Сильные и слабые позиции гласных и состав гласных фонем русского языка. Слабые позиции согласных звуков

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звук выступает в своём основном виде, когда он не подвергается позиционно обусловленным изменениям.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

· под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].

· без ударения: [да ма´] -дома´- [да ла´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

· под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо ´ м - [м’ич’о´м]- мячо ´ м - [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

ЗВУКИ РЕЧИ
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки.
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

УДАРЕНИЕ
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ -ОГО -ЕГО
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

НЕКОТОРЫЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

Произнесение гласных звуков в потоке речи меняется в зависимости: 1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах); 2) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова); 3) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми), и от некоторых других условий.

В словах [ вал ] и [ вада ] - вода в первом слоге произносится звук [а], но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением, а поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо. В словах [ мал ] и [ м’а л ] - мял гласные звуки стоят под ударением, но и они не одинаковы, так как в слове [ м’а л ] гласный [’а] стоит после мягкого согласного звука [м’] и получает более переднюю артикуляцию. Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков русского языка.

Сильную позицию гласные занимают под ударением: [ мал ], [ мол ], [ мул ], [ м’э л ], [ мыл ], [ м’и л ]. Ударные гласные характеризуются неослабленным произнесением и наиболее отчетливым разграничением. Однако ударные гласные несколько изменяются под влиянием предшествующих согласных. Особенно заметные изменения происходят после мягких согласных; ср.: [ шэс’т’] и [ с’э с’т’]. Поэтому в сочетаниях «мягкий согласный + гласный» проявляются оттенки гласных звуков (фонем) или неосновной вид гласных звуков (фонем). Без существенных изменений, вызванных влиянием соседних звуков, т. е. в своем основном виде, гласные произносятся в начале слова перед твердым согласным под ударением (остров, арка, эхо, ухо, иск) или в качестве самостоятельного слова (звук ы, союз а, предлог у и т. п.).

Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге (вода, весна, переход и т. д.) и в абсолютном начале слова (огород, абрикос, эхолот и т. п.). В других безударных положениях гласные занимают вторую, слабую позицию (пятачок, стулом и др.). В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных звуков в слабых позициях также зависит от качества предшествующего согласного - твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].

Согласные изменяются в потоке речи. Их изменение вызвано положением согласного в слове. Сильную позицию занимают все согласные звуки перед гласными. Именно в этих фонетических условиях различается наибольшее число согласных звуков: дом - том - лом - ком - сом; год - кот - ход и др. В сильных позициях согласные могут изменять свое качество под влиянием последующих гласных. Так, губные гласные огубляют (лабиализируют) предшествующий согласный: в словах там и том согласный [т] произносится не одинаково (во втором слове огубленно). Полнее всего различаются и менее всего изменяются согласные перед гласным [а]: там - дам, мал - мял, сад - рад - чад и др. Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией. Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных. Сильными позициями для шумных согласных, парных по звонкости- глухости, являются: 1) положение перед гласными зуд - суд, жар - шар, гость - кость и т. п., 2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в’] (с последующим гласным) - груб - круп, злой - слой, гнут (глагол) - кнут, зверь - сверь. Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают 1) в конце слова - код [ кот ] - кот [ кот ], луг [ лук ] - лук [ лук ]; 2) перед звонкими и глухими согласными - свадьба [ свад’б ъ ] - пастьба [ паз’д’б а ], пряжка [ п р’ашкъ ] - пешка [ п’эшкъ ] и т.п. В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставляются: на кон- це слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными - шумный звонкий. Категория твердости- мягкости является более характерной, определяющей в русской фонетике. Оппозиции по твердости-мягкости - самый большой соотносительный ряд, он охватывает 30 согласных фонем: Сильными позициями для согласных, парных по твердости-мягкости, являются: 1) положение перед гласными (кроме [э]): к[р]уг - к[р’]юк, [м]ал - [м’]ял, [н]ос - [н’]ёс; 2) положение в конце слова: пло[т] - пло[т’], тро[н] - тро[н’]. Слабую позицию по твердости-мягкости согласные занимают: 1) перед гласными переднего ряда - сено, синий, руке (ср. рука; в исконно русских словах согласные перед мягкие: [п’]ел, [б’]ел, [м’]ера, [в’]ера, [т’]ело, [з’]елень); 2) перед согласными - пастух - пасти [ пас’т’и ], снасть - снять [с’н’а т’] 3) перед фонемой: [п’j ]ю, [б’j ]ю, се[м’j ]я, пла[т’j ]е и др. Непарные твердые фонемы во всех положениях звучат твердо. Непарные мягкие во всех положениях звучат только как мягкие согласные.


Парные глухие-звонкие шумные согласные состоят из 12 пар фонем: lt;пgt; - lt;бgt;, lt;п’gt; - lt;б’gt;, lt;фgt; - lt;вgt;, lt;ф’gt; - lt;в’gt;, lt;тgt; - lt;дgt;, lt;т’gt; - lt;д’gt;, lt;сgt; - lt;зgt;, lt;с’gt; - lt;з’gt;, lt;шgt; - lt;жgt;, lt;ш’gt; - lt;ж’gt;, lt;кgt; - lt;гgt;, lt;к’gt; - lt;г‘gt;.
В пределах каждого соотносительного ряда выделяются сильные и слабые позиции и, следовательно, выступают сильные и слабые фонемы.
Сильные следующие позиции:
  1. перед гласными: [там], [ты], [тело], [коса];
  2. перед сонорными: [слой] - [злой], [кр’ивъ] - [гр’ивъ];
  3. перед фонемами lt;вgt;, lt;в’gt;: [твкр’э’ц] - [двАр’эц]:
  4. перед lt;jgt;: - .
То обстоятельство, что согласные фонемы по признаку глухости-звонкости различаются не только перед гласными и близкими к ним в акустико-фонологическом отношении сонорными согласными, но и перед lt;вgt; и lt;]gt;, объясняется исторически.
Слабыми позициями по глухости-звонкости являются:
  1. положение в конце слова: пруды - [прут], прутья - [прут]; могу -[мок], мокнуть - [мок]:
  2. шумные согласные перед шумными (кроме [в]): пробка - [пропкъ], ложка - [лошкъ], связка - [св’аскъ], сводка - [своткъ], лавка - [лафкъ], косьба - [ккз’ба], молотьба - [мълкд’ба] (т. е. если есть ассимиляция по глухости или звонкости, то это всегда слабая позиция).
Порядок действий при определении основного варианта согласной фонемы:
  1. определить позицию согласного звука в слове;
  2. если позиция слабая, то необходимо подобрать такое слово или его форму, в которых в данной морфеме согласный звук окажется в сильной позиции. Например: е[ш] - ежа: [ш] = lt;жgt;: о[бд]умать - о[бл’]итъ: [б] = lt;бgt;; ра[сп’]исатъ - ра[зм]ыть: [с] = lt;зgt;.
Согласные фонемы, соотносительные по мягкости-твердости, могут находиться в сильных и слабых позициях.
Сильные позиции по мягкости-твердости для всех согласных следующие:
  1. в конце слова: [дан] - [дан’], [мол] - [мол’], [угъл] - [угъл’], [жар] -[жар’], [вз’ат] - [вз’ат’]:
  2. позиция перед сильными гласными фонемами lt;аgt; и lt;оgt;: - [с’ат’], [мол] - [м’ол]: перед сильными и слабыми фонемами lt;уgt; и lt;иgt;: [суда] - [с’уда], [лук] - [л’ук], [мыл] - [м’ил], [пытйт’] - [п’итат’]: перед слабой гласной фонемой lt;аgt;, которая в первом предударном слоге звучит как [л] после твердых согласных и [иэ] после мягких, а в других предударных и заударных как [ъ] и [ъ]: стакан - [стлкан], тяни - [т’иэн’й]: баловать - [бъллват’], выдали - [выдъл’и], вытяну - [выт’ьну]:
  3. фонема lt;лgt;, lt;л’gt; перед любой согласной фонемой: [пАлн’бй] - [вАл’н’эй]; [колкъ] - [скдл’къ]; [болт] - [вол’т];
  4. переднеязычные перед заднеязычными и твердыми губными: [гбркъ] - [гдр’къ]; [смой] - [п’ис’мо];
  5. все непарные по мягкости-твердости lt;жgt;, lt;шgt;, lt;]gt;, lt;чgt;, lt;цgt;: чтение - [чт’эн’щъ].
Слабыми позициями, в которых твердые и мягкие парные согласные не различаются, являются:
  1. положение перед lt;эgt;, где все согласные мягкие и потому мягкость их является позиционно обусловленной: [с’эт’], [п’эт’], [б’элый], [в’эръ], [д’элъ], [л’эс\,
  2. перед согласными, непарными по твердости-мягкости, т. е. lt;жgt;, lt;шgt;, lt;jgt;, lt;чgt;, lt;цgt;: зубцы - [зупцы], ерши - иэршы], лжецы - [лжыэцы], статья - , друзья - [друз’іа], бурьян - [бур]ан]. В этом положении не различаются парные твердые и мягкие согласные. Перед твердыми выступают твердые, перед мягкими -¦ мягкие;
  3. перед всеми парными по мягкости, кроме lt;лgt;. Перед губными и зубными согласными не различаются по мягкости-твердости зубные и губные согласные. Перед твердыми произносятся твердые, перед мягкими зубные звучат мягко, а губные - твердо: [стон], [трос], [двор], [провът], [с’т’эп"], [з’в’эр’], [пр’ис], [вб’ират’].
Кроме сильных и слабых позиций, выделяемых в пределах каждого из соотносительных рядов, имеются позиции, одновременно сильные как для глухих-звонких, так и для твер- дых-мягких согласных фонем. Такой одновременно сильной позицией для всех согласных является положение перед гласными фонемами lt;аgt;, lt;оgt;, lt;уgt;, lt;иgt;. Такая позиция называется абсолютно сильной, а фонемы, выступающие в ней, - абсолютно сильными.
Имеется также абсолютно слабая позиция, в которой согласные не различаются ни по твердости-мягкости, ни по глухости-звонкости. Такой позицией, например, является положение перед фонемой lt;цgt;, где, кроме фонемы lt;лgt;, не различается ни глухость-звонкость, ни твердость-мягкость: ловцы - [лАфцы], резцы - [р’иэ сцы], косцы -
[КАСЦЫ].
К позициям, в которых выступают абсолютно слабые фонемы, прежде всего относятся положения перед lt;цgt;, lt;ч’gt;, lt;ш’gt;.
Фонема lt;]gt; определяется как сонорная фрикативная (щелевая), среднеязычная мягкая согласная фонема. Она в русском литературном языке выступает в двух аллофонах - в согласном аллофоне и в неслоговом гласном аллофоне [й]. Согласный аллофон этой фонемы наблюдается в положении перед ударными гласными: яма - ймъ], яблоко - Цаблъкъ], моя - , твоё - [тпвлуо].
Аллофон [й] выступает в позиции: перед безударными гласными - мою - [мойу]; после безударного гласного - война - [вАйна]; перед согласными - лайка - [лайкъ], мойка - [мойкъ]; на конце слова: мой - [мой].

Русский язык 2 класс

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.

Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.

Этап урока: основной.

Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.

Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.

Цели урока:

1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;

2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;

3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.

Задачи урока:

1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;

2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;

3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;

4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;

5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Формы УД: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе, таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.

Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

Работа с таблицами по снятию зрительной утомляемости.

Психолого-педагогическая характеристика урока.

Задание 1. Орг. момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.

Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.

А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?

Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?

А что вообще означает слово «природа»?

Какая важная задача стоит перед современным человеком?

Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.

Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.

Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?

Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).

Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!

Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.

Кто желает выполнить задание на доске?

Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.

Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.

Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?

Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?

И слова к третьей схеме.

Какое слово пришлось записать дважды? Почему?

Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!

Установление межличностного контакта между детьми и учителем.

Мотивация на познавательный интерес

Работа с учебником.

Индивидуальное домашнее задание.

Реализация воспитательной цели.

Вывод формулируют ученики.

Оценка-похвала.

Ученик читает вслух.

Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

Создание ситуации успеха.

Самооценка.

Дифференциация.

Индивидуальная работа с учеником.

Оценка-похвала.

II. Постановка учебной задачи.

Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается?

С какой проблемой мы можем столкнуться? (У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции)

Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их)

Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их.

Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками).

Физминутка.

Карточка на доске.

Формулировка учениками темы и цели урока.

Тему урока и цель уточняет учитель.

На доске учитель ставит знак вопроса.

III. Анализ условий решения задачи .

Задание 3. - Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание.

Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре).

Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом.

Соблюдаем уровень шума при работе в паре.

Какие пары хотят выполнить задание на доске?

Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки?

Почему же тогда глухие не озвончаются?

В чём особенность звонких соседей?

(Они не парные). Их называют сонорными , что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных.

Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная)

Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали?

Мы ответили на поставленный вопрос?

А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок).

Молодцы!

Работа в парах .

Взаимопроверка.

[н] [л] [м] [р] [й ]

Таблица «Характеристика звуков»

Конструирование модели.

Оценка-похвала.

IV. Отработка найденного способа.

Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания).

Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться?

- Образуйте группы . Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать.

Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки вывешиваются на доске.

Обратите внимание на слова [звон], [свой].

Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группе.

Учитель пишет схему на доске.

Начало работы и окончание по звуку колокольчика.

Таблица-формула.

П – «мы считаем».

О – «потому что».

Пр – «например».

С – «поэтому».

Постановка проблемы на следующий урок.

V. Итоговая рефлексия.

На какой вопрос мы отвечали на уроке?

(Есть ли у согласных сильные и слабые позиции).

Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную).

Проектирование урока

Тема: Сильные и слабые позиции гласных звуков

Проектная группа: Кузина А.В., Фетисова С.Н., Ширяева Г.В.

Консультант: Восторгова Е.В.

Цель: выявить принципиальные отличия между двумя обнаруженными позициями гласных звуков (в одной из них могут работать все известные гласные звуки – это сильная позиция, в другой – лишь часть из них, это слабая позиция)

Результат: Учащиеся должны осознать основание различения сильных и слабых позиций звуков (возможность появления всех звуков – не всех звуков) и различать сильные и слабые позиции гласных звуков (знать признак сильной и слабой позиции гласных звуков: под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая).

Вводный комментарий: Этот урок является ключевым для двух разделов программы 2 класса, посвященных изучению сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Именно на этом уроке должно быть введено общее понятие о сильных и слабых позициях звуков, как о позициях (местах в слове), где могут встречаться любые звуки (из известных детям звуков) – это сильная позиция звуков, и о позициях, где есть какие-либо ограничения, и некоторые звуки не могут работать, - это слабая позиция. Так, например, в безударной позиции по законам русского литературного произношения не могут появиться звуки [о] и [э] (исключение составляют некоторые заимствованные слова – эмульсия, боа и пр.) Вместе этих звуков в безударной позиции работают другие звуки: вместо звука [о] после твердого согласного обычно появляется звук [а] (д[о]м – д[а]ма ), после мягкого согласного – [и] ([в’ол]- [в’ила] ); вместо звука [э] после твердого согласного работает звук [ы] (шест – ш[ы]сты ), а после мягкого – [и] ([л’ес] – [л’иса] ). Именно потому, что в безударной позиции есть ограничения, она считается слабой позицией звуков. Ударная позиция, в которой может встречаться любой из известных второклассникам шести гласных звуков, считается сильной позицией звуков. Такое понятие сильных и слабых позиций в последствии при изучении сильных и слабых позиций для согласных звуков должно стать инструментом их обнаружения: если работает любой звук из пары по звонкости-глухости (зубы – супы ) – это позиция сильная, если есть ограничения и работает только один звук из пары (например, только глухой на конце слова – зу[п]-су[п] ) – это позиция слабая. Таким образом, от того, насколько корректно и глубоко будет проработано общее понятие сильных и слабых позиций на примере гласных звуков на данном уроке, во многом зависит и успешность изучения следующего раздела – сильных и слабых позиций согласных звуков.

Проектируемый ход урока

Этапы

Примечания

1.Организационный момент.

2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи.

3. Формулировка учебной задачи и ее решение.

4.Этап рефлексии.

Фронтальная работа.

Учитель обращает внимание на предыдущий урок.

Ребята, только ли звуки [о] и [э] не могут встречаться в безударных слогах?

Индивидуальная работа в тетрадях (ч. 1 стр. 28, задание 3)

Задание: Запишите звуками (в столбик, друг под другом) изменения слов, поставьте ударение:

[слон] [ о ]

[сланы] [ а ]

[л"эщ] [ э ]

[л"ищ"и] [ и ]

[грач"] [ а ]

[к"ит] [ и ]

[сыры] [ ы ]

[супы] [ у ]

А теперь давайте запишем во второй столбик первые гласные звуки, которые встретились под ударением.

(учитель спрашивает 2-3 учеников).

А в третий столбик выпишите безударные гласные звуки (учитель обращает внимание на то что, дважды один и тот же звук записывать не следует).

А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).

(в позиции без ударения).

А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки).

Обобщение. Сравнивая количество гласных звуков, встретившихся в ударной и безударной позиции, ученики убеждаются в том, что есть позиция гласных

звуков, где возможны любые известные звуки, и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, вторую – слабой.

Затем учитель предлагает детям небольшие карточки, в которых учащиеся без ограничений в течение всего периода формирования письма с пропусками орфограмм слабых позиций смогут фиксировать все выделяемые признаки в единой таблице.

Сильная позиция

Слабая позиция

Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога.

Кто мне скажет, что такое сильная позиция (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки).

Как мы ее обозначаем?

На доске вывешивается схема:

[о] и [э].

Учащиеся записывают число, делят тетрадь на 3 столбца.

Один человек работает у доски, остальные в тетради.

Проверка осуществляется с помощью карточек «согласия-несогласия» (учителю необходимо больше давать детям самостоятельности, т.е. должен строиться учебный диалог).

Фиксация таблицы на доске учителем обязательна.

Учитель делает небольшую паузу перед тем, как подвести детей к выводу.

Фиксируем вывод в виде схемы на доске и табличках, которые предложил учитель.

Анализ проекта и его реализации:

Этап 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи

На этом этапе учитель фактически повторяет все то, что были сделано на предыдущем уроке. При этом этот этап проводится в самой неэффективной форме – фронтальной (дети отвечают по одному, в основном учитель фиксирует обсуждаемый материал на доске, большинство детей пассивны).

Как известно, первые 7-10 минут – самое ценное время на уроке, учащиеся еще не устали, концентрация их внимания максимальна. Это время – самое продуктивное для активной работы, постановки или решения новой задачи – на данном уроке оно, к сожалению, тратится практически впустую. Ведь все те выводы, на повторение которых было затрачено на этом этапе около 12 минут, можно было восстановить на словах, которые дети выполняли в задании на следующем этапе урока (слон – слоны, лещ – лещи ). Лишним, по-видимому, на данном уроке было и обсуждение количества гласных и слогов в слове сентября , которое дети записывали в тетрадях для оформления классной работы. Урок подобного типа должен быть крайне монолитным и содержать лишь тот материал, который необходим для решения его задач. В противном случае есть большой риск «размывания» основной задачи, решаемой на этом уроке, неоправданной потере времени, которого впоследствии не хватает в конце ключевого урока для важнейших выводов.

Этап 3. Формулировка учебной задачи и ее решение

Несмотря на указание формулировки задачи урока в проекте, в реализации данного урока не прозвучало достаточно четко, зачем, с какой целью детям нужно записывать такое количество слов и анализировать их. Задача этого этапа – проверить, какие звуки могут работать в безударных слогах (ведь на прошлом уроке дети обнаружили, что некоторые звуки в этой позиции работать не могут).

Хорошо, что дети выполняют работу в определенной степени самостоятельно (1 ученик на доске, остальные - в тетради и проверяют друг друга). Однако досадно, что очень существенная часть работы - списки гласных звуков, работающих под ударением и без ударения – на уроке не была зафиксирована на доске. А ведь это именно тот материал, на основе которого дети должны прийти к выводу, о том, что в одних позициях работают все звуки (представлен весь список известных детям гласных звуков), а в других позициях - не все. Именно из-за того, что на доску не были вынесены все гласные звуки, главный вывод для детей не был очевиден.

В отношении главного вывода в самом проекте не были расставлены достаточно четко основные акценты:

«- А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).

В какой позиции встречаются («работают») не все звуки (в позиции без ударения).

Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.

Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которой могут встречаться любые звуки).

А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки)».

На самом деле предполагалось, что дети заметят, что под ударением работают все звуки, а без ударения – не все. Вот текст из учебника:

«Какие гласные звуки работают в этих словах под ударением? А какие гласные работают в тех же словах без ударения? Запишите в один столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением, а во второй – гласные звуки, которые встречаются в безударной позиции.

Такие позиции, в которых могут встречаться любые звуки, называются сильными позициями . Позиции, в которых возможны не любые звуки, называются слабыми позициями

Таким образом, в реализации урока оказалось первичным, что сильная позиция – это позиция под ударением, а слабая – без ударения. Это, конечно, верно, если говорить о признаке сильных и слабых позиций для гласных звуков. Однако понятно, что подобный критерий неприменим к понятию сильных и слабых позиций для согласных. Само же понятие о сильных и слабых позициях (см. определение в учебнике) - на уроке оказалось вторичным, и в силу недостаточности фиксации, не очень понятным для детей.

Этап 4. Этап рефлексии.

Этот этап был последним в реализации урока, он проведен в соответствии с проектом и представляет собой лишь фиксацию признака сильных и слабых позиций для гласных звуков.

Краткое резюме:

Безусловно, данный урок – один из самых сложных в курсе 2-го класса. Нельзя не признать, что трудности проектирования и реализации данного урока довольно типичны. И основная сложность – именно в расстановке акцентов. Естественно, что для учащихся (да и для учителя) на первом плане оказывается признак сильных и слабых позиций для гласных звуков (ударение) как практический ориентир для дальнейшего действия письма (с пропуском), а общее понятие сильных и слабых позиций, являющееся инструментом их обнаружения – на втором. На уроке вводится и общее понятие сильных и слабых позиций и признак этих позиций для гласных, однако, акценты, все же смещены. Отсюда и ощущение, что главный вывод все-таки вводится как бы в готовом виде.

Позитивно, что урок в целом проводится в достаточно деятельностной форме, учащиеся большую часть работы выполняют самостоятельно, проверяют работу ученика у доски, возражают и задают вопросы друг другу, формулируют свои наблюдения.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

Этапы

C одержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Здравствуйте ребята!

Начинаем наш урок. На парте у Вас должны лежать учебник русского языка и тетрадь.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Открываем тетради, отступаем от предыдущей записи 2 строчки вниз, на третьей посередине пишем – 27 сентября (учитель обращает внимание на правописание слова – СЕНТЯБРЯ).

Давайте с вами вспомним на чем мы остановились вчера?

Мы заметили, что звуки [о] и [э] не могут работать в безударных слогах (т.е. не могут работать без ударения).

Пример: [кот] [каты] [шэст] [шысты]

[о] // [а] [э] // [ы]

А сейчас давайте с вами проверим могут ли работать в этой позиции (безударной) остальные гласные звуки. Разделите вашу тетрадь на 3 столбца, как я это сделала на доске.

Запишите звуками (в столбик друг под другом) изменения слов

(один человек у доски, остальные в тетр.).

[слон] [ о ]

[сланы] [ а ]

[л"эщ] [ э ]

[л"ищ"и] [ и ]

[грач"] [ а ]

[к"ит] [ и ]

[сыры] [ ы ]

[супы] [ у ]

Какие гласные звуки «работают» в этих словах под ударением? (все)

Запишите во второй столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением.

Какие звуки вы будете выписывать?

А в третий столбик, те гласные звуки, которые могут встречаться в безударной позиции. Дважды один и тот же звук записывать не надо.

Хорошо. В какой же позиции встречаются (работают) все звуки? (в позиции под ударением)

А в какой позиции встречаются (работают) не все звуки? (в позиции без ударения).

Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.

Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которых могут встречаться любые звуки, т.е. под ударением).

А слабой? (позиции, в которых возможны не любые звуки).

Хорошо. А теперь я вам раздам небольшие карточки, в которых мы будем отмечать какие звуки в сильной позиции и какие в слабой.

Сильная позиция

Слабая позиция

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Кто мне скажет, что такое сильная позиция? (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки).

Как мы обозначаем ее на письме?

А слабая позиция? (позиция, в которой возможны не любые звуки).

Как мы ее обозначаем?



 

Возможно, будет полезно почитать: