Цели государственной программы «Жилище». Условия и правила участия в ней

Жилищная программа в Москве – наверное, самая совершенная программа из всех российских регионов. Наибольшее финансирование и наилучшие показатели как раз приходятся на Москву. При этом Москва, со всеми ее жилищными проблемами – далеко не худший регион в России. В России есть отдельные регионы, где ситуация с жилым фондом просто катастрофичная – его износ, по некоторым данным, доходит до 100% - но финансовых возможностей, аналогичных столице, у регионов нет. К таким относится, например, Забайкалье.

Недоступное жилье

Обеспеченность жителей Москвы собственным жильем очень низкая и на фоне всей страны, и на фоне развитых стран. В среднем на одного жителя России приходится 23 кв. м, а на одного москвича в старых границах – 18,7 кв. м. Однако с 2012 года, после присоединения к Москве части Подмосковья, средний показатель на одного москвича увеличился – теперь он составляет 19,3 кв. м.

Если сравнить данные показатели обеспеченности жильем с развитыми европейскими столицами, то Москва далеко в аутсайдерах. Так, например, в европейских столицах средняя обеспеченность жильем следующая (кв. метров на человека):

  • Германия, Берлин – 33
  • Франция, Париж – 28
  • Италия, Рим – 34,5
  • Австрия, Вена – 36,5

Доступность жилья в Москве:

Регион Типовая квартира (54 кв.м) будет доступна через, лет (первичный рынок) Типовая квартира (54 кв.м) будет доступна через, лет (вторичный рынок)
г. Москва 6,23 7,90
Московская область 5,86 5,34

(по данным Аналитического агентства RWAY на ноябрь 2013 года)

Данная таблица показывает, что средний москвич может купить квартиру на первичном рынке, откладывая 100% своего дохода за 6,23 лет, а на вторичном рынке – за 7,90 лет. На приобретение жилья в Московской области потребуется немного меньше времени.

На сайте Росстата представлена информация о том, как живут москвичи. Обратимся к этой информации и рассмотрим показатели 1992, 2002 и 2011/2012 годов (то есть интервалы примерно в 10 лет). Данные за 2012 год приведены с учетом присоединения части Московской области к Москве.

Жилищные условия населения г. Москвы (на конец года)

1) До 1999 г. общая площадь жилищного фонда включала в себя общую площадь только в жилых строениях, с 1999 г. - в жилых домах, специализированных домах (общежития, дома-интернаты и т.д.), жилые помещения, пригодные для проживания, в других строениях.
2) До 1999 г. число квартир включало в себя квартиры только в жилых строениях, с 1999 г. - в жилых и других строениях (без общежитий и домов-интернатов).
3) За 2003-2009 годы показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 год и 2011 год – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Показатели развития жилищного фонда г. Москвы (на конец года)

1) Значения показателей на конец 2003-2011 гг. рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учетом итогов Всероссийской Переписи Населения 2010.

Как мы видим из таблиц, обеспеченность жильем одного жителя Москвы за 20 лет изменилась совершенно незначительно, и она остается ниже среднего показателя по России.

Кто может рассчитывать на поддержку

Не испытывайте ложных надежд на программу «Жилище»

Нежелание властей Москвы строить массовое и дешевое жилье – не основная проблема. Москвичи, которые не имеют возможности купить квартиру самостоятельно, естественно, рассчитывают на помощь властей. Если не дадут бесплатное жилье, то хотя бы помогут его приобрести по привлекательной цене. Но, к сожалению, для большинства москвичей это лишь иллюзия.

В последние годы прослеживается тенденция, которая все преимущества программы «Жилище» делает абсолютно недоступными для москвичей. Как вы знаете, для участия в программе «Жилище» нужно стоять на очереди (на жилищном учете). Но вот остаться в этой очереди москвичам со временем все сложнее и сложнее. Очередников снимают с учета по любым причинам, реальным и выдуманным, но главная задача – снизить число нуждающихся – успешно достигается.

Вот отличный пример по России. В 2009 году Министерство регионального развития Российской Федерации провело инвентаризацию числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Было выявлено 20 135 семей граждан, уволенных с военной …, вставших до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся …. Уже в 2011 году, в результате новой инвентаризации (а не в результате выдачи квартир) количество граждан этой же самой категории было уточнено и составило 11 084 семьи. То есть с очереди за 2 года сняли 45% граждан! Об этом написано в отчете по программе «Жилище» ().

Но вернемся к Москве. В 2012 году 15% москвичей, стоящих на очереди, были сняты с учета, так как они были признаны не нуждающимися. В прошлом году, в 2013 году, с очереди сняли уже 33% от общего числа. Если каждый год убирать из списка очередников по одной трети, но через несколько лет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Москве почти не останется. Хороший способ заявить о том, что власти решили пресловутый жилищный вопрос в Москве, не так ли?

Законодательство

  • Государственная программа города Москвы на 2012-2018 годы «Жилище» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 454-ПП)
  • Постановление Правительства от 05.08.2008 г. № 708-ПП «О Концепции формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма»;
  • Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
  • Постановление Правительства Москвы от 27.11.07 №1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения».
  • Приказ Минрегиона РФ № 554 «О стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений, в рамках реализации федерального закона от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Программа разрабатывалась с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса со столичными, административными и финансовыми функциями, в котором должны быть созданы комфортные условия для проживания.

Все еще остаются актуальными проблемы доступности жилья для жителей города; отсутствие развитого рынка найма жилых помещений; старение жилого фонда; низкий уровень комфорта жилой застройки. Все это в совокупности требует концептуально новых подходов решения проблем в сфере жилищного строительства.

Москва в «старых» границах занимает площадь более 108,1 тыс. га, на которой доля территорий жилых зон составляет 23%. Объем строительства жилья в столице с 2000 по 2011 год составил порядка 44 млн кв. м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет городского бюджета. В 2012 году московские строители ввели в эксплуатацию 3,05 млн кв. м жилых домов, превысив показатели 2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн «квадратов». В последующие годы темпы роста увеличивались: в 2013 было введено 3,15 млн кв. м жилья, в 2014 - 3,33 млн, в 2015 - 3,92 млн, в 2016 - 3,36 млн, в 2017 - 3,42 млн, в 2018 - 3,45 млн «квадратов». Согласно прогнозу, 2019 и 2020 ежегодно будет сдаваться более 3 млн кв. м жилья.

На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных и жилых домов, подлежащих реновации, в рамках городских жилищных программ, а также на создании условий для строительства жилья за счет средств инвесторов.

На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т. ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты).

Цели программы:

  • Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.
  • Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
  • Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.

Задачи:

  • 1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.
  • 2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы:
    . предоставление жилых помещений в многоквартирных и малоэтажных домах, построенных
    (приобретенных) за счет средств бюджета города Москвы;
    . оказание финансовой поддержки в жилищной сфере (предоставление социальных и иных выплат
    установленным законодательством категориям граждан);
    . развитие системы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей
    и многодетных семей для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.
  • 3. Проведение капитального ремонта и модернизации существующего жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками.
  • 4. Совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве:
    . осуществление комплекса мер по обеспечению безопасной эксплуатации недвижимости, в том
    числе находящейся в собственности города;
    . дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение
    количества застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества собственников
    помещений в многоквартирных домах от рисков гибели, утраты и
    повреждения;
    . развитие системы найма жилых помещений из жилищного фонда города Москвы и жилищного
    фонда, находящегося в собственности физических и юридических лиц, нацеленной на
    удовлетворение потребности в жилых помещениях различных категорий жителей города
    Москвы с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности.
  • 5. Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства:
    . осуществление комплекса мер по обеспечению надлежащей эксплуатации дворовых территорий;
    . благоустройство территорий жилой застройки;
    . обеспечение надлежащего содержания принадлежащих городу объектов недвижимости.

В рамках Государственной программы в три этапа реализуются 5 подпрограмм. В комплексе они обеспечивают достижение поставленных целей и решение программных задач.

Первый этап: 01.01.2012 - 31.12.2012

В рамках первого этапа была начата реализация мероприятий, направленных на достижение целей и задач Государственной программы.

Уровень развития жилищного фонда города Москвы с 2010 года составил 3%.

Второй этап: 01.01.2013 - 31.12.2013

В рамках второго этапа осуществлялась реализация Государственной программы по результатам 2012 года и формирование массива данных для ее последующей корректировки.

Уровень развития жилищного фонда города Москвы с 2010 года составил 4,3%.

Третий этап: 01.01.2014 - 31.12.2020

В рамках третьего этапа осуществляется реализация мероприятий Государственной программы, направленных на создание системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств, повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.

По итогам третьего этапа уровень развития жилищного фонда в городе Москве с 2010 года составит 14,8%.

Подпрограмма 1 «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»

Подпрограмма подразумевает жилищное строительство за счет всех источников финансирования, завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов, реновацию существующей застройки, формирование комплексной жилой среды, защиту прав граждан в области долевого строительства .

Подпрограмма 2 «Выполнение государственных обязательств»

Подпрограмма охватывает мероприятия по выполнению обязательств Правительства Москвы перед различными категориями граждан, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

В подпрограмме предусмотрено совершенствование механизмов постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и учета предоставления жилья очередникам; введение электронных способов работы с гражданами и организациями координация в рамках подпрограммы различных способов улучшения жилищных условий для молодых семей, многодетных семей, детей-сирот и других категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, с различным уровнем имущественной и финансовой обеспеченности.

Подпрограмма 3 «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда»

Целью подпрограммы является повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда.

Подпрограмма подразумевает оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и обновлению лифтового оборудования.

Подпрограмма 4 «Управление жилищным фондом в городе Москве»

Подпрограмма направлена на совершенствование системы управления жилищным фондом, формирование единого информационного пространства в сфере учета жилищного фонда, развитие и легализацию рынка найма и аренды жилья в городе Москве, развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере.

Подпрограмма 5 «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства»

Подпрограмма направлена на повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве. Она подразумевает обеспечение безопасной эксплуатации недвижимости и оборудования в собственности города Москвы, повышение информированности населения по вопросам прав и обязанностей в сфере управления многоквартирными домами.

Контроль за выполнением программы возложен на заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина . Программа была утверждена в 2011 г. постановлением московского правительства.

Постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. (№ 237-ПП) в программу внесены изменения.

Первая по актуальности проблема для новоиспеченной семьи - отсутствие своего жилья. В некоторых случаях материальная база молодоженов позволяет обзавестись в скором времени собственным жильем. Часто жилье молодая семья получает от родителей. Но большинству приходится ютиться в съемных квартирах, пока не появляется возможность приобрести что-то свое. Поэтому государством реализуется специальная целевая Федеральная программа «Жилище», в рамках которой функционирует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Работа программы началась еще в 2011 году. В настоящее время она пролонгирована до 2020 года.

Законодательная база программы едина для всех регионов страны, реализация ее незначительно отличается в разных субъектах РФ. С 2016 года новым Постановлением Правительства России от 26.05.2016 г. возвращается право молодой семье пользоваться для погашения взятого ранее ипотечного кредита специальной социальной выплатой. До 2016 года это запрещалось.

Цели программы по субсидированию молодежи

Молодая семья может получить в рамках программы специальные субсидии. Субсидии носят целевой характер и могут быть реализованы в таких случаях:

  1. Для покупки дома или квартиры на первичном жилищном рынке либо вторичном. Приобретение недвижимости вторичного рынка реализовано не во всех субъектах РФ.
  2. Для оплаты заключенного договора подряда по строительству жилого помещения.
  3. Для оплаты первого взноса при предоставлении семье ипотечного кредита.
  4. Для погашения остатка долга по уже действующему договору ипотечного кредитования или для уплаты первого взноса по договору ЖСК.

Недвижимость, под которую молодая семья сможет получить субсидии, должна быть пригодна для ее постоянного проживания, а также находиться в регионе, где выдавалась субсидия. Общая площадь покупаемого жилья или строящегося не должна быть меньше специальных норм в расчете на каждого члена семьи.

Условия получения субсидии на жилище молодой семье

Государством реализуется программа поддержки молодой семьи, если соблюдается ряд условий:

  1. Оба супруга являются гражданами РФ.
  2. Семья официально зарегистрирована нуждающейся в улучшении условий ее проживания.
  3. Оба супруга на момент утверждения списка на помощь не достигли возраста 35 лет.
  4. В семье есть дети, и хоть один родитель является гражданином РФ. Некоторые регионы считают обязательным условием наличие ребенка в семье.
  5. Совокупный доход семьи позволяет заключить договор ипотеки в банке. Либо семья располагает средствами, которых в сумме с субсидией хватит для покупки жилья.

Правом субсидирования на приобретение живой недвижимости от государства воспользоваться можно лишь единожды.

Как определяется размер субсидии для жилья молодой семье

Размер субсидии определяется на момент окончательного утверждения списка семей, которым она будет предоставлена. Согласно программе, семьи без детей получат 30% от расчетной стоимости приобретаемой недвижимости. А семьи с детьми - 35%. Если целью использования субсидии является погашение остатка взноса за пай в ЖСК или внесение остатка долга банку по ипотечному кредиту, то ее размер ограничивается такими суммами.

Рассчитывается субсидирование исходя из нормы по общей площади на семью и нормативной стоимости 1 метра квадр. жилья в данном населенном пункте. При определении норматива учитывается средняя региональная рыночная стоимость жилья. Эту цифру утверждает ежеквартально Минстрой России с обязательной публикацией на официальном сайте. Норматив стоимости не может превышать этот показатель.

По стандартам норма общей площади для семьи, не успевшей еще обзавестись детьми, составляет 42 метра квадр. Если в семье три человека или больше, то в расчете на одного члена семьи приходится норма 18 метров квадр. Общая сумма субсидии для семьи без детей (2 человека) не превысит 600 тысяч рублей. Семья из трех человек может максимально рассчитывать на 800 тысяч рублей. Если же в семье более 4-х человек, то максимальная субсидия составит 1 миллион рублей.

Многодетные молодые семьи могут рассчитывать дополнительно к программе на специфические льготы. В каждом регионе они различны. В некоторых случаях многодетная семья получает помощь от государства на 100% покрытие расходов на приобретение жилой недвижимости.

Как оформить субсидию?

Если молодая семья соответствует описанным выше условиям, то ей можно рассчитывать на государственную поддержку при покупке жилья.

Для начала необходимо проконсультироваться в местном департаменте по вопросам жилищной политики, либо в комитете по делам молодежи. Там можно уточнить список документов для оформления заявки на помощь.

После подачи заявки муниципальные органы включат указанную в ней семью в список на получение субсидии, который будет формироваться на следующий год. Заявки включаются в список в порядке очередности. Право попасть в список без очереди имеют семьи, где есть трое и более детей.

На основании составленных списков и информации от субъекта РФ о размерах финансирования формируются финальные списки. Если возраст хоть одного члена семьи на момент утверждения списков превысил 35 лет, то семья из списка исключается.

В течение 5-15 дней после окончательного утверждения списков на субсидирование муниципальные органы должны уведомить семьи о том, что они включены в программу на получение помощи на следующий год, и выдать им специальные свидетельства, являющиеся основанием для получения субсидий. Этот документ семья сдает в банк в течение месяца, чтобы открыть счет на получение целевых средств по программе.

Местные программы решения жилищного вопроса молодых семей

В субъектах РФ существуют и местные программы, которые нацелены на помощь молодым семьям в покупке жилья. Чтобы воспользоваться региональными социальными программами, нужно собрать пакет документов и подать в муниципальные местные органы.

Заявитель предоставляет такие документы:

  • заявление по утвержденной форме;
  • копии документов на каждого члена семьи - паспорт, свидетельство о браке, о рождении детей;
  • документ, который подтверждает необходимость приобретения жилья;
  • документ с подтверждением совокупного дохода семьи либо выписку из банка о наличии у семьи средств для покупки жилья в случае получения субсидии.

Если молодая семья уже приобрела жилье посредством получения ипотечного кредита, либо построила его, то можно получить компенсацию понесенных расходов. Для этого потребуется предоставить в муниципальные органы такие документы:

  • копия свидетельства в подтверждение государственной регистрации либо договор строительного подряда, который является доказательством понесенных расходов на строительство недвижимости;
  • справка из банка с информацией о сумме долга по ипотечному кредиту.

Муниципальные органы проверяют предоставленные документы, после чего в течение 10 дней включают семью в программу получения помощи. Если в получении субсидии отказано, то в пятидневный срок об этом обязаны уведомить заявителя и указать причину отказа.

Почему могут отказать в получении субсидии

Не всегда муниципальные органы принимают положительное решение об оказании помощи молодежи в приобретении жилья. Иногда можно столкнуться с отказом. На это есть ряд причин:

  1. Не соответствует возраст или гражданство требованиям программы.
  2. Пакет документов не полный.
  3. Заявление о субсидии подается повторно.

Основная проблема, с которой сталкиваются новоиспеченные молодые семьи - огромная очередь. Включения в программу можно так и не дождаться, достигнув граничных 35 лет. Также во многих регионах субсидия не распространяется на покупку нового готового жилья первичного рынка или вторичного. Также не попадают под действие программы семьи с низким уровнем дохода

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым ученым социальных выплат на приобретение жилых помещений (далее - социальные выплаты) в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - мероприятия).

2. Социальная выплата является формой государственной финансовой поддержки молодых ученых и может быть направлена на покупку жилого помещения, в том числе с привлечением средств жилищного кредита (включая ипотечный) или займа, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность молодого ученого либо по желанию молодого ученого в общую собственность молодого ученого и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. Право молодого ученого на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством - государственным жилищным сертификатом (далее - сертификат).

Сертификат не является ценной бумагой.

4. Сертификаты выпускаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Форма бланка сертификата и порядок его заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.

5. Выдача сертификатов осуществляется Федеральным агентством научных организаций в устанавливаемом им порядке молодым ученым, работающим в подведомственных ему научных организациях.

6. Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет не более 7 месяцев, в том числе:

для владельца сертификата (в целях представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации мероприятий (далее - банк) - 2 месяца;

для банка (в целях представления владельцем сертификата документов, необходимых для приобретения жилого помещения) - 7 месяцев.

Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом Федерального агентства научных организаций.

7. Молодой ученый может быть признан участником мероприятий:

а) если его возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук);

б) если он работает в научной организации научным работником и его общий стаж работы научным работником составляет не менее 5 лет;

в) если он признан научной организацией нуждающимся в получении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с порядком, определяемым Федеральным агентством научных организаций и предусматривающим открытость и гласность процедуры признания нуждаемости.

8. Право на получение социальной выплаты предоставляется молодому ученому только один раз.

9. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения на молодого ученого, равной 33 кв. метрам, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположена научная организация - место работы молодого ученого.

10. Размер социальной выплаты (Рс) определяется по формуле:

Рс = Раз x Рст,

Раз - размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты;

Рст - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

11. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и остается неизменным в течение всего срока действия сертификата.

12. Для участия в мероприятиях молодой ученый подает в научную организацию по месту работы следующие документы:

а) заявление об участии в мероприятиях, в котором указывается, что молодой ученый ознакомлен с условиями предоставления и правилами использования социальной выплаты и обязуется их выполнять;

б) копия документа, удостоверяющего личность;

в) копия документа, подтверждающего наличие ученой степени;

г) копия документа, подтверждающего стаж работы в должностях научных работников не менее 5 лет;

д) копия документа о признании молодого ученого нуждающимся в получении социальной выплаты.

13. Научная организация составляет списки молодых ученых, изъявивших желание стать участниками мероприятий, направляет их с документами, указанными в пункте 12 настоящих Правил, в Федеральное агентство научных организаций. Форма списков и сроки их представления определяются Федеральным агентством научных организаций.

14. Федеральное агентство научных организаций организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 12 настоящих Правил, после чего принимает решение о признании или об отказе в признании молодого ученого участником мероприятий и письменно уведомляет его о принятом решении. Основаниями для отказа в признании молодого ученого участником мероприятий являются:

а) несоответствие молодого ученого требованиям, указанным в пункте 7 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, указанных в пункте 12 настоящих Правил;

в) выявление в документах, указанных в пункте 12 настоящих Правил, недостоверных сведений.

15. Федеральное агентство научных организаций на основании списков, полученных от научных организаций, до 20 января соответствующего года формирует и утверждает список молодых ученых - получателей социальных выплат в текущем году в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Процедура формирования и утверждения списка молодых ученых - получателей социальных выплат должна проходить открыто и гласно.

Форма списка молодых ученых - получателей социальных выплат в текущем году устанавливается Федеральным агентством научных организаций.

Внесение изменений в список молодых ученых - получателей социальных выплат допускается только в случае отказа молодого ученого, включенного в указанный список, от получения сертификата либо выявления несоответствия молодого ученого требованиям, указанным в пункте 7 настоящих Правил.

16. Федеральное агентство научных организаций представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после утверждения списка, указанного в пункте 15 настоящих Правил, заявку на выдачу бланков сертификатов, суммарный расчетный размер социальных выплат по которым не должен превышать предел средств, предусмотренных на реализацию мероприятий федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

17. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявки на выдачу бланков сертификатов направляет соответствующее количество бланков сертификатов в Федеральное агентство научных организаций.

18. Федеральное агентство научных организаций до 20 декабря финансового года производит оформление сертификатов молодым ученым, включенным в список молодых ученых - получателей социальных выплат в текущем году, и передает сертификаты научным организациям для их вручения молодым ученым.

Федеральное агентство научных организаций ведет реестр выданных сертификатов и ежемесячно, до 20-го числа, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выписку из реестра выданных сертификатов, перечень сертификатов, подлежащих исключению из единого реестра выданных сертификатов и акт на уничтожение испорченных бланков сертификатов по формам, установленным указанным Министерством. Одновременно Федеральное агентство научных организаций при необходимости представляет заявку на дополнительную выдачу бланков сертификатов.

"Порядок" оформления и выдачи сертификатов, а также ведения реестра выданных сертификатов определяется Федеральным агентством научных организаций.

19. После завершения финансового года Федеральное агентство научных организаций ежеквартально формирует и до 20-го числа последнего месяца квартала представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень сертификатов, подлежащих исключению из единого реестра выданных сертификатов, заявку на подтверждение остатков средств социальных выплат, образованных за счет исключения сертификатов из единого реестра выданных сертификатов, и на дополнительную выдачу бланков сертификатов (при необходимости).

20. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявки, указанной в пункте 19 настоящих Правил, принимает решение о подтверждении остатков средств социальных выплат и направляет (при необходимости) бланки сертификатов в Федеральное агентство научных организаций.

21. Федеральное агентство научных организаций в 2-месячный срок со дня получения бланков сертификатов в соответствии с решением, указанным в пункте 20 настоящих Правил, производит оформление сертификатов молодым ученым, включенным в список молодых ученых - получателей социальных выплат в текущем году и передает сертификаты научным организациям для их вручения молодым ученым.

Федеральное агентство научных организаций ведет реестр выданных сертификатов и представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выписку из реестра выданных сертификатов, перечень сертификатов, подлежащих исключению из единого реестра выданных сертификатов, и акт на уничтожение испорченных бланков сертификатов.

22. При получении сертификата молодой ученый представляет в научную организацию по месту работы обязательство не расторгать по своей инициативе трудовой договор в течение 5 лет со дня получения социальной выплаты.

23. В случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого ученого в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением молодым ученым положений трудового законодательства Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций совместно с научной организацией истребует в судебном порядке от молодого ученого средства в размере предоставленной социальной выплаты в доход федерального бюджета.

24. Факт получения сертификата молодым ученым подтверждается его подписью в книге учета выданных сертификатов, которая ведется по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

25. Использование сертификатов осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила выпуска и реализации сертификатов), для граждан - участников указанной подпрограммы.

26. Социальная выплата считается предоставленной молодому ученому с момента ее перечисления в порядке, установленном пунктами 55 - 59 Правил выпуска и реализации сертификатов, в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, либо в счет платежей, предусмотренных пунктом 60 Правил выпуска и реализации сертификатов.



 

Возможно, будет полезно почитать: