Можайское благочиние. Бутовский полигон как русская голгофа

1937 год. Валерий Чкалов совершает первый беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер, Михаил Ромм выпускает на экраны Советского Союза фильм «Ленин в Октябре», Вера Мухина создаёт для Всемирной выставки в Париже скульптуру «Рабочий и колхозница», а столичный метрополитен получает новую кольцевую станцию «Киевская».

Поздним вечером мимо бывшего Данилова монастыря (где был оборудован спецприемник для детей «врагов народа») по старой Варшавской дороге часто проезжают машины с надписью «Хлеб». Если бы кому-то из москвичей, удивлённых такой концентрацией хлебовозов, удалось проследить их маршрут, то выяснилось бы, что путь начинается от тюрем – Бутырской, Таганской, Матросской тишины, Лубянки. А дальше нетрудно догадаться, что машины эти были автозаками. Но любопытство в те годы было слишком опасным качеством, хлеб так хлеб.

«Хлебовозы» свозили арестантов на территорию спецзоны хозяйственного управления НКВД, расположенной между обнесённым колючей проволокой лесом и остатками усадьбы Дрожжино. Место это называлось стрелковым полигоном «Бутово». Из машин заключённых вели в длинный барак, где проводили перекличку, затем сверяли людей с доставленными вместе с ними из тюрем документами и объявляли приговор: смертная казнь. Во избежание попыток побега и бунтов, в тюрьмах приговоры не оглашались, и по дороге люди думали, что их перевозят в другую тюрьму или в пересыльный лагерь. И только в бараке на полигоне они узнавали правду.

В некоторые дни несколько десятков, в другие – несколько сотен человек ждали здесь рассвета и смерти. Как проводили они эти последние часы, какие звуки доносились из-за деревянных барачных стен, – эту тайну никто и никогда не узнает. После восхода солнца начинала работать расстрельная команда, состоявшая из нескольких человек. Смертников выводили из барака небольшими группами, ставили на край вырытого заранее при помощи экскаватора рва и убивали по очереди выстрелами в затылок из пистолета.

Палач видел каждого человека, которого сначала выводил из барака, а потом расстреливал. Потом расстрельная команда получала ведро спирта, и к вечеру водитель довозил их до общежития НКВД в полубессознательном состоянии, чтобы через несколько дней всё повторилось сначала.

Всего на Бутовском полигоне с августа 1937 года по октябрь 1938 года были расстреляны 20 761 человек. Их могилой стали 13 рвов, выкопанных местными жителями с помощью бульдозера, общей протяжённостью 900 метров. Ширина каждого рва была 4–5 метров, глубина – примерно 4 метра. Массовые расстрелы здесь начались после того, как НКВД издал 31 июля 1937 года указ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». «Антисоветскими элементами» были, в том числе, так называемые «церковники» – православные священники и миряне.

В бутовских рвах лежат 935 человек, расстрелянных за исповедание православной веры. Но больше всего здесь захоронено простых рабочих, служащих советских учреждений и крестьян. В следственных делах так и записано: «землепашцы» и «хлеборобы». Возраст убитых – от 15-16-летних подростков до седовласых стариков за 80. Известно, например, что священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного за «причастность к контрреволюционной монархической организации», которому был 81 год, принесли на полигон на носилках.

Некоторых расстреливали целыми семьями: муж, жена и взрослые дети. Других – деревнями: например, из села Петрово Рязанской области в Бутове расстреляли 18 человек. Некоторых арестовывали только по национальному признаку. Так, в Москве ещё с дореволюционных времен была китайская община, которая держала прачечные. «Китайские прачки», оставшиеся в Москве после прихода к власти большевиков, в основном мужчины, были очень востребованы вплоть до 1937 года, когда их почти всех расстреляли в Бутове.

Кого-то «награждали» расстрелом за выдающуюся работу. Так, барон фон Гревенец, выходец из известной семьи русских немцев, был талантливым инженером. Его разыскали в лагерях, чтобы он спроектировал уникальный механизм для шпиля на Речном вокзале в Москве: этот шпиль мог подниматься и опускаться. После окончания работ фон Гревенеца, как и многих других узников Дмитлага, отправили на Бутовский полигон.

После расстрелов

После 1938 года, когда массовые расстрелы прекратились, полигон и прилегающую к нему территорию продолжали использовать для захоронений расстрелянных в московских тюрьмах. А здание комендатуры, расположенное в 100 метрах от погребальных рвов, стало «домом отдыха выходного дня» для старших офицеров НКВД. Здесь они устраивали шашлыки в парке усадьбы Дрожжино, парились в бане, купались в пруду. Сам Лаврентий Берия любил здесь отдыхать и часто приезжал. Есть свидетельства местных жителей, работавших обслугой, что стиль отдыха не м енялся и в первые годы войны.

После войны на территории спецзоны, в центре которой находился расстрельный полигон, были построены несколько зданий центра подготовки сотрудников спецслужб. В том числе здесь обучались специалисты стран Варшавского договора. На полигоне был разбит сад, посажена яблоневая аллея и клубничные грядки. Сотрудники центра и их подопечные прогуливались по этому саду после занятий, не подозревая (а может быть, и подозревая), что под ними находятся тысячи человеческих тел.

В 1950-е годы сотрудникам МГБ и МВД стали раздавать земли бывшей спецзоны под дачи. Участки прилегали вплотную к полигону, и когда дачники начали самовольно прирезать себе землю, они стали натыкаться на не до конца разложившиеся человеческие останки. И хотя кадры были проверенные и лишнего не болтали, в некоторых семьях сохранились воспоминания о страшных находках. Поэтому в конце 1960-х годов территория размером примерно семь гектаров, охватившая все погребальные рвы, была огорожена забором с колючей проволокой. Постепенно она зарастала кустарниками и борщевиком, превращалась в дикий пустырь. В бывшем здании комендатуры был устроен пионерский лагерь для детей чекистов, который потом стал детским спортивным лагерем и просуществовал до начала 1990-х годов.

Бутовский полигон как место массовых расстрелов не упоминался ни при «бериевской реабилитации» (после смерти Сталина на краткий период Берия стал во главе МВД и провёл ряд реформ, в т. ч. выпускал из лагерей незаконно осуждённых), ни во времена Хрущёва. Когда в 1988 году Совет народных депутатов СССР принял решение о реабилитации осуждённых по статье 58 УК РСФСР, сотни тысяч человек по всей стране были посмертно реабилитированы. В Московском управлении МБ РФ была создана группа по реабилитации, один из членов которой, полковник госбезопасности, в детстве жил в дачном посёлке рядом с Бутовским полигоном и слышал о захоронениях. Но документальных подтверждений найти не удавалось.

В 1991 году в архиве Московского управления МБ были найдены так называемые «расстрельные книги» – переплетённые предписания на расстрел и акты о приведении приговора в исполнение. Но и там ни слова не говорилось о том, где именно были расстреляны эти двадцать тысяч человек. В стенах Министерства безопасности началось противоборство: группа сотрудников старалась установить правду и найти расстрельный полигон, другие оказывали им противодействие. Даже в личных делах палачей не было указано место, где именно они расстреливали и хоронили осуждённых.

Наконец сотрудникам госбезопасности удалось выйти на коменданта административно-хозяйственного отдела НКВД, который работал в спецзоне в 1937–1938 годах. В беседах с ним и прозвучало впервые слово «Бутово». Потом были найдены и другие свидетели – водители и местные жители, которые не только подтвердили сведения о Бутовском полигоне, но и указали на другой спецобъект в десяти километрах от Бутова – «Коммунарку», где тоже были расстреляны и захоронены десятки тысяч человек.

Далее за дело взялись исследователи и члены общественной группы по увековечиванию памяти жертв репрессий при Моссовете под руководством бывшего политзаключенного Михаила Миндлина, которые работали в архивах, составляли картотеку и биографические справки для Книги Памяти «Бутовский полигон». По каждому погибшему человеку в архивах ФСБ были найдены архивно-следственные дела с фотографиями.

Община

В 1993 году, когда первые родственники погибших шагнули на землю Бутовского полигона, он представлял собой огороженный забором заросший пустырь, который ежедневно патрулировали с собаками. Здесь уже не было никаких строений, кустарники и борщевик стояли выше человеческого роста.

Для родственников, – а это были не только дети и внуки, тогда были живы мужья, жены, братья и сёстры расстрелянных – информация о том, что их близкие были расстреляны в 1937 году в Подмосковье, была приводившей в шок неожиданностью. Большинство были уверены, что они погибли в лагерях, ведь в приговоре значилось «десять лет без права переписки». И вдруг оказывалось, что не было в их жизни никакой Колымы, никакого Магадана, что они встретили свою смерть неподалёку от известных дачных мест.

Одними из первых, кто пришёл к полигону в 1994 году, была семья священника Владимира Амбарцумова, расстрелянного здесь 5 ноября 1937 года. Духовный сын отца Владимира – Глеб Каледа после войны женился на его дочери Лидии Амбарцумовой. Он стал крупным советским учёным, доктором геолого-минералогических наук, а в 1972-м тайно был рукоположен в священники. На протяжении более 18 лет никто, кроме самых близких, не знал, что отец Глеб в своей обычной квартире в блочной девятиэтажке на окраине Москвы совершал богослужения. Так многие дети репрессированных становились их преемниками: дети священников принимали сан, дети интеллигенции берегли чувство внутренней свободы и продолжали жить поисками смыслов.

После своего выхода на открытое служение в 1990 году протоиерей Глеб Каледа служил в храмах Москвы, возрождал храм в Бутырской тюрьме, крестил и исповедовал смертников, ждущих казни. Целых 57 лет в семье Амбарцумовых-Калед не знали ничего о месте, дате и обстоятельствах смерти их отца, деда, тестя. Сначала надеялись, что через 10 лет вернётся из лагеря, потом, как и все, думали, что там и погиб.

И вот в 1994 году Кирилл Глебович Каледа, внук отца Владимира, узнаёт от дочери человека, арестованного с Амбарцумовым по одному делу, что его дед, скорее всего, расстрелян в Бутове.

«Я приехал домой и сказал родителям, что нашёл место, где пострадал дедушка, – рассказывает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. – Родители хором меня попросили отвезти их туда. Это был первый выезд папы из дома после операции. Территория захоронения тогда принадлежала ГБ, и внутрь можно было войти только в выходные дни, а мы приехали во вторник. Как раз была Радоница. И папа служил первую панихиду в Бутове около забора на заросшей дорожке среди кустов, обратившись лицом на территорию захоронения».

Протоиерей Глеб Каледа умер вскоре после того, как нашёл место упокоения своего духовного отца и тестя, но его дети вместе с другими детьми пострадавших создали на полигоне первую приходскую общину. В том же 1994 году на полигоне по благословению Патриарха Алексия II был поставлен поклонный крест, спроектированный Дмитрием Шаховским. Этот успешный художник и скульптор, автор знаменитых часов на здании кукольного театра им. С. Образцова, оказался сыном расстрелянного в Бутове протоиерея Михаила Шика.

Несколько семей погибших объединились для благоустройства полигона, оформления его юридического статуса и совместных богослужений. Тогда пришло решение строить на месте расстрелов храм. Старостой строительства был выбран Кирилл Глебович Каледа, к тому моменту научный сотрудник института океанологии РАН. У его старшего брата, Сергея Глебовича, была строительная фирма, которую привлекли к работе.

В 1995–1996 годах шло строительство небольшого деревянного храма, ставшего первым домом бутовской общины. Он был сделан в Солигаличе, привезён на полигон, а внутреннее убранство разработал Дмитрий Шаховской в стиле русского северного зодчества. Когда встал вопрос о священнике для новопостроенного храма, архиепископ Арсений (Епифанов) предложил Кириллу Глебовичу Каледе продолжить семейную традицию (а к тому времени один из его братьев, Иоанн, уже был священником, а сестра Иулиания – монахиней, настоятельницей Зачатьевского монастыря). С тех пор протоиерей Кирилл служит на Бутовском полигоне, месте гибели своего деда.

Памятник в ведении Церкви

То, что Бутовский полигон передали Церкви, – уникальное стечение обстоятельств. В 1990-е годы места расстрелов оказались никому не нужны: власть не знала, что с ними делать, с баланса ФСБ эти объекты переходили на бюджет субъектов РФ. То есть Бутовский полигон должен был быть передан Московской области. Но Московская область не стремилась увеличивать нагрузку на свой бюджет. Одновременно появилась общественная религиозная организация – группа активных мирян, которые построили храм. При этом сотрудникам ФСБ было понятно, что это место не могло стать парком для гуляний, что кто-то должен был вкладывать силы и деньги в содержание полигона.

В 1995 году было принято решение о строительстве нового микрорайона на территории бывшей спецзоны и дач. Непосредственно место захоронений, ограниченное забором, хотя оно и не было ещё объявлено памятником истории, трогать было нельзя, потому что из многочисленных публикаций в прессе люди знали, что именно здесь находилось. Но по периметру полигон можно было окружить девятиэтажками. Это сделало бы невозможным дальнейшую мемориализацию этого места. Тогда община Бутовского храма, родственники погибших и общество «Мемориал» решили во что бы то ни стало не допустить строительства. Семья Калед обратилась с просьбой о заступничестве к Патриарху Алексию II, который в свою очередь обратился в Правительство Москвы.

И случилось почти невозможное: строительство было прекращено на этапе застройки цокольного этажа, остовы фундаментов которого до сих пор торчат из земли.

Благодаря личному вмешательству Юрия Лужкова и московского правительства здесь была проложена автомобильная дорога и пущен рейсовый автобус № 18. И поскольку Церковь тогда фактически спасла Бутовский полигон, ей была отдана не только земля, на которой стоит деревянный храм, но и вся территория захоронений, которая перешла на баланс прихода храма Новомучеников и исповедников Российских (часть находится в собственности, часть в аренде, часть – в безвозмездном пользовании). В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II были проведены археологические раскопки в одном из погребальных рвов, эти раскопки подтвердили наличие расстрельных захоронений.

27 мая 2000 года Патриарх Алексий II впервые отслужил на Бутовском полигоне литургию под открытым небом. Вместе с ним служило и молилось почти всё московское духовенство (8 архиереев, около 200 священнослужителей) и три с половиной тысячи мирян. С тех пор Патриаршая литургия на Бутовском полигоне в четвёртое воскресенье по Пасхе стала московской церковной традицией.

В 2001 году Бутовский полигон был объявлен памятником истории регионального значения, что позволило избежать дальнейших попыток застройки земли, прилегающей к месту захоронений.

В 2006 году была проведена рекультивация земли и установлены точные границы каждого погребального рва. Сегодня приход Новомучеников тратит только на содержание территории полигона и охрану около 3 миллионов рублей в год, что делает невозможным финансирование дополнительных проектов, в том числе – связанных с мемориальной работой. Спонсоры или дополнительные бюджетные деньги иногда находятся на разовые мероприятия: каждый год к приезду Патриарха ремонтируется подъездная дорога, недавно была построена звонница. А вот чтобы открыть аллею памяти или сделать хорошие мемориальные доски, уже приходится искать дополнительные средства, которых пока нет.

Среди тех, кто покоится на Бутовском полигоне, довольно много людей других конфессий и религий и вовсе не верующих. Вопрос решён очень деликатно: символическое пространство полигона разделено. Помимо храма и поклонного креста есть площадка со стелой, рядом с которой поставлены скамейки и растут голубые ели – небольшой мемориал в светских традициях. Здесь проходят гражданские панихиды, к стеле возлагают венки, на скамейках родственники могут отдохнуть и вспомнить своих близких. Старообрядцы недавно проявили инициативу и нашли компромиссный вариант: в центр поклонного креста был врезан и освящён старообрядческий крест-медница, и теперь здесь проходят панихиды по древнерусскому обряду. Католики, лютеране, мусульмане и иудеи имеют возможность приезжать в Бутово и молиться по собственным правилам. Благоустройство полигона ведётся для всех.

Спасение памяти

Директор Мемориально-просветительского центра «Бутовский полигон» Игорь Гарькавый считает, что «государственные мемориалы всегда рискуют стать официозными проектами чиновников, в которые невозможно вдохнуть жизнь. А Бутовский мемориал мы видим живым и развивающимся».

Однако музейный комплекс пока существует только в виде нескольких небольших экспозиций в нижней части каменного храма. У Центра есть небольшая комната в приходском доме, куда до сих пор приходят родственники пострадавших, чтобы уточнить информацию о своих близких или, наоборот, сообщить новые сведения, передать для музея личные вещи.

С 2006 года по закону только родственники имеют право работы со следственными делами в государственных архивах. Работники Центра их консультируют, рассказывают, в каком именно архиве искать дело, и просят скопировать материалы и для исследовательской работы.

В 2007 году рядом с полигоном был освящён новый большой белокаменный храм. Он спроектирован архитектором Михаилом Кеслером в традициях русских шатровых храмов. В его нижней части, алтарь которой освящён в честь иконы Божией Матери «Державная», всё посвящено Бутовским новомученикам. По периметру стен висит 51 икона – по числу дней расстрелов. На каждой иконе изображены святые, расстрелянные вместе, в один день. В притворе расположена небольшая экспозиция: в витрине лежат вещи расстрелянных, извлечённые из раскопов в 1997 году, – обувь, фрагменты одежды, узелки, гильзы. В других витринах – личные вещи некоторых новомучеников, служившие им при жизни: священнические облачения, книги и записные книжки, скрипка, шаль… Эта выставка – основа будущего музея.

«В нашем уставе зафиксирована цель – увековечить память пострадавших путём максимального сохранения тех ценностей, которые они избирали в жизни в качестве ориентиров, – рассказывает Игорь Гарькавый. – Это не только увековечивание имени, но и рассказ о том мире, за принадлежность которому человек и был расстрелян. Мы хотим достичь того, чтобы здесь осуществлялся диалог ныне живущих с теми, кто здесь уничтожен. Чтобы они вернулись к нам через свои образы, свои фотографии, через свои творения, если это творческие люди». Поэтому так важны вещи, которыми погибшие пользовались при жизни, книги, которые они читали, их письма.

О большинстве расстрелянных никогда ничего нельзя будет узнать: как они жили, что думали, кого любили. Всё, что от них осталось – строчки в следственных делах. Их внутренний мир, взгляд на вещи можно представить через историческую реконструкцию. Идея Гарькавого – воссоздать в музейном пространстве мир крестьянина, мир русских немцев, мир интеллигенции и так далее. На самой территории полигона планируется создать аллею памяти. На каменных плитах будут увековечены расстрельные списки: имена погибших будут сгруппированы по датам расстрела. А для облегчения поиска нужного имени, возможно, будут использоваться специальные электронные навигаторы.

Мемориально-просветительский центр также занимается изучением и воссозданием русской мемориальной культуры. Традиция храмов на крови, установления памятных крестов, братские могилы – всё это было в России на протяжении веков. Образцом музея-некрополя из сравнительно недавнего времени служит кладбище памяти всех павших в Первой мировой войне во Всехсвятском (нынешний район «Сокол»), разрушенное при советской власти и с трудом восстанавливаемое сегодня. Но сохранились разработки его создателей, на которые можно опираться.

Игорь Гарькавый, который часто водит экскурсии по Бутовскому полигону, утверждает, что «без представления о Пасхе здесь трудно находиться. Для многих светских людей приезд на Бутовский полигон – пытка: «стою я, а подо мною тысячи тел». Верующий человек тоже это чувствует, но он также знает, что здесь лежат мученики. Христос воскрес, и все, кто вместе с Ним и за Него пострадал, тоже воскреснут, и ты понимаешь, что за этой страшной земной смертью для них открывалась Жизнь вечная, отблеск сияния которой падает и на это место».

Статья была напечатана в 2012 году в журнале «Вестник фонда Андрея Первозванного».

При подготовке текста использована книга «Бутовский полигон» под ред. Л.А. Головковой, М., 2004

В 1935 году примерно в 15 километрах к югу от Москвы на территории бывшего Бутовского имения И. И. Зимина был обустроен стрелковый полигон НКВД и территория взята под круглосуточную вооружённую охрану. Это мест теперь известно как Бутовский полигон .

В 1937 году, когда большевики развязали Большой террор (хотя массовые расстрелы и репрессии не прекращались и ранее), кладбища Москвы не могли справиться с потоком захоронений. И в середине 1937 года НКВД были выделены два новых спецобъекта — Бутово и Коммунарка. Причём на Коммунарку попадали представители большевицкой номенклатуры, офицеры РККА, инженеры, деятели культуры и искусства, палачи-работники НКВД, а в Бутове расстреливались простые граждане: рабочие, крестьяне, бывшие белогвардейцы, а также духовенство и просто миряне, попавшие под каток репрессий.

Стреляли людей до начала 1950-х годов, затем Бутовский полигон находился под охраной войск КГБ до 1995 года, когда его передали Русской Православной Церкви. Сейчас он открыт для посещений.

Под покровом земли здесь минимум 21 000 мёртвых (данные только 1937-38 гг.), погибших насильственный смертью.

Реакция людей, приходящих сюда - разная, интернет полон жутких историй-ужастиков про полигон на тему "мёртвые с косами стоят".

Но православные называют Бутовский полигон Русской Голгофой, где нашли свою мученическую кончину тысячи мучеников за Веру Христову, а разве Голгофа - это тёмное и мрачное место?

Ведь мы служим литургию на мощах святых. Ещё первые века в катакомбах хоронили именно тех, кто мученически пострадал за Христа. Престолом, на котором служилась евхаристия первых веков христианства, служили именно эти гробы, саркофаги мучеников. Престол изначально - это гроб мученика, поэтому при освящении храма в основание престола полагается частица мощей. Частицы мощей вшиваются также в антиминс, без которого совершение Богослужения в храме невозможно.

А здесь, в Бутове, пребывают мощи сотен и тысяч святых мучеников.

Так что, когда я совершил сюда небольшое паломническое путешествие (с 7-летней дочкой), то никакой боязни у меня не было. Цель была поклониться и сказать:

Святые мученики Христовы, молите Бога о нас!

И впечатление очень даже позитивное: светлый Храм под открытым небом.

Итак, фотоотчёт

Стартовали мы пешком от активно строящегося микрорайона "Бутово-парк". Его застройщики "косят" под то, что это Бутово - уже столица. На самом деле - это Булатниковское сельское поселение Ленинского района Московской области, от новых домов до полигона - менее 1 км.

Проходим через дачное товарищество "Бутово", где дачи давали ветеранам госбезапасности. Дачи вплотную примыкают к захоронениям репрессированных, отделены забором.

Рядом с полигоном в 2007 году был построен и освящён большой храм новомучеников и исповедников Российских (на полигоне есть ещё маленький деревянный храм 1996 года постройки)

мозаичная икона на фасаде храма - святой Серафим (Чичагов)

Бутовский Поклонный Крест, изготовленный в Соловецком монастыре из трёх пород дерева (кипариса, кедра и сосны) и установленный на Бутовском полигоне по окончании двухнедельного крестного хода Соловки—Бутово в 2007 году. Установлен так как устанавливают на Соловках - обложен камнями.

Ещё один Поклонный Крест у алтаря храма

Сам расстрельный полигон - через дорогу.
У входа - мемориальный камень.

Венок у камня - Владимиру Фёдоровичу Джунковскому, московскому губернатору в 1908-1913 гг. Его возложили от города Можайск: Джунковский - Почётный гражданин города.

Поклонный крест на полигоне

Мемориальные доски священнослужителям

Схема захоронений:

Проект мемориального комплекса:

Стенды с информацией о жертвах большевицких репрессий:

В начале 90-х годов, по благословению Патриарха Алексия, было сделано пробное вскрытие захоронений. Была выкопана яма размером 6 на 6 метров. В ней было обнаружено 72 человеческих тела, расположенных рядами в 5 слоев. Рядом была их одежда. На этом месте сейчас стоит поклонный крест. Все остальные захоронения сегодня не потревожены.

И бесконечные ряды захоронений.

Почтовый адрес:

142720, МО, Ленинский район, пос.Бутово, ул.Юбилейная 2

Телефон: 8-495-549-22-22

Проезд общественным транспортом:

От станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом № 18, следующим по расписанию: 6-20; 7-20; 8-20; 9-20; 10-20; 11-20; 12-20; 13-20; 14-20; 15-20; 16-20; 17-20; 18-20; 19-20; 20-20; автобусом № 108 до ост. «Новоникольское», далее пешком около 800 метров; автобусом № 94 до ост. «2-ая Мелитопольская, д. 17», далее пешком около 800 метров; от станций метро «Южная», «Пражская», «Улица академика Янгеля», «Аннино» автобусом № 249 до ост. «Новоникольское». Электропоездом с Курского вокзала до станции «Бутово», далее пешком около 1,5 км.

История:

Большой каменный храм освящен 19 мая 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра.

Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года - обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).

Престолы:

Приделы нижнего храма :
Центральный придел - Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917 год) .
Правый придел предполагается освятить во имя священномученика Серафима, митрополита Ленинградского.
Левый придел предполагается освятить в честь святителя Иоанна Шанхайского.

Верхний храм посвящён прославлению подвига новомучеников.
Приделы верхнего храма
:
Центральный придел - Воскресения Господня.
Правый придел - Святых новомучеников и исповедников Российских.
Левый придел - Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, главы Собора новомучеников и исповедников Российских.

Святыни Храма:

Территория захоронений, где под спудом почивают останки 330 святых новых мучеников, в Бутове убиенных.Всего во рвах на территории Бутовкого полигона покоится более 20 000 убиенных в 1937-1938 гг.;
-поклонный Крест в память за веру и правду пострадавших на Бутовском полигоне (располагается на территории захоронений);

Большой Соловецкий крест (самый большой деревянный поклонный крест в России (высота 12,5 метров), расположен на территории у храма Воскресения Христова в Бутове);

Малый Соловецкий Крест (находится в алтаре храма Воскресения Христова в Бутове);

Деревянный Крест-мощевик, с частицами мощей избранных русских святых (находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

Фрагмент облачения, принадлежавшего митрополиту Петроградскому, будущему священномученику Серафиму (Чичагову), в котором был погребен скончавшийся в тюрьме епископ Верейский, будущий священномученик, Иларион (Троицкий) (находится в алтаре храма Воскресения Христова в Бутове);

Фрагмент гроба, в котором был погребен скончавшийся в тюрьме епископ Верейский, будущий священномученик, Иларион (Троицкий) (находится в алтаре храма Воскресения Христова в Бутове);

Личные вещи новых мучеников и исповедников Российских – письма, документы, богослужебные книги и утварь, предметы быта, принадлежавшие прославленным ныне святым (хранятся в реликварии и музейной экспозиции о пострадавших в Бутове и/или представлены для поклонения в храмах Прихода);

Чтимые иконы:

Святых Новомучеников и Исповедников Российских (находится в храме Воскресения Христова);

Святых новомучеников Бутовских (находится в храме Воскресения Христова);

Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, образ «Бутовский»;

Священномученика Серафима Чичагова, образ «Бутовский»;

Святых Царственных страстотерпцев Царя Николая Александровича, царевича Алексия, царицы Александры, царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (с частицей шали, связанной царственными сестрами для царевича Алексия, фрагментами камней от Ипатьевского дома в Екатеринбурге, и молитвословом из благотворительных подарков, раздававшихся Царской семьей в госпиталях для раненых воинов 1-й Мировой войны, находится в храме Воскресения Христова);

Пресвятой Богородицы «Казанская» (со следами утрат, полученных во время тайного хранения в благочестивой семье в течение 70 лет в советское время, находится в храме Воскресения Христова);

Избранных Тверских святых с сохранившимися следами надругательства (порубы от топора или сабли), полученными от безбожных разорителей храма (находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

Священномученика Сергия Кедрова, в Бутове убиенного (написана на доске иконы, с утраченным от времени ликом, принадлежавшей самому свмч.Сергию Кедрову, находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

Частицы мощей:

Святых Новомучеников и Исповедников Российских: свмч. Петра Воронежского, свмч. Иоанна Рижского, свмч. Иллариона Верейского, прпмцц. Великой княгини Елисаветы и ин. Варвары, сщмч. Агафангела Ярославского, сщмч. Фаддея Тверского, сщмч. Константина Меркушинского, сщмч. Константина Богородского, сщмчч. Александра и Феодора Верейских, сщмч. Виктора Глазовского, сщисп. Феодосия Коломенского, прписп. Севастиана Карагандинского, сщисп. Афанасия Ковровского, сщисп. Петра Великодворского, исп. Георгия Тутаевского, прписп. Георгия Даниловского, прписп. Параскевы Спасо-Влахернской (частицы мощей положены для поклонения верующих в специальной раке, находящейся в приделе святых Новомучеников и Исповедников Российских в храме Воскресения Христова в Бутове);
-преподобного Сергия Радонежского (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

Преподобного Серафима Саровского (в храмовой иконе, находится в деревянном храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

Священномученика Лукиана Печерского (в иконе, находится в алтаре деревянного храма свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове);

Святителя Тихона, патриарха Всероссийского (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

Благоверного князя Олега Брянского (в храмовой иконе, находится в храме Воскресения Христова);

Богослужения:

Богослужения совершаются ежедневно. Расписание богослужений можно найти на http://www.novomucheniki-butovo.ru/index.php

Архиерейские богослужения: Сайт: Дополнительная информация:

Престольные праздники:

Воскресения Господня - понедельник Светлой седмицы.
Собор святых новомучеников и исповедников Российских - воскресение, ближайшее к 25 января (7 февраля н.ст.).
Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси - март 25 (7 апреля н.ст.), преставление (1925 год); - сентябрь 26 (9 октября н.ст.), прославление (1989 год).
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917 год) - март 2 (15 н.ст.).
Собор Бутовских новомучеников - 4 суббота после Пасхи (по традиции служит Патриарх).
День всех святых в земле Российской просиявших.
Дни памяти святых мучеников в Бутове пострадавших.

Храм святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области

Храм построен на территории бывшего полигона НКВД-КГБ «Объект-Бутово », официально признанного местом массовых захоронений жертв политических репрессий. По данным полученным из архива ФСБ на территории полигона только в период с 8 августа г. по 19 октября г. было расстреляно и захоронено 20.765 человек. Общее же количество пострадавших и захороненных в Бутово не известно. В числе убиенных к настоящему времени выявлено 939 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви , пострадавших за веру во Христа. В основном это священнослужители и миряне Москвы и Московской области.

В г. ФСБ передало территорию площадью около 6 га, на которой сосредоточена основная часть захоронений, Русской Православной Церкви. Здесь в году в стиле древних русских храмов был воздвигнут небольшой деревянный храм по проекту Д.М. Шаховского. Этот храм изначально задумывался как предтеча большого каменного собора.

Строительство большого каменного храма на территории захоронений могло бы повредить их, поэтому для его строительства был выбран участок, расположенный в непосредственной близости от места захоронения. Это центр бывшей спецзоны, на территории которой в годы расстрелов располагалась комендатура полигона (бывший флигель усадьбы Зиминых). Проект двухэтажного пятишатрового храма был разработан Михаилом Юрьевичем Кеслером.

Первый этаж храма посвящён страданиям новомучеников, в притворе храма на стенах можно увидеть предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. Под этими снимками на двух витринах размещены вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года. Это обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. По стенам храма размещено более пятидесяти икон бутовских святых. Изначально предполагалось написать отдельные иконы всех бутовских мучеников, но от этой идеи пришлось отказаться, потому что такое количество (более 320 прославленных в лике святых) не помещается на стенах храма. Было принято решение о написании соборных икон по дням расстрелов. Эти соборы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове, во главе с митрополитом



 

Возможно, будет полезно почитать: