Икона богородицы касперовская. Пресвятой богородицы "касперовская"

Эта небольшого размера икона, написанная масляной краской и наклеенная на кусок доски, в течение нескольких веков производит на верующих сильное впечатление.

Работа неизвестного художника

Неизвестный автор изобразил Владычицу и Богомладенца только до верхней части груди. Печально взирая на прихожан, Богоматерь, прижимая к себе Иисуса, обеими руками придерживает Его голову, а Он левой ручкой ухватился за край её головного платка. В правой руке маленького Спасителя зажат свиток.

Откуда взялась Касперовская икона Божией Матери? О чем молятся перед ней?

История этой чудотворной иконы началась в те времена, когда российский престол принадлежал императрице Елизавете Петровне, а границы Российской Империи атаковали турецкие и татарские войска. Российскому правительству пришлось создать так называемую Славянскую епархию, населённую преимущественно выходцами из Сербии и Трансильвании.

Если верить легенде, Касперовская была привезена в Россию в конце XVI столетия неким сербом, прибывшим из Трансильвании и впоследствии осевшим в Херсонской губернии (Ольвиопольский уезд).

В течение нескольких веков икона передавалась от одного поколения к другому, пока не оказалась в собственности у помещицы Касперовой, проживавшей в имении Касперовка Ольвиопольского уезда.

Обветшавшая и потемневшая от времени святыня к тому времени изменилась до неузнаваемости: очертания ликов Богородицы и Христа Спасителя были едва различимы.

Февраль 1840-го принёс в дом Улиании Касперовой, владелицы села Касперовки (согласно другому источнику - Ново-Ивановки), множество невзгод. Долгие зимние вечера хозяйка коротала в молитвах, выпрашивая помощи у святых образов, среди которых находилась семейная реликвия - Касперовская икона Божией Матери. Значение святыни долгое время оставалось тайной - икона просто переходила из одного поколения в другое - от отца к сыну.

Однажды помещица молилась особенно усердно и не заметила, как наступила глубокая ночь. Касперова решила не прекращать молитву и поднялась с колен только на рассвете. Уставшим взглядом обвела она горницу, а когда взглянула на древнюю, ветхую икону, с удивлением отметила, что изображённые на ней лики очистились от пыли веков и просветлели (такими они сохранились до наших дней). Весть о том, что древняя икона восстановилась сама собой, быстро распространилась по деревне, а вскоре и за её пределами.

С этой поры местные и пришлые христиане стали молиться перед святыней, ожидая от неё защиты от всяких хворей. Икона Божией Матери Касперовская прославилась также как избавляющая от козней клеветников и злобных людей, насылающих на православных горе и болезни.

Реальные чудеса

Согласно свидетельству старожилов, однажды имение Касперовых посетила дворянка Вера Бурлеева, живущая по соседству. Богородица, явившись Бурлеевой во сне, велела женщине помолиться у иконы, хранившейся в доме её соседей, дабы исцелить паралич руки. Помолившись, Бурлеева немедленно выздоровела.

Ещё одна женщина - мещанка из Очакова, много лет страдавшая параличом и доведенная болезнью до такого состояния, что уже не могла самостоятельно передвигаться, - была привезена в поместье Касперских и, помолившись, встала на ноги.

Известна также история о 13-летнем крестьянском мальчике, страдавшем от приступов падучей, который выздоровел, помолившись перед иконой. Такое же чудесное исцеление произошло после того, как местная крестьянка, потерявшая рассудок, была подведена к иконе и исцелена после молитвы и помазания маслом из лампадки.

Много радостных событий произошло в семьях прихожан Ново-Ивановского храма - немало людей исцелилось благодаря чудотворной силе древней святыни. Икона Касперовых очень быстро прославилась и из превратилась в общехристианскую святыню.

Всеобщее достояние

С тех пор прошло много лет. Много чудес явила прихожанам писанная икона Божьей Матери. Касперовская Пресвятая Богородица и Богомладенец помогли многим страждущим православным, многих исцелили, а когда весть о чудесном божественном вмешательстве облетела окрестности Херсонской губернии и вышла далеко за её пределы, Святейший Синод признал икону с изображением ликов Пресвятой Заступницы и Христа Спасителя, написанную неизвестным живописцем, чудотворной.

Число верующих, желающих прикоснуться к святыне, росло с каждым днём, а когда нескончаемые реки паломников слились в огромный людской поток, Касперовы посчитали невозможным держать чудесную реликвию у себя дома взаперти и в 1844 году прошлого столетия подарили икону местному храму.

В 1852-м верующие Херсона добились, чтобы икона Божией Матери (Касперовская) находилась на их территории ежегодно, во время традиционного празднования Вознесения Господа. С тех пор образ ежегодно, крестным ходом, приносят в этот город.

Прихожане, проживающие в Николаеве, также получили возможность поклоняться древней реликвии, не покидая пределов родного населённого пункта. В чудотворная святыня находится с первых дней июля до конца августа.

Как уцелела Одесса

Во время войны в Крыму, которая началась в 1853-м, а закончилась в 1855 году, чудодейственую икону торжественно перенесли в осаждённую неприятелем Одессу, а с августа 1854-го до середины мая 1856-го молитва Касперовской иконе Божией Матери постоянно доносилась из городского кафедрального собора. Здесь же, в одесском храме, пребывал и сам чудотворный образ.

Англо-французская эскадра из 96 линейных кораблей отступила в 1855 году по непонятным причинам... после того, как одесситы, взяв Касперовскую икону, обошли крестным ходом родной город. Война фактически закончилась после богослужения, которое 1 октября отслужил возле Касперовской иконы архиепископ Одессы Иннокентий. На богослужении в честь находилось большое количество верующих, причём каждый из присутствующих был уверен, что своим спасением город обязан благодати чудотворной иконы. С тех пор этот день почитается в Одессе как великое религиозное торжество.

Сегодня чудодейственная икона Божией Матери Касперовская - святая святых и защитница Одессы и Херсона. Здесь она находится в течение примерно шести месяцев ежегодно. В Одессе, например, дни, когда икону приносят и уносят - первый день октября и четвёртый Пасхальный день соответственно, - почитаются наравне с наиболее значительными религиозными праздниками.

Слова великих патриархов

Касперовскую икону Богоматери почитает весь православный мир. Некоторые одесситы ещё помнят, как после окончания Великой Отечественной войны их родной город навестил Патриарх Алексий I, в планах у которого было помолиться у знаменитой иконы и поблагодарить Заступницу за то, что не позволила врагу прорваться через южные рубежи Советского Союза.

Несколько поучений об этой иконе оставил христианам Патриарх Пимен, который, посещая южный город, непременно всякий раз присутствовал на акафисте (последние 150 лет акафист Касперовской иконе Божией Матери поют в здании кафедрального собора по пятницам).

Однажды (12.07.1975) признался одесситам, что во время пребывания в Москве нередко вспоминает о величественном Успенском соборе, радуясь за одесских православных, которым посчастливилось в любой момент посетить храм и принести сюда свои скорби и печали.

Жизнь матери Бога

О жизни матери Бога на Земле верующим практически ничего не известно. В евангельском повествовании нет ни одного слова даже об исторических фактах, имевших непосредственное отношение к Пресвятой Деве. Служители церкви объясняют это смирением - величайшим достоинством Богоматери.

Один из дней светлой седмицы - среду - православные христиане-одесситы почитают как великий праздник. В этот день во всех приморских храмах прославляется Касперовская икона Божией Матери. В чём помогает и от чего спасает верующих эта икона? От всевозможных скорбей и бед, от всяческих недугов и внезапной смерти, от демонских происков и клеветы, распространяемой злыми людьми...

1 октября святыню вновь увидят одесситы

Основным местом пребывания чудотворного изображения Божией Матери и Богомладенца по-прежнему считается Касперовка (Ново-Ивановка) - село, жители которого стали первыми свидетелями чудесных свойств этого образа. Правда, здесь он хранится недолго.

С приходом октября святыню каждый год перемещают из Касперовки в Одессу, где икона Божией Матери Касперовская находится до наступления Пасхальной среды.

Где ещё можно увидеть древнюю святыню

Остальные дни Пасхальных праздников, а затем и некоторое время после Пасхи, реликвия хранится в доме Касперовых, а накануне Вознесения её приносят в Херсон, где она находится там до конца июня. Верующие, живущие в Николаеве, знают, что поклониться чудотворному образу они могут до 1 августа. Где бы ни находилась святыня, каждую пятницу перед ней читают акафист.

В настоящее время Касперовская реликвия хранится в стенах Свято-Успенского кафедрального собора города Одессы по адресу: улица Преображенская, дом 70. Празднику, посвящённому Касперовской иконе, в Одессе и других городах южного края теперь отводится два дня: 12 июля и 14 октября.

Касперовская Икона Пресвятой Богородицы

Касперовская Икона Пресвятой Богородицы. Молитва.

Касперовская икона Божией Матери является одним из почитаемых чудотворных иконописных образов Богородицы. Икона находится в Одессе в Успенском соборе. Дни памяти иконы 29 июня по старому стилю (12 июля по новому), 1 октября по старому стилю (14 октября по новому) и в среду Светлой седмицы.

Касперовский образ Пресвятой Богородицы – небольшая, написанная на холсте икона, который наклеен на доску. Эта чудотворная икона похожа на Корсунскую икону Божией Матери. Эти образы практически неразличимы.

Икону Божией Матери привезли в Россию в конце шестнадцатого века сербы из Трансильвании, которых пригласило русское правительство. Предок ее в 18 столетии поселился в Херсонской губернии Ольвиопольском уезде. Икону передавали по наследству и в 1809 году Иулиания Ионовна Касперова, русская помещица из имения Касперово, (сейчас это Кизомыс, Белозерский район, Херсонская область) приобрела ее, причем икона уже была сильно обветшалой.

В 1840 году помещица молилась перед Касперовской иконой и со слезами просила помочь Божию матерь в ее бедах. И тут она увидела, что лик Божией Матери просветлел и сама икона обновилась.

В этом же году, только весной, дворянке Вере Бурлеевой, которая жила в соседнем селе и которой был паралич левой руки, услышала голос Богоматери, который направил ее в соседнее село Касперово, чтоб она помолилась иконе. После того, как Бурлеева приехала в дом Касперовых и помолилась иконе, она вылечила свою болезнь.

Через три года, в 1843 году, произошло еще три исцеления. У 13-летнего мальчика из Херсона были припадки падучей болезни, которые после молитв иконе пропали. Вылечилась и мещанка из Очакова Мария Смешная, которая была парализована, не владела половиной тела и не передвигалась самостоятельно. Вернулся рассудок одержимой крестьянке Парасковье Семипудовой после того, как она помолилась перед иконой и ее помазали маслом от лампады.

В конце января 1844 икону перенесли в сельский храм и исцелений стало проистекать еще больше и люди признали икону чудотворной. После чего к Касперовской иконе Божией Матери стало стекаться много паломников из Николаева, Одессы, Очакова, Херсона и других мест.

С 1852 года на праздник Вознесения Господня по просьбе горожан из Херсона Касперовскую икону Пресвятой Богородицы приносят в городской собор.

Икона помогла отстоять Одессу во время Крымской войны во время блокады британским флотом города Одессы.

Сейчас чудотворная икона находится в Успенском соборе (кафедральном) в Одессе.

Касперовская икона Божией Матери ─ наиболее известная чудотворная икона на Юге Украины.

Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского , Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, - говорила госпожа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.

После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.

К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Новороссии. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.

Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.

Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.

Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 — 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную — мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…

Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.

В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.

Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой - мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.

Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.

Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.

В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.

В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.

Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Икона Богородицы Касперовская

ПРАЗДНОВАНИЕ :
- 4 мая – переходящая (четвертый день Пасхи);
- 12 июля;
- 14 октября.

Икона Богородицы Касперовская

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.
От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853–1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.
В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.


Икона Богородицы Касперовская

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «КАСПЕРОВСКАЯ»
Кондак 1

Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианского Пресвятой Богородице Деве Марии, похвалы приносим мы недостойнии, чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих:

Икос 1

Ангелов превысшая явилася еси. Царице Пресвятая, явлением иконы Твоея Святые исполнила еси радостию христиане православные, к Тебе с верою и любовию прибегающий. Ты бо, Дева Пречистая, явила еси граду Одессы и всего Черномория живущии, дивныя заступления, озаряюще струями чудес твоих вся верныя, в радости вопиющая Ти:
Радуйся, верная Заступница наша пред образом Твоим молящихся.
Радуйся, бесчисленные щедроты Твоя, от Господа нам испрашивающая.
Радуйся, яко глагол Божий в Тебе николиже изнеможет.
Радуйся, яко от Тебе никто же тощь или неуслышан отходит.
Радуйся, яко пред образом Твоим многие получаще благословения.
Радуйся, яко пред Ним же оными исполняшеся просимая желания.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 2

Видя Тя, Заступницу усердную рода христианского на иконе Твоей Касперовской изображенную и многи чудесы от Нея совершаемии, всяк день вернии в молитвах своих к Тебе прибегают, прося помощи и заступления. Ты же, Мати Милосердная буди всем скорбящим радостию и обидимых Заступницею, во хвалу Твою Богови поющим: Аллилуйя.

Икос 2

Разум человеческий не возможет вместити дивныя чудеса Твоя, Дева Пресвятая. Како не может град укрытися вверху горы стоя, ниже вжигают светильника и подставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть, тако и образ Твой Касперовский святый. Яко светило Божественное сей бо образ изливает благодать прибегающих к Нему и поющим Ти, Богородице сице:
Радуйся, предстательнице Ты наша крепкая и непостижымая.
Радуйся, исполненное желание Ты наше всеблагое.
Радуйся, Ты веры благочестивыя недвижимое сохранение.
Радуйся, светильниче превысший на свещнице поставленный.
Радуйся, благочестивыя от бед и скорбей Ты чудно сохраняющая.
Радуйся, озлобленные души Ты от погибели отвращающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 3

Сила Всевышнего призва многи люди православныя в весь Касперовку на обретение иконы Твоея пречудныя. Ты бо, Царице Небесная, благоволила еси прославити образ сей Святой, знамения и чудесы величая. Людии же честь и славу образу Твоему возсылаху, в пении духовных Господу взываху: Аллилуйя.

Икос 3

Имея от юности крепкую веру православную некто серб благородный принесе из Трансильвании родовой образ сей Пресвятыя Богородицы в землю нашу. И яко святыня Велия, сия икона бысть благословением из рода в род в веси Касперовке. Пред Нею же молящиеся изливаше скорби своя и воздыхания молитвенныя, получаще просимая, с верою поя Богородице:
Радуйся, премилосердная наша Утешительница.
Радуйся, вернейшее наше спасение.
Радуйся, семейств христианских в благочестии сохранение.
Радуйся, в вере Христовой живущия укрепляющая.
Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.
Радуйся, благочестивых христиан защита и похвало.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 4

Буря помыслов смущаше супруги Касперовы, како чудное обновление святыя иконы Твоея, Владычице, явися в нощи глубокия и без свидетелей Ея. Хотяше скрытая чудо сие, и по взаимному согласию сказати неправду, супруги не смогше. Воля бо Божественная суди иначе, да не сокрыто бысть превелие чудо сие, но явлено всем верным, в радости поющим Богу:
Аллилуйя.

Икос 4

Слышаше о дивном чудесе обновления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли Черномория стекахуся на поклонение сия Святыни великия, Хвалы и почитания Тебе, Пречистая Богомати, воздавая с верою и любовию поющия:
Радуйся, явлением святыя Иконы Твоея, многия люди православныя обрадовавшая.
Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая.
Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение.
Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение.
Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая.
Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 5

Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу:
Аллилуйя.

Икос 5

Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Его и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением:
Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая.
Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления.
Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего.
Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей.
Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 6

Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святые иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертыми над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу:
Аллилуйя.

Икос 6

Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святые иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречиста, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:
Радуйся, радости Радости наша, печали наша в радость претворяющая.
Радуйся, Всеблагая заступница от всяких бед и искушений избавляющая.
Радуйся, Всемилостивая Владычице, милостию Твоею нас не оставляющая.
Радуйся, Взбранная Воеводо, врагов видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Вратарнице благая, во врата Рая путь верным указующая.
Радуйся, Скоропослушнице Божественная, молитвы наша приемлющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 7

Хотяще воззрети на святую икону Твою, Пресвятая Дево, и с верою усердно помолитеся, многотысячная стечения молящихся встретаху сию икону Касперовскую, коленопреклонения совершающе по пути шествия крестных ходов Великия Святыни, немолчно воспевая:
Аллилуйя.

Икос 7

Дивныя знамения милосердия совершашеся силою Благодати Божественные чудотворныя иконы Твоея, Дева Пречистыя: болящие исцеляхуся, расслабленые укрепляшеся, бесные от духов нечистых свобождашеся, слепые видяху Пречистый образ. Вси убо едиными усты и сердцем взываху:
Пресвятая Богородице, помогай нам, и спасай вся, имя Твое в радости величающе:
Радуйся, Предстательнице Ты наша к Богу непостыдная.
Радуйся, Ты с Сыном Твоим и Богом нашим вечно Царствующая.
Радуйся, Спасение Ты человеческое во благо устрояющая.
Радуйся, Болящих и страждущих Ты первая Целительнице.
Радуйся, яко Тобою грешнии от погибели спасаются.
Радуйся, яко Тобою от страстей нечестия мы избавляемся.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 8

Всем живущим града Одессы бысть велия радость, егда честная икона Касперовская пренесена была еси православными для молитвенного заступления от вражиих нападений, и яко видимый знак небесного покровительства града сего. Сей бо образ Твой Святый, Дева Пречистая, явися верным непреоборимым оплотом противу иноземных сил вражиих и надежнейшим залогом спасения нашего, прославляющих Бога Вышнего и поющих:
Аллилуйя.

Икос 8

Вся немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая худородная мира и уничтоженная, избра и не сущая, да сущая упразднит. Тако образом Твоим Святым, Пресвятая Богородице, благословение и защищение снизошло на людей кротких и смиренных, молчаливых, трепещущих пред словом Божиим. Вся прибегающая к Тебе спасти, даруя чадам – послушание, обидимым терпение, скорбящим благодушие, и вси чтущий Тя, пред образом молящихся, приемлют исцеления воспевая Ти:
Радуйся, граду Одессы в молитвах пред образом святым ободрение и утешение явившая.
Радуйся, яко град сей и от вражеских пленений избавляющая.
Радуйся, вся живущия в нем к народному покаянию и молитве призвавшая.
Радуйся, свою милость и пощаду граду иконою Касперовскою явившая.
Радуйся, вражеский флот от разорения града Одессы отгнавшая.
Радуйся, вся живущая града Одессы верою во спасение укрепившая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 9

Всякое естество небесных и земных похвальное пение приносит Ти, Царице Небесная, яко Твой образ Святый явися покровом небесного заступления и защиты града Одессы в трудныя годины бедствий и нападений вражиих, сохраняя живущия в нем и вопиющих Богу:
Аллилуйя.

Икос 9

Ветии человечестии не возмогут исчести щедроты Твоя, Дево Пречистая, ниже изъяснити божественную силу исходящую от святыя иконы Касперовския. Вси бо прибегающии к Ней и с верою молящиеся Тебе, Богордице, получаше желаемая и радости воспевающи Ти:
Радуйся, Хранительнице Ты наше и Утверждение.
Радуйся, лучами чудес Твоих всех верных просвещающая.
Радуйся, тихое и доброе ты наше пристанище.
Радуйся, Ты радосте градов и всея земли Черномория.
Радуйся, Ты Церкви Православныя Похвало и Слава.
Радуйся, Ты злые начинания разрушающая и козни вражии расторгающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 10

Спасти хотяше нас грешных, благоволила еси Богородице, явите икону Твою Касперовскую на Покров и спасение не токмо града Одессы, но всея земли Черноморския. Многи милости и щедроты Твоя, образом сим Ты даровала еси верным. Со благоговением и верою притекающий к Тебе вопиют: «Буди Заступницей нашей усердной у Престола Бога Вседержителя, и да сподобит нас Господь деснаго стояния и пети Ему со всеми святыми»:
Аллилуйя

Икос 10

Стена еси необоримая, стража неусыпна от всяких напастей и бед всем к Тебе прибегающим. Твой бо образ святый явися неиссякаемым источником благодати, источающий исцеления всем, с верою к Нему молитвенно обращающимся. Темже и мы, к Тебе припадающи в скорбех и болезнех умильно глаголем Ти::
Радуйся, едина наша Мати милосердия, умилосердися над нами грешными.
Радуйся, яко Ты Покрове наш благодатный, покрый нас от всякого зла.
Радуйся, яко Тобою вся болезни наша душевныя и телесныя исцеляются.
Радуйся, яко Твоею помощью вся наша страсти и недуги истребляются.
Радуйся, яко веру, надежду и любовь к Богу укрепляти Ты нам помогаеши.
Радуйся, яко и во всяких обсточниих на стезю спасения Ты направляющая.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение наше недостойное со умилением Тебе приносящее приими. Дева Пречистая, и теплой молитве нашей внемлюще, услыши всех к Тебе прибегающих. Ты бо еси воистину наша Заступнице, грозные беды от нас отвращающая, страсти и распри вся утешающая, и под Твою милость вси мы прибегаем поющия Богу:
Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу света невечернего зрим икону Твою Святую. Образ Ея Касперовский немерцаемо сияет во храме святем града Одессы, озаряя благодатию Божественною всех прибегающих под покроветельство единой Заступнице всего рода христианского. Сей бо образ Святый силою Божию вражия действия отгоняет, вся недуги наша исцеляет и благословение дарует вопиющих Богородице:
Радуйся, яко Ты еси Заступница обидимых и помоще страждущих.
Радуйся, яко Ты еси по милосердию Своему удерживала десницу Господа, простертую для наказания грешных.
Радуйся, яко Ты милосердием Своим отвращала бедствия от нашего Отечества и утешала распри и войны.
Радуйся, яко Тобою останавливались опустошительные проказы и утолялся голод.
Радуйся, яко помазанием елейным от лампады иконы Твоея возвратися рассудок многим, одержимым силою бесовскою.
Радуйся, яко многи получаша здравие на молебнах у святыя иконы Твоея.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 12

Благодать Божественная обильно явися через икону Святую Твою, Благоблаженная Дева. Твой бо образ Касперовский верным даровался во священие и спасение душ наших, во ограждение от нападков от враг видимых и невидимых, и в знамение величайшего заступления всея нашей отчизны. Темже с верою приносим Ему поклонение и молитвенно Богу поем:
Аллилуйя.

Икос 12

Поюще и прославляя чудеса Твоя, Дева Пресвятая от святыя иконы Твоя совершаемыя, вси со страхом и трепетом Тебе припадаем, и молим Тя, Владычицу Миру. Буди всем нам щитом непобедимым и стеною необоримою, покровом нерушимым и Ходательницей к Сыну Твоему и Богу нашему Тебе непрестанными гласы поющими:
Радуйся, Ты врагов наших видимых и невидимых всегда побеждающая.
Радуйся, Ты благие желания всем верным исполняющая.
Радуйся, Ты явлением иконы святые Твоея вся верныя люди просвещающая.
Радуйся, яко взирая на икону святую Твою, Тебе истинней Богородице поклоняемся.
Радуйся, яко Ты еси всех славящих имя Твое прославляющая.
Радуйся, яко и во всякой нужде нашей, ты полезная и благая всем помогающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 13

О, Пречистая и Милосердная Владычице наша, Дево Богородице! Пред святою Твоею иконою услыши нас, предстоящих Ти с верою и любовию молящихся. Вонми гласу молебному нашему, и избави нас от всяких бед и напастей, скорбей и болезней и грядущего изми мучения всех имя Твое призывающих и Сыну Твоему вопиющих:
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. (Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)


Икона Богородицы Касперовская

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Касперовская икона — удивительная славянская святыня. Несмотря ни на какую международную обстановку ее одинаково чтут верующие люди Украины, России и Белоруссии. Своей святыней ее считают Одесса, Херсон, Николаев и Касперовка — село, где она просияла своими чудотворениями. А чтобы не конфликтовать из-за образа, жители этих городов установили очередность посещения иконы в течение нескольких месяцев. Все православные имеют возможность приложиться к святыне, а паломники из разных стран — выбрать ближайший к ним город пребывания иконы. Почему эта икона стала путешественницей, о чем молятся перед ней и как ее узнать, вы прочтете в нашей статье.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

Касперовская икона написана масляными красками на холсте, то есть не является древним образом. Однако лики Пресвятой Богородицы и Младенца Христа производят очень сильное впечатление, каждый православный человек поймет, что образ — намоленный, то есть чудотворный и имеющий давнюю историю помощи людям. Глаза Ликов Матери и Божественного Сына потрясают своей выразительной печалью. Изображение совсем небольшое, «оплечное»: Богомладенец и Богоматерь изображены только до начала груди, по плечи. Это редкость в иконописи. Обычно такие иконы были келейными у подвижников или домашними покровительницами семьи в силу своего малого размера. Пресвятая Богородица на иконе обеими руками прижимает к щеке головку Младенца Иисуса, глядя поверх голов предстоящих перед ней — словно обращаясь к Богу в молитве. Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду, точнее, темно-синий мафорий — головное покрывало, традиционно изображающееся на иконах Богородицы. В правой руке Христос держит свернутый свиток, символизирующий пребывание полноты познания в руках Божиих и скрытое от людей предназначение: ведь никто, кроме Матери, не знал, что Младенец Иисус — Сын Божий, пришедший в мир спасти всех людей. Одежды Христа имеют красный цвет, также символизирующий Его искупление людских грехов грядущими страданиями. Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия. Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. Касперовская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Своей щеке, обнимая Ребенка. Сама Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Касперовской с принадлежащей к типу Одигитрии Казанской иконой. Обе они изображают Богородицу по плечи, но на Казанской видно, что Младенец стоит отдельно от Богородицы или сидит на ее руке, не обнимая Богоматерь, а благословляя молящихся.

ИСТОРИЯ И ЧУДЕСА КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

Икона появилась на российских землях в конце XVI века. Помещики Касперовские, по фамилии которых и названа икона, говорили, что ее привез из Трансильвании их предок-серб. Он был приглашен русским правительством как специалист в некой сфере знаний и поселился в имении Ново-Ивановка Ольвиопольского уезда (сейчас Херсонская область). Вместе с домом и имением икона как семейная святыня переходила из поколения в поколение. Краски ее со временем потемнели, образ обветшал и трудно было увидеть даже иконные лики. Икона явила свою чудотворную силу, когда Иулиания Ионова Касперова обратилась однажды ночью к ней с горячей молитвой. Касперова, жена-штабс-капитана (один из низших офицерских чинов), попала, по ее свидетельству, в какую-то большую беду и усердно молилась Богородице о заступничестве и помощи. Во время молитвы обветшавшая икона обновилась: лики просветлели, заиграли красками одежды и нимбы Богоматери и Христа. Женщина была поражена и наутро рассказала соседям и знакомым о чуде. Оно совершилось в 1840 году. Это и все последовавшие чудеса от иконы были зафиксированы документально:

    • Весной того же 1940 года жившая неподалеку дворянка Бурлеева услышала во сне голос — возможно, Самой Богородицы — направляющий ее помолиться в село Касперово о своей беде: она долгое время страдала от паралича руки. Действительно, после молитвы перед домашней иконой Иулиании Касперовой она исцелилась.
    • Через некоторое время по молитвам к иконе произошло еще три чудесных исцеления: Ивана Шумякова, подростка из Херсона, страдавшего эпилепсией — или падучей болезнью, как написано в свидетельстве об исцелении 1843 года; мещанка из города Очаково Мария Смешная, не владевшая половиной тела (вероятно, после инсульта), была привезена в дома Каспаровой и после молитвы смогла сама двигаться; душевнобольная или одержимая бесом крестьянка Прасковья Семипудова из Ново-Иваново пришла в себя после молитвы и помазания маслом от лампады перед Касперовской иконой.
После стольких чудес владелица образа решила перенести его в сельский храм: с одной стороны, слишком много людей стало посещать ее дом с молитвой и желанием прикоснуться к святыне, с другой — сама Касперова решила, что не вправе держать чудотворную икону лишь в своем доме, ведь она должна помогать всем людям. Так по воле Божией начались странствия иконы. В храме по молитвам перед образом было совершено множество чудес, так что к иконе стали приходить паломники из других городов: Николаева, Херсона, Одессы… Вскоре люди обратились со свидетельствами чудотворений в Святейший Синод, который в 1846 году и утвердил название иконы — чудотворная Касперовская. В 1852 году херсонцы получили разрешение Синода на принесение Касперовского образа в город крестным ходом к празднику Вознесения Господня. Их примеру последовали и жители Николаева, где икона теперь находилась ежегодно в течение месяца июля. В Севастопольскую войну 1853-1855 годов Одесса оказалась в блокаде британского флота. Это было тяжелое время для одесситов, и они исходатайствовали перенесение Касперовского образа в кафедральный собор города: здесь он пребывал в течение двух лет. В праздник Покрова Богородицы в 1855 году архиепископ Иннокентий (Борисов) совершил торжественный молебен перед иконой при большом стечении народа. Именно после этого британский флот отступил от одесских берегов. После такого события Касперовская икона прославилась на всю Россию: слишком очевидно стало, что Одесса была спасена по предстательству Божией Матери.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

В честь чуда избавления Одессы был установлен особый местный праздник: изначально отмечаемый 1 октября, по новому стилю он перешел на 14 октября. В этот день ежегодно образ приносят в Одессу из Касперовки. Село, откуда произошла Касперовская икона, считается основным «домом» чудотворного образа, но на деле он находится там недолго: с 1 августа до 1 октября. В Одессе он пребывает до среды Светлой седмицы, находясь в особом киоте, подобном часовне внутри Успенского собора, у южной стены в богатом окладе. В среду после Пасхи образ вновь с большими почестями износят из собора и крестным ходом переносят в Касперовку, а на Вознесение он переносится в город Херсон. Оттуда 29 июня Касперовскую икону переносят в Николаев. Все эти города объединяют верующих в молитве к Богородице и акафистном пении: каждую пятницу, где бы ни была икона, перед ней поют и читают акафист. Однажды в Одессе она была украдена, но вскоре образ был найден — это тоже чудо Пресвятой Богородицы, ведь в наши дни остается немало нераскрытых краж, тем более, что образ имеет не только духовную, но и материальную ценность. Днем памяти Касперовской иконы также почитается 12 июля — день ее первого чуда обновления.

ЧУДОТВОРНЫЙ СПИСОК КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ В ТЕРВЕНИЧАХ

Касперовско-Тервеническая икона является списком XX века, созданном современной художницей после молитвы перед чудотворной иконой в Одессе. Она имеет название по месту прославления в женской обители деревни Тервеничи Ленинградской области. Возможно, Касперовская икона не была бы столь известна в двух российских столицах, если бы не явленная воля Пресвятой Богородицы о помощи через Тервеничский список Покровскому монастырю под Петербургом.Этот образ связал судьбы России и Украины. В начале 1992 года Богородица явилась в сонном видении основателю и духовнику монастыря отцу Лукиану. Он и сестры монастыря усердно молились о даровании обители святынь, через которые Господь являл бы свою милость насельницам и всем паломникам. В видении Божия Матерь стояла над строениями монастыря и указывала рукой на лежащую у Ее ног Свою небольшую икону, из-под которой бил источник чистой воды. Священник удивился видению: источника в обители не было, а икона, увиденная во сне, не была похожа ни на одну из известных ему. Однако чудесным образом именно такая икона была найдена — в православной традиции говорят, явлена, то есть чудесным образом, после предзнаменования, показана — у художницы Марии Ивановны Барановой, родом из Одессы. Она в свое время написала список с Касперовской иконы Богородицы, молясь перед ней во время пребывания в Одессе. После просьб монахинь о даре или продаже Мария Ивановна сама подарила образ, напоминавшей ей о родине, новому монастырю. 23 февраля 1992 года икону привезли на обустраиваемое подворье Тервенического монастыря в Петербурге — в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек. Богородица явила чудо после первых же молитв перед образом. Во время совершения молебна прихожанка, долгое время болевшая астмой, исцелилась. Еще одним чудом стало прибытие иконы в Тервенический монастырь: здесь, в деревне, в одиночестве жили лишь две пожилые монахини. Не зная об обретении Касперовско-Тервенической святыни, они молились о благословении новой обители святыней. Во время ночной молитвы однажды они услышали голос Богородицы, обещающий Свою милость всем, кто будет молиться перед Ее образом и возвещающий скорое прибытие чудотворного образа в обитель. Действительно, по прибытии иконы в монастырь, он начал быстро строиться: был обретен источник чистой целебной воды, нашлись благотворители — и вот через несколько лет белоснежная обитель с голубыми куполами храмов, келейным корпусом, огородом и целым хозяйством поднялась в чистом поле. В 1994 году икона замироточила, а в 1996 году было получено свидетельство Церкви о чудотворности списка: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил считать Тервеническую икону местночтимой. Все чудеса от нее фиксируются монахинями, свидетельства о них записываются. Одной из святынь обители стал драгоценный венчик для иконы, подаренный в благодарность за чудо верующими людьми 28 августа 2005 года. Благотворители пожелали остаться неизвестными, но традиция иконного венца распространена в южных славянских странах, поэтому сестры обители почитают его как благословение от Касперовской иконы Богородицы, с Украины. Венчик — это обруч из драгоценных металлов, который пребывает рядом с образом, обычно он вставлен в киот. Обращающийся с молитвой к иконе человек держит его над головой или надевает себе на голову как зримое Божие благословение, призывая благодать Божию и помощь Пречистой Девы: венец посвящен иконе и освящается от нее.

В отличие от Касперовской, Тервенический список пока не имеет своей молитвы и акафиста, поэтому петербуржцы молятся перед ним, обращаясь с молитвой к Касперовской иконе.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Особую благодать икона имеет в помощи семьям, желающим иметь здоровых детей: в зачатии, спокойной беременности, благополучных родах. Также перед этой иконой молятся

    • Об исцелении от тяжелых болезней, ран и выздоровлении;
    • О защите от врагов и недоброжелателей;
    • О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях;
    • Об избавлении от влияния врагов видимых — людей и невидимых — бесов;
    • Об изменении жизни;
    • О благодати Пресвятой Богородицы в избавлении от греховных привычек;
    • О выборе верного жизненного пути и принятии правильных решений.
Напомним, что традиция молиться в определенных трудностях строго перед определенной иконой Божией Матери — народная. Церковь благословляет читать определенную молитву, составленную для иконы, но и предлагает молиться Пресвятой Богородице, прося обо всех нуждах перед любой Ее иконой. Молитву перед Касперовской иконой Божией Матери читайте онлайн на русском языке по тексту ниже: О Пресвятая Дева, Матерь Божия Пречистая, покров и заступничество города Одессы и всех земель вокруг Черного моря! К Тебе молимся и поклоняемся святой и чудной иконе Твоей Касперовской, через которую Ты совершаешь дивные и славные чудеса! Ты одна Радость наша, Ходатаица ко Господу обо всех, только Ты, как Матерь Бога нашего, можешь нам помочь. Только у Тебя есть сила как у Матери умилостивить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа о спасении нас, людей грешных. Потому мы смиренно умоляем Тебя, Владычицу нашу Милосердную — не отвернись от нас и не гнушайся вздохов наших. Помоги нам, больным, скверным и никак не могущим исправиться своими силами, скорбным и озлившимся, немощным и заблудившимся, приходящим к Тебе с кающимся сердцем. Избавь нас, о благословенная всеми Госпожа, Мать Всевышнего Господа, от всех скорбей и опасностей, от болезней и травм, от смерти случайной, от нападений демонов и клеветы людей злых, ведь Твоей силой и бесы уничтожаются, и все враги людей добрых ослабляются. Попроси, о Госпожа Пречистая, Господа Бога, чтобы Отчество наше и Церковь Православная сохранились в спокойствии, мире и тишине. Твоим Небесным благословением пусть Господь укрепит дух наших архиереев православных, пастырей-священников, армию благочестивую и всех православных христиан. Огради всех нас от зла и соблазнов Твоей благодатью, утешь Твоим милостивым приходом нас и всех наших благодетелей. О Владычица мира, еще умоляем Тебя, избавь нас от гражданских войн и восстаний еретиков, собери людей, рассеянных по Земле, запутавшихся в жизни верни в стадо Христово — Церковь Православную, поддержи стариков, молодежь вразуми, защити вдов и сирот, исцели больных и утешь скорбных. Усопших предков, родных, детей и братьев наших в светлом раю и селениях праведных сохрани, по нашей кончине в покаянии нас с верой истинной прими, чтобы мы со всеми святыми угодниками вечно славили Святое и Великое Имя Троицы — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь. Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!



 

Возможно, будет полезно почитать: