Что такое суверенитет государства определение кратко. Введение

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова суверенитет

суверенитет в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

(ЭКОНОМИЧЕСКИЙ) (от франц. souverainete) суверенитет

экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

суверенитет

суверенитета, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.

Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. - Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Конституция СССР.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

суверенитет

А, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

суверенитет

м. Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть) независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

Большой юридический словарь

суверенитет

(фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.:

    С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.;

    С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства;

    С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Суверенитет

государственный (нем. Souveränität, от франц. souverainete ≈ верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «С.» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях С. имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества. Основу С. социалистического государства составляет полновластие народа.

С. реализуется прежде всего в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а следовательно, и государственного С. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан ≈ всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.). Только государственная власть способна оказывать авторитетное воздействие, а при необходимости и принуждение на все стороны жизни общества, что придаёт ей всеобъемлющий, суверенный характер. С. государственной власти внутри государства тесно связан с её независимостью вовне. С. государства делает его независимым в международных отношениях, где оно выступает как самостоятельный субъект международного права. Внешняя политика СССР исходит из суверенного равенства всех государств, независимо от их социально-политического строя, экономического развития, размеров территории, количества населения и прочих условий. Этот принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общепризнанных принципов современного международного права.

Википедия

Суверенитет

Суверените́т - независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

Суверенитет (партия)

Наименование нескольких политических партий в Чехии:

  • СУВЕРЕНИТЕТ - ПОЛИТИКА 21
  • Суверенитет - Партия здравого смысла
  • СУВЕРЕНИТЕТ - Блок Яны Бобошиковой
  • СУВЕРЕНИТЕТ - ПАРТИЯ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

Примеры употребления слова суверенитет в литературе.

Но, во-первых, вандемьерское движение выставляло своим лозунгом не реставрацию Бурбонов, а якобы борьбу против нарушения декретом Конвента самого принципа народного суверенитета , принципа свободного голосования и избрания народных представителей, а во-вторых, если солдаты были вполне надежными республиканцами и их только сбивал или мог сбить с толку ловкий лозунг вандемьерского восстания, то с генералами дело обстояло значительно хуже.

Человечество приближается к концу тысячелетия, и кризисы-близнецы авторитаризма и социалистического централизованного планирования оставили на ринге соревнования потенциально универсальных идеологий только одного участника: либеральную демократию, учение о личной свободе и суверенитете народа.

За это Россия получала право восстановить свой суверенитет на все территории, которыми она обладала на Дальнем Востоке до навязанного ей в 1905 году договора с Японией: южную часть острова Сахалин и Курильские острова, военную базу Порт-Артур в Китае и объявление Дайрена открытым портом при соблюдении преимущественных интересов СССР, а также мажоритарное участие в авуарах двух главных железных дорог Маньчжурии.

Гавана нормализовала межгосударственные отношения с большинством латиноамериканских стран, поддержала мирный процесс в Центральной Америке, вывела свои войска из Африки, где они помогали отстаивать суверенитет ангольскому и эфиопскому народам.

В связи с югославским вопросом, а главное, в связи с антимарксистской деятельностью руководства Коммунистической партии Югославии, писали мы в своем письме, мы были и являемся особо чувствительными, ибо их враждебная Советскому Союзу, народно-демократическим странам и всему движению пролетариата деятельность особо яростной была против нашей партии и суверенитета нашей Родины.

Чечня в той геополитической территориальной конфигурации не обеспечивалась тесными связями ни по морю, ни непосредственно общими границами с государствами исламского мира, местные чеченские геополитики под руководством западных коллег разработали план, согласно которому для поддержания суверенитета Чечни предусматривалось абсолютно необходимым выйти к побережью Каспия.

Во Франции генерал фон Браун всячески препятствовал браунам из СС посягать на его суверенитет единоначальника, а брауны из СС прокрадывались под видом тайной полевой полиции - армейского органа.

Но вот психоанализ, который в своей технической части, казалось бы, поместил сексуальные признания вне суверенитета семьи, обнаруживает в самой сердцевине этой сексуальности в качестве принципа ее образования и шифра ее интеллигибельности закон супружества, запутанные игры женитьб и родственных связей, равно как и инцест.

Мексика-но-кубинские отношения являются, пожалуй, прообразом тех отношений, к которым стремятся кубинцы вообще в Латинской Америке, - это отношения дружбы, солидарности, прочных экономических связей, и если понадобится, то взаимной выручки в отстаивании независимости и суверенитета .

В отношениях они то и дело вторгаются в личное пространство окружающих, без всякого смущения заходят на чужую территорию, нарушая право каждого на независимость и суверенитет .

На первом этапе этой операции предполагалось отрезать Польшу от моря утверждением германского суверенитета над Данцигом и распространением германского господства на Балтике до важного литовского порта Мемель Польское правительство оказало сильное сопротивление этому нажиму, и некоторое время Гитлер присматривался и ожидал времени года, благоприятного для открытия кампании.

Когда рухнул Советский Союз, и его бывшие республики одна за другой объявили о своей государственном суверенитете , в Молдове сразу же открыто заговорили о воссоединении с Румынией, хотя ни Бухарест, ни Кишинев не были готовы к такому шагу.

Эти конфликты не могли не скомпрометировать самым сильным образом так называемый суверенитет правительства Виши.

Завершив изложение этих принципиальных положений, я перехожу к своему основному выступлению, при этом я буду представлять доказательства в таком порядке: сначала я дам характеристику режима, установленного на аннексированных территориях, на которых был уничтожен национальный суверенитет .

Такое нераздельное единство запасов и добычи противоречит разделяемой всем миром правовой основе природопользования и национального суверенитета - признанию государственной собственности на еще не добытые полезные ископаемые в недрах.

ГЛАВА 1 СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА

Понятие суверенитета государства

Суверенитет - это верховная власть.

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которая означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие извне.

Отличают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику и др.);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;



Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не имеет права делать все, что считает необходимым, в отношении других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или полномочие со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-участники приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Виды суверенитета.

Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа.

Различают несколько видов суверенитета: народный, национальный, государственный.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающих на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутого уровня эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональной стране ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками "титульной" нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональна государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые уступили частью своих прав многонациональной государству (например, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимы является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет утянут в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитет являются взаимозависимыми в демократическом государстве.

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

Введение

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

В настоящее время мировая цивилизация столкнулась с серьезным системным кризисом, одним из проявлений которого является трансформация национально-территориальной государственности, в течение последних столетий выступавшей основной политической формой существования наций и народов. В условиях экономической, информационной и политической глобализации традиционное содержание понятия «государство» и суверенная государственность как явление все чаще ставятся под сомнение. Государство все чаще рассматривается как изживающая себя сущность, в которой современный мир более не нуждается. На место государства, в качестве более актуальной политической структуры, пытаются поставить «мировое сообщество», как некий единый субъект, исходя из интересов которого должна проводиться политика всех стран и народов. Понятие государства нередко заменяется категориями федерализма, автономии, регионализма, которые выступают как некая альтернатива угасающей территориальной государственности.

Соответственно, происходит отрицание суверенитета как необходимого и значимого качественного признака государства. В связи с глобализацией экономического, культурного и политического пространства в зарубежной науке выдвигаются альтернативы международному и государственно-правовому принципу суверенитета. В качестве более приемлемого правового инструмента организации общественной жизни предлагается принцип автономии в условиях федерализма, который рассматривается уже не как одна из форм территориально-государственного устройства, а гораздо шире - как форма полицентризма власти в различных социальных и политических системах. В целом ряде случаев государственный суверенитет заменяется народным или национальным суверенитетом или рассматривается не как самостоятельный политико-правовой феномен, а как производное от них явление.

В то же время в различных исследованиях, высказываниях некоторых государственных деятелей и политиков, в международном праве указывается на фундаментальный характер принципа суверенной государственности, что в конечном итоге предполагает верховенство государственной власти конкретных стран на своей территории и независимость соответствующих государств в отношениях с другими странами при проведении ими внутренней и внешней политики.

Вышеуказанное определяет значимость и актуальность изучения феномена суверенитета в связи с наличием проблем политико-территориального устройства современных государств и тенденциями его развития в глобализирующемся мире. Подобный подход обусловлен как общей направленностью развития суверенной государственности в мире, так и особой остротой данного вопроса для Российской Федерации, которая в последние годы «столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности»

Объектом настоящего исследования являются проблемы государственного суверенитета в свете последних изменений в законодательстве, и центральной проблемы современной юриспруденции - проблема прав человека.

Предметом курсовой работы является суверенитет государства, а также вопросы соотношения государственного суверенитета и основных прав и свобод человека.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить путем комплексного изучения основные особенности теоретического развития концепции государственного суверенитета и основные тенденции его воплощения в практику построения федеративных и межгосударственных отношений Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования:

Проследить эволюцию понятия суверенитета от его возникновения до наших дней;

Определить правовые принципы государственного суверенитета;

Рассмотреть вопрос соотношения суверенитета государства и прав человека.

Рассмотреть проблемы суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

Изучение научной литературы;

Анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.

Основная часть

Глобализация выступает фактором, разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом трансформирующим классические формы государственного устройства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета – носят достаточно объективный характер. Это ведет к всеобщей трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является реновация имперских моделей государственного устройства и возникновение нового вида имперского суверенитета. В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции в развитии политико-территориальной организации современных государств. С одной стороны – это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции федеральной власти в целом ряде федеративных государств (США, ФРГ, Индийский Союз, Россия, латиноамериканские федерации). С другой – это процессы региональной децентрализации, автономизации, федерализации и конфедерализации современных государств, которые идут параллельно с передачей суверенных прав государств на более высокий уровень – различным международным организациям и союзам, их добровольное ограничение в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав (США, Китай), международных организаций (НАТО и др.), союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй (Европейский Союз).

В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как проблема суверенитета в современном мире, а также, проблема суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, которые изложены ниже.

Суверенитет государства представляет собой особое качество государственной власти, выражающееся в ее способности быть независимой при осуществлении как внешних, так и внутренних функций государства. В современных условиях суверенитет государства в его внешнеполитическом аспекте ограничен системой международных правовых отношений, а во внутреннем плане – демократическим правом народа выступать единственным источником государственной власти. Внешние и внутренние факторы, обуславливающие суверенитет государства, имеют тенденцию к постоянному сближению и взаимодействию, определяя тем самым демократизацию всего мирового порядка.

Следует различать форму и содержание государственного суверенитета. Изучение содержания суверенитета позволяет ответить на вопрос, что представляет собой суверенное государство, а при анализе формы исследуется вопрос, каким именно органам государственной власти надлежит выступать в качестве представителей суверенного государства.

Современный суверенитет российского государства не сводится только к его полномочиям. В реальности нет, и не может быть, во всем одинаковых способов взаимодействия федерации с ее различными субъектами. Особенности развития субъектов РФ обусловлены: историческим опытом их развития в качестве субъекта Федерации, этнокультурными особенностями, географическим фактором, экономическим уровнем развития и т.д. Единство суверенитета федерации не может быть эффективно обеспечено без учета указанных особенностей субъектов федерации.

Механизм реализации суверенитета требует всестороннего анализа субъективных факторов, определяющих деформации данного суверенитета, Структуры государственной власти должны быть крайне чувствительны ко всякого рода деформациям.

Всеобщее соблюдение законов и единство законности – главное средство обеспечения единства суверенитета государства.

Глоссарий

Определение

Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты.

Интеграция

(От лат. integer - целый). Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая И. происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

Компетенция

(От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

Конвенции

(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

Конфликт

Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое.

Монополия

(От греч. monas - один и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

Научно-технический прогресс

Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Политика

Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

Ратификация

Утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

Суверенитет

от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2 Ст.22.

Bodin, Jean Book 1 // Six Books of the Commonwealth = Les six livres de la Republique / Abridged and translated by M. J. Tooley. - Oxford: Basil Blackwell Oxford, 1955.

Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета: Журнал. - 2008. - № 1. - С. 79.

Суверенитет в федеративном государстве

Конституция Республики Татарстан

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 192.

Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М.,: Юрид. лит., 1978. - С. 3-4, 18-19.

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 35-37.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты. - М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее.

Левин И.Д. Суверенитет. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 18.

Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. - Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. - С. 23-24.

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 442-443.

См.: Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6.

См.: Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

См.: Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo - De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.edinros.ru/news. html?id=111148].

См.: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. и Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. «По запросу группы депутатов государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».

Вестник МГИМО-Университета Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. - Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. - С. 23-24.

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre / Перевод под ред. В. М. Гессена и Л. В. Шалланда. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 442-443

Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6

Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo - De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та

Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.

ЧТО ТАКОЕ СУВЕРЕНИТЕТ И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН

Прежде чем ответить на вопрос статьи, важно понять, что полный государственный суверенитет в современном мире вещь жизненно необходимая, но вместе с тем редкая настолько, что мало какая страна может им похвастаться. А теперь давайте разбираться.

Государственный суверенитет – это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Уровень государственного суверенитета – есть не что иное, как показатель статуса страны. Если он есть, то страна сильная и свободная, с ней считаются, её граждане живут достойно, уверенно смотрят в будущее и создают семьи. Если он отсутствует или ограничен внешними силами, то государственная власть в своей деятельности вынуждена руководствоваться не только и не столько интересами своих граждан, но более ориентироваться на команды, поступающие извне. Почти все страны мира сегодня вынуждены вести вовсе не ту политику, что соответствует их национальным интересам. Впрочем, так было всегда – всегда были ведущие и ведомые, метрополия и сателлиты.

Нас победили, потому что мы разлюбили свою Родину. Сегодня мы победим, если вновь научимся её любить. Из этого исходит всё: вернем патриотизм, вернем и страну. Нашу с вами страну, другой Родины у нас нет. Что такое национальная политика, национальный курс? Это политика, осуществляемая в интересах граждан России, а не чужого государства. Место России в существующем однополярном мире – это место будущей «пустыни», придатка США, где территория, ресурсы, немногие оставшиеся в живых люди – всё принадлежит гегемону. Место России в мире многополярном, о создании которого неоднократно заявлял Владимир Путин, – место суверенной державы, способной обеспечить для своих граждан достойную жизнь и достойное будущее. Мы еще не полностью стоим на национальных «рельсах», но огромный шаг уже сделан. Дальнейшие шаги зависят от нас.

Вступай в НОД
С нами правда, а значит и сила!
Вместе мы победим!



 

Возможно, будет полезно почитать: