Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Порядок составления протокола об административном правонарушении.

Срок, в течение которого должен быть составлен , прописан в ст. 28.5 КоАП. В соответствии с ним, протокол о свершенном административном правонарушении обязан быть оформлен сразу же после того, как было выявлено.

Если необходимо в дополнение к уже известным фактам выявить остальные обстоятельства по делу или информацию о физ. лице либо сведенья о юр. лице, относительно которых и происходит возбуждение дела об административном нарушении закона, то, согласно с той же статьей, сроки оформления административного протокола могут быть продлены на двое суток с того момента, как выявили административное преступление.

Административный протокол содержит определенную информацию

К информации, которую имеется возможность собрать в срок до 2-х суток с того момента, как выявили правонарушение административного характера, относится следующие:

  • данные об определенных обстоятельствах дела, которые способны отяготить либо смягчить ответственность или указать на то, что малозначительно;
  • сведения о физ. лице, относительно которого и планируется возбуждения административного дела (ФИО, дата рождения, где работает гражданин и какую занимает должность, место его постоянного либо временного проживания, каково семейное положение, сколько человек имеется на иждивении, какой размер заработной платы либо другого заработка, привлекался(лась) ли ранее за административные правонарушения и т.п.);
  • информация о юр. лице, относительно которого и ведется возбуждение дела (ИНН, ОКПО, полное название, юридический адрес и фактический, находится на учете в определенной налоговой организации, имеются ли банковские счета.

Данную информацию имеется возможность получить из налоговой организации, ОВД, иных гос.органов, предприятия либо фирмы, где работает лицо, которому грозит привлечение к ответственности, и иных заведений.

При расследовании каков срок оформления протокола?

Административный протокол: образец

Если осуществляется расследование, протокол об административном преступлении оформляется, когда закончится расследование в сроки, предустановленные ст. 28.7 КоАП. Несоблюдение установленных законодательством сроков формирования протокола об административном преступлении считается неважным минусом протокола.

Такого рода же позиции руководствуется и ВАС. Само по себе несоблюдение срока формирования протокола об , предусмотренного уже упомянутой статьей, не считается причиной, исключающей производство по делу об административном преступлении, если данным протоколом подтверждается факт преступления и он составлен в рамках срока давности, определенного в рамках установленного законодательства.

Согласно ст. 28.8 КоАП протокол (распоряжение из прокуратуры) об административном преступлении отправляется в суд, организацию, должностному лицу, у которых имеются права проводить рассмотрение дела о преступлении административного характера, в течение суток с момента оформления протокола (вынесения распоряжения) об административном преступлении.

В данной статье определено, что протокол об административном преступлении, осуществление коего приводит к административному задержанию, переходит на рассмотрение судье незамедлительно уже после его оформления.

В каких случаях продлевается срок оформления протокола

В определенных случаях установленный законодательством срок по заявлению должностного лица, который и занимается рассмотрением дела, имеется возможность продлить:

  1. решением руководства органа, который занимается делом об административном преступлении, либо замещающего его должностного лица. Срок продления может составлять максимум месяц.
  2. решением руководства вышестоящего органа, занимающегося делами о нарушении ПДД либо правил пользования автотранспортом, что привело к нанесению незначительного вреда здоровью потерпевшей стороне. Срок продления может составлять максимум 6 месяцев

В каких случаях назначается наказание без составления протокола

В некоторых случаях наказание назначается и без составления протокола

Назначение административного взыскания происходит без составления протокола:

  • в ситуации, когда в результате совершения административного преступления происходит назначение административного взыскания, которое выражается в виде предупреждения либо . Должностное лицо вместо того, чтобы составить протокол, производит оформление предупреждения либо постановления-квитанции о том, что на правонарушителя налагается штраф, который должен быть оплачен до определенного срока.
  • в случае выявления административного преступления в сфере дорожного движения и зафиксированного с использованием трудящихся в авто-режиме специализированного тех. оборудования, которое обладает функцией фото- и видеосъемки, либо средств фото- и видеосъемки. В данном случае не происходит оформление протокола об административном нарушении закона, а решение по делу выносится без участия лица, относительно коего происходит возбуждение дела об административном преступлении. Копии постановления направляются лицу в течение трех суток с той даты, когда было вынесено указанное постановление.

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них , лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Мнение юриста-эксперта:

В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет. А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.

Добрый день, уважаемый читатель.

Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, который может быть составлен сотрудником ГИБДД при выявлении нарушения правил дорожного движения.

142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

  • выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
  • оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
  • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
  • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Протокол должен быть составлен в следующих случаях:

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим , рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

2. Несогласие водителя с нарушением . Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

Важное отличие протокола от - наличие поля "объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело". В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле "объяснение лица".

3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами М или подкатегории А1.

4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе должны быть указаны:

  • Дата и место составления.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • Данные водителя.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • Объяснение водителя.

Текст протокола заполняется сотрудником ГИБДД (кроме поля "объяснение водителя"). После составления документа водитель должен получить возможность с ним ознакомиться:

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение , а затем подписать протокол . Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

После составления документа водитель получает его копию (статья 28.2 КоАП):

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно . Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Обжалование протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

Однако, если Вы собираетесь обжаловать документ, беритесь за дело сразу же:

Во-вторых , заполните поле "Объяснения водителя". В первую очередь напишите в нем фразу "Не согласен". После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

В-третьих , подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты , относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

Если Вы чувствуете, что самостоятельно обжаловать протокол не получится, то обратитесь за помощью к грамотному юристу или опишите ситуацию на форуме pddclub.ru . Возможно опытные люди смогут обратить внимание на те моменты, которые были упущены водителем.

В завершение хочу отметить, что протокол не так уж и сложно оспорить. Главное быть готовым к такому развитию событий и своевременно начать сбор доказательств в свою защиту.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте 25.06.16 был составлен протокол за управление в не трезвом виде я все подписал и дал обяснение что выпивал но в протоколе не указана фамилия сотрудника дпс можно ли его обжаловать

Удачи на дорогах!

здравствуйте.подскажите пожалуйста 04.06.2016 был составлен протокол по ст 12.8.ч2 а слушание по делу назначили только на 01.11.2016 ведь срок давности уже прошел возможно ли постановление о лишении прав

Срок давности по этой статье - один год.

владимир-200

Подскажите у меня статья 12.26 ч 1. было 2 суда, на суде при допросе сотрудников дпс был задан вопрос от судьи. Дышал ли я в трубку на месте? они отвечали что да дышал но плохо. Вопрос вот в чём у меня в протоколе в пункте К ПРОТОКОЛУ ПРИЛаГАЕТСЯ нет акта освидетельствования на месте и его нет вообще оно не заводилось, нет номера акта медосвидетельствования хотя этот акт в деле есть но там где должен быть номер в акте написано БЕЗ НОМЕРА. и в той же графе номер протокола о задержании транспортного средства, но протокол об административном правонарушении составлен в 21-45мин а протокол о задержании транспортного средства составлен в 22-20мин. И ещё в пунктах свидетели и потерпевшие НЕТ понятых. Подскажите какую выгоду можно извлечь из этих недостатков или они незначительные?

Удачи на дорогах!

Здравствуйте - если с протоколом не согласен - надо потом идти на разбор или в суд? А если протокол, с которым не согласен, составлен далеко от дома? Не будешь же потом специально ехать за сотни километров?

Алексей-240

Пишетется Ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительств на отдельном листе.

В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол.

а на имя кого писать ходатайство - если не знаешь кто судья как его зовут и так далее? И если направят даже по месту жительства - гаишник должен будет приезжать уже ко мне на разбор?

Игорь , попробуйте позвонить в указанный суд и узнать, на чье имя писать ходатайство.

Вероятность того, что сотрудник ГИБДД будет приезжать по месту Вашего жительства, довольно мала. Именно поэтому дела обычно переносят по месту жительства, т.к. выиграть получается проще.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте!помогите рашить проблему. После составления протокола то вождение в нетрезвом виде употребив 250 граммов водки, сотрудники ДПС не арестовали машину а посоветовали посидеть ада часа и продолжить движение. Это нарушение

Роман , здравствуйте.

По какой причине полицейские отказались эвакуировать автомобиль? При указанном нарушении автомобиль должны отправить на спецстоянку.

У Вас возникли какие-то трудности из-за того, что машину не забрали?

Инспектор дпс при составлении протокола не спросил работаю ли я, и сам указал, что я не работаю. Является ли это основанием, признать протокол не правильно составленным.

здравствуйте.была остановлена ДПС За временный знак обгон запрещен с выездом на встречную полосу (была пунктиром разделена).вышла из машины отдала документы и через минуту мне их обратно отдали со словами "До свидание".Вопрос:1.не могут ли они потом заочно составить,написать понятых и типа "от подписи отказалась"?2.если б протокол все таки составили,должны ли были в отделе ГИБДД мне сказать об этом?была в ГИБДД дали только справку что штрафов нет и прав не лишена,по поводу этого нарушения ничего не сказали.

Роман , вероятность оспорить штраф по указанной Вами причине крайне маленькая.

Удачи на дорогах!

Александр-601

Здравствуйте вопрос такой я отказался от медосвидетельствования. была назначена дата суда..но не дождавшись суда поймали пьяного в итоге два нарушения и два протокола.поскажите какое наказание меня ждет?

Александр , здравствуйте.

Будет 2 независимых наказания: по части 1 статьи 12.26 и по части 1 статьи 12.8. В сумме 60 000 рублей штрафа и от 3 до 4 лет лишения прав.

Удачи на дорогах!

Станислав-38

Ситуация такая: я отказался от освидетельствования. В последующем я заснул на видео как сотрудник ГИБДД заполняет чистый протокол в котором уже стоят подписи понятым, которые на тот момент уже уехали. В последующем с оригиналом данного протокола меня не ознакомили. Согласно копии я в протоколе от всего отказался. Может это стать поводом для отмены данного протокола и возврата мне прав.

Станислав-38

Выше в тексте ЗАСНЯЛ

Удачи на дорогах!

Добрый день! Начала обгон на прерывистой линии, выехала на полосу встречного движения через прерывистую, а заканчивать маневр пришлось уже через сплошную. Так утверждает сотрудник ГИБДД, сама точно не помню, знаю только что начинала маневр именно на прерывистой. Сотрудник показывал мне запись регистратора с машины ГИБДД (мне там ничего не понятно). Сотрудник также составил схему, которую я подписать отказалась, т. к. не уверена в ее точности. Сотрудник ДПС сразу не представился, документы не предъявил. Остановил понятых, засвидетельствовал что я отказалась подписать схему. Составил протокол, где я в объяснениях указала что линия была прерывистая, и был сильный туман. Сказал что будет суд и вопрос о лишении прав от 4 до 6 месяцев. Недовольный тем что я не подписала схему громко при моих свидетелях говорил, что адекватных людей, которые признают нарушение, он отправляет к дежурному части, который имеет право выписать только штраф, а раз я неадекватная - не признаю нарушение, то меня отправит ходить пешком. Я говорила что с нарушением согласна если это действительно подтверждается на видео, но в схеме не уверена, раз у них есть видео, то пусть суд опирается на видео. Протокол составил, в протоколе НЕ указал номер регистратора и дату поверки регистратора. Но в разделе "к протоколу прилагается" написано что прилагается схема и видео. В разделе "место и время рассмотрения правонарушения" написано: МОИ.... района, деревня... , ... батальон ДПС, дата, время. Что делать, чего ждать, в какой форме будет вызов в суд, или я должна ехать в этот батальон ДПС в указанное время?? На сайте ГИБДД никаких штрафов по номеру моей машины/прав не нахожу - как скоро там должна появиться какая-либо информация??? Заранее спасибо за любые советы и консультацию. Нарушаю редко, чего ждать - не знаю.

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который служит основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, и в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния.

Содержание протокола об административном правонарушении

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, потерпевших и понятых, если они имеются и они необходимы для составления протокола;
  • разъяснение прав и обязанностей, предусмотренные КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении,
  • объяснение или замечание физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • подпись должностного лица, составившего протокол;
  • сведения об ознакомлении правонарушителя с протоколом и отметка (подпись) о вручении ему копии протокола;
  • могут содержаться иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе в обязательном порядке должны содержаться указанные сведения. Нами представлен тот порядок (сверху – вниз), который чаще всего встречался на практике, но возможно, что отдельные сведения могут быть не в указанной последовательно, однако это не является нарушением.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, указаны в ст. 28.3 КоАП РФ. В статье предусмотрено более 90 таких должностных лиц и определены виды административных правонарушений, за деяния которых они могут составлять протокол.

Действия должностного лица, составляющего протокол об административном правонарушении

Протокол может быть напечатан на компьютере или написан от руки. В последнем случае у должностного лица имеется бланк протокола и ему остается только заполнить все его графы.

Для должностного лица, которое составляет протокол, это обыденное занятие, для каких-то органов (например, ГИБДД МВД России) даже ежедневное. Поэтому у него есть «стандартные формулировки» содеянного правонарушения, которые он применяет в «схожих» ситуациях.

В большинстве случаев должностное лицо спешит составить протокол об административных правонарушениях, поскольку есть другая повседневная работа, а также есть другие правонарушители.

Мы думаем, что для всех понятно — чем больше составленных протоколов, тем больше денежных средств получит казна государства (имеется ввиду самый распространённый вид административного наказания – административный штраф). В связи с чем должностное лицо, выписав много протоколов, может надеется в дальнейшем на разные виды поощрений от руководства (от благодарности до продвижения по службе).

Для составления протокола должностному лицу от правонарушителя нужен только документ, удостоверяющий личность, остальное он все сделает быстро и попросит правонарушителя также быстро расписаться, указав где.

Вышеуказанные обстоятельства способствуют нарушениям при составлении протокола со стороны должностного лица.

Действия лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении (правонарушитель)

Возбуждение дела об административном правонарушении – это не приятный с психологической точки зрения момент, особенно, когда лицо не виновно в инкриминируемом ему административном правонарушении.

Как указано выше из предыдущей главы должностное лицо попросит предъявить документы и достаточно быстро, с учетом ограниченного время, составит протокол об административном правонарушении, попросив быстро участвующих лиц расписаться.

Необходимо обратить внимание в административном протоколе на заполнение места, времени совершения и что особенно важно на событие административного правонарушения. Попросить должностное лицо разъяснить обстоятельства события административного правонарушения, за которое правонарушитель привлекается к административной ответственности.

При этом, уделить внимание тому, что должностное лицо в целях увеличение размера штрафа, может немного по-другому интерпретировать событие, которое будет предусматривать ответственность по другой статьей КоАП РФ.

Если составление протокола происходит на улице правонарушителю можно посмотреть в интернете, используя мобильный телефон, насколько его действия подпадают под указанную в протоколе об административном правонарушении статью. Лучше посмотреть статьи в КоАП РФ, которые располагаются рядом с вменяемой статьей.

Правонарушителю необходимо обращать внимание на привлечение должностным лицом понятых, если они участвуют.

На нашем опыте расскажем, что в протоколах, где должны быть указаны понятые: либо их там нет вообще, или это заинтересованные лица, либо были вписаны гораздо позже, либо в начале и потом не присутствовали и соответственно ничего подтвердить не могут. Все это является нарушением КоАП РФ. Понятые (два человека) должны присутствовать от начала и до конца, фиксировать все происходящее, более того личности их должны быть установлены. Протокол, в который вписаны такие понятые не является надлежащем доказательством.

Следующий немаловажный этап при составлении протокола — объяснение или замечание физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Под эту графу на практике выделяют две-четыре строки и правонарушитель пишет обычно коротко, «я не согласен», «я не совершал» либо вообще отказывается заполнять эту графу.

Для того, чтобы заполнить её необходимо вспомнить обстоятельства, при которых произошло событие, которое должностным лицом расценивается как административное правонарушение:

  • фабулу инкриминируемого деяния (события правонарушения);
  • наличие свидетелей, которые подтвердят отсутствие состава правонарушения;
  • неправомерные действия должностного лица (оскорбление, неуважительное отношение);
  • нарушения, допущенные понятыми;
  • другие обстоятельства.

В этой графе всего несколько строк, которые не тяжело заполнить с учетом допущенных должностным лицом нарушений либо при имеющихся доказательствах, оправдывающих административный проступок. Может это в дальнейшем укажет на отсутствие состава правонарушения или уменьшения размера штрафа.

В случае заполнение этих строк и при отсутствии достаточного места можно написать об этом как о нарушении прав, предусмотренных КоАП РФ, в частности право давать объяснения. В этом случае если должностное лицо не очень сильно занято, то даст бланк чистого листа для последующих пояснений.

Лицу, в отношении которого составлен протокол, необходимо знать, что любые исправления в протоколе должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен. В противном случае это существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении.

В случае отказа правонарушителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется:

  • немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  • в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется;
  • по окончании .

Назначение административного наказания без составления протокола (статья 28.6 КоАП РФ).

В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Административное или уголовное дело возбуждают после того, как составили протокол об административном правонарушении. Его принято составлять тогда, когда наличие такового нарушения обнаружено должностными лицами.

Исключениями могут являться те случаи, которые предусматривает ст. 28.4 (дело возбуждалось прокурором), а еще ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП (предупреждения, фиксации на камеру).

Протокол об административном правонарушении: общие сведения

  1. место и точная дата того, где он составлялся;
  2. указание должностей, ФИО лица, которым административный протокол составлялся;
  3. данные о нарушителе;
  4. ФИО, прописка свидетелей, пострадавших и т.д;
  5. временной отрезок и само место нарушения;
  6. статья закона субъекта РФ, КоАП, по которой предусматривают ответственность;
  7. пояснения лиц, выступающих свидетелями или проходящих по делу;
  8. любая иная важная информация.

Тем лицам, против которых , подробно разъясняют список их прав и обязанностей во время заполнения протокола. Это также протоколируется. Эти лица обязаны быть ознакомлены с протоколом об административном правонарушение, в списке их прав имеется возможность писать объяснения и вносить дополнения. Копия административного протокола вручается лицу, подпадающему под инициирование начала делопроизводства. Еще её вручают пострадавшей стороне.

Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении ГИБДД?

Протокол об административном правонарушении

Протокол подписывает то лицо, которое занималось составлением. Также подпись ставит физ. лицо или представитель по делу со стороны юр. лица. Допускается возможность отказа от того, чтобы подписать протокол теми лицами или их представителями, относительно которых данное дело возбудили. Это фиксируют в протоколе.

Учтите, что факт отказа подписать протокол об административном правонарушение просто документируется, а дело все равно получает ход.

Составляют административный протокол сразу после того момента, как выявили нарушение. В том случае, если нужно выяснить больше данных о физ. лице, которое является нарушителем, или же иных обстоятельств, тогда АП составляют в период не позже 2-х суток с того времени, как выявили нарушение. Если идет административное расследование, то составляют протокол в самом его конце.

При совершении нарушения могут ограничиться предупреждением или назначением штрафа. АП в этой ситуации не составляют. Уполномоченное на такие действия лицо выносит постановление. Происходит это на том месте, где совершено нарушение.

Постановление об административном правонарушении

То есть протокол составляется в случае оспаривания наличия события административного правонарушения, а постановление когда гражданин признает свою вину. Постановлением выносится наказание, которое можно обжаловать, в протоколе лишь описываются доказательства правонарушения. То есть, если водитель признает свою вину, то имеет право сразу выписать постановление об административном правонарушение. Обжаловать постановление можно в течение 10 дней. Протокол должен быть рассмотрен на комиссии ГИБДД, при этом в ней должен участвовать тот человек на кого составлен протокол.

Копию постановления об административном правонарушение выдают под расписку тому лицу, относительно которого его выносят. Такая же копия выдается и потерпевшему. Это делают по его просьбе.

Составляться АП начинает тогда, когда оспаривается сам факт события нарушения, админ. наказание и т.д.

Если правонарушение заснято камерой, то административный протокол не составляется. Постановление по делу принято выносить без участия лица, которое совершило нарушение.

Копию постановления, в таком случае, обычно направляют заказным письмом («письма счастья»). Срок отправки составляет не более 3-х суток с того момента, когда постановление вынесли.

Видео: Хитрости ГИБДД. Разница между протоколом и постановлением.

Особенности составления и заполнения протокола об административном правонарушение инспектором ГИБДД

1. Если инспектор ГИБДД предлагает сесть в машину ДПС

Если поступило предложение сесть в машину ДПС для оформления протокола, то именно Вы принимаете решение ответить согласием либо отказом. Нет такого нормативно-правового акта, который бы обязывал Вас принудительно садиться в машину ДПС для того, чтобы приступить к началу процесса оформления АП.

2. Свидетели

Когда в Вашей машине находится еще и пассажир, то ему тоже будет лучше выйти. Это существенно уменьшает риск попыток для совершения любого «развода» и часто помогает избежать наказания за действительно совершенное незначительное правонарушение. К исключениям, само собой, относятся тяжкие правонарушения: вождение нетрезвыми, серьезное ДТП и т.д.

Наличие свидетеля заставляет инспектора ГИБДД тщательно обдумывать каждое свое слово или действие. Если Вы уже находитесь в машине ДПС, то можно дать возможность свидетелю полностью и без препятствий послушать Вашу беседу. Инспектор может попросить посторонних удалиться, но Вам следует заявить, что именно этот человек Ваш свидетель.

Также можно ссылаться и акцентировать внимание на указе о «Гарантиях прав гражданина на информацию» из соответствующего подраздела про «Диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты». Обязательно включите звукозапись, если имеете при себе аппарат с подобной функцией и такую возможность.

3. Задержки с оформлением административного протокола

Протоколирование должно начаться незамедлительно. К этому обязывает ст.28.5 КоАП. Задержка является уже административным нарушением инспектора ГИБДД согласно ст. 12.35 КоАП. Если имеет место затягивание процесса без оснований, то предложите инспектору взяться уже за составление протокола задержания. Так Вы прямо намекнете, что инспектор не имеет повода для Вашего задержания.

4. Ознакомление с протоколом

Выданный на руки протокол читайте с предельным вниманием и спокойствием. Знайте, что инспектор будет пытаться Вас поторопить, а в некоторых ситуациях попытается даже выхватить документ из рук. Стоит напомнить инспектору о том, что Вы наделены правом вписать свои объяснения, а подобные действия инспектора можно толковать как нарушение против Вас.

  • в подпункте «объяснения лица» лучше вписывать: «Не согласен»;
  • если нет составленных схем и другого рисунка, то укажите «Схема не была составлена». Это исключает факт последующего добавления к протоколу схемы самим инспектором ГИБДД, который может сделать запись «Водитель ТС отказался подписывать АП». Если схема составлялась, но есть только один экземпляр, тогда указывайте: «Копия схемы мне не выдавалась»;
  • Перед тем, как подписать схему, указывайте: «Не согласен». Её составляют весьма приблизительно, нет нужных замеров, привязки к местности и т.п. Ваше несогласие с этим вполне логично.

5. Не вписали свидетелей в протокол об административном правонарушении

Когда с Вами пассажиры, значит, у Вас появляются и свидетели. Если свидетелей отказываются вносить в АП, настаивайте на вписании. Инспектор может отказываться, мотивировать отказ тем, что эти лица заинтересованные и т.д.

В таком случае, в пояснении к протоколу об административном правонарушении пропишите: « Настоятельно прошу учесть тот факт, что ИДПС ответил отказом на просьбу внести свидетелей (ля) в данный протокол. Возможно, что он испугался того, что свидетели правдиво все расскажут. Не нашел иной причины для отказа». Если же свидетелей рядом нет, стоит ставить «Z» в этой графе, чтобы свидетели не нашлись «случайным» образом.

6. Подаем ходатайство

Видео: Как подать ходатайство при составление административного протокола ГИБДД?

Помните, что имеете право подать ходатайство относительно того, чтобы дело рассматривалось там, где зарегистрировано ТС, а еще по месту Вашего проживания. Ходатайство будет лучше подать пере тем как подписать протокол об административном правонарушение. Имейте под рукой собственные готовые бланки ходатайства и будьте готовы к подобным ситуациям. Так вы сможете выиграть дополнительное время и спокойно разобраться в ситуации, прибегнуть к помощи и придерживаться рекомендаций адвоката.

Если же Вы знаете то, о чем писать и уже на месте пишете объяснения, но в протоколе мало свободного места, тогда Вы можете использовать отдельный листок. В протоколе есть графа «объяснения лица». В ней нужно написать, что эти пояснения Вы приложили к протоколу и на отдельном листе бумаги. Делать записи на таком отдельном листе бумаги лучше «под копирку», которую Вы приготовили заранее. Она всегда должна быть рядом в легкодоступном месте у Вас в автомобиле.

Следующим шагом будет найти в протоколе то место, где Вам необходимо расписаться в том, что инспектор ГИБДД провел разъяснения Ваших обязанностей и разъяснил также права. Если же он или уклонился от разъяснений, или поступило предложение ознакомиться с ними там, где они расписаны на оборотной стороне в протоколе, тогда вместо подписания ставите прочерки или слово: «Нет».

К протоколу подобным образом можно прикладывать любую другую важную и необходимую документацию. Главное то, что нужно фиксировать это в протоколе.

7. Получаем копию протокола

Завершающим этапом следует предложение от инспектора ГИБДД подписать протокол. Перед подписью необходимо уточнить возможность забрать его копию. Если инспектор ответит отрицательно, то следует уточнить причину и ссылаться на то, что протокол об административном правонарушении уже составили и инспектор уже подписал.

Инспектор ГИБДД, который расположился в машине ДПС, не имеет права составлять протокол. Если Вы были остановлены одним инспектором в тот самый момент времени, когда второй занимался протоколированием нарушения другого водителя, то получается, что он физически не мог наблюдать то нарушение, за которое Вас останавливали. Стоит сделать для всех акцент на этом факте. Это очень важный момент.

Методические рекомендации
По применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях», от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – также автономного округа) от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 102-оз), от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 5-оз) разработаны в целях обеспечения единообразного подхода:

к оформлению материалов дела об административном правонарушении должностными лицами органов местного самоуправления, а также сотрудниками органов внутренних дел (далее – должностные лица, уполномоченные составлять протоколы);

к организации деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – комиссии) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 102-оз (далее – дел об административных правонарушениях);

к квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз.

I. Порядок оформления материалов дела об административном правонарушении

1.1. В соответствии с КоАП РФ дела об административных правонарушениях возбуждаются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

1.2. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

1.3. Протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы с соблюдением требований частей 2 – 6 статьи 28.2 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о владении им, языком, на котором ведется производство по делу и данные о предоставлении переводчика при составлении протокола, о предварительном разъяснении привлекаемому к административной ответственности лицу его прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Закона № 102-оз, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, пункт нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

1.4. Протокол об административном правонарушении должен содержать полные и объективные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

Место проживания должно соответствовать фактическим данным;

Контактный телефон должен соответствовать фактически данным;

Место работы указывается без сокращений с указанием юридического адреса;

В отношении иностранных граждан указывается адрес и данные стороны, осуществившей регистрацию указанного гражданина по месту своего проживания.

1.5. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.

1.6. Свидетелям и потерпевшим, так же разъясняются их права и обязанности, предусмотренные соответственно статьями 25.6 и 25.2 КоАП РФ, о чем они расписываются в своих показаниях, объяснениях. Кроме того, свидетели, специалисты, эксперты должны быть предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.

1.7. В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

1.8. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

1.9. К протоколу об административном правонарушении приобщаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного и объективного разрешения дела об административном правонарушении (далее – материалы дела).

1.10. При непосредственном обнаружении или выявлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения должностное лицо составляет подробный рапорт (должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях составляется Акт обнаружения правонарушения), в котором указывается должностное лицо, составившее указанный документ, при каких обстоятельствах были обнаружены факты, указывающие на наличие события правонарушения, дата, место и время обнаружения, лицо, причастное к совершению указанных фактов.

1.11. Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения рекомендуется зафиксировать путем составления схемы места совершения административного правонарушения, в которой отражаются дата, время и место составления, данные лица, составившего схему, данные лица, в отношении которого составлена схема, сведения об ознакомлении с содержанием схемы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать схему делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в схеме относительно географических и архитектурных объектов, с указанием наименования этих объектов (наименование МО, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

1.12. При наличии технической возможности рекомендовано осуществлять фотографирование обнаруженных фактов (далее – фототаблица).

Фототаблица должна содержать дату, время и место фотографирования, данные лица, осуществившего фотографирование, данные лица, в отношении которого осуществлено фотографирование, сведения об ознакомлении с содержанием фототаблицы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать фототаблицу делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в фототаблице относительно географических и архитектурных объектов (наименование муниципального образования, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

На документах, указанных в пунктах 1.11. и 1.12., также могут расписаться лица, подтверждающие объективное отражение обнаруженных данных в указанных документах. В таких случаях указываются данные этих лиц (ФИО, место проживания и контактные телефоны).

1.13. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
II. Организация деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рассмотрению дел об административных правонарушениях
2. Регистрация, учет и оформление дел об административных правонарушениях
2.1. Регистрацию и учет поступивших в комиссию дела об административном правонарушении, ведение ежегодного реестра дел об административных правонарушениях, а также оформление дела об административном правонарушении осуществляет секретарь административной комиссии (далее – секретарь).

2.2. Регистрация дела об административном правонарушении в реестре дел об административных правонарушениях осуществляется в хронологической последовательности их поступления.

2.3. Номер дела об административном правонарушении состоит из последовательно записанных через дефис цифр, обозначающих номер по порядку, и год. Например: № 551-11.

2.4 Дела об административном правонарушении, не рассмотренные в текущем году, подлежат учету в реестре дел об административных правонарушениях, за очередной год. При этом им присваивается новый порядковый номер в новом реестре с указанием через дробь номера из реестра прошедшего года.

Например: № 1-11/551-10.

Данный порядок учета необходим для правильного составления отчета.

2.5. В дело об административном правонарушении помещаются документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу (далее – материалы дела). Материалы внутри дела об административном правонарушении располагаются в хронологической последовательности их поступления.

2.6. Материалы дела, приобщаемые к делу об административном правонарушении, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

2.7. Оформление дела об административном правонарушении предусматривает:

оформление реквизитов обложки;

составление внутренней описи дела;

нумерацию листов дела;

подшивку или переплет дела;

2.8. Реквизиты обложки дела об административном правонарушении включают:

учетный номер и дату поступления материалов дела;

данные о лице, в отношении которого возбуждено дело;

пункты и номера статей Закона № 102-оз, по которым возбуждено дело;

дата начала и дата окончания рассмотрения дела.


3. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
3.1. После регистрации, учета и оформления административного дела секретарь проверяет дело об административном правонарушении на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 29.1 КоАП РФ, о чем докладывает административной комиссии.

3.2. Если представленные материалы по делу являются полными, с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то комиссией выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

3.3. Если имеющихся материалов недостаточно для рассмотрения его по существу, то комиссией может быть вынесены определения:

о вызове необходимых участников производства, указанных в статьях 25.1 – 25.5, 25.8 – 25.10 КоАП РФ;

об истребовании дополнительных материалов по делу;

о назначении экспертизы;

об отложении рассмотрения дела.

3.4. В случае, если при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении (составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела), и представленные материалы не могут быть дополнены при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от комиссии, рассматривающей дело.

3.5. После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются в комиссию, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

3.6. Если рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии, в которую протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе состава коллегиального органа – административной комиссии, выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

3.7. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, административная комиссия выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


4. Регламент проведения заседания административной комиссии
4.1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на заседаниях комиссии, периодичность которых определяется председателем комиссии по мере поступления протоколов об административных правонарушениях с учетом установленного законодательством срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В случае необходимости комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

4.2. Комиссия правомочна рассматривать дела об административных правонарушениях, если на заседании присутствует более половины от общего числа ее членов.

4.3. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов правом решающего голоса обладает председатель комиссии

При рассмотрении дел об административных правонарушениях члены административной комиссии должны вести себя достойно, выдержанно, проявлять уважение и терпимость, обращаться к лицам, участвующим в рассмотрении дела на «Вы», не допускать в отношении указанных лиц оскорбительных высказываний, раздражаться.

4.4. Время рассмотрения каждого дела не должно превышать 20 минут. В исключительных случаях по решению председательствующего в заседании время рассмотрения дела может быть продлено до 30 минут и более.


5. Рассмотрение административной комиссией дела об административном правонарушении по существу
5.1. В соответствии со статьей 29.6. КоАП РФ дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено комиссией в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении.

5.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу проводится комиссией в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ.

5.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления председателем комиссии о том:

кто рассматривает данное дело – наименование комиссии, фамилии ее председателя и членов;

какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении);

кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) привлекается к административной ответственности;

на основании какого закона (статья Закона № 102-оз)

5.4. Устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

5.5. В случае отсутствия участников производства по делу, выясняется, извещены ли они в установленном порядке и каковы причины их неявки.

5.6. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

5.7. Комиссия вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица, в связи с чем принимается определение об отложении рассмотрения дела.

5.8. На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик.

5.9. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

5.10. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе члена комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

5.11. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу.

5.12. Определение об отложении рассмотрения дела выносится при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

5.13. В случае, если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, комиссия выносит определение о приводе указанных лиц. Порядок осуществления привода сотрудниками органов внутренних дел, регламентирован Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

5.14. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

5.15. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и другие материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, затем – пояснения специалиста, заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

5.16. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

5.17. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

3) прекращения производства по делу об административном правонарушении и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

5.18. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции комиссии.

5.19. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

5.20. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Если правонарушитель отказывается получать постановление о назначении наказания, то составляется акт.

5.21. В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого велось производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, секретарь направляет жалобу со всеми материалами дела в течение трех суток со дня поступления жалобы в районный суд по месту нахождения комиссии.

5.22. По каждому делу, рассмотренному комиссией, составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, с соблюдением требований статьи 29.8 КоАП РФ.

5.23. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении ведет секретарь.

5.24. В протоколе о рассмотрении дела указываются:

дата и место рассмотрения;

наименование и состав комиссии, рассматривающей дело;

событие рассматриваемого административного правонарушения (когда, где, каким образом было совершено противоправное деяние – действия или бездействие);

кто привлекается к ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);

на основании какого закона (статья Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях»);

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц;

сведения о заявленных отводах, ходатайствах и результатах их рассмотрения;

объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, показания других лиц;

документы, исследованные при рассмотрении дела.

5.25. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председателем и секретарем комиссии.

6. Требования к порядку исполнения постановлений по делу об административном правонарушении
6.1. Порядок исполнения постановлений по делу об административном правонарушении регламентируется разделом V КоАП РФ.

6.2. Контроль за исполнением вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении осуществляет секретарь и другие члены комиссии.

6.3. При возникновении обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, комиссия может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа может быть рассрочено на срок до трех месяцев с учетом материального положения лица, в отношении которого вынесено постановление.

6.5. В случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

6.6. Решения об отсрочке, рассрочке, приостановлении исполнения отражаются в протоколе заседания комиссии и в реестре дел об административных правонарушениях.

6.7. Решение по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. При отсутствии указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.

6.8. Исполнение постановления прекращается в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ;

5) отмены постановления.

6.9. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются комиссией в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

6.10. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.

6.11. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его исполнения, председатель комиссии, или по его поручению секретарь, направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (месту жительства) лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания суммы административного штрафа заявление о возбуждении исполнительного производства, к которому прилагается подлинник постановления по делу об административном правонарушении для его принудительного исполнения.

Кроме того, председатель комиссии, или по его поручению секретарь, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности и направляет в органы внутренних дел по месту нахождения комиссии заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
7. Хранение дел об административных правонарушениях.

Ведение делопроизводства в административной комиссии
7.1. Производство по делу об административном правонарушении считается оконченным:

после поступления документа, свидетельствующего об уплате штрафа или постановления с отметкой судебного пристава-исполнителя о принудительном взыскании;

после вручения лицу, привлеченному к административной ответственности в виде предупреждения, соответствующего постановления;

после вынесения в установленном порядке постановления о прекращении дела.

7.2. Дела об административных правонарушениях могут быть предоставлены для ознакомления только лицам, участвующим в деле и членам административной комиссии в присутствии секретаря с момента возбуждения до момента окончания производства по делу.

7.3. Материалы законченных дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 558, хранятся в течение пяти лет и после экспертизы Экспертно-проверочной комиссии государственного архива подлежат уничтожению.

Протоколы заседаний административных комиссий муниципальных образований хранятся в течение трех лет и подлежат уничтожению.

7.4. Хранение дел осуществляется таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к материалам посторонних лиц.

7.5. Материалы передаваемых дел направляются нарочным или по почте, с уведомлением о вручении.

7.6. Ведение делопроизводства комиссии возлагается на секретаря.

Секретарь:

регистрирует в реестре, оформляет, ведет и хранит административные дела в соответствии требованиями настоящих методических рекомендаций;

ведет номенклатуру нарядов в комиссии;

выдает подлинники документов из административного дела и передает административные дела по распоряжению председателя комиссии;

готовит и сдает в архив законченные административные дела, журналы, наряды.

7.7. Документы, поступающие в комиссию, принимаются секретарем из канцелярии соответствующего органа местного самоуправления или непосредственно.

7.8. Документы, исходящие из комиссии, готовятся к отправке адресатам секретарем и при необходимости регистрируются в канцелярии соответствующего органа местного самоуправления.

7.9. Общее руководство делопроизводством и контроль за состоянием делопроизводства осуществляет председатель комиссии.

7.10. Вопросы делопроизводства, не урегулированные настоящими методическими рекомендациями, разрешаются в соответствии с требованиями к делопроизводству соответствующих органов местного самоуправления.
IV. Рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз

Статья 2. Нарушение порядка использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1. Использование символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в нарушение установленных правил – …

2. Надругательство над гербом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры или флагом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – …


Пункт 1 статьи 2 Закона предусматривает ответственность за нарушение установленных правил использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии со статьей 11 Устава Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к официальным символам автономного округа относятся гимн, герб и флаг автономного округа.

Описание символов автономного округа и порядок их официального использования установлены законами автономного округа.

Так, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 декабря 2004 года № 73-оз «О гимне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определен порядок его официального исполнения и использования.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20 сентября 1995 года № 8-оз «О гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» дано описание герба и флага автономного округа и определен порядок их официального использования.

Объективная сторона административного правонарушения (далее – также правонарушение) может заключаться в нарушении установленного законом порядка использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также нарушении установленных запретов. Так, к таким нарушениям, например, можно отнести искажение изображения флага и герба, несоблюдение официального траура и т.д.

Пункт 2 статьи 2 Закона предусматривает ответственность за надругательство над символами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Наиболее распространенными способами надругательства над гербом и флагом автономного округа являются их уничтожение или повреждение, нанесение на них надписей и рисунков оскорбительного содержания, использование в оскорбляющем общественную нравственность качестве, срывание с места их расположения, сжигание в присутствии толпы, топтание и другие подобные противоправные действия.

Обязательным условием административной ответственности за данное правонарушение является публичный характер совершаемых действий. Такие действия должны быть демонстративными и осуществляться в присутствии определенного числа граждан. Если указанные деяния совершаются тайно и остаются никому неизвестными, то нельзя говорить о состоявшемся надругательстве.

Субъективную сторону правонарушения образует умысел.

Субъектами правонарушения по пункту 1 статьи 2 Закона № 102-оз могут быть граждане, должностные и юридические лица, по пункту 2 статьи 2 Закона № 102-оз – граждане и должностные лица.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона № 102-оз, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона № 102-оз, вправе рассматривать мировые судьи.

Пример


11 сентября 2010 года в 18.30 часов гражданин Иванов И.И. нанёс краской из баллончика надпись на Флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который располагался на здании администрации города Энска по улице Карпова, 4. Своими действиями гражданин Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 2 Закона № 102-оз.
Статья 3. Неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса, обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении сведений и безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, воспрепятствование проведению депутатского расследования
Неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса, обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении сведений и безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, воспрепятствование проведению депутатского расследования – …
Согласно статье 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее также – Закон № 19-оз) депутатским запросом является официальное обращение депутата либо группы депутатов Думы автономного округа об официальном разъяснении либо изложении официальной позиции по вопросу, имеющему важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного развития автономного округа, признанному Думой автономного округа в установленном порядке депутатским запросом.

В соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 28-оз «О депутатском запросе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должен дать ответ на него в устной (на очередном заседании Думы автономного округа) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения. В случае невозможности дать ответ в пятнадцатидневный срок орган или должностное лицо направляет в адрес Думы автономного округа уведомление о невозможности дать ответ в установленный срок и просьбу о продлении срока дачи ответа, но не более чем на 30 дней со дня получения депутатского запроса.

Согласно статье 11 Закона № 19-оз депутат Думы автономного округа вправе обращаться к руководителям расположенных на территории автономного округа органов государственной власти, местного самоуправления, к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований обязаны дать письменный ответ депутату безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении вопросов – не позднее месячного срока.

В соответствии со статьей 12 Закона № 19-оз по вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы автономного округа пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории автономного округа органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований.

Согласно статье 13 Закона № 19-оз по требованию группы депутатов Думы автономного округа, а также по решению комитета, комиссии Дума автономного округа вправе назначить депутатское расследование по отдельному вопросу в случаях:

а) нарушения депутатом прав и обязанностей депутата Думы автономного округа;

б) совершения депутатом действий, несовместимых со статусом депутата Думы автономного округа.

Органы государственной власти и должностные лица на территории автономного округа обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования. По требованию депутата или временной комиссии, ведущих расследование, вышеназванные органы государственной власти и должностные лица обязаны беспрепятственно представлять необходимые для изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование.

В соответствии со статьей 15 Закона № 19-оз депутат в установленном Регламентом порядке обеспечивается документами, принятыми федеральными органами государственной власти, Думой автономного округа, а также документами и другими справочными и информационными материалами, распространяемыми Правительством автономного округа. При обращении депутата Думы автономного округа в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории автономного округа, должностные лица обязаны обеспечить депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно представлять необходимую информацию и документацию.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, предусмотренных Законами Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», от 3 мая 2000 года № 28-оз «О депутатском запросе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Для квалификации административного правонарушения необходимо и достаточно совершение одного из следующих действий (бездействия) должностных лиц:

неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса;

неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений;

неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

воспрепятствование проведению депутатского расследования.

С субъективной стороны правонарушение может совершаться как умышленно, так и неосторожно.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть только должностные лица.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 102-оз, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 102-оз, вправе рассматривать вправе мировые судьи.

22 мая 2010 года выявлено, что Иванов И.И., являясь руководителем МУП «Благодать», своевременно не ответил на запрос депутата Думы автономного округа, который был направлен в его адрес 15 апреля 2010 года. Своими действиями Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 3 Закона 102-оз.

29 июня 2010 года руководитель предприятия МУП «Тепловые сети» Иванов И.И. отказал в безотлагательном приеме депутата Думы автономного округа. Своими действиями Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 3 Закона 102-оз.
Статья 4. Неправомерный отказ в предоставлении сведений по запросам органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа либо уклонение от их предоставления



 

Возможно, будет полезно почитать: