Продажа конкурсной массы. Нарушения на стадии реализации имущества составляющего конкурсную массу

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Их режим в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Можно предположить два варианта решения данной проблемы: во-первых, исполнять требование по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями, когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Эти вопросы не уточнены в законодательном порядке.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее, теоретически это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных и т.п. Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после формирования имущественной массы, выяснится, что у должника достаточно средств для расчета со всеми кредиторами. С одной стороны, отсутствие требований кредиторов - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает. Последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона. Такое правовое регулирование данной проблемы представляется достаточно спорным. В связи с этим В.В. Витрянский высказал обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" 1 .

В ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры в виде финансового оздоровления либо внешнего управления не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились, даже если доказана их успешность сейчас; если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению и т.д. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. В соответствии со ст. 148 Закона кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

Хотелось бы также отметить неурегулированность вопроса о проведении торгов при продаже конкурсной массы. Отсутствие детализированных правил продажи имущества в конкурсном производстве создает почву для злоупотреблений со стороны конкурсных управляющих и кредиторов и нивелирует преимущества торгов. Можно выделить следующие возможности для злоупотреблений, «заложенные» в закон о банкротстве:

    Законом не регламентирован перечень документов, необходимых для участия в торгах, что позволяет конкурсным управляющим заявлять необоснованные требования документов, при непредоставлении которых не допускать "ненужных" покупателей к торгам. В практике встречаются требования представить следующие документы: свидетельство о постановке на налоговый учет; копию бухгалтерского баланса 1 ; копию отчета о прибылях и убытках 2 ; социальный номер для покупателей - физических лиц 3 ; документ о назначении главного бухгалтера 4 ; справку налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом и т. д.

    Законом не регламентировано место проведения торгов, что позволяет назначать торги в удаленном, труднодоступном месте. В результате таких действий "ненужные" покупатели опаздывают на регистрацию и не допускаются к участию в торгах 5 . Торги по Закону можно провести даже в другом субъекте Федерации.

    Закон не регулирует порядок формирования лотов. В результате возможно укрупнение лотов, т. е. представление большого количества объектов либо всей конкурсной массы как один лот, что может отпугнуть потенциальных покупателей на отдельные объекты имущества и сделать невозможной участие в торгах небольших компаний.

    Законом не регламентирован порядок предоставления заявки и документов участниками торгов и информации конкурсным управляющим участникам. Это позволяет конкурсным управляющим требовать вручения заявки представителю организатора торгов 6 , либо допускать к ознакомлению с документами, имеющими отношение к торгам только после уплаты задатка 7 , либо устанавливать плату за документацию.

Подобные недочёты могут быть решены внесением изменений в Закон либо включением в него возможности регулирования механизма торгов специальным Постановлением Правительства РФ.

В целом можно характеризовать институт конкурсной массы, и, в частности, механизм её образования и урегулирования, не до конца урегулированным. Пробелы в правовом регулировании данного института позволяют заинтересованным лицам проводить махинации, де-юре не нарушающие закон, но де-факто приводящие к незаконному обогащению их самих и третьих лиц. Механизм регулирования конкурсной массы в данное время можно повернуть в любую сторону. Поэтому представляется необходимым дальнейшее уточнение правового регулирования данного вопроса.

Конкурсную массу составляет, как правило, все имущество банка, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Формирование конкурсной массы является одной из основных функций конкурсного управляющего.

Цель формирования конкурсной массы - удовлетворение из нее требований кредиторов.

В соответствии с действующим законодательством конкурсная масса охватывает не только имущество кредитной организации , имеющееся в наличии на день открытия конкурсного производства, но и имущество, выявленное в ходе конкурсного производства .

В конкурсную массу могут входить здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ). Значительную долю в конкурсной массе нередко составляет движимое имущество. К нему относятся автомобили, банковское оборудование, права требования, основанные на кредитных договорах, ценные бумаги (акции, облигации, векселя).

Вместе с тем следует знать, что не могут быть включены в конкурсную массу некоторые виды имущества, например, имущество, составляющее ипотечное покрытие банка, и имущество, изъятое из оборота (ст. 131 Закона о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ. 2002 г.).

В случае если должник осуществлял в соответствии с Законом N 152-ФЗ эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, конкурсный управляющий обязан открыть отдельный счет в банке или иной кредитной организации для зачисления на него денежных средств, составляющих ипотечное покрытие и поступающих в ходе конкурсного производства во исполнение обязательств, права требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также открыть специальный ипотечный счет для зачисления на него денежных средств, поступающих в ходе реализации ипотечного покрытия. Со специального ипотечного счета осуществляются выплаты кредиторам - владельцам облигаций с соответствующим ипотечным покрытием, а также оплата текущих обязательств, связанных с реализацией ипотечного покрытия

Осуществляя поиск, выявление и возврат имущества банка, конкурсный управляющий направляет запросы в органы, регистрирующие имущество, чтобы получить сведения о наличии или отсутствии у банка в собственности того или иного имущества. Он также обращается в судебные учреждения, чтобы выяснить наличие в производстве дел с участием банка. В налоговых органах и Банке России запрашиваются отсутствующие в банке бухгалтерские и иные документы, необходимые для обеспечения возврата имущества от третьих лиц. В случае выявления сделок, условия которых существенно, в худшую для банка сторону, отличаются от обычно устанавливаемых условий, конкурсным управляющим подаются иски в суд о признании таких сделок недействительными. Принимаются другие меры по защите прав и законных интересов банка и его кредиторов, предусмотренные законодательством.

Расчеты с кредиторами банка осуществляются денежными средствами. В этой связи материальные объекты и права (требования) подлежат продаже.

Продажа имущества кредитной организации представляет собой очень важный этап конкурсного производства, направленный на реализацию имущества с целью получения наибольшей выручки.

Продажа имущества кредитной организации осуществляется в соответствии со следующими принципами :

1) соблюдение при совершении сделок прав и законных интересов кредиторов кредитной организации;

2) транспарентность (прозрачность) сделок;

3) доступность процесса заключения сделок для максимального количества желающих;

4) заключение сделок по максимально высокой цене

Процесс продажи имущества строго регламентирован законодательством о несостоятельности , состоит из определенных процедурных этапов, основные из которых регламентируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. (см. ст. 139, ст. 110).

Продажа имущества банка осуществляется после проведения инвентаризации и оценки имущества кредитной организации , которые позволяют выявить состав имущества кредитной организации, его ликвидационную стоимость, а также спрогнозировать размер денежных средств, на которые продавец мог бы рассчитывать при благоприятной конъюнктуре.

Продажа имущества банка проводится, как правило, на открытых торгах в форме аукционов. Без торгов с согласия собрания (комитета) кредиторов может продаваться движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 100 тыс. руб. Организатором торгов является конкурсный управляющий или по договору с ним специализированная организация. Сообщение о продаже имущества с торгов публикуется в газете «Коммерсант» не позднее 30 дней до начала торгов.

При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации ).

Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требований по таким договорам.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (норма общего закона о несостоятельности (банкротстве), действует для всех организаций).

Конкурсный управляющий обязан предоставлять сведения о формировании и использовании конкурсной массы собранию (комитету) кредиторов в составе отчета о своей деятельности (ст.50.22 Закона).

Основания для продления процедуры конкурсного производства

В ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом статьями 3, 214, 217, пунктом 1 статьи 224 и 227 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

О сроках проведения

Конкурсное производство - одна из процедур, применяемая к должнику для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем допускается возможность продления указанного срока на шесть месяцев (пункт 2 статьи 124 закона о банкротстве).
Сроки не должны быть неоправданно длительными, так как это приведет к увеличению расходов на проведение процедуры, но при этом они должны быть достаточными для достижения конечной цели. В каждом конкретном случае необходимость продления сроков проведения процедур банкротства должна быть оценена судом.
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий по ликвидации должника, в частности, по формированию конкурсной массы, что включает инвентаризацию имущества должника, его оценку и продажу.
Предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника, продажа имущества могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства.
Исходя из пункта 2 статьи 124 закона о банкротстве по истечении годичного срока, конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
В отличие от закона о банкротстве 1998 г. действующий в настоящее время ограничивает срок конкурсного производства 18-ю месяцами.

Практика рассмотрения дел

Практика показывает, что во многих случаях конкурсные управляющие не могут уложиться в указанный срок с учетом конкретных обстоятельств, а также с учетом положений закона, порядка, условиях и сроках реализации имущества должника, признанного банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 139 закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Однако полномочия конкурсного управляющего и собрания кредиторов в этом случае ограничены рамками закона. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если иное не предусмотрено законом о банкротстве (пункт 4 статьи 139).
Иные порядок и условия продажи имущества должника установлены для определенной категории организаций, к которым отнесены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и субъекты естественных монополий.
Закон предусматривает возможность продажи имущественного комплекса предприятия-должника или части имущества (статьи 110, 111).
Согласно пункту 6 статьи 100 закона о банкротстве управляющий обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Если в указанные сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена всего одна заявка, управляющий или организатор торгов признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные. Такие торги проводятся также в случаях, если предприятие не было продано на первых торгах. В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже. Начальная цена, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов от начальной цены, установленной собранием кредиторов.
Если предприятие после проведения третьих торгов не было продано, порядок продажи устанавливается собранием кредиторов (комитетом кредиторов), в том числе путем публичного предложения. Аналогичный порядок предусмотрен для продажи части имущества должника.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показывает, что мероприятия, связанные с формированием конкурсной массы, оценкой имущества, включенного в конкурсную массу, и его реализацией осуществляются конкурсным управляющим в пределах установленного законом одного года только в тех случаях, когда незначителен объем конкурсной массы.

Основания для продления срока

В качестве основания продления срока конкурсного производства в случаях, когда не реализовано имущество должника, можно выделить следующие обстоятельства:
1. Большой объем конкурсной массы, в состав которой включены недвижимое имущество, различное оборудование, запасы.
Так, решением арбитражного суда от 14.03.2003 г. было признано банкротом ЗАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов АМО "ЗИЛ". Общая стоимость конкурсной массы составила 461675,8 тыс. руб., в том числе необоротные активы - 349284 тыс. руб., оборотные активы (готовая продукция, сырье, материалы и прочее) - 176101,2 тыс. руб., нематериальные активы - 653 тыс. руб., долгосрочные финансовые вложения (акции вновь созданного акционерного общества) - 220000 тыс. руб.
Конкурсное производство не завершено. Потребовалось длительное время для реализации имущества должника. Не закончены расчеты с кредиторами.
2. В состав конкурсной массы входит имущество (оборудование, запасы) специального назначения не пользующееся спросом или давно снятое с производства.
Решением арбитражного суда от 13.07.2004 г. признано банкротом ОАО "Скопинский машиностроительный завод" Рязанской области. В состав конкурсной массы включено имущество балансовой стоимостью 35991,6 тыс. руб., в том числе основные средства на 8253,5 тыс. руб., незавершенное строительство - 1217,6 тыс. руб. и готовая продукция - 26520, 5 тыс. руб. Конкурсное производство неоднократно по ходатайству конкурсного управляющего продлевалось и не завершено. В состав конкурсной массы включено специальное оборудование и запасы, которые предназначены для очень узкого круга потребителей.
Решением арбитражного суда от 08.04.2005 г. признано банкротом ОАО "Сельстройконструкция" г. Рязани. В состав конкурсной массы включено имущество с оценочной стоимостью 4522 тыс. руб., в том числе специальное оборудование для производства керамзитового гравия, трансформаторная и газораспределительная подстанции. Продажа имущества осуществлялась в соответствии с положениями статьи 111 закона о банкротстве. Имущество не было реализовано на открытых торгах и продано путем публичного предложения. Конкурсное производство продлевалось и завершено только 26.09.2006 г.
Решением арбитражного суда от 18.10.2004 г. признано банкротом ЗАО "Рязаньавтомост". В состав конкурсной массы включены запасы в виде плит и блоков, предназначенных для строительства мостов. По результатам оценки, рыночная стоимость указанного имущества установлена в размере 2380,3 тыс. руб. Реализация имущества осуществлялась в соответствии с требованиями статьи 111 закона о банкротстве. В ходе конкурсного производства имущество не было реализовано в связи с отсутствием предложений на приобретение и было передано управляющим для утилизации. Конкурсное производство завершено 19.10.2006 г.
3. Месторасположения имущества должника.
Решением арбитражного суда от 22.05.2005 г. признано банкротом государственное унитарное предприятие "Ермишинское полиграфическое предприятие" р.п. Ермишь Рязанской области. В состав конкурсной массы включено недвижимое имущество - производственное здание площадью 294, 8 кв. м, рыночная стоимость которого - 241 тыс. руб. Здание не было реализовано на открытых торгах и путем публичного предложения. Конкурсное производство дважды было продлено по ходатайству конкурсного управляющего и не завершено. Основная причина отсутствия предложений на приобретение здания место его расположения - вдали от областного центра.
4. Отсутствие у должника документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, включенное в конкурсную массу.
Решением арбитражного суда от 22.10.2002 г. признано несостоятельным АООТ "Строитель" г. Сасово Рязанской области. В состав конкурсной массы включено 20 объектов недвижимого имущества, из них 13 расположены в г. Сасово, 4 - в поселке Шилово и 3 - в поселке Лесном, Шиловского района. Рязанской области. У должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества. Управляющему потребовалось значительное время для проведения технической инвентаризации каждого объекта и регистрации права собственности должника. Кроме того, в ходе конкурсного производства на часть объектов право собственности должника оспаривалось третьими лицами в судебном порядке. Конкурсное производство неоднократно продлевалось по ходатайству управляющего и завершено 15.08.2006 г.
Выше было сказано о том, что законом о банкротстве для определенной категории организаций установлен особый порядок продажи имущества должника. Согласно статьи 179 закона о банкротстве, при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации - арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Следовательно, конкурсный управляющий после проведения оценки имущества должника обязан провести торги по продаже предприятия. В случае, если торги не состоялись, управляющий осуществляет продажу имущества частями.
По сложившейся практике, после того, как торги не состоялись, конкурсный управляющий письменно извещает сельскохозяйственные организации, которые владеют непосредственно прилегающим земельным участком к землям должника, о продаже его имущества должника, и в случае неполучения предложений о приобретении имущества должника, продажа осуществляется в общем порядке, без учета особенностей, предусмотренных статьей 179 закона о банкротстве.
Так, решением арбитражного суда от 31.05.2005 г. сельскохозяйственный производственный кооператив "Долина" Ухоловского района Рязанской области признан банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим было направлено уведомление в адрес девяти организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции и владеющих прилегающими земельными участками. Заявка на приобретение имущества должника поступила от одной организации. Конкурсное производство по ходатайству управляющего было продлено, так как у должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущество. Конкурсное производство завершено 31.10.2006 г.
Решением арбитражного суда от 28.06.2004 г. признан банкротом сельскохозяйственный производственный кооператив "Русь" Михайловского района Рязанской области.
В ходе конкурсного производства управляющим было установлено, что руководителем должника было передано имущество другой организации с превышением полномочий, установленных учредительными документами. Управляющий направил в арбитражный суд исковое заявление о признании сделки недействительной. Иск был удовлетворен, имущество возвращено и реализовано в общем порядке. Конкурсное производство в отношении должника продлено по ходатайству управляющего в связи с тем, что не рассмотрен иск управляющего к руководителю должника о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями.
Анализ дел о несостоятельности (банкротстве) Арбитражного суда Рязанской области показывает, что основной процедурой банкротства остается конкурсное производство, в ходе которого за счет имущества должника соразмерно удовлетворяются требования кредиторов в предусмотренной законом очередности.
К примеру, в 2006 году судебным составом по банкротству рассмотрено 167 отчетов конкурсных управляющих о результатах проведения конкурсного производства с ходатайством о продлении срока - по 6 делам от 12 месяцев до 18 месяцев; по 161 делу - свыше 18 месяцев.
Отмечу, что увеличение срока конкурсного производства приводит, как правило, к увеличению внеочередных расходов конкурсного управляющего и сокращению суммы денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов, а нередко и к отсутствию денежных средств для погашения требований кредиторов.
Превышение количества процедур конкурсного производства в делах о несостоятельности, по сравнению с реабилитационными процедурами (финансовое оздоровление, внешнее управление), является фактом, отражающим развитие как экономики государства в целом, так и регионов.

Зорина Н.В.,
председатель судебного состава
по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве)
Арбитражного суда Рязанской области

Конкурсная масса является источником средств для покрытия расходов, связанных с проведением конкурсного производства, и удовлетворения требований кредиторов. Величина средств от продажи конкурсной массы используется как база для расчета вознаграждения конкурсного управляющего. Возможное завышение размера сформированной конкурсной массы может быть связано с тем, чтобы получить большее вознаграждение. Сокрытие средств, составляющих конкурсную массу, приведет к уменьшению выплат кредиторам.

Источниками информации при проверке формирования конкурсной массы служат:

  • бухгалтерский баланс организации-банкрота на последнюю отчетную дату;
  • инвентаризационные описи, акты, протоколы, приказы и другие материалы инвентаризации имущества и дебиторской задолженности;
  • документы по оценке имущества;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • решения и определения арбитражного суда по делам, инициированным конкурсным управляющим;
  • отчеты о реализованной конкурсной массе, произведенных расходах, погашенных требованиях кредиторов;
  • расчет вознаграждения конкурсного управляющего;
  • первичные документы и справки, послужившие основанием для совершения бухгалтерских записей, учетные регистры хозяйственных операций;
  • бухгалтерская и налоговая отчетность.

В целях проверки полноты формирований конкурсной массы необходимо проследить движение имущества и дебиторской задолженности с момента назначения конкурсного управляющего до продажи или взыскания. Здесь можно выделить следующие направления работы:

  • 1. Проверка полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов;
  • 2. Анализ предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взысканию дебиторской задолженности;
  • 3. Проверка законности порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества;
  • 4. Проверка правильности исчисления реализованной конкурсной массы и соблюдения порядка продажи имущества

При проверке материалов инвентаризации необходимо выяснить насколько добросовестным было ее проведение, участвовал ли конкурсный управляющий или его представители в инвентаризационной работе. Следует убедиться, осуществлялся ли надлежащий контроль при поручении этих операций работникам должника. Аудитору следует выяснить использовал ли конкурсный управляющий данные регистрирующих органов в целях выявления имущества должника и его движения. По результатам проверки достоверности инвентаризации аудитором могут быть составлены рабочие документы, характеризующие наличие имущества должника. В них следует указать не только принадлежащие должнику объекты недвижимости, а так же оспариваемые объекты, выделив их в отдельную группу. В ходе аудита объектов незавершенного строительства важно выяснить степень выполнения работ, давность консервации объекта и готовность его к продаже. При этом имеет значение фактический осмотр места строительства. Аудитор исследует источники финансирования работ, наличие и характер обязательств перед инвесторами. Под ограниченно оборотоспособным имуществом понимается имущество, предоставленное в залог. Этот раздел проверки должен быть увязан с аудитом задолженности перед кредиторами третьей очереди, обеспеченной залогом имущества должника. В отношении дебиторской задолженности следует указать на наличие и стадию судебного производства в ее отношении. Особое внимание уделяется аудиту сделок по продаже имущества в предбанкротный период.

При проверке законности порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества следует помнить, что квалифицированная независимая оценка имущества является одним из факторов эффективности проведения конкурсного производства. Оценка помогает определить ликвидность имущества должника для установления сроков его продажи, а также стоимость - для установления цены и составления промежуточного ликвидационного баланса. При проверке следует учитывать, что согласно ст. 12 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. стоимость, полученная в результате оценки, является рекомендуемой минимальной стартовой ценой в целях заключения сделок по отчуждению имущества. Таким образом, оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. Принятие окончательного решения о стоимости отчуждаемого имущества относится к компетенции собрания кредиторов или комитета кредиторов должника. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Московского округа от 08.08.2006 г. по делу № КГ-А41/7076-06.

В ходе аудита следует обратить внимание на правильность установления даты оценки. Целесообразно выбирать дату оценки исходя из дат, которым Закон о банкротстве придает особое юридическое значение. Аудитор обращает внимание на вид оцениваемой стоимости имущества: рыночная или ликвидационная. Аудитору необходимо проанализировать обоснованность выбора режима ликвидации. При ускоренном режиме уменьшаются затраты на содержание и хранение имущества, но есть вероятность получить меньшую выручку. Упорядоченный (обычный) - дает возможность получения большей выручки, но и влечет большие расходы.

При проверке правильности исчисления средств от продажи конкурсной массы и соблюдения порядка продажи имущества следует помнить, что в сумму реализованной конкурсной массы включается не балансовая стоимость, а фактическая цена продажи имущества. При проверке продажи имущества обращают внимание на следующие вопросы:

  • соответствие фактических цен реализации имущества и дисконта по дебиторской задолженности величинам, утвержденным кредиторами;
  • документальное оформление и отражение в учете операций по продаже имущества и взысканию дебиторской задолженности.

После проведения проверки обоснованности записей на счетах бухгалтерского учета по первичным документам представляется возможным осуществить проверку правильности составления учетных регистров. В свою очередь правильность их заполнения практически обеспечивает достоверность показателей ликвидационного баланса и отчета конкурсного управляющего.

Типичными недостатками документального оформления и учетного отражения операций по формированию конкурсной массы являются следующие:

  • формальный подход к проведению инвентаризации;
  • неполное и небрежное документальное оформление (отсутствие договоров, счетов, накладных, актов приема-передачи);
  • отсутствие актов списания имущества и дебиторской задолженности, нереальных ко взысканию или продаже, либо погрешности при их оформлении;
  • наличие нереализованных и неописанных активов в учете к моменту завершения конкурсного производства;
  • расхождение цен реализации с ценами, утвержденными собранием кредиторов;
  • включение в конкурсную массу дважды одного и того же актива (например, в счет погашения дебиторской задолженности получены материальные ценности, которые в последствии проданы);
  • включение в конкурсную массу векселей до оплаты их денежными средствами;
  • отступление от требований Закона о банкротстве и решений, принятых кредиторами при проведении торгов.

Конкурсная масса представляет собой источник средств для проведения расчетов с кредиторами. От эффективности работы конкурсного управляющего по формированию средств в конкурсной массе зависит результативность конкурсного производства и процент удовлетворения требований кредиторов.

При признании лица несостоятельным финальной стадией процесса становится реализация собственности должника. На данном этапе внешний управляющий формирует перечень имущества на продажу. Здесь важно понять, что такое конкурсная масса при банкротстве. Она означает весь список собственности неплатежеспособного заемщика, которой он владел на момент начала процедуры и которую можно продать в соответствии с законодательной процедурой.

Определение

Конкурсная масса должника – это вся допустимая к реализации недвижимость и прочие объекты и средства, которые числятся у неплательщика. К перечню относится как известное имущество на дату открытия производства, так и выявленное в ходе разбирательства. Для грамотного формирования такого перечня управляющий вправе обращаться за услугами бухгалтеров и аудиторов.

В массу включается следующее имущество:

  • основные средства и находящиеся в обороте;
  • нематериальные активы;
  • долги дебиторов;
  • иные активы, пребывающие на балансе.

По спорным вопросам, касательно состава и исключения из него, проводятся судебные заседания.

Кто формирует конкурсную массу

Всеми полномочиями по формированию перечня обладает финансовый управляющий, определенный арбитражным органом. Он осуществляет инвентаризацию всего имущества лица, несостоятельность которого признается. Опись проводится на базе сведений, предоставленных должником, в день направления иска о неплатежеспособности гражданина или юридического лица.

После того как управляющий формирует массу в предварительном порядке, выполняется корректировка в большую или меньшую сторону. Гражданин вправе направлять ходатайства об исключении некоторой собственности из перечня, подлежащего реализации. Окончательный вердикт принимается арбитражным судьей.

Также в обязанности управляющего входят мероприятия в отношении розыска и возврата незаконно отчужденной собственности с целью включения таких объектов в состав. Для этого проводится анализ всех сделок за последние три года, в ходе которого выявляются нелегальные соглашения.

В отношении физических лиц, которые признаются банкротами, договоры дарения и продажи недвижимости в пользу членов семьи могут признаваться в судебном порядке недействительными. При этом имущество возвращается с целью дальнейшей продажи и выплаты долга кредиторам.

Важно! Все сведения об осуществленных сделках управляющему должен предоставить сам банкрот. Однако даже при попытке скрытия информации ее легко обнаружить, ведь переход права собственности должен регистрироваться в Росреестре.

Оценка имущества проводится на базе бухгалтерских и управленческих отчетов.

Состав массы

В список объектов, подлежащих реализации, включаются:

  • основные средства организации: транспорт, техника, помещения и строения, инженерные коммуникации, инструменты, если период эксплуатации объекта превышает год, тогда он относится к данной категории;
  • средства в обороте, включая сырье, инструменты и прочие предметы;
  • нематериальные активы: запатентованные технологии, программное обеспечение и прочее;
  • дебиторская задолженность, то есть неоплаченные долги иных контрагентов перед компанией, которая пребывает в стадии банкротства;
  • прибыль от участия в прочих компаниях.

В роли активов выступают любые ценности, которые можно продать на аукционе и трансформировать в деньги. То есть включаются не только объекты и имущественные права, но и обязательства неплательщика. В ходе реализации все данные предметы и права преобразуются в финансы, при помощи которых происходит погашение долгов.

Имущество, не включаемое в массу

Не все объекты и средства могут входить в перечень реализационной собственности. В соответствии с действующими нормами законодательства, имущество физлиц, не включенное в конкурсную массу, подразумевает:

  • единственное жилье у должника или доля владения;
  • бытовые предметы и домашние вещи;
  • земельный надел;
  • персональную одежду и обувь гражданина;
  • пищевые продукты;
  • топливо;
  • прожиточный минимум;
  • рабочие инструменты для выполнения деятельности, цена которых не превышает величину 100 МРОТ;
  • скот;
  • инвалидные коляски и протезы, без которых человек не сможет полноценно существовать;
  • государственные награды, призы.

Суд может исключить из перечня собственность, продажа которой не окажет существенного влияния на погашение долгов

При признании неплатежеспособности предприятия в перечень не входит:

  • собственность, конфискованная из оборота в адрес государства. Федеральным органам отводится полгода на принятие решения: забрать имущество или предоставить другой государственной организации;
  • собственнические права физлица, к примеру, разрешение на осуществление конкретной деятельности;
  • арендованные помещения, транспорт, поскольку неплательщик не выступает в роли владельца;
  • объекты, принадлежащие прочим лицам и находящиеся на ответственном хранении;
  • специальные виды собственности: памятники, детские сады, школы и прочие учреждения;
  • объекты жилого фонда, используемые для нормального функционирования региона.

Реализация имущества

Долги погашаются как за счет перечисления финансов со счетов в банках, так и при продаже собственности путем трансформации ее в деньги. Реализация собственности являет собой меру реабилитации и используется в отношении неплательщика, который был официально признан обанкротившимся и планирует ответить по финансовым обязательствам перед кредиторами.

Данная процедура именуется конкурсным производством, вводится на базе постановления арбитражного суда и ее срок составляет полгода, после чего допускается отсрочить и продлить еще на 6 месяцев. Для контроля процесса и организации всех этапов назначается управляющий, которому руководство компании должно предъявить все данные об имуществе в течение 15 дней после получения такого запроса. При укрытии или предоставлении ложных сведений к должнику применяются меры административной или криминальной ответственности.

Торговая процедура проводится в три этапа. Способы отложения торгов конкурсной массы подразумевают, что если первая стадия не состоялась, тогда проводится повторный аукцион, на котором стоимость имущества снижается на 10%. Если и на втором этапе объект не вызывает интереса у потенциальных покупателей, тогда осуществляются прямые продажи.

Собственность должников продается на торгах

Процесс реализации предполагает последовательность действий:

  • проведение управляющим инвентаризации имущества: определяются объекты, подлежащие продаже и недопустимые к взысканию;
  • предоставление отчетности в судебный орган о сроках, особенностях и порядке продажи собственности;
  • непосредственно публичные торги, на которых реализуется недвижимость, драгоценные украшения, предметы роскоши;
  • после продажи всего имущества, если финансов недостаточно для покрытия всех долгов, тогда вся задолженность банкрота считается выплаченной.

Важно! Невыплаченные суммы по кредитным соглашениям частных предпринимателей не списываются, а переходят на бизнесмена как на гражданина. Также не подлежат списанию алиментные выплаты, компенсации морального вреда и ущерба жизни и здоровью.

Заключение

Итак, конкурсная масса предполагает составление перечня имеющейся собственности у должника, по которому осуществляется процесс признания несостоятельности. Такие объекты продаются на аукционе, а средства направляются на погашение финансовых обязательств.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок



 

Возможно, будет полезно почитать: