Судьба православной церкви на Украине может решиться во вторник — Российская газета. Преставился ко господу архиепископ можайский григорий

Дата рождения: 26 декабря 1974 г. Страна: Россия Биография:

Родился 26 декабря 1974 г. в г. Любиме Ярославской обл. Крещен в младенчестве. С детских лет прислуживал в алтаре и пел на клиросе Спасо-Введенского храма г. Любима.

В 1992 г. по окончании средней школы поступил на физический факультет Ярославского государственного университета им. Демидова. Учебу в университете совмещал с исполнением обязанностей псаломщика Крестобогородского храма г. Ярославля.

По окончании учебы в университете в 1997 г. поступил в . По завершении обучения в семинарии в 2000 г. поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в июне 2004 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Послание к Колосянам святого апостола Павла в русской библеистике». Русской Православной Церкви направлен в и назначен преподавателем Пермского духовного училища.

Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. () назначен заместителем председателя Синодального отдела по тюремному служению.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. () освобожден от должности заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 20 декабря 2011 г. назначен помощником руководителя Московской Патриархии.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10 мая 2012 г. назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. () избран епископом Троицким и Южноуральским.

9 января 2014 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве , управляющим делами Московской Патриархии, возведен в сан архимандрита.

Во епископа 24 января 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве. Хиротонисан 16 марта за Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. () утвержден в должности священноархимандрита Николаевского мужского монастыря близ с. Кадымцево Троицкого р-на Челябинской обл.

Биография:

одился 26 декабря 1974 г. в г. Любиме Ярославской обл. Крещен в младенчестве. С детства прислуживал в алтаре и пел на клиросе Спасо-Введенского храма г. Любима.

В 1992 г. по окончании средней школы поступил на физический факультет Ярославского государственного университета им. Демидова. Учебу в университете совмещал с исполнением обязанностей псаломщика Крестобогородского храма г. Ярославля.

По окончании учебы в университете в 1997 г. поступил в Московскую духовную семинарию. По завершении обучения в семинарии в 2000 г. поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в июне 2004 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Послание к Колосянам святого апостола Павла в русской библеистике». Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен в Пермскую епархию и назначен преподавателем Пермского духовного училища.

23 ноября 2004 г. назначен ключарем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми. В 2004-2007 гг. - заведующий канцелярией Пермского епархиального управления. 1 ноября 2006 г. назначен настоятелем храма свт. Митрофана Воронежского г. Перми. 28 апреля 2007 г. назначен проректором по учебной работе Пермского духовного училища.

Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.

3 мая 2009 г. пострижен в монашество с именем Григорий в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

В марте 2010 г. освобожден от послушаний в Пермской епархии, почислен в заштат и отбыл в Москву для несения церковного послушания в новообразованном Синодальном отделе по тюремному служению.

Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. (журнал № 83) назначен заместителем председателя Синодального отдела по тюремному служению.

В 2011 г. окончил двухгодичные курсы повышения квалификации Общецерковной аспирантуры и докторантуры (кафедра Церковного управления).

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 125) освобожден от должности заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 20 декабря 2011 г. назначен помощником руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10 мая 2012 г. назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Останкино г. Москвы.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 136) избран епископом Троицким и Южноуральским.

9 января 2014 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве, возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 24 января 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 16 марта за Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дата рождения: 1 января 1942 г. Страна: Россия Биография:

Родился 1 января 1942 г. в деревне Козлы Куменского района Кировской области в крестьянской семье.

В 1960 г., окончив среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Кировского государственного педагогического института. Спустя год перешел на заочное отделение этого института и одновременно преподавал русский язык и литературу в восьмилетней школе с. Верхняя Быстрица Куменского района.

С 1963 г. работал инспектором Кировской государственной контрольной лаборатории. В 1966 г. призван в ряды Вооруженных сил.

В 1969 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в , которую окончил в 1975 г. со степенью кандидата богословия за работу «Антропогенезис I и II глав Книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов».

В 1976 г. возведен в сан игумена.

В 1977 г. назначен секретарем Московского епархиального управления.

В 1978 г. возведен в сан архимандрита.

В 1981 г. назначен настоятелем Успенского храма в Москве.

Как священник имел все награды, включая второй крест с украшениями и Патриарший крест.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 10 сентября 1987 г. определен быть епископом Можайским, викарием Московской епархии.

Наречен во епископа 12 сентября 1987 г. в Белом зале Московской Патриархии. Хиротонисан 13 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в в Москве.

Ко Господу 25 февраля 2018 г. Отпевание 27 февраля в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве. Погребен владыка за алтарем собора Рождества Богородицы в Бобреневом монастыре (Московская область).

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

1975 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Антропогенезис I и II глав Книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 1980 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 1983 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2002 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 2007 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2007 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2012 г. — прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2017 г. — прп. Серафима Саровского I ст.

Светские:

  • 1988 г. — золотая медаль Советского фонда мира;
  • 1995 г. — медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • 1997 г. — медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • 2000 г. — государственный орден Почета;
  • 2007 г. — знак отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 2007 г. — государственный Дружбы.

25 февраля на 77-м году жизни скоропостижно скончался архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии. Владыка Григорий был деятельный человек. Вспоминает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине протоиерей Сергий Ткаченко:

Прот. Сергий и Владыка Григорий в Орехово-зуево.

«С архиепископом Григорием я знаком с 1989 года, когда состоялась моя иерейская хиротония и меня направили на служение в храм Богоявления Господня в Бисерове — небольшом селе на востоке Московской области. А так как владыка в те годы был секретарем Московского епархиального управления — мы начали периодически общаться, и, впоследствии, уже все важные вопросы решали вместе. Храм, в котором предстояло мое служение, был к тому моменту почти полностью разрушен и закрыт. Время тогда было непростое. Храмы только начинали возвращать Русской Православной Церкви. И далеко не всеми это было воспринято однозначно. Кому-то не нравился колокольный звон, кто-то считал вообще ненужным делом возрождение храмов, и, соответственно, постоянно чинились препятствия в этой, и без того непростой, работе. И когда я был благочинным Орехово-зуевского района и настоятелем собора Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-зуево мне очень помогал Владыка Григорий своими мудрыми наставлениями и распоряжениями. Теперь даже представить тяжело, что было бы, не будь его тогда рядом. Даже и сейчас я часто задумываюсь — а что бы сказал владыка, как бы он поступил в той или иной ситуации. Молюсь Господу об упокоении новопреставленного владыки Григория… Вечная память!»

26 февраля в Предтеченском храме у стен Новодевичьего монастыря тело почившего Владыки было облачено в архиерейские одежды. Под погребальный звон гроб архиепископа Григория был доставлен в Успенский храм Новодевичьего монастыря, где его встретил митрополит Ювеналий и духовенство Московской епархии. Владыка митрополит совершил панихиду по новопреставленному архипастырю. На богослужении молился епископ Луховицкий Петр. Затем Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий положил начало чтению Евангелия, в котором далее приняли участие клирики Московской епархии. Вечером того же дня епископ Серпуховский Роман в сослужении духовенства Московской епархии совершил Парастас у гроба почившего архипастыря.

Отпевание Владыки Григория

Затем митрополит Ювеналий возглавил чин отпевания новопреставленного архиепископа Григория. Ему сослужили архипастыри, принимавшие участие в Литургии, а также председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф и многочисленное духовенство Московской епархии.

По окончании отпевания началось прощание верующих с Владыкой Григорием. Затем под погребальный звон колоколов Новодевичьего монастыря гроб с телом почившего Владыки был обнесен священнослужителями вокруг Успенского храма.

В тот же день гроб с телом архиепископа Можайского Григория был доставлен в Богородицерождественский Бобренев монастырь. На территории обители митрополита Ювеналия встречал глава городского округа Коломны Д.Ю. Лебедев и коломенское духовенство. После совершения заупокойной литии архиепископ Можайский Григорий был погребен за алтарем собора Рождества Богородицы Бобренева монастыря.

Вечером того же дня в архиерейском доме на территории Ново-Голутвина монастыря состоялась поминальная трапеза. Воспоминаниями о почившем Владыке Григории поделились митрополит Ювеналий, присутствующие архипастыри, священнослужители и миряне. Они говорили об исключительной скромности и смирении почившего архипастыря, о неисчерпаемом милосердии и любви к ближним, которые особо отличали его, о его преданности Святой Церкви и жертвенном служении Господу.

Митрополит Ювеналий в заключение поблагодарил всех участников похорон приснопамятного архиепископа Григория и объявил о своем намерении в Великий Четверг, когда исполнится сорок дней со дня кончины Владыки, прибыть в Бобренев монастырь для совершения Божественной литургии и поминальной молитвы о своем собрате.

использованы материалы http://www.mepar.ru/news/2018/02/27/34532/

Во вторник в Стамбуле начнет работу собор иерархов Константинопольского патриархата, результатом которого может стать решение об автокефалии - самоуправлении - единой поместной православной украинской церкви (ЕППУЦ): не существующей пока даже на бумаге общности еретиков, украинских националистов и стяжателей, объединенных в абстрактное целое президентом Украины Порошенко. И стоящим за ним "киевским патриархом" Филаретом - изгнанным почти тридцать лет назад из канонической православной церкви ересиархом Михаилом Денисенко, все годы после анафемы и отлучения от церкви пестовавшего ростки религиозной войны на Украине.

По мысли самозваного и никем в мировом православии не признаваемого, даже константинопольским патриархом Варфоломеем по состоянию на сегодня, Филарета, стамбульский синод обязательно выдаст ему так называемый "томос" - признание самостоятельности ЕППУЦ, после чего он соберет "объединительный синод". В нем должны будут участвовать архиереи, приближенные к самому Денисенко, представители "киевского патриархата", числом 41 человек. Еще 12 делегатов предоставит украинская автокефальная церковь (УАПЦ) - карликовая и также не признаваемая поместными православными церквями религиозная организация. Ее прихожане исчисляются сотнями, а средства на существование дает знаменитая Андреевская церковь на Подоле, переданная в пользование УАПЦ во времена Ющенко, куда по незнанию порою заходят и даже жертвуют истинные православные. Наконец, Филарет ожидает на "объединительном синоде" до десяти человек из почти десяти тысяч епископов - исчезающее малозначимое количество - представителей канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Именно это меньшинство, решившееся пойти против решения синода УПЦ МП и Блаженнейшего митрополита Онуфрия и готовое удариться в раскол, должно придать некое правдоподобие и законность планирующемуся шабашу.

Интересны личности православных иерархов, решивших стать пособниками преданного анафеме гражданина Денисенко. Так, еще до государственного переворота на Украине свою "партию" внутри УПЦ МП создал молодой на момент хиротонии, всего тридцать лет, митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). Бывший секретарь предыдущего киевского митрополита Владимира, как утверждают многие в церкви, пользовавшийся телесной немощью и преклонным возрастом Блаженнейшего, он стал главным проводником "экуменизма" в украинском православии и добровольным неуполномоченным переговорщиком с сектой Денисенко. Драбинко создал вокруг себя кружок таких же молодых епископов, отличающихся свободными нравами и активно отстаивающих "европейские ценности" в социальных сетях. Они не первый год соблазняют православных Украины идеей новой автокефалии, не упоминая о том, что УПЦ МП получила независимый и самоуправляемый статус от матери-церкви - РПЦ - еще в 1990 году, до инициированного Денисенко раскола. "Его деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение среди верующих" - так еще в 2012 году характеризовал Драбинко Синод УПЦ МП. Однако тогда широкие связи во властных коридорах и неизбывное интриганство помогло молодому священнослужителю избежать наказания за свои деяния и греховный образ жизни.

В процессе восхождения к митрополичьей митре Драбинко становился фигурантом уголовного дела, связанного с похищением монахинь и воровством церковной казны. По воле светских властей, пришедших на крови в 2014 году, уголовное дело было закрыто, а грязная история как будто забыта. Теперь митрополит Драбинко намерен воссесть рядом с "духовно" близким Филаретом - развратником, стяжателем и расстригой - и учредить ЕППУЦ. "Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом. Ни к чему хорошему это не приводит. Этот сценарий на протяжении истории человечества сильные мира сего повторяли много раз, но каждый раз Божья правда побеждала. Верю, что так будет и теперь", - прокомментировал намерение десяти иерархов церкви принять участие в "объединительном" синоде митрополит Киевский Онуфрий, глава канонической церкви.

Власти Украины подсчитывают сколько храмов отобрать у истинной церкви

И действительно, пока Денисенко и Порошенко подсчитывают количество храмов, которые следует отобрать у истинной церкви, духовная жизнь на Украине продолжается. И открываются новые церкви: на минувшей неделе в селе Бутин Тернопольской области митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий освятил новый храм Феодосия Черниговского. Он был построен вместо захваченной четыре года назад раскольниками и пришедшей в запустение церкви. "Нам было страшно, но мы выстояли. У нас на глазах ломались двери, действительно было страшно. Но не было такого, чтобы мы без службы были. У нас храм отобрали, а в воскресенье мы уже служили богослужения в доме старосты", - рассказывали на открытии храма прихожане, не желающие по команде Порошенко менять веру и материнскую церковь.

Новости о вмешательстве в церковную жизнь Православной Украины остаются одними из самых напряженных. О том, что скрывается за их остротой, наш разговор с редактором газеты "Православная Москва", настоятелем храма святителя Иннокентия Московского, протоиереем Михаилом Дудко.

Политические ловушки отправленного в Константинополь украинского госзапроса на автокефалию, полного противоречий и неканоничности, заставляют нас следить за новостями в этой теме, как за событиями вокруг тайфунов и катастроф. Что происходит? Идет борьба разных взглядов и позиций по поводу того, как должно быть устроено мировое православие? Испытываются канонические права на то или иное действие?

Протоиерей Михаил Дудко: Нам трудно осознать до конца то, что сейчас происходит. И не только потому, что иногда недостает информации, но и потому, что истинные причины тех или иных событий пока скрыты от нас и, возможно, прояснятся лишь впоследствии. Предположения же, которые мы можем строить на основании имеющихся у нас фактов, пока тревожны и неутешительны.

В привычном мире взаимоотношений православных церквей друг с другом сейчас многое меняется. И особо остро встает важный вопрос - равны ли мы все в мировом православии или есть кто-то, обладающий большими, чем другие, властными и правовыми полномочиями, одни "равнее" других. Мы видим, что Константинопольский патриарх претендует уже не на символическое "быть первым среди равных" и носить почетный титул, но на власть в мировом православии, превращающую его, по мнению многих, во "Второго Папу Римского" или "Восточного Папу". Тенденция таких толкований почетных исторических привилегий очень многих пугает и настораживает. Это уж точно будет другое Вселенское православие, не похожее на то, что мы знаем, уважаем и почитаем сквозь тысячелетия.

- Это соблазн власти?

Протоиерей Михаил Дудко: Да, это соблазн власти. Мы читаем в Евангелии, как сатана трижды искушал Спасителя. Второе искушение было искушением властью. Это очень сильное искушение, Иисус Христос его отверг, а люди, увы, до сих пор склонны признавать власть за одну из высочайших ценностей жизни. Но нам, верующим христианам, надо возвращаться к Евангелию и думать о том, что дух братской любви важнее властных полномочий.

Завершается научное издание всех документов по вопросам воссоединения Киевской митрополии с Русской православной церковью 1678-1686 годов. Это издание, готовящееся под руководством члена-корреспондента РАН Бориса Флори, будет завершено в конце года. А пока портал "Седмица" церковно-научного центра "Православная энциклопедия" начал предварительную публикацию исторических документов. Конечно, вдохновляет высокая прозрачность этого проекта. А благодаря публикации документов на русском языке у нас у всех есть возможность заглянуть в глубину трех веков и лично познакомиться с грамотами королей, письмами архимандритов и гетманов, речами "на отпуске царского посла".

Протоиерей Михаил Дудко: Но при этом мы должны понимать, что сегодня нам надо тормозить свою склонность оценивать документы и ситуации предшествующих времен по критериям, принятым в современном мире. "А ну-ка предъявите ваш томос, бумаги и доказательства" нормально звучит в XXI веке, но смешно и странно по отношению к тем временам и обстоятельствам, когда многое решалось не потому, что предоставлены все документы и подписи, а потому что созрела явная и ясная необходимость в чем-то, ни у кого тогда не вызывавшая сомнений.

В истории Церкви не только каноны, но и догматы формулировались не потому что важно было создать формальный корпус законов для жизни Церкви, а потому что из-за ересей, расколов и нестроений возникала необходимость проговорить что-то, что ранее всем было ясно и без слов.

На том же портале "Седмица" есть очень интересная статья историка Владислава Петрушко "Флорентийская уния, Московский Собор 1441 года и начало автокефалии Русской церкви", в которой он, анализируя тогдашние тенденции поместных церквей приносить в жертву национально-политическим, "племенным" интересам интересы общецерковные, прямо говорит, что Русская церковь стала автокефальной не потому что стремилась к независимости по национально-племенному сценарию, а потому что, не обрети она эту автокефалию, она бы перестала быть православной церковью, потому что ее церковь-мать - с политическими целями - шла на унию, союз с Римом, отказываясь от православия. Верность православию, право остаться собой - вот что лежало в основе независимости Русской церкви.

Протоиерей Михаил Дудко: Это очень важный момент: у нашей независимости была серьезнейшая причина: Русская православная церковь была в то время хранительницей православной веры в отличие от Константинополя.

Но я лично смотрю на современную ситуацию как на конфликт в распадающейся семье. Люди предъявляют друг другу претензии, и все они справедливы и для постороннего наблюдателя убедительны. Но причина не в них, а в том, что из семьи ушло самое главное - любовь, которая единственная на самом деле дает возможности преодолевать противоречия - кажущиеся или явные. Всем сторонникам разворачивающихся перед нами процессов явно недостает этого "главного" - любви.

Мы же видим, как льется кровь и звучат обвинения другого в самых страшных грехах.

Украина и Россия - это семья, еще не забывшая, что она семья, а Константинополь - "третья сторона, посторонний наблюдатель", выслушивающий все на предмет одной лишь убедительности. Как священник, исповедовавший множество расходящихся, снова сходящихся, но когда-то точно любивших друг друга людей, я точно знаю, что в трагедию истощения или окончания любви нельзя влезать никакому "третьему".

- А если когда-то любившие друг к другу вернутся?

Протоиерей Михаил Дудко: Бог может сделать все. Но обращаться надо именно к Богу, а не к сидящему в Турции Патриарху.

Читая на "Седмице" историческую переписку конца XVII века, я наткнулась в письме патриарха Иерусалимского на цитируемые им слова св. Григория Богослова: "яко играют в неиграемое". Это не метафора для происходящего сейчас? Не идет ли "игра в неиграемое", не подлежащее игре?

Протоиерей Михаил Дудко: Там, где на кону жизни - даже одного человека, а уж тем более народов и Церквей, надо быть невероятно осторожным и аккуратным, а игра, да, недопустима. Надо быть в контексте совместной, многовековой жизни России и Украины и знать все ее нюансы - "со стороны" они никогда не видны, а в них все дело.

- В храмах давно звучит молитва об Украине, о примирении в ней.

Протоиерей Михаил Дудко: Перед нами разворачивается огромная трагедия, и единственно важное и нужное, что может сделать внутри этой трагедии каждый из нас, - обратиться к Богу. С самого начала конфликта на Украине все священники Русской православной церкви на каждой литургии читают особую молитву о мире на Украине. Эту очень искреннюю молитву очень искренне воспринимают люди. И верят, что Господь поможет.

Но сейчас зазвучала еще и вторая молитва. Когда в отношения канонически связанных Русской и Украинской церквей влезает "третья сила" с претензией не только на роль третейского судьи, но и вселенского арбитра, который якобы вправе указывать другим Церквам, как им жить, в Литургию по решению Синода была включена молитва о всем вселенском православии.

- Но труднее всего сейчас православным на Украине...

Протоиерей Михаил Дудко: Сложно даже представить, насколько трудно тем, кто молится вместе с нами, но не здесь, а ТАМ. Люди там молятся о добре, а их молитва воспринимается теми, кто привык считать религию инструментом политики, как зло.

Как бы ни относиться к идее независимости Украины, подчинять ей Церковь недопустимо. Церковь - живой организм, чье призвание никак не сводится к необходимости быть придатком политической силы, даже самой лучшей.

Церковь - это корабль, плывущий из земной жизни в Царство Божие. Мы все, независимо от того, где мы живем, идем одним путем. В Церкви "нет ни эллина, ни иудея", ни украинца, ни русского, потому что мы плывем туда, где нет этих различий. А те, кто старается построить Церковь как "национальный корабль", должны понимать, что он не доплывет туда, где "нет ни эллина, ни иудея". Да, строители могут приобрести какой-то политический инструмент, но точно потеряют основной смысл.



 

Возможно, будет полезно почитать: