуже, лишить прав за пересечение сплошной разметки. Прежде всего нужно помнить: далеко не каждое пересечение представляет собой административное правонарушение.

В частности, водитель, начавший обгон на участке с прерывистой разметкой, имеет полное право, возвращаясь на свою полосу движения, пересекать сплошную линию. В том случае, если вас остановил инспектор или пришли документы о штрафе, зафиксированном автоматическим комплексом, нужно ссылаться на п.п.

11.4 ПДД, требующий от водителя после обгона занять прежнее место на полосе движения. Даже в том случае, если постановление уже вынесено, его можно обжаловать руководству местного ГИБДД, либо в суд.
В суде можно упирать на следующие обстоятельства:

  • Нечёткая разметка на дороге.

Наказание за пересечение сплошной линии разметки

Кроме того, автомобилист, желающий выехать из двора, повернув налево через сплошную, тоже будет считаться нарушителем, но поскольку по встречке он не двигался - отделается только штрафом. Ситуация с объездом препятствия достаточно спорная, но есть разъяснение Верховного суда, которое заключаются в том, что правила все же разрешают движение по встречке для объезда.

Но делать это допустимо только тогда, когда по обочине движение невозможно ввиду ее отсутствия, а перед выездом на встречную полосу водитель пропустил все встречные автомобили и убедился в безопасности. Какой штраф, если начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной Если водитель сознательно или случайно нарушил правила, то наказание за наезд на сплошную линию при завершении обгона составит 5000 рублей.

Пересечение сплошной и двойной сплошной линии разметки — штрафы в 2018 году

Водитель закончил маневр на сплошной полосе, хотя начинал с прерывистой полосы В этом случае ему, конечно же, грозит наказание. Какой штраф могут выписать автомобилисту, если он начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной линии разметки? В этом случае санкции могут предусматривать либо денежное взыскание размером в 5 тысяч рублей, либо потерю водительского удостоверения.

До 2015 года за такое нарушение водителю грозил штраф в размере 1,5 тысячи рублей. Такое существенное увеличение размера штрафа легко объяснимо: с каждым днем на дорогах России происходит масса аварийных ситуаций.


И чтобы хоть как-то повлиять на автомобилистов, те боялись совершать намеренные нарушения по части ПДД, соответствующими органами было принято решение повысить размер штрафных санкций.

Можно ли пересекать «сплошную», если ее не видно?

Фото: дорожная разметка 1.1-1.11 Это основной момент, на который должен ориентироваться водитель, если разметка хорошо видна и не имеет прогалин, а также не скрыта под слоем льда. Предупреждающая разметка дает водителю информацию о том, что вскоре линия станет сплошной, и ее пересечение будет невозможным.
Инспектор ГИБДД при составлении протокола, если он добросовестный, то обязан проверить наличие такой разметки. Ведь именно по ней водитель должен был ориентироваться и вовремя понять, что обгон начинать уже нельзя.


Внимание

Оправданием не будет даже наличие впереди тихоходного транспорта, поскольку для него существуют правила, предписывающие дать проезд автомобилям сзади, но обгонять такие ТС будет нарушением. Какими нормативными актами регулируется Главным документом, который регламентирует обгон, являются Правила дорожного движения.

Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это?

Поэтому и появилось такое негласное правило - что можно объехать по встречной полосе, если нет другой возможности. Таким образом объезд препятствия через сплошную или двойную сплошную линию по встречной полосе является нарушением Правил дорожного движения, но не всегда является административным правонарушением.

Если установлен дорожный знак «Объезд препятствия» или движение регулируется сотрудниками полиции или работниками дорожно-эксплуатационных служб (они по определению являются регулировщиками), то нарушения Правил дорожного движения не будет. Как Вы знаете при противоречии сигналы регулировщика имеют самый высокий приоритет, потом дорожные знаки и только третьей идет дорожная разметка.

Требования дорожного знака противоречат требованиям разметки Также штраф от 1000 до 1500 рублей можно получить при повороте налево или развороте по части 2 статьи 12.16 КоАП РФ.
На загородных трассах сплошную разметку обычно распознают по знаку «обгон запрещен». Если он есть, то лучше действительно остерегаться покидать свою половину дороги, даже если колея и ведет в сторону.
Штраф будет правомочен. Заснять все Нередко сотрудники ГИБДД встречают автомобилистов на спорных участках. То есть там, где разметка неожиданно пробивается из-под снега.

Обычно дорожные службы обрабатывают антигололедными средствами лишь повороты или перекрестки. Там асфальт открывается ото льда, водители просто не успевают сманеврировать, чтобы изменить направление движения, цепляют колесами белую линию.

Здесь приходится убеждать, что экстренное перестроение могло бы вызвать ДТП или провоцирование опасной ситуации. Если такой спорный случай все же произошел и инспектора выписывают штраф, то его можно оспорить в суде.

Если виновный водитель не заплатит в установленный законом срок (60 дней) – сумма штрафа может быть увеличена вдвое, либо назначено наказание уже в виде ареста сроком на 15 суток. Напротив, если уплатить штраф в срок не позднее 20 дней с того момента, как вынесено постановление, то штраф считается погашенным при уплате всего 50% суммы.

Такая мера появилась в законе с 2016 года и является своеобразной «льготой» для нарушителей, стремящихся исправиться и быстрее исполнить требования закона. Вернуться к содержанию ○ Фото и видеофиксация пересечения сплошной.

Раз уж мы упомянули автоматические камеры, разберёмся заодно, как происходит видео- и фотофиксация нарушений. Само по себе использование камер для того, чтобы следить за соблюдением ПДД на дорогах, стало возможным с 2008 года.

Вообще водителю следует помнить, что пересекать сплошную линию можно лишь в одном случае – когда ей выделяются границы мест на автостоянке. Во всех остальных случаях нужно руководствоваться выражением: «Сплошная – это стена, через стену не ездят».

На сегодняшний день КоАП РФ предусматривает следующие виды наказаний за пересечение сплошной линии:

  1. Ч. 4 ст. 12.15. Выезд на встречную полосу. — Штраф 5 тысяч рублей либо лишение прав на 4 месяца.
  2. Ч.

    2 ст. 12.16. Разворот или поворот налево вопреки требованиям разметки. — Штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

  3. Ч. 5 ст. 12.15. Повторный выезд на встречную полосу, если один раз уже было назначено наказание. — Лишение прав на 1 год. Если же нарушение было зафиксировано автоматической камерой – штраф 5 тысяч рублей.

Нужно помнить, что размер штрафов может быть увеличен.

Инфо

Можно ли оспорить данное нарушение В законодательстве Российской Федерации прямо прописано право человека на оспаривание нарушения, протокол за которое был выписан сотрудником ГИБДД. Ведь не всем хочется получать лишение прав и крупный штраф, особенно если проступок был допущен не по их вине.


И обжаловать нарушение конечно можно, но только в одном случае - если при разметке дороги были совершены ошибки. Так, сотрудники дорожной службы могли не соблюсти обязательное требование, которое состоит в нанесении промежуточной разметки между сплошной и прерывистой. Чтобы не платить штраф и не лишаться прав, это замечание следует указать в протоколе инспектора, а затем подать обжалование. Будет нелишним приложить к нему записи с видеорегистратора или фотографии с места обгона, где будет видно, что разметка перешла в сплошную внезапно.
Точная продолжительность лишения прав устанавливается в конкретном случае. Все зависит от того, были ли отмечены нарушения во время пересечения сплошной линии, которые могли бы нанести вред окружающим людям или другим автомобилистам. Если ситуация была более или менее под контролем и пересечение непрерывной линии не привлекло за собой других последствий, тогда водителя лишают прав сроком на 4 месяца. Ситуация 3. Водитель объезжает препятствие, совершая разворот через сплошную линию Бывают ситуации, когда водитель, чтобы избежать столкновения с внезапно заглохнувшей машиной, идущей впереди него, или упавшим деревом, мешающим движению транспортного средства, совершает разворот через сплошную линию. В этом случае права у автомобилиста не забирают, но штраф в размере 1–1,5 тысячи рублей на него накладывают. Ситуация 4.

Дорожные условия и состояния дорожной разметки могут не позволить водителю предусмотреть верное направление маршрута и совершить маневр в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.


Одной из причин выезда на встречную полосу может оказаться отсутствие четкой дорожной разметки, которая со временем стирается и становится трудно различимой.

Часть 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД) на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления.

Такими дорожными разметками могут быть например 1.1. и 1.3. (разметки, разграничивающие встречные движения).

В суде сформировалась практика, когда уже сам наезд на дорожную разметку 1.1. приравнивается к движению по встречной полосе. Суд говорит о том, что «заезд колеса на разметку равен ее пересечению».

С правовой точки зрения стоит обратить внимание на разделеение составов правонарушений ч. 1 и 2 ст. 12.16 КоАП РФ и ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ Некоторые суды указываю на отсылочное соотношение составов данных правонарушений.

Положения частей 1 и 2 статьи 12.16 КоАП РФ являются самостоятельными составами и определяю объективную сторону правонарушения при совершении водителем маневра в нарушение знаков и дорожной разметки (п. 8.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18).

Вместе с тем, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, образует выезд на встречную полосу движения при наличии прямого запрета на совершение такого маневра на данном участке дороги, а также в нарушение предписаний знаков и дорожной разметки (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18).

Чтобы разграничить данные правонарушение самостоятельно, проще обратить внимание на то, какие указаны нарушения правил ПДД в протоколе ДПС, составленом в отношении водителя.

Так Верховный суд РФ разъясняет, что нарушение п. 8.6. ПДД ("Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.") подлежит квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Как же должен действовать водитель, если старая дорожная разметка не позволяет ее идентифицировать?

Стоит обратить внимание прежде всего на наличие дорожных знаков.

Так, дорожный знак 5.15.2 "Направления движения по полосе" определяет разрешенные направления движения по полосе.

А что если и нужного дорожного знака нет?

Пункт 9.1. ПДД говорит о том, что количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) “знаками 5.15.1,” “5.15.2,” “5.15.7,” “5.15.8,” а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части.


Все водители понимают, что на состояние дорожной разметки большое влияние оказывает сильный износ самого асфальтного покрытия.

Так какие же могут предъявляться требования к самой дороге?

Пункт 4.4 ГОСТ Р 52289-2004 предписывает, что на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.

В соответствии с п. 5.5.3 ГОСТ Р 52289-2004 Знак 4.1.1 "Движение прямо" применяют также для запрещения разворотов в разрывах разделительной полосы на участках дорог между перекрестками. При этом знак устанавливают только на разделительной полосе.

При необходимости знак 4.1.1 допускается применять для дублирования разметки 1.1 или 1.3, разделяющих встречные потоки транспортных средств, при этом знак устанавливают непосредственно в начале участка дороги. Действие знака в этом случае распространяется до ближайшего перекрестка.

Как мы видим, водитель в отсутствии полноценной разметки должен двигаться по правилам соответствующего временного дорожного знака, а в отсутствии такового использовать визуальное разделение полос с учетом дорожной обстановки.

Оценка состояния дорожной разметки и нормативные требования

Исходя из требований пунктов 5.4. и 8.2.1. ВН 01-01 «Временные технические требования к горизонтальной дорожной разметке городских магистралей и улиц. Правила нанесения и демаркировка», утвержденных 01.03.2001 г. Правительством Москвы (далее ВН 01-01), износ дорожной разметки недолжен влиять на восприятие водителем заложенной информации. Линии регулирования дорожного движения должны быть обновлены, если износ элементов дорожной разметки влияет на восприятие водителем заложенной информации.

Положения ВН 01-01 полностью согласуются с требованиями пункта 4.6 ГОСТ Р 51256-99 и пункта 5.4. ГОСТ Р 51256-2011 предусматривающих допустимую степень износа дорожной разметки (продольной разметки из красок не превышает 50 %, а из долговечных материалов не превышает 25 % по площади. Для линий 1.12 - 1.16 допускается увеличение на 20 % предельного разрушения по площади по сравнению с остальными линиями дорожной разметки), нанесенной с использованием краски, а также положением пункта 4.4 ГОСТ Р 52289-2004 предусматривающего условия, при которых дорожная разметка может быть трудно различима или не может быть своевременно восстановлена

Все же есть вероятность, что сотрудники ДПС попытаются Вас привлечь к ответственности за выезд на встречную полосу, несмотря на то, что на пути движения не было ни знаков, ни четко различимой разметки.

В этом случае инспектор ДПС зафиксирует маршрут Вашего движения на видеорегистратор и будет руководствоваться собственным субъективным восприятием о том, на сколько аккуратно Вы двигались и на сколько явно можно говорить о выезде на встречную полосу. Бывает, что сотрудник полиции, поспорив с Вами, отпустит Вас без составления протокола, а бывает, что инспектора передают административный материал мировому судье, чтобы те сами решали: есть нарушение ПДД или нет.

Остается последний вопрос: как доказать, что разметка не соответствовала требованиям ГОСТа?

Первоначально следует на месте письменно зафиксировать в протоколе об административном правонарушении позицию о том, что намерений выезда на встречную полосу водитель не имел, а разметка была не видна в силу ее износа или других причин (нечищеные от осадков дороги, износ полотна асфальта). На месте также следует зафиксировать с применением фото-, видео- техники состояние дорожной разметки, обязательно привязав фиксируемые детали к ориентирам улицы, на которой Вас остановили сотрудники ДПС.

Следующее, что необходимо сделать, так это подать запрос в региональную дорожную службу. В Санкт-Петербурге запрос следует подавать в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» (), если административный разбор происходит в Москве, то обращаться следует в ГКУ «Экспертавтодор».

В запросе следует поставить следующие вопросы (это примерные формулировки):

    о степени износа дорожной разметки по определенной улице в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 по состоянию на дату фиксации правонарушения

    о степени износа асфальтового покрытия автомобильной дороги

    о времени начала проведения дорожных ремонтных работ на определенном участке

Возможно использовать и заявительный способ обращения. Действуя на упреждения, указать самостоятельно на неудовлетворительное состояние дороги, что также поможет получить ответ о том, что «проблема состоянии дороги подтверждена и запланированы восстановительные ремонтные работы».

Полученные в совокупности доказательства должны помочь Вам в суде доказать отсутствие у Вас прямого или косвенного умысла на нарушение ПДД. Инспекторы ДПС в суде прибегают к помощи видеорегистратора.

Обратите внимание, что порой полицейские необоснованно вписывают в протокол дорожные знаки, которых либо не существуют, либо они обращены к встречному движению и для Вас не обязательны.

Отсутствие умысла в действиях водителя о нарушении ПДД, согласуется с требованием пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающего прекращение административного производства за отсутствием состава административного правонарушения.

Итогом можно сделать вывод о том, что ненадлежащее состояние дорожной разметки обязывает к совершению действий прежде всего дорожные службы, а не апеллирует к обязанностям водителей транспортных средств, поскольку неразличимая дорожная разметка препятствует безопасному движению транспорта.

Едешь по дороге, кругом всё в снегу. Где и какая разметка - разобрать невозможно. Знаков или нет, или они залеплены. Впереди плетется фура. Выбираешь подходящий участок, аккуратно обходишь грузовик по встречной полосе… и попадаешь под полосатый жезл инспектора, который с радостью обоснует факт злостного нарушения и оформит «лишенческую» статью.

Типичные случаи

В неположенном месте - только один из множества при снегопаде. В городах с многополосным движением первыми под снегом исчезают разделительные полосы, и ты без всякого обгона можешь оказаться на встречке, не подозревая об этом.

Если ты не местный и не знаешь заранее, где и как можно оставлять автомобиль, тоже рискуешь нарваться на штраф и даже на эвакуацию. Некоторые повороты и развороты разрешены только из определенных рядов. Иногда направление движения по полосам продублировано знаками, иногда нет, но при хорошем снегопаде за считаные минуты занесет и то, и другое. Упомянем еще регулируемые перекрестки с неразличимыми сигналами светофоров, засыпанные пешеходные переходы и невидимые знаки ограничения скорости. Всё это - причины нарушений и поводы для наказаний.

В общем, ситуаций много, а суть одна: водители становятся заложниками дорожной обстановки и нередко попадаются в ловушку, невольно что-то нарушая - явно не по своей вине. Не все сотрудники ДПС в таких случаях проявляют лояльность, а для иных это и вовсе «праздник урожая»: такие будут особенно слепы и глухи в ходе диалога.

Как ? И можно ли вообще в таких случаях наказывать водителей?

Законные основания

Закон гласит, что привлечь водителя к административной ответственности можно только тогда, когда установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в пользу водителя (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ). То есть инспектор ДПС обязан доказать, что водитель виноват в нарушении ПДД.

В КоАП РФ также указано, что правонарушением признается противоправное, виновное действие (или бездействие) водителя. Расшифровываем: увидел он, к примеру, сплошную линию разметки, которую нельзя пересекать, а всё равно пересекает. Но если разметка не видна, то и вины нет. По крайней мере, формально это именно так. На практике же принцип презумпции невиновности работает не всегда. И потому полезно быть готовым к эффективной самозащите.

Сам себе адвокат

Допустим, ссылки на КоАП и иные способы убеждения не помогли - инспектор решил, что вас в любом случае надо прижать к ногтю. Если машина - с , в протоколе обязательно укажите, что есть видеозапись, сделанная этим устройством. Затем, скопировав запись (заняться этим можно дома, в спокойных условиях), попросите приобщить ее к делу, когда вас вызовут в Госавтоинспекцию или в суд.

Сойдут и фотографии, сделанные на обычный смартфон. Главное, чтобы по иллюстрациям рассматривающий ваше дело (инспектор или судья) убедился, что у вас не было возможности определить, как организовано движение на конкретном участке дороги. Постарайтесь сделать на фотоснимке или видеозаписи привязку к местности, чтобы в кадр попали четкие ориентиры - название улицы, номер дома, километровый столб на шоссе. В подавляющем большинстве случаев удается добиться справедливости и отстоять свои права.

Важно, чтобы в кадр хоть иногда попадал и его машина - нужна привязка не только к местности, но и ко времени. Чтобы вас потом не заподозрили в подлоге: мол, эти фотографии сделаны на следующий день, когда поднялась метель. И совсем хорошо, если смартфон фиксирует геолокацию и время съемки - тут уж не придерешься.

Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.

Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.

Ваш диалог:

На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения значит, нет и встречной полосы!

– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15).

И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.

А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?

На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.

Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).

В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.

Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.

Опытный водитель помнит значения сигналов светофора, но правила помельче стираются из его памяти очень быстро. В нашем разделе «ПДД для бывалых» мы сосредоточимся на часто забываемых пунктах, нарушение которых бывает крайне неприятно и опасно. Если же вы уверены в себе, можете сразу начинать с небольшого теста в конце статьи.

В России с разметкой беда, а зимой на эту беду ложится толстый слой снега или слякоти, который весной сходит вместе с разметкой. Что интересно, ПДД не относят эту ситуацию к форс-мажорам и считают, что водители могут ездить и без разметки.

Так, пункт 9.1 ПДД предписывает водителям развивать глазомер. Ниже дана его точная формулировка, но если вкратце, то встречную сторону дороги и количество полос нужно определять самостоятельно, то есть на глазок.

ПДД, пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части.

У принципа «на глазок» есть неприятные следствия. Например, выезд на встречную полосу запрещён на двухсторонних дорогах с четырьмя и более полосами. Если разметку видно, посчитать полосы сможет и ребёнок (тем более в центре будет двойная сплошная). А если нет? Тогда пункт 9.1 предлагает нам полагаться на собственные оценки и не избавляет от ответственности, если они разошлись с реальностью.

Проблема здесь не только в точности глазомера, но и в свободных стандартах на ширину полос. Например, на крупных магистралях она составляет 3,5–3,75 метра, но в отдельных случаях может уменьшаться до 3 метров. Правило здесь простое: если идущую в правом ряду машину можно опередить без выезда на встречку, лучше на неё и не выезжать.

В России, где, помимо асфальтовых дорог, полно грунтовых (в том числе в новых микрорайонах), не нужно забывать, что дороги без покрытия по умолчанию считаются второстепенными относительно асфальтовых (пункт 1.2 ПДД). А когда все дороги под снегом? Правила учли и это: пункт 13.13 обязывает водителя считать, что он находится на второстепенной дороге, если тип покрытия определить невозможно, а знаков приоритета нет. Спорные аварии такого рода случаются .

Другой проблемой является езда по заснеженным дорогам, где о наличии разметки знают местные водители, но не знают приезжие. Если конфигурация полос сложна , это порождает конфликты. Бывает, у дороги четыре полосы, но при невидимой разметке бок о бок входят 6–8 машин, потому что стандартные полосы в России довольно широкие. И когда начинается сужение дороги, возникает повод для драк, потому что неясно, кто именно и почему должен уступать.

Разбор подобных аварий всегда запутан и зависит от конкретных обстоятельств. Видно ли разметку хотя бы фрагментами? Кто из водителей не соблюдал боковой интервал? Кто двигался, а кто стоял? У кого была помеха справа? Лучший совет на этот случай - уступи, даже если прав. Дай дорогу дураку.

С развитием камер фото- и видеофиксации отдельной проблемой стала невидимая стоп-линия. Формально её должен дублировать знак «Стоп-линия», расположенный с ней вровень. Если его нет и разметки действительно не видно, появляется повод отменить постановление . К сожалению, бывают пограничные ситуации, когда разметку видно плохо, а знак закрыт, например автобусом. Отчасти помогает вот что: стоп-линию (разметку 1.12) рисуют не более чем за 5 метров от светофоров на стойке и не более чем за 20 метров от подвесных (ГОСТ Р 52289–2004) - выдерживайте эти расстояния, если подозреваете, что на перекрёстке может быть стоп-линия.

И последнее: помимо ситуаций, когда разметку не видно совсем, бывает, её видно очень плохо. Из-за руля она почти неразличима, но на обработанных фотографиях, которые изучит суд, она вполне может проявиться. Подобные случаи часто трактуют против водителей, поэтому имейте в виду: если разметку видно хотя бы фрагментами, лучше её учитывать.

А чтобы было веселее, предлагаем пройти небольшой тест.



 

Возможно, будет полезно почитать: