Избыточные требования. Избыточные требования погубят рынок такси

Ежегодно ФАС выявляет огромное количество нарушений закона 44-ФЗ. Причем большая их часть связана с тем, что заказчики неправильно описывают объект закупки в документации, предъявляя завышенные требования к его характеристикам. В статье расскажем о том, какие существуют характеристики объекта закупки, и приведем примеры нарушений, которые заказчики допускают при их описании.

Какие характеристики заказчики описывают в документации

Описывая объект закупки, заказчики указывают характеристики четырех типов: качественные, технические, эксплуатационные и функциональные.

Качественные . Это свойства, характеристики и признаки объекта закупки, которые подтвердят, что он способен полностью удовлетворить нужды заказчика. Они являются критериями оценки заявок и окончательных предложений. Описание качественных характеристик должно быть дано с использованием стандартных показателей, обозначений, терминов и так далее.

Технические . В описании объекта закупки заказчик приводит информацию, которая определяет его технические свойства. При этом он может описывать их развернуто и детализировано, с приведением конкретных примеров и параметров. Также заказчик может описать, например, регламент или порядок действий при выполнении работ, оказании услуг. Допустимо использовать эскизы, чертежи, фотографии. Как и в случае с качественными характеристиками, при описании следует руководствоваться техническими регламентами и стандартами.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Эксплуатационные . Сюда относятся параметры, которые обеспечивают надежность и работоспособность объекта закупки, его эффективное использование. Например, это такие параметры, как прочность, долговечность, устойчивость и многие другие. В качестве эксплуатационных характеристик заказчик может указать также и расходы, которые придется понести для поддержки объекта в работоспособном состоянии.

Функциональные . В эту группу характеристик включаются сведения об объекте закупки, свидетельствующие о его способности исполнять свои функции. Функциональные характеристики описывают основное назначение товара и условия его эксплуатации.

Важно помнить, что заказчик сам определяет, какие именно характеристики указать. В связи с этим рекомендуется составлять документацию закупки с привлечением специалистов, которые разбираются в закупаемом объекте профессионально. Кроме того, важно учесть требования тех лиц, которые непосредственно будут его использовать в своей работе (например, удобство и простота в обращении).

Примеры нарушений из практики ФАС

Чаще всего заказчики устанавливают излишние характеристики в описании объекта закупки, что вводит участников в заблуждение либо ограничивает конкуренцию. Далее рассмотрим несколько примеров реальных нарушений, допущенных заказчиками.

Достаточно часто заказчики указывают характеристики, информацию о которых производители обычно не предоставляют. Например, в закупке бордюрного камня заказчик установил обязательные требования к характеристикам воды, с применением которой он изготавливался. Участник справедливо расценил, что такие требования являются излишними. В ФАС подтвердили - имеет место нарушение законодательства, поскольку указанную информацию производитель не предоставляет. Следовательно, поставщик, да и сам заказчик, не может ее знать.

Порой заказчики уделяют излишнее внимание отдельным деталям в ущерб описанию самого объекта. Пример - закупка работ по устройству велосипедной парковки. Составляя документацию, заказчик подробно описал, из каких материалов должны быть произведены элементы велопарковки. Многостраничное техническое задание содержало требования к составу проволоки, извести, мешковины и другим материалам. А вот то, какой же должна быть сама парковка, заказчик осветил очень скудно. Он указал лишь цветовое решение и физические параметры - длину, ширину и высоту. При этом не было упомянуто о сооружениях, которые должны располагаться на парковке, например, пункте проката велосипедов, скамейках. ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение: отсутствие необходимых требований к самому объекту закупки при излишних требованиях к материалам, из которых он изготовлен.

Иногда заказчики могут увлечься описанием объекта настолько, что приводят характеристики товаров, работ или услуг, которые не имеют прямого отношения к закупке. Например, в контракте на закупку снегоуборочных работ заказчик написал, что исполнитель несет материальную ответственность в случае нанесения ущерба третьим лицам при выполнении работ. Ничего особенного в этом нет - само по себе это требование соответствует законодательству. Однако в техническом задании заказчик установил требование к бетонной смеси, которую исполнитель должен будет использовать при возмещении ущерба, нанесенного имуществу третьих лиц. Участник обратился в ФАС, которая постановила - заказчик установил излишнее требование. Ему следовало лишь заручиться согласием поставщика на исполнение условий госконтракта, в том числе и по возмещению ущерба третьим лицам. Он же потребовал указать сведения о товаре, который вообще не относится к объекту закупки.

История вопроса: На официальном сайте 22.02.2014 было размещено извещение № 0372200029214000001 о проведении аукциона в электронной форме с Н(М)ЦК 3 756 000,00 руб., Заказчик - СПб ГБУ «Курортный берег». Было подано пять заявок, к аукциону комиссией Заказчика были допущены только две. Одна заявка была отклонена за непредставление конкретных показателей, две – за предоставление недостоверных сведений. 28.02.2014 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «Биоэкология» на действия аукционной комиссии Заказчика.
Мнение заявителя: ООО «Биоэкология» была подана заявка на участие в аукционе на поставку туалетных модулей-павильонов. Аукционной комиссией Заказчика заявка была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, ООО «Биоэкология» было отказано в допуске к участию в аукционе на основании: «Заявка не соответствует пункту 3.1.3 части 1 аукционной документации: в заявке участника предоставлены недостоверные сведения». Заявитель утверждает, что его заявка содержит все сведения о конкретных показателях материалов в полном соответствии с требованиями Закона и аукционной документации.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки и инструкцию по ее заполнению. Заказчиком в документации не прописаны необходимые для формирования заявки рекомендации. Неопределенность с требованиями по оформлению заявки и отсутствие инструкции нарушает Закон.
Мнение Заказчика: Требования к техническим характеристикам материала установлены в приложении № 1 к Техническому заданию Части III документации об аукционе. В соответствии с положениями п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 3.1.3 Раздела 3 аукционной документации первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Заказчиком. В заявке Участника указано: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%». Однако по ГОСТ 380-2005 марке ст3пс соответствуют другие характеристики : «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%». Таким образом, заявка содержит недостоверные сведения.
Комиссия установила:
По п. 1 «Туалетный модуль-павильон» приложения № 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Материал должен быть сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода должна быть не более 1,22%, массовая доля марганца должна быть менее 10,40 %, массовая доля кремния должна быть менее 0,85%». В заявке ООО «Биоэкология» по п. 1 значится: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%». Однако в соответствии с ГОСТ 380-2005 стали марки ст3пс соответствуют следующие характеристики: «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%», следовательно, заявка ООО «Биоэкология» содержит недостоверные сведения.
Таким образом, аукционной комиссией на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участнику закупки правомерно отказано в допуске к участию в аукционе. Жалоба является необоснованной.
Согласно Закону о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: 1) в документации об аукционе при описании материала установлены не стандартные показатели; 2) в приложении № 1 к техническому заданию при описании объекта закупки установлены очевидно избыточные требования для данного материала (например: массовая доля углерода в материале должна быть менее 3,05%, массовая доля марганца не должна быть более 0,5 %, массовая доля кремния должна быть менее 6,05%, массовая доля фосфора не должна быть более 0,04%).
Решение комиссии:
1. Признать жалобу ООО «Биоэкология» необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов .
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика и членов его аукционной комиссии.
Из предписания:
- отменить все совершенные действия и принятые решения в ходе осуществления закупки № 0372200029214000001;
- вернуть участникам размещения заказа поданные ими заявки на участие в аукционе № 0372200029214000001.

Второе чтение Закона «О такси», в котором немало «приятных» сюрпризов, Госдума планирует провести в мае

Фото Светланы Холявчук/ТАСС

Минтранс подготовил поправки в законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», которые оказались в распоряжении РБК . В Государственной Думе утверждают, что всерьёз обсуждать этот вариант законопроекта пока нельзя. Кроме того, депутаты подготовили свой вариант поправок.

Такси может стать дороже

Документ был принят Государственной Думой в первом чтении ещё в 2014 году. С тех пор идёт подготовка ко второму чтению законопроекта, обсуждаются различные варианты. Согласно одному из них, распространённому сегодня, 20 апреля, в СМИ, всех - и онлайн-операторов, и таксистов, и пассажиров - ждут «приятные» сюрпризы, заплатить за которые, скорее всего, придётся конечному потребителю услуги - пассажиру.

Так, в поправках, подготовленных Минтрансом, указывается, что онлайн-сервисы должны будут согласовывать тарифы на поездки с перевозчиками, проверять у водителей разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа и разрешение на предпринимательскую деятельность, а также вводят ответственность агрегатора перед пассажирами за качество услуги.

Кроме этого, Минтранс предлагает ограничить максимальное количество выдаваемых в России разрешений на извоз, а в случае если число желающих будет больше, проводить аукционы. Также поправки предусматривают введение единого цвета кузова для всех лицензированных таксистов (если этого требуют региональные законы).

Против согласования цен между агрегаторами услуг такси и перевозчиками сегодня высказался глава ФАС Игорь Артемьев . Хотя глава антимонопольной службы и не видел соответствующего предложения Минтранса, он убеждён что появление такой нормы «может способствовать созданию картельного сговора».

«Надеюсь, что они (Минтранс) какие-то оговорки сделали. Надо сказать, что согласование цен между конкурентами, а они являются конкурентами между собой, - это картельный сговор, и для него есть 178-я статья Уголовного кодекса», - сказал Игорь Артемьев журналистам.

Начальник Отдела пресс-службы и информации Минтранса Тимур Хикматов пояснил «Парламентской газете», что окончательный вариант поправок будет готов позже.

«Все заинтересованные ведомства направляют свои предложения по законопроекту. После получения всех позиций Правительство примет взвешенное решение, - пояснил он в комментарии. - В соответствии с регламентом кабмина поправки к законопроекту подписываются председателем Правительства, заместителем председателя Правительства, осуществляющим в соответствии с распределением обязанностей взаимодействие с палатами Федерального Собрания, как правило, после рассмотрения проекта на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности».

Представители Get-такси к моменту сдачи материала на запрос «Парламентской газеты» не ответили. С компаниями Яндекс-такси и Uber связаться не удалось.

«Одна баба сказала»

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков пояснил «Парламентской газете», что видел документ, подготовленный Минтрансом, однако обсуждать его преждевременно.

«Я надеюсь, что вариант законопроекта, который в итоге придёт в Государственную Думу, будет сильно отличаться от имеющейся версии документа. Пока же идут переговоры, заинтересованные стороны в этом участвуют», - сказал депутат.

В ближайшее время в Правительстве пройдёт согласительное совещание по проекту поправок.

Лысаков, в свою очередь, подчеркнул, что работа над законопроектом в Государственной Думе не прекращалась.

«Мы подготовили свои поправки, - рассказал депутат. - Они взвешенные и дают возможность рынку развиваться, вводят единые стандарты и для отечественных, и для западных компаний».

Законодатель рассказал о том, в чём поправки, подготовленные в Госдуме, отличаются от документа Минтранса.

«Сейчас проблема в том, что заходящие на наш рынок иностранные компании, такие как Uber, Get-такси, могут «сожрать» наших перевозчиков, поскольку они дают заказы (хотя и утверждают, что это не так) через приложения любым водителям, то есть часто - «бомбилам», - пояснил Лысаков. - Наш законопроект заставит их передавать заказы только лицам, имеющим разрешение на таксомоторную деятельность. Иначе получается, что легальный таксист платит налоги, и его штрафуют в случае нарушений. А нелегальный получил через агрегатора заказ, положил деньги в карман, отчислил компании её долю, и эти деньги ушли за границу. Кому это выгодно?»

Своим вариантом законопроекта депутаты хотят поставить этому преграду.

«Хотят работать - пусть зарегистрируются, встанут на налоговый учёт и платят налоги. Тогда будет правильная, равная и честная конкуренция. И передавать заказ посредническая информационная компания должна будет только лицу, имеющему разрешение. Будет разработан соответствующий реестр», - уточнил Вячеслав Лысаков.

По его мнению, обсуждать сейчас то, «что пока не имеет окончательного варианта и не внесено, всё равно что вести разговор на тему «одна баба сказала».

У каждого своя мера ответственности

В поправках, подготовленных Минтрансом, по мнению Вячеслава Лысакова, «много «чудес». «Спорные моменты заложены там по квотам, по единому цвету, это всё позавчерашний день. Зачем нам тащить это всё в законопроект, тем более в сложных экономических условиях, когда люди теряют работу, когда две трети таксистов - это «бомбилы»? Минтранс предлагает, например, сократить количество машин через квотирование. Я всегда говорил, что если в регионах сократить количество машин, то там останутся только компании, принадлежащие родственникам, друзьям местных чиновников. Это абсолютная истина», - считает законодатель.

«Даже если Правительство и внесёт свои поправки, это абсолютно не означает, что они автоматически войдут в законопроект, над которым мы работаем уже два года, - утверждает Вячеслав Лысаков. - Профильный комитет Госдумы оставит то, что посчитает нужным. Если эти предложения совпадут с нашими, ну что ж, мы порадуемся, что движемся в одном направлении, и оставим их. А если попробуют навязать обязательный цвет для автомобилей такси, который абсолютно не добавляет ни качества услугам такси, ни безопасности вождению, мы будем против».

Депутат пояснил, что в тех регионах страны, где был введён обязательный цвет для автомобилей такси, автомобилисты прекратили получать разрешения, потому что никто не захотел перекрашивать свои автомобили или наклеивать на них плёнку.

«Может, это чиновнику какому-то нужна такая норма? Или бизнесмену, у которого есть мешок денег и он может в любой регион привести определённое количество покрашенных в нужный цвет машин, захватить рынок и диктовать свои условия? Мы с этим не можем согласиться! Есть шашечки и есть фонарь! И этого достаточно!» - убеждён Вячеслав Лысаков.

Однако, согласно законопроекту, подготовленному депутатами, регион всё-таки может вводить дополнительные требования как для автомобилей, используемых для работы в такси, так и для водителей.

«Но при одном условии, - уточнил Лысаков. - Если власти экономически поддерживают этот бизнес, - например, с помощью организации бесплатных стоянок, организации лизинга автомобилей и т. п. То есть «пряник» показать, ну и немного «кнутом пощёлкать». И то с обоюдного согласия местной власти и таксистов. Если ввести избыточные требования, то никого на этом рынке не останется, люди сбегут попросту и станут «бомбилами». Так уже было в 2011 году».

Говоря о предложенной Минтрансом ответственности агрегатора перед пассажирами за качество услуги, Вячеслав Лысаков сказал, что каждый должен нести свою меру ответственности.

«Задача агрегатора, диспетчерской службы - передать информацию лицу, имеющему разрешение на таксомоторную деятельность. Они несут ответственность только за то, чтобы в оговоренное время приехала машина, по сути, - считает автор поправок к Закону «О такси», - за всё остальное - безопасность пассажира, возможное ДТП, поломку несёт ответственность водитель, имеющий лицензию, или перевозчик в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами и КоАП».

Законопроект, подготовленный депутатами, практически готов ко второму чтению. Сейчас уточняются его отдельные положения, происходят согласования с профессиональным сообществом. В Государственной Думе сообщили, что во втором чтении законопроект, скорее всего, будет рассмотрен в мае.

На примере решения ФАС рассмотрим в статье, к каким последствия привели к излишние требования к участникам закупки.

О чем пойдет речь: Действуя в рамках Закона о контрактной системе от 5.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчик допустил нарушения при разработке конкурсной документации. Во-первых, учреждение выставило дополнительные, не предусмотренные законом требования к участникам закупки. Во-вторых, порядок оценки по одному из показателей не соответствовал законодательству. А в условиях контракта отсутствовали конкретные размеры санкций. Из статьи вы узнаете, какое решение по этому делу принял контрольный орган.

Суть нарушения

Нарушения были выявлены при проведении открытого конкурса по развитию информационной системы для СМП.

Важный документ

Постановление ФАС России от 08.06.2015 по делу № К-1424/14/АК055-14

Изучив конкурсную документацию, сотрудники контрольного органа обнаружили, что помимо ограничения числа участников субъектами малого предпринимательства, заказчик потребовал, чтобы организация соответствовала такому статусу в течение предшествующих двух лет. Требования заказчика не соответствовали положениям Закона № 44-ФЗ и в отношении компетенции исполнителя.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Порядок присвоения баллов и условия об ответственности контракта также вызвали нарекания со стороны проверяющих.

Решение ФАС

За ошибки в документации заказчика привлекли к административной ответственности и взыскали штраф.

Требования о соответствии критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закона № 209-ФЗ) заказчик установил правильно. Но условие о том, что участник должен быть таким субъектом в течение определенного периода времени проверяющие признали незаконным.

Еще одним требованием к исполнителю учреждение выставило срок функционирования компании, он должен был составлять не менее 10 лет. А свою компетенцию участник должен был подтвердить документом, выданным одним из научно-исследовательских институтов.

Сотрудники контрольного органа пришли к заключению, что все эти действия нарушают ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Ведь согласно ч. 4 той же статьи заказчики обязаны установить дополнительные требования к участникам, только если такие требования предусмотрены актами Правительства РФ.

Еще одно нарушение было выявлено при изучении порядка оценки конкурсных заявок .

Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю «Качество работ» заказчик решил считать как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии. Такой порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, так как зависимость между количеством присваиваемых балов и сведениями участников по указанному показателю отсутствует. В то же время при разработке порядка оценки заказчик должен руководствоваться п. 11 Правил оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила). Данная норма гласит о том, что для оценки заявок по каждому критерию необходимо использовать 100-балльную шкалу оценки.

На заметку

Возможность устанавливать критерии оценки по своему усмотрению, а также не применять установленные Правилами оценки предельные величины значимости заказчики вправе при проведении запроса предложений (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3855)

Контролеры решили, что такие действия заказчика нарушают п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ. Ведь надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в документации прописан не был.

Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки. Согласно материалам дела, такая инструкция в составе извещения отсутствовала. Таким образом, заказчик нарушил и эту норму Закона № 44-ФЗ.

В проекте контракта вместо конкретных размеров штрафов и пени были указаны ссылки на постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Поэтому сотрудники контрольного органа пришли к заключению, что требования ч. 5, 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ заказчик также нарушил. Ответственность за такие ошибки предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Должностное лицо заказчика наказали штрафом в размере 3 000 рублей.

Практические выводы

Устанавливать требования к участникам закупок надо в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ. Например, ограничения для компаний из числа СМП ограничиваются требованиями Закона № 209-ФЗ. Среди них нет условия о сроке принадлежности организации к малым предприятиям.

Требования о периоде осуществления участником своей деятельности контрольные органы также расценят как умышленное сокращение количества участников.

И обратите внимание, что требовать не предусмотренные законом информацию и документы тоже нельзя.

Отдельного внимания заслуживает порядок оценки заявок участников. При его разработке нужно ориентироваться на Правила оценки. А для участников заказчик должен разработать четкую и понятную инструкцию по заполнению конкурсной заявки.

Обратите внимание и на Правила определения штрафов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Учитывая, что Законом № 44-Фз не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, размер неустойки надо определить еще в документации.

На заметку

При расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых надо используйте ставку рефинансирования ЦБ РФ, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке Банка России (письмо Минфина России от 10.02.2016 № 02-01-10/6831)

Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2014 г. N К-1469/14
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. Б. Снос нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А. Строительство нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А (взамен снесенного) (номер извещения 0172200002514000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены показатели товаров, используемых при выполнении работ, а именно: "показатели для которых указаны варианты значений", "показатели для которых установлены диапазоны значений".

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 09.10.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 10.10.2014.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 19.09.2014;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 192 195 020 рублей;

3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения об устройствах защитного отключения, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно: сведения об устройстве защитного отключения "Выключатели дифференциальные ВД1-63 (УЗО)" со следующими показателями: условия эксплуатации - УХЛ 4, степень защиты выключателя - IP20.

Согласно доводу жалобы Заявителя "плиты теплоизоляционные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут выпускаться шириной 487,9 или 665,8 мм".

В соответствии с пунктом 89 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к плитам теплоизоляционным: ширина более 487,9 и менее 665,8 мм.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения о плитах теплоизоляционных, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно сведения о товаре "плита теплоизоляционная "Венти Баттс Д" с шириной 600 мм.

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование частоты 60 Гц для шнура с рабочим напряжением не более 380 В.

В соответствии с пунктом 16 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Шнур": рабочее напряжение - не более 380 В, частота - 50 или 60 Гц.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные требования установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и потребностями Заказчика, Уполномоченного органа с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества.

Согласно доводу жалобы Заявителя "В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 499 Смесь асфальтобетонная тип 3, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип Б, марки III. В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 500 Смесь асфальтобетонная тип 4, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип В, марки III", при этом согласно локально-сметному расчету смесь асфальтобетонная тип 3 и 4 должна быть пористая, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что заявка на участие в Аукционе составляется в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании документации об Аукционе, при этом требования к товарам "Смесь асфальтобетонная тип 3", "Смесь асфальтобетонная тип 4" соответствуют потребностям Заказчика, Уполномоченного органа, а также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя "по ряду показателей товаров, указаны избыточные требования к потребительским свойствам".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования, указанные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа, также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.

В пункте 5.2 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "Если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки, а также в случаях нарушения Подрядчиком конечного и (или) промежуточных сроков, определенных Календарным планом выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику по его письменному требованию неустойку в виде пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком надлежащим образом за каждый день просрочки исполнения каждого из обязательств, предусмотренных настоящим контрактом".

Согласно пункту 5.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена другими пунктами контракта Подрядчику начисляются штрафы в размере ________________".

В пункте 5.13 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчику начисляются штрафы в размере ________________".

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.



 

Возможно, будет полезно почитать: