Выплаты работнику во время военных сборов: вопросы налогообложения и обложения страховыми взносами. Учет расходов учреждения, связанных с призывом работника на военные сборы Кто и как оплачивает военные сборы

Жигачев Александр Викторович , кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Работника организации призвали на военные сборы. За время прохождения военных сборов организация выплачивает работнику средний заработок. Расходы организации, связанные с выплатой работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, компенсируются организации за счет бюджета.

Предположим, организация-работодатель применяет общую систему налогообложения (ОСН).

Какие налоговые последствия влекут указанные операции ( , НДС, НДФЛ)? Подлежит ли обложению выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов средний заработок страховыми взносами?

Рассмотрим эти вопросы.

Из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон № 53-ФЗ») следует, что призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В свою очередь ст. 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются, в том числе, расходы по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Применительно к отношениям «работодатель-работник» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу работников в рамках трудовых отношений (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 419, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Несмотря на то, что в рассматриваемом случае средний заработок выплачивается работнику не собственно за выполнение трудовых обязанностей, а в качестве гарантированной законом сохраняемой за период прохождения военных сборов выплаты, тем не менее, нельзя отрицать, что этот средний заработок выплачивается именно в рамках трудовых отношений. А это уже по общему правилу достаточный признак для признания таких выплат объектом обложения страховыми взносами.

В числе необлагаемых страховыми взносами сумм (ст. 422 НК РФ) рассматриваемые выплаты не названы.

Соответственно, выплачиваемый работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается страховыми взносами в общем порядке.

Данная позиция закреплена, например, в Письмах Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, совместном Письме ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 № А29-7650/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 № А27-5956/2013, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 № А12-5954/2013, Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2014 № 308-КГ14-4613, от 11.11.2014 № 309-КГ14-2149, от 30.06.2014 № ВАС-5692/14, от 31.03.2014 № ВАС-3879/14 (несмотря на то, что указанные разъяснения ведомств и судебные решения относятся к периоду действия Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», полагаем, содержащиеся в них выводы актуальны и в настоящее время, поскольку действующие нормы НК РФ предусматривают аналогичное регулирование обложения страховыми взносами).

Тождественная аргументация и следующий из нее вывод полностью применимы и к взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см.: ст.ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2015 № Ф06-18965/2013 по делу № А12-23499/2014).

Но, обратим внимание, суммы страховых взносов на сохраняемый работнику средний заработок компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета (пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)).

НДФЛ

Выплачиваемый организацией работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается НДФЛ в общем порядке (согласно п. 29 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов; но средний заработок за время прохождения военных сборов в числе необлагаемых доходов не назван). Эта позиция подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.

Таким образом, в рассматриваемом случае у организации возникают соответствующие обязанности налогового агента по НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль организаций относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Поскольку военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, организация вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумму начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов.

Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в отношении начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов) подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1, пп. 45 п.1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы). Это подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170.

НДС

В рассматриваемом случае не происходит реализации товаров (работ, услуг), никакие имущественные права не передаются, в связи с чем определенный в ст. 146 НК РФ по НДС не возникает. Денежные средства, перечисляемые организации, являются компенсацией расходов на выплату среднего заработка работнику (но не оплатой товаров, работ, услуг, имущественных прав), поэтому НДС не облагаются.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь –

Заместителя генерального директора призывают на 10-дневные сборы в военкомат. Как оформить его отсутствие?

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" () граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной служб е, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы , а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе , призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка .

Основанием для направления работников на соответствующие сборы и оформления приказа будет письмо военного комиссариата (может быть повестка). С приказом необходимо ознакомить работников под роспись.

Таким образом, за сотрудником сохраняется средняя заработная плата на время прохождения сборов по направлению военного комиссариата.

Следовательно, находясь на сборах военкомата, работник исполнял свою государственную обязанность.

В данном случае работнику за время исполнения государственной обязанности выплачивается средний заработок (за указанное в повестке время). Расходы организации, в свою очередь должен возместить военкомат .

Повестка на сборы

Кому вручают повестку о призыве на военные сборы

Повестку могут вручить сотруднику по месту его проживания либо отправить по месту работы. В первом случае сотрудник должен самостоятельно уведомить руководителя организации о призыве на военные сборы и передать ему , которое является отрезной частью повестки. Во втором случае - когда повестка приходит по месту работы, наоборот, организация обязана сообщить сотруднику о том, что его призывают на военные сборы. В такой ситуации работодатель оставляет извещение у себя, а саму повестку вручает сотруднику ().

Внимание: работодатель должен содействовать своевременной явке сотрудника в военкомат и не препятствовать этому. В противном случае военные комиссары могут привлечь руководителя организации или сотрудника, ответственного за воинский учет, к административной ответственности (). Штраф за данное правонарушение составляет от 500 до 1000 руб. ().

Документальное оформление

Какие документы нужно оформить при призыве сотрудника на военные сборы с отрывом от производства

На основании извещения руководитель организации издает приказ об освобождении сотрудника от работы на время прохождения военных сборов (). Типовая форма приказа законодательством не предусмотрена, поэтому его можно оформить в . Даты освобождения сотрудника от работы в приказе должны соответствовать датам начала и окончания военных сборов, указанным в извещении.

После оформления приказа ознакомьте с ним сотрудника под подпись, а извещение сотрудника.

Гарантии призванному на сборы

Какие гарантии установлены для сотрудника, который призван на военные сборы

). На время прохождения военных сборов сотрудника освобождают от работы. На это время за ним сохраняют постоянное место работы, должность и ( ,

Расходы на выплату среднего заработка за время прохождения военных сборов возмещают военные комиссариаты по местонахождению работодателя. Для этого необходимо направить в военный комиссариат заявление с указанием фактических расходов и банковских реквизитов для перечисления компенсации. Заявление составьте в на официальном бланке организации, заверьте его подписью руководителя (его заместителя) и печатью. К заявлению приложите заверенные копии подтверждающих документов (извещения о призыве сотрудника на военные сборы, справки из военкомата о прохождении сотрудником сборов, приказа об освобождении сотрудника от работы для прохождения сборов, расчетно-платежной ведомости и т. п.). Такой порядок установлен в , утвержденных ().

Время нахождения сотрудника на военных сборах включайте в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (). Чтобы определить, сколько дней фактически сотрудник находился на военных сборах, потребуйте у него . Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период прохождения военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок. Работодатель определяет время отдыха сотрудника с учетом его пожеланий ().

В коммерческих организациях

Период нахождения сотрудника на военных сборах отразите в табеле учета рабочего времени (форма или ) ( указаний, утвержденных ). Для этого предусмотрено следующее обозначение: буквенный код «Г» - «исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству», ему соответствует цифровой код «23». Условные обозначения указаны в .

Если коммерческая организация применяет табеля, то укажите буквенный и цифровой код, который принят и соответствует исполнению государственных или общественных обязанностей согласно законодательству.

Почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы, несмотря на работу. Обычно такие мероприятия проводят летом, а указ об их проведении Президент подписывает в начале года. Владимир Путин уже подписал такой указ на 2019 год: 19 марта он был официально опубликован на государственном портале правовой информации и с этого же дня вступил в силу. Итак, вскоре сотрудники многих компаний отправятся на военные сборы. Как оформить на работе такое длительное отсутствие специалиста, разберемся в этом материале.

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 .

Важные факты о сборах, на которые могут призвать граждан, находящихся в запасе:

  1. Такие учения могут проходить не чаще, чем 1 раз в 3 года для каждого военнообязанного.
  2. Общая их продолжительность не может превышать 12 месяцев за весь период нахождения в запасе.
  3. Военнослужащие, находящиеся в запасе, в 2019 году в соответсвии с указом президента призываются на сборы на срок до 2 месяцев.
  4. Предельный возраст военнообязанного, которого могут призвать на сборы, — 50 лет (это ограничение для рядовых и сержантов запаса, для офицеров ценз может быть иным).

Работодатель воспрепятствовать призыву не может, ведь участие в этом мероприятии — государственная обязанность гражданина. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы. В результате возникают резонные вопросы: как оформить освобождение сотрудника от трудовых обязанностей, нужен ли приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Давайте рассмотрим, как это сделать правильно, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру и кадровику.

Освобождение от работы и военные сборы — оформление приказа на работе

Освобождение от работы предусмотрено в статье 170 Трудового кодекса РФ . Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Извещение работодателю — это составная часть повестки, она остается у работодателя.

Этот документ:

  • принесет сам сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку сотруднику, оставив у себя извещение. Причем обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки по месту работы, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.

В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы).

На основании полученного извещения о призыве на военные сборы издается приказ на работе об освобождении сотрудника от труда на это время. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении на работе обязанностей этого специалиста на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника).

Оплата военных сборов работнику в 2019 году производится исходя из его среднего заработка, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России.

Итак, работника призвали на военные сборы; как оформить приказ, покажет этот пример (форма приблизительная):

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено в статье 124 Трудового кодекса РФ . Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность).

Учет отсутствия на работе

Отсутствие сотрудника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени:

  • (или) буквенным кодом «Г»;
  • (или) цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно.

Оплата военных сборов работнику 2019

За период военных сборов сотруднику выплачивается компенсация в размере среднего заработка, на основании статьи 6 Закона N 53-ФЗ. Количество дней, проведенных на военном мероприятии, определяется по справке о прохождении военных сборов. Ее работнику должен выдать военкомат. Эту справку сотрудник должен представить по месту работы. Порядок определения компенсации определен в пункте 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Расчет среднего заработка производится по правилам, установленным ТК РФ, поскольку специального порядка его исчисления для рассматриваемого случая не предусмотрено.

Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.

К сожалению, в Правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны приблизительно в месячный срок с момента предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. Тем не менее, выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ , и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ , Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование (гл. 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; Письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19);
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются в соответствии со статьей 264 НК РФ , как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок отражения в учете самих выплат работникам за время участия в воинских мероприятиях зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны 2 варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем что данные выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная компенсация не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку своего работника по вызову военного комиссариата, то к нему будут применены санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

В свою очередь, для самого работника неявка в военкомат без уважительной причины в силу статьи 21.5 КоАП РФ повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уклонение от воинских обязанностей является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 339 УК РФ .

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 Закона N 53-ФЗ. Это, к примеру, может быть болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю лучше обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем, как для себя, так и для работника.

Присутствие на военных сборах — обязанность гражданина. На этот период за ним сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок (стипендия) (ст. 170 ТК РФ ). Поэтому кадровики должны заранее знать, кого из сотрудников, возможно, придется отпустить и на сколько.

По Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем речь идет о тех, кто окончил военную кафедру, и о тех, кто проходил реальную службу. Существуют и возрастные ограничения — младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Так что в комиссариат могут вызвать любого сотрудника мужского пола. Что касается длительности отсутствия на работе, то военные сборы продолжаются не более 2 месяцев. Максимальная продолжительность подготовки за весь период нахождения в запасе — 12 месяцев.

Военные сборы: как оформить на работе

После издания президентом указа о проведении военных сборов комиссариаты определяют, когда именно будут проходить учения и кто в них участвует. Составляются повестки, в которых указывают дату начала и окончания сборов, а также причину, по которой надо явиться.

Уведомления гражданам могут вручать лично либо через работодателя. В первом случае работник приносит повестку и извещение в отдел кадров, а во втором — сам работодатель обязан проинформировать сотрудника о необходимости пойти в комиссариат. Извещение при этом остается в организации.

По словам заместителя генерального директора компании «Кадис Плюс» Елены Ноздрюхиной, именно этот документ является основой для дальнейших действий кадровика.

— Если кто-то из ваших сотрудников принес в организацию извещение о призыве на военные сборы, то порядок действий работодателя таков:

  1. Издаем приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы (в соответствии со ст. 170 ТК РФ) и выплате ему среднего заработка за этот период (на основании п. 2 ст. 6 закона № 53-ФЗ).
  2. В фиксируем период сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ, т. е. проставляем буквенный код «Г» или цифровой код «23» (или выбираем в программе нужную строку).

Обращаю внимание, что оплата военных сборов работнику (2019) в связи с его пребыванием на военных сборах компенсируются из бюджета РФ. Для этого нужно подготовить и отправить в военкомат следующие документы:

  • письмо на бланке организации, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления средств;
  • справку, подтверждающую выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • копии извещения о призыве работника на военные сборы и справки из военкомата о прохождении сборов.

Военные сборы: оформление приказа на работе

Если объявляют призыв на военные сборы, приказ на работе нужно подготовить сразу же после получения повестки из комиссариата. В нем надо обязательно уточнить, кто и в течение какого срока будет отсутствовать, кто будет его замещать, если это необходимо. Основанием для приказа служит извещение или повестка.

Образец приказа в формате.docx

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на военных сборах. Работодателя могут наказать за то, что он не оповестил сотрудника о необходимости появиться в комиссариате. Штраф по в этом случае составляет от 500 до 1000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника могут оштрафовать по на 100-500 рублей.

Не явиться можно только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, поэтому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.

В процессе осуществления деятельности организации работодатель может столкнуться с тем, что военнообязанного работника призывают на военные сборы. На практике такая ситуация возникает не так уж часто, но коснуться она может каждого. Поэтому работодатель должен знать, что делать в этом случае, обязан ли он отпускать работника, должен ли он сохранить за ним рабочее место и оплатить время отсутствия, какие документы при этом оформить и т. д. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Военные сборы как одна из составляющих воинской обязанности

Правовое регулирование в области воинской обязанности осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), согласно п. 1 ст. 1 которого воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе;

— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В целях подготовки граждан, пребывающих в запасе, к военной службе они могут призываться на военные сборы. Порядок призыва, порядок определения начала и окончания сборов, организации их проведения, порядок и размеры материального обеспечения граждан, права и обязанности граждан и должностных лиц организаций, связанных с проведением сборов, определяются Законом N 53-ФЗ и Положением о порядке проведения военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее — Положение).

Кроме этого, Президент РФ ежегодно издает указы о призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы. Так, о призыве на военные сборы в 2012 году издан Указ от 08.02.2012 N 147.

Из числа каких граждан создается запас Вооруженных Сил, говорится в ст. 52 Закона N 53-ФЗ. Он состоит из:

— уволенных с военной службы;

— успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;

— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедших альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющих военно-учетную специальность (ст. 52 Закона N 53-ФЗ).

Граждане, пребывающие в запасе, делятся на три разряда, по которым в зависимости от воинского звания устанавливается предельный возраст пребывания в запасе. Например, женщины, пребывающие в запасе, имеющие воинские звания офицеров, пребывают в запасе до достижения возраста 50 лет, а имеющие другие звания — до 45 лет (ст. 53 Закона N 53-ФЗ).

Согласно ст. 54 Закона N 53-ФЗ военные сборы делятся на:

— учебные сборы — приписного состава, по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;

— проверочные сборы — сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Однако не все граждане, находящиеся в запасе, призываются на сборы. Статьей 55 Закона N 53-ФЗ установлен достаточно большой перечень освобожденных от военных сборов, среди которых женщины, сотрудники ОВД, педагогические работники, граждане, имеющие трех и более детей, и др.

Порядок призыва и прохождения сборов

До того, как рассмотреть порядок призыва, отметим: ТК РФ установил, что работодатель обязан освобождать своего сотрудника от работы с сохранением за ним места работы в случаях привлечения его к исполнению государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ). Одной из государственных обязанностей как раз является призыв работника на военные сборы.

Итак, призыв граждан на сборы осуществляют военные комиссариаты. Они же прежде, чем призвать работника на учебные сборы, проводят отбор граждан (на проверочные сборы такой отбор не производится). В период отбора граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Организация медицинского освидетельствования входит в обязанности военных комиссариатов.

Обратите внимание! В силу ст. 5 Закона N 53-ФЗ мероприятия по медицинскому освидетельствованию при призыве гражданина к военной службе также относятся к государственным обязанностям, поэтому работодатель обязан соблюдать положения ст. 170 ТК РФ — освободить работника на время медицинского освидетельствования, а также других мероприятий, связанных с призывом на военные сборы.

Решение военного комиссариата о призыве гражданина оформляется приказом, после чего призывнику не позднее чем за десять дней до начала военных сборов вручается повестка по форме согласно приложению 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей: расписка о получении, собственно повестка и извещение руководителю организации. В извещении должны быть указаны дата и время, с которой и на которое работник призывается на военную службу, или дата и время нахождения его в военном комиссариате.

Обращаем внимание, что повестка может быть направлена как непосредственно работнику, так и на адрес организации. В последнем случае руководитель (или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо (работник) организации) обязан не только оповестить работника о вызове (повестке) военного комиссариата, но и обеспечить ему возможность своевременной явки по повестке (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ). В противном случае руководитель (ответственное лицо) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ. Оповещение работника лучше осуществить путем вручения ему повестки под расписку.

Доставку граждан к месту военных сборов и обратно обеспечивает военный комиссариат.

Согласно п. 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых данным законом предусмотрена военная служба. Продолжительность сборов не может превышать два месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. При этом пребывающие в запасе призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов (п. 3, 4 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).

Примечание. Если работник призывается для прохождения военных сборов в период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, такой отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.

Какие дни считать началом и окончанием сборов, определено п. 5 Положения. Так, если гражданин доставляется к месту проведения сборов в день его отправки из военного комиссариата (пункт сбора), началом военных сборов считается день зачисления в списки личного состава воинской части, а если доставка к месту военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем отправки из пункта сбора, — день убытия гражданина к месту проведения сборов, указанный в его командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом.

Что касается окончания военных сборов, для гражданина, доставка которого в военный комиссариат осуществляется в день его отправки с места проведения сбора, это день исключения из списков личного состава воинской части, а для гражданина, прибытие которого в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем его отправки с места проведения сбора, — день прибытия в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении, выданном этим комиссариатом.

В соответствии с п. 26 Положения гражданину, проходившему военные сборы (медицинское освидетельствование), не позднее даты его убытия из военного комиссариата по окончании сборов выдается справка о прохождении военных сборов по форме, приведенной в приложении 2 к Положению, которая должна быть представлена по месту работы.

Гарантии и компенсации призывнику

В связи с выполнением гражданином государственной обязанности ему предоставляются следующие гарантии и компенсации:

1. Сохранение на время военных сборов (медицинского обследования и других связанных со сборами мероприятий) места работы (должности).

2. Выплаты, осуществляемые организацией по месту работы призывника, к которым относится средний его заработок, возмещение расходов на проезд к месту сборов и наем жилья, а также командировочных расходов (суточных) (п. 25, 26 Положения, ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Пунктом 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением его положений, является расходным обязательством государства и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила). Так, в силу пп. 5 п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом последних к месту прохождения сборов и обратно, с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, в случае:

— прохождения медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы;

— прохождения военных сборов;

— вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы и их прохождением.

Примечание. Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Основание для осуществления выплаты компенсации военным комиссариатом — заявление организации, выполненное на ее официальном бланке. В этом документе указываются:

— ФИО работника;

— период прохождения военных сборов;

— сведения о размере фактических расходов (сумма), в том числе среднего заработка с учетом налоговых вычетов;

Обратите внимание! Если какие-либо из расходов, по которым организацией может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются (Письмо Минфина РФ от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11).

— реквизиты организации, в том числе банковские реквизиты для перечисления компенсации (п. 5 Правил).

Заявление скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации. Для подтверждения указанных в заявлении расходов к нему прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов (извещения военного комиссариата о призыве работника на военные сборы, приказа об освобождении работника от работы, выписки из табеля рабочего времени, справки о прохождении работником военных сборов).

К сожалению, Правилами не установлен срок возмещения военкоматами понесенных организацией расходов. Ранее он составлял один месяц.

Кроме того, что работодатель гарантирует сохранение места работы и среднего заработка работнику, на период военных сборов ему еще осуществляют выплаты соответствующие воинские части (федеральные бюджетные учреждения) федеральных органов исполнительной власти по месту прохождения сборов. Согласно п. 25, 26 Положения и п. 2, 3 ст. 6 Закона N 53-ФЗ это выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию, а также выплаты за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями коэффициентов (в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки в размерах, установленных для граждан, проживающих и работающих в данных областях.

Также во время прохождения сборов призывники обеспечиваются продовольствием и имуществом (пп. «а» и «б» п. 24 Положения).

Оформляем документы

А теперь рассмотрим, какие документы работодатель должен оформить, если его работника призвали на военные сборы. Чтобы освободить его от работы, руководитель издает в произвольной форме приказ. Основанием для этого является извещение военного комиссариата. В приказе сообщается, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ освобождается от работы для исполнения государственных обязанностей (с указанием срока) с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка. Как обычно, работника нужно ознакомить с приказом под роспись. Кроме этого, если на время отсутствия данного работника требуется его замена, в зависимости от того, каким способом она будет произведена, также следует оформить соответствующие документы. Замена может осуществляться с привлечением как другого работника организации, так и стороннего специалиста.

Работник организации может быть привлечен для замещения отсутствующего сотрудника путем совмещения профессий (должностей) в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В данном случае с согласия работника следует оформить с ним соглашение, указав в нем срок выполнения дополнительной работы, ее содержания, размер доплаты за совмещение. Можно оформить и внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ) — тогда с работником заключается новый трудовой договор о работе по совместительству. Напомним, что если совмещение профессий (должностей) осуществляется в основное рабочее время работника, то работа по совместительству осуществляется в свободное от основной работы время и не может превышать четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ).

Если работодатель решил взять работника со стороны, он должен заключить с ним срочный трудовой договор «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы» (ст. 57, 59 ТК РФ). На основании такого договора издается приказ о приеме на работу.

Отсутствие работника необходимо отражать буквенным кодом «Г» (выполнение государственных обязанностей) в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, применяемом государственными (муниципальными) учреждениями, по форме 0504421, утвержденной Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н, или по форме 0301008 (Т-13).

Что касается личной карточки работника, требований о внесении в нее сведений о прохождении военных сборов нет. Но предусмотрено внесение во второй раздел сведений о воинском учете на основании военного билета или удостоверения.

И наконец, одним из наиболее важных документов, которые должны быть в организации, является справка о прохождении военных сборов, которая предоставляется работником по возращении со сборов. Поскольку данный документ нужен для возмещения затрат работодателя за период отсутствия работника, важно правильное заполнение. Приведем образец справки, утвержденный Положением.

Угловой штамп

Военного комиссариата

о прохождении военного сбора

Выдана гражданину Солдатову Ивану Борисовичу

──────────────────────────────────────────────────

(фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________________________

── ── ────────── ──

── ──────── ── ──────────────────────────

(наименование воинской части

606020, Нижегородская область, Дзержинский район, ПГТ Игумного, д. 12а

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

и ее юридический адрес)

Военный комиссар военного комиссариата Московского района г. Н. Новгорода

────────────────────────────────────────────────────────

(наименование военного комиссариата)

полковник Соколов П. Соколов

───────────────── ─────────────── ──────────────────────────────────

(воинское звание) (подпись) (инициал имени, фамилия

военного комиссара)

Период прохождения сборов при подсчете стажа

В заключение рассмотрим, как учитывается период прохождения военных сборов в стаже.

1. Страховой стаж для назначения пенсии. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы. Период нахождения работника на военных сборах учитывается в форме «Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж» (СЗВ-СП), утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. В данном случае вид деятельности обозначается кодом «служба».

2. Стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности. Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91, в этот стаж входит период работы по трудовому договору. Поскольку на время военных сборов трудовой договор не расторгается, данный период засчитывается в стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности.

3. Стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. В силу ст. 121 ТК РФ в такой стаж включается, в частности, время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность). Таким образом, период прохождения военных сборов включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

4. Непрерывный трудовой стаж. Напомним, что непрерывный стаж в настоящее время применяется для получения работниками отдельных категорий определенных гарантий и компенсаций. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» периоды призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не только входят в трудовой стаж, но и не прерывают его.



 

Возможно, будет полезно почитать: