Стажировка водителей при приеме на работу в рф. Распоряжение об утверждении положения о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей Приказ минтранса о стажировке водителей

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
  2. уметь плавно совершать повороты}
  3. поддерживать скорость без резких рывков}
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
  5. своевременно заканчивать маршрут}
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
  9. объявлять остановки}
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория -} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
  3. 3 категория - водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка. Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня. Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время .

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Стажировка водителей: в каких случаях она необходима

Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение - доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.

Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.

Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.

Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.

Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку . Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.

В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.

Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D - ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.

Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.

Правовая база стажировки водителей

Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов. Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя. Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.

Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.

Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.

Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.

Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.

Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.

Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах. Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.

Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности. В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.

Стажировка: практические вопросы

До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.

Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.

Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:

  • по правилам вождения;
  • по сервисному обслуживанию транспортного средства;
  • по особенностям поведения в дороге;
  • по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.

Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке. До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке. К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.

Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:

  1. Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
  2. Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
  3. Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.

Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.

Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.

Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.

Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.

Стажировка: сколько она длится

Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).

Временные нормативы для стажеров:

Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.

Стажировка водителей: к вопросу об оплате

Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.

Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной. Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением. Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.

Стажировка: как оформляются итоги

Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.

Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе. Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик. В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.

В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.

В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:

  • лист стажировки водителя;
  • программу стажировки;
  • правила приема на работу водителей;
  • правила проведения стажировки;
  • практические рекомендации для проведения данного мероприятия.

Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями.

Стажировка водителей автобусов.

О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.

Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час — предмаршрутная стажировка;

163 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 224 часа.

30 час — предмаршрутная стажировка;

72 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 102 часа.

Всего — 50 часов.

8 часов — предмаршрутная стажировка;

16 часов — маршрутная стажировка.

Всего — 24 часа.

Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов — предмаршрутная стажировка;

24 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию.

Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.

5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.

Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер«. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

Цель любой стажировки стажировки — закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, или формирование таких знаний и умений на практике в процессе стажировки.

Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица.

поделитесь программой стажировки для водителя автомобиля

За каждым стажером закрепляется руководитель стажировки (из числа руководителей или специалистов), в обязанности которого входят регулярные консультации стажера, контроль за результатами его практической деятельности в период стажировки.

Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места и утвержденным в установленном порядке локальными нормативными актами.

Периодичность, продолжительность, содержание стажировки устанавливаются работодателем.

Допуск к стажировке оформляется распорядительным документом (приказом, указанием) руководителя организации или структурного подразделения. В документе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.

Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

Стажировка заканчивается подведением итогов и оценкой уровня приобретенных работником знаний, умений и навыков.

Основным отчетным документом для стажера является дневник стажировки. В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе.

В конце срока проведения стажировки руководителем от организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером.

Выводы и предложения по результатам стажировки вместе с отзывом (заключением) руководителя стажировки представляются аттестационной комиссии или руководителю организации, который издает приказ, где дается оценка стажировки и утверждаются ее результаты.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.ПЕТРОВСКИЙ КРАСНОПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

413540 Саратовская область,

Краснопартизанский район,

п. Петровский, ул.Центральная, 40

Тел./факс: (845-77) 2-95-34

«О прохождении стажировки водителя»

На основании Приказа Министерства транспорта РФ от 09 марта 1995г. № 27 «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», приказа о приеме на работу № 53 от 19.11.2005г

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать проведение стажировки с целью подготовки Зимарева С.А. к самостоятельной работе — водителя школьного автобуса.

2. Продолжительность стажировки, объем и содержание определить в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе.

3. Стажировка Зимарева С.А. должна проводится в реальных условиях движения п. Петровский – п. Чистопольский – п. Петровский; п.

Стажировка водителей автомобилей при приеме на работу

Петровский — п. Горный– п. Петровский.

Директор школы: Л.А.Петрова

прохождения стажировки

водителем транспортного средства

1. Водитель _______________________________________________________

зачислен приказом № ____от «___» ________ года в МОУ «СОШ п.Петровский»

Водительское удостоверение серии________ №__________________________

Стаж работы водителем с ____________________________________________

Причина направления на стажировку_________________________________

Направляется для прохождения стажировки в объёме_____________часов:

Предмаршрутной стажировки________часов, маршрутной_____________часов

Директор школы Л.А.Петрова

М.П. «___»_____________200___год.

2. Водитель _________________________прошёл с _______________200___г.

по ________________200___г. стажировку в объёме_________________часов

Отметки о полученных зачётах:

Зачёт по теоретической подготовке_____________________________________

Зачёт по практической подготовке__________________________________

«___»_____________200___г. Водитель наставник_____________________

Контрольная проверка стажёра проведена и нормативы итогового тестирования_______________________________________(не) выполнены

«___»____________200___г. Водитель инструктор_____________________

Замечания о работе стажёра__________________________________________

____________________________________________________________________

Заключение
Допустить (не допустить) к самостоятельной работе на_____________________

_____________________________________________________________________

Ответственный по безопасности движения

«___»____________200___г. _____________________________

Ознакомлен:

Механик учреждения «___»___________20__ г.

Программа стажировки водителей

1.1. Стажировка водителей должна осуществляться на автомобиле того типа и модели, на том маршруте (ах) (при их наличии), на котором (ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

1.2. Стажировку проходят водители автотранспорта, имеющие национальное водительское удостоверение на право управления соответствующей категорией транспортных средств, которые имели перерыв в трудовой деятельности более одного года, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, а также водители, впервые принимаемые на работу.

Стажировка также проводится при переводе водителей на новые для них марки или модели транспортного средства (далее – ТС).

1.3. Водители допускаются самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки по практическому управлению, дополнительной проверки знаний и умений на соответствие Квалификационным требованиям.

1.4. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.

Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

1.5. Программа стажировки включает следующие разделы:

— работа на внутренней территории организации;

— работа на линии (маршруте);

— контрольная поездка.

1.6. Программа стажировки включает:

— изучение схемы движения пешеходов и транспорта по территории организации;

— предрейсовая подготовка транспортного средства и рабочего места;

— движение и разворот задним ходом;

— торможение и остановка на различных скоростях, которые включают экстренную остановку в соответствии с условиями дорожного движения;

— использование зеркал заднего вида;

— выбор скорости движения, интервала, дистанции и радиуса поворота в зависимости от загрузки и габаритов ТС;

— предвидение появления опасных движущихся объектов, что может привести к дорожно-транспортному происшествию (далее — ДТП);

— движение в ночное время (если водитель будет осуществлять перевозки в темное время суток);

— открывание и закрывание дверей салона на остановках, выполнение правил посадки и высадки пассажиров (для автобусов, специализированных автомобилей).

Стажировка водителя проводится под руководством водителя-наставника.

1.8. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих водительский стаж не менее 3 лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе не менее 5 лет ) и не совершивший за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Водители-наставники назначаются приказом (распоряжением) по организации.

В случае если в организации нет опытного водителя-наставника, для проведения стажировки заключается договор с автотранспортным предприятием, имеющим свидетельство (лицензию) на право стажирования водителей.

1.9. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняет стажировочный лист (приложение № 1), содержащий следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового (послерейсового) медосмотра.

1.11. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по произвольному маршруту. Во время контрольной поездки водитель-наставник наблюдает за умением стажера управлять соответствующей маркой ТС, соблюдать Правила дорожного движения, условия перевозок, скоростной режим движения, дистанцию и др.

Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения стажировки.

2. Оформление результатов стажировки. Допуск к самостоятельной работе

2.1. По окончании стажировки (контрольной поездки) водителя, по представлению водителя-наставника руководителем организации принимается решение о допуске к самостоятельной работе, о чем производится соответствующая запись в стажировочном листе (приложение № 1).

2.2. В случаях, когда водитель-стажер в ходе стажировки и контрольной проверки показал недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, руководитель организации может принять решение о продлении ему срока стажировки.

Продление срока стажировки водителя оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

2.3. Допуск к самостоятельной работе других категорий работников осуществляется на основании данных журнала регистрации стажировки на рабочем месте (приложение 2) и отчета о результатах стажировки на рабочем месте (приложение 3).

В журнале регистрации стажировки на рабочем месте указываются фамилия, имя, отчество стажируемых работников, наименование профессии (должности), описание работ, по которым проводится стажировка на рабочем месте.

В отчете о результатах стажировки на рабочем месте указываются фамилия, имя, отчество стажируемых работников, период стажировки, оценка по результатам стажировки (удовлетворительно, неудовлетворительно), подпись работника.

2.4. Работники, получившие неудовлетворительную оценку по результатам стажировки на рабочем месте, к самостоятельной работе не допускаются. В этом случае руководитель организации принимает решение о продлении сроков стажировки.

2.5. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

2.6. Работодатель ведет документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

2.7. Оформленные стажировочные листы хранятся в организации не менее пяти лет.

Приказ о стажировке

Товарищество собственников жилья «Весна» (ТСЖ «Весна»)

Россия, 660077, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Весны, д. 5, офис 113; тел. 254-09-90

ПРИКАЗ

«___»________2016 г. г. Красноярск

О прохождении стажировки

Сатарова Р.Б.

Руководствуясь статьями 212, 225 Трудового кодекса РФ, пунктом 13 Приказа Минтранса России от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Положением о стажировке работников на рабочем месте и допуске к самостоятельной работе (далее – Положение о стажировке), утв. приказом председателя правления ТСЖ от 26.10.2012 г. № 58-ОД (в ред. приказа от 03.10.2016 № 49-ОД), Уставом ТСЖ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести стажировку водителя автомобиля Сатарова Руслана

Борисовича, как впервые поступающего на работу, в период с 01.11.2016 г. по 04.11.2012 г., в количестве 32 часов по программе стажировки, предусмотренной разделом 6 Положения о стажировке.

2. Назначить на весь период стажировки водителем-наставником Григорьева

Константина Юрьевича, водителя автомобиля 1 класса.

Стажировка водителей: кто проводит

Обязать Григорьева К.Ю. оформить результаты стажировки Сатарова Р.Б. в стажировочном листе, в журналах регистрации стажировки и отчетов по результатам стажировки, в соответствии с разделом 7 Положения о стажировке.

4. Обязать Григорьева К.Ю. при положительном заключении о прохождении стажировки водителя автомобиля Сатарова Р.Б. подготовить приказ о его допуске к самостоятельной работе.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель правления ТСЖ Н.М. Шмелева

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Помните такое: «все профессии важны, все профессии нужны»? И хотел бы – не поспоришь.

Программа стажировки водителя автомобиля образец

Зато насчет важности и сложности профессий можно порассуждать вволю, конечно же, направив мысли в нужное, юридическое, русло.

Например, знаете ли вы, что особенности трудоустройства специалистов на опасные должности (к которым, кстати, принадлежат и водители автобусов, грузовых автомобилей) существенно отличаются от прочих? В «опасной» организации (предприятии) к приему сотрудников повышенные требования, в обязательном порядке осуществляется стажировка водителей, есть масса других условий, о которых широкий круг работников не всегда осведомлен.

Чтобы помочь вам разобраться в нюансах понятия стажировки, мы на примере водительского дела расскажем:

  • Про сроки стажировки;
  • Требования к поступающим на работу специалистам;
  • О нормативных актах (это может быть программа, положение, трудовой договор), регулирующих на предприятии процесс стажировки водителей автобусов, автомобилей, в том числе и грузовых;
  • Уведомление о приеме на работу;
  • Заметка бухгалтеру: оплата стажировки.

Понятие стажировки, период прохождения

Стажировка водителей, как и других работников, приступающих к выполнению опасных обязанностей на предприятии (учреждении, организации) – не чья-то прихоть, а вполне законные требования, предусмотренные трудовым кодексом, правовыми нормами, законодательными актами.

Ее применяют в случаях, если:

  • Специалист только что окончил учебное заведение и впервые приступает к выполнению профессиональных обязанностей.
  • Действует программа повышения квалификации (в таком случае стажировка может быть равна прохождению обучения в виде курсов, т.д.). Водителям мотивацией для такой стажировки могут быть, например, требования фирмы о наличии в водительском удостоверении категорий С, D.
  • Специалист не приступал к профессиональным и должностным обязанностям более чем двенадцать месяцев, то есть, один год.

Стажировка водителей подразумевает работу сотрудника в присутствии и под руководством опытного коллеги не менее двух полных смен (реальное положение вещей, то есть наличие – отсутствие требуемых навыков может варьировать период от двух до четырнадцати смен). Это в общем. Более детально картина выглядит так:

  1. Количество часов для водителей, «открывших» категорию D, перед маршрутом и непосредственно на нем – шестьдесят один и сто шестьдесят три соответственно.
  2. Если пройдена переподготовка на эту же категорию с предшествующих ей категорий – тридцать и семьдесят два часа практики;
  3. При перерыве в работе около трех месяцев – восемь часов перед маршрутом и двадцать четыре – во время.
  4. Работнику, трудящемуся ранее на таком же виде транспорта, но делавшему перерыв в работе до полугода – восемь и шестнадцать часов.
  5. Если меняются модели автобусов (грузовых автомобилей) – тридцать два часа маршрута; происходит замена самого маршрута – четыре часа на нем.

К наставнику есть определенные требования: это навыки работы и трудовой стаж до пяти лет для водителей автобусов, до трех – для таксистов и водителей грузового вида транспорта.

Требования к стажерам

Безусловно, требования и задачи, которые стоят перед стажирующимися, более обширны.

Работники – стажеры должны хорошо владеть теоретической базой (разумеется, по специальности).

В частности требования для водителей – это знание устройства транспорта (того вида, на котором он будет трудиться), его эксплуатации, правил дорожного движения, вождения транспортного средства.

В числе обязательных – требования безукоризненного вождения автобуса, либо грузовика (смотря, на чем стажируется работник) на специально оборудованной площадке.

Последующий этап – ознакомление с маршрутом. При этом стажер вправе находиться за рулем, но наставник, который должен сидеть рядом, может сам справляться с опасными или сложными участками.

На заключительном этапе стажировки водитель осуществляет «сигнальный» рейс (его еще называют контрольным) с наличием груза либо присутствием пассажиров, но все еще в сопровождении опытного коллеги. Если все этапы пройдены успешно, сотрудник оформляется на должность (либо, если стажировка была повышением квалификации, остается работать на предприятии).

Но прежде заполняется специальный бланк, на котором выставляются отметки обо всех видах (или, точнее, этапах процесса стажировки).

Документ передают в кадровую службу для принятия руководством решения: будет специалист занимать должность, или нет. Вот такие требования и правила.

Нормативное регулирование

Как правило, на предприятии, на котором осуществляется стажировка водителей, либо других специалистов, данный трудовой процесс совпадает с испытательным сроком.

Все моменты организации такого трудового периода должны быть заранее оговорены работодателем и подчиненным, зафиксированы в трудовом договоре (контракте). Отсутствие документального подтверждения устной договоренности может впоследствии поставить в невыгодное положение одного из участников соглашения. Преимущественно это работник, которого, посредством приказа шефа бухгалтеру, лишают обещанной оплаты, либо, в итоге, так и не принимают на должность.

Уведомления

Существуют и другие условия приема на работу, о которых нельзя не упомянуть. Это, к примеру, уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. Руководитель обязан сообщить о данном факте, если с момента ухода из государственных, муниципальных органов и до дня трудоустройства прошло менее двух лет. Требования к срокам уведомления жесткие – до десяти дней; последствия невыполнения – тоже: административная ответственность.

В случае оформления трудового соглашения с иностранцем. Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина – не все, что нужно сообщить. Необходимо, ко всему, предоставить ряд сведений о предприятии: наличие в штате других сотрудников – иностранных лиц; их статус и положение в фирме (что за должности занимают, какие у них профессии).

На заметку бухгалтеру

Принять сотрудника-стажера можно двумя способами: заключив договор и приняв его на должность с оговоркой срока стажировки, либо оформив трудовой контракт ученического характера. Бухгалтеру, конечно же, известно, что при первом случае оплата труда производится в стандартной форме, поскольку водитель, как любой другой специалист-стажер – это, по сути, полноценный и полноправный работник фирмы.

Стоит отметить, что положение стажера-ученика несколько другое. Большинства прав, предусмотренных трудовым законодательством, он не имеет (таких, как право получать больничные выплаты и тому подобное). Но бухгалтеру следует учесть, что общие требования организации трудовых отношений запрещают лишать оплаты стажера, с которым предприятие заключило ученический договор. Размер выплат не должен быть меньше, чем уровень действующей минимальной зарплаты по РФ.

Таким образом, мы раскрыли суть стажировки работников опасных должностей. Если стажировка водителей пройдена специалистом неудовлетворительно, работодатель может назначить повторную стажировку, либо не принимать человека на вакантную должность (в случае, когда стажировался кандидат).

Режим труда водителей Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр…

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой мероприятие, которое проводится далеко не всегда. При этом многие люди не знают о том, зачем нужна данная процедура и в каких ситуациях она является необходимой. Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Что это?

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой специализированную систему адаптации шофера к реально существующим условиям, чтобы он мог работать в конкретном направлении. Практические занятия требуются для того, чтобы определить и, соответственно, максимально быстро устранить какие-либо недостатки в уже имеющейся подготовке, закрепить полученные знания, навыки и умения для достижения предельно безопасного управления транспортным средством.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет подготовить сотрудника к самостоятельному выполнению своих обязанностей в городских условиях, проинформировать его об основных скоростных нормативах, опасных дорожных участках и тех местах, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия. Помимо всего прочего, специальные инструкторы занимаются обучением водителя различным действиям, которые позволят предотвратить возникновение аварий и просто опасных ситуаций на дороге.

Зачем и когда это нужно?

Стажировка водителей при приеме на работу осуществляется в том случае, если у сотрудника был достаточно длительный перерыв в работе (в соответствии с нормами учитывается перерыв более одного года). Также данная процедура осуществляется в том случае, если специалист только окончил учебное заведение или собирается работать в горных условиях. Стажировка водителей автобусов при приеме на работу также осуществляется, если они будут управлять новым для себя видом транспорта или выезжать на пассажирские маршруты. Помимо всего прочего, обязательными практические занятия являются для тех людей, которые недавно начали жить в условиях крайнего севера, так как там часто приходится встречаться со снегопадами и гололедом, что сильно сказывается на необходимых действиях при езде.

При приеме на маршрут

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу представляет собой отдельную тему, потому что эта работа непосредственно связана с риском для здоровья и жизни пассажиров, а шофер не только ответственен за собственную жизнь, но еще и руководит судьбами множества других людей. Стажер изначально водит автобус в соответствии с заранее установленным маршрутом, закрепленным за его транспортным средством, а также в обязательном порядке должен проводить все процедуры, находясь под пристальным руководством наставника.

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу в школу или другие учреждения включает в себя две части – маршрутную и предмаршрутную, вне зависимости от того, присутствует ли у специалиста допуск определенной категории. Предмаршрутная стажировка представляет собой прохождение теории, а также различные занятия с использованием специальных тренажеров. Главной целью проведения таких мероприятий является закрепление уже имеющихся знаний, а также определение каких-либо пробелов в теории с последующим их устранением для обеспечения максимально комфортного и безопасного управления транспортным средством.

Как проводится предмаршрутная стажировка водителей при приеме на работу? В Москве и других крупных городах принято группировать учащихся в соответствии с присвоенными им категориями. Теория преподается специализированными сотрудниками служб безопасного движения в комплексной работе с наставниками.

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  • Уметь плавно начинать движение, тормозить и не забывать о том, что он везет живых людей.
  • Уметь плавно входить в различные повороты.
  • Поддерживать оптимальную скорость, не делая резких рывков.
  • Своевременно следовать по остановкам маршрута.
  • Своевременно заканчивать путешествие по маршруту.
  • Соблюдать все установленные меры предосторожности не только в процессе движения, но и в момент остановки.
  • Постоянно наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в области дверей.
  • Открывать двери только после того, как произойдет полная остановка транспорта.
  • Заранее объявлять о совершающихся остановках.
  • Следить за порядком в салоне своего транспортного средства, если ведется работа без кондуктора.
  • Принимать оплату за проезд, если ведется работа без кондуктора.

Именно это все проверяется в процессе того, как проводится стажировка водителей в РФ и других городах.

Основные положения

Для проведения проверки разрабатывается специализированная программа, а также масса других методических пособий, которые определяются для конкретной категории. Наставник, которым проводится стажировка водителей грузовых автомобилей при приеме на работу или же шоферов других транспортных средств, в обязательном порядке должен придерживаться основополагающих правил этой программы.

После того как теоретическая подготовка будет окончена, должна провестись практическая проверка всех знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя представляет собой полностью самостоятельное управление автомобилем под пристальным контролем со стороны наставника, закрепленного за стажером руководством предприятия. Главной целью, которую преследует такая стажировка водителей автомобилей при приеме на работу, является закрепление основных теоретических и практических знаний, а также проверка умения их использования в реальных условиях. В процессе маршрутной стажировки водитель двигается без каких-либо пассажиров.

Действующие положения говорят о том, что практика должна в обязательном порядке проводиться под постоянным присмотром со стороны наставника, назначенного в соответствии с приказом руководства компании, или под руководством какого-нибудь другого лица, получившего данное назначение в соответствии с договором. У наставника должна присутствовать лицензия или специальное свидетельство, которое позволяло бы ему проводить обучения, а также опыт вождения данного транспортного средства на протяжении более пяти лет с полным отсутствием каких-либо нарушений ПДД.

Общая продолжительность, которую должна иметь стажировка водителей при приеме на работу в организацию, устанавливается в соответствии с данными о водителе, а точнее, основываясь на его общем стаже работы, времени перерыва, а также зависит от рассматриваемого вида транспорта и маршрута. Подготовка водителей на предприятии осуществляется в реальных дорожных условиях в процессе проведения пассажирских перевозок конкретно по тем маршрутам, где этот шофер в дальнейшем должен будет работать на постоянной основе. В конечном итоге практика заканчивается проведением профессионального собеседования, а также еще одной контрольной поездкой с дальнейшей отметкой в листе, может ли быть этот специалист допущен к работе. Таким образом, срок стажировки водителей при приеме на работу может быть самым разным.

Зачем нужна контрольная проверка?

Контрольная проверка проводится для того, чтобы обеспечить адекватную оценку профессионального мастерства водителя. В основном она представляет собой сборник тестовых вопросов из стандартной программы. Такая стажировка водителя при приеме на работу (образец ниже) представляет собой именно тест теоретических знаний, и только потом уже можно будет приступать к практической части, когда оценивается навык управления транспортным средством. Практический опыт подразумевает проведение тестирования в реальных условиях передвижения по маршруту с фиксацией даже самых незначительных нарушений, которые потом суммируются между собой. В результате делаются выводы по поводу того, является ли этот работник пригодным. В конечном итоге после проведенной стажировки специалисты предоставляют заключение о том, допущен ли он к работе, причем в данном документе обязательно должен указываться конкретный тип транспортного средства и установленный маршрут. Хранится же заключение непосредственно в личном деле сотрудника.

Бывает так, что все-таки отказывают в допуске после того, как была проведена стажировка водителей при приеме на работу. Приказ руководства при этом может предусматривать перевод этого специалиста по его личному согласию на какие-либо другие виды работ. А если же тот не проявляет такого желания или не имеет возможности, его просто увольняют в соответствии с Трудовым кодексом. К ежедневному выполнению своих обязанностей могут допускать только тех водителей, которые предварительно прошли у врача предрейсовый осмотр, причем перед выездом обязательно проводится осмотр автобуса, проверка исправности различных узлов, которые обеспечивают безопасность движения. В конечном итоге оформляются путевые документы, и водитель может отправляться по маршруту в соответствии с установленным графиком.

Категории

  • 1 категория. Человек раньше нигде не работал водителем, но при этом имеет соответствующую профессию по образованию, сдал необходимые экзамены ГИБДД и располагает правами категории «D».
  • 2 категория. Лица, которые прошли предварительную переподготовку на категорию «D», имея ранее «В» и «С».
  • 3 категория. Лица, которые раньше не водили автобусы, но при этом имеют I и II класс.

  • 4 категория. Лица, имеющие право на управление автобусом, но при этом не работающие в этой сфере более полугода.
  • 5 категория. Работники, перерыв в работе у которых превышает три месяца.
  • 6 категория. Водители, которые раньше водили одну марку автобусов, а сейчас были вынуждены переходить на другую.
  • 7 категория. Водители, которые перешли на другие маршруты. Если они раньше не знали данный маршрут, то в таком случае должна быть проведена маршрутная стажировка на протяжении как минимум четырех часов, в то время как в горных сложных маршрутах это время увеличивается до восьми часов с обязательным присутствием наставника, идеально знающего данную дорогу.

Таким образом, в зависимости от категории, изменяется и то, какая стажировка водителей при приеме на работу требуется для проведения компанией и как долго она должна проводиться.

Ответственность

За организацию, а также обеспечение соответствующего контроля за стажировкой отвечает:

  • Главный инженер, который должен периодически контролировать выполнение данной процедуры.
  • Компетентные лица, получившие поручение со стороны главного инженера, должны контролировать, насколько правильно выполняются положения о стажировках.
  • Инструкторы занимаются наблюдением за процедурой стажировки, а также устранением замеченных недостатков.

В общем и целом, основная ответственность за то, как водитель проходит стажировку, возлагается на его наставника, потому что он пребывает в непосредственной близости к водителю и должен лучше остальных обращать внимание на различные ошибки, исправляя их в нужный момент. Помимо всего прочего, наставник занимается контролем предмаршрутной стажировки и потом проводит со своим стажером маршрутную.

Основные правила

Как и в случае с любым другим обучающим процессом, здесь предусматриваются определенные требования, а также четко установленный порядок проведения. В качестве ключевых правил стажировки можно отметить следующее:

  • Назначение обучающего лица, которым становится кто-то из самых опытных сотрудников компании.
  • Закрепление стажера за конкретным наставником, который будет обучать его в процессе всего времени обучения.
  • После проведения процедуры стажировки принимается тест ответственным лицом.

Отдельное внимание следует уделить тому, что обучать специалиста нужно именно на той марке автобусов, которую он в дальнейшем будет использовать на своем маршруте. При этом стоит отметить, что водитель-наставник должен иметь как минимум пятилетний стаж работы на данной категории транспортного средства, а также как минимум три года водить ТС на шасси большегрузных автомобилей. Также на протяжении этого срока он не должен попадать по своей вине в ДТП или же грубо нарушать действующие правила дорожного движения.

Основные этапы

В данном случае предусматривает несколько наиболее важных шагов:

  • проведение проверки теоретических знаний водителя;
  • вождение в какой-нибудь парковой зоне или же специально оборудованной для этого площадке;
  • езда в городских условиях (или непосредственно по дороге будущего маршрута) под пристальным наблюдением со стороны наставника;
  • контрольная поездка вместе с определенным грузом или же пассажирами, что также осуществляется под присмотром ответственных лиц;
  • полное оформление всей необходимой документации, в которой будут фиксироваться результаты проверки стажера.

Проверка основных знаний ПДД в процессе приема водителя на работу проводится через экзамен, на котором соискатель должен будет отвечать на вопросы различных билетов. В соответствии с требованиями данного испытания нужно дать правильный ответ на 20 заданных вопросов, при этом допускается всего четыре неправильных ответа. Если человек не может пройти данный этап, то в таком случае ему запрещается продолжать стажировку с применением транспортного средства. Предусматривается возможность участия не более чем в трех экзаменах, а после успешного прохождения теоретической части водителю выдается специализированный лист с информацией о проверке знаний ПДД.

Профессия водителя напрямую связана с безопасностью. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу. О том, как она проводится и оформляется, сколько длится и как оплачивается, читайте в нашей статье

Из этой статьи вы узнаете:

Стажировка водителей при приеме на работу: что говорит закон

Профессия водителя напрямую связана с безопасностью не только самого сотрудника, но и перевозимых им людей и грузов. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу.

Стажировка водителей происходит на основе следующей нормативной базы:

  • Трудовой кодекс.
  • ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29.

Еще один важный документ – выпущенный еще Министерством автотранспорта СССР РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Он не несет обязательного характера, но, поскольку именно в нем наиболее подробно рассмотрены вопросы прохождения стажировки для водителей, в практике в основном ориентируются именно на него. Тем более что Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ подтверждает, что документ по-прежнему может применяться. Но важно, чтобы в локальных нормативных актах организации была зафиксирована ссылка на него.

Кто должен проходить стажировку:

  • Трудоустраивающиеся на общественный транспорт.
  • Приступающие к работе водителем первый раз. При этом неважно, какой стаж управления транспортным средством и какая категория прав имеется.
  • Допустившие перерыв в работе более 12 месяцев.
  • Переведенные на новый маршрут (в том числе проходящий по горам) либо новое транспортное средство.
  • Повышающие квалификацию.

Обратите внимание

Прием на работу водителей имеет специфику на всех этапах: от собеседования до стажировки. Соблюдать эти особые требования должны не только компании, которые занимаются перевозками, . Нарушение требований к работе водителя дорого обойдется. О четырех грубых ошибках, котрые допускают компании, когда принимают на работу водителей, читайте в статье “Справочника кадровика”.

Как проводится водительская стажировка

Шаг 1. Подготовка обеспечения правовой стороны испытания. Работодатель устанавливает правила стажировок в Положении о стажировке водителя. В нем устанавливается порядок прохождения на конкретном предприятии, права и ответственность сторон, допуск и длительность обучения и т.д.

Также разрабатывается программа стажировки водителя автомобиля. В ней подробно описываются цели и содержание испытания, указывается количество часов.

Обратите внимание

Пункт о необходимости стажировки должен быть своевременно внесен в трудовые контракты. Если этот момент упустить, то отказать работнику по причине неудовлетворительного прохождения испытания не получится.

Шаг 2. Определение ответственных лиц. Для этого работодатель выпускает приказ о назначении водителя-наставника. Это распоряжение, как и последующее – приказ о стажировке для водителя, и учетный лист, оформляются не по строгой форме, а по традициям документооборота на предприятии.

Кто имеет право проводить стажировку? К каждому водителю-стажеру прикрепляется наставник. Они выбирается из числа опытных специалистов, имеющих большой опыт работы. Перечислим требования к наставнику:

  • Длительный стаж вождения, как минимум 5 лет, при этом имеет значение опыт на такси, «большегрузах», автобусах - он тоже должен учитываться. Целесообразно дифференцировать водителей-наставников по типу транспортного средства.
  • Нет нарушений ПДД в течение последнего года.
  • В своих действиях наставник опирается на утвержденную работодателем программу и различные методические пособия.

Шаг 3. Издание приказ о стажировке водителя. Образец распоряжения приведен ниже.

Этап 1. Проверка теоретической базы - знания правил дорожного движения. Этот этап похож на первую часть экзамена на водительские права – водителю-стажеру предлагается ответить на 20 вопросов, допустимо совершить две ошибки. Может быть использовано как классическое тестирование, так и собеседование в свободной форме. При неуспешной сдаче теории она может пересдаваться максимум 3 раза.

Этап 2. Вождение на площадке. Содержание этой части – ознакомление водителя с тем автомобилем, на котором он будет работать, совершенствование практических навыков, подготовка к конкретным условиям работы (осмотр автомобиля перед началом смены, устранение мелких дефектов, обучение правилам посадки-высадки пассажиров). На этом этапе тоже может произойти расставание с кандидатом, если он не демонстрирует приемлемых навыков вождения. Для водителей автобусов первые два этапа могут происходить с привлечением сотрудников ГИБДД.

Этап 3. Стажировка по городу либо по будущему рабочему маршруту. На данном этапе отрабатываются будущие рабочие поездки, изучаются особенности маршрута. Наставник сопровождает стажера на всем пути, но берет управление автомобилем на себя только на самых сложных участках дороги.

Этап 4. Контрольный выезд. Он совершается полностью самостоятельно, без вмешательства наставника. Если водитель осуществляет перевозки опасного груза – работодатель вправе организовать экзамен.

Сколько должна длиться стажировка

Продолжительность стажировки определяется индивидуально. Она зависит как от имеющейся квалификации у кандидата на должность, так и от сложности будущей работы и от причины ее прохождения. Если, например, речь о переходе на новую машину или маршрут, часто назначаются две рабочих смены на адаптацию.

Например, для впервые трудоустраивающихся водителей автобусов срок составит 61 час теории и площадки и 163 часа на маршруте. А если допущен 30-месячный перерыв в работе – испытание будет гораздо короче, 8 часов до маршрута и 24 часа на трассе.

Оформление результатов стажировки

Стажировка завершается оформлением специального листа стажера. Он заполняется после последнего испытания – контрольной поездки по маршруту. В лист вписывается итог поездки и возможные замечания контролеров. Далее лист подписывается самим стажером и его наставником. Это подтверждает их согласие с зафиксированными результатами стажировки.

После этого лист передается кадровикам. Ответственный за набор персонала или руководитель принимает окончательное решение, брать кандидата на работу или нет. Если решение положительное, лист стажировки подписывает первое лицо предприятия. Далее необходимо выпустить распоряжение о допуске к самостоятельному управлению транспортным средством.



 

Возможно, будет полезно почитать: