Что такое трансграничная передача данных. Трансграничная передача персональных данных - это что такое

1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:


Приказ Росграницы от 13.10.2008 N 101 (ред. от 19.07.2011) "О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и ведении его личного дела") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2008 N 12596) Правил, производится при осуществлении таможенными органами, организациями международной деятельности в установленном порядке при условии получения письменного согласия указанных лиц на обработку персональных данных, если иное не установлено статьей 12 Федерального закона "О персональных данных".


призывник 15 августа 2011 в 15:56

Панацея: трансграничная передача персональных данных

  • Чулан *

Периодически натыкаюсь в разных Интернетах на «гениальные» догадки о том, как освободиться от «бремени» исполнения законодательства о персональных данных путем «выхода» из под национальной юрисдикции. Сами вопросы «бремени», на сколько можно судить по публикациям и их комментариям, довольно плохо понимаются авторами - все свалено в одну кучу: что понимать под персональными данными, какие правила обработки соблюдать, что «защищать»… Из этой кучи не проясненного рождаются самые настоящие фантазии-франкенштейны вызывающие буквально панический страх у новоиспеченных (да и у староиспеченных тоже) операторов персональных данных и приводят к методическому запугиванию друг друга с поиском таких вот гениальных по своей простоте решений в лучших традициях язычества. Вместо того, что бы использовать данные законом правовые инструменты по их назначению, им придается какой-то сакральный смысл. Так в свое время сакрализовали институт согласия, совершенно не обращая внимания на его основной смысл: свобода дать и отозвать свое согласие в любое время без объяснения причин. Бумажку с письменным согласием превратили в самую настоящую индульгенцию (да, пусть вас не смущает, что индульгенция имеет вполне себе католические корни, а не языческие. Языческими были те стереотипы мышления, особенности картины мира, которые и привели к всеобщей вере в индульгенцию как простому решению сложных проблем).

Сакрализация трансграничной передачи конечно не была такой масштабной, как всеобщая вера во всемогущество согласия. Модель, по которой предлагалось решить все свои «проблемы с законом» владельцам интернет-сервисов, была невероятно проста:
1) Переносим сайт с базой на хостинг в Евросоюзе.
2) PROFIT!!!
Основным преимуществом при этом называлось то, что в Евросоюзе не установлены «драконовские» требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке. Хотя от части это действительной так, «вывоз» базы за кордон, без смены российского владельца - не выводит ее из под юрисдикции РФ. Иными словами, обязанность исполнять российский закон сохраняется, так как сам оператор никуда от него не делся .
Кроме того, такой простой «вывоз» по закону и не является трансграничной передачей персональных данных.

Как говорит нам собственно закон : трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу .
То есть, трансграничной передачей является только передача оператору персональных данных (controller of the file), не попадающему под юрисдикцию Российской федерации .
Иностранное юридическое лицо (действующее официально) или российское юридическое лицо, собирающие персональные данные на территории России - попадают под действие закона о персональных данных не зависимо от того, где данные в конечном счете обрабатываются. Передача за границу российскому юридическому лицу - также не является трансграничной передачей ПДн.

Трансграничная передача персональных данных накладывает на оператора дополнительные условия, связанные с законностью и целесообразностью такой передачи, так что попытка таким способом «обойти» закон рискует закончится весьма печально. Когда же будет принята новая нормативка касающаяся обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн , наверняка мы и в ней найдем кучу дополнительных ограничений и условий на перемещение данных через госграницу.

Теги: персональные данные, трансграничная передача

Сегодня с распространением Интернета территориальных ограничений для ведения бизнеса с каждым днем становится все меньше и меньше. Число компаний, обращающихся за различного рода услугами к иностранным контрагентам растет, а российский клиент на глобальном рынке становится все более интересным. С распространением облачных технологий возросло число компаний, размещающих данные на зарубежных серверах.

Несмотря на все преимущества отсутствия территориальных рамок, неизбежно возникают вопросы выбора юрисдикции и права для разрешения вопросов, связанных с отношениями контрагентов из разных стран.

Особенно остро эта проблема возникает при рассмотрении вопроса передачи персональных данных между российскими и зарубежными партнерами.

Трансграничная передача

Напомним, что в соответствии с законодательством оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку ПДн, а также определяющие цели обработки ПДн, состав ПДн, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн.

При этом под обработкой понимается любое действие с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №152-ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов ПДн, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.

Что означает "адекватная защита"?

Закон не содержит ни перечня мер, подпадающих под адекватную защиту, ни методов определения адекватности.

В п. 1 ст. 12 закона указывается, что иностранные государства, ратифицировавшие , точно обеспечивают так называемую адекватную защиту.

В настоящий момент в число стран, подписавших и ратифицировавших указанную конвенцию, входят: Австрия, Андорра, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Как же быть с остальными странами? Закон говорит, что государство, не являющееся стороной конвенции Совета Европы, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности ПДн. Обязанность контроля адекватных мер, применяемых к защите персональных данных, лежит на операторе, который должен изучить законодательство с требованиями, предъявляемыми к защите ПДн, и при отсутствии четких критериев еще и принять самостоятельно решение о том, есть или нет адекватная защита. Согласитесь, подход достаточно субъективный, а ведь оператор, помимо этого, является еще и лицом, заинтересованным в трансграничной передаче. Согласно той же ст. 12 уполномоченный орган (в настоящий момент таким органом является Роскомнадзор) по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами конвенции, но обеспечивающими адекватную защиту. На сайте Роскомнадзора опубликован проект приказа, в соответствии с которым к таким странам будут отнесены: Австралия, Аргентина, Израиль, Канада, Марокко, Малайзия, Мексика, Монголия, Новая Зеландия, Ангола, Бенин, Кабо-Верде, Республика Корея, Перу, Сенегал, Тунис, Чили, Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики, Швейцария. При этом, согласно проекту, актуализацию перечня предполагается осуществлять не реже одного раза в год.

Передача персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватную защиту, возможна в следующих случаях (перечень исчерпывающий):

Ответственность за нарушение правил трансграничной передачи

На данный момент законодательно закреплена только "общая" ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей (ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Трансграничная передача ПДн – это передача ПДн оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.

По всей видимости, в ближайшем будущем дополнения в ФЗ "О персональных данных" еще будут – и это вызвано прежде всего неоднозначностью толкования российского законодательства и разнородностью нормативно-правовой базы тех стран, на территорию которых передаются персональные данные.

Совет операторам, осуществляющим трансграничную передачу ПДн

Несмотря на незначительность последствий, примите меры по комплексной защите ПДн – это поможет вам в спорной ситуации обосновать адекватность их защиты:

В российском законодательстве под этим явлением понимается передача персональных данных иностранному государству, иностранному государственному агентству, гражданину иностранного государства или иностранному юридическому лицу. Такое определение прописано в статье 3 редакции 2017 года Федерального Закона “О Персональных данных” от 27.07.2006 .

Регламент отправки

Касательно регламента отправки, в случае необходимости трансграничной передачи персональных данных за пределы границы РФ любое лицо, выполняющее обработку такой информации, должно удостовериться, что права и интересы субъекта будут соблюдены в достаточной мере, то есть необходимо его согласие. Все страны, которые подписали Страсбургскую Конвенцию считаются способными обеспечивать достаточную защиту прав и интересов субъекта.

Также существует официальный список, принятый Роскомнадзором, стран, которые тоже удовлетворяют требованиям защиты информации при переводе через границу. В частности, туда входят:

  • Австралия.
  • Аргентина.
  • Израиль.
  • Канада.
  • Мексика.
  • Новая Зеландия.

Согласно закону “О Персональных данных” передача сведений через границу может быть запрещена по причине :

  • защиты конституционного строя Российской федерации;
  • нравственности;
  • здоровья;
  • прав и законных интересов граждан РФ;
  • национальной безопасности.

В то же время, трансграничная передача персональных данных в страны, которые не способны обеспечить достаточную защиту такой информации, разрешена только в нескольких случаях:

Пошаговая инструкция

Таким образом, для того, чтобы осуществить перевод конфиденциальных сведений в другую страну необходимо :

  1. Удостовериться в Роскомнадзоре, является ли страна, в которую планируется перевод, участником Страсбургской Конвенции или же находится в приказе Роскомнадзора “Об утверждении Перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных” .
  2. Получить согласие соответствующего субъекта персональных данных на их обработку для выполнения трансграничной передачи.
  3. Подписать договор со стороной, которая становится получателем данных.
  4. Проверить каналы передачи информации.

Как обеспечить безопасность?

Для надежной отправки данных необходимо провести защиту каналов передачи персональной информации . Если же эта операция производится через Интернет или через другие незащищённые каналы, то рекомендуется использовать средства шифрования.

ВНИМАНИЕ . Обычно не требуется регистрация в Роскомнадзоре или одобрение письменного согласия для трансграничной передачи. Согласие должно быть просто подписано соответствующим субъектом. Однако необходимо уведомить Роскомнадзор о трансграничной передаче персональных данных.

Какие документы сопровождают процедуру?

  1. Согласие того, чьи данные передаются.
  2. Договор с принимающей стороной.
  3. Письменное уведомление Роскомнадзора.

Ответственность за незаконные действия

Если же об использовании конфиденциальных сведений не будет сообщено в Роскомнадзор, то это будет считаться незаконным переводом информации в другую страну. Это является нарушением статьи 19.7 Административного Законодательства РФ , что соответствует наказанию в размере 5 тысяч рублей. Если уведомление Роскомнадзора будут совершено после того, как персональные будут обработаны, то это будет таким же правонарушением.

Оформление согласия

Правила заполнения этого документа описаны в Федеральном Законе № 152 . Его содержание является достаточно произвольным, однако нужно помнить о необходимых элементах заявления :


Также в части 1 статье 9 Закона № 152 описаны критерии, которым должен соответствовать документ о согласии. Главными же из них являются добровольное заполнение заявление и присутствие необходимых элементов в нём.

Заявление необходимо предоставить строго в письменной форме, но возможно это сделать и через Интернет.

Общепринятой же формы заполнения не существует , поэтому придется сделать это самостоятельно или при помощи соответствующих служб.

В заключение можно сказать, что законодательство в сфере защиты персональных данных само по себе является в существенном усовершенствование, так как это довольно молодая сфера. Осуществление передачи персональных данных трансграничным способом и перевод подобных данных в другую страну является ещё более сложным явлением, так как зачастую необходимо учитывать законы несколько государств и международных организаций.

Трансграничная передача персональных данных осуществляется при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом
к обработке и передаче персональных данных, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Трансграничная передача персональных данных может быть запрещена или ограничена нормативным правовым актом Российской Федерации: если такая трансграничная передача создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации; при наличии явной угрозы нарушения прав субъектов персональных данных либо предоставления пониженных гарантий прав субъектов персональных данных по сравнению с гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации, включая гарантии соблюдения конфиденциальности персональных данных. При трансграничной передаче персональных данных оператор должен убедиться в том, что в соответствии с международными договорами либо законодательством другого государства, органу власти или лицу которого передаются персональные данные, обеспечивается адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных. Оператор вправе передавать персональные данные органу власти или лицу другого государства, не обеспечивающего адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных, только при условии получения письменного согласия субъекта персональных данных на эту передачу либо в случае, если получение такого согласия физически невозможно, а передача персональных данных необходима для защиты жизни и здоровья субъекта персональных данных.
Глава 3. Права субъекта персональных данных
Статья 12. Право на доступ к персональным данным Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у оператора относящихся к нему персональных данных, быть с ними ознакомлен, а также требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Оператор обязан бесплатно предоставить субъекту персональных данных возможность ознакомления с его персональными данными, а также внести в них необходимые уточнения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что его персональные данные, включенные в информационную систему персональных данных, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О произведенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы. Информация о наличии персональных данных должна быть предоставлена субъекту персональных данных оператором в доступной форме и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам персональных данных. Предоставление персональных данных субъекту персональных данных производится оператором на основании письменного запроса и по предъявлении документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных.
Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту персональных данных в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения оператором соответствующего запроса, если при этом не возникает необходимости запросить требуемую информацию у третьих лиц. При необходимости запросить требуемую информацию у третьих лиц срок предоставления ее субъекту персональных данных не может быть более одного месяца. Субъект персональных данных имеет право на получение по запросу следующей информации: подтверждение факта обработки персональных данных, а также цель данной обработки; способы обработки персональных данных; сведения о лицах, имеющих доступ к его персональным данным; перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения; сроки обработки персональных данных;
сведения о том, какие правовые последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных. Право доступа субъекта персональных данных к персональным данным о себе ограничивается: в отношении персональных данных, обрабатываемых в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка, в том числе в отношении персональных данных, полученных в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности; в отношении персональных данных, обрабатываемых органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения.



 

Возможно, будет полезно почитать: