Библия онлайн.

Каменная плита ассирийского Шалманесера III
В Британском музее хранится множество артефактов, которые подтверждают огромный размах библейской истории, которые доказывают точность библейской хронологии. Находка, о которой пойдет речь, была обнаружена в раскопках ассирийских королевских дворцов. Ассирийская империя начала формироваться примерно в 880 г. до н.э. На протяжении почти трёх столетий она наводила ужас на соседние государства. Ассирийские цари завоевали множество государств. Некоторые из них осмелились даже захватить библейские земли Израиля и Иуды, требуя от израильского народа повиновения и выплаты налогов. Подобная ситуация естественно привела к тому, что многие имена и сражения упоминаются в Библии, летописях и памятниках ассирийцев. Последние являются отдельным подтверждением исторической точности этих событий в библейской истории.
Каменная плита Шалманесера III (Салманасара) в Комнате 6 Британского музея. Один из захватывающих предметов, представляющих особый интерес, – ассирийский монумент, упоминающий имена двух ассирийских царей, о которых явно говорится в Ветхом Завете. В музее стоит три монумента (каменные плиты), на одном из которых упоминается имя Ашшурнасирпала II (883–859 до Н.Э.). Это был ассирийский царь, получивший особую известность тем, что значительно расширил владения своей империи. Он придумал новые технологии ведения войны, используя наземные бастионы и стенобитные механизмы, в которых находились стрелки из лука и пращи. На фотографии выше изображен памятник, имеющий огромное значение для библейской истории. Это «Каменная плита Шалманесера III» (или «Монолит из Курха»). Шалманесер III правил Ассирией в период 859–824 гг. до н.э. На каменной плите изображено поклонение царя своим богам. Вокруг царя находится текст, описывающий первые 6 лет его военных походов, как он отправился (в 853 г. до н.э.) на запад, ввергая в ужас многие народы, но Ирулени, царь Имафа, создал союз из 12 царей, среди которых были Ахав и Венадад, построив мощную линию обороны. Большую часть своей жизни эти Ахав и Венадад провели во взаимной вражде, но во время трехлетнего перемирия (3Цар.22.1). они объединили свои силы с Имафмским царем, чтобы противостоять Шалманесеру. (Всё это происходило во времена служения пророка Елисея.) Этот союз был разрушен в битве при Каркаре возле Имафа. На каменной плите содержится описание Шалманесером того, как это происходило: «Я подошел к Каркару. Я разрушил и разгромил Каркар (Турцуя), включая царский дворец. Я захватил 1200 колесниц, 1200 кавалеристов, 20000 пеших солдат, принадлежавших Адраазару [Венададу I] дамасскому, … 2000 колесниц, 10000 пеших солдат, принадлежавших Ахаву израильскому …» . Из текста следует, что у всей союзнической армии было 50000 пеших воина, 14000 кавалеристов и почти 4000 колесниц. Шалманесер хвастается тем, что он одержал настолько великую победу, что реки были заполнены трупами, а в долинах текла кровь. Однако древние ближневосточные цари преувеличивали свои подвиги и заявляли, что побеждали во всех битвах. На самом деле эта битва была стратегическим поражением, так как наступление Шалманесера было успешно остановлено, и он не завладел территорией своего врага. В Библии также ничего не сказано о том, что Ахав или Венадад понесли такие огромные потери. Вскоре после этого события Ахав снова начал враждовать с Венададом и, в конечном счете, погиб на поле боя (3 Цар.22.34,35).
Несмотря на то, что битва при Каркаре не описывается в Библии, подобные рассказы подтверждают тот факт, что разные люди, упоминаемые в книгах Царств и Паралипоменон, были реальными историческими личностями. Этот монолит – всего лишь один из множества других памятников, которые подтверждают то, что библейские персонажи жили во времена и в местах, описываемых в Библии.

Монолит из Карха упоминает царя Ахава
Монолит из Карха – ассирийский монумент, который содержит описание битвы при Каркаре. Сейчас этот монолит находится в Британском музее, но изначально был найден в деревне Карх (Турция), около города Бисмил. Монолит высотой 2,2 метра и описывает с первого по шестой года правления ассирийского царя Салманассара III (859-824 до н.э.). Монолит, в основном, описывает компании Салманассара, проходившие в западной Месопотамии и Сирии. В конце монолита описывается Битва при Каркаре, где альянс из двенадцати царей сражается против Салманассара в сирийском городе Каркар. Среди этих двенадцати царей встречается Ахав, царь израильский, который возглавлял достаточно сильное войско.
По словам Иосифа Флавия, Ахав ничем не отличался в своем отсутствии праведности от предыдущих царей. Он поражал всех своими злодеяниями. Он не признавал всевышнего Бога, но продолжал поклоняться золотым тельцам, сооруженным Иеровоалом I. Жена Ахава, Иезавель, была очень сильной женщиной и имела на мужа большое влияние. Именно по её требованию Ахав воздвиг храм финикийскому богу Ваалу. При Ахаве в Израиле почти перестали поклоняться истинному Богу, что мнению многих древних авторов, стало причиной многих несчастий. Страну поразила засуха, а затем и вражеское нашествие. Царь уже дошел почти до отчаяния, но тут он узнает от одного из пророков, что Господь все же дарует ему победу. Царь велел собрать из них отборный отряд и выпустил его на врагов в то время, когда сирийцы менее всего этого ожидали и предавались в своем лагере пьянству (3-я книга Царств 20:1-21). Сыновья военачальников опрокинули врагов, а остальное войско довершило разгром. Вскоре Ахав имел встречу с иудейским царем Иосафатом и предложил тому начать войну против Бенгадада.
В Библии (3-я книга Царств 22:1-40) сообщается, что все пророки Ваала предрекали Ахаву победу, и только пророк Яхве Михей говорил о поражении: евреи убегут с поля боя, но убит из них будет только один Ахав. В самом деле, когда оба царя встретились с врагом, стрела, пущенная наугад со стороны сирийцев, смертельно ранила Ахава.

Печать царя Ахава

В xoдe pacкoпoк, кoтopыe вeлиcь в apxeoлoгичecкoм пapкe "Гpaд Дaвидa" pядoм c иepуcaлимcким Cтapым гopoдoм, cпeциaлиcты Упpaвлeния дpeвнocтeй oбнapужили дecятки булл – пeчaтeй, дaтиpуeмыx пepиoдoм Пepвoгo xpaмa, cooбщaeт Newsrucoil. Taкиe буллы иcпoльзoвaлиcь для зaпeчaтывaния пиceм. Ecли пeчaть былa cлoмaнa – cтaнoвилocь яcнo, чтo пиcьмo oткpывaли. Пиcьмa, xpaнившиecя в apxивe, cгopeли пpи paзpушeнии Иepуcaлимa вaвилoнянaми в 586 гoду дo нaшeй эpы. Oднaкo oгoнь зaкaлил глиняныe пeчaти, oбecпeчив иx coxpaннocть. «Haxoдкa cвидeтeльcтвуeт o paзвитoй aдминиcтpaтивнoй cиcтeмe Иудeйcкoгo цapcтвa пepиoдa Пepвoгo xpaмa. Ha caмыx paнниx из ниx – pиcунки. Oчeвиднo, oни выпoлняли poль имeни. Cpaзу былo пoнятнo, ктo пoдпиcaл дoкумeнт», – гoвopят pукoвoдитeли pacкoпoк Opтaль Kaлaф и Джo Узиэль. Oкoлo 700 гoдa дo нaшeй эpы нa пeчaтяx пoявляютcя имeнa, мнoгиe из кoтopыx иcпoльзуютcя дo cиx пop. Ocoбый интepec вызывaeт пeчaть c нaдпиcью "Axиaву, cыну Meнaxeмa". Axиaв – peдкo вcтpeчaющaяcя фopмa имeни Axaв. Taк звaли цapя Изpaиля, вcтупившeгo в пpoтивoбopcтвo c пpopoкoм Элиягу. Пpимeчaтeльнo, чтo и в Ceптуaгинтe (пepвoм пepeвoдe Пиcaния нa гpeчecкий язык), и в Иудeйcкиx дpeвнocтяx Йocифa Флaвия имя Axaв вcтpeчaeтcя имeннo в тaкoм нaпиcaнии. Пpимeчaтeльнo, чтo и Axaв, и Meнaxeм – имeнa цapeй Изpaиля. "Hecмoтpя нa тo, чтo Axaв – oтpицaтeльный гepoй, этo имя иcпoльзуeтcя и в Иудee, пpичeм кaк дo paзpушeния Пepвoгo xpaмa, тaк и пocлe нeгo – пpaвдa, в видoизмeнeннoм вapиaнтe" , – oтмeчaют cпeциaлиcты.

53 личности библейских историй Ветхого Завета
Дoцeнт унивepcитeтa Пepдью Лoуpeнc Mикитюк пpинялcя aнaлизиpoвaть мaтepиaлы apxeoлoгичecкиx экcпeдиций в пoиcкax cвидeтeльcтв oб иcтopичecкиx лицax, упoмянутыx в Библии. Л. Mикитюк пoлaгaeт, чтo пoдтвepдить иcтopичнocть тoй или инoй библeйcкoй личнocти вoзмoжнo, тoлькo в cлучae, ecли тpи идeнтифициpующиx пpизнaкa - имя чeлoвeкa, eгo oтчecтвo и звaниe (caн или дoлжнocть) - coвпaдaют c внeбиблeйcкими иcтopичecкими иcтoчникaми. B кaчecтвe пpимepa oн пpивeл личнocть Axaвa, цapя Изpaильcкoгo цapcтвa в 87З-852 гoдax дo н. э. Извecтнo, чтo oн был учacтникoм знaмeнитoй битвы пpи Kapкape (85З г. дo н. э.), o кoтopoм упoминaют accиpийcкиe лeтoпиcи. «Eгo accиpийcкий вpaг пиcaл oб "Axaвe изpaильтянинe", oднoм из цapeй, c кoтopыми oн cpaжaлcя в этoй битвe. Пoэтoму Axaв, цapь Изpaиля, o кoтopoм гoвopитcя в Библии, и Axaв, цapь изpaильтянин в битвe пpи Kapкape, упoмянутый в accиpийcкoм пaмятникe, - этo oдин и тoт жe чeлoвeк», - oтмeтил aмepикaнcкий иcтopик. B peзультaтe кpoпoтливoгo aнaлизa иcтoчникoв в 2014 гoду Л. Mикитюк зaявил o cущecтвoвaнии дoкумeнтaльныx пoдтвepждeний иcтopичecкoгo cущecтвoвaния 50-ти вeтxoзaвeтныx пepcoнaлий. B нaчaлe 2017 гoдa oн дoбaвил в этoт cпиcoк eщe тpи иcтopичecкиx личнocти. Taким oбpaзoм, oбщee чиcлo лиц, фaкт cущecтвoвaния кoтopыx пoдтвepждaeтcя дoкумeнтaльнo, cocтaвилo 5З чeлoвeкa. «[Эти личнocти], упoмянутыe в Библии, были идeнтифициpoвaны пo apxeoлoгичecким зaпиcям» , - oтмeтил Л. Mикитюк в cвoeм дoклaдe, кoтopый был oпубликoвaн в жуpнaлe Biblical Archaeologу Review («Библeйcкий apxeoлoгичecкий oбзop»). - «Иx имeнa пoявляютcя в пиcьмeнныx иcтoчникax, пpинaдлeжaщиx к пepиoду, oпиcaннoму в Библии, и в бoльшинcтвe cлучaeв - вo вpeмя или coвceм близкo кo вpeмeни жизни идeнтифициpoвaннoгo чeлoвeкa». Cпиcoк пepcoнaлий, cocтaвлeнный Л. Mикитюкoм, включaeт eгипeтcкиx фapaoнoв, цapeй cтpaн, coceдcтвующиx c Изpaилeм, гocудapcтвeнныx дeятeлeй accиpийcкoй, вaвилoнcкoй и пepcидcкoй импepий, нecкoлькo извecтныx изpaильcкиx цapeй, включaя Axaвa, Ииуя, Дaвидa, Eзeкию и Maнaccию.

Сегодня легче понять тайну Израиля, нежели сто лет назад, потому что для ее понимания надо представить себе мир, в котором живут только язычники. Надо вообразить мир, в котором Евангелие еще не проповедано, а вокруг кишьмя кишат маги, колдуны, шаманы, духи и боги. Сегодня это сделать проще. Снова обыватели пугают друг друга порчами и сглазами, снова бродячие шаманы предлагают свои услуги по «привороту» и «отвороту». Снова вокруг ярмарочное изобилие имен и масок различных духов и божеств, оккультных словечек, обозначающих всевозможные «планы», «эоны» и «энергии». Люди забыли, что можно просто встать перед Богом и без всяких сложных ритуалов, заклинаний и велеречивых именований сказать: «Господи!».

И сколь редко на книжных развалах, заставляющих городские перекрестки и подземные переходы, сегодня можно встретить книгу о православии, столь же редко три тысячи лет назад можно было на земле услышать слово о Едином Боге.

Израиль появился на арене мировой истории поздно и на очень ограниченном участке земли. Уже не одно тысячелетие культурной истории человечества было за спиной. Уже были построены египетские пирамиды. Уже были сложены шумерские сказания. Уже финикийские корабля бороздили Средиземное море… На Крите уже был построен лабиринт…

Уже много раз в самых разных странах и племенах были рассказаны странные мифы о том, что Бог был свергнут или убит. А на Его место воссели нынешние небесные «владыки» – ваалы. Так верили родственники евреев – жители Ханаана. Они были убеждены, что высший Бог был свергнут своим правнуком по имении Ваал. Этот миф из ближневосточных, скорее всего, хеттских, преданий перешел к грекам (с переменой имен он теперь рассказывался о Зевсе и Кроносе). В Шумере верили, что нынешний их владыка – Мардук – пришел к власти, убив первичную богиню по имени Тиамат…

Люди кланялись духам, о которых и сами знали, что те не являются Богом, т. е. Изначальным творческим Бытием. Религия была неотрывна от магии и колдовства. И не только слабость человеческого духа была причиной забвения о Боге в религиях народов Земли. Те духи, к которым они разноименно взывали, были достаточно реальны. Они могли оказывать некоторую помощь – но при условии, что человеческое почитание будет замыкаться на них и не искать Бога. (Диакон Андрей Кураев. «Как делают антисемитом»)

Когда евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога – Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам – первый царь Израильский.

Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: “Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской” (3Цар.12:28).

Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма.

Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: “Так говорит Господь Бог Израилев: …и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста” (3Цар.14:7;10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали “ходить путями” его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав.

Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Амврий, а затем его сын Ахав, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами.

Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты. И через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта, финикийского, Сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спасает от истребления 100 пророков (3 Цар. 18:3), но многие погибают. Об этом свидетельствует пророк Илия.

Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля – Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

Об Ахаве Писание говорит так: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии – то есть свою столицу он сделал центром этого культа, – и сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3 Цар. 16:30–33).

Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога. И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь добр, милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

С использоваием материалов:

Вениамин (Пушкарь), еп. Священная Библейская история Ветхого Завета pstbi.pagez.ru/item.php?id=874&cid=7

брат отца)-а) сын и преемник Амврия, царь израильский, царствовавший в Самарии 22 года (3Ц 16.29) и делавший много неугодного пред очами Господа. Под влиянием властной и жестокой жены Иезавели (дочери сидонского царя), он ввел в Самарии поклонение Ваалу и Астарте. За убийство Навуфея, за гнусное идолослужение, над ним был произнесен Божий приговор, но за его смирение Бог отложил суд (3Ц 21.29);

б) (Иер 29.21,22)-сын (потомок) Колии, лжепророк, вводивший в заблуждение израильтян в Вавилоне.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АХАВ

брат отца; 3Цар 16:29) - сын Амврия и его преемник, восьмой царь Израильский. Он царствовал 22 года (925-903 до Р.Х.), и резиденциею его царства была Самария. Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, женщине развратной и нечестивой. Она была грубою идолопоклонницею, и Ахав, следовавший во всем ее примеру, сделался также поклонником Ваала и даже насадил дубраву и построил алтарь для гнусного идолослужения. Уже о первых годах царствования Ахава священный историк замечает: “И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Божиими более всех, бывших прежде него” (3Цар 16:30). Пророк Илия предостерегал Ахава о приближающейся засухе и имевшем последовать вследствие оной голоде, каковые бедствия всегда особенно тяжело отзывались в Самарии. Так и случилось согласно с пророческим предсказанием. На третий год голода Ахав призвал Авдия, начальствовавшего над дворцом, человека богобоязненного, и приказал ему идти одною дорогою, тогда как сам пошел другою для того, чтобы поискать, не найдут ли они достаточно травы на окраинах водных источников и потоков для прокормления коней и лошаков с тем, чтобы спасти их от неизбежной гибели. На пути Авдий встретился с прор. Илиею, получившим в то время от Господа повеление явиться к Ахаву; и вот, по требованию Илии, Ахав вышел к нему на встречу. Увидав Илию, Ахав встретил его грубым вопросом: “ты ли это, смущающий Израиля?” (3Цар 18:17). Пророк отвечал ему на это обличением в идолопоклонстве: “не я смущаю Израиля, сказал он, но ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете во след Ваалов” (ст. 18). Затем он предложил ему доказать, что боги, которым он служит, не суть истинные боги. С сею целью он велел Ахаву собрать 450 пророков Вааловых, которые ему служили, в одно собрание на гору Кармил; и здесь-то безумие их идолопоклонства было обличено чудесным и поразительным образом (см. Пр. Илия); после чего все пророки Вааловы, по приказанию Илии, были схвачены и закланы им при потоке Киссонь. Прежде чем Ахав возвратился в Самарию, пошел большой дождь. Спустя 6 лет после сего, Венадад, царь Сирийский, с большим войском осадил Самарию; но Ахав внезапно напал на него и истребил большую часть его войска, а остальную обратил в бегство, сам же Венадад едва успел спастись на коне. Царь Сирийский, предполагая, что его поражение произошло вследствие выгодных условий местоположения, на котором стояло войско Ахава, ласкал себя надеждою, что если он сразится с ним в равнине, то неминуемо победить царя Израильского, потому по прошествии года он снова осадил Самарию. Ахав узнал об этом от пророка вскоре после первой победы и приготовился к битве. Он снова одержал победу, и Сирияне потеряли в один день сто тысяч человек воинов, кроме 27 000 убитых стеною в Афеке, куда они бежали. Венадад находился в числе пленных; но заключивши мирный договор с победителем Ахавом, возвратился домой, Ахав вслед за ним получил вразумление чрез пророка, что он согрешил, отпустив на волю царя Сирийского, тем более что тот был предан в его руки чудесным действием Божия Промысла, и что поступок его таков, что он должен собственною жизнью заплатить за жизнь Венадада и собственным народом за его народ. “Так говорит Господь, сказал ему пророк, за то что выпустил из рук своих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа” (3Цар 20:43). Это обличение произвело на Ахава на некоторое время сильное впечатление. Впрочем из дальнейшей истории Ахава видно, что несмотря на грозный приговор Божий нечестивый царь Израильский нисколько не исправился, но все более и более погрязал в беззакониях. Навуфей, один из его близких соседей, имел виноградник, расположенный почти около самого дворца Ахава, и так как Ахав очень желал приобрести оный в свою собственность, то и просил Навуфея уступить ему означенное место, обещая дать ему или лучший виноградник в другом месте, или заплатить за оный деньгами. Это царское предложение, по-видимому, было очень вежливо и благоприлично, но Навуфей не желал расстаться с виноградником ни под каким условием: - это было наследие, полученное им от своих отцов, и по этому, и по другим причинам, ценя его особенно дорого, не согласился на предложение Ахава. Встревоженный и огорченный отказом Навуфея, царь в смущенном духе лег на постелю свою, и отворотил лице свое, и не ел хлеба (3Цар 21:4). Иезавель, нечестивая жена его, узнав от него, о причине его огорчения уверила его, что он может быть спокоен и что желание его осуществится. Два наущенные ею лжесвидетеля объявили Навуфея виновным в хуле на Бога и царя, и следствием лжесвидетельства было то, что он был побит камнями за городом, а вслед затем Ахав вступил во владение виноградником Навуфея. Но суд Божий не замедлил разразиться над нечестивым царем. Господь послал Илию обличить его в этом только что совершенном им гнусном преступлении и предсказал ему страшный суд Божий не только над ним самим, но и конечное, несомненное истребление всего его дома. “На том месте, говорил ему Илия от лица Божия, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь” (3Цар 21:19). Как ни нечестив был Ахав, но, по-видимому, он не совсем еще потерял в то время сознание своей греховности, и когда грозный суд Божий был так близок к нему, он, по слову священного историка, “умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально” (3 Пар 21:27). Но так как раскаяние его было только временное, то Господь и наказание его отложил лишь на время. Он сказал Илии: “Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его” (ст. 29). Обстоятельства смерти Ахава весьма интересны и поучительны. Он предложил Иосафату, царю Иудейскому, предпринять войну против Рамофа Галаадского, находившегося во владении царя Сирийского. Иосафат изъявил готовность вступить в союз с Ахавом, но говорил, что сначала нужно узнать волю Божию относительно задуманного ими предприятия. Вследствие сего Ахав созвал своих 400 лжепророков и все они говорили в утвердительном смысле относительно исхода войны, но Иосафат, как кажется, заподозрил истину лжепророческих знаний, и потому спросил: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросит через него Господа? (3Цар 22:7). Ахав указал ему на пророка Михея, выразив в то же время свое нерасположение к нему, так как его пророчества предвещали одни только бедствия. Несмотря на то, царь послал за пророком Михеем одного евнуха, приказав передать ему речи пророков, при чем изъявил желание, чтобы и он пророчествовал в смысле благоприятном, согласно со словом каждого из лжепророков. “Изреки и ты доброе,” говорил он. - “Жив Господь, отвечал Михей, я изреку то, что скажет мне, Господь” (ст. 13-14). Когда пророк Михеи явился пред лице двух царей сидевших на своих седалищах на площади у ворот Самарии и все лжепророки стояли и пророчествовали пред ним, ему был предложен такой же вопрос, какой был предложен и прочим пророкам: “Михей! идти ли нам войною на Рамоф-Галаадский или нет?” (3Цар 22:15). Пророк советовал идти, но очевидно в таком тоне и настроении, по которым ясно можно было заключить, что он говорил не в духе пророческом. Ахав торжественно заклинал его не говорить ему ничего, кроме истины, во имя Господа. Тогда Михей открыл ему все, сказавши, что он не только будет разбит при Рамофе-Галаадском, но и то, что Господь попустил в уста пророков пророчествовавших в защиту войны духа лживого, дабы скорее привести его к конечной гибели, которая ожидала его. Ахав отослал истинного пророка Божия в Самарию, и приказал заключить его в тюрьму до своего возвращения с поля битвы. Таким образом, ослепленные безумием, цари Израильский и Иудейский, вопреки воли Всевышнего, выступили на поле битвы против царя Сирийского к Рамофу-Галаадскому. С целию обезопасить себя от неприятельского нападения, Ахав выступил на поле битвы переодетым, но один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат, и кровь из ран лилась в колесницу, так что он вечером в тот же день умер. Войско его было разбито и рассеяно согласно с предсказанием Михея. Его тело было привезено для погребения в Самарию, “и обмыли колесницу на пруде Самаринском, говорит свящ. историк в заключение, и псы лизали кровь его, а омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек” (3Цар 22:38). Особенно нечестивые цари последующих времен нередко сравнивались с Ахавом за свое идолопоклонство, разврат и корыстолюбие (4Цар 6:18, Мих 6:16).

Ахав ("брат отца" , т.е. "весь в отца" ):

1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874-852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме (3Цар 12:27 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником - пр. Илия. А. занимал промежуточную позицию. Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры (3Цар 16:31-33 ; в Синод. пер. имя "Ашера" передано как "дубрава"); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, к-рых удалось спасти управляющему дворцом Авдию (3Цар 18:4; 19:10) . Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле (3Цар 18:19) . На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии (3Цар 22:39) , обнаружены изображения чужеземных божеств. За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией (3Цар 17:1) . Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил "пророков Ваала" (3Цар 18) . Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согл. к-рому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх 22:20; Втор 13:6-15) . А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя - в Израиле, а Елисея - в пророки вместо себя (3Цар 19 ; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар 8:13; 9:2 и след.) . После убийства неправедно осужденного Навуфея Илия еще раз встретился с А. и возвестил ему Божий суд над ним и царицей, а также сообщил о конце его рода. Но поскольку А. совершил покаяние, Господь откладывает исполнение приговора до времени царствования его сына (3Цар 21) . Введению в Израиле поклонения Ваалу могли способствовать полит. связи страны с Тиром и Сидоном. Восстановление Иерихона (3Цар 16:34) во время правления А. служило укреплению границы с Моавом. То и другое было противно Господу, но, возм., это были вынужденные полит. меры для прикрытия флангов в борьбе за господство в регионе, к-рую А. вел с сир. царем Венададом. Однако не эти меры предосторожности спасли А. от поражения при нападении Венадада. Решающими победами, достигнутыми им при осаде Самарии и год спустя, в открытом сражении при Афеке с превосходящими силами сирийцев, он был обязан не собств. силе, а помощи Господа и указаниям пророка, имя к-рого не названо. Но А. не сумел воспользоваться плодами этого успеха, позволив, вопреки Господней воле, уговорить себя заключить договор с разгромл. Венададом (3Цар 20) . В 853 г. до Р.Х. вместе с другими царями А. выступил навстречу вторгшемуся ассир. войску см. Салманассар а III и участвовал в сражении при Каркаре на р. Оронте, сев. Емафа. По данным ассирийцев, А. присоединился к войску союзников с 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. пеших воинов, в то время как арамеям (сирийцам) удалось выставить только 1200 колесниц. Сражение не выявило победителя, и ассирийцы отступили. После трех лет мира, прошедших с момента совместного сражения с ассирийцами, А. все же возобновил воен. действия против дамасского царя. Вместе с иуд. царем Иосафатом, сын к-рого Иорам был женат на дочери А. Гофолии, он пытался завоевать Рамоф Галаадский. Предостережение пр. Михея не остановило его; и А., переодевшись из предосторожности, вступил в сражение. Но переодевание его не спасло, он был ранен и умер. Его тело привезли в Самарию и там погребли. Когда мыли колесницу царя, то псы лизали его кровь (3Цар 22:1-38) , - так исполнилось слово пр. Илии (3Цар 21:19) . Злой рок А. - его жена Иезавель, совращавшая слишком зависимого от своих чувств царя к отпадению от Бога, к неправедности и насилию. Все его успехи в политике носили временный характер и не могли обелить его от совершенных грехов. Только Божье милосердие хранило его при жизни от суда, к-рый после смерти становится неотвратимым;
2) лжепророк из среды угнанных в Вавилон иудеев, сын Колии. Иеремия предсказал, что он будет казнен вавил. царем (Иер 29:21-23) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Ахав" в других словарях:

    Ивр. אַחְאָב‎ … Википедия

    - (брат отца) (3Цар.16:29) сын Амврия и его преемник, осьмой царь Израильский. Он царствовал 22 года (925 903 до Р.Х.), и резиденциею его царства была Самария. Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, женщине развратной и нечестивой. Она… …

    Ахав - 1) седьмой израильский царь, сын и наследник Амврия (875 853 до Р. Хр.), царствовал 22 года. Жена его Иезавель, дочь Сидонского царя Ефваала, была честолюбивая, предавшаяся похотям женщина, которая, пользуясь своим влиянием, ввела служение Ваалу… … Словарь библейских имен

    Ахав - Седьмой царь Израиля (приблизительно 874 853 гг. до н.э.). Трижды воевал с Сирией и во время третьей войны погиб. Ахав сильно прогневал Бога своей нечестивостью. Он насаждал культ Ваала (Мелькарта), бога, которому поклонялась его жена Иезавель.… … Подробный словарь библейских имен

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. брат отца) Ахав, восьмой царь Израильский (3 Цар. 16, 30).… … Словарь церковнославянского языка

    - (Ahab) царь израильский, сын и наследник Омри, 917 895 до Р. X. Вследствие брака с Иезавелью, дочерью сидонского царя Эфбаала, он ввел в свое царство культ Ваала Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ахав - Ах’ав (брат отца) а) сын и преемник Амврия, царь израильский, царствовавший в Самарии 22 года (3Цар.16:29) и делавший много неугодного пред очами Господа. Под влиянием властной и жестокой жены Иезавели (дочери сидонского царя), он ввел в Самарии … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Ахав - А. Сведения о семье сын Амврия, царь Израиля: 3Цар 16:28,29 муж Иезавель: 3Цар 16:31 Б. Основные события его жизни поставил жертвенник Ваалу: 3Цар 16:31 33 противился Илии: 3Цар 17:1 спор на горе Кармил: 3Цар 18:16 39 разбил Венадада: 3Цар 20:1… … Библия: Тематический словарь

Прошло время, и исполнилось слово Божие, переданное Иеровоаму через пророка Ахию. Когда Иеровоам умер, царствовать стал его сын, но правление его было недолгим. Его убил соперник, который захватил трон и провозгласил себя царем, а затем жестоко расправился со всей семьей Иеровоама. Когда же умер этот царь, один из военачальников убил его сына, и сам завладел престолом. Царский дворец наполнился заговорщиками и соглядатаями, страхом и убийствами.

Наконец в Израиле воцарился военачальник по имени Амврий. Благодаря своему уму, он вскоре сделался могущественным правителем, и молва о его твердой власти разошлась далеко за пределы царства.

Он построил город Самарию и сделал его столицей Израиля. Но в глазах Бога Амврий был не лучше прежних царей, ибо он продолжал поклоняться идолам, которых когда-то воздвиг Иеровоам.

Когда Амврий умер, царство перешло к его сыну Ахаву. Вскоре всем стало ясно, что подлинный владыка Израиля - не Ахав, а его жена Иезавель, дочь царя соседнего царства - Сидона. Переселившись в Израиль, она привела с собой сотни служителей Ваала. И Ахав построил в Самарии жертвенник для этого божества.

Иезавель не просто поощряла служение Ваалу, но вознамерилась полностью искоренить веру в Бога Израилева. Она предавала смерти Его пророков - всех, кого ей удалось схватить.

Казалось, скоро весь народ забудет своего Бога и будет почитать лишь Ваала. Забудутся заповеди Господни, и люди перестанут заботиться о своих ближних, как велит им Закон Божий.

Но Бог не забывал о Своем народе. Он избрал человека по имени Илия, чтобы тот напомнил людям о Том, Кто по-прежнему оставался их Богом, и постарался обратить их к Нему.



 

Возможно, будет полезно почитать: