Милость божья. Божья милость, христианские проповеди

О милости Господней в Слове Божьем говорится очень много. Действительно, слово «милость» встречается в нем более 250 раз, и сегодня мы рассмотрим некоторые из этих примеров.

1. Милость: что это?

Для понимания того, чем является милость, обратимся сначала к Луки 10:30-37. Здесь Иисус, отвечая на вопрос законника о том, кто считается ближним, использует притчу:

Луки 10:30-37
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему МИЛОСТЬ. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

В отличие от священника и левита, самарянин отказался быть равнодушным к полуживому страннику. Наоборот, он сжалился над ним, оказал милость и помог ему. Поэтому милость означает – иметь сострадание, сжалиться; помочь кому-либо из любви, не ожидая ничего взамен. И Господь наш очень богат милостью. Во 2 главе Послания к Ефесянам ясно говорится:

Ефесянам 2:4-6
«Бог, богатый милостью , по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, --благодатью вы спасены, -- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

Не потому, что мы стоили этого или заслужили спасение своими делами, но мы приняли его по благодати, любви и милости Божьей. Как и в случае с тем путником, которого разбойники оставили полумертвым у дороги, мы были мертвы в своих преступлениях. Религия, философия и все остальное не могли помочь нам. Они приходили мимо, как левит и священник. Но Господь, «богатый милостью , по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживил со Христом». Он протянул нам руку и избавил нас «от власти тьмы» и ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1:12-13). В 1-ом Послании Петра 1:3 говорится:

1 Петра 1:3
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».

и в Римлянам 5:8
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Мы были мертвы. Бог был исполнен любви, милости и сострадания. Он протянул нам руку и оживил нас. Хотя в нас не было никакой ценности, Он сделал нас ценными. Хотя мы были грешниками, Он сделал нас праведными. Хотя мы были его врагами, Он примирил нас с Собой. Он вывел нас из Царства тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего. Как же велики Его благодать, любовь и милость к каждому из нас лично!

2. «Сосуды милости»

Продолжая ту же самую тему, перейдем к Римлянам 9 главе. Там, в стихах 15-16, читаем:

Римлянам 9: 15-16
«Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, НО ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО».

Другими словами, суть не в том, как мы стараемся. Все дело не в нашей силе или в способностях, но в милости Божьей. Без Его милости сами по себе мы не можем делать ничего (Иоанна 5:30, 15:5).

Римлянам 9:22-24
«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия , которые Он приготовил к славе».

Хотя мы и были сосудами гнева, мы ими больше НЕ являемся. Наоборот, теперь мы сосуды милосердия, которые Бог приготовил для того, чтобы нам познать богатство Его славы. Он приготовил нас для славы! Милость Его – из рода в род. Как говорится в Луки 1:50:

Луки 1:50
«…и милость Его в роды родов к боящимся Его».

Также в Псалме 24:10 сказано:

«Все пути Господни--милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».

Псалом 32:18
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

Псалом 31:10
«Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость ».

Псалом 32:5
«Он любит правду и суд; милости Господней полна земля».

Псалом 35:7-11
«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои--бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем».

Псалом 56:11
«…ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя».

Псалом 62:4
«ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя».

Псалом 68:17
«Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня».

Псалом 85:15
«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…».

Псалом 102:13, 17
«…как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».

Псалом 88:15
«…милость и истина предходят пред лицем Твоим».

Псалом 102:11
«ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его».

Псалом 102:1-4
«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя--святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью ».

Псалом 118:1
«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

Хотя существуют и другие упоминания о милости Господней, подводя итог тому, что мы рассмотрели до этого момента, можно сказать следующее:

Бог богат милостью, Он приобрел нас Себе по богатству Своей славы.

Все пути Его – милость и истина, и они идут перед Ним.

Вся земля полна Его милости. Его милость передается из поколения в поколение боящихся Его.

Его глаза устремлены на тех, кто верит в Его милость, и милость окружает их.

Его милость блага и драгоценна. Она лучше, чем жизнь!

Как отец милует (жалеет) своих детей, так и Господь милует (жалеет) боящихся Его.

Его милость к нам велика, как небо далеко от земли, и Он венчает нас милостью и милосердием.

Мы - сосуды милости, приготовленные Им для славы!

3. Другие примеры Божьей милости.

Изучая далее, мы увидим еще больше примеров милости Господней, которые приводятся в Библии. Так, именно милость Господа к Аврааму привела его слугу в землю его предков, чтобы найти Исааку жену. После всего, описанного в Бытие 24:1-25 и после того, как он повстречал Ревекку, будущую жену Исаака, слуга « ...преклонился [...] и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!».

Именно милость Господня спасла Лота и его семью от содомского разрушения:

Бытие 19:17-19
«Когда же вывели их вон, [то один из них] [из ангелов – прим. авт.] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя , которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть».

Именно благодать и милость Господа сохранили Иосифа в первые трудные годы в Египте:

Бытие 39:21
«И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость , и даровал ему благоволение в очах начальника темницы».

Несмотря на трудности, которые от начала до конца были предусмотрены Господом, Господь был с Иосифом и являл ему милость.

4. «Да приступаем с дерзновением...."

Милость Господа дается не мерой. Милость дается Богом не изредка, не периодически, а постоянно. ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ЕГО СУЩНОСТИ. Как Он советует нам в Евреям 4 главе:

Евреям 4:14-16
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ».

Нам нужна милость. Нет никого, кто бы не нуждался в ней. Давайте же будем с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы получать то, в чем мы нуждаемся. Давайте откроем Богу свои сердца. Давайте просить Его о милости и сострадании к нам, как поступал в подобных ситуациях Давид:

Псалом 4:2
«Помилуй меня и услышь молитву мою».

Псалом 6:2
«Помилуй меня , Господи, ибо я немощен».

Псалом 9:14
«Помилуй мен я, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, --Ты, Который возносишь меня от врат смерти».

Псалом 24:16
«Призри на меня и помилуй меня , ибо я одинок и угнетен».

Псалом 29:11
«…услышь, Господи, и помилуй меня ; Господи! будь мне помощником.»

Псалом 31:9, 17
"Помилуй меня , Господи, ибо тесно мне... Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею».

Псалом 50:3
«Помилуй меня , Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои».

Псалом 86:16
«призри на меня и помилуй меня ; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей».

Псалом 122:2-3
«Вот, как очи рабов [обращены] на руку господ их, как очи рабы--на руку госпожи ее, так очи наши--к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас , Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых».

Никто из искавших милости Божьей не ушел с пустыми руками. И следующие примеры подтверждают это:

Двое слепых

Матфея 9:27-30
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов ! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их».

Женщина-хананеянка

Матфея 15:22-28
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов , дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».

Отец с бесноватым ребенком

Матфея 17:15, 18
«[отец] сказал: Господи! помилуй сына моего ; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду… И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час».

Другие двое слепых

Матфея 20:30-34
«И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов ! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».

5. Заключение

Милость Господня и сострадание Его к детям Своим безмерно велики, как расстояние от неба до земли. Мы – сосуды благодати Его, которые Он приготовил к славе! Он окружил нас своей любовью и состраданием. Он богат милостью. Давайте еще раз обратимся к Евреям 4 главе:

Евреям 4:16
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Чтобы одарить особой милостью преданного, привязанного к материальному миру, может ото­брать у него все. И преданный благодарен Кришне за это, потому что знает: в таком положении ему не на кого полагаться, кроме Господа. И в этом случае преданный предаётся ещё больше…Но мате­риалист не знает об этом, и с его точки зрения такой преданный досто­ин жалости.

Мы знаем примеры вайшнавов, которые, если принимать во внима­ние только их материальное положение, прозябали и нищете, были не­счастны или страдали. Однако в их сердце был покой, и, что бы ни про­исходило, они использовали любую возможность помнить о Верховной Личности Бога. Поэтому при любых обстоятельствах они были счастливы .

Есть история о нищем брахмане, который жил на подаяние и был рад любой милостыне. Он просил даже у бедняков и всегда был дово­лен. Все, что ему давали, Брахман: 1) Ведический мудрец;
2) Абсолютная Истина в виде безличной ипостаси Бога

">брахман предлагал Верховному Господу. Он посвящал все свое повторению , был умиротворен, что бы ни случилось, и даровал ему Свою милость. Господь очень добр к людям, которые удовлетворены Ему и не гонят­ся за ненужными материальными удовольствиями. Какую же милость дает им Верховный Господь? Он отвечает на преданность, отдавая Самого Себя. Но Материалист — тот, чьи интересы целиком сосредоточены на удовлетворении своих материальных потребностей.

">материалист
судит о преданных поверхностно, и с его точки зрения этот брахман просто смешон, потому что живет, как по­прошайка, за счет подаяний.

«Глупые люди думают, что преданное служение- это способ польстить Господу, чтобы получить от Него милость».

Мы часто приводим такой пример: преданные распространя­ют книги, чтобы дать людям возможность узнать о сознании Криш­ны, материалисты же думают, что эти преданные просто попрошай­ки и насмешливо советуют им устроиться в жизни получше, занять­ся чем-нибудь стоящим, пойти работать, где за такое будут платить отличные . Поэтому встречая преданных, они ча­сто спрашивают, сколько им платят за . Я пом­ню, как однажды мне самому задали такой вопрос. Я стоял с книга­ми на улице под проливным дождем и вымок до нитки, но был так рад возможности распространять книги о сознании Кришны, что не об­ращал на дождь внимания. Один прохожий спросил, сколько мне за это платят. «Вы сумасшедший!»-воскликнул он, узнав, что не пла­тят ничего.

Материалист видит только внешнюю сторону событий, и поэтому не может понять, что такое подлинная милость. Получить возможность служить Господу-вот настоящая милость.Обрести такую милость не­просто, особенно тем, кто с головой ушел в чувственные наслаждения. Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (2. 44):

бхогаишварйа-прасактанам
тайапахрита- четасам
вйавасайатмика буддхих
самадхау на видхийате

«В умах тех, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и ма­териальному богатству, кто сбит всем этим с толку, никогда не возник­нет твердой решимости заниматься Верховному Господу».

У таких людей в голове не укладывается, как человек может оказы­вать кому-то услугу, ничего не желая взамен. Им кажется, что это по­хоже на черную дыру, в которой все бесследно исчезает. Такие люди не в состоянии постичь, в чем состоит милость Господа, потому что ничего не знают о глубоких, внутренних событиях в жизни предан­ного, о том, что Господь отвечает на его взаимностью. Для них это тайна за семью печатями. В понимании материалиста благо­склонность Господа должна выражаться в солидном банковском счете, удобном доме и модном автомобиле - это они назвали бы настоящей милостью. Именно так, по их мнению, Господу следовало бы отбла­годарить преданного за оказанное Ему служение.

Преданный служит и прославляет Господа, потому что знает о положении Го­спода. В материальном мире люди забыли о своем естественном духовном положении и говорят о чем угодно, только не о Господе. Вместо того, чтобы прославлять Господа, они хвалят других, хвалят себя. Воздавать должное Господу, тому, кто действительно достоин прославления,-врожденная склонность каждо­го. Почему? Потому что Господь-Верховная Личность, Всемилости­вый. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (10.8):

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

«Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Поэтому мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью». Они осознают со всей ясностью, кто такой , и понимают, как незначительны они по сравнению с Ним. Мудрые признают: «Кришна- Бог, а я- Его слуга». Это , и она не подлежит изменению. Мы можем попытаться объяснить свое по­ложение как-то иначе, но это объяснение будет лишь очередной иллюзи­ей. Абсолютную Истину изменить невозможно!

Из лекции Е.С. Шрилы Ниранджаны Свами ,
Шримад-Бхагаватам 1.8.29 ,
январь 1998г., Бостон

«Блаженны милостивые» (Мат. 5:1а).

Без милости Божьей никто из нас не может быть спасен. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой Он возлюбил нас, позаботился о нашем спасении.

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
(Еф.2:4)

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
(Тит.3:5)

Милость не только жизненно важна изначально для нашего спасения, но также жизненно необходима в нашей повседневной жизни для Бога.

В Евр. 4:14-16 сказано:

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:14-16)

Милость к нам исходит от огромного сострадания Господня.

Если мы понимаем, что спасены Божьей милостью, вполне естественной станет необходимость развивать в наших сердцах сострадание и милосердие к другим. Такое отношение должно идти к нам прямо от сердца Божьего.

Это значит облечься в Его естество и выражать Его отношение к окружающим.

Пример милости

В толковом словаре Вайна говорится:

«Милость — это внешнее проявление жалости; она предполагает нужду в ней со стороны того, кто ее получает, и возможность удовлетворить эту нужду со стороны того, кто его выказывает».

Иисус привел самый яркий пример милости. В связи с заповедью “возлюби ближнего твоего, как самого себя”, Он рассказал историю о добром самарянине, показав в ней, кто является ближним.

В Его притче человек попадает в руки разбойников, которые его избивают и оставляют умирать. И священник, и левит видели состояние пострадавшего, но прошли мимо по другой стороне дороги. Потом человека увидел случайно проходивший мимо самарянин. Почувствовав к нему сострадание, он помог ему. Он посадил человека на своего осла и привез в гостиницу, где мог лучше позаботиться о нем. А когда уже не мог оставаться дольше, то дал владельцу гостиницы денег, чтобы тот ухаживал за человеком. Он и был ближним по отношению к пострадавшему, проявив к нему милость.

Милость является той самой причиной, по которой Иисус принял образ человека. В Евр. 2:17 говорится:

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
(Евр.2:17)

Сам же Иисус сказал:

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
(Лук.6:36)

Как нам проявлять милость?

Один из способов проявления милости по отношению к другим кроется в наших суждениях.

В Иак. 2:12 говорится:

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
(Иак.2:12)

Контекст, откуда взяты эти слова, говорит о лицеприятии.

Иаков пишет, что, если на наших христианских собраниях мы почитаем больше богатых, нежели бедных, то мы предвзяты и судим закон Божий. Сердце не разглядишь извне. Бедная одежда не говорит о бедности натуры. Бог смотрит на то, что внутри, так должны поступать и мы.

Даже если чье-то поведение не такое, каким должно быть, мы должны судить об этом человеке, исходя из милосердия, поскольку и у нас в жизни есть прегрешения.

Мы должны проявлять милосердие к тем, кто в беде.

В Мат. 25:31-46 Иисус описал картину суда. Он сказал, что, когда все народы соберутся перед Ним, Он отделит их, как пастырь отделяет овец от козлов. Он возьмет к Себе тех, кто давал пищу голодным, одевал нагих, посещал больных и узников и принимал странников. Он прогонит тех, кто отказал в помощи таким нуждающимся.

Иисус сострадал людям во всех их бедах. Он проявил милосердие к вдове, единственный сын которой умер. Он проявил милосердие к женщине, уличенной в прелюбодеянии. Он проявил милосердие к расслабленному, исцелив его. Он проявил милосердие к женщине, которая годами лечилась у докторов, но не находила облегчения. Он проявлял милосердие к одержимым бесами.

Все вокруг нуждаются в милосердии. В милосердии и помощи нуждаются матери, старающиеся воспитать своих детей для Бога, когда они приводят их на богослужения. В милосердии нуждаются пожилые христиане, чувствующие себя ненужными в церкви. В милосердии и заботе нуждаются те, чья жизнь разрушена разводом. В нашем милосердии нуждаются дети, лишенные любви и нежной заботы дома. В милосердии всех христиан нуждаются подростки, которые пытаются поступать по правде в мире искушений и греха.

Благословение

«Ибо они помилованы будут» (Мат. 5:76).

Проявляющие милость в ответ получат милость. Это обещание имеет две стороны.

Во-первых, мы получаем милость от людей . Удивительное дело: если кто-то проявляет милосердие по отношению к другим, то, когда ему самому приходится трудно, отовсюду к нему спешат люди, чтобы помочь, оказать какую-нибудь службу. Те же, у кого никогда не находилось ни времени, ни места, чтобы прийти на помощь к другим, оказываются в ужасном одиночестве, когда сами попадают в трудное положение.

Во-вторых, милосердным оказывается милость более важная, нежели человеческая, — это милость Божья. Иаков так говорил о Божьем суде в последний день:

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:13)

Павел писал Тимофею:

16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
(2Тим.1:16-18)

Иногда, пытаясь привести грешника к покаянию, мы подчеркиваем, что Бог проявляет милость в этом мире, но когда мы предстанем перед Ним на суде, тогда будет только правосудие, и никакой милости. На самом же деле, невозможно было бы никому оказаться угодным Богу в судный день, когда б не милость Господня.

Божья милость распространяется на всех нас. Мы можем прийти к Его престолу благодати, чтобы получить эту милость в трудный час. Его милость вечна. Она достигает нас еще до нашего обращения и делает его возможным. Она распространяется на нас, когда мы живем для Него, и будет с нами в судный день. По милости Божьей мы будем жить с Ним вечно на небесах.

Милостивый Бог и Отец Небесный, хвала и слава Твоему святому имени. Отец, мы смело и уверенно подходим к Твоему престолу, моля о милости, которую Ты даешь всем нам. Сделай нас более милосердными к тем, кто окружает нас. Дай нам милостивые сердца, чтобы наша любовь достигала тех, кто страдает.

Во имя Иисуса, аминь.

Милосердие Божье и Его милость есть надежда нашего спасения. Принять спасение, уповая на Бога и Его милость, есть право каждого человека, и выбор он делает самостоятельно. Никто не обещает человеку праздной и беззаботной жизни после покаяния, но прощение прежних грехов его, водительство и попечение в его земном странствовании это то, на что предлагается всякому, приходящему к Богу, Самим Богом.
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис. 43:25)
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)
Бог не вменяет грехов и преступлений человеку, которые он совершил до своего покаяния и обращения к Богу и дарует ему спасение от всего того, что делал он, находясь в неведении и неверии. За дар плата не взимается, хотя он и оплачен Тем, Кто дарует его.
«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1:18-19)
Проводящий же человека по пути спасения после искупления его от греха говорит:
«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14)
Бог дарует спасение по вере человеку, обратившемуся к Нему от прежнего своего образа жизни в надежде на прощение и с твердым решением не грешить, а жить, исполняя заповеди и повеления Господни. Иисус, встретив в храме прощенного и исцеленного Им человека, не предлагает ему успокоиться и ожидать окончания земного странствования для водворения его в небесное царство, Он призывает помилованного и спасенного от прежних грехов его человека идти и впредь не грешить.
Что означает этот призыв? Идти и впредь не грешить, это значит, познавая волю Божью отвергнуть прежний образ жизни и далее жить, исполняя волю Божью.
В нынешнее время мы видим что дети Божьи так и поступают – доверившись благодати идут путем жизни надеясь на Христа. К сожалению сейчас есть много людей трактующих спасение при покаянии как спасение не только от грехов, совершенных в безбожной жизни, но от грехов жизни человека вообще. Это заблуждение не только не развенчивается, продолжая губить многие души, но и находит своих последователей, проповедующих это заблуждение.
Человек не может своими делами или еще чем – искупить душу свою от грехов сделанных в неверии и потому и не может сам обрести спасение. Чтобы человек все-таки не погиб, а имел надежду жизни вечной, Бог и дарует ему прощение через Сына Своего Иисуса Христа. Принявший в свое сердце Господа, получает от Него и разумение Писаний, чтобы дальнейшую жизнь проходить в соответствии с изложенной там волей Божьей.
«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45)
«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк. 4:11)
Бог все сделал для спасения души человеческой – простил человеку грехи сделанные до его обращения и предоставил ему возможность познания воли Божьей для праведной жизни во Христе. При своем покаянии перед Богом, человек отвергает свою прежнюю греховную жизнь и вступая в завет с Богом умирает для греха и воскресает для праведной жизни. В связи с тем, что «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9) и в поместных церквях встречаются разные верующие, да и в самих церквях исповедание веры и пути спасения не везде одинаково, Бог нас предупреждает:
«Время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4:17)
Это нам указывает как на совершенную справедливость Божью: сначала Он будет судить церковь, а потом мир, так и на то, что членство в церкви без праведной жизни во Христе спасения не дает. Писание нас также предупреждает:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21)
Какой из этого всего вывод и выход?
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16)

У Творца вселенной много имен. Одно из них - Волитель милости. Таким именем величает Создателя ветхозаветный (см.: Мих. 7: 18). На святках мы чтим его память и перечитываем, что именно пророк Михей в небольшом иудейском городе: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5: 2).

Бог - Волитель милости, желает людям всегда оказывать милости. Но люди ведут себя так, что не всегда и помилуешь. Святой пророк Михей это разъясняет народу Божию - честно и нелицеприятно. Так часто ветхозаветные пророки выходили с обличениями, что сама речь пророка воспринимается прежде всего как нелицеприятная речь предсказателя грядущих событий и обличителя грехов. Как встречали пророков? Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ.

Когда умножается в народе грех, Господь посылает Своего пророка. Не всегда ведь люди понимают, что грешат. Наша жизнь нам представляется вполне обычной, поведение - в пределах допустимого. Пророк показывает людям, как смотрит на их жизнь Господь. Пророк называет грехи своими именами. Предупреждает о гневе Божьем на грешников. Призывает к покаянию, к исправлению жизни. А если люди к пророку не прислушаются? Если грешники не покаются перед Богом, и гнев Божий прольется на них, то пророк призывает: безропотно терпеть Божий гнев. Тогда рано или поздно Господь сменит гнев на милость, и милость Его будет великой и щедрой.

Подобные пророческие призывы к народу Божию мы можем найти не только у святого Михея, у других ветхозаветных пророков тоже.

Еще раз кратко перечислим, что делает пророк: обличает грехи, предупреждает о гневе Божьем, призывает покаяться и жить по воле Божией, терпеливо переносить наказание Господне, обещает тем, кто будет искать пути примирения с Богом, - небесную милость.

Последнее нельзя упускать из виду. Милость Божья не менее значима, чем гнев Божий, чем обличение греха. Речь пророка не заканчивается на будущем гневе - она простирается до будущей милости.

Это не случайно: Господь - Волитель милости. Пророк выходит к людям сказать, что жизнь их зашла в тупик, что в этом тупике их ждет гнев Божий и погибель. Но если они вернутся на путь Божий, то они спасутся из гибельного тупика. Господь зовет их на простор, к свету и настоящей жизни.

В краткой книге пророка Михея мы всё перечисленное найдем.

Обличение грехов. В чем виноват народ Божий? Народ делает ставку на союз с язычниками, на их политическую силу и на помощь их богов, народ развел на Святой земле идолов, поклоняется истуканам, про Того, Кто вывел из египетского рабства, стали потихоньку забывать. Что касается внутренних дел, здесь тоже неблагополучно: влиятельные люди добиваются несправедливых судебных приговоров, погрязли в коррупции. Не только высокопоставленные лица подвергаются обличениям, и среди простого народа царят раздоры.

Заглянем в книгу пророка: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки... посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего» (Мих. 7: 2-7). Пророк в самых сильных выражениях обличает греховность, однако не погружает людей в беспросветное уныние, он указывает выход - уповать на Бога: именно Божья сила спасает.

Предупреждение о гневе Божьем за грехи. Михей предсказывает в качестве наказания за грехи - . Ни больше, ни меньше. Святой храм будет разрушен, храмовая гора будет распахана и Святой город уподобится овощехранилищу: «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12). Наступает посещение Господне, великое и грозное, политические союзы не смогут его предотвратить.

Призыв к покаянию и жизни по Божьим заповедям. Призыв заявлен не только на словах: призывать будет крепкая рука Всевышнего и ощутимое наказание за грехи. Пророк и народ Божий рассуждают так: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями?.. Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое... за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия (евр. хесед) и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6: 6-8).

Призыв терпеливо переносить наказание Господне, обещание небесной милости. Если народ Божий осознает свои грехи, то свое бедственное положение народ будет воспринимать уже иначе - как епитимью от Бога. Поэтому провозглашает Михей пророк: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7: 9). Кто стерпит гнев Божий, тот призовет и милость Божию.

Да, за грехи храм Соломонов подвергается разрушению, Иерусалим уподобляется овощехранилищу. Да, людей насильно переселяют в Вавилон. Но страшное наказание Божие не навсегда. Посетит людей всевеликая милость Господня, восстанет Спаситель: «И будет в последние дни... пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима... перекуют они мечи свои на орала... В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века». (Мих. 4: 1-3, 6-7). Мы верим: исполнилось обетование милости. В полноту времен Божие Слово стало плотью, Христос наставил остаток Израиля на путь Божий, заключил с народом Новый Завет, ценою крестных страданий искупил грехи мира, воскрес в нетленной славе, и Его Царствию не будет конца.

Что же видим мы в пророчествах святого Михея? Видим обличение греха, призыв покаяться и потерпеть Господа, когда Он гневается за грехи, пророчество о милости Господней, ведь Он - Волитель милости.



 

Возможно, будет полезно почитать: