Город алеппо до войны. Халеб

December 20th, 2011

Сирийский город Алеппо - один из древнейших, непрерывно существующих, городов на земле. Первые упоминания о нем датируются III тыс. до н.э. Звался он тогда Халпу, что созвучно его сегодняшнему арабскому названию Халеб. Во II тыс. до н.э. он, под именем Халаб, Халлаба, был столицей царства Ямхад. Расцвет античного Алеппо пришелся на IV - I века до н.э. Тогда, при Селевкидах, он уже имел внешний вид, схожий с сегодняшним - Цитадель на холме и торговые ряды внизу. Последующие арабские перестройки города только запутывали прямые античные улицы, но ничего не меняли принципиально.
Сейчас Алеппо - это настоящий лабиринт из узких серых улочек. Город полностью оправдывает свое арабское прозвище - аш-Шахба, что значит "серый".
Антиохийские ворота - Баб Антакья.



Древние закопченные стены ворот.

Сегодня Алеппо является одним из оплотов суннитской ортодоксальности в Сирии, что хорошо заметно на людных торговых улицах города.

Узкие улицы Халеба могут вызывать приступы клаустрофобии. Тем более медина здесь, даже более хаотичная, чем в Дамаске. Я умудрился заблудиться Старом городе в течении одного дня, аж два раза, потеряв, тем самым, уйму времени и сил..

Как и во многих других арабских городах, улицы Алеппо не сверкают чистотой...

Что удивительно, в Старом городе осуществляется активная езда на небольших грузовиках и легковушках, водители, не смущаясь гоняют по узким кривым улочкам. К вечеру каждого дня создаются длинные беспросветные пробки, как сирийцы "разгребают" эти транспортные заторы, одному Аллаху известно.

Халеб всегда славился обилием мечетей и исламских учебных заведений - медресе. Тем более многие здешние сооружения - старейшие в исламском мире.
На фото ниже, одна из древнейших арабских мечетей - джами ат-Тута, мечеть Тутового дерева, построенная халифом Омаром, аж в первой половине VII века, сразу после арабского завоевания города в 637 году.

Мечеть многократно реставрировалась, последняя крупная перестройка произошла в 13 веке, но при этом осталось много древних первоначальных элементов.

Намаз в мечети Тутового дерева.

В Алеппо множество средневековых мавзолеев, правда, они с трудом идентифицируются.

Но прежде всего, Халеб - город минаретов, они здесь на каждом шагу.
Минарет мечети ал-Саффахия (1425 год)

Минарет мечети ал-Бахрамия.

Минарет мечети ал-Руми.

Вход в мечеть ал-Саффахия.

Ал-Адилия - османская мечеть, 1556 года постройки.

Мечеть ал-Адилия - люди ждут начало намаза.

Купол мечети ал-Адилия.

Молитва закончилась - османская мечеть ал-Бахрамия (1580 год).

Небольшая Воронья мечеть - Джами Кыкан, около Антиохийских ворот, мечеть буквально утыкана античными сполиями, обрубки колон забавно торчат из стен.

Во внешнюю стену Вороньей мечети "вмонтирован" древний камень с хеттскими иероглифами.

А здесь, справа на стене, видна почти тысячелетняя арабская куфическая надпись.

На фото внизу, внутренний двор, так называемой, школы ал-Шибани. Этот комплекс сооружений в разное время был: византийским собором, исламским медресе, торговым ханом, колледжем монахов францисканцев. Сейчас здесь вроде бы выставочный комплекс, посвещенный истории города Алеппо.

Пустой коридор сука - крытого рынка, сегодня выходной, все лавки закрыты.

Входные ворота одного из караван-сараев - ханов Алеппо.

Одежда любви(с)


Внутренний двор караван сарая.

Огромная мечеть ал-Руми - Римская, построенная при мамлюках в 1366 году.

Вид с западной крепостной стены Алеппо.

Южные ворота Баб Киннесрин, построенные в 1256 году.

Баб Киннесрин - проход внутри башни.

Баб Киннесрин - вид снаружи.

Крепостные стены Алеппо перестроенны в жилые дома. Это южная часть крепостных стен.

Бастион южной крепостной стены Халеба, недалеко от Баб Киннесрин.

Продолжение следует...
Мои посты, посвященные Сирии.

Халеб , или Алеппо (араб. حَلَبُ‎‎ Халяб, арм. Հալեպ, греч. Αλέππο) — крупный город в Сирии и центр одноимённой провинции.

Расположен в северной части Сирии, между Оронтом и Евфратом, на степной реке Куэйке (араб. قويق‎‎), у северо-западного подножья бесплодной возвышенности, в широкой котловине, окруженной со всех сторон высокими известковыми стенами, на высоте 380 м и в 350 км к северо-востоку от Дамаска.

По обеим сторонам многоводной и подчас стремительно несущейся реки раскинулись роскошные сады, обилующие плодами и славящиеся своими превосходными фисташковыми насаждениями. Это единственное отрадное место в пустынных окрестностях города, который своими многочисленными куполами и минаретами, опрятными, вымощенными улицами и каменными домами все ещё принадлежит к красивейшим городам Востока.

Этимология

Происхождение древнего названия «Алеппо», «Халеб» неясно. Некоторые предполагают, что «Халеб» значит «железо» или «медь», поскольку он являлся основным производителем этих металлов в древности. «Халаба» на арамейском означает «белый», со ссылкой на цвет почвы и изобилие мрамора в этом районе. Еще одна предлагаемая этимология заключается в том, что название «Халеб означает „доить молоко“, из древней легенды, что Авраам давал молоко путешественникам. Цвет его коровы был рыжий (араб. shaheb), поэтому город называют „Халеб“ аш-Шахба».

Население

Население — более 2,4 млн чел (2008).

Большинство жителей Халеба — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из греков, армян, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины.

Ещё в начале XIX столетия Халеб имел 200 тыс. жителей, обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.

Достопримечательности

Самым древним памятником в городе является водопровод протяженностью 11 км, сооруженный ещё римлянами. Громадная стена в 10 м высоты и 6,5 м толщины, с семью воротами, отделяет город от предместий. Крытый гостиный двор (базар) выходит на несколько улиц, весь состоит из сводов и освещается сверху через окна, проделанные отчасти в особых куполах. В Алеппо имеется 7 крупных церквей вместе с 3 монастырями и мечеть Эль-Иалаве в староримском стиле, выстроенная первоначально под церковь императрицей Еленой. Главные предметы вывоза и вместе с тем главные продукты страны — шерсть, хлопок, шелк, воск, фисташки, мыло, табак, пшеница, которые вывозятся преимущественно во Францию и в турецкие гавани. Промышленность ограничивается шелковыми изделиями. Жители Алеппо в основном считают себя шaрифами, то есть потомками Мухаммеда. Еще одна гордость жителей — Цитадель, основание которой возвышается над городом на 50 метров. Долгое время весь город лежал в пределах цитадели и лишь в XVI веке, после перехода Алеппо под власть Оттоманской империи, город стал постепенно разрастаться и за пределами крепостных стен.

Исторические здания

  • Цитадель Алеппо, большая крепость на вершине холма возвышается 50 м над городом. Датируется 13-м веком и была повреждена в результате землетрясений, в частности, в 1822 году.
  • Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир)
  • Алтун Бога мечеть (1318).
  • Аль-Таваши мечеть
  • Мавзолей Хейр Бей (1514)
  • Медресе Захирие (1217).
  • Халауие медресе, построенная в 1124 на прежнем месте собора Св. Елены. Тогда Святая Елена, мать Константина Великого, построила большой византийский собор. Когда крестоносцы-захватчики грабили город, главный судья города преобразовал собор Св. Елены в мечеть, и, наконец, в середине XII века, Нур аль-Дин основал здесь медресе, или религиозные школы.
  • Бимаристан Аргун аль-Камили, убежище, которое работало с 1354 года до начала XX века.
  • Фарадис медресе («Школа Рая»), внесена «Самые красивые мечети Алеппо». Она была построена вдовой Малек Захир в 1234—1237, потом регентом Насир Юсуф. Примечательным является тот двор, в котором находится бассейн всередине, окруженный арками с античными колоннами.
  • Бейт Аджикбаш, Бейт Газале и аль-Даллал, дома XVII—XVIII века в квартале Ждейде, в настоящее время — это музеи.
  • Ханака аль-Фарафра, суфийский монастырь (1237).
  • Мокаддамия медресе, старейшая богословская школы в городе (1168).
  • Султание медресе, начатая Малек Захир и законченная в 1223—1225 его сыном аль-Азиз.
  • Национальная библиотека Алеппо
  • Музей Алеппо
  • Часовня Баб Аль-Фарадж.
Ворота
  • Баб-эль-Хадид (en:Bab al-Hadid) (باب الحديد) (Железные ворота).
  • Баб-эль-Макам (en:Bab al-Maqam) (باب المقام) (ворота в храм).
  • Баб Антакейя (en:Bab Antakeya) (باب انطاكية) (ворота Антиохии).
  • Баб-эль-Наср (en:Bab al-Nasr) (باب النصر) (ворота победы).
  • Баб-аль-Фарадж (en:Bab al-Faraj) (باب الفرج) (ворота везения).
  • Баб Киннасрин (en:Bab Qinnasrin) (باب قنسرين) (ворота Киннасрин).
  • Баб Жнен (باب الجنان) (ворота садов).
  • Баб-эль-Ахмар (باب الأحمر) (Красные ворота).
Культовые сооружения
  • Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир) или Мечеть Омейадов, основана в 715 году Валидом I и, скорее всего, завершил строительство его преемник Сулейман. Здание содержит могилу Захария, отца Иоанна Крестителя. Мечеть была повреждена во время монгольского вторжения в 1260 году, и была восстановлена. Имеет четыре фасада разных стилей.
  • Хусрууия мечеть (en:Khusruwiyah Mosque), завершенная в 1547 г., построена по проекту знаменитого османского архитектора Синан.
  • Аль-Нукта мечеть (en:Al-Nuqtah Mosque) («Мечеть капли (крови)»), шиитская мечеть. Считается, что на этом месте ранее был монастырь, превращенный в мечеть в 944 году.
  • Аль-Аделия мечеть, построенная в 1555 году губернатором Алеппо Мухаммедом Паша.
  • Аль-Саффахия мечеть, возведенная в 1425 году, с замечательно оформленными восьмиугольными минаретами.
  • Аль-Кайкан мечети («Мечеть ворон»), с двумя древними базальтовыми колоннами у входа. В мечети находится каменный блок с хеттскими надписями.
  • Алтун Бога мечеть (1318).
  • Аль-Тауаши мечеть (14 век, восстановлена в 1537), с большим фасадом, украшенном колоннами.
  • Собор Сорока Мучеников (en:Cathedral of the Forty Martyrs) — армянская церковь в Ждейде (XVI век).
  • Центральная синагога Алеппо (en:Central Synagogue of Aleppo) — построена ок. 1200 года еврейской общиной.
  • Маронитские, сирийские православные, Римско-католические и многие другие церкви в старом христианском квартале Ждейде.
Парк Алеппо.

Парк Алеппо является крупнейшим парком в Сирии. Открыт он в 1940 году и расположен в районе Азизие. Голубая Лагуна — водный парк, расположенный в пределах Алеппо. Включает в себя несколько бассейнов, американские горки, бары и рестораны. Город обладает множеством кинотеатров, большинство из них расположены на улице Барон. Среди них знаменитый кинотеатр Cine d’Alep Chahba. Casino d’Alep является единственным казино, которое действует в Сирийской Арабской Республике.

История

Город является древнейшим заселенным в мире. Место было заселено примерно 5 тыс. до н. э., как показали раскопки в Таллет Альсауда. Алеппо упоминается в хеттских надписях в надписях Мари на Евфрате и в центральной Анатолии.

До нашей эры

В XIV—XIII веках до н. э. городом правили хетты. Позже Халеб стал ключевым пунктом на главном маршруте караванов, идущих через Сирию к Багдаду. С IX по VII век до н. э. находился под контролем Ассирии, и был известен под именем Халман. Затем в VI в. до н. э. им владели персы и селевкиды. В 333 г. до н. э. Алеппо был захвачен Александром Македонским и управлялся греками в течение 300 лет в составе империи Селевкидов. В то время он был важным торговым центром между Евфратом и Антиохией. Селевк I (280 г. до н. э.) перестроил значительную часть Халеба и переименовал его в Беройя, но по завоевании его арабами он снова стал называться своим старым именем. Важность города для торговли возросла с падением Пальмиры. В 64 г. до н. э. Помпей включил Сирию в состав Римской империи.

Наша эра

Город оставался под управлением Рима в форме Византийской империи и был важным центром христианства на Ближнем Востоке (здесь был построен огромный собор), до 637 г. н. э., когда его захватили арабы. В 962 году город ненадолго вернул христианам византийский император Никифор Фока.

Впоследствии, в 944 г. Алеппо был захвачен хамаданцами, которые сделали его фактически независимым от Аббасидского халифата. При первом хамаданиде Саиф Аль-Даула (который построил знаменитую цитадель Алеппо) город процветал и был знаменит своей наукой, литературой и медициной, несмотря на военные амбиции этого правителя. Необходимо упомянуть о двух самых видных поэтах — Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирасе; философе и ученом Аль-Фараби — передовом арабском мыслителе, предшественнике Авиценны, и о лингвисте Ибн Калаве. Все они жили при дворе Саифа Аль-Даула и были известны своими большими познаниями и талантами.

В 1138 году город был разрушен Алеппским землетрясением, которое принадлежит к числу самых смертноносных в истории. В 1260 Алеппо был разграблен монголами, а в 1400 — ордами Тимура. Позднее он подпал под власть египетских мамлюков, а в 1516 Селим I присоединил его к Османской империи.

В XIX веке Алеппо обратил на себя всеобщее внимание страшными зверствами, совершенными против христиан весной 1850, и последовавшим за этим восстанием, которое в ноябре было потоплено в крови Керим-пашой с генералами Бемом и Гюйоном.

В начале XIX века в Алеппо жили 200 тыс. жителей, имел обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.

Экономика

Основная экономическая роль города как торгового места, а он располагается на перекрестке двух торговых путей и посредничестве в торговле с Индией. Он продолжал процветать до тех пор, пока европейцы не начали использовать Кабо маршрут к Индии, а затем использовать маршрут через Египет в Красное море. С тех пор в городе снизился экспорт сельскохозяйственной продукции в прилегающих регионах, главным образом пшеницы, хлопка, фисташек, маслин и овец.

Интересные факты

  • В Алеппо находится гробница азербайджанского поэта Насими. В 1417 году вследствие обвинений, выдвинутых духовенством Насими был арестован и казнен. Ключи от гробницы находятся у потомка Насими.
  • Первый президент Армении Левон Тер-Петросян родился в Алеппо.

С начала февраля 2016 года наиболее обсуждаемой в мировых СМИ темой, связанной с гражданской войной в Сирии, стала судьба города Алеппо.

ООН 9 февраля официально предупредила об угрозе голода для 300 тысяч жителей Алеппо, одного из крупнейших сирийских городов, бои за который не прекращаются пятый год. При этом представители стран Запада обвинили в надвигающейся гуманитарной катастрофе войска президента Башара Асада и группировку ВКС России, которые своими действиями якобы создают опасность для гражданского населения и срывают мирные переговоры.

Боевые действия в Алеппо и его пригородах идут с 2012 года. За это время население города, составлявшее до начала конфликта 2,5 миллиона человек, сократилось почти в 10 раз. Однако до последнего времени лидеры западных и ближневосточных стран не выражали столь серьезной озабоченности судьбой мирных жителей.

В чем же причина столь разительной перемены?

Россия начинает, Асад выигрывает?

С 2012 до конца 2015 года сражение за Алеппо развивалось не в пользу сил, верных президенту Асаду. Контроль над данным регионом медленно, но верно переходил к различным группировкам боевиков, которые на Западе называют «умеренной оппозицией».

Главной причиной этого было то, что военизированные группировки могли беспрепятственно получать подкрепление и боеприпасы с территории соседней Турции, граница с которой в течение последних лет не контролируется правительственными силами Сирии.

Ситуация стала меняться после начала операции ВКС России. Удары российских бомбардировщиков серьезно ослабили потенциал антиправительственных отрядов и позволили армии Башара Асада начать масштабное наступление в районе Алеппо.

В начале февраля 2016 года армия Асада и ее союзники захватили ряд стратегически важных пунктов в районе Алеппо и перерезали пути снабжения боевиков. После того, как под контроль армии Асада перешла последняя магистраль, соединявшая Алеппо с турецко-сирийской границей, западные лидеры и заговорили о надвигающейся «гуманитарной катастрофе».

По их мнению, Башар Асад в этих условиях может блокировать поставки в город гуманитарной помощи, что приведет к гибели мирного населения.

На самом же деле блокирование дорог отрезает возможности для снабжения боевиков, что делает перспективу полного их разгрома в районе Алеппо и перехода города под контроль Башара Асада более чем реальной.

Город-сказка, город-мечта...

На фоне этой ситуации в Мюнхене было достигнуто соглашение о прекращении огня в Сирии.

Комментируя высказывания госсекретаря Джона Керри о ситуации вокруг Алеппо, глава МИД России Сергей Лавров сказал: «Насчет Алеппо. Джон сказал, что его тревожат, как он выразился, последние агрессивные действия правительства. Ну, если освобождение города, который заняли незаконные вооруженные формирования, можно квалифицировать как агрессию, наверное. Но наступать на тех, кто завоевал твою землю, необходимо, тем более, что это делали, прежде всего, «Джебхат ан-Нусра», а также до сих пор западные пригороды Алеппо контролируются вместе с «Джебхат ан-Нусрой», «Джейш аль-Исламом» и «Ахрар Ашшамом» (деятельность которых запрещена на территории РФ).

Город Алеппо — это одна из ключевых точек, которая может определить исход конфликта в Сирии.

До войны Алеппо являлся самой крупной городской агломерацией в Сирийской Республике и главным промышленным центром, где было трудоустроено более 50 процентов промышленных рабочих страны. Помимо этого, регион Алеппо является чрезвычайно благоприятным для ведения сельского хозяйства.

Огромные доходы в казну Сирии Алеппо приносил и как туристический центр. Ведь этот город является одним из самых древних постоянно населенных городов мира. На сегодняшний день доказано, что постоянное поселение на данном месте существовало за 2500 лет до нашей эры, а некоторые исследователи полагают, что его история еще как минимум на 3000 лет древнее.

Сирия, Алеппо. 2009 г. Фото: www.globallookpress.com

В Алеппо до начала гражданской войны существовала одна из самых крупнейших христианских общин на Ближнем Востоке, включавшая в себя армян, греков-мелькитов и сирийских христиан. В городе проживало свыше 250 тысяч приверженцев христианской веры, которые с началом войны вынуждены были бежать или стали жертвами террора со стороны радикальных исламских группировок.

Сирия, Алеппо. Фото: Reuters

Из рук в руки: от Македонского до Тамерлана

С древности Алеппо имел стратегическое значение, так как располагался на Великом шёлковом пути, проходившем через Среднюю Азию и Месопотамию.

По этой причине город пережил бессчетное число завоеваний, многократно переходя из рук в руки.

В 333 году до нашей эры Алеппо был взят войсками Александра Македонского . Уже в те времена этот город имел огромное значение как торговый центр и пункт, позволявший тому, кто его контролирует, владеть всей Северной Сирией. Около 300 лет город находился под властью Селевкидов, затем перешел под контроль Римской, а после Византийской империи.

В период поздней античности город, носивший в ту пору название Верия, являлся третьим по величине в Римской империи.

В 637 году город был захвачен арабами под предводительством Халид ибн Валида , получив новое название — Халеб. Начиная с X века город становится ареной практически непрерывных войн и сражений. В 962 году его захватили византийцы, ведшие борьбу с Арабским халифатом. В 1098 и 1124 годах город пережил две осады крестоносцев, но так и не был взят, а позднее был захвачен султаном Саладином , сделавшим его владением династии Айюбидов.

Добрались до Алеппо и монгольские завоеватели — в 1260 году он был взят войсками внука Чингисхана Хулагу в союзе с франкскими рыцарями князя Антиохии Боэмунда VI и его тестем, правителем Армении Хетумом .

Примерно в этот период взятие Алеппо начинает сопровождаться массовой резней его населения по религиозному признаку — так, монголы и их христианские союзники не щадили мусульман, а арабы, возвращая себе контроль над ним, заливали его древние улицы кровью христиан.

Иногда, впрочем, завоеватели не церемонились и с единоверцами. Знаменитый полководец Тамерлан в 1400 году при взятии города не только не щадил жителей, но и приказал выстроить из их черепов башню.

Четыре века османского владычества и 70 лет независимости

Во времена Османской империи Алеппо, захваченный турками ровно 500 лет назад, в 1516 году, стал одним из крупнейших городов государства, уступая только Стамбулу и Каиру.

400 лет османского владычества завершились после Первой Мировой войны, поражение в которой привело Османскую империю к полному распаду.

1915 г. турецкие военные. Фото: www.globallookpress.com

Осенью 1918 года во время одного из завершающих наступлений войны войска Антанты и союзные им отряды арабских повстанцев нанесли поражение армии Османской империи в Палестине, вошли в Сирию и 26 октября овладели Алеппо.

Территория современных Ливана и Сирии попали под контроль Франции.

Первая мировая война серьезно повлияла на состав населения Алеппо. Сюда, спасаясь от турецкого геноцида, из других регионов Османской империи бежали армяне, а также представители других народов, исповедующие христианство.

В 1926 году была введена конституция Сирии, подтверждавшая мандат Франции и предусматривающая выборного президента и однопалатный парламент. Спустя десять лет было заключено соглашение о предоставлении Сирии независимости, однако оно не было ратифицировано вплоть до начала Второй мировой войны.

Территория Сирии была полем сражения и во время Второй мировой войны. После поражения Франции Сирию контролировал «режим Виши», с войсками которого летом 1941 года вели бои части «Свободной Франции» генерала де Голля .

27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Весной 1946 года, то есть 70 лет тому назад, после эвакуации войск Франции Сирия наконец получила полную независимость. Город Алеппо наряду с Дамаском стал центром нового старого государства, его жемчужиной и промышленным сердцем.

Имперская мечта, или как Россия наступила на горло господину Эрдогану

Несмотря на не самую простую историю современной независимой Сирии, Алеппо успешно развивался как торговый, промышленный и туристический центр.

С началом гражданской войны в Сирии противники Башара Асада сосредоточились на захвате Алеппо, поскольку контроль над ним позволял не только ослабить влияние центральной власти как в политическом, так и экономическом плане, но и создать перспективы для отделения части сирийских территорий в том случае, если полный захват Сирии по каким-то причинам станет невозможным.

Особо активную роль в событиях вокруг Алеппо играет Турция. Если представители стран Запада в рамках так называемой «арабской весны» главной задачей видели свержение Башара Асада, то Турция преследует еще более амбициозные цели.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «покусился на святое», затеяв в свой стране демонтаж светского государства, созданного Мустафой Кемалем Ататюрком . Амбициозные планы политика предполагают своеобразную «реставрацию» Османской империи. Речь идет не о прямом изменении границ, а распространении своего влияния на территории, ранее подконтрольные Османской империи.

В рамках этого плана Турция активно вмешивается в гражданскую войну в Сирии, на севере страны, в частности, в Алеппо.

Переход Алеппо, одного из центров бывшей империи, под власть протурецких сил для Эрдогана являлся важнейшим моментом в реализации избранной стратегии.

Стратегии, которая стала терпеть крах с появлением в Сирии , чьи удары кардинально изменили положение дел.

Хрупкий мир или большая война?

Выдержать подобное разочарование турецкому лидеру оказалось не под силу. Отсюда и провокационная атака на российский бомбардировщик Су-24, и требования ухода России из Сирии, и уже прямые угрозы начала вооруженного вторжения под видом создания «зоны безопасности».

Соратник Эрдогана и один из главных идеологов неосманизма, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в последние дни отбросил все дипломатические приличия, рассуждая о сирийском городе как о собственной территории.

«Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города — Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш, теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция», — заявил Давутоглу, выступая на заседании парламентской фракции возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития.

Совершенно очевидно, что судьба мирного населения Алеппо для политиков, втянутых в сирийский кризис, несмотря на все громкие заявления, имеет второстепенное значение.

Борьба за Алеппо может решить исход всего противостояния, а, при худшем развитии событий, превратить региональный кризис в глобальный.

Договоренности о прекращении огня, достигнутые в Мюнхене, дают слабую надежду на то, что в перспективе в Алеппо и во всей остальной Сирии воцарится мир.

Однако исторический опыт, увы, подтверждает — кровь здесь может литься еще долгие, долгие годы.

В самом центре сирийского города Алеппо, где сейчас идут кровопролитные бои, на холме над городом гордо возвышается средневековая цитадель. Во времена крестовых походов она была оплотом мусульман, позднее пережила штурм и захват войсками монголов и страшного среднеазиатского завоевателя Тамерлана, каждый раз возрождаясь из пепла. Что останется от этого уникального памятника после современных боев?

Цитадель Алеппо расположена на вершине огромного холма высотой около 40 метров. Раньше, когда раскинувшийся у подножия холма город был намного меньше и в нем отсутствовали высотные здания, цитадель была заметной издали достопримечательностью. Каждый путник издалека видел цитадель, и она производила на него сильное впечатление. В свою очередь, и гарнизон цитадели заблаговременно замечал приближение неприятеля.

Селевкиды, римляне, сельджуки…

Холм, на котором стоит цитадель Алеппо, не полностью естественного происхождения — примерно на треть он искусственный. Он имеет форму усеченного конуса, а его склоны крутизной до 48° некогда были облицованы камнем, представляя собой как бы один массивный талус ниже стен и башен. Холм был опоясан широким и глубоким рвом, заполненным водой. Полагают, что первоначально ров имел ширину 30 м и глубину до 22 м.

Весь комплекс — заполненный водой ров, массивный каменный талус и стены с башнями наверху — тогда производил сильное впечатление. Даже сегодня, без воды во рву и с утраченной во многих местах каменной облицовкой холма, цитадель выглядит неприступной твердыней.

Алеппо имеет древнюю историю. В ходе раскопок в цитадели был найден храм бога грозы Адада бронзового и раннего железного века. Древнейшая же цитадель на холме, возможно, была построена селевкидами в период между 333 и 364 гг. до н.э. Неясно, использовали ли римляне холм в качестве своей военный базы после того, как Алеппо вошел в состав Римской империи. Хотя император Юлиан Отступник, правивший в 361-363 годах, на холме Алеппо совершал жертвоприношения Зевсу. Цитадель Алеппо под названием Beroea упоминается в византийских источниках VI века. В то время это уже была крепость, остатки которой, возможно, сохранились под средневековым дворцом.

После арабского завоевания в 637 года Алеппо приходит в запустение, но снова возрождается при Сайф-аль-Даула — первом правителе Алеппо из династии Хамданидов (правил в 944-957 гг.).

В сегодняшней цитадели очень мало остатков доайюбидских укреплений. Только небольшие остатки стены на западном склоне на середине высоты холма можно признать остатками древней фортификации. На сегодняшний день они считаются частью оборонительных стен, построенных Имад ад-Дином Занги I. Храбрость и военные таланты этого полководца в борьбе с крестоносцами привлекли внимание сельджукского султана Махмуда II, который в 1127 году сделал его мосульским эмиром, передав ему власть над Северной Сирией с Мосулом и Халебом (Алеппо). Занги I отстроил Алеппо и превратил его в центр сопротивления крестоносцам.

Основу дошедшей до наших дней цитадели заложил аль-Захир Гази (правил в 1186-1216 гг.), сын прославленного Салах ад-Дина. Аль-Захир Гази начал полную перестройку существовавших до него укреплений цитадели, а также городских стен. Этот грандиозный проект был завершен только его внуком ан-Насиром Юсуфом II (правил в 1236-1260 гг.).

Только что построенная цитадель была разрушена монголами. Несмотря на то, что ан-Насир Юсуф получил у великого хана ярлык на халебское владение, хан Хулагу в 1260 году осадил Алеппо. Ан-Насир и жители города мужественно сопротивлялись, но силы были не равны. Город пал и был разорен монголами.

Но в том же 1260 году египетские мамлюки разбили монгольскую армию в битве при Айн-Джалуте и отвоевали Сирию. Мамлюки управляли страной с 1260 до 1516 год. Они отстроили цитадель Алеппо. В 1400 году город и цитадель опять были разорены, на этот раз среднеазиатским завоевателем Тимуром. И снова после разрушения мамлюки отстроили цитадель. Для них Алеппо был важной базой у северной границы их владений. Большинство дошедших до наших дней сооружений в цитадели Алеппо относится как раз к мамлюкскому периоду, хотя встречаются и исключения.

В оттоманский период (1516-1918 гг.) и во время французского мандата (1920-1946 гг.) цитадель Алеппо была военной базой. Французы осуществили большую работу по восстановлению цитадели, фактически подняв ее из руин.

Башни и ворота

Стены цитадели, усиленные 44 выступающими башнями, проходят по краю всего холма. Периметр стен превышает 900 метров. Большинство башен прямоугольные, только две шестиугольные.

Самым впечатляющим сооружением эпохи аль-Захира Гази является гигантский воротный комплекс — один из лучших образцов айюбидской военной архитектуры. Снабженный многочисленными бойницами и прямоугольными бретешами воротный комплекс производит сильное и устрашающее впечатление. Бретеши — небольшие балкончики на консолях — позволяли вести эффективный огонь не только вперед, но и вниз лишая возможности атакующих обосноваться у ворот или у подошвы башни. Правда, внутри алеппские бретеши очень тесные, развернуться и вести огонь через боковые отверстия было крайне трудно.

К главной воротной башне ведет высокий мост на каменных арках. По-видимому, раньше мост имел подъемную деревянную секцию. Каменный виадук служил одновременно канализацией — по специальному каналу сточные воды из цитадели попадали в городскую канализацию. Мост снабдили ступеньками, чтобы вьючные животные не скользили по наклонной поверхности.

Снаружи мост защищает дополнительная внешняя башня, возвышающаяся прямо изо рва. Высота этой башни достигает 20 метров. Она была построена в 1211 году. В этой же башне можно видеть и старые ворота, датируемые по надписи все тем же 1211 годом.

Ворота в главной воротной башне располагаются под прямым углом к мосту и устроены в углублении башни. Это пространство в углублении перед воротами простреливается из фронтальной бойницы и через отверстия пяти бретешей наверху. Непосредственно над воротным проемом сделана щель, предназначенная не столько для поражения противника, сколько для тушения огня при попытке поджога ворот. Арка над воротами и стены углубления перед воротами богато украшены рельефами — растительным орнаментом и надписями арабской вязью.

За воротами идет длинный проход в воротном комплексе, который совершает пять поворотов. Он перекрывался еще двумя воротами внутри. По сторонам ворот и у поворотов расположены каменные изображения драконов и львов, которые, видимо, выполняли мистическую роль в охране входа.

При Айюбидах воротный комплекс заканчивался на уровне бретешей. Существующая сегодня верхняя часть воротного комплекса была сооружена по распоряжению мамлюкского султана аль-Ашраф Хал ила в 1290-1293 годах, что запечатлено в высокопарной надписи, повествующей о его свершениях. Впечатляющим мамлюкским архитектурным вкладом в этот воротный комплекс является и тронный зал, строившийся с 1406 по 1516 год и расположенный в воротном комплексе над воротами. Само по себе расположение необычно — в воротном комплексе вместо дворца внутри укреплений. Видимо, воротный комплекс рассматривался как последнее убежище защитников. Размеры зала впечатляют — 27×24 м. Зал, видимо, был украшен мозаикой и фресками. Раньше зал был покрыт девятью сводами, но при реконструкции в 1970-х годах своды были заменены плоской крышей.

Пройдя все повороты воротного комплекса, попадаешь на начало освещаемой дневным светом восходящей дороги. Здесь справа есть несколько дверей, последняя из которых ведет в подземелья и цистерну, построенные еще византийцами. Видимо, именно в этих темницах содержались плененные в битве лидеры крестоносцев, такие как Жослен II, граф Эдессы, и Рено де Шатильон, князь Антиохии.

Город в Цитадели

Выйдя из воротного коридора, путник попадал в некогда великолепный внутренний город с дворцами, садами, банями, мечетями и проходившими между ними улочками. Сегодня улочки открытые, но первоначально они, по-видимому, представляли собой крытые проходы, подобно ряду других мусульманских замков. В цитадели было два природных источника воды, колодец и пять соединенных между собой резервуаров для сбора дождевой воды, поэтому угроза умереть от жажды защитникам не грозила.

Сегодня внутри цитадели можно видеть остатки разрушенного монголами айюбидского дворца, мечети, турецкую казарму 1834 года, превращенную в музей, и руины других построек. Самый центр двора цитадели занимает театр, построенный в начале 1980-х годов. Хотя его очень любят поклонники музыки и театральных представлений, этот современный театр нарушает историческую атмосферу и закрывает часть айюбидских построек.

В айюбидский период цитадель Алеппо приобрела и широкий ров, и облицованный камнем склон холма. Облицовка склона каменными блоками существенно затрудняла штурм и предохраняла поверхность от эрозии. Но монголы все же захватили цитадель и сильно разрушили крепостные стены. Надстроенные мамлюками, последние сохранились только в основании ныне стоящих куртин и башен. На смену большим айюбидским башням в мамлюкский период пришли меньшие по размеру башни. Это хорошо видно на некоторых мамлюкских башнях, базирующихся на основании более массивных айюбидских. Различия заметны и в кладке: если в айюбидский период использовались большие квадры, то при мамлюках кладка состоит из меньших по размеру, но прекрасно отполированных блоков.

Изменился при мамлюках и парапет с боевым ходом: мамлюки применили ярусную оборону с внутристенной галереей с бойницами, что хорошо видно на северо-восточном участке цитадели. Отдельные участки айюбидских стен можно видеть на южной стороне цитадели перед более поздней мамлюкской стеной. Очевидно, в целях большей устойчивости при перестройке укреплений было принято решение немного отступить от края склона.

В большой мамлюкской башне восточнее главного воротного комплекса археологи обнаружили остатки вторых ворот эпохи Айюбидов. Эти ворота имели один поворот и вели, по-видимому, к дворцу Айюбидов.

После нашествия Тамерлана, в первые годы XV века, на северной и южной сторонах цитадели у подножия холма мамлюки добавили по отдельно стоящей массивной прямоугольной башне. Они должны были обеспечивать фланкирующий огонь вдоль рва и склонов холма. Южная башня также обеспечивала дополнительную защиту воротному комплексу. Южная башня отличается от северной наличием небольшого талуса, использованием многочисленных колонн, торцы которых выступают наружу, округлыми бретешами на углах. На фронтальной стороне южной башни красуется картуш с именем мамлюкского правителя Джакам мин Ивада, по приказу которого осуществлялись эти работы, и который, говорят, даже лично переносил каменные блоки на своей спине. И южная, и северная башни соединены извилистыми подземными ходами с цитаделью. Причем подземный ход из южной башни выводит к вырубленной в скале подземной лестнице, соединяющей цитадель с городом. А северная башня, помимо подземного хода, была соединена крытым каменным проходом с большой выступающей стеновой башней XV века.

3392

Население Сирии: численность, национальный и религиозный состав, крупные города
27.10.2017

Численность населения Сирии на 1 июля 2017 года составляет 18 270 000 человек или 0.25% населения земли (согласно данным 3 - Википедия: Оценка (прогноз) Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН на 1 июля 2017 года ).

Численность населения Сирии на 2011 год составляла 22 517 750 человек. Из них: 11 441 978 чел. - мужчин и 11 075 722 чел. женщин. По данным Центрального статистического бюро Сирии.

По другим счетчикам (без учета гражданской войны):

Численность населения Сирии на 1 октября 2015 года составляет 23 404 834 человек (согласно данным 3 - Википедия: официальный счетчик населения Сирии - расчетная оценка сделана до гражданской войны в Сирии. Потери оцениваются в более чем в 200 000 человек до конца ноября 2014 года).

Гражданская война в Сирии

По данным Ближневосточного агентства ООН, население Сирии уменьшилось на 8 % за время гражданской войны в стране

Фактическая численность населения снизилась примерно на 5 миллионов в связи с гражданской войной в Сирии с 2011 года. Из них более 4 миллионов беженцев и, по крайней мере, 210 000 убито .

Динамика населения Сирии по годам

Год Население ±%
1937 2,368,000 -
1950 3,252,000 +37.3%
1960 4,565,000 +40.4%
1970 6,305,000 +38.1%
1980 8,704,000 +38.0%
1990 12,116,000 +39.2%
1995 14,186,000 +17.1%
2011 22,517,750 н.д.
2015 18,502,413 н.д.

1937-1995 источник . 2011 и 2015 - данные, приведенные выше.

Статистика населения Сирии

Доля городского населения 56 % .

Темп роста населения в 2010-2015 годах составит 1,7 % .

Большинство населения сосредоточено вдоль берегов Евфрата и на побережье Средиземного моря. Плотность населения - 103 чел./км² .

Возрастная структура: 0-14 лет: 35,2% (мужчины 4 066 109 / женщины 3 865 817); 15-64 лет: 61% (мужчины 6 985 067 / 6 753 619 женщина); 65 лет и старше: 3,8% (мужчины 390 802 / женщины 456 336) (2011 расч.)

Средний возраст: Все население: 22.1 года, 21,9 лет мужчины, 21,7 лет женщины 22.1 года. (2011 г.).

Темпы роста населения: -0,797% (2012 оц.)

Рождаемость: 2.35 рождений / 1000 населения (2012 оц.)

Смертность: 3.67 смертей / 1000 населения (июль 2012 оц.)

Чистый коэффициент миграции: -27,82 Мигранта / 1000 населения (2012 оц.)

Соотношение полов: при рождении: 1.06 м / ж; до 15 лет: 1,06; 15-64 лет: 1,05; 65 лет и старше: 0,89; Все население: 1,05 (2009)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: Все население : 71,19 лет; мужчины: 69.8 лет; женщины: 72,68 года (2009 год). По другим данным : мужчины 74 года; женщины 78 лет.

Оценки ООН

Период Родилось Умерло Прирост CBR CDR NC TFR IMR
1950-1955 187 000 75 000 112 000 51,2 20,5 30,6 7,23 180,1
1955-1960 212 000 77 000 136 000 50.1 18.1 32,0 7,38 150,5
1960-1965 241 000 76 000 165 000 48,5 15.3 33,3 7,54 121,8
1965-1970 275 000 74 000 201 000 46,8 12,5 34,2 7,56 98,8
1970-1975 322 000 70 000 252 000 46,3 10.1 36,2 7,54 77,3
1975-1980 373 000 69 000 304 000 45 8.3 37,0 7,32 63,1
1980-1985 417 000 66 000 351 000 42,8 6.7 36.1 6,77 49,9
1985-1990 440 000 61 000 379 000 38,4 5.3 33.1 5,87 36,2
1990-1995 441 000 58 000 383 000 33,3 4.3 28,9 4.8 26.1
1995-2000 447 000 58 000 389 000 29,7 3.8 25,8 3.96 20,8
2000-2005 451 000 62 000 389 000 26 3.6 22,6 3.39 17,4
2005-2010 465 000 69 000 396 000 23,9 3.5 20.4 3.1 15
Где CBR = Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек); CDR = общая коэф. смертности (на 1000); NC = естественный прирост (на 1000); TFR = общий коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину); IMR = коэф. младенческой смертности на 1000 родившихся.

Плотность населения

Плотность населения 1993 год. .


Национальный состав Сирии (Этнический состав)

Сирийские арабы (в том числе около 400 тысяч палестинских беженцев) составляют около 90 % населения страны.
Курды - 9 % (Большинство курдов проживает на севере страны, многие по-прежнему пользуются курдским языком. Курдские общины есть также во всех крупных городах).

Другие этнические группы - около 1 %: Третьей по численности этнической группой страны являются сирийские туркмены.
Черкесы, являющиеся потомками мухаджиров-переселенцев с Кавказа, которые занимаются преимущественно скотоводством и земледелием. До Войны Судного дня и разрушения города Эль-Кунейтра половина черкесов проживала в мухафазе Эль-Кунейтра; многие из них переехали в Дамаск. Самым малочисленным народом Сирии являются племена старшего жуза казахов - Сиргели, выходцы из Казахстана. В стране имеются также крупные общины армян и ассирийцев.

Религиозный состав населения Сирии
Мусульмане - около 86 % населения Сирии. Из мусульман 82 % - сунниты, остальные - алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака.

Христиане - 10 %. Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % - католики (главным образом члены Сирийской католической и Мелькитской католической церквей). Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.

Друзы - Около 3 %. Некоторыми исследователями причисляются к крайним шиитам.

Более половины сирийцев - сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов (16%), разных направлений христианства (10%). Государственный язык - арабский.

По данным :

В 2011 году население Сирии состояло из 70-74% мусульман-суннитов (59-60% арабов, курдов 9-11% и 2-3% туркменов) и 16% других мусульман (в том числе алавиты 10%, Шиа и исмаилитов (Shia and Ismaili )), 2-3% друзов. Различные христианские конфессии составляли 10-12% населения и было несколько еврейских общин в Алеппо и Дамаске.

Карта этно-религиозного состава населения Сирии на 1976 год. Источник Википедия: , , , .



 

Возможно, будет полезно почитать: