.

12 октября. Накануне Государственная дума в окончательном чтении приняла поправки, касающиеся увеличения штрафа за непропуск пешеходов и велосипедистов. Штраф за то, что водитель не уступил им дорогу на «зебре» вырастет минимально до 1 000 рублей. Если раньше за данное нарушение с водителей максимально взимали 1 500 рублей, то теперь максимальная планка повышается до 2 500 рублей.

Данные поправки в Кабмине объяснили ростом количества нарушений. За 2016 год было зафиксировано 1,8 миллиона дел по факту непропуска пешеходов.

Комментируя данную инициативу, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев объяснил причину роста нарушений. «В 90-е годы пешеходы боязливо стояли на «зебре» и ждали, пока им удастся перебежать дорогу», - отметил он. Потом повысили с символичных 100 рублей до 1,5 тыс. рублей, некоторое время это помогало, водители пропускали пешеходов. Но сейчас даже эта сумма перестала впечатлять потенциальных нарушителей – пошла «вторая волна» автохамства, сказал Андрей Исаев. Следовательно, возникла необходимость ужесточить наказание. Принятые в окончательном чтении поправки вводят диапазон от 1,5 до 2,5 тыс. рублей. Окончательная сумма штрафа будет зависеть от степени вины водителя в каждой конкретной ситуации, пояснил депутат.

«За» принятие данных поправок голосовало абсолютное большинство депутатов. Например, за неправильную парковку взимается штраф уже даже больше (3 тыс. рублей), поэтому за такое социально значимое нарушение, которое чревато потерей здоровья или даже жизни, очевидно, необходимо штрафовать серьёзнее, чем сейчас, считают депутаты.

Партия ЛДПР в голосовании участвовать отказалась, назвав данные поправки «попыткой залезть в карман к водителям». Депутат Ярослав Нилов, объясняя позицию фракции, отметил, что очередное ужесточение наказания приведёт к более беспечному поведению пешеходов, которые и так стали менее осторожны, «идут, смотря в мобильные телефоны, создавая аварийные ситуации». Нужно строить больше подземных и надземных переходов, а не повышать штрафы, считают в партии ЛДПР.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по госстроттельству и законодательству Вячеслав Лысаков (партия «Единая Россия») отметил, что «водитель защищён металлической оболочкой, а пешеход – нет». По его словам, наказание ужесточают «не для того, чтобы кто-то наживался, а для защиты пешеходов». «Если мы спасём хотя бы одну жизнь, то этот шаг будет оправдан», - считает депутат. Тем не менее, в Госдуме решили теперь повысить дисциплину пешеходов. Для тех, кто создаёт потенциально аварийные ситуации на пешеходном переходе, штраф в настоящий момент составляет 500 рублей.

А что вы думаете по поводу нового повышения штрафов?

Автомобиль - это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» - то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы - они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 - 2500 рублей.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода - это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.


Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно - на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.


Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход - полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть - «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).


Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 - 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» - это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» - в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода - это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы - достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты - нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость - например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» - в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.

Негласное противостояние пешеходов и автомобилистов длиться уже многие годы, а с постоянным увеличением транспорта на дорогах эта борьба становиться все явнее. К счастью для пешеходов, закон стоит полностью на их стороне, предоставляя преимущество на дороге в специально обозначенных местах. Сотрудники автоинспекции нередко штрафуют водителей и очень редко пешеходов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ужесточение ответственности для водителей за нарушения, связанные с пешеходами, находит свое объяснение в повышенном риске для жизни и здоровья последних.

При совершении ДТП автомобиль получает незначительные повреждения, а вот пешие участники происшествия в таких авариях существенно страдают, вплоть до летального исхода.

Определения

Нововведения в законодательстве теперь дают более широкое понятие «пешеходного перехода», который теперь может находиться не только на участке дороги обозначенной знаками и разметкой на дорожном полотне, но и на трамвайных путях, проходящих вдоль разделительной полосы.

Таким образом, водители трамваев также обязаны пропускать пешеходов, однако последние часто забывают, что автомобиль, массой в полторы тонны, тяжело резко остановить, не говоря уже о рельсовых транспортных средствах.

Законодательство

В РФ действует несколько нормативных правовых актов, касающихся правил поведения на дороге всеми субъектами, а также ответственности за их нарушения:

  • ПДД РФ, утвержденные Постановлением Совмина Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 г . с последними изменениями.;
  • Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года .

Каждый автомобилист должен хорошо знать вышеуказанные нормативные правовые акты, чтобы комфортно себя чувствовать на дороге, а также понимать, как действовать в той или иной ситуации, в том числе и с пешеходами.

Обгон на пешеходном переходе

Ранее водителям разрешалось осуществлять обгон на пешеходном переходе, если на нем не находились пешеходы. В действующей редакции ПДД РФ разрешительная норма была исключена, и теперь обгон запрещен в любом случае. Игнорирование указанного запрета грозит штрафом за пешехода.

Примечательно, что до декабря 2014 года водители, руководствуясь пунктом ПДД РФ, имели право продолжать движение на соседних полосах, если другое транспортное средство останавливалось или притормаживало перед пешеходным переходом. В настоящей редакции все водители обязаны изменить скорость движения в меньшую скорость или вовсе остановиться если это делает любой из участников движения в попутном направлении перед пешеходном переходом.

Штрафные санкции за пешехода

Сумма штрафа за пешехода за нарушения ПДД в части предоставления преимущества установлена на уровне 1,5-2 тыс. рублей, в зависимости от вины и тяжести правонарушения.

Многие инспектора и служебные автомобили уже давно «вооружены» техническими средствами видео фиксации. Такое оборудование используется для подтверждения вины нарушителя, если последний не согласен с предъявляемым обвинением и выписанном постановлении о привлечении к административной ответственности.

Нередки ситуации, когда водитель не имел физической возможности, в плотном потоке движения, визуально обнаружить приближающегося пешехода, которому не создавались помехи для пересечения проезжей части. В таких ситуациях следует постараться обжаловать выписанный штраф, и закон вполне может встать на сторону автомобилиста.

Понятие «уступить дорогу» никаким образом не формирует и не регламентирует очередность движения участников, однако выдвигает требование предоставить пешеходу преимущество, а также запрещает совершать действия, в результате которых пешеход будет вынужден изменить направление или скорость движения.

В любом случае споры с сотрудниками ГИБДД займут больше времени, чем повышенная концентрация в местах размещения пешеходных переходов. Лучше всегда пропускать пешеходов при любых обстоятельствах, и тогда проблем со штрафами не будет.

Когда необходимо пропустить

В ПДД РФ предусмотрен ряд ситуаций, когда водитель обязан пропустить пешехода, в противном случае высока вероятность быть привлеченным к административной ответственности.

На пешеходном переходе

Пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя предоставить преимущество пешеходу, вступившему на пешеходный переход. Наиболее распространенная ситуация, знакомая каждому автомобилисту. Сотрудники ГИБДД именно на это нарушение выписывают большинство постановлений о привлечении к административной ответственности.

Поворот на перекрестке

Движение к общественному транспорту

Пункт обязывает водителя уступать дорогу пешеходам, направляющимся к маршрутному транспортному средству, стоящего на остановке общественного транспорта со стороны дверей. Если высадку или посадку пассажиров осуществляет автобус немаршрутного следования, то в таких случаях закон не обязывает водителя пропускать пешеходов.

По обочине

Настоящий пункт касается водителей мопедов и гужевых повозок. Автомобилистам в принципе запрещено движение по обочине, а вот пешеходы имеют на ней полное преимущество, за нарушение которого может наступить административная ответственность.

Как правильно пропустить

Если складывается неоднозначная ситуация на дороге, которая может привести к штрафу, то автомобилисту лучше пропустить пешехода, но иногда достаточно и уступить. В чем разница в этих двух терминах знают не многие автомобилисты, да и с постоянно меняющимся законодательством большинство водителей не смогут ответить на вопрос, в какой редакции прописано сейчас понятие в ПДД РФ.

На самом деле, Правила требуют только уступить дорогу пешеходу. Под этим подразумевается предоставление возможности пешеходу пересечь дорогу без изменения направления и скорости движения в связи с приближением автомобиля. Есть исключение – слепые пешеходы. Если такой человек указал тростью о намерении пересечь дорогу, то следует немедленно остановиться, независимо от расположения автомобиля или пешехода на дороге.

Инспектора ГИБДД не упустят возможности лишний раз оштрафовать невнимательного водителя, но следует помнить, что ПДД РФ распространяются на всех участников дорожного движения, также как и ответственность. Пешеходы являются равноправными участниками движения, и они могут быть оштрафованы за нарушение Правил.

Ответственность не только на водителе

Невнимательные или спешащие переходы часто забывают о возможных последствиях пренебрежительного отношения к дорожному движению. Законы физики никто не отменял, и какой бы не был современный автомобиль, ни одна тормозная система не в состоянии мгновенно его остановить. В результате нарушений ПДД РФ пешеходами нередко происходят аварийные ситуации и ДТП с их участием. Даже учитывая тот факт, что водитель по умолчанию управляет источником повышенной опасности, существуют прецеденты, когда к ответственности привлекали пешеходов за пересечение дороги вне зебры ил в ином неположенном месте.

Штрафы для пешеходов:

  • 500 рублей – нарушение ПДД;
  • 1000 рублей – создание помех для ТС и нарушение ПДД;
  • 1500 рублей – если в результате нарушения ПДД был причинен вред малой или средней тяжести.

В любом случае, каждый участник дорожного движения должен с уважением относиться друг к другу и стараться избегать возникновения аварийных ситуаций. Никакой штраф не компенсирует и не восстановит утраченное здоровье, в результате пренебрежения правилами дорожного движения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Я раньше часто была пешеходом, и меня возмущало поведение водителей, которые не пропускают людей даже на специальном переходе. Некоторое время назад я получила водительское удостоверение и купила машину.

Через несколько дней после управления своим авто, мне стало понятно, я не имеют представления о правилах пропуска пешеходов.

Для начала стоит отметить, что пешеходы находятся в достаточно привилегированном положении по отношению к водителям автомобилей. Для последних, если они про пропустили пешехода, предусмотрен существенный штраф. Размер денежного взыскания был пересмотрен, начиная с 10.11.2017 года, и сегодня составляет уже 1,5 тыс. рублей и больше.

Порядок начисления штрафа за пешеходов размеры взысканий, указаны в ст. 12.18. КоАП РФ. Полное название статьи звучит, как непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участника дорожного движения. Согласно отдельным пунктам статьи, такое нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере 1,5 до 2,5 тыс. рублей.

Конкретный размер взыскания определяет уже сотрудник инспекции с учетом наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. К примеру, если гражданин совершил нарушение впервые, то назначается минимальный штраф, а при многократном несоблюдении законодательства к взысканию будет назначена уже более крупная сумма.

В каких ситуациях пешеход находится в привилегированном положении

Из разъяснений сотрудника ГИБДД уступить дорогу пешеходу я обязана, если он находится в преимущественном положении. Как я поняла, есть ряд обстоятельств, которые заведомо ставит пешехода в положение, когда водителю уступить дорогу придется. Речь пойдет о таких моментах:

Ситуация на дороге Действия водителя авто Особенности и нюансы
Гражданин находится на пешеходном переходе Необходимо остановить ТС, чтобы уступить дорогу пешеходу, уже переходящему дорогу или только вступившему на проезжую часть Именно данный пункт нарушается водителями достаточно часто и за него выписывается основная масса штрафов.
При повороте на перекрестке На повороте водителя обязан уступить дорогу не только пешеходам, но и велосипедистам, пересекающим ту часть дорожного полотна, куда сворачивает авто. Уступать дорогу водитель на перекресте обязан в следующих случаях:
  • нет разметки перехода;
  • водитель едет по главной дороге;
  • горит зеленый свет для авто, разрешающий поворот;
  • горит красный свет для пешехода.
  • Уступать дорогу не нужно лишь тогда, когда движение происходит прямо, и перехода нет.
При въезде или в случае выезда с прилегающих территорий Необходимо уступить дорогу пешеходам и ТС передвигающимся по ней при въезде, а при выезде, пешеходами и велосипедистам, чей путь пересекает автомобиль.
Когда пешеход слепой Водитель всегда обязан пропускать таких граждан, независимо от наличия (отсутствия) пешеходного перехода. Сигналом для водителя является знак белой трость.
По пути к общественному транспорту Требуется уступить дорогу лицам, идущим к стоящему автобусу или иному техсредству, если посадка и высадка осуществляются с проезжей части или со специальной посадочной площадки на дороге. Если пассажиры выходят из автобуса предприятия, который развозит их по домам, то уступать дорогу не требуется.
Если пешеход идет на обочине Если это не создает ограничений или помех для пешеходов, то по обочине могут передвигаться водители мопедов и гужевые повозки. Даже при имеющемся разрешении, уступать дорогу пешеходам обязательно, иначе будет назначен штраф.

Все описанные ситуации были смоделированы и разобраны на практике, чтобы водители могли иметь четкое представление о своих действиях при возникновении подобных обстоятельств.

Как правильно пропустить пешехода

Поставленный вопрос чрезвычайно интересен многим водителям, поскольку за последние годы текст законодательной документации очень часто менялся. В результате это привело к тому, что многие водители просто не знают, какой порядок действует сейчас, и часто поступают интуитивно.

Если еще раз перечитать описанные случаи, то можно сделать вывод, что практически во всех ситуациях водитель обязан уступить дорогу пешеходу. Иными словами, речь идет о требовании не возобновлять движения, пока пешеход не закончит свой путь через дорогу.

Заключение

В завершении хочется сказать, что последние годы были использованы достаточно эффективно в направлении повышения культурного уровня участников дорожного движения.

Если раньше водители не стремились пропустить пешехода и более того, резко реагировали на эту необходимость, то сегодня таких сложностей не возникает, и люди могут спокойно пересекать дорожное полотно в разрешенных местах.

Со стороны водителей нарушений также стало значительно меньше, а с ними и применения штрафных санкций и неприятных, конфликтных ситуаций, когда приходится вмешиваться сотруднкиам ГИБДД.

Наезды на пешеходов остаются самым травматичным видом ДТП в России. Поэтому сейчас рассматривается ряд предложений, как ужесточить наказание за этот вид нарушения. Одно из них — включить непропуск пешехода в «черный список» проступков, за которые будут лишать прав по совокупности. Другое — поднять штраф за непропуск до 2500 рублей. Проблема в том, что нарваться на штраф может даже водитель, который не собирался нарушать.

Пропустил или создал помеху?

Вот типичный сценарий ненамеренного нарушения: водитель, поворачивая направо, пропускает пешеходов. Казалось бы, все по правилам. Однако его тормозит инспектор и вменяет непропуск пешеходов, которые приближались с дальнего конца пешеходного перехода, и на которых водитель якобы изначально не обратил внимания.

И подобная практика распространена: помимо прямых жалоб читателей, мы обнаружили десятки аналогичных видео в интернете.

Что говорят правила

В редакции, действующей с 2014 года, ПДД требуют уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходам (п. 13.1 и 14.1 ПДД).

Термин «уступить дорогу» расшифрован в правилах, но есть нюанс. Вот его формулировка: «Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Обратите внимание на словосочетание «может вынудить» — вся соль именно в нем. Допустим, у водителя есть запись, что он не вынудил пешехода изменить скорость или направление. Инспектор скажет на это, что водитель пусть не вынудил, но мог вынудить, а значит, нарушение имело место.

Взрослый мужчина может отважно переходить дорогу по переходу, когда в метре от него проезжает автомобиль. Пожилую женщину или ребенка такой маневр может испугать, а иные в принципе не решаются начать переход, пока не убедятся, что все автомобили стоят.

Как реагируют суды

Есть решение Верховного суда от 17 апреля 2012 года, которое часто приводят в качестве аргумента в защиту водителей, которые не уступили «далеким» пешеходам. Однако с тех пор и формулировка правил изменилась, и судебная практика сложилась отнюдь не в пользу водителей.

Если инспектор посчитал, что водитель не уступил дорогу, суды как правило поддерживают решение — таково мнение опрошенных нами юристов. Некоторые отмечают перспективы отстоять свою правду при углублении в казуистику, но на практике сделать это весьма проблематично. Хотя бы потому, что ни в одном нормативном документе не описаны критерии, при которых водитель может вынудить пешехода изменить скорость и направление, поэтому официальные инстанции придерживаются весьма широких трактовок этого пункта.

Позиция ГИБДД

В частном общении ряд должностных лиц ГИБДД сказали нам, что не заставляют подчиненных придерживаться самой жесткой трактовки термина «уступить дорогу». Вместе с тем, в официальных комментариях они ссылались лишь на требования ПДД без каких-либо пояснений. И поборники веской трактовки ПДД дежурят у переходов достаточно часто.

Разделительная полоса

Еще один тонкий момент — широкие дороги с разделительной полосой, которая может быть оформлена конструктивно (бордюры, газоны) или обозначена разметкой.

До 2014 года водители должны были пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, а в нынешней редакции — дорогу. Это меняет дело, потому что при наличии разделительной полосы проезжих частей две, дорога — одна. Сегодня пропускать нужно пешеходов, которые идут по встречной проезжей части, разделительной полосе или трамвайным путям.

Невыполнимое требование?

На небольших переходах проблем чаще всего не возникает: даже если пешеход стартует с дальней части дороги, его пропуск не отнимает много времени.

Наиболее сложный сценарий: широкие регулируемые перекрестки, когда водитель должен уступить пешеходам при повороте направо или налево. На иных переходах в ожидании зеленого скапливаются толпы, и в течение фазы зеленого просто нет момента, чтобы на дороге никого не было. И значит, при строгой интерпретации за цикл светофора поворачивать сможет одна-две машины, успевшие въехать на пересечение на зеленый. Абсурд? Да.

А потому было бы весьма целесообразным в канун ужесточения КоАП дать четкие и однозначные формулировки понятию «уступить дорогу пешеходу».



 

Возможно, будет полезно почитать: