Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности. Что такое неразграниченная государственная собственность на землю? Передача земель и действие прежнего законодательства

Есть два различных (но приблизительно равных по территории и содержанию) земельных участка – один находится в муниципальной собственности, а другой находится в не разграниченной государственной собственности?

Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же? И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной собственности на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом.

Вас консультирует:


Юрист, стаж 5 лет

Практикующий юрист по гражданским делам. СамГУ, факультет юрисприденции. Стаж работы более 4х лет.

Всего ответов: 190 Рейтинг: 4,3

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю - это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Опишите, пожалуйста, вашу ситуацию подробно ниже и получите бесплатную консультацию нашего юриста в течение 7 минут:

Кратко озаглавьте ваш запрос:

Город:

Ваше имя

Телефон

Email

Попал в неловкую ситуацию, помогите найти выход! Мой брат решил подарить моему сыну на день рождения долю в своем жилье, но проблема в том, что у него есть небольшие психические расстройства. Недееспо...

Земельные участки, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок учета таких объектов в бюджетном учете учреждений госсектора рассмотрим в данной статье.

Бюджетный учет

Порядок учета земельных участков, собственность на которые не разграничена, ранее был разъяснен в письме Минфина России от 31.08.2015 № 02-07-10/49963 . В данном письме указано, что до принятия соответствующих федеральных стандартов бухгалтерского учета земельные участки, право собственности на которые не разграничено, могут учитываться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по их кадастровой стоимости.

Как отразить передачу земельного участка, собственность на который не разграничена, в возмездное (безвозмездное) пользование?

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»,

Согласно ст.

215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности муниципальным образованиям.

Согласно п.

10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере. Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.

В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли.

Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.Таким образом, предусмотренный ст. 3.3 Вводного закона порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.В современных условиях теоретическая и практическая разработка проблем совершенствования правовых механизмов управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приобретает особую значимость и актуальность, так как от эффективности решения данной задачи зависит развитие рынка недвижимости, в том числе пополняемость бюджетов и сроки реализации различных социальных и инфраструктурных проектов. Литература 1. Железнов Д.С.

Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

Разграничение государственной собственности на землю

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Согласно ст.

Статья 3.3

Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

  • Ст. 72, п. 1, подп. г. В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов.
    В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты.

Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.
Субъект государственной собственности на землю В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125.

Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

  • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
  • Фонда перераспределения.

Разъяснения к статье 5 В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям.

Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время. В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель. В нее отнесены территории запаса.

Hеразграниченная собственность на землю

Участки в составе них могут относиться к собственности государства в соответствии с определенными условиями.

Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф

Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ. Регистрация Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством.

Юридические последствия Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов.

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

  • собственность Российской Федерации,
  • собственность субъектов Российской Федерации,
  • собственность муниципальных образований.

Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст.

25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик.

Земли на которые государственная собственность не разграничена

Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю:
Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Так например:

  • если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;
  • если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.

Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

  • нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
  • предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответственно федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные законодательством случаи.

В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:

  • федеральными энергетическими системами,
  • объектами использования атомной энергии,
  • федеральным транспортом, путями сообщения,
  • объектами федеральной информатики и связи,
  • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
  • объектами обороны и безопасности,
  • объектами оборонного производства,
  • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
  • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:

  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
  • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).

В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу, что порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Действующее зaконодaтельство устaнaвливaет, что госудaрственной собственностью являются земли, не нaходящиеся в собственности грaждaн, юридических лиц или муниципaльных обрaзовaний (ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Не разграниченные земли гос. собственности

Тaким обрaзом, устaновленa своего родa презумпция принaдлежности земельных учaстков госудaрству, если они не зaкреплены зa укaзaнными субъектaми.

Госудaрственнaя собственность делится нa двa видa: собственность Российской Федерaции в целом (федерaльнaя) и собственность субъектов РФ (регионaльнaя).

Упрaвление и рaспоряжение земельными учaсткaми, нaходящимися в федерaльной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерaцией и субъектaми РФ. От имени этих субъектов прaвомочия собственникa осуществляют госудaрственные оргaны в соответствии с их компетенцией. Однaко до рaзгрaничения госудaрственной собственности нa землю, нaходящейся в госудaрственной и муниципaльной собственности, рaспоряжение укaзaнными землями осуществляется оргaнaми местного сaмоупрaвления муниципaльных рaйонов, городских округов.

В соответствии с положениями Земельного кодексa РФ в федерaльной собственности и собственности субъектов РФ нaходятся соответственно земельные учaстки:

Признaнные федерaльной собственностью или собственностью субъектов РФ федерaльными зaконaми;

Приобретенные Российской Федерaцией и субъектaми РФ по основaниям, предусмотренным грaждaнским зaконодaтельством;

Прaво собственности Российской Федерaции и субъектов РФ нa которые возникло при рaзгрaничении госудaрственной собственности нa землю.

Рaзгрaничение госудaрственной собственности нa землю производится нa основaнии положений ЗК РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции" и иных федерaльных зaконов.

В соответствии со ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодексa РОссийской Федерaции в целях рaзгрaничения госудaрственной собственности нa землю:

1) к федерaльной собственности относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм госудaрственной влaсти РФ, их территориaльным оргaнaм, a тaкже кaзенным и госудaрственным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным федерaльными оргaнaми госудaрственной влaсти; в)

2) к собственности субъектов РФ относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности субъектов РФ; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм госудaрственной влaсти субъектов РФ, a тaкже кaзенным и госудaрственным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным оргaнaми госудaрственной влaсти субъектов РФ; в) иные предусмотренные федерaльными зaконaми земельные учaстки и земли;

3) к собственности поселений, городских округов, муниципaльных рaйонов относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности соответствующих муниципaльных обрaзовaний; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм местного сaмоупрaвления соответствующих муниципaльных обрaзовaний, a тaкже кaзенным и муниципaльным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным укaзaнными оргaнaми местного сaмоупрaвления; в) иные предусмотренные федерaльными зaконaми и принятыми в соответствии с ними зaконaми субъектов РФ земельные учaстки и предусмотренные федерaльными зaконaми и принятыми в соответствии с ними зaконaми субъектов РФ земли;

Разграничение государственной собственности на землю стало не только насущной необходимостью, но и может дать дополнительные возможности к вовлечению таких земель в хозяйственный оборот и к увеличению эффективности использования этого ценного ресурса в развитии государства. В связи с постепенным характером формирования земельного законодательства, на ранних этапах его развития возникли определённые проблемы с распределением государственных земельных ресурсов. Поэтому недостаточное проведение разграничения практически не даёт возможности вовлечь такие участки в хозяйственный оборот.

Учёт земельных ресурсов

Известно, что земля является одним из наиболее ценных видов ресурсов, которые имеются у государства. Конечно, он не единственный, но при этом его можно рассматривать, как основу. В связи с этим понятно, что такой ресурс должен быть не только полностью учтённым государством, но и использоваться в общественной и экономической жизни наиболее эффективным образом.

В настоящее время существует общегосударственный реестр, где регистрируются права собственности на различные виды недвижимости, в том числе и на земельные участки.

Если регистрация конкретной земли не была проведена, она не может быть:
  • продана;
  • куплена;
  • подарена;
  • передана в наследство и т. п.

Казалось бы, с учётом земельных ресурсов, на первый взгляд, всё в порядке. Но при более внимательном взгляде на статистику распределения земли в Российской Федерации можно обнаружить неожиданную вещь. Значительная часть земель, формально находясь в собственности государства, на самом деле непонятно кому принадлежит. Как это может быть? Из-за определённых особенностей земельного законодательства существенная часть государственной собственности не распределена между самими этими владельцами: государством, субъектами РФ и муниципальными властями. То есть фактически хозяин таких земель не определён. Соответственно, такие земли не состоят на кадастровом учёте. Они относятся к неразграниченной государственной собственности.

Кто владеет землёй

Прежде чем подробно рассматривать этот вопрос, нужно выяснить, а кто имеет право владеть землёй в стране?


  1. Конечно, немалая часть этого ценнейшего ресурса принадлежит всему государству.
  2. Говоря об этой форме собственности, нужно упомянуть собственность субъектов федерации. В большинстве - это отдельные регионы, которые имеют право владеть землёй.
  3. Местные, а именно муниципальные органы осуществляют свою власть на местном уровне. Часть земель находится в их собственности.
  4. Кроме указанных собственников, владеть участками имеют право как юридические лица, так и отдельные граждане.

В обычной жизни экономические отношения, связанные с собственностью на землю, достаточно просты и понятны. Есть правообразующие документы, которые относятся к купле-продаже, наследованию или другим правоустанавливающим юридическим процедурам.

Участки должны пройти положенную по закону регистрацию, получение кадастрового паспорта, межевание. После осуществления регистрации вопрос о праве собственности обычно неясностей не вызывает.

В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников. Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость. Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.


Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли? На самом деле это вполне реально.

Для этого есть два пути:
  • выполнить прирезку участка;
  • провести формирование участка.

В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель. Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком. Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки. Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт. Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки. Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают.

Выгода хозяина понятна, а государство вовлекает территории в новых границах в хозяйственный оборот, что приводит к увеличению поступления налогов в казну.

Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации. В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности. Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ. А получить его возможно только от законного собственника земли. В рассматриваемом случае такого найти не получится. Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника. Ведь только последний может продать землю новому хозяину. Как же поступают в подобных ситуациях?

Для этого могут передать соответствующий участок:


  • в бессрочное пользование;
  • в пожизненное владение с правом наследования.

При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет. Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка. Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти. После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление. После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку.

С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.

Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика. Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка. Однако кадастровые процедуры - вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.

Рассмотрим цифры, которыми можно охарактеризовать ситуацию в масштабе всей страны. Для этого необходимо принять во внимание следующее.

Земельные ресурсы всего государства составляют огромную величину. Это 1709,8 миллиона гектаров.

Если проанализировать эту цифру в разрезе прав собственности на землю, то на 2011 год принадлежало:

  • частным лицам 121,4 миллиона гектаров земель;
  • юридическим лицам ровно 12 миллионов гектаров;
  • государству - 1576,4 гектара.

Неразграниченная государственная собственность на землю охватывает 1145,5 миллиона гектаров. Остальная её часть преимущественно находится в собственности государства (420,0 млн га). Субъектам федерации принадлежат 7,7, а местной (муниципальной власти) - 3,2 миллиона гектаров земли.

В последние годы можно наблюдать, что разграничение государственной собственности на землю происходит всё более медленно. Это имеет место наряду с тем, что наибольшая часть уже распределённой земли находится во владении государства.

Право распоряжения

Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий. Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти. Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.

Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.

Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.


  1. Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
  2. В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.

Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.

Как происходит распределение

Известно, что существует довольно большая территория, где земля до сих пор остаётся нераспределённой. Когда был принят действующий в настоящее время Земельный Кодекс, был одновременно принят нормативный акт, который содержал переходные положения при введении его в действие. К рассматриваемому здесь вопросу имеет отношение тот факт, что для распределения земель был установлен предельный срок. После 2008 года вообще не должно было остаться нераспределённых участков. Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.

В основном разграничение государственной собственности на землю происходило в пользу общегосударственной собственности, а впоследствии этот процесс сильно замедлился.

Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу. Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.

Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу. Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности. Как это сделать проще всего? Для этой цели прекрасно подойдёт публичная кадастровая карта России. В ней можно получить не всю имеющуюся информацию о собственниках земли, но всегда можно заключить, имеется ли данный участок земли в чьей-либо собственности. Сама карта является интерактивной. С использованием имеющейся информации можно осуществить поиск, при этом постепенно делая карту всё более подробной. В результате можно будет сделать уверенный вывод по данному вопросу.

Публичная кадастровая карта отражает актуальные данные общегосударственного реестра:

  • расположение земельного участка;
  • его площадь;
  • принадлежность и т. д.

Использование этого сайта позволит получить нужную информацию относительно быстро и с небольшими усилиями.

Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году. Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение. Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.

Несмотря на проделанную работу, созданный юридический механизм практически не действовал. Это происходило по причине чрезмерной сложности и длительности соответствующих процедур.

Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято. Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры. После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.

В соответствии с законодательством РФ, государственная собственность на землю может разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Каким образом осуществляется данная процедура? Какие законы регулируют правоотношения, которые ей соответствуют?

В чем заключается сущность разграничения государственной собственности на землю?

Такой процесс, как на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы. Особенно остро те вопросы, которые характеризуют соответствующее разграничение, встают в случаях, когда речь идет о необходимости определения конкретных полномочий органов власти в части управления землями, а также определения компетенций иных субъектов права, например муниципалитетов, которые по закону должны осуществлять деятельность по управлению территориями независимо от государственной власти.

Что же это за процесс — разграничение государственной собственности на землю? Он представляет собой установленный законодательством РФ порядок передачи различных земель в собственность:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов РФ;
  • местной власти.

Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта. На основании соответствующего решения могут оформляться различные например свидетельство о праве собственности.

Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре. Каким образом можно ознакомиться с данной информацией? Для этого используется такой ресурс? как публичная кадастровая карта. Изучим ее особенности подробнее.

Использование публичной кадастровой карты: нюансы

Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра. Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.

Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков. Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.

Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.

Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.

Правоотношения при отсутствии разграничения государственной собственности на землю: нюансы

Итак, если разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, то распоряжение соответствующими участками все же возможно. В общем случае оно осуществляется власти. Кроме того, в случае если располагаются в населенных пунктах, которые имеют статус административного центра либо столицы субъекта РФ, то распоряжение ими осуществляется муниципалитетами, если иное прямо не предписывается законодательством на уровне регионов. В свою очередь, в субъектах РФ могут приниматься законы, в соответствии с которыми неразграниченная государственная собственность на землю будет находиться в распоряжении исполнительных структур власти в регионах.

Как отмечают юристы, не всегда передача полномочий, связанных с распоряжением участками в данном случае, может сопровождаться передачей функций владельца тех или иных территорий. Таким образом, земельные участки, имеющие статус неразграниченной собственности, могут быть объектом правоотношений. Кроме того, даже в тех случаях, когда право собственности на соответствующие территории не зарегистрировано, то распоряжение ими тем не менее может быть осуществлено. Например, в контексте правоотношений купли-продажи или же аренды.

Также следует иметь в виду, что полномочия по управлению земельными участками, не имеющими статус разграниченных, могут выражаться в передаче тому или иному субъекту какой-либо управленческой функции, не всегда сопровождающейся приобретением данным субъектом права собственности на соответствующую территорию.

То, каким образом разграничиваются государственные земли, регулируют определенные нормы права. Изучим их особенности.

Разграничение собственности на землю: нормативное регулирование

В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов. Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью. В частности, субъектам, вступающим в земельные отношения, необходимо было прежде всего уделять значительное время подготовке перечня территорий. Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей. Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ. При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон. Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости. Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке. Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Регистрация прав собственности на участок: документы

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов - можно рассматривать как исчерпывающие.

Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Условия распределения земель

В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

  • расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
  • предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.

Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

Какие территории могут быть в федеральной собственности?

Высший уровень государственной власти в РФ — федеральный. В соответствии с положениями Земельного кодекса, к федеральным могут быть отнесены следующие виды государственной собственности на землю:

  • участки, занятые зданиями и сооружениями, что принадлежат федеральным структурам на праве собственности;
  • площади, что предоставлены государственным органам, их территориальным представительствам, госпредприятиям, а также НКО, которые образованы соответствующими структурами власти;
  • участки, находящиеся в постоянном пользовании Академиями наук, а также подчиненных им структур — в случае, если их передача была осуществлена до вступления в силу отдельных источников права, регулирующих статус данных научных учреждений;
  • территории, которые переданы в аренду предприятию «Российские автомобильные дороги» компетентным органом власти.

Следующий уровень власти в РФ — региональный. Соответствующие органы также могут получать земельные участки.

Какие территории могут быть в региональной собственности?

На уровне регионов государственной собственностью являются земли — в случае их передачи субъектам власти в установленном законом порядке - следующих категорий:

  • участки, здания и сооружения, которые принадлежат региональным властям на праве собственности;
  • территории, которые переданы государственным органам в субъектах РФ, предприятиям или НКО, образованным на региональном уровне;
  • участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям, которые заняты дорогами, различными коммуникациями, насаждениями в целях защиты территорий от негативного воздействия, а также водными объектами — исключая участки соответствующего назначения, что принадлежат федеральным, муниципальным структурам, гражданам или организациям.

Можно отметить, что передача земель в собственность РФ осуществляется на основе применения норм, установленных как для федеральных, так и региональных органов власти: юрисдикция конкретных положений законодательства распространяется на территории, на которых расположены те или иные объекты в пределах площади городов федерального значения.

Следующий уровень власти в РФ — муниципальный. Структуры, которые ему соответствуют, также могут получать земельные участки.

Какие территории могут быть в

Итак, мы рассмотрели, в каких случаях государственной собственностью являются земли — при условии их разграничения в предусмотренном законом порядке на федеральном или региональном уровне. В свою очередь, муниципалитеты по закону функционируют независимо от госструктур.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность местных органов власти могут быть переданы:

  • участки, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащими муниципалитетам;
  • территории, которые предоставлены местным органам власти, муниципальным предприятиям или НКО, созданным на соответствующем уровне.

Передача земель и действие прежнего законодательства

Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года. В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории.



 

Возможно, будет полезно почитать: