Основные функции прокуратуры. Основные функции и задачи прокуратуры Прокурор функцию защиты выполняет

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:

  • 1) реализация основной функции прокуратуры - прокурорского надзора;
  • 2) осуществление уголовного преследования;
  • 3) участие в правотворческой деятельности;
  • 4) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • 5) осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  • 6) участие в рассмотрении дела судами;
  • 7) международное сотрудничество.

Прокурорский надзор - направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.

Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих полномочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соответствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окончательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.

Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, существенно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения.

Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наделены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нормативных актов.

Координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, учувствует в разработке международных договоров РФ.

Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято подразделять на три типа:

  • 1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выполнения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законодательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказательств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия законных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных. Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, могут быть сугубо предварительными. Признать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголовным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел РФ.
  • 2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осуществляется либо предварительного расследования в форме дознания уголовного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих большой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие. К их числу относятся:
    • - органы внутренних дел;
    • - пограничные органы федеральной службы безопасности;
    • - органы Федеральной службы судебных приставов;
    • - органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
    • - следователи Следственного комитета Российской Федерации;
    • - таможенные органы Российской Федерации.

Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. действия по обнаружению и фиксации следов преступления «по горячим следам».

3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Такого рода деятельность, как предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наблюдение, обследование помещений или зданий, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:

  • - внутренних дел и федеральной службы безопасности;
  • - Федеральной службы охраны РФ;
  • - Федеральной таможенной службы РФ;
  • - Службы внешней разведки РФ;
  • - Федеральной службы исполнения наказания РФ.

Принципы деятельности, функции органов прокуратуры и другие положения содержатся в Законе о прокуратуре 1992 г.с дополнениями 1995 г.

Принципы деятельности органов прокуратуры:

1) централизация , которая подразумевает единую централизованную систему органов прокуратуры РФ;

2) независимость , выражается в неподчинении каким бы то ни было органам власти. Данный принцип подкрепляется запретом прокурорским работникам быть депутатами законодательных органов власти, являться членами общественных объединений, преследующих политические цели. Организация таких объединений в органах прокуратуры также запрещена;

3) законность , обеспечивающаяся строгим подчинением работников прокуратуры в своей деятельности законам РФ;

4) гласность , выражающаяся в отчетности о своей деятельности Генерального прокурора РФ перед палатами Федерального Собрания РФ.

3. Функции органов прокуратуры в рф

1. Надзор за исполнением законов на территории РФ, который делится на несколько направлений:

а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами и его структурными подразделениями, органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием их правовых актов действующим законам. При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, предоставленный им Законом о прокуратуре. Они вправе беспрепятственно входить в помещения перечисленных выше органов и учреждений, требовать представления необходимых документов и справок, выделения определенных специалистов для выяснения возникших вопросов, проводить проверки по поступившим материалам, вызывать граждан и должностных лиц для получения объяснений и т.д. Прокуроры следующим образом реагируют на выявленные факты нарушения законов: выносят представления об устранении нарушений, протесты на противоречащий закону правовой акт, обращаются в суд или арбитражный суд с требованием признания конкретного правового акта недействительным, выносят постановления об освобождении незаконно задержанного несудебным органом лица, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, уголовного дела и т.д. Представления обязательно должны быть исполнены в течение месяца, протесты - в течение 10 дней с письменным уведомлением об исполнении;

б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями и др. Органы прокуратуры в плане реализации этого направления рассматривают заявления и жалобы граждан, принимают определенные меры к устранению фактов нарушения их прав и свобод;

в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ Департамент налоговой полиции РФ и др.), дознание и предварительное следствие (полномочия прокуроров в отношении органов, производящих дознание и предварительное следствие, определены Уголовно-процессуальным законодательством РФ в довольно широком объеме: отмена незаконных постановлений, проверка уголовных дел, указания следователям и дознавателям, санкции на обыск и арест и т. д.);

г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, а также изоляторов временного содержания и следственных изоляторов. Для осуществления данного направления надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные учреждения, опрашивать там задержанных, заключенных под стражу, осужденных, знакомиться с документами и оперативными материалами. Прокурор обязан немедленно своим постановлением освободить незаконно содержащегося в местах лишения свободы, судебно-психиатрических учреждениях и т. д.

2. Осуществление уголовного преследования, т. е. осуществление в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ определенных действий: возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, санкции в виде задержания и ареста, направление уголовного дела в суд и т. д.

3. Участие в рассмотрении дел судами. Прокурор в соответствии с УПК и Гражданско-процессуальным кодексом РФ участвует при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор поддерживает обвинение, принимает активное участие в судебном следствии, выступает с обвинительной речью и т. д. В рассмотрении гражданских дел прокурор преследует цель защиты прав граждан и государства. Он может знакомиться с материалами гражданских дел, представлять доказательства суду и т. д. В случае, если прокурор считает, что приговор или решение суда незаконным, он может вынести кассационный или частный протест. Прокурор вправе затребовать любое дело в суде, если приговор или решение суда вступили в законную силу.

4. Координация работы правоохранительных органов в области борьбы с преступностью. Прокуратура является инициатором проведения координационных совещаний с представителями органов внутренних дел, службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции по заранее определенной повестке. Решения таких координационных совещаний носят рекомендательный характер, вырабатывают приоритетные направления правоохранительной деятельности, определяют формы и методы предотвращения и пресечения отдельных видов преступлений.

Вопросы для самоконтроля

1. Место военных, транспортных и специализированных прокуратур в системе органов прокуратуры.

2. Порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей и других прокуроров, сроки исполнения ими своих полномочий.

3. Классные чины прокурорских работников.

4. Принципы деятельности органов прокуратуры.

5. Функции органов прокуратуры.

6. Виды надзорной функции прокуратуры.

Кроме надзора прокуратура осуществляет следующие функции:

1) уголовное преследование (в том числе поддержание государственного обвинения по уголовным делам);

2) коорди­нация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) участие в рассмотрении дел судами;

4) участие в правотворческой деятельности;

5) международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;

6) рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов;

7) проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

8) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Кроме того, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на органы прокуратуры возложены полномочия по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

С 1 января 2012 г. Генеральная прокуратура РФ ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры. Генеральный прокурор РФ в приказе от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» отмечает, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важнейшим направлением в работе прокуратуры. Кроме того, принято Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (Москва, 25 января 2000 г.). С момента создания данного органа 7 декабря 1995 г. его Председателем является Генеральный прокурор Российской Федерации. Официальным печатным изданием данного органа является журнал «Прокурорская и следственная практика».

Основными задачами Координационного совета являются:

Согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств – участников Содружества Независимых Государств в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью;

Разработка предложений по сближению национального законодательства;

Участие в развитии договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств.

15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

Координация деятельности правоохранительных органов означает разработку и практическую реализацию совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка.

Эту деятельность обеспечивают координационные совещания, являющиеся постоянно действующими совещательными органами. Они состоят из руководителей правоохранительных органов под председательством соответствующих прокуроров, проводятся регулярно, но не реже одного раза в квартал.

Наиболее распространенными формами координации являются: организация и проведение межведомственных совещаний; совместные выезды работников правоохранительных органов для проведения проверки и оказания практической помощи местным органам в организации борьбы с преступностью; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; составление совместных планов по организации борьбы с преступностью; направление информационных писем и методических рекомендаций; установление единого учета и статистической отчетности.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в виде непосредственного участия в рассмотрении дел судами, внесения представлений. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В защиту жилищных, трудовых, пенсионных и других прав и законных интересов граждан, которые по возрасту, состоянию здоровья, другим обстоятельствам не могут самостоятельно отстаивать свои права, прокуроры ежегодно направляют в суды более 100 тысяч заявлений.

Обеспечению законности в базовой сфере жизни общества – экономике, социальной сфере, в защите прав граждан, публичных интересов в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах. Оно дает ощутимые результаты, выражающиеся не только в пополнении государственной казны, но и восстановлении нарушенных прав граждан и в других общезначимых ценностях. О качестве и эффективности работы прокуратуры на этом ответственном участке свидетельствует и тот факт, что иски прокуроров в порядке гражданского судопроизводства удовлетворяются судами более чем на 90%, кассационные и надзорные представления по гражданским делам – более чем на 80%.

Тесно связанной с надзорной и другими, но вполне самостоятельной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Определенный вклад в правотворчество прокуроры вносят, участвуя в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Следует с сожалением отметить, что по действующему законодательству Генеральный прокурор РФ не обладает правом законодательной инициативы. Вместе с тем в соответствии с конституциями и уставами более 30 субъектов РФ территориальные прокуроры наделены правом законодательной инициативы на региональном уровне (например, ст. 71 Конституции Республики Адыгея, ст. 55 Устава Краснодарского края, ст. 31 Устава Ленинградской области и др.).

Международное сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. В частности, Указами Президента РФ от 18 декабря 2008 г. № 1799 и № 1800 Генеральная прокуратура РФ определена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества. Кроме того, Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

Генеральная прокуратура РФ является компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче (экстрадиции ) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).

Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи с 64 государствами. В частности, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

Российская прокуратура активно взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам, которая осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности.

У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с 67 государствами. Так, Россия участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров, созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.

Решением Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Генеральная прокуратура РФ является членом Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.

Важным элементом правозащитной функции прокуратуры является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений , содержащих сведения о нарушении законов. Прокурорами ежегодно рассматриваются и разрешаются более полутора миллионов обращений граждан, почти миллион граждан принимается на личном приеме.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий согласно методике , определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Закон о прокуратуре предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. К ним относятся:

- протест на противоречащий закону правовой акт;

- представление об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов;

- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

- предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлитель­но сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Представление прокурора об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 Закона о прокуратуре).

Прокурор, исходя из характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление овозбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный КоАП РФ.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицампредостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25 1 Закона о прокуратуре).

Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти. Обязанности В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

Основные функции прокуратуры рф

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: — законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Основные функции и задачи прокуратуры

Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. (абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) 3.

9.4. функции прокуратуры

Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне. Ограничения Следователи и прокуроры обладают особым статусом.


Важно

Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры.


Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.
Независимость Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор.

Перейти к загрузке файла Прокурорский надзор Прокурорский надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства Российской Федерации.

Функции прокуратуры российской федерации

В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ; – участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов; – издательскую.

Статья 1. прокуратура российской федерации

Внимание

Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов.


В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Функции прокуратуры рф

В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения.
Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями.

Функции прокуратуры рф кратко

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. 7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.) 8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами. 9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. 10.Участие в правотворческой деятельности.

Функции прокуратуры рф реферат

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами.
Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» п. 2 ст. 1 содержит перечень основных функций прокуратуры, которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

Надзор за исполнением законов. Это главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).

Предмет надзора -- исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона служат протест, представление, предостережение и постановление.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган, либо путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления -- 1 мес., о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, и рассматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.

2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, направлен на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечение законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и администрацией мест содержаниязадержанных и заключенных под стражу направлено на решение двух задач:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Реализуя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Функции органов прокуратуры обеспечиваются не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и содержания в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры.

Иные направления деятельности прокуратуры.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами - это деятельность, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые обрели реальную независимость.

Расследование преступлений следователями органов прокуратуры - еще одно направление деятельности прокуратура. Особенность полномочий прокурора в этой сфере состоит в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление, исходя из обшественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств

Координация деятельности по борьбе с преступностью. Осуществляется Генеральным прокурором подчиненными ему прокурорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов.



 

Возможно, будет полезно почитать: